Фотий не до конца жизни оставался на патриаршей кафедре, которую он должен был покинуть при вступлении в 886 году на престол своего ученика и сына Василия I, Льва VI. Пять лет спустя Фотий умер, сыграв в высшей степени важную роль как в церковной, так и вообще в культурной жизни Византии. Параллельно с только что изложенными отношениями к римской церкви время Василия I было ознаменовано целым рядом попыток распространения христианства среди язычников и иноверцев. При нем была сделана до сих пор еще не достаточно разъясненная попытка насадить христианство среди русов, которых Василий, по словам источника, будто бы «убедил сделаться участниками спасительного крещения» 937 и принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа. Трудно пока точно сказать, о каких русах здесь идет речь. При Василии же была обращена в христианство большая часть славянских племен, поселившихся в Пелопоннессе; славяне-язычники остались в горах Тайгета. При нем же настойчиво проводилось насильственное обращение евреев в христианство. Факт низложения Фотия императором Львом VI, преемником Василия, объясняется боязнью нового государя перед все усиливавшимся политическим влиянием Фотия и его партии, а также желанием Льва возвести на патриарший престол своего брата Стефана, чтобы при помощи последнего получить полную власть над церковным управлением империи, чему препятствовала бы твердая воля Фотия. При преемниках последнего можно заметить тенденцию к примирению с римской церковью на основании обоюдных уступок. Церковные дела в Византии особенно осложнились в начале Х века во время патриаршества Николая Мистика , самого выдающегося иерарха после Фотия, родственника и ученика последнего. Благороднейшие стороны Фотия, по словам историка, «жили в его ученике Николае Мистике , который более, чем другие, стремился следовать предначертанному им идеалу патриарха». 938 Этот патриарх оставил весьма интересное собрание писем, неоценимых с исторической и церковной точки зрения. Между императором Львом и патриархом Николаем Мистиком возникли крупные разногласия из-за четвертого брака императора, против которого всеми силами восставал патриарх, доказывавший, что это противоречит церковным правилам. 939 Несмотря на это, император заставил одного пресвитера обвенчать его с Зоей, сделавшейся, таким образом, четвертой супругой императора, три первых супруги которого умирали довольно быстро одна за другой. После венчания, за отсутствием патриарха, сам Лев возложил на Зою императорскую корону, что дало повод Николаю Мистику впоследствии сказать, будто бы император был для Зои «и женихом, и архиереем». 940 Восточные патриархи, когда их спросили об этой проблеме, высказались в пользу разрешения Льву жениться четвертый раз. 941

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

«Говорят (римляне), что этот четвертый брак есть брак, а не блуд. Но какой же это брак, когда он вами учреждается не по закону, данному от Бога, а по закону, неизвестно где написанному? Разве можно назвать браком соединение с четвертою женой ради чрезмерной похоти? Где ты нашел подобный брак, откуда вводишь его в народ христианский – это царское священство? В каком евангелии, в каком апостольском правиле, в каком древнем предании церкви получил начало такой брак? Великий Павел говорит: честен брак и ложе нескверно ( Евр.13:4 ). Но если это сказано о твоем браке, то почему же св. постановления изгоняют из церкви, впавших в такое беззаконие? Если это дело есть брак и может назваться браком, то почему же такое смешение именуют они скотским и чуждым человеческой природы»? 394 «Правда вы говорите, что у вас позволен четвертый брак, что у вас дозволено брать, не только четвертую жену, но и пятую, и шестую, а когда шестая умрет, то можно вступать в новый брак, потом и еще; но ведь это поблажка сладострастью, простирающаяся до гроба. В оправдание своей поблажки вы приводите слова апостола: лучше вступит в брак, нежели разжигатся ( 1Кор.7:9 ). Вот удивительная мудрость, подобным образом понимающая слова апостола! Так-то хороша вы умеете испытывать ум Павлов! Учитель вселенной, Павел, вот как говорит, научая нас должным образом удовлетворять своей чувственной страсти: «проходит образ мира сего, имеющие жен должны быть как не имеющие и желаю, чтобы все были, как и я». Что же касается даже второго брака, то апостол не позволял его мужчинам; об этом свидетельствуют его слова: «безбрачным же и вдовам говорю хорошо им, оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть посягают». Итак, вдовам дозволяет апостол Павел второй брак ради их слабости, но вдовцам никаким образом не дозволяет; и только о невдовых, т.е. еще не вступивших в брак, говорит: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор.7:1,7,9,29,31 ). Итак, замечает патриарх, четвертый брак не брак, но блудодеяние даже, а хуже блудодеяния – нечестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

н. домашний Собор, участниками к-рого становились архиереи, случайно оказавшиеся в К-поле. Среди важнейших постановлений К-польских Синодов - «Томос единения» (920), изданный при патриархе Николае I Мистике , которым канонически запрещался 4-й брак. При патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) было вынесено неск. постановлений церковно-правового характера (о запрещении священникам заниматься делами, унижающими их достоинство; о том, что для низложения епископа требуется созыв Собора не менее 12 архиереев; об обязанности епископа, принявшего постриг, ждать решение Синода относительно того, может ли он дальше совершать епископское служение, о воспрещении клиру присваивать церковные вещи). При патриархе Михаиле III (1170-1178) были изданы постановления о запрещении заниматься мирскими делами не только священникам и диаконам, но и церковнослужителям, а также о том, что без ведома Синода ни один епископ не вправе решать важные дела. При патриархе Феодосии I (1179-1183) появилось постановление, согласно которому настоятелем монастыря не может быть назначено лицо, не имеющее пресвитерского сана. В 1186 г. при К-польском патриархе Василии II в присутствии патриархов Антиохийского и Иерусалимского и 40 митрополитов Синод постановил, что жена готовящегося к епископской хиротонии безусловно обязана поступить в монастырь и принять постриг. К-польские патриархи и Синоды часто давали ответы на вопросы, с которыми к ним обращались. Ответы эти не были законодательными постановлениями, тем не менее мн. из них со временем получали общецерковное признание как правовые нормы. Так, к патриарху Николаю III Грамматику (1084-1111) с различными вопросами обращались монахи горы Афон , и данные им 11 ответов получили общецерковный авторитет, будучи впосл. вместе с вопросами включены в различные правовые сборники. Такой же авторитет приобрели «Ответы» Ираклийского митр. Никиты Серрона (XI-XII в.) и 16 канонических ответов еп. Иоанна Китриота (1-я пол. XIII в.) на вопросы Охридского архиеп. Константина II Кавасилы ; канонические ответы еп.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы». (К 1100-летию крещения Республики Северная Осетия — Алания) 21 сентября 2022 г. 18:41 В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. 1100 лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет  Владикавказская епархия , какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии»  ( 9, 2022 ,  PDF-bepcuя ) рассказал  епископ Владикавказский и Аланский Герасим . Год юбилея — Ваше Преосвященство, какое значение юбилей крещения Северной Осетии имеет для всей Русской Православной Церкви? — Владикавказская епархия — наследница Аланской кафедры, которая является древнейшей (не считая Крыма) в России. Когда-то ее каноническая территория простиралась гораздо дальше нынешних границ Северной Осетии, о чем свидетельствуют уцелевшие православные храмы в Карачаево-Черкессии, Кабардино­Балкарии, Чечне и Ингушетии. Аланский народ принял христианство в первые десятилетия X века (917-922), при Патриархе Константинопольском Николае I Мистике. Территории, вошедшие в XVIII веке в состав России, были просвещены светом Христовой истины и благодаря влиянию византийской цивилизации приобщились к христианской культуре. Можно сказать, что Русская Православная Церковь в определенном смысле наследница духовного богатства средневековой Алании. Сегодня Северный Кавказ в общественном сознании традиционно связан с мусульманством. Но исследователи единодушны: исламизация Кавказа началась намного позже — в XVI–XVII веках, к тому времени христианство существовало здесь уже более пяти веков. И одна из задач нашего юбилея — донести эту мысль до людей. — Какое участие в торжествах примет Владикавказская епархия? Кто приглашен из высоких гостей?

http://patriarchia.ru/db/text/5961758.ht...

Василием Великим (ст. 111, 115, 117, 118), и другие, авторы которых не названы в Номоканон, но которые большею частью принадлежат св. Феодору Студиту (IX в.). 3. Правила и синодальные постановления Константинопольських патриархов и канонические ответы других иерархических лиц по разным вопросам церковной практики. Из этого разряда источников церковного права в Номоканоне приводятся: а) правила патриарха Никифора Исповедника, жившего в первой половине IX в. (ст. 66, 67, 83, 85, 112, 160, 164, 166, 169, 172, 183, 215, 217, 225); б) так называемый «том соединения» (τμος vσεως) –синодальный акт, изданный в 920 году при патриархе Николае Мистике по вопросу о третьем и четвертом браке (ст. 52); в) канонические ответы, приписываемые Иоанну, епископу Китрскому (XIII в.), но на самом деле принадлежащие другому современному автору – Димитрию Хоматишу, архиепископу болгарскому 8 . Со всеми этими источниками составители Номоканона познакомились по синтагме Властаря 9 . 4. Епитимийные правила, взятые частью из старших покаянных номоканонов (об них подробная речь впереди), частью из других (неизвестных) канонических сборников, откуда, между прочим, принято в наш Номоканон несколько апокрифических правил, с именами Василия Великого (ст. 86, 93, 113), первого, четвертого и седьмого вселенских соборов (ст. 68, 69, 82 а, 120–122), даже – самих апостолов (ст. 116, 123, 214). Составители Номоканона, руководясь в своем деле исключительно сознанием нужд современной духовнической практики, не задавались вопросом о подлинности всех таких правил и вносили их в свой сборник с традиционными их надписаниями. Только содержащаяся в 142 статье ссылка на несуществующее 103 правило Трулльского собора принадлежит, по-видимому, частью самим авторам Номоканона (указание на Трулльский собор), частью позднейшим его переписчикам (указание на 103 правило названного собора). 5. Отрывки из Евхологиона, по нашему – Служебника и Требника (см. ст. 200 и 213) и из Типика или церковного устава (ст. 169, 216–228).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Гл. 42: Восемьдесят семь глав извлеченных из новелл Юстиниана Иоанном Схоластиком. Гл. 43: Три новеллы императора Алексея Комнина о церковном обручении и венчании браков. Гл. 44: От различных граней Иустиниана царя новых заповедей главы избраны различны. Это ссылки на Юстиниановы законы, которые в греческом Фотиевском номоканоне помещены вслед за правилами в различных главах различных титулов номоканона, но которые в славянской Кормчей выделены из органической связи с главами номоканона и помещены отдельно, в виде особой юридической статьи. Гл. 45. Извлечете из законов уголовных, данных Богом чрез Моисея Израильтянам. Гл. 47. Полемические сочинения против латинян Никиты Стифата  и неизвестного. Гл. 48: Прохирон Василия Македонянина. Гл. 51: О беззаконных браках – византийские статьи о браках, запрещенных по родству и свойству. Гл. 52: Том соединения или постановление Константинопольского патриаршего синода при Николае Мистике 920 г. о третьем и четвертом браке. Гл. 53: Канонические ответы патриарха Николая Грамматика на разные вопросы, предложенные Иоанном Молчалником и другими. Гл. 54: Канонические ответы Никиты митрополита Ираклийского на вопросы Константина епископа памфилийского из конца XI века. Гл. 69: Мнение Тимофея пресвитера Константинопольского VI в. о способа принятия в церковь еретиков различных наименований. Остальных статей из числа помещенных в печатной кормчей не было Рязанской рукописи, а именно не было: Гл. 46: Закон судный людем. Гл. 49: Эклога Льва Исаврянина. Гл. 50: О тайне супружества. Гл. 55: Правила Мефодия патриарха Константинопольского IX в. о способе принятия в церковь отпадших от православной веры в ересь или в нехристианскую веру. Гл. 56: Толкование о священнических одеждах. Гл. 57: Правила патриарха Константинопольского Никифора Исповедника IX в. Гл. 58: Отрывки из канонических ответов Иоанна епископа Китрского XIII в. Гл. 59: Архиерейское поучение новопостановленному иерею. Гл. 60: Канонические ответы Тимофея патриарха александрийского V в., составляющее дополнение к его ответам помещенным выше в гл. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Вып. 1. М., 1880. С. 282.    См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 65.    См: Суворов Н. Указ. соч. С. 150—151.    Бенешевич В.Н. Указ. соч. С. 100 (прим. 1). Источники церковного права византии X-XV веков... Постановления Соборов, Патриархов и епископов.. Императорские законы    Канонисты началом нового периода в истории церковного права считают время издания «Номоканона» в редакции Патриарха Фотия — 883 г. В эту эпоху произошло отделение Римской Церкви от Вселенского Православия. Вселенские Соборы уже не созываются. Правовые определения Поместных Соборов, даже если они и получают общецерковное признание, не включаются в основной канонический кодекс Церкви, который рассматривается как уже завершенный, его составляет «Синтагма» Фотиева «Номоканона».    Константинопольская кафедра оставалась первенствующей на православном Востоке, но разгром Византии крестоносцами (1203 г.), территориальное умаление империи, теснимой турками, неоднократные попытки заключить унию с Римом подрывают ее авторитет в глазах православных негреческой национальности. В этот период рождаются Православные Церкви у славянских народов — русских, болгар, сербов, получивших крещение от Византии.    Поскольку новые правила, издаваемые Поместными Соборами, уже не вошли в канонический свод, а в связи с постоянно меняющимися обстоятельствами церковно-политической жизни необходимость в церковном правотворчестве не отпала, особо важное значение приобретают толкования канонов. Даже постановления Соборов этой эпохи приобретают характер толкований древних правил.    Главным законодательным учреждением Православной Церкви в рассматриваемый период, когда Поместные Соборы созывались нерегулярно и редко, стал Синод эндимуса Константинопольского Патриархата, так называемый домашний собор, участники которого отбирались из архиереев, случайно оказавшихся в столице.    Среди важнейших постановлений Константинопольских Синодов — «Томос единения», изданный в 920 г. при Патриархе Николае Мистике. Этим постановлением признавался действительным четвертый брак императора Льва Философа, и одновременно подтверждался канонический запрет четвертого брака.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Церковь в случае крайней государственной нужды не отказывалась пособлять государству и своими материальными средствами. Так при патриархе Николае Мистике мир с болгарами был куплен дорогою ценою со стороны государства: патриарх не отказался в этих затруднительных обстоятельствах помочь государству деньгами церковными, как это нередко случалось. Патриарх рассылает к подведомственным ему митрополитам окружное послание, котором, указывая на варварское болгарское нашествие и на общую нужду государственную, требовал от них сколько возможно большей доставки золота из их церквей и провинциальных монастырей; эти приношения должны были представлять или лично сами митрополиты или чрез доверенных людей. Если же кто из митрополитов воспротивится этому распоряжению, таким он грозил отлучением; если же кто доставит слишком мало, церкви таковых чрез чиновников будут исследованы 112 . Известно, что в изучаемый нами период государство византийское сильно страдало от нападений бесчисленных диких или полудиких соседних народов. Это было одним из постоянных несчастий государства. Церковь не оставляла государство и здесь без помощи, насколько это возможно было. Церковь обращалась к предводителям этих народов с сильным словом увещания и убеждения. Представляем поучительный пример. Симеон, царь болгарский, пользуясь малолетством Константина Порфирогенита (913–920), не раз нападает на империю, изъявляя притязания на самый престол византийский. Тогдашний патриарх Николай Мистик обращается к властолюбивому Симеону с целым рядом писем, которыми старается отвратить грозу, собиравшуюся над государством. Вот содержание первого письма, с которым обращается патриарх к царю болгарскому. „Не чернилами, а слезами», по собственному выражению его, писал он Симеону. Он убеждал Симеона подумать, как это преступно в очах Бога и людей, указывал на общего Отца сирот (император был сирота и малолетен), Который с негодованием видит и не оставляет без наказания обиды против каждого сироты, а тем более против сироты – царя, напоминал общие мирные договоры, постановленные со времени крещения болгар (в IX в.) и потом возобновленные и утвержденные собственными его клятвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010