Первое, в чем нуждалась епархия, – это богословски образованные и преданные своему делу священники, владеющие местными языками, в этих целях архиепископ Платон реорганизовал основанное при епископе Филарете духовное училище в среднее учебное заведение, в 1850 г. рижское духовное русско-латышско-эстонское училище переименовали в Рижскую духовную семинарию. По уставу училища 1-й и 2-й классы были общие; с открытием 3-го класса в сентябре 1851 г. должен был начаться курс собственно семинарских наук. В 1853 г. был открыт 4-й, философский, класс, а в 1855 г. – последний, 5-й, богословский класс. Ректором семинарии был назначен архимандрит Павел (Доброхотов), переведенный из Полоцка, а инспектором – архимандрит Иосиф (Дроздов). Введено было обязательное изучение эстонского, латышского и немецкого языков, в семинарию принимали наиболее способных детей эстонских и латышских крестьян, и она стала первым доступным для местного неимущего населения края средним учебным заведением. Первый выпуск окончивших курс состоялся 15 июля 1857 г. уже при новом ректоре, бакалавре Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрите Никаноре (Бровковиче) . Но в этом же году преосвященный Платон, вероятно под давлением местной администрации, обратился к обер-прокурору Святейшего Синода с представлением о том, что доступ в семинарию детям крестьян эстов и латышей следовало бы закрыть, о чем в 1859 г. вышло соответствующее распоряжение, и только в 1866 г. Святейший Синод признал необходимым принять меры к приведению Рижской семинарии в положение, более соответствующее как цели ее учреждения, так и местным условиям и потребностям епархии. Теперь одна треть казеннокоштных воспитанников состояла из детей местного духовенства, а остальные две трети были непременно из детей латышей и эстов. Архиепископ Платон понимал все трудности служения делу Православия в Рижской епархии и, привлекая сюда лучших и подготовленных, старался создать своим помощникам – служащим консистории, преподавателям семинарии и духовенству – хорошие, независимые условия жизни. Это было необходимо еще и для того, чтобы утвердить авторитет православного духовенства, так как местные жители невольно сравнивали православных священников с лютеранскими пасторами, с этой целью архиепископ Платон выхлопотал более высокие оклады священникам и преподавателям семинарии по сравнению с губерниями внутренней России. Клир был обеспечен землей, учреждена касса помощи для бедных духовного звания, основан в Риге для вдов и сирот духовного звания «вдовий дом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

предстанут во всей красе, и непрерывность созидательных усилий. Везде кто-то труждался. Сестры в черном неспешно поспешали, ведя с собой на послушание приезжих доброхотов, артельщики вершили строительное дело. Похоже, всем труды были в радость. Когда звонили колокола (или, как мы заметили на следующий день, во время крестного хода), рабочие вставали на лесах, осеняя себя крестным знамением. И — улыбались! Здесь, на этой площади, летом 1903 года, на празднике прославления преп. Серафима, десятки тысяч людей пели — удивительно! — «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», что и было предсказано давным-давно самим батюшкой: «Среди лета запоют Пасху». Великий плач радости прозвучал тогда в Дивееве! Эхо его мы слышим, слава Богу, век спустя. А тогда прославление преподобного Серафима сопровождали многочисленные исцеления, подтвержденные медиками. И в те же дни 1903 г. блаженная Паша Саровская вручила печальное пророческое письмо семидесятилетней давности от преп. Серафима Императору Николаю Александровичу — «Царю, который приедет в Дивеево». Скажем также, что стараниями Государя Николая II был в 1911 г. прославлен в святительском чине епископ Белгородский Иоасаф. Любимой иконой преподобного Серафима был образ Богоматери «Умиление». И сейчас главными в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря являются две большие иконы — о. Серафима, находящаяся сразу за ракой со святыми мощами преподобного, и симметричная ей — Умиление. Колонну именно у этой иконы сподобились помыть наши женщины, с радостию откликнувшиеся на просьбу сестрицы-монахини, во исполнение батюшкина завета: помогать сестрам дивеевским. А в Преображенском храме, кое-кем именуемом «памятник непослушанию» (поскольку воздвигнут не на том месте, что указывал батюшка Серафим), мы получили сухарики, освященные в котелке старца, том самом, из которого он потчевал знаменитыми сухариками приходивших к нему за вспомоществованием, прося получивших делиться ими со взыскующими спасения. О сухариках рассказывал в своих записках и протоиерей Василий Садовский: батюшка Серафим взял у него платок и стал накладывать на него «из какой-то посудины» пригоршнями сухарики, которые были так необыкновенно белы, что рассказчик «сроду таких не видывал». «Вот, у меня, батюшка, была Царица, так вот это после гостей-то осталось», — приговаривал преподобный. «Личико его до того сделалось божественно и весело, что и выразить невозможно!»

http://pravoslavie.ru/122816.html

18–ти лет принял постриг, в 20 был уже священником и настоятелем сельского храма, в 25 — настоятелем Ярославского кафедрального собора. Учился заочно в Ленинградской духовной семинарии и Академии, при этом был весьма образован. В 1957 г. вошел в состав Русской миссии в Иерусалиме, вскоре стал ее начальником, в 1959 г. был назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии и заместителем председателя ОВЦС. В 1960 г. — в возрасте 30 лет — хиротонисан во епископа, в 1961 г. возведен в сан архиепископа, в 1963 г. — в сан митрополита. В том же году назначен на Ленинградскую кафедру. Активный участник международного экуменического движения, в 60–е гг. был председателем ОВЦС, проявлял большой интерес к католичеству (его магистерская диссертация была посвящена деятельности папы Иоанна XXIII). Непосильные нагрузки подорвали здоровье митрополита Никодима — он перенес несколько инфарктов. Скончался от сердечного приступа в Ватикане, на приеме у Папы Римского Иоанна Павла I, на интронизацию которого прибыл во главе делегации РПЦ. Несмотря на его безусловную преданность Церкви и множество объективных заслуг, церковный народ не чувствовал его своим. Митрополит Никодим создал целую плеяду учеников, во многом определяющую нынешнюю церковную политику. Николаев Валериан — протоиерей, в 1949–1950 гг. настоятель храма Пимена Великого в Новых Воротниках. Студент Богословского института первого набора. Николай — см. Нечаев Н.В. Николай (Доброхотов) (1800–1864) — епископ Тамбовский и Шацкий в 1841–1857 гг. Окончил Орловское духовное училище и Киевскую духовную семинарию. Некоторое время занимал пост ректора Санкт–Петербургской Духовной Академии. С 1957 г. жил на покое в Трегуляевском монастыре. Николай (Ярушевич) (1892–1961) — митрополит Крутицкий и Коломенский. Один из самых заметных деятелей Церкви своего времени, исполнял многие ответственные поручения. Начал свое служение в Петербурге, был настоятелем Петергофского собора, а затем — Александро–Невской Лавры, в 1922 г. хиротонисан во епископа Петергофского, оставался на этом посту до 1940 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Мой дядя, брат отца, Александр Андреевич, бывший инспектором Тамбовской семинарии, писал об этом диссертацию, но его в двадцатые годы убили, а диссертация, хранившаяся в Тамбовском архиве, погибла вместе с другими документами в 1942 г., когда враг подходил к Воронежу, и в страхе уничтожались все архивы. Так что, к сожалению, остались только семейные предания. К нашему роду принадлежал, в частности, епископ Николай (Доброхотов). В его жизни была драма, после которой он и пошел в монахи. Его собирались женить. В те времена жених часто видел невесту только в церкви, — все решали родители. Правда, в нашей семье порядки были довольно либеральные. Как было в этом случае — неизвестно, но в самый день свадьбы случилось несчастье: на паперти храма невесту убили. А жених вместо венца, прямо как был, во фраке с белой манишкой, пошел в Киев, в Лавру. Там он некоторое время был послушником, его заметили и послали в Петербург: «Здесь тебе делать нечего. Езжай туда учиться». Потом он стал епископом Тамбовским. Говорили, что Лесков немало выражений позаимствовал у него. Действительно, сказать он умел. Однажды, например, подошла к нему дама в лайковых перчатках и, не снимая их, сложила руки, чтобы взять благословение. «Лайку не благословляю», — сказал епископ. Дама очень обиделась, приняв слово «лайка» на свой счет. Другой раз владыка заметил, что один из губернских чинов не был на службе, — а ведь службы были протокольные. «Что же вы, ваше превосходительство, в храм не пожаловали?» — спросил он его при первой встрече. «Храм у меня в сердце». — ответил тот. — «В сердце у вас, ваше превосходительство, храм, а в голове–то, что же, — колокольня?» О жизни дореволюционного духовенства говорят по–разному; кто–то видит хорошее, кто–то — плохое. Таковы сами люди — один скажет: «Ведро наполовину пустое» — другой: «Наполовину полное». В нашей семье воспоминания сохранялись только светлые. Оба моих деда были сельские священники. Один служил в селе под названием Селезни, другой — в селе Космодемьяново.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

С 14 марта 1914 г. при Никольском храме погоста Березна священствовал Василий Васильевич Виноградов (1887 г.р.), окончивший Московскую Духовную Семинарию. После закрытия храма он работал счетоводом Дракинского сплавучастка. 14 сентября 1937 г. о. Василий был арестован в дер. Юрятино Тарусского района. 21 октября того же года его расстреляли на Бутовском полигоне, вместе с другими серпуховскими священниками и церковнослужителями: протоиереем Александром Владыченским, священником Василием Озерецковским, иеромонахом Михаилом Доброхотовым, иеромонахом Илией Кирпичевым, иеромонахом Алексием Бачуриным, иеромонахом Андреем Алексеевым, псаломщиком Василием Ивановичем Глуховым. В 1932 г. березнинский храм был закрыт, а в 1953 – перестроен под административное здание, позднее обращённое в материально-технический склад совхоза «Большевик». При этом было уничтожено завершение храма и верхних ярусов колокольни, изменены оконные проемы и убранство фасадов. С 2006 г. на Березне деятельно возобновляется приходская жизнь, идут восстановительные работы, совершаются регулярные богослужения. 17 октября 2007 г., в Никольском храме была отслужена первая Божественная Литургия. http://tsobor.ru/?p=1555 Каменная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1698 году. Трапезная с Тихвинским (существовал с 1817 г.) и Митрофаниевским приделами выстроена вновь в середине XIX в. Закрыта не позже 1930-х г.г., в 1953 г. венчания сломаны, здание перестроено под сельсовет. Долгое время использовалась как склад. Богослужения возобновлены в 2007 г. До каменной церкви стоял на погосте деревянный храм: «В окологородном стану село Березна на реке Березенке, а в нем церковь Николы Чудотворца, деревянная, клетцки строенныя». Раньше погост был оторван от жилья, до ближайшего села Березны около двух километров. Имея отдаленный приход, священник погоста Дмитрий Потапов в 1694 году писал, что: «та церковь Божия стоит на пустом месте, у той церкви нет ни единого двора,… и построиться ему негде и кормиться нечем».

http://sobory.ru/article/?object=14250

В 1918 г. произошло изменение в административно-территориальном делении края. В 1918 г. Кинешемский и Юрьевецкий уезды из Костромской губ. были переданы в новообразованную Иваново-Вознесенскую губ. (с 1929 Ивановская промышленная обл., с 1936 Ивановская обл.). В церковном отношении оба уезда (с кон. 20-х гг. XX в. районы) до 1936 г. оставались в составе Костромской епархии и управлялись епископами Кинешемскими, викариями Костромской епархии (см. Кинешемское викариатство ). Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в Палехе. 1774 г. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в Палехе. 1774 г. Фотография. 2012 г. В 20-х гг. XX в. на территории совр. К. и П. е. были упразднены все мон-ри. На рубеже 20-х и 30-х гг. прошло массовое закрытие храмов в Кинешме: в 1927 г. были закрыты Воскресенская и Крестовоздвиженская церкви, в 1929 г.- Благовещенская ц., в 1930 г.- Вознесенская ц., в 1940 г. прекратилось богослужение в Успенском соборе. К 1941 г. ни один из 12 храмов в Кинешме не был действующим. В 1929 г. был закрыт Успенский собор в Юрьевце, в 1931 г.- Входоиерусалимский собор. В 1931 г. закрылись Успенский собор в Лухе и Преображенский собор в Пучеже, в 1933 г.- Крестовоздвиженский храм в Палехе. В кон. 30-х гг. началось массовое упразднение сельских храмов в крае. К 1941 г. из 13 храмов Юрьевца действовал только кладбищенский Свято-Духовский храм, ни одной действующей церкви не оставалось в Лухе, Родниках, Пучеже, Палехе. В 20-30-х гг. XX в. жертвами террора на территории совр. К. и П. е. стали десятки священнослужителей, в т. ч. священномученики Кинешемские: епископы Василий (Преображенский) и Борис (Воскобойников) , протоиереи Константин Разумов, Петр Лебедев, Иоанн Доброхотов и Николай Бухарин, священники Иоанн Рождественский, Иоанн Румянцев, Иоанн Успенский, Леонид Виноградов и др. В 1947-1950 гг. настоятелем Троицкой ц. в с. Воронцове (Пучежский р-н) служил архим. преподобноисп. Леонтий (Стасевич), здесь 2 мая 1950 г. он был арестован. Тихонов Лухский мон-рь. Фотография. 2012 г.

http://pravenc.ru/text/1684650.html

А теперь пока нужно ждать да по силам трудиться и принимать меры к просвещению язычников верой. У буддистов есть строго определенный культ, торжественное богослужение, роскошные храмы; японцы привыкли к этому; а у нас храмы пока довольно не представительные, большею частью в обыкновенных домах при бедной обстановке. Такая бедность и в России, где уже христианство укоренилось, несколько удручает и ослабляет усердие к богослужению, а здесь это тем более заметно. А между тем средств пока совсем нет на постройку хороших храмов. Вот, например, в Оосака теперь сравнительно христиан порядочно. Бог даст лет через пять удвоится; а храм бедный, в обыкновенном доме. Хорошо бы было помаленьку собраться с силами, да через пять-то лет начать постройку настоящего здесь храма. Это весьма бы приподняло дело и язычников привлекло бы к Церкви. Ведь если наши предки, не привыкшие ни к какому богослужению, пришли в великое умиление от греческого богослужения, то что сказать относительно японцев, привыкших к торжественности? А наше богослужение и торжественно и назидательно во всех своих частях. Недаром ещёе на освящении Тоокейского собора многие язычники и высокопоставленные с удовольствием говорили о высоте нашего богослужения. Здешний принц Кан-ин, приходивший в собор с нашим великим князем Кириллом Владимировичем, тоже потом с великим удовольствием отзывался об этом. Вот хорошо бы, если бы русские добрые люди помогли в этом деле по мере сил и тем вложили бы свою лепту в дело, ради которого Христос Крест претерпел. Не найдете ли таких доброхотов, пожалуйста, расположите к сему. А в дальнейшем Бог поможет». г. Осака, Япония, октября 2/14 1898 года   Письма печатаются по изданию: Уфимские епархиальные ведомости, 1905, 1, 16.   Романов Кирилл Владимирович (1876 — 1938) — великий князь, двоюродный брат Николая II. — Прим. сост. Купить эту книгу можно будет Рейтинг: 2 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/2904.html

26 декабря 1882, по случаю 100-летия со дня рождения «доблестнейшего иерарха отечественной церкви» епископ Олонецкий Павел (Доброхотов) совершил литургию и панихиду в Петрозаводском кафедральном соборе (Заупокойная обедня и панихида по митрополите Филарете.//ОГВ. 1882. 99. С. 1062). См.: Иоанн (Снычев), митрополит. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула. 1994. 4, 231, 354 Филимон . 415 Филимонов Козьма Филимонович; (1855 – 11 июня 1924). Сын дьячка. Родился в с. Ежезеро Вытегорского у. Окончил Олонецкую ДС (1879 по второму разряду). Был учителем Коштугского сельского земского училища Вытегорского у. (в 1879). В 1882–1903 служил в Олонецком губернском статистическом комитете, в 1903–1919 – в Олонецком управлении земледелия и государственных имуществ (мл. помощник делопроизводителя, с 15 марта 1905 – и. д. старшего помощника делопроизводителя). Был членом Губернского статистического комитета. В 1919–1921 – библиотекарь Ежезерской волостной библиотеки. В 1921 был инициатором создания краеведческого отделения при Центральной Карельской библиотеке в Петрозаводске. 7 ноября 1890 зачислен в штат канцелярии губернатора (3-й разряд по происхождению и 2-й по воспитанию) с откомандированием в Олонецкий губернский статистический комитет. См.: А. Х. Козьма Филимонович Филимонов (Скончался 11 июня 1924).//Краеведение. 1924. 4. С. 476. 60 Филипп (Колычев Федор Степанович); (1507 – 23 декабря 1569), св. Митрополит Московский июль 1566 – ноябрь 1568. 231 Фиников Петр Михайлович; (? – не ранее 1923). Окончил Рязанскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. С 1 ноября 1896 – преподаватель логики, психологии и соединенных с ними предметов Рязанской ДС. Впоследствии священник и законоучитель Царскосельского женского училища духовного ведомства. С 7 января 1904 – священник, 6 мая 1914 – протоиерей Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской ул. в С.-Петербурге. 57, 72 Фирсов Иван Андреевич ; (ок. 1895 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358 Флитнер Наталья Давидовна; (14 сентября 1879 – 16 июля 1957) – историк востока, искусствовед. Окончила Николаевский Сиротский институт, училась в Санкт-Петербургском университете (1905–1909), Берлине (1909, 1912–1914), преподавала в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1919–1956), Ленинградском университете (с 1921). В 1922–1924 – заведующая музеем сравнительной истории религий экскурсионной секции Политпросвета. В 1919–1950 работала в Эрмитаже. Доктор исторических наук, профессор (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Замечание П.А. Столыпина о министре Витте: «Человек он очень умный, но насколько я его понял, это человек, думающий больше всего о себе, а потом уже о Родине. Родина же требует настолько чистого служения, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует всю работу». Вот каких людей нам надо выбирать.»  Г.С. Подхяпольский с дочерью   1992 г. «Был в гостях у Н.В. Зволинского. Он смотрит на наше будущее оптимистично: будет частная собственность — будет и хозяин, однако перемен к лучшему ждет не скоро: больше всего опасается гражданской войны». Наконец, нужно упомянуть о  Леве Рыжове, уже не связанном с Н.В. по науке. Это был очень талантливый человек и художник, и поэт и много что еще… В комнате Н.В. над диваном висела маленькая картинка Левы. Зима, сугробы, елки, падают крупные снежинки, и по сугробам бредет преподобный Сергий… Замечательная картинка!… Человек очень тонкий, ранимый, чистый, он был близок к о. Иоанну Крестьянкину, часто и помногу жил в Печорах, даже иподиаконствовал у кого-то из Псковских владык… Но жизнь его, как часто бывает с талантливыми людьми на Руси, сложилась трагически… В каком-то смысле к ученикам можно отнести и академика С.С. Григоряна. Во всяком случае он сам свидетельствует о большом нравственном влияни на него Н.В. На фотографии изображен момент охотничьего триумфа Самвела Самвеловича, когда он находился по рекомендации Н.В. в гостях у брата Н.В. Матвея в Пермском крае.  Из этих воспоминаний ясно вырисовывается образ далекий от привычных штампов кабинетного ученого. Н. В. любил работать за своим письменным столом, но вместе с тем с интересом выезжал в экспедиции в Среднюю Азию и в Казахстан, летал на Северный полюс. Европейскую часть Советского Союза он объездил на своем мотоцикле Харлее-Дэвидсоне.   Н.В. вместе геодезистом Ю.С. Доброхотовым Полет на Северный Полюс   Перед спуском в шахту С.С. Григорян с охотничьими трофеями В странствиях по стране Духовные отцы И при этом он всегда оставался человеком Церкви. Долгие годы он был прихожанином храм Николая в Кузнецах, где настоятельствовал о. Всеволод Шпиллер. В о. Всеволоде Н.В. привлекала интеллектуальная широта, его уменье находить ответы в святоотеческом наследии ответы на сокровенные запросы современности. Н.В. всегда горячо отзывался на приглашения так или иначе помогать Церкви встать на ноги, а это было так не просто в то время! Так он подписал письмо в поддержку Настоятеля в тяжелую пору, противостояния со старостой храма, стремившегося разрушить приход…

http://pravmir.ru/ya-vrag-naroda-ili-uch...

Учился он хорошо, но временами неохотно, Эпинус, преподававший ему физику и алгебру, говорил, что он имеет геометрический ум и точность ума. «И подлинно, когда Его Высочество не заленится, то провождаемые с ним в учении часы неописанное приносят услаждение: с такою остротою и основательностью вникать изволит» (окт. 1765 г.). Разсказывает Порошин о том как вел. князь спорил в марте 1765 г. с гр. Григорием Орловым о гремящем золоте и деланные им замечания по физике «служили к общему удовольствию всех его доброхотов». Закон Божий преподавал иеромонах Платон (Левшин) , будущий выдающийся митрополит Московский. Он укрепил в Павле религиозное чувство и преданность Православию. Владыка Платон впоследствии свидетельствовал: «Высокий воспитанник всегда был по счастью к набожности расположен, и разсуждение ли, или разговор относительно Бога и веры были ему всегда приятны. Сие, по примечанию, ему внедрено было со млеком покойной императрицей Елисаветой Петровной, которая его горячо любила и воспитывала, приставленными от нее, набожными женщинами». Подтверждением сказанному, служит запись Порошина в октябре 1764 г. о впечатлении от урока, вынесенного Павлом: «Окончивши учение, изволил Его Высочество пойтить в опочивальню, и идучи изволил сказать: хорошо учитца-та; всегда что-нибудь новинькое узнаешь. Я говорил Его Высочеству, что лишь бы вскучать не изволил, а то в таких новостях недостатку не будет». Через два дня о. Платон поднес Павлу от Снода разных священных книг до сорока и разсуждал о церковной печати. В ноябре имеется такая запись: «Отец Платон поднес Государю диссертацию своего сочинения о Мелхиседеке, о котором Его Высочество давно уже у него требовал подробного изъяснения. Его Преподобие весьма связно в диссертации своей изобразил все известное по Священному Писанию о Мелхиседеке». Порошин 15 августа 1765 г. пишет: «Успение Пресвятые Богородицы. Его Высочество встать изволил в исходе седьмого часа. Одевшись, изволил читать с Его преподобием Отцем Платоном Священное Писание. Потом разбирали мы книжку, в которой служба на сегодняшний праздник и пели оттуда стих: «побеждаются естества уставы в Тебе Дева чистая» и проч.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010