Варя, воспитанница Мариинского приюта — 149 Василий, архиепископ Псковский — в 1870 г. в Псковской епархии такого иерарха не было, место архиепископа было вакантным, а епископом с 1869 г. был Павел (Доброхотов) — 72 Василий, казанский священник из татар — 303 Василий, отец — см. Руженцев В. И. Василий, певчий Александро–Невской лавры — 122 Василий, родственник отца Николая из Пустоподлесья — 310 Василий, сызранский священник, брат отца Николая — Касаткин Василий Дмитриевич (1839–1911) — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1861); протоиерей, настоятель женского Сретенского монастыря в Сызрани — 103, 240, 303, 309 Василий Александрович — описка: Владимир — см. Орлов В. А. Василий Борисович — см. Бажанов В. Б. Василий Васильевич — см. Григорьев В. В. Василий Дмитриевич — см. Аксенов В. Д. Василий Иванович, секретарь митрополита Исидора — 151 Василий Святой — Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 329–379) — церковный деятель, философ–платоник, епископ в Кесарии — 122, 218, 247, 252, 306 Василий Яковлевич — см. Михайловский В. Я. Васильев, семинарист, тенор из Казанской Духовной семинарии — 299–301, 312 Васильев Василий Павлович (1818–1900) — филолог, синолог, академик — 162 Васильчиков Петр Александрович — Васильчиков Петр Алексеевич (1829–1898) — уполномоченный Общества попечения о раненых и больных воинах (1875–1876); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); историк — 119, 123, 136, 190, 214, 241 Васильчикова Александра Петровна, дочь П. А. Васильчикова — 119 Васильчикова Евгения Петровна, дочь П. А. Васильчикова — 119, 288 Васильчикова Екатерина Петровна (? –1904), дочь П, А. Васильчикова — 119 Васильчикова Мария Петровна, дочь П. А. Васильчикова — 119, 172, 178, 182, 214 Васильчикова Ольга Петровна, дочь П. А. Васильчикова — 119, 288 Вастеховский Василий Георгиевич, знакомый отца Николая в Пустоподлесье — 310 Вася, болгарский мальчик — 291 Вахрушева, благотворительница — 153 Белецкий Владимир Алексеевич — генеральный консул в Сан–Франциско; действительный статский советник — 123, 129, 133

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

+родители: Ал–др Ник. и Елена Мих.1878–1968, 16.03 . Алфавитный указатель упомянутых лиц и их могильных участков Акимов Александр Гаврилович 11–3 Быков Вл–р Петр., дух. писатель, Апушкины Конст. Конст. и др. 14–2 Бутурлина Вера 17–1 Василенко Серг. Никифорович 5–1 Васильев Борис Ал–др., 20–3 Васнецов Аполлинарий Мих. 20–1 Васнецов Виктор Мих. 18–4 Виноградов Ал–др Ал–др. 25–3 Владимир (Москвитин) 23–3 Воскресенский Ал–др Георг. 12–1 Гааз Феодор Петр., доктор 10–1 Герасим (Прокофьев Гр. Григ.), 19–6 Голубцов Николай Ал–др и др. 25–2 Голубцов Сергей Ал–др. и др. 22–1 Гришин Вадим Яковл. 1–2 Гузняков Борис и др. 14–8 Демин Алексий Семенович и др. 19–4 Дервиз Влш. Дм. 5–4 Дефендова Ольга Серафимовна 14–5 Добровольский Ал–др Ал–др 3–1 Доброхотов Иван Ал–др. 23–5 Евдокимов Василий Федорович 3–2 Захария–Зосима (Егорченков) 16–1 Зосима (Иджилов Ф.Д.) 13–2 Иаков (с 1973 г.) – Сенаторов 21–5 Иеремия (Лебедев Вл. Ал–др) 16–2 Иона (Зырянов Вл. Ал–др.) 16–2 Казновецкий Анат. Серафим. 10–10 Каменевы Вл. и др. 17–1 Криволуцкий Вл.–р Вл–мирович 15–1 Любимов Ал–др Вас. 14–7 Мечёв Алексий 14–3 Покровский Ал–др Серг. 5–2 Померанцев Ал. Степ. 6–1 Пульхритудов Николай Михайл. 20–3 Рыбчинский Евфимий Ал–др. 14–10 Савинский Сергий Вас. 23–8 Свенцицкий Валентин Павлов., 7–1 Свет Мария Ивановна 14–1 Сергий (Гришин Алексей) 23–7 Сергий (Савельев Вас. Петр.) 4–2 Серебренников Василий Ник. 23–9 Скворцов Ал–др Григ. 23–10 Смирнов Ал–др Васил. и брат 23–11 Смирнов Сергий Вас. –12 Соколов Вонифатий Ив. 4–4 Соколовский Павел Семен. 22–2 Станиславский Ал. Маркианов. 10–5 Тепнина Лидия 17–1 Толгский Александр Вакс. 25–1 Третьяковы: Александр Мих. 20–2 Трифон (Туркестанов) , митр. 23–1 Фамарь (Марджанова) 14–4 Фаворская Мария Вл. 5–4 Холмогоров Мих. Кузмич 13–1 Цветков Дмитр. Павл., 17–4 Чепурин Николай Викторович 23–2 Чертков Николай Феоктистович 9–1 Чмелёв Яков Ал–др 7–4 Шамбинаго Сергей Константн. (и Фадеева Ант–на Вл., мать А.А. Фадеева) 5–2 Штраус Дмитрий Адольф. 14–9 Щукин Сергий 4–1 Эрлангеров часовня, ориентир 11–0

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Иван Касаткин, будущий святой Николай Японский , в выпускном классе духовной академии тоже чувствовал «неясную тягу» к Востоку, а именно к Японии, и, когда однажды увидел в аудитории на столе объявление с приглашением желающего в священники для российского консульства в г. Хакодате на о. Хоккайдо в Японии, сразу подал заявление на этот пост. Он оказался одним из 10–12 кандидатов, но был предпочтен как единственный из них, избравший монашество. «Получив должность священника консульской церкви, Иван Касаткин 23 июня 1860 г. был пострижен в монахи с именем Николай, а 30го рукоположен в духовный сан. 1 августа 24-летний иеромонах Николай отправился в Японию» и 2го июля следующего, 1861 г. прибыл в Хакодате. 536 Всю свою остальную трудную, целенаправленную и деятельную жизнь святитель Николай отдал созданию Японской Православной Церкви, в чем и преуспел. Выстроенный его усилиями в Токио собор, «Никораидо», – по сию пору крупнейший в японской столице и не пустующий. Кроме того, православные церкви рассыпаны по всей стране. Богослужение в них ведется на японском языке, который святитель Николай выучил и на который с помощью своих учеников-японцев перевел Священное Писание и богослужебные тексты. Он трудился совершенно как святитель Стефан Пермский в XIV в. среди коми-зырян, просвещая, обучая, переводя не только со славянского, но и с греческого (он несколько раз жалуется, что славянские тексты без греческих оригиналов бывают непонятны), даже пение японцам по-японски перепевая. Русского помощника, как ни добивался он в течение десятилетий, святитель Николай так и не смог обрести. Как и о. Иоанн Кронштадтский в своей социальной работе, так и святитель Николай в своей миссионерской опирался на средства доброхотов, которых смог в ней заинтересовать. Помимо миссионерства, службы в церкви, руководства архиепископией, проповедничества и организаторства, святителю Николаю много времени и душевных сил пришлось уделить русским пленным, захваченным японцами во время русско-японской войны 1904–1905 гг. Направляемые им ученики его, православные священники-японцы, служили в лагерях русских военнопленных, святитель Николай слал в эти лагеря книги, иконы, нательные крестики, деньги, помогал связи пленников с Родиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Из всех поступивших из церкви Воскресения Лазаря икон в собрание нашего музея мы имеем единственные подписные произведения мастера-монограммиста Д.С. Это миниатюры примерно одного времени – упомянутые ранее дробницы с царских врат, храмовые иконы свт. Николая и Троицы Ветхозаветной и близкие к ним иконы Спасителя и Богородицы, которые обычно подвешиваются на столбиках царских врат. Иконы свт. Николая и Троицы датируются 1861 г. На эту дату мы и ориентируемся, когда определяем время выполнения всего комплекса. Что вполне допустимо, так как из летописи церкви известно, что в 1857 г. на средства доброхотов и жертвователей в храме обновляли иконостасы. Иконы мастера «Д.С.» находятся на стыке двух направлений развития ростовской финифти – народного и профессионального. В целом это примитив, но как тщательно, скрытым пунктиром выписано личное. Очень мягкий нежный тон подмалевка то усиливается, то ослабляется едва заметным пунктиром, который напоминает работы Якова Шапошникова, его стремление к легкости и воздушности, умению прятать мазок. И здесь, думается, нужно сказать еще об одном, видимо, последнем ученике Якова Шапошникова (мастер умер в 1851 г.) – Дмитрии Сергееве. Дмитрий Сергеев – воспитанник общественной богадельни, около 1832 г. рождения, взят Яковом Шапошниковым от купца Рахманова до 18-летнего возраста. В 1844-1848 гг. жил у него в доме в учениках. В 1861 г. ему было 29 лет. Дмитрий Сергеев – не единственный из мастеров этого времени, кто имел инициалы «Д.С.». В конце 1850-х гг. работали так же Дмитрий Соколов на Алексея Яйцова и Денис Старчиков, сначала на Никанора Шапошникова, затем на Николая Колосова. Но они были значительно старше Дмитрия Сергеева, в 1861 г. каждому из них было уже за 50 лет. Что в миниатюре особенно важно, особенно при выполнении таких крупных комплексов, которые остались после мастера «Д.С.». Создание комплексов миниатюр, стремление вырваться из камерности миниатюры отличало не только мастера «Д.С.». Аналогичный комплекс миниатюр для царских врат второго придела церкви Воскресения Лазаря был выполнен, предположительно, Сальниковым.

http://sobory.ru/article/?object=43120

Сергей Лазаревский – московской. 5 Петр Смирнов – калужской. Алексей Чистяков – курской. Николай Смирягин – рязанской. Павел Васильев – орловской. Николай Дмитревский – костромской. 10 Иван Пятницкий – калужской. Василий Любомиров – рязанской. Федор Павловский-Μихайлов – черниговской. Михаил Страхов – новгородской. Николай Никольский – московской. 15 Семен Еленевский – полоцкой. Петр Сахаров – московской. Дмирий Боголепов – московской. С правом на получение степени магистра по исправлении сочинения, или представлении нового удовлетворяющего требованиям магистерского сочинения. Иван Никольский – ярославской. С правом на получение степени магистра по выдержании удовлетворительного испытания на степень магистра. Кандидаты: Георгий Иосселиани – тифлисской. 20 Священник Михаил Гастев – тульской. Петр Доброхотов – владимирской. Александр Соколов – ярославской. Владимир фаворский – тульской. Алексей Архангельский – той же. 25 Петр Щапов – тверской. Дмитрий Успенский – тульской. Александр Транквиллитатин – той же. Николай Цхветадзе – тифлисской. Сергей Солнцев – вифанской. 30 Дмитрий Менагиас – из греков. Григорий Миславский – черниговской. Карп Тизик – рижской. Александр Успенский – владимирской. Евлампий Ковалев – ярославской. 35 Иван Токаревский – виленскоЙ. Василий Вышеславцев – калужской. Николай Виноградов – вифанской. Михаил Лавров – той же. Алексей Успенский – владимирской. 40 Димитрий Астров – тамбовской. Владимир Кунахович – виленской. Диакон Иоанн Назаров – тамбовской. Иеромонах Мисаил – владимирской. С правом на получение степени кандидата по представлении сочинения в исправленном виде. Николай Иванцов – московской. Оставлены без присуждения ученых степеней за непредставлением сочинений, или за представлением оных в неоконченном виде. Алексей Безроднин – полоцкой. Филарет Дмитриев – черниговской. Яков Погодин – новгородской. 50 Николай Крутиков – орловской. Алексей Исаев – рязанской. Евгений Успенский – тульской. Василий Молчанов – московской. Священник Василий Телегин – орловской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Касаясь охраны домика батюшки, следует отметить, что среди ратников были честные, преданные воины Христовы, которых благословил сам старец. Это рабы Божии Александр, Владимир, Михаил, Николай и многие другие. Перевозом паломников с материка на остров и обратно занимались ответственные Александр Петров, Михаил Васильевич, Николай, Василий и другие. Особенно тепло хочется сказать о нашем настоящем духовнике, митрофорном протоиерее Иоанне Миронове, которого нам с женой Верочкой благословил в 1996 году старец Николай Гурьянов , сказав, что «батюшка Иоанн – Жизнь любит, и Жизнь любит его». В конце своего короткого повествования хочу обратить внимание на тех духовных наставников, святителей, пастырей Церкви Православной, попечителей, которые в течение многих лет любили и любят батюшку Николая, несут попечение о его пастве, творят молитву в храме Николая Чудотворца на острове Залита (ранее именовался Талабск), заботятся о ремонте, убранстве обители, совершают панихиды на кладбище у могилы старца Николая и лежащей рядом его мамы Екатерины, восстанавливают медпункт, школу и прочие общественные здания. Конечно же, это в первую очередь – присно-поминаемый Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй, о здоровье которого батюшка Николай просил постоянно молиться, и митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, которые ожидают в скором времени прославления старца протоиерея Николая, теплого заступника за нас, грешных, у Престола Господня. В течение последних семи лет в храме Божием на острове Залита служит иеромонах Паисий, бывший насельник Псково-Печерской Успенской обители, служит с любовью о Господе к батюшке Николаю, к верным чадам его, имея о них духовное попечение (по их желанию). В храме в служении отцу настоятелю иеромонаху Паисию помогают в течение многих лет монахиня Рафаила, Нина Васильевна и многие другие. Восстановлением общественных зданий на острове Залита занимается в течение многих лет уважаемый председатель поселкового совета Александр Полетаев, в ремонте храма помогал Михаил Владимирович, в ремонте медпункта – Николай Леонидович Иванов. Это далеко не полный перечень доброхотов-попечителей. Господь воздаст им за их труды!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

—204— вых не усматривает оснований к изменению доселе действовавшего порядка, определяемого Синодальным постановлением от 28 Ноября-14 Декабря 1886 года 2601; о чем и послать Вашему Преосвященству указ». в) Отношения 14-ти Правлений духовных семинарий с препровождением документов назначенных ими к поступлению в состав нового (LXV) академического курса воспитанников: Витебской – Феодора Городецкого, Вифанской – Виктора Преображенского, Владимирской – Павла Панова и Александра Яхонтова, Волынской – Мирона Ржепика, Воронежской – Михаила Ватутина, Иркутской – Михаила Ковригина, Костромской – Сергея Рубинского, Курской – Александра Бабакова, Московской – Петра Смирнова, Одесской – Николая Щукина, Подольской – Михаила Баржицкого, Тамбовской – Алексея Доброхотова, Тульской – Владимира Троицкого и Черниговской – Александра Горского и Николая Мусатова. г) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что все лица, явившиеся для поступления в состав нового академического курса по собственному желанию, в качестве волонтеров (36 студентов духовных семинарий, из коих 7 семейных священников, 1 окончивший курс Московского коммерческого училища, представивший удостоверение от Правления Московской духовной семинарии о вполне успешном выдержании им при семинарии испытании по всем богословским предметам семинарского курса учения, и 1 окончивший курс Курского реального училища, представивший таковое же свидетельство от Правления Волынской духовной семинарии) были допущены им к приемным испытаниям. Последние, согласно определению Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186, произведены были, в пределах семинарского курса, – по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета (как двум отдельным предметам), догматическому богосло- —205— вию, всеобщей церковной истории (до разделения церквей) и по одному из древних языков, по выбору экзаменующихся. – Независимо от сего экзаменующиеся писали на заданные темы сочинения по нравственному богословию, философии и поучение. – Вышеупомянутые воспитанники светских учебных заведений – Алексей Никонов и Сергей Воинов, на основании определения Святейшего Синода от 10–22 января 1903 года за 118, освобождены были от испытания по одному из древних языков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макогонского Григория, Крылова Павла, 50) Рождественского Николая, Кипарисова Бориса, Бажанова Николая, Глаголева Георгия, Крылова Владимира, Соболева Михаила, 55) Алмазова Александра , Соколова Василия , Воскресенского Михаила и 58) Попова Александра . в) В IV-й курс – студентов III курса: 1) Кобранова Евгения, Соловьева Дмитрия, Иванова Бориса, Счастнева Петра, 5) Розанова Николая , Мытарева Николая, свящ. Ворончева Александра, иером. Матфея (Олейника), Виноградова Сергея, 10) свящ. Ляде Серафима, Меморского Алексея, Доброва Владимира, Щеголькова Михаила, свящ. Дмитриева Василия, 15) Ружицкого Константина, иером. Павла (Волкова), Никольского Виктора, Воронцова Вениамина, свящ. Дубровина Димитрия, 20) Товстуху Михаила, свящ. Цветаева Николая. Соколова Бориса, Протодиаконова Александра, Андреева Федора, 25) Орлова Антония, Соколова Николая, Давидова Федора, Саффрана Георгия, Кириченко Василия, 30) Шувалова Петра, Постникова Михаила, Руднева Николая, иером. Павлина (Крошечкина), Розова Григория, 35) Жданова Леонида, Тихомирова Владимира, Бриллиантова Петра, свящ. Беляева —131— Николая, Соловьева Ивана, 40) Боголюбского Геннадия, Некрасова Михаила, свящ. Рождествина Александра, Батина Павла, Шереметевского Алексея, 45) Молчанова Николая, Безродного Михаила, Верхоустинского Дмитрия, Архангельского Константина, Васильевского Александра, 50) Смирнова Дмитрия, Новосельского Владимира, Иваницкого Владимира, свящ. Смирнова Николая и 54) Заболотского Павла. 2) Студента II курса Георгия Вязигина оставить в том же курсе на второй год. 3) Студентам: III курса – Авдиеву Александру, свящ. Белорукову Александру, Истомину Дмитрию, Металлову Валентину, Пешкову Стояну, Пиуновскому Николаю и иеромонаху Валериану (Рудичу); II курса – Доброхотову Михаилу, иеромонаху Трифону (Мохору), свящ. Проталинскому Иоанну, иеромонаху Вассиану (Пятницкому) и Суворову Николаю и I курса – Мизерову Дмитрию – разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1915 года, – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III. а) Доклад секретаря Совета Н. Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования. – По предложению Преосвященного Ректора, поверка ведомости в отношении точности подсчета и вывода среднего балла произведена доцентом Академии иеромонахом Варфоломеем (Ремовым)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же касается до дара прозорливости, то свидетелей на это из всех сословий, может быть, очень много, в число коих я могу почти включить и самого себя. Ибо в первый год моего пребывания в Тамбовской епархии я был в Саровской пустыни и в пустынной келье о.Серафима, и в его даже особой молитвенной клети, которая могла только поместить человека в стоячем положении, видел его самого, долго беседовал с ним и получил от него на память некоторые вещи, в которых, a еще более в его словах и действиях последствия довольно ясно указали мне, и, вероятно, еще укажут его прозрение в будущее. Это был последний год (его жизни, и мне уже не суждено было более видеть его». 29 Иона (Василевский) митр. Карталинский; 1812–1821 гг. был епископом Тамбовским ; 1832–1849 гг., будучи уволен от епархии, присутствовали в Синоде. 30 Этими «несветлыми помыслами» Саровский игумен (Нифонт) и бывший Тамбовский епископ Иона только оправдали истину сказанного Господом: несть пророк без чести, токмо воотечествии своем и дому своем ( Матф. 13, 57 ). 31 Кирилл (Богословский-Платонов) , в этом 1840 г. вызванный для присутствования в Святейшем Синоде. Ему, действительно, было дано Житие на рассмотрение, и он 6 февраля 1841 г. донес Святейшему Синоду: «По внимательном прочтении сей рукописи, не нашел я ничего сомнительного к напечатанию оной, по назидательности сказания для любителей жизни монашеской. Какое издание в свет онаго признаю со своей стороны приличным и потому, что духовные наставления о. Серафима, затворника Саровской обители, исполненный глубокой евангельской мудрости, напечатаны уже при жизни подобного подвижника Марка» 33 Эта история свидетельствует также, что первое Житие преподобного Серафима, прошедшее чрез руки м. Филарета и подвергшееся такой строгой критике, должно быть признано наиболее верным и наиболее ценным, особенно в сравнении с множеством явившихся в последнее время, между которыми есть и беллетристическеого характера, и с претензиями на ученость, на объяснение психологии (!) великого подвижника благочестия 36 епископ Тамбовский Николай (Доброхотов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

в) в IV курс – студентов III курса: 1) Троицкого Владимира, Горского Александра, свящ. Соколова Василия , Преображенского Виктора, 5) Александровского Василия, свящ. Синадского Евгения, Яхонтова Александра, свящ. Добронравова Георгия, свящ. Платонова Вениамина, 10) Беляева Михаила, диак. Попова Николая , Рождественского Евгения, Казанского Платона, Рубинского Сергея, 15) свящ. Вьюкова Алексея, Вышеславова Дмитрия, Троицкого Алексея, свящ. Соболева Алексея, Мальгинова Бориса, 20) Бабакова Александра, Мусатова Николая, Панова Павла, Фортунатова Василия, Сахарова Николая, 25) Городецкого Федора, Благовещенского Сергея, Ватутина Михаила, свящ. Князева Але- —145— ксандра, Счастнева Михаила, 30) Волкова Андрея, Щукина Николая, Лимачева Василия, Иовлева Александра, свящ. Покровского Феодора, 35) Соколова Петра, Ефимова Федора, Ковригина Михаила, свящ. Литвиненко Александра, Иллювиева Павла, 40) Даниленко Прохора, Смирнова Петра, Фомина Николая, иерод. Филиппа (Ставицкого), Фаворитова Павла, 45) Баржицкого Михаила, Дмитревского Леонида, Вязовского Василия, Воинова Сергея, Доброхотова Алексея, 50) Воскресенского Василия, Никонова Алексея, свящ. Баронова Николая, Попова Николая и 54) Рождественского Леонида. 2) Студента III курса, сербского уроженца, архимандрита Михаила также перевести в следующий курс, с разрешением сдать экзамен по латинскому языку при окончании академического курса. 3) Студента I курса, сербского уроженца, священника Димитрия Поповича оставить в том же курсе на второй год. 4) Всем студентам I, II и III курсов, переведенным в следующие курсы и занимающим в разрядных списках места с 1-го по 30-е включительно, назначить на будущий 1909–1910 учебный год казенные стипендии. – Назначение частных стипендий отложить до сентябрьского собрания Совета Академии. 5) Студентам – а) I курса: свящ. Авдашкевичу Петру, свящ. Архангельскому Леониду, свящ. Бессонову Николаю, иеромонаху Серафиму (Иовановичу), Рудневу Николаю, Рязановскому Сергею, Сахарову Сергею и Соболеву Владимиру; б) II курса: свящ. Борисову Василию, Вавресюку Ивану, Давидовичу Владимиру, Плешанову Павлу, Покровскому Александру, Труфанову Максимилиану и Шуму Андрею; в) III курса: Архангельскому Владимиру, Ржепику Мирону, Суханову Александру, Уарову Петру и Харитонову Сергею дозволить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1909 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010