Прежде описания трудов Общества, начавшихся с открытием оного, нужно упомянуть нечто о первоначальном его происхождении и состоянии. Приятное обыкновение, общее между всеми почти, занимающимися науками, собеседовать между собой о предметах своих упражнений, подало случай некоторым из студентов Московской Духовной Академии к составлению сего Общества. Часто в часы досуга они любили с дружеской свободой и откровенностью говорить, что каждый думал о предметах их учений; иногда читали друг перед другом свои сочинения и судили о них. Находя удовольствие в сих собеседованиях, они, впрочем, заметили в них тот недостаток, что как время их, так иногда и предмет, не были определены, и для того вознамерились назначить постоянные правила для того и другого, и размышление о сих правилах, а вместе взор на многие Общества в разных академиях и университетах между учащими и учащимися учрежденные, открыли в них мысль об образовании подобного Общества. На взаимных совещаниях они начертали (14-го февраля 1816 года) для такого Общества установления, и в числе одиннадцати человек (коими были: Платон Доброхотов, Петр Делицын, Феодор Голубинский, Николай Островский 5 , Василий Алявдин 6 , Павел Березин 7 , Никифор Потапов 8 , Илья Поройков 9 , Алексей Платонов 10 , Александр Васильев и Никита Троицкий 11 , имели собрание для рассмотрения и исправления сих постановлений. А дабы таковыми собраниями не подать повода к предосудительным заключениям, они положили испросить у начальства соизволение на открытие нового Общества, и для сего представили (февраля 24-го) свои постановления тогдашнему инспектору Академии, Е. В. П. Архимандриту Филарету 12 , и при его позволении и одобрении, пригласивши еще некоторых из товарищей к участвованию в сем Обществе (на что изъявили свое согласие: Тимофей Постников 13 , Василий Капустин 14 , Василий Романовский 15 , Михаил Богословский 16 , Иван Платонов 17 , Павел Знаменский 18 , Андрей Остроумов 19 и Яков Ласточкин 20 ), сделали (27-го февраля) предуготовительное собрание, на котором, по прочтении выбранного из постановлений описания должностей трех особенных членов Общества, по большинству голосов избраны были для старшего в Обществе Платон Доброхотов, для должности совещателя Петр Делицын, для должности производителя письменных дел Феодор Голубинский. Здесь оканчиваются все приготовления, предшествовавшие открытию Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий (Чуков Николай Кириллович), митрополит Ленинградский Родился I февраля 1870 года в Олонецкой губернии в г. Петрозаводске в семье крестьянина переписавшегося в класс мещан г. Петрозаводска. О своих родителях митр. Григорий писал: «Отец мой был человек предприимчивый с инициативой, но увлекающийся. Мать являлась сдерживающим началом. Тем не менее широкая натура отца брала верх и при безусловной честности и благородстве, они не всегда сводили «концы с концами». Восприняв от отца его светлый ум, кипучую энергию и широкую общительность, а от матери трудолюбие и тактичность в обращении, будущий митрополит многое получил и от своего деда, талантливого сказителя былин, который научил его любить свою Родину и вызывал в нем интерес к истории своего народа. Что касается религиозного воспитания мальчика, то оно осуществлялось в том же плане, как это делается во всяком русском благочестивом семействе. Но его родители не имели в виду подготовки сына к духовной службе и когда ему исполнилось восемь с половиной лет определили его в гимназию. Учился он хорошо и, без сомнения, по окончании гимназии, как все даровитые гимназисты, поступил бы в университет, но Промысел Божий судил иначе. В 1882 году в Петрозаводск прибыл новый епископ Павел (Доброхотов), который своим одухотворенным обликом и благоговейным служением произвел неотразимое впечатление на мальчика, исполнявшего при церкви обязанности пономаря. Это и решило его судьбу. В 1884 году он оставил гимназию и перешел в духовную семинарию. В 1889 году окончил Олонецкую духовную семинарию, но ввиду тяжелого материального положения родителей он вынужден был временно отказаться от поступления в академию. Окончив семинарию, он получает назначение на скромную должность надзирателя и эконома Петрозаводского духовного училища. Будучи педагогом по призванию, он, однако, и в скромном звании надзирателя быстро завоевал себе авторитет, основанный на справедливой требовательности и чуткой внимательности к нуждам воспитанников. В этих должностях он проработал два учебных года, которые дали ему многое в смысле приобретения педагогических и административно-хозяйственных навыков; вместе с тем условия работы привели его к мысли о необходимости повышения своего образования, хотя материальная база, на которую он мог бы рассчитывать в прошлом, теперь отсутствовала, так как отец его в 1889 году умер и мать осталась без средств, но энергичный, верящий в помощь Божию молодой человек, с согласия матери поступил в Петербургскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Николай Островзоров Историческое описание Боголюбова монастыря от начала его основания до настоящего времени с планом местности и рисунками Источник От издателя В настоящее время очень редко где можно найти историческое описание о Боголюбове – месте достопримечательном по священным событиям и древностям. Между тем при посещении этой обители часто слышны отголоски с вопросами: «Ах! как было бы интересно узнать всю историю об основании этой обители с её Святыми храмами, где, как говорит народное предание, на этом месте, за 700 слишком лет, был город, называемый Боголюбов, почему дано ему такое высоко наименование? Не потому ли, что основатель его был Боголюбивый Князь Андрей или же по нахождению в этой обители иконы Богоматери, преисполненной даром чудотворений и именуемой Боголюбской? Но и почему же этой иконе присвоено такое наименование? Где те священные памятники древности, которые привлекают внимание благочестивых путешественников-богомольцев и любителей Русской старины? Наконец, где же можно найти и самую ту историю, которая описывает благочестивую жизнь, подвиги и кончину основателя этой обители Благоверного и Боголюбивого Князя Андрея?» Точно такие же вопросы задавал себе и сам издатель. Все интересные статьи об исторических достопамятностях бывшего некогда города Боголюбова, ныне монастыря, помещались в предшествующих годах отрывками, в неофициалъной части «Владимирских губернских ведомостей» из известных сочинений под заглавиями: 1) «Древний город Боголюбов и его достопримечательные окрестности», изданное в 1852 году В.И. Доброхотовым и посвященное Их Императорским Высочествам Великим Князьям Николаю и Михаилу Николаевичам; это сочинение хотя пользуется большим авторитетом, но его не всякий может приобрести, как по редкости издания, так и по дороговизне. Кроме того, как немногих из посетителей могут заинтересовать статьи описания окрестных мест Боголюбова, и потому тем, которые исключительно посещают Боголюбовскую обитель, при кратковременном в ней пребывании своем, интересна, может быть, одна только история о священных событиях этой обители и о жизни первого её основателя. 2) «Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей», издания 1857 года, магистра иеромонаха Иоасафа, и некоторые другие его же мелкие статьи. 3) Из записок известных путешественников по Святым Русским местам и любителей Русской старины: графа М. Толстого – «О древней Суздальской области», и Н. М. Муравьева – «О достопамятностях города Владимира и Боголюбова».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Нижеломовский, Казанской Богородицы, основан в половине XVII века; ныне второклассный. [V, 169.] Игумены Иона (строит.) 1649. Исаия определён 6 окт. 1652, и в авг. 1653, в нояб. (sic) 1655. Никон , 1656–77. Иаков , 1678–80. Никон , 1682–84. Сергий , 17 июня 1687. Авраамий , в янв. 1688–91. Павел Сниторцев определён 1691–1719, уволен на покой. Архимандриты Иоасаф Шамаев в 1719 перев. из Донецкого, а в 1725 – обратно. (Упом. 7 окт. 1725). Сергий , бывший игум. Колоцкий, определён 20 дек. 1725; игум. 1725–28; архим. с 31 мар. 1728–85; † (кажется, в дек. 1734). Потом вакансия. Варлаам определён в исх. 1738; с 13 сент. 1748 наместник Чудова монастыря, с управлением и сего монастыря; в 1751 уволен. Феодосий , в 1751–53. (Прислан из Суздаля и обратно туда-же). Варлаам (паки) 1753–55; уволен на покой; † 10 кая 1760. Тихон (из Суздальской епархии) 1755–63, 21 окт. перев. в Козловский Троицкий. Исаакий 21 окт. 1763 перев. из Козловского, а в 1774 – в Сканову пустынь. Тихон (паки) 26 нояб. 1774 перев. из Козловского, а 1779 – в Цареконстантинов. Иоанникий Полонский 7 мая 1779 перев. из Владимира, в 1784 – в Черниговский Троицкий Илиинский, но не поступил, а в янв. 1790 перев. в Нижегородский Печерский. Арсений Домонт в янв. 1790 перев. из Брянского Петровского, а 20 мар. 1794 – в Казанский Спасо-Преображенский. Досифей , с 1794. Израиль 31 окт. 1802 перев. из Александро-Свирского, а 1814 – в Макариев Желтоводский. Аарон Нарцисов 1815 перев. из Пензенского Спасского, а 1821 – в Тольгский. Иннокентий Платонов в 1821 перев. из Московского Златоустова, а 27 мар. 1822 – в Новгородский Антониев. Антоний Добротин перев. из Иркутского Вознесенского, 1822–29. Иоанникий Образцов в июле 1829 перев. из ректоров Пермской семинарии; 3 апр. 1832 хирот. в епископа Вятского. Николай Доброхотов , 1832–36. перев. в Ростовский Богоявленский. Анастасий , 1836–44 Евтихий , 1845–69. 2 Петропавловский, в Саранске, основан в исх. XVII века (1684г.); ныне 3-го класса. [V, 538.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старожилово. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты В июле 1869 года по прошению жены действительного статского советника Веры Николаевны Фон Дервиз, было дозволено построить за ее счет каменную надгробную церковь в селе Старожилове «на избранном месте по плану, одобренному Рязанским строительным отделением, с причислением к приходской церкви». Но уже 13 июля 1874 г. благочинный Пронского уезда доносил архиепископу Рязанскому и Зарайскому Алексию (Ржаницыну) о том, что начатая, но недостроенная Павлом Григорьевичем Фон Дервиз в его имении в с. Старожилове надгробная церковь во имя преп. Сергия Радонежского, стала разбираться новым владельцем - Михаилом Григорьевичем Фон Дервиз, не смотря на запрет церковной власти. Однако М.Г. Фон Дервиз не внял увещеваниям ни архиепископа, ни губернатора, разобрал недостроенную церковь до фундамента. По существующему в России законодательству, все церкви, как строящиеся, так и уже построенные, состояли в ведении Епархиального начальства, и без ведения епархии «ни возведены, ни разрушаемы быть не могут». Не давало Дервизам право разрушить церковь и то обстоятельство, что построение церкви производилось на их средства, потому, что «всякая жертва, принесенная в дар Церкви, составляет ее собственность». Исполняющий должность губернатора А.Волков своим определением предписал взять с виновного вознаграждение « за причиненный им вред». В 1895 г. архиепископ Рязанский и Зарайский Иустин (Полянский), обозревая епархию, заехал в с. Старожилово и побывал в домовой церкви Веры Николаевны Фон Дервиз. Церковь эта небольшая, но чрезвычайно изящная, была построена в саду, где было много цветов и зелени. Храм этот был освящен 29 июня 1892 г. преосвященным Иустином (Полянским). На освящении храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла присутствовали как строительница храма Вера Николаевна Фон Дервиз, а также священник домовой церкви Сергея Павловича Фон Дервиза - Николай Доброхотов. Храм был построен в течение одного года: разрешение на его возведение было дано в начале 1891 г.

http://sobory.ru/article/?object=06516

Судиславль. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Преображенский собор построен в 1758 г. на искусственной горе в центре города. Первая церковь в Судиславле- древнем городе, упоминаемом в летописях со второй половины 14 века,- была деревянной. Каменный храм на её месте с отдельно стоящей колокольней возвели в 1758 году усердием прихожан. В храме было устроено три престола: главный - в честь Преображения Господня и два боковых - в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. В документах 1789 года рядом со Спасо-Преображенским храмом значится другая каменная Никольская церковь, по всей видимости, разобранная из-за ветхости в начале 20 века. Её изображение сохранилось на этюде Б.М. Кустодиева " Сумерки в Судиславле " (ныне этюд хранится в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Важным событием в истории Спасо-Преображенского храма стало его посещение 15 мая 1837 года цесаревичем Александром Николаевичем (будущим Императором Александром Вторым) и воспитателем наследника поэтом В.А.Жуковским, совершавшими путешествие по России. В 1898 году при настоятеле протоиерее Иоанне Доброхотове по благословению епископа Костромского и Галичского Виссариона был установлен новый иконостас, изготовленный на средства прихода; реставрация древних икон для него, " равно как и исправление стенной живописи " , были осуществлены " средствами благотворителя сего храма потомственного почётного гражданина Ивана Александровича Кокарева, пожертвовавшего на сей предмет 3000 рублей " . В начале 20 столетия причт Спасо-Преображенского храма состоял из двух священников, диакона и псаломщиков. Прихожанами церкви были 1500 человек. Среди святынь храма местными жителями особо почитались древние иконы великомученицы Параскевы Пятницы и святителя Николая Чудотворца, образ Божией Матери " Всех скорбящих Радосте " , икона " Плач Пресвятой Богородицы " и древний резной крест с частицами мощей святых угодников Божиих. К Преображенскому храму была приписана кладбищенская Успенская церковь, построенная в 1790 году.

http://sobory.ru/article/?object=00162

Хоста. Церковь Спаса Преображения. Свято-Преображенский храм Карта и ближайшие объекты Храм Преображения Господня — православный храм в микрорайоне Хоста Хостинского района Сочи. Приход принадлежит Сочинскому благочинию Екатеринодарской епархии РПЦ. Храм построен в 1914 г. по инициативе супруги крупного сановника, министра юстиции царской России И.Г. Щегловитова Марии Фёдоровны – в те годы их дача располагалась в Хосте неподалеку от места, где ныне находится храм. Она организовала попечительский совет, активно собирала средства. На его строительство император Николай II специально выделил 4 тыс. золотых рублей. Храм спроектирован в подражание Иерусалимскому Храму Гроба Господня. После 1917 г. церковь закрыли и позже в ней разместилась АТС. В 1991 г. подвал здания отдали верующим, а в 2001 г. — весь храм полностью.   Это место издавно влекло к себе людей: тисово-самшитовая роща, величественные горы, искрящиеся водопады, пробковые дубы и, конечно, море – невозможно остаться равнодушным к такой природе. Недаром селились здесь и античные греки, и римляне, и византийцы, и генуэзцы, и турки. От генуэзцев остались руины старинной крепости с четырьмя башнями. Византийцы, обращавшие местных жителей в христианство, построили три церкви, позже разрушенных турками. Многое повидала древняя Хоста за две с половиной тысячи лет… Конец XIX и начало XX веков – время интенсивного освоения побережья Чёрного моря. «Сенатор Н.С. Абаза… обратил внимание на счастливое местоположение этого уголка, на довольно широкую площадку у моря и глубокую в этом месте морскую излучину… Тут решено было создать город: провели улицы, дороги; наметились церковный, школьный, торговые участки; нарезали 175 городских участков, большая часть которых отведена была в 1901-1903 годах частным лицам с обязательством в трёхлетний срок расчистить, огородить и застроить полученную землю», – так описано возникновение курортного посёлка в книге Ф.П. Доброхотова «Черноморское побережье Кавказа», изданной в 1916 году. Хоста, приписанная к приходскому селению Адлер, своего храма не имела, что создавало бесчисленные неудобства для местных жителей.

http://sobory.ru/article/?object=05832

Николай, епископ Тамбовский и Шацкий (Доброхотов Никифор) Родился в 1800 году в семье диакона Орловской губернии. В 1821 году окончил Орловскую духовную семинарию и определен учителем Севского духовного училища. В 1825 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1827 году окончил курс Киевской духовной академии со степенью магистра и назначен профессором в Могилевскую духовную семинарию. В 1828 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1829 года – профессор богословских наук и инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1832 года – ректор Пензенской духовной семинарии и архимандрит Нижеломовского Казанского монастыря. С 1835 года – ректор Ярославской духовной семинарии. 9 апреля 1836 года – архимандрит Ростовского Богоявленского монастыря. 5 июля 1837 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 27 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В 1851 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 7 апреля 1857 года уволен на покой, согласно прошению, в Трегуляевский Предтечев монастырь Тамбовской епархии. Скончался 21 октября 1864 года в Трегуляевском монастыре. Епископ Николай в 1849 и 1850 годах внес предложение на рассмотрение духовенства об учреждении в Тамбове училища для девиц духовного звания и ходатайствовал в Святейшем Синоде об открытии этого училища в своем загородном архиерейском доме. Литература: Надеждин А. Н. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. – СПб., 1885. – С. 27. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. Хитров Г. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов. 1861. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 15. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1414. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 301.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексеевич Зяблицкий (21.04.1878, с. Дмитриевский Погост Ковровского у. Владимирской губ.- 4.02.1938, Иваново), сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых), свящ. Из семьи священнослужителя. Брат священника сщмч. Петра Зяблицкого . Окончил одноклассное ДУ. В 1914 г. был рукоположен во иерея к церкви с. Эдемского Ковровского у. С 1925 г. служил в церкви с. Крапивье близ Суздаля. В 1929 г., когда на Пасху из-за запрета колокольного звона в селе произошло выступление прихожан, подвергся кратковременному аресту «за направление темной массы на общественную». 29 янв. 1930 г. был определен Яневским сельсоветом к раскулачиванию и выселению за пределы Суздальского р-на. Жил в Ковровском р-не Ивановской промышленной обл. 5 февр. 1930 г. арестован вместе с группой священников и мирян по обвинению в участии в «группе кулачества» и «антисоветской агитации на срыв колхозного строительства». 2 марта по решению Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Ивановской промышленной обл. был освобожден. Служил в с. Дмитриевский Погост и с. Талицы Южского р-на Ивановской промышленной обл. 16 окт. 1937 г. арестован в с. Дмитриевский Погост как участник «церковной контрреволюционной группировки». Проходил по групповому делу вместе с братом Петром Зяблицким и свящ. Сергием Смирновым; заключен в тюрьму г. Коврова. 3 дек. 1937 г. приговорен Особой тройкой УНКВД по Ивановской промышленной обл. к 10 годам ИТЛ. Переведен в тюрьму г. Иваново. 25 янв. 1938 г. И. было предъявлено новое обвинение в «контрреволюционной агитации среди заключенных». Проходил по групповому делу вместе с 6 священниками, в т. ч. с братом Петром и со священномучениками прот. Иоанном Доброхотовым , священниками Иоанном Розановым , Иоанном Коржавиным , Иоанном Успенским и прот. Николаем Бухариным . Виновным себя не признал. 3 февр. Особой тройкой УНКВД по Ивановской обл. приговорен к расстрелу и казнен на следующий день. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/200201.html

Архангельское. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Архангельское – село в Шатковском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь. Датировка объекта – 1810 год. Документ о принятии на госохрану 471. Престолы: главный (холодный) – святой Троицы, теплые приделы: правый – иконы Божией Матери «Неопалимой Купины», левый – Архангела Михаила. Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы был построен в 1810 году, закрыт в 1939-1943 гг. В настоящее время храм действующий. По материалам: В центре села Архангельское, раскинувшегося вдоль живописной речки Тёши, величественно возвышается белоснежная с голубой кровлей церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. История её возникновения восходит к событиям, связанным с походом Иоанна Грозного на Казань в 1552 году. В ознаименование победы над Казанским ханством и за особые боевые заслуги, проявленные дружиной воеводы Петра Васильевича Левашова при разгроме селища татарского, располагавшегося на территории современного села Архангельского, царь дарует ему эти земли. По повелению царя Иоанна Грозного возводится здесь небольшая каменная церквушка. Об этом свидетельствуют исторические данные, помещённые в книге Николая Щеголькова " Исторические сведения о городе Арзамасе " , отпечатанной в Арзамасской типографии Н. Доброхотова в 1911 году. Старинное село Архангельское, которому порядка 450 лет, в те времена носило название Кобылино. С 1800 года состояло из двух частей, в названии они имели общее слово Кобылино (Архангельское Кобылино и Никольское Кобылино), а с 1940 года село приобретает современное название - Архангельское. В Никольском Кобылине престольный праздник был установлен в Николин день, а в Архангельском Кобылине - в Михайлов день. Село, в котором находится по сей день Троицкий храм, называлось Архангельское Кобылино, т. к. в церкви был престол с посвящением Архангелу Михаилу. В упомянутой книге, на странице 14 говорится: " В селе Архангельское Кобылино, Арзамасского уезда хранились до 1850 года в церкви без употребления царские врата из сломанной в XVIII веке маленькой каменной церкви, построенной Иваном Грозным. Церковь эта имела внутри длину, кроме алтаря, 8 аршин и ширину 3 аршина, высота с кровлею 7 аршин " .

http://sobory.ru/article/?object=09115

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010