Арзамас. Николаевский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Богоявления Господня Карта и ближайшие объекты Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Основан, неизвестно когда, священником Феофилактом Яковлевым. Существовал уже в XVI веке. В монастыре находится чудотворная икона святителя Николая, пожертвованная игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря Сергием (+1585 год). При монастыре больница с аптекой, живописная мастерская и приют для девочек — сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский Николаевский женский монастырь основан в конце XVI века. В 1738 г. построена церковь Николая Чудотворца ( " Большой крест " ), в 1811 г. - церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь действующая, церковь Николая Чудотворца восстанавливается, но без колокольни. СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться НикольскойНикола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха). Дважды за свою историю – в 1650 и 1726 гг. – монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса.

http://sobory.ru/article/?object=04969

Г Габановская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Олонецком уезде, и до 1764 года была приписной к Свирскому монастырю, а с тех пор по духовным Штатам упразднена. Гадяцкий Красногорский Николаевский монастырь Черниговской Епархии заштатный мужской. Находится расстоянием от города Гадяча в 2 вёрстах на правом берегу реки Псиолы вниз по течению оной; строения в нём все деревянные: 1) ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ Благовещения Божьей Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи и с трапезой; 3) ЦЕРКОВЬ над св. воротами Рождества Божьей Матери; 4) КЕЛЬИ Настоятельские и братские и 5) ОГРАДА. Прибавление из VI тома Гадяцкий Красногорский Николаевский монастырь Стоит при горе Красной, от чего и прозван Красногорским, расстоянием от города Гадяч в 7 вёрстах. Основан он в 1442 году, распространён в 1482 году Иеромонахом Пименом. Возобновлён в 1760 году Гадяцким Полковником с прочими чинами. С 1482 по 1632 годы Настоятели этой обители именовались Начальниками, а в 1632 году Преосвященный Митрополит Киевский Пётр Могила учредил Игуменство. Галактионова пустынь См. Духов или Святодухов Вологодский монастырь. Галилейская Троицкая пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии Валдайского уезда в Деревской пятине и состояла в ведении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Строения были в ней все деревянные. Священнослужение отправляемо было с 1758 по 1764 год священником Вельевского погоста, наконец, в 1764 году по духовным Штатам за ветхостью церкви, вовсе упразднена. Галицкая Чухломская пустынь Упразднённая. См. Чухломская Галицкая. Галицкий Авраамиев Городецкий монастырь См. Городецкий Авраамиев Галицкий. Галицкий Железноборовский монастырь См. Железноборовский Галицкий. Галицкий Николаевский Староторжский монастырь Костромской Епархии 3 класса девичий. См. Староторжский Николаевский Галицкий. Галицкий Новозаозерский Аврамиев монастырь См. Новозаозерский Аврамиев Галицкий. Галицкий Паисеин монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Свято-Николаевский мужской монастырь (с. Иза-Карпутлаш) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Николаевский монастырь — Свято-Николаевский мужской монастырь православный мужской монастырь Хустской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата), расположенный на Мараморощине, близ села Карповтлаш Хустского района Закарпатская области. Основан преподобным Алексием Карпаторусским после его освобождения из заключения в 1919 году. Содержание История [ править править код ] Предыстория [ править править код ] Село Иза документально известно с 1387 г. В то время Закарпатье, будучи населено славянами и исповедуя Православие, принадлежало Венгрии, в которой господствовала католическая вера. В сер. XVII в. началось вытеснение в Закарпатье православной веры путем насаждения унии. На этом фоне оплотом Православия долго оставалась юго-восточная часть края – историческая область Мараморош, куда входит и Иза. В Изе имел последнее место жительства и в 1710 г. почил православный священник Михаил Андрела-Оросвиговский, вошедший в историю Закарпатья благодаря своим полемическим письменам против католичества. В 1-й пол. XVIII в. весь край стал униатским, но бывшие православные общины сохранили греческий богослужебный обряд. С 1859 г. и до своей кончины, настоятелем униатского прихода в Изе был священник Иоанн Раковский (1815†1885) – высоконравственный и заботливый пастырь, известный просветитель. Он ревностно оберегал греческий обряд как выражение подлинной христианской традиции. Однако вне православного вероучения греческий обряд не давал униатам Закарпатья ощутить ту духовную полноту, какую они замечали у исповедующих Православие соседей – сербов, болгар, молдаван, украинцев и россиян. В кон. XIX в. началось возвращение многих жителей края к праотеческой вере. В 1901-1903 гг. оставила унию и часть жителей Изы. Венгерские власти сочли развернувшееся движение изменой в пользу Российской империи и стали преследовать православных Закарпатья, проведя против них в 1903-1904 гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Ведомость Об Архиерейских кафедрах и монастырях, сколько за ними крестьян, и которая Кафедра или монастырь платит в экономию деньгами и хлебом ежегодно (1744 год). Платёж в экономию Число душ Деньгами Хлебом За Синодальным домом 31.468 А) за мужскими монастырями: За Московским кафедральным Чудовым монастырём 18.681 За монастырями той Епархии: За Московским Златоустовым За Московским Перервинским За Боровенским За Вознесенской Давидовой пустынью За Московским Богоявленским За Московским Знаменским За Московским Угрешенским или Угрешским Никольским За Московским Крестовоздвиженским За Московским Андрониевским За Московским Даниловским За Пафнутьевым Боровским 11.067 За Молчанским Путивльским За Николаевским Черноострожским За Лаврентьевым Калужским За Московским Греческим За Владычним За Высоцким За Севским Спасским За Николаевским Столбовским или Столбенским За Спасорадогожской, а по другим – Святорадонежской пустынью За Никольской Борщевской пустынью За Брянским Петропавловским За Спасским Поликарповым За Николаевским Одриным За Предтечевой Яменской пустынью За Николаевским Рыльским Б) За девичьими той же Епархии монастырями За Московским Вознесенским 15.582 За Московским Алексеевским За Московским Новодевичьим 14.480 За Московским Георгиевским (а по другим) За Московским Зачатьевским За Московским Рождественским За Брянским Вознесенским За Ильинским За Введенским Итого за монастырями 77.487 А всего за Синодальным домом, кафедрой и монастырями 120.638 За Епархиальными Число душ 1. Велико-Новгородская (не в окладе) За кафедрой самой по себе – 19.763 А с приписными монастырями 21.500 душ (по описи 1763 года) 21.500 А) за мужскими монастырями: За Юрьевским с приписными За Хутынским с приписными За монастырём Антония Римлянина За Вяжицким За Духовым с приписными За Клопским с приписными За Деревяницким За Кириловым с приписными За Лисицким За Отенским За Сковородским За Розважским За Савиным Вишерским За Аркадским За Перекомским За Иверским За Тихвинским большим и приписными двумя

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Модно. Николаевский Моденский мужской монастырь. Моденский монастырь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Николаевский Моденский монастырь, 3 класса, в 35 верстах от города Устюжны, на возвышенном песчанном берегу реки Мологи, близ устья впадающей в нее реки Моденки. Существовал в XV веке. Основан, по преданию, одним именитым жителем Москвы, совершавшим нередко путь на судне по реке Мологе. Однажды близ того места, где теперь монастырь, плывших на судне неожиданно застигла сильная буря, что не было никакой надежды спасти судно, и погибель всех неизбежна; но они обратились с молитвою к святителю Николаю, и буря стала стихать. В следующую же затем ночь спасенному от погибели хозяину судна во сне явился святитель Николай и повелел ему устроить обитель на берегу реки Мологи, против того места, где получили спасение плывшие. Благодарный за свое спасение хозяин судна без промедления исполнил волю святого угодника и устроил названный монастырь. В монастыре на берегу реки Мологи; с нею ежегодно совершается крестный ход из монастыря в город Устюжну, где она пребывает для поклонения с 12 октября по 14 ноября. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " . Свято-Николаевский Моденский мужской третьеклассный монастырь располагался в Устюжнском уезде Новгородской епархии при погосте Модно, в 35 верстах от уездного города Устюжны. Обитель стояла на правом крутом и песчаном берегу Мологи в окружении сосновых боров. Под западной стеной монастыря в реку Мологу впадала речка Моденка. Свое название монастырь получил от находившейся в нем Чудотворной иконы Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, во имя которого был освящен главный престол соборного монастырского храма, а также от речки Моденки. Это название принадлежало обители всегда, не меняясь с течением столетий. Впервые монастырские сооружения упоминаются в 1598 году в выписке из писцовых книг. Среди самых древних зданий обители называются: церковь Святителя Николая, деревянная, теплый храм Богоявления Господня с приделом Св. мученика Мины, на Святых воротах - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и деревянная колокольня. В пожарах 1661 и 1671 годов все эти постройки были превращены в пепел. Впоследствии судьба была более благосклонна к монастырю, благосостояние его улучшалось. Внимание знатных лиц Московского государства, великих князей и царей позволяло вести масштабное строительство.

http://sobory.ru/article/?object=33524

Начало монастыря Когда, кем, по какому побуждению или случаю, и с чьего иераршего благословения построен был Николаевский Корельский монастырь, сего, как древле, более нежели за целое столетие пред сим, при бывшем нарочитом изыскании не открыто, так и ныне, по хранящимся в монастыре актам не возможно было открыть за неоднократным погорением монастыря с его имуществом и архивными делами. 1 Из донесения Архимандрита сего монастыря Порфирия с братией Варнаве, Архиепископу Холмогорскому и Важскому, сделанного в 1722 году, видно только то, что монастырь существовал с давних времен. А Двинский летописец о древности его говорит так: «Николаевский Корельский монастырь Мурмане (Норвежцы), пришедшие в числе 600 человек войною с моря в бусах и шняках в 1419 г., пожгли и чернцев посекли». Отсюда видно, что Николаевский Корельский монастырь начало свое получил никак не позже XIV столетия, если только и не ранее еще: ибо в оном до сожжения его Мурманами были уже и строения и старцы или иноки, а все это в начале XV столетия, т. е. в течении 18 лет, едва ли можно было завести и соорудить. После упомянутого совершенного сожжения и разорения монастыря норвежцами, оный, вне всякого сомнения, ради молитв покровителя и заступника своего великого угодника Божия и чудотворца Николая не без чудесного указания и вседействующего Промысла, восстановлен и даже обогащен значительными вотчинами, вкладами, знаменитою в летописях русской истории, Новгородскою Посадницею Борецкою (прежде бывшею Филипповою по первому мужу) в лето 6979 (1471) по следующему обстоятельству: дети ее Антоний и Филикс, обозревая по морскому Корельскому берегу свои вотчины, в море утонули, 2 и тела их, как сказано, не без особенного указания свыше, принесены были водою к берегу разоренного Корельского монастыря, почему и погребены были на том самом месте, где ныне стоит монастырь, и где над телами их и доселе стоит выстроенная приличная часовня с означением времени погребения сих детей Марфы и имен их. 3 Начертанный на гробнице их 1471 год погребения или возобновления монастыря ясно указует, что Николаевский Корельский монастырь не только что основан, но и возобновлен был прежде покорения Двинской области и всего северного помория великими князьями Московскими, или, что то же, прежде покорения великого Новгорода великим князем Иоанном Васильевичем III (случившегося уже чрез 7 лет) и после построения в монастыре Марфою особой церкви над телами детей ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Крестовоздвиженский монастырский собор. Чин закладки первого камня в основание собора был совершен в сентябре 1905 года, в праздник перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Освящение собора и перенос в него святых мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от Царской семьи: " Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным дннм освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия " . В соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей - вызолоченная, с серебряной надписью: " Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25 " . Крестовоздвиженский собор стал одним из самых больших храмов в России. Он способен был одновременно вместить около четырех тысяч человек. Величественность собора подчеркивала и подтверждала значение Верхотурья в жизни православной России. Современников поражала красота его убранства. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Центральный иконостас был изготовлен из фаянса на известной московской фабрике Кузнецова. В 1919 году в Верхотурье пришли большевики, а годом позже, по настоянию " новой власти " в Крестовоздвиженском соборе произошло кощунство - вскрытие мощей святого праведного Симеона Верхотурского. В 1930-х годах Крестовоздвиженский собор был окончательно закрыт для верующих. Богоборцы варварски разбили его фаянсовый иконостас, разграбили церковные ценности Храм попытались переоборудовать под кинотеатр, а позднее - для нужд колонии для несовершеннолетних преступников, расположившейся на территории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05754

Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь. Карта и ближайшие объекты Николаевский Коряжемский монастырь, общежительный, в 15 верстах от села Сольвычегодска, при впадении реки Коряжемки в реку Вычегду. Основан в 1-й половине XVI века пр. Логгином (см. 10 февраля) вместе с иноком Симоном Сойчинским (24 ноября 1561 года). Упраздненный в 1863 году, он в 1896 году был восстановлен. В Благовещенском соборе, построенном в 1671 году и возобновленном в 1887 году, покоятся под спудом мощи пр. Логгина. Над бронзовой гробницей его находится принадлежавшая ему икона креста Господня; здесь же хранятся холщевая фелонь его и власяница. В Спасском храме особо чтится икона святого Николая чудотворца. Из книги С.В. Булгакова " Монастыри в 1913 году " Коряжемский храмовый комплекс посвященный преподобному Лонгину и вначале назывался Сольвычегодский Николаевский Коряжемский общежительный мужской монастырь. Первое упоминание о монастыре относится к 1535 году, когда монах Лонгин основал обитель, в устье реки Коряжемка. на берегу реки Вычегда, на пустом болотистом месте Лонгин поставил келью, затем часовню. Монастырь постепенно стал заселяться монахами, была построена церковь во имя Николая Чудотворца. Лонгин стал игуменом монастыря. Скончался преподобный в 1540 году. Его тело было погребено близ церкви Николая Чудотворца. Через 17 лет мощи Лонгина были перенесены на новое место — под спуд церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, у северной стены подле алтаря.  В 1864 году монастырь был причислен к сольвычегодскому Введенскому монастырю. После 1917 года монастырь перестал существовать, монастырские земли передали колхозам, в 1927 году монастырь был закрыт, в поздние времена здание использовалось под склад, на втором этаже размещались кабинеты служащих. В 1970 году здание забросили, сломали купол.  Раньше возле монастыря была кедровая роща и колодец, выкопанный Лонгином. После закрытия монастыря они были уничтожены. Бесследно пропали и мощи святого Лонгина. В 1988 году монастырь был передан Церкви, сюда были возвращены власяница и вериги основателя монастыря, здания  отреставрировали, территорию монастыря  обнесли новой оградой.

http://sobory.ru/article/?object=06309

Лебедин. Николаевский Лебединский женский монастырь. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1779. Адрес: Черкасская область, Звенигородский р-н, с.Лебедин. Тел.: (04741) 4-79-18 Координаты: 48.966663, 31.586079 Проезд:Древний Свято-Николаевский женский монастырь расположен на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км. от Киева и 100 км. от Черкасс в живописном и уединенном месте, окруженным лесом и озерами. Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. КОЛОКОЛЬНЯ ЛЕБЕДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ, 1833 г. Размещена в створе ограды Николаевского монастыря, подчеркивает основную ось его застройки. Кирпичная, прямоугольная в плане, двухъярусная с аттиковым завершением, сооружена в формах классицизма. Центральная ось здания со сквозным проходом закреплена портиками тосканского ордера. Колонны портиков несут антаблемент, завершенный треугольным фронтоном. Стены первого яруса обработаны горизонтальным рустом, пластику стен второго яруса обогащает квадровая рустовка и плоские круглые ниши, в которых помещены небольшие оконные проемы с лучковыми перемычками. Здание завершено невысоким аттиком позднего происхождения (звонный ярус колокольни разобран), декорированным поясом плоских ниш с лучковыми перемычками. Ограда, примыкающая к колокольне, построена одновременно с ней и выдержана в том же стилевом и декоративном ключе. Монументальные формы, строгие пропорции, пластическое оформление памятника ставят его в ряд своеобразных сооружений Правобережья в стиле позднего классицизма. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.257-258, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Древний Свято-Николаевский женский монастырь расположен на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км от Киева и 100 км от Черкасс в живописном и уединенном месте, окруженным лесом и озерами. Церковное предание говорит, что основали сию обитель монахини Магдалина и Трифиллия, инокини Дария и Феврония в 1779 г., оставившие свой разграбленный и сожженный турками в Молдавии Свято-Успенский Калатурский монастырь. Проходя Лебединским лесом в поисках нового пристанища, сестры остановились на ночлег и было им видение. Святитель Николай чудотворец благословлял основать здесь монастырь. Наутро они дошли к ручью набрать воды и нашли там икону святителя Николая в подтверждение того, что это был не сон, а благословение Божие. На том месте сохранился целебный источник, открытый святителем Афанасием (Пателарием), Константинопольским патриархом. В народе источник называют " магдалининским " в намять о первой игумении монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=26598

Москва. Николаевский Греческий монастырь. Упразднен /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Известно, что Николаевский (Никольский, Николо-греческий) монастырь в Москве на посаде существовал еще в конце 14 века, еще до строительства Китай-городской стены. Точное время основания обители неизвестно, а первые документальные свидетельства о Никольском монастыре относятся к 1390 году, но уже тогда он называется ″Старым″. Существующая летопись указывает на связь монастыря с греками, и, возможно, он служил им пристанищем в Москве. Кроме того, Никольский монастырь служил местом заключения для провинившихся священников. По результатам археологических раскопок было выяснено, что в старину Старый Николаевский монастырь стоял на правой стороне улицы, возле Богоявленского монастыря. Видимо, в то время, когда Иван Грозный даровал греческим монахам земли на левой стороне для устройства обители, они постепенно перебрались на новое место, а старую монастырскую территорию передали Казанскому подворью. Когда – точно не установлено, но или в 1556, или в 1571 году Иван Грозный определил греческим афонским монахам Никольский монастырь. В то время в Москву прибыл Архимандрит Афонского Введенского Хиландарского монастыря Прохор, и царь к нему очень благоволил, пригласил приезжать и впредь, а также пожаловал земли на улице Никольской, находившиеся напротив монастырского подворья. На подаренных землях греки вскорости построили церковь Николая Чудотворца (Никола Большая Глава), а при царе Федоре Иоанновиче эта церковь и положила начало новому Никольскому монастырю. В 1603 году Борис Годунов пожаловал монастырю соседний двор с богатыми хоромами за вечный помин. Старый же Никольский монастырь, расположенный в Ветошном переулке, продолжал оставаться местом заключения опальных русских священнослужителей. Сюда прибыл митрополит Московский Филипп (Колычев), после того, как отказал царю в благословлении на служении в Успенском соборе. Также на территории монастыря находился Никольский крестец (место, где людей приводили к древней присяге – целованию креста) – один из трех в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=21187

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010