По указу Святейшего Синода, от 22 истекшего марта за 2620, дома Виленского Свято-Троицкого монастыря: Цырковский, Кондратовичевский и Прокшинский, состоящие на Остробрамской улице, под 247, 322 и 242, перечислены к Виленскому кафедральному Николаевскому собору для помещения кафедрального духовенства и чиновников консистории. Предлагаю консистории распорядиться, чтобы три дома сии переданы были немедленно в ведение Виленского кафедрального собора, со всеми принадлежностями и служащими на оные документами. Литовской консистории, от 7 апреля за 938, об определении правил по содержанию соборных домов, в которых размещено кафедральное духовенство и консисторские чиновники В домах, принадлежащих Виленскому кафедральному Николаевскому собору, будет постоянно занимать квартиры множество лиц, принадлежащих кафедральному и консисторскому штатам. Если не положить постоянных правил для поддержания сих квартир: то выйдут постоянные неудовольствия, притязания, запутанность в расходах и даже злоупотребления. С другой стороны, доходы кафедрального собора не столь значительны, чтобы можно на них обратить все расходы, на поддержание тех домов потребные, – да и самая справедливость требует, чтобы лица кафедрального и консисторского штатов, облагодетельствованные правительством несравненно большим против прежнего содержанием и безмездными квартирами, участвовали небольшими издержками в поддержании сих квартир, к собственному их удобству и спокойствию. По сим уважениям, постановляю я постоянным на будущее время правилом: во-первых, чтобы насчёт кафедрального собора принимаемы были издержки только по наружному и общему содержанию принадлежащих ему домов, а внутри их только одни капитальные починки и перестройки; во-вторых, чтобы внутреннее содержание квартир и обыкновенные починки лежали на отчёт и ответственности тех духовных и чиновников, которые занимают безмездно сии квартиры, за исключением таких лиц, которые получают содержания в год не более 50 рублей серебром; и в-третьих, чтобы без разрешения собора, мною утверждённого, никто из занимающих сказанные квартиры не мог в них производить перестроек даже на собственные деньги. Литовской консистории, от 7 апреля за 939, о распоряжениях по случаю перечисления Виленского Троицкого монастыря в 3 класс и усиления штата Виленского Святодухова монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

23 . Архимандрит Адриан Тяжелов. По окончании курса в Тверской семинарии в 1823 г. год был учителем в Московском Перервинском училище. В 1824 г. поступил в Московскую Духовную академию; 17 апреля 1827 г. пострижен в монашество. По окончании Академического курса, возведенный в степень старшего Кандидата, определен в Вятскую семинарию Инспектором и учителем философских наук; 22 октября 1829 г. посвящен в Архимандрита Слободского Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря. 24 сентября 1833 г. определен в Тамбовскую семинарию Ректором, учителем Богословских наук и Архимандритом Козловского монастыря. 20 июня 1841г. назначен Ректором Черниговской семинарии. 24 . Архимандрит Иоасаф Покровский. Из воспитанников Нижегородской семинарии в 1831 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 4 апреля 1835 г. пострижен в монашество, и по окончании курса в 1835 г. удостоенный звания Магистра, определен Бакалавром Богословских наук в Петербургской Академии. 20 июня 1841 г. определен Ректором Тамбовской семинарии и Профессором Богословия с возведением в сан Архимандрита Троицкого Козловского монастыря. 21 сентября 1842 г. переведен в Петербургскую Академию Инспектором, Профессором Богословских наук и настоятелем Ростовского Богоявленского монастыря. В 1844г. сделан Ректором Подольской семинарии и Настоятелем первоклассного Каменецкого Троицкого монастыря. 25 . Архимандрит Никодим Лебедев. Сначала обучался в Костромской семинарии; в 1823 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию; 20 ноября 1825 г. пострижен в монашество, окончив курс Академии со степенью Магистра, определен Инспектором и Профессором Церковной истории в Костромскую семинарию. 19 мая 1829 г. сделан Игуменом Луховского Николаевского монастыря; 12 октября переведен в Бакалавры С.-Петербургской Духовной Академии, 19 сентября 1830 г. назначен Ректором Саратовской семинарии и Архимандритом Луховского монастыря. 30 ноября 1832 г. переведен в Архимандрита Саратовского Спасопреображенского второклассного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Таковых донесений получено 26, а именно: из ставропигиальных монастырей: 1. Новоспасского, от Наместника Иеромонаха Никодима. 2. Симоновского, от Архимандрита Герасима. 3. Донского, от Архимандрита Евгения. 4. Заиконоспасского, от Архимандрита Парфения. из епаршеских мужеских: 5. Чудова, от Наместника Игумена Феофилакта. 6. Сретенского, от него же. 7.Высокопетровского, от Архимандрита Лаврентия. 8. Спасо-Андроньева, от Казначея Иеромонаха Виктора. 9. Богоявленского, от Казначея Иеромонаха Аарона. 10. Греческого Николаевского, от Архимандрита Кирилла. 11. Златоустова, от Архимандрита Досифея. 12. Данилова, от Архимандрита Геннадия. 13. Знаменского, от Архимандрита Аполлоса и Казначея Мефодия. 14. Николаевского Перервинского, от Архимандрита Лаврентия. 15. Заштатного Покровского, от Строителя Ионы. 16. Упраздненного Крестовоздвиженского, от Архимандрита Парфения. 17. Саввинского Подворья, от Иеромонахов Ионы и Иннокентия. из женских монастырей: 18. Вознесенского, от Игуменьи Трифены. 19. Новодевичьего, от Игуменьи Мефодии. 20. Рождественского, от Игуменьи Есфири. 21. Никитского, от Игуменьи Евфрасии. 22. Зачатейского, от Игуменьи Доримедонты. 23. Страстного, от Игуменьи Тавифы. 24. Алексеевского, от Игуменьи Афанасии. 25. Упраздненного Георгиевского, от Игуменьи Митрополии. 26. Упраздненного Ивановского, от Игуменьи Елпидифоры. О доставленных сведениях о том, что происходило в монастырях Московских по обстоятельствам 1812 года Вашему Императорскому Величеству благоугодно было повелеть мне взять, чрез кого следует, сведения о происшествиях, случившихся в Московских монастырях во время нашествия неприятельского в 1812-м году. Представляя при сем таковые сведения, истребованные управляющим Московской митрополией от каждого настоятеля, долгом почитаю донести, что оные составлены по данному наставлению, дабы все, что ни происходило, описано было по сущей истине, без всяких прикрас слога и без опасения взыскания, если бы в чем нашлось, по тогдашним обстоятельствам, упущение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вотъ какое оставилъ по себ скитъ въ лица, бывавшаго тамъ въ юности при скитоначальник о. «Величественный порядокъ и какой–то неземной красоты во всей скитской обители, часто привлекали дтское мое сердце къ духовному о которомъ вспоминаю и теперь съ и считаю это время лучшимъ временемъ моей жизни. Простота и въ везд порядокъ и чистота, самыхъ разнообразныхъ цвтовъ и ихъ, и вообще какое–то чувство благодати, невольно заставляло забывать все, что вн обители этой. Въ церкви скитской мн случалось бывать преимущественно во время обдни. Здсь уже при самомъ бывало, чувствуешь себя вн и превратности его. Съ какимъ умилительнымъ совершалось И это отражалось на всхъ предстоящихъ до такой степени, что слышался каждый шелесть, каждое въ церкви. Клиросное въ которомъ часто участвовалъ самъ начальнике скита о. было тихое, стройное, и вмст съ тмъ величественное и правильное, подобно которому посл того и нигд уже не слыхалъ, за всмъ тмъ, что мн очень часто приходилось слышать самыхъ образованнйшыхъ пвчихъ въ столицахъ и извстнйшихъ пвцовъ Европы. Въ скитскомъ слышались кротость, страхъ и молитвенное, между тмъ, какъ въ часто отражается и его страсти, — а это уже такъ обыкновенно! Что–жъ сказать о тхъ вождленнйшихъ дняхъ, когда совершалось самимъ начальникомъ скита о. Въ каждомъ его каждомъ слов и возглас видны были двственность, кротость, и вмст съ тмъ святое чувство Подобнаго посл того я нигд не встрчалъ, хотя былъ во многихъ обителяхъ и церквахъ» настоятеля Малоярославецкаго Николаевскаго монастыря Москва, 1870 г., стр. 27). О. пробылъ начальникомъ скита 14 лтъ, когда епископъ Николай, враждебно къ старчеству и много горя о. Моисею, назначилъ его родного брата о. настоятелемъ Ярославецкаго Николаевскаго монастыря. Въ это время о. переступилъ возрастъ и на ногахъ его открылись раны, какъ его подвиговъ и трудовъ. Ему было крайне тяжело разставаться съ созданнымъ его трудами уединеннымъ Оптинскимъ скитомъ, гд его окружала всеобщая любовь, со своимъ братомъ, который былъ его старцемъ. въ чуждыхъ ему жизни, являлось для него тягчайшимъ и величайшимъ крестомъ. Однажды, пишетъ онъ, «сильно уны во мн духъ мой, и воздремавшись вижу въ тонкомъ сн ликъ отцовъ, и одинъ изъ нихъ, якобы первосвятитель, благословляя меня, сказалъ: вдь ты былъ въ раю, знаешь его, а теперь трудись, молись и не лнись! И вдругъ, проснувшись, ощущаю въ себ нкое Господи! даруй мн конецъ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

288. Беседа к Братству Николаевского Угрешского Общежительного монастыря (Говорена окт. 16-го; напечатана в Твор. Св. От. 1853 г. и в собран. 1861 г.) 1853 год Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене ( Mamф. XIX. 21 ). В сих словах мы имеем учение о нестяжании, преподанное самим Иисусом Христом. Случай к сему подал некто, которого Евангелист Матфей называет «юношею» ( Мф. 19:20 ), а Евангелист Лука «князем» ( Лк. 18:18 ), следственно, человек не без достоинства и не без образования, как и слова его показывают. Он вопросил Христа Спасителя: «что благо сотворю, да имам живот вечный» ( Mamф. XIX. 16 )? Господь ответствовал, что для сего должен он соблюсти данные Богом заповеди десятословия, и особенно глубокую и многознаменательную заповедь: возлюби ближнего, как самого себя. На сие юноша отозвался, что все сие исполнил с малолетства. Отзыв, конечно, необдуманный: потому что истинные ревнители исполнения заповедей всегда чувствуют и признают свои несовершенства и недостатки в исполнении оных; а хвалящиеся исполнением заповедей обнаруживают чрез сие то, что они недовольно познали себя и силу заповедей. Но кроткий Божественный Учитель не благоизволил противопоставить слову самохваления слово обличения, а указал путь совершенства и предоставил хвалящемуся самому обличить свое несовершенство делом. «Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси; и гряди в след Мене». Что же юноша? Можно ли, кажется, не пожелать сделаться совершенным? Можно ли не пожелать следовать за Христом, и особенно, когда Он сам приглашает к сему? – Но, нет. Юноша не вступает на путь совершенства: не хочет идти за Христом; жаль ему, что не имеет духа решиться на сие, однако нерешается, отступает вспять: «отъиде скорбя». От чего это так? От того, что он нерасположен жить в совершенном нестяжании; не хочет разстаться с богатством: «отъиде скорбя: бе бо имея стяжания многа» ( Mamф. XIX. 22 ). И вот, он делом обличил себя в том, что напрасно на словах представлял себя исполнителем заповеди, повелевающей любить ближнего, как самого себя. Если бы он любил ближнего, как самого себя: то ему нетрудно и даже приятно было бы раздаянием своего имения утешать и успокоивать любезных ближних, нуждающихся и нищих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Графиня Е.Б. Ефимовская подвизалась“ и „училась“ в Татева. И конечно, многому она здесь научилась. Церковный характер леснинских школ не есть только вывеска, сделанная внешнею властью, – он служит выражением её внутреннего убеждения. Наблюдая эти школы и, в частности, внимая прекрасному церковному пению, которым по истине Лесна может славиться, невольно припоминаешь школьные взгляды Татевского подвижника. Этими указаниями я не думаю исчерпать все влияния, под которыми складывалась душа будущей игумении Леснинского монастыря, но, кажется, отмечены важнейшие из них. Теперь попытаюсь набросать очерк вешних событий ее жизни, – событий, которыми Промысл приуготовлял ее для леснинского служения. Отец Е.Б. Ефимовской служил в Смоленской губернии по выборам и состоял 23 года предводителем дворянства Гжатского уезда. Когда его экономическое положение пошатнулось и наследственное имение Клементьево перешло в казну, он поступил на государственную службу (в Калиш), что давало основания зачислить на пенсию прежнюю службу по выборам. Он переселился на место новой службы, а семья его переехала в Москву. Вскоре с ним сделался апоплексический удар; мать, собравши, что было, уехала к нему, – и Евгения Борисовна с сестрою остались в Москве предоставленные себе и без средств. Нужно было стать на свои ноги и начать трудовую жизнь. И по природной энергии, и по развитию Е. Б. была к этому вполне подготовлена. Начальница Николаевского института предложила е место учительницы французского языка, – предложение было принято. Впрочем, Е. Б. здесь пробыла недолго, – не более года. Для неё были стеснительны казенные шаблоны учебно-воспитательного дела и тяжела атмосфера чопорных отношений между собою служебного женского персонала. Между тем мать с больным отцом возвратилась в —514— Москву, последовал второй удар, и отец скончался. Е. Б. искала „своего“ дела, в котором могла бы найти простор её душа. По совету учителей Николаевского института, она открыла пансион на двенадцать девочек для приготовления к гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ошмянского благочиния: 1) Борунской, 2) Виленской Николаевской, 3) Кревской, 4) Спяглянской, 5) Николаевской, 6) Лоской, 7) Дубинской, 8) Груздовской, 9) Ганутской; Белостокской области, в Белостоцком, Бельском и Дрогицком благочиниях: 1) Клещелевской приписной, 2) соборно-Бельской, 3) Чижевской, 4) Пасынковской, 5) Лосинской, 6) Гродзиской, 7) Семятыцкой; Луцкого благочиния: 1) Боголюбской, 2) Воротниовской, 3) Кнерутской, 4) Залавецкой, 5) Пянской, 6) Свищевской, 7) Бокоемской, 8) Смордеровской, 9) Войницкой, 10) Пиратинской, 11) Берегской; Ратненского благочиния: 1) Замшанской, 2) Выдраницкой. Таким образом, устроены вновь по правилам Греко-восточной Церкви иконостасы и престолы в 226 приходских Греко-униатских церквах Литовской епархии. Как же в епархии сей имелось прежних церквей, снабжённых иконостасами, 103; да из числа 800 церквей около 200 предполагается к упразднению: то предстоит необходимость устроить иконостасы ещё в 270 церквах Литовской епархии; и церкви сии, будучи из самых беднейших, не представляют возможности скорого успеха в сем отношении. Между тем я надеюсь, что, сверх показанного выше числа, многие ещё церкви в течение нынешнего года будут снабжены иконостасами. Некоторые благочинные, лично мною возбуждённые, особенную оказали ревность в устройстве подведомственных им церквей, так что снабжено иконостасами много и таких церквей, который мною для сего ещё не были назначены, а напротив, во многих из назначенных мною церквей ещё не устроено иконостасов, так как годичный срок, определённый для устройства оных, истёк только для церквей, по Гродненской губернии состоящих, а для церквей, по губерниям Минской и Виленской, а также по Белостокской области состоящих, кончится ещё в половине наступающего ноября месяца; и тогда только можно будет знать определительно число церквей, снабжённых иконостасами, в исполнение прописанных выше моих распоряжений. О чём всём долгом считаю оной коллегии донести. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 6 октября за 665 с именною росписью монашествующих Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Стемпковский Григорий Иванович. Член церковного совета, а затем староста Свято-Николаевского кафедрального собора в Харбине. Р. Б. Григорий Ушинский Григорий Анатольевич. Родился в Житомире в 1873 г. Церковный деятель в г. Тяньцзыне. Скончался здесь 06.10.1943 г. Р. Б. Димитрий Казаков Димитрий Иосифович. Родился в 1890 г. в Самаре. Военный врач в Первую мировую и Гражданскую войны. Эмигрировал в Шанхай в 1921 г. Основатель и председатель Русского православного братства в Шанхае. Инициатор строительства Богородицкого собора в Шанхае и сбора средств на его постройку. Издатель журнала «Благовест». Скончался 12.07.1943 г. в Шанхае. Р. Б. Димитрий Морозов Димитрий Яковлевич. Родился в 1914 г. в Пермской губернии. С 1920 г. жил в Харбине, где окончил гимназию и политехнический институт. Год занимался на богословских курсах. Инженер-электрик в г. Циндао. В 1951 г. уехал в Австралию, жил в г. Сиднее. Оказывал помощь женскому монастырю в Кентлине. Занимал должности старосты Свято-Владимирского храма и Архиерейской церкви в Крейдоне, заведующего свечным заводом в Кентлине. Певчий хора Архиерейской церкви. Скончался от сердечного приступа после продолжительной болезни 23.06.1993 г. в Сиднее. Р. Б. Димитрий Немчинов Димитрий Николаевич. Регент хора Покровской церкви г. Харбина. Р. Б. Димитрий Пантелеев Димитрий Петрович. Родился в 1885 г. С 1922 г. жил в Харбине, затем в Пекине. Секретарь Пекинской духовной миссии, редактор журнала «Китайский благовестник». Переехал в США. Скончался в 1950 г. в Сан-Франциско. Р. Б. Димитрий Попов Димитрий Яковлевич. Сын священника из Сибири. Регент Свято-Николаевского собора в Харбине. Секретарь попечительства о бедных духовного звания (1929 г.) В 1953 г. выехал из Харбина. Скончался на пароходе по пути из Китая в Америку. Погребен в море. Р. Б. Димитрий Усатов Димитрий Сергеевич. Родился в 1936 г. в Западном Китае в г. Чим Пан Зы, расположенном в долине Тянь-Шаня. Закончил здесь семь классов русской школы и бухгалтерские курсы. Работал в торговле. В 1965 г. переехал в Австралию. Работал сварщиком в Мельбурне. Член церковно-приходского совета в г. Данденонге, где возглавлял ревизионную комиссию, затем был секретарем. С 1994 г. – староста прихода. Скончался 26.10.1999 г. Р. Б. Диомид

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V 797). Когда Никон был в Ферапонтовом монастыре и открывалась возможность его посетить, то к нему массами стекались под благословение с подарками и деньгами, увеличивалось и число добровольно приходивших келейных старцев (так в 1669 г. их было уже 10); они употреблялись им для посылок, делили общую будничную жизнь, отправляли келейные правила. «Громадная масса православного народа, пишет Николаевский, не посвященная в церковные споры и диалектические тонкости, с своей стороны давно составила и изрекла безхитростно замечательный отзыв о Патриархе Никоне , как о святом и чудотворце. Записи о чудесных знамениях и исцелениях при гробе Никона начались тотчас же по его кончине. Записи чудес последующего и нынешнего времени вносятся в особую книгу происшествий. Чудеса при гробе Патриарха Никона смущают раскольников и влияют на переход их в Православие. Масса народу, как при жизни приходила к нему за благословением, милостыней и исцелением в болезнях, так и по смерти его до ныне стекается к его могиле, служит по нем панихиды и просит через него у Бога помощи и исцеления в своих душевных и телесных скорбях и нуждах. В этом всенародном почитании лучшая оценка его пастырских трудов и житии его на патриаршем престоле, также в ссылке и заточении». (Николаевский, «Жизнь Патриарха Никона в ссылке и заточении»). Большие пожары в Москве в 1668 г. жители разсматривали, как следствие низложения Патриарха Никона и проклятий Никона. Польский посол писал в Варшаву: «В Москве опять был пожар, который уничтожил несколько тысяч домов и жители говорили, что частые пожары – следствие того, что великий князь низложил и сослал их Патриарха, и были вследствие проклятий Патриарха Никона , вследствие чего они негодовали на великого князя». (V, 906). ii) Отзывы о Никоне его современников-иностранцев Иностранцы, современники Никона, ставили его также очень высоко: архидиакон Сохе, сопровождавший лорда Герберта в путешествии в Россию, напечатанном в Лондоне в 1792 г., дает сообщения о Никоне по Мейерберу и по его современнику Мюллеру (Мейербер был в Москве в 1661 г.). Он выставляет Никона, как человека чрезвычайных дарований, просвещения и добродетелей, как смелого патриота и вернейшего советника и слугу короны, падение которого произошло по зависти и злобе придворных, не могших перенести его превосходства. Протестант диакон жалел только, что такой великий человек предался жизни узкого аскетизма, на что годится и всякий простой монах. Не входя в оценку церковных принципов Никона, а только за его политический облик, Сохе и, видимо, Мейербер, также не только оправдывали Никона против бояр и короны, но и удивлялись ему, как герою (V прил. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

В 1816 году Калужская Палата Гражданского Суда сообщением Калужской Консистории давая знать, что в нее представлено из Малоярославецкого городового Магистрата на утверждение завещания покойного Целибеева, вместе с тем требовала взыскать с Строителя о. Макария следующие со всей объявленной в духовном завещании суммы пошлинные 4363 руб. 50 коп. деньги и прислать их в Палату. Но о. Макарий, не имея возможности представить немедленно требуемых денег, как потому, что вся наличная сумма завещанная Целибеевым уже была издержана, так и по несостоятельности векселедателей, обратился к тогдашнему Обер-Прокурору Святейшего Синода, Князю Александру Николаевичу Голицыну, с прошением об исходатайствовании Монаршей милости в пользу монастыря. В следствие всеподданнейшего о сем доклада Г. Обер-Прокурора покойный Государь Император Александр Павлович, «вместе с царским словом: закона переменить не могу, приняв в особенное внимание, что под стенами сего самого монастыря неоднократно переходившего в руки неприятеля, и наконец соделавшегося местом достославного поражения и победы, Высочайше повелел выдать из Государственного Казначейства 10,000 рублей, как на уплату пошлинных денег 4363 руб. 50 коп., требуемых Калужской Палатой, так и в пособие на исправление монастырских зданий 27 ». Этою монаршей милостью и высоким вниманием к восстановляемой обители деятельность о. Макария получила новые силы к продолжению начатых трудов, и надобно полагать, что в это-то время созрел окончательно в голове его гениальный план о построении нынешнего величественного Соборного храма; это тем вероятнее, если принять в соображение относящийся к тому времени вышеупомянутый отзыв Государя о Малоярославецкой обители, который служил для Старца удостоверением, что историческое значение обители не есть одна мечта высокой души его, но что отселе она уже запечатлена Царским словом и жертвой. Но прежде, чем приступим к рассказу о построении нынешнего Николаевского Соборного храма, необходимо сказать, что было сделано о. Макарием вообще для обители, после её разорения. Тотчас по миновании неприятельского нашествия, о. Макарий приступил к обновлению монастыря и дело это шло у него безостановочно и успешно; выше упомянутые средства служили лишь основной того, что о. Макарий издержал на возрождение обители, при пособии разных благотворителей «всякого чину людей», которых он успел возбудить к участию в судьбах своей исторической обители. Подробнее о сем будет сказано ниже, а теперь исчислим, что сделано им с 1814 по 1825 год, заимствуя сведение о сем из представления о нем Св. Синоду Преосвященного Епископа Филарета (в 1825 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010