Как звезда он многим людям светил – Души таковые Господь возлюбил. О страдалец дивный, Епимах пречудный, Истинной веры узник досточудный, Защити от зла нас молитвами своими, Присно Церковь Божию сохраняя ими. 3. Св. мученик Николай Хиосский . Набожный юноша и большой ревнитель веры Христовой. Родился в селении Кириах на острове Хиос, где турки предали его мучениям и в 1754 году обезглавили. Так на родном острове предал он свою праведную душу Богу. 4. Препп. Спиридон и Никодим . Монахи-просфорники в Киево-Печерской обители. Неграмотный Спиридон знал всю Псалтирь наизусть и уже при жизни творил чудеса. Упокоился в 1148 году. Рассуждение Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ). Святой преподобномученик Тимофей Есфигменский ([память] 29 октября) в был человеком женатым и имел двух дочерей. Впоследствии, когда, будучи монахом, решил он пострадать за Христа и уже собрался в дорогу на страдания, испросил он у игумена благословения зайти в свое село Кисани, чтобы увидеться и проститься с дочерьми. Игумен не разрешил ему этого, опасаясь, как бы встреча с чадами не угасила в нем решимость [пострадать] и не отвратила бы от мученичества за веру. Однако родное село Тимофея лежало на дороге к Пропонтиде, куда он направлялся. Проходя по деревне, встретил он своего соседа, перемолвился с ним словом и через него передал привет дочерям. Напрасно зазывал его сосед свернуть [к родному дому], увидеться с дочерьми и отдохнуть. Тимофей попрощался и, ускорив шаг, поспешил по дороге к своей цели. Когда дочери услышали от соседа о своем отце, то побежали следом за ним, чтобы его увидеть. И тогда предстала глазам редкая и величественная картина: дочери мчатся что есть сил, чтобы обнять своего отца, а отец убегает от своих дочерей, чтобы не погрешить против заповеди игумена своего. Быстро бегут дочери, а он еще быстрее. Спешат дочери в объятия своего отца, а Тимофей, убегая от них, спешит в объятья смерти. Утомились дочери от бега и вернулись [домой] в глубокой скорби, [потому что] так и не догнали своего родителя. Перед смертью Тимофей упросил своего духовника, старца Германа, посетить его родное село и известить дочерей о его мученической кончине. Герман выполнил это поручение. Турки отрубили Тимофею голову, а его тело бросили в реку. Герману удалось лишь забрать окровавленную одежду святого мученика, с которой на обратном пути зашел он в село Кисани, разыскал там Тимофеевых дочерей, поведал им о доблестной смерти их отца и показал им его одежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

21, 22. Пр. НИКОДИМ, пр. СПИРИДОН – Просфорники Печерские, преставились в XII веке, Октября 31. Мощи их почивают в пещерах пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 31. 23 . Пр. АГАПИТ, безмездный врач, Печерский чудотворец, преставился в 1195 году, Июня 1. Св. его мощи почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Июня 1. 24 . Пр. АРЕФА, затворник Печерский, жил в XII веке. Св. мощи его почивают в пещерах пр. Антония. Память Октября 24. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 24. Век XIII 1 . Св. КОНСТАНТИН Святославич, Князь Муромский, преставился в 1205 году, Мая 21, постригшись. Св. мощи его вместе с чадами его Михаилом и Феодором (смотри выше) обретены в 1555 году, Мая 21. Церковь память его с чадами совершает Мая 21. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею, Мая 21. 2 . Св. СИМОН, Епископ Владимирский и Суздальский, преставился в 1226 году, Мая 10. Св. мощи его почивают в Киеве в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Мая 10. 3 . Св. Георгиевич, Князь Муромский, в иноках ДАВИД, преставился в 1228 году, Июня 25, – и 4 . Св. ФЕВРОНИЯ, Княгиня Муромская, в монашестве ЕВФРОСИНИЯ, супруга св. Князя Петра Георгиевича Муромского, преставилась в 1228 году, Июня 25. Св. мощи её почивают в соборной церкви града Мурома в одном гробе с супругом её. Церковь память их совершает Июня 25. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 25. 5 . Св. ФЕОДОР Ярославич, Князь Новгородский, преставился в 1233 году, Июня 5, и погребён в Юрьеве монастыре. Св. мощи его обретены в 1614 году, перенесены в Новгородский Софийский собор и положены в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, на левой стороне поверх земли. Церковь память его совершает Июня 5. Смотри Месяцеслов Московский, Июня 5. 6 . Св. ГЕОРГИЙ Всеволодович, Великий Князь Владимирский, убиен на сражении за Отечество в 1237 году (а по Следованной Псалтири – в 1239 году), Февраля 4. Св. мощи его почивают во Владимире в соборной церкви, на правой стороне между двумя церковными столпами. Церковь память его совершает Февраля 4. Смотри Месяцесловы Февраля 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Инок Феодор, чтобы в праздности не увлекаться вредными помыслами, поставил у себя в пещере жернова, брал из закромов зерновой хлеб и ночью перемалывал его. Некоторые из иноков по 30 лет бессменно проводят на пекарне. Рубили ли они дрова, месили ли тесто, сопровождали свой труд пением св. псалмов. В обители св. Феодосия даже было такое правило: «Неумеющий читать должен служить рукодельем» 2592 . Различны были труды послушания, но смиренное прохождение служения братии равно освящало труд. Пред судом Божиим равно оказались достойными вечного блаженства и князь Никола Святоша, и иконописец Алипий, и гробокопатель Марк и просфорники Спиридон и Никодим 2593 . Остановим свое внимание на втором великом русском иноке, жившем несколько столетий спустя после смерти преп. Феодосия и насаждавшем монашество в центре русской земли, на преп. Сергии Радонежском. Он не отдаляется от начал, положенных в основу монашеской жизни преп. Феодосием. Устрояя свой монастырь, вводит в нем —625— самое строгое общежитие. В его обители иноки не знали отдыха. В обители не было ничего, что бы не было сделано руками иноков. Сам преподобный всем подавал пример трудолюбия: он пек просфоры, скатывал воск для свечей своими руками, рубил дрова, строил келии, молол пшеницу, был портным, плотником, служил всем, «как раб купленный». Бедная убогая обстановка, среди какой жили иноки, не угнетала, а окрыляла их дух. На вечные времена нужно записать золотыми буквами следующую заповедь преподобного. Какие бы нужды обитель не терпела, преподобный не разрешал своей братии выходить за монастырь, чтобы просить себе у мирян на пропитание. Не раз в обители преподобного не оставалось ни куска хлеба и, несмотря на это, он не разрешал никому из братии протягивать руку за подаянием. Страдая от голода, однажды один из иноков, говорил преподобному: «Доколе ты будешь нам запрещать выходить из монастыря и просить того, что для нас необходимо? Еще одну ночь мы перетерпим, а утром уйдем отсюда, чтобы нам не умереть с голода». Но преподобный оставался верен своему чудному правилу: не выходить из обители и не протягивать руку свою за подаянием. Он много утешал братию, напоминал ей о страдании и подвигах святых, указывал, как ради Христа они терпели голод, жажду, испытали много лишений. Привел слова Христа о птицах небесных, которых питает сам Отец небесный 2594 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний (†1073 г., 10 (23) июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосии (†1074 г., 3 (16) мая), «начальник общего жития монашеского в России,» подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев… Преподобный Нестор летописец († 1114 г., 27 октября (9 ноября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий (†около 1090 г., 14 (27) февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г., 18 (31) июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный (†1110 г., 7 (20) августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским (†1108 г., 31 января (13 февраля); Прохор Лебедник (†1007 г., 10(23) февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер, (†1071 г., 5(18) октября), великий целитель; Агапит (†1095 г., 1 (14) июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый праздник на возглас «Христос Воскресе» ответствовали пойи-вавшие в пещерах угодники; Никола Святоша (†1143 г., 14 (27) октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Щор Олегович (5 (18) июня), убитый в 1147 году киевлянами; Тарк гробокопатель (†В XII в., 29 декабря (11 января); Алипий (†1114 г., 17 (30) августа), замечательный иконописец, «доброе извык хытрости иконней, иконы писать хитр бе зело,» отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта (10 апреля), замученный в 1096 году корсу неким жидом на кресте по образу Христа Спасителя… Спиридон и Никодим просфорники (†В XII в., 31 октября (13 ноября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворе-ния; Арефа затворник, (†1190 г., 24 октября (6 ноября), избавленный от греха любостяжания и многие, многие, просиявшие в великой лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Провел всю жизнь в болезни и чудесно пострижен ангелами. (Послание Поликарпа к Акиндину). Ум. 1110 года (Филарет, Р.Св., август, стр. 26). Мощи в Антониевой пещере. Память 7 августа. 66. Преподобный Евстафий злотарь Был в мире художником золотых дел. Жил в XIII веке. Мощи открыто почивали в XVII веке. Поминается с другими преподобными Антониевой пещеры 21 сентября. 67. Преподобный Нестор летописец, преставися месяца октября в 27 день Первый летописец Русский. Оставил по себе, кроме летописи, повесть о страдании святых князей Бориса и Глеба и похвалу князю Владимиру, а по мнению многих, жития подвижников Печерских, помещенные в первой книге Патерика. Ум. около 1114 года (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 82). Память 27 октября. Мощи в Антониевой пещере. По «Иконописному подлиннику»: «подобием сед, брада аки Богословля, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой книга и четки, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 180). 68. Преподобный Елладий 69. Преподобный Лука иконом Почивают в пещере Антониевой. Житие их неизвестно. Память общая с прочими преподобными той же пещеры 21 сентября. 70. Преподобный Марко гробокопатель и мертвии послушаху его; преставися в лето 6000 Жил в конце XI века. Трудился, копая к пещерам могилы для усопшей братии. Сказание о нем во втором послании Поликарпа к Акиндину. Ум. вероятно в 1102 году (Филарет, Р. Св., декабрь, стр. 435). Память 29 декабря. Мощи в Антониевой пещере. Там же хранится крест его, внутри пустой, служивший ему мерою для питья воды. 71. Преподобный Ефрем евнух О нем не имеется никаких сведений. 72. Преподобный Арефа, преставися месяца октября в 24 день В послании Симона епископа к черноризцу Поликарпу помещено сказание о том, как украденное у преп. Арефы имение вменилось ему в милостыню (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 54). Ум. около 1190 года. Память 24 октября. Мощи в Антониевой пещере. 73. Преподобные Спиридон и Никодим просфорники Печерские Сказание о житии их в послании Поликарпа к Акиндину. Жили в первой половине XII века. Память 31 октября. Мощи в Антониевой пещере. Преподобный Спиридон почивает в положении молящегося. Три первые перста правой руки его соединены совершенно равно, а средний и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что если б кто захотел дать иное положение перстам ее, тот скорее мог бы переломить их, чем разогнуть (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 122). 74. Преподобный отец Авраамий затворник

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

8 окт. 1966 г. был определен, 30 окт. хиротонисан в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры во епископа Пермского и Соликамского. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I . И. часто посещал храмы епархии, в т. ч. отдаленные приходы. Положение верующих в уральских епархиях (Пермской и Свердловской) было нелегким, т. к. Урал являлся закрытой военно-промышленной зоной, где власти проявляли особую бдительность. Тем не менее под личным рук. И. был построен новый архиерейский дом, в к-ром устроили крестовый храм. Мн. монахини и миряне из соседней, Свердловской обл. приезжали к И. на богослужение и за наставлением. Он предоставил в Перми приют неск. монахиням, оставшимся без келий и места проживания, дал им послушание в просфорне при архиерейском доме. После перевода владыки на Ростовскую кафедру он продолжал духовно наставлять верующих из Пермской епархии, которые поддерживали с ним отношения. 31 мая 1973 г. назначен епископом Ростовским и Новочеркасским. 10 апр. 1977 г. возведен в сан архиепископа. Ростовская паства почитала и любила И. за отеческое отношение к прихожанам, терпение, отмечала его высокую молитвенность, уважение и отзывчивость к людям. Несмотря на болезни, И. часто посещал ближние и дальние приходы епархии, совершая богослужения и проповедуя. Особенно заботился об увеличении числа епархиального клира: за время его управления все приходы Ростовской епархии были обеспечены священниками. Скончался во время службы Похвалы Пресв. Богородице. 5 апр. 1982 г. отпевание совершили в кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы Харьковский и Богодуховский архиеп. Никодим (Руснак ; впосл. митрополит), Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха ; впосл. архиепископ) в сослужении множества клириков Ростовской и др. епархий. Похоронен близ вост. стены кафедрального собора. Соч.: Свт. Иоасаф, еп. Белгородский, и его религиозно-нравственные воззрения: Канд. дис./ЛДА. [Л.], 1966; Речь при наречении во еп. Пермского и Соликамского//ЖМП. 1966. 12. С. 26-28.

http://pravenc.ru/text/578102.html

Всё остальное для него умерло. Но исцелял людей молитвой и травками различными. И даже когда князья к нему приходили, он и ради князей из монастыря не выходил. Говорил: «Ты, князь — такой же человек, как и все остальные. Если я к тебе пойду, лечить тебя, то я тогда и к другим должен ходить. А если я начну ко всем ходить, то какой я монах? Никуда не пойду. Вот, на, поешь того, что я тебе дам, и здоров будешь». Князь поел и здоров был. Вот такой великий человек. И так далее, и так далее, и так далее... Вот почитаешь обо всём этом и скажешь: «Ого! Вот они какие». Был ещё такой преподобный Исаакий. Бесы его обманули: являлись ему в виде ангела света и говорили, мол, какой ты хороший человек, как ты молишься красиво, сейчас к тебе Христос придёт, ты поклонись Ему. И пришёл какой-то такой, светлый-светлый. Исаакий, не перекрестившись, поклонился ему, а это был демон. Они изменили вид свой, вид гнусный, и стали плясать с Исаакием, в дудки дуть, в барабаны бить. Заплясали человека почти до смерти, он разучился ходить и разговаривать. Потом его отмолили преподобные отцы. Он опять взялся за труды прежние, потом уже бесам отомстил. Уже был смиренный до края, уже не поддавался ни на что. И отомстил им за это: заставлял их работать на монастырь, брёвна таскать. И они, как не пищали, но Именем Божиим понуждаемые, заставленные им, делали работу на благо монастырское. Исаакий отомстил им за свой позор и своё унижение от них. Вот, человек какой. Или Спиридон и Никодим, просфорники. Или Многоболезненный Пимен. Или Нестор Летописец. Или Нестор Некнижный. Или Евстратий, преподобный мученик. Это всё можно рассказывать долго, это всё очень интересно, это первые яркие лучи святости на Руси. И вот, дорогие христиане, если вы читали это, обновите это в памяти. А если вы это никогда не читали, то будьте любезны, восполните пробел в своём христианском образовании. Почитайте первую книгу о житии святых, составленную русскими для русских, на Руси, написаннную летописцами о монастыре Печерском. Поликарп собирал, Нестор частью писал, частью другие монахи.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

У изголовья постели, перед киотом, стоял изможденный старец-схимник и слабым, прерывающимся от дряхлости голосом, читал трогательные и величественные молитвы на исход души. В ногах постели Алипия наклонился игумен. Слезы светились на его старческих очах… Монахи, столпившиеся у дверей, с благоговением и грустью смотрели на умирающего и молились. Старик бросился к постели умирающего. С плачем, целуя худую, почти прозрачную, бессильную руку Алипия, он молча благодарил больного… — Не меня благодари, сын мой,— вдруг послышался тихий голос умирающего,— Господь наш послал Ангела Своего докончить мою работу… В ту же минуту бледное лицо Алипия преобразилось от какого-то дивного света… В глазах засветился тихий огонь, улыбка полуоткрыла коченеющие уста. Он вдруг поднялся на своем ложе и, протягивая руки к кому-то ему одному видимому, громко прошептал: — Вот он, мой небесный гость! Я вижу его, он пришел за мною… С этими словами иконописец бессильно опустился на постель, глаза потухли, спокойное выражение тихой ликующей радости озарило его лицо, и он скончался. С великой честью погребли иноки тело почившего в пещере преподобного Антония, где мощи святого Алипия находятся до настоящего дня, По вере Тихая, теплая летняя ночь окутала своим темным покровом землю, только звезды, эти очи неба, задумчиво светили где-то высоко, высоко. Затих Киево-Печерский монастырь. Утомленные дневными трудами и молитвами за продолжительными церковными службами иноки предались сну. Еще час, другой — и звон колокола разбудит их, снова призывая в церковь. Опять начнется день молитвы и труда. Только в немногих кельях, при мерцающем свете лампады, стоят еще на молитве старцы-монахи и кладут земные поклоны, да в деревянном домишке, приютившемся в монастыре у самых ворот, виден яркий свет. Это монастырская просфорная, Иноки Спиридон и Никодим несут здесь свое послушание — пекут просфоры для обители. Тяжела эта работа и недаром игумен приставил к ней Спиридона и Никодима, иноков благочестивой жизни, трудолюбивых и аккуратных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Схиигумен Иларий. (Память 9 июля). Игумен Иларий происходил из торгового сословия и родился в городе Мологе, Ярославской губернии, в 1796 году. На 20-м году своей жизни он поступил в Белобережскую пустынь, Орловской губернии. Ища все большего и большего подвижничества, он побывал и в Коневском, и в Валаамском, Соловецком и Свирском монастырях. В последнем монастыре в 1828 году он получил сан иеромонаха и вскоре перешел в Оптину пустынь. В Оптиной о. Иларий был учеником знаменитого старца о. Леонида. В 1834 году о. Иларий был назначен на должность настоятеля Николо-Угрешского монастыря, которым и управлял 18 лет, привел его в цветущее состояние как в духовном, так и в материальном отношениях. Последнее время своей жизни о. Иларий провел в Гефсиманском скиту, где особенно был дружен со старцем Феодотом, так же бывшим насельником Оптиной пустыни. За несколько лет до смерти о. Иларий принял схиму с именем Илии. В строго монашеском порядке текла жизнь о. Илария. Двери его келлии всегда были затворенными. Свободное от молитвы время он проводил за чтением святоотеческих книг, причем всегда старался читать по-славянски. Благодаря хорошей памяти, он немало знал рассказов, сведений и назидательных слов подвижников монашества. Никогда не пропускал богослужения церковного, но в братскую трапезу, во время настоятельства, по будням не ходил, а приготовлял постную пищу у себя дома, иногда сам, а иногда дозволял делать это и келейнику, особенной же кухни не имел. Печи в своей келлии топил почти всегда сам; келейник приносил дрова, а клал их в печь о. Иларий сам, и все это он делал с молитвой. Если в это время в его келлии присутствовал кто-либо из монашествующих, то он говорил: «благослови, отче!», а если кто из послушников, то: «благослови, брате!» Без молитвы же никакое дело у него не делалось. Никакою работой не пренебрегал о. Иларий. Обветшавшее белье и платье чинил всегда сам. Случалось, что в монастыре расстраивалось дело печения просфор, тогда о. Иларий, как, бывший в Свирском монастыре просфорником, сам пек просфоры и научал других. Так, в строго иноческих правилах и смирении текла жизнь о. Илария. Умер он 9 июля 1863 года. Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков:/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-./Июль. - 1994. - 588, II с. ISBN 5-86594-018-Х. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в. XII в. Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115 Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010