Мощи его почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Преподобный Анастасий Печерский (XII в.) Память его празднуется 22 янв, 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Анастасий, диакон Печерского монастыря, был другом прп. Тита (память его 27 февр.). Святые мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. •  В службе Собору отцев Ближних пещер св. Анастасий называется преподобномучеником и имевшим такое дерзновение к Богу, что получал все просимое. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские (XII в.) Память их празднуется 31 окт., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Спиридон был родом крестьянин и пришел в Печерский монастырь уже в немолодых летах, при игумене прп. Пимене Постнике. Грамоте он научился уже в обители, причем выучил всю Псалтирь наизусть и воспевал ее каждый день всю с начала до конца. За богоугодную жизнь на него было возложено послушание печь просфоры, и, исполняя его, он не переставал воспевать псалмы Давидовы. Сотрудником его был прп. Никодим. Однажды пламя вырвалось из устья печи, и крыша просфорной загорелась. Преподобный заткнул устье ее мантией, а сам, стянув рукава своей власяницы, пошел с ней к колодцу и наполнил ее водой. Затем он позвал братию помочь ему погасить пламя. Собравшаяся братия с удивлением увидела, что мантия его не загорелась и вода не вытекла из власяницы. Они погасили пламя и прославили Бога. Прп. Анатолий, по примеру великого отца Антония, подвизался в затворе, в то же время как Спиридон и Никодим подвизались в общежитии, и достиг дара чудотворения. Он почивает нетленным в Антониевой пещере, там же, где и мощи прпп. Спиридона и Никодима. Преподобный Феофан, постник Печерский (XII в.) Память его празднуется 11 окт., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Ну, максимум, через несколько дней. Хотя, вернее, можно каждый день попросить монаха об исповеди в монастыре. А так раз в неделю на всенощном бдении духовник монастыря совершает исповедь всех. Видите, тут не получается каждый вечер, как пишет Преподобный Никодим, каждый день. Хотя к этому в монастырях надо бы стремиться. А что касается жизни приходской жизни мирской вообще даже странно подумать, когда бы это люди кто там пойдет. Но я знаю, многие мне рассказывали, даже священнослужители, что ведь покаяние оно конечно перед священником перед духовником. Но даже если ты сам себя в глазах другого человека просто обличишь… Один брат рассказывал, он священником был в далеком-далеком приходе. И никого там не было, он даже сам не мог помногу месяцев ни у кого исповедоваться, просто не было рядом священнослужителей. И вот он однажды согрешил, оскорбил кого-то, сделал что-то неправильное. И вот настолько меня это разъедало, я пошел к бабушке просфорнице, старушка Божий одуванчик, я ей просто рассказал. А наутро мне литургию служить. А я не могу служить у меня такой камень на сердце, человека оскорбил, и так далее. И уже не могу извиниться, человек уже улетел на самолете, всё тогда еще не было телефонов сотовых и так далее. Он говорит, я пошел просто просфорнице этой, все рассказал, сам себя обличил перед ней, сказал, вот, видишь, ведь я священник. И она меня утешила: ну, милый батюшка, ну, что ж делать. Ну да, конечно, нехорошо, ну, Бог простит. Т.е. она, конечно, не читала разрешительную молитву, не наставляла его по Святым Отцам, а просто выслушала и посочувствовала. И уже он говорит, что это было покаяние, это было самое настоящее покаяние, камень с души у меня сошел. Потому уж я, говорит, конечно, духовнику это рассказал через несколько месяцев при встрече. Покаяние имеет многие ступни. Вот, например, в конце вечерних молитв есть тоже молитвы покаянные, где мы перечисляем различные грехи. И церковь нас и напутствует, пожалуйста, каждый вечер сам себе, если нет возможности пойти к исповеди, вот сам испытай свою совесть, пойми, что ты не так сделал, покайся, назови эти грехи перед Богом, скажи о том, что ты сожалеешь.

http://azbyka.ru/cikl-besed-po-knige-nev...

Блгв. кн. Давид Черниговский Мстислав I Владимирович Великий (1125 – 1132) Блгв. кн. Константин Муромский Блгв. кн. Михаил Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Блгв. кн. Феодор Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Преподобный Тимофей, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Мстислав I Киевский Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский Всеволод II Ольгович, внук Святослава Ярославича (1138 – 1146) Преподобный Пимен (постник) игумен Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Спиридон (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никодим (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никола Святоша (в миру Святослав, кн. Черниговский), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский Изяслав II Мстиславич (1146 – 1154) Блгв. вел. кн. Игорь Черниговский и Киевский, блаженный Преподобный Онисифор (прозорливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Мартин Туровский, блаженный Святитель Нифонт, епископ Новгородский, в Ближних пещерах Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий (1155–1157) Преподобный Досифей, игумен Печерский, в Дальних пещерах) Преподобный Авраамий Мирожский Во Владимире: св. Андрей Георгиевич Боголюбский (1157–1174) В Киеве: Ростислав Мстиславич (1158–1167), Глеб Георгиевич, брат св. Андрея Боголюбского (1168 – 1172), Роман Ростиславич (1172 – 1177) Святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси Преподобный Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский Блгв. вел. кн. Ростислав (Михаил) Киевский Блгв. кн. Глеб Городенский, Киевский После 1168 Преподобный Арефа (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Мстислав Владимирский Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Блгв. кн. Глеб-Георгий Владимирский Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский, страстотерпец Преподобный Афанасий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Святослав III Всеволодович (1177 – 1195), в Киеве

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Во время замеса и раскатки теста, святые постоянно, по памяти, читали священную книгу Псалмов. 13 ноября. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобных Спиридона и Никодима. Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские (ХП), 30 лет исполняли свое послушание – пекли просфоры. Преподобный Спиридон пришел в монастырь при игумене Пимене (1132–1141) уже немолодым человеком. Поскольку печение просфор является священным делом и занимает много времени, Спиридон и Никодим выучили наизусть весь Псалтырь. Они сделали это для того, чтобы присутствовать перед Богом умом и душой, а руками не отлучаться от работы своей. Во время замеса и раскатки теста, святые постоянно, по памяти, читали священную книгу Псалмов. Еще при жизни преподобный Спиридон был прославляем от Бога чудесами. Известен случай, когда он потушил мантией загоревшуюся пекарню: огонь погас, а мантия осталась целой. Святой Никодим трудился вместе с преподобным Спиридоном и вел такую же строгую жизнь. Мощи их находятся в Антониевой пещере. У преподобного Спиридона пальцы правой руки сложены троеперстно. Память также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 мая, 2019 25 марта, 2019 17 сентября, 2021 18 ноября, 2019 16 ноября, 2019 31 октября, 2019 25 августа, 2019 24 августа, 2019 22 июня, 2019 4 мая, 2019 25 марта, 2019 17 сентября, 2021 18 ноября, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Мощи его почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Преподобный Анастасий Печерский (XII в.) Память его празднуется 22 янв, 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Анастасий, диакон Печерского монастыря, был другом прп. Тита (память его 27 февр.). Святые мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. •  В службе Собору отцев Ближних пещер св. Анастасий называется преподобномучеником и имевшим такое дерзновение к Богу, что получал все просимое. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские (XII в.) Память их празднуется 31 окт., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Спиридон  был родом крестьянин и пришел в Печерский монастырь уже в немолодых летах, при игумене прп. Пимене Постнике. Грамоте он научился уже в обители, причем выучил всю Псалтирь наизусть и воспевал ее каждый день всю с начала до конца. За богоугодную жизнь на него было возложено послушание печь просфоры, и, исполняя его, он не переставал воспевать псалмы Давидовы.   Сотрудником его был  прп. Никодим . Однажды пламя вырвалось из устья печи, и крыша просфорной загорелась. Преподобный заткнул устье ее мантией, а сам, стянув рукава своей власяницы, пошел с ней к колодцу и наполнил ее водой. Затем он позвал братию помочь ему погасить пламя. Собравшаяся братия с удивлением увидела, что мантия его не загорелась и вода не вытекла из власяницы. Они погасили пламя и прославили Бога.   Прп. Анатолий , по примеру великого отца Антония, подвизался в затворе, в то же время как Спиридон и Никодим подвизались в общежитии, и достиг дара чудотворения. Он почивает нетленным в Антониевой пещере, там же, где и мощи прпп. Спиридона и Никодима. Преподобный Феофан, постник Печерский (XII в.) Память его празднуется 11 окт., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Мученик Епимах происходил из Египта. От благочестивых родителей он получил благочестивое воспитание и в летах молодости ушел в пустыню, на Пелусийскую гору. Жил в пустыне совершенно один, не имея советников, а уповая лишь на помощь Божию. Услышав, что воздвигнуто гонение на христиан в Александрии, и что одни из христиан с радостью принимают венец мученической, а другие, из страха мучений, убегают в горы или изменяют Христу, он оставил пустыню и отправился туда, чтобы ободрять христиан. В Александрии он вошел в капище, где язычники праздновали свой праздник, и ниспроверг жертвы и самых идолов. Язычники тотчас же схватили св. Епимаха и отвели к своему начальнику Апеллиану. Апеллиан приказал заключить святого в темницу. Здесь св. мученик нашел многих христиан и всех их укрепил в вере так, что они смело шли на мучения. Наконец, предали жесточайшим мучениям и его самого. Повесив, бросали в него камнями так сильно, что раздроблялись кости. Затем отсекли ему голову. Это было около 250 г. Преподобные Спиридон и Никодим были просфорниками в Киево-Печерской лавре, жили в XII веке. Оба они происходили из простого народа, не знали даже грамоты. Спиридон поступил в обитель в молодых летах. За высоконравственную жизнь игумен назначил его в просфорню для приготовления просфор. Послушание это очень нравилось Спиридону, потому что приготовляемые им просфоры шли для великого таинства св. причащения. Труд свой св. Спиридон всегда соединял с молитвой и чтением или пением псалмов из псалтири. Св. Никодим был сотрудником Спиридона и отличался таким же благочестием, как и Спиридон. Святые провели вместе 30 лет. Мощи их почивают в Антониевой пещере. У св. Спиридона персты правой руки сложены так, как складывают их при молитве: три первые перста соединены вместе, а средний и мизинец приложены к ладони. Это – урок для наших старообрядцев, которые обыкновенно так много ратуют за двуперстное перстосложение! Вместе со святыми Спиридоном и Никодимом подвизался препод. Анатолий. Строгой жизнью и непрестанной молитвой он заслужил от Бога дар чудотворения и нетления мощей. Мощи его почивают также в киевских пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

31 Преподобные Никодим и Спиридон – просфорники Клиево-Печерекой Лавры – пришли работать Господу при игумене Пимене (1131–1141 гг.). Они были люди простые, но как они возвысились духом! Занятие их было очень простое – печение просфор; но они совершали его с любовью ко Господу и братии, и любовь обратила простое занятие в служение духовное. Никодим был помощником и другом Спиридона и во всем был с ним единомыслен и единоправен, в молитве и в ручном труде. Они знали Псалтирь всю наизусть. Рубили ли они дрова, носили ли воду, месили ли тесто, топили ли печь, готовили ли для печи просфоры, они непрестанно молились и читали наизусть или пели псалмы. Оба они ревностно и богоугодно послужили в деле печения просфор тридцать лет, чисто и непорочно совершая свое дело, и, преставившись в добром исповедании, насыщаются славы Божией, которую видят уже больше не под видом предлагаемого хлеба, но лицом к лицу. Мощи их почивают в Антониевой пещере. Их святыми молитвами да насытимся достойно и мы хлеба жизни, благодати и славы Христа Иисуса. Ему с Богом Огнем и Святым Духом подобает честь, слава и поклонение, ныне и присно и во веки веков, аминь. «Патерик Печерский». Киев. Киево-Печерская Успенская Лавра, 2002, с. 263–266 и «Жития святых, чтимых Православной Церковью. Составлены святителем Филаретом, архиепископом Черниговским». Издание Сретенского монастыря. 2000, 259–261). 32 Преподобный Пафнутий затворник, принявший иночество, непрестанно плакал. Он всегда представлял в своем уме тот час, когда, при разлучении души с телом, окружат человека Ангелы и духи злобы, покажут человеку дела добрые и злые, напомнят ему о всех его делах, мыслях и желаниях, о том, что он забыл и чего не считал за грех . Страшное время для грешника, время разлучения души с телом! Об этом преподобный размышлял, плакал и вздыхал всю свою жизнь. Но блажени плачущии, яко тии утешатся. И преподобный Пафнутий при кончине своей увидел лики ангельские, которые, приняв его душу, вознесли ее на Небо. («Патерик Печерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Его трудолюбие, ревность к выполнению послушания, смирение и строгая жизнь не укрылись от следившего за ним с особенным вниманием наместника Лавры архимандрита Антония; в том же году он поручил ему богоприятное послушание – Петр был назначен начальником просфорни, где и провел двенадцать лет в трудах и непрестанной молитве. Однажды, когда подвергся он искушению от духа уныния, и душа его нуждалась в утешении и подкреплении,– в одну из ночей молитвенного бдения, – сподобился он видения преподобного. Никодима-просфорника, Сего угодника Божия увидел он сидящим у просфорной печи с Псалтирью в руках. «Я думал,– рассказывал отец Парфений,– что это кто-либо из старцев Лаврских, и удивился, зачем он в мантии, и как я не заметил его прихода. Но когда подошел к нему ближе, он стал невидим; а когда я уснул на заре, увидел его во сне, и он сказал мне: «Я Никодим-просфорник 31 и всегда посещаю место, где я трудился и улучил милость Божию и спасение». С той поры послушник Петр питал к этому угоднику особенную любовь и благоговение. Он стал для него «живым» примером монашеской жизни. Каждый день, бывая в Пещерах у нетленных мощей преподобных Печерских, он, поклоняясь преподобному Никодим у, благодарил его. И вскоре, подражая ему в ежедневном чтении всей Псалтири, выучил ее на память, так что впоследствии всегда читал Псалтирь наизусть. Труд рук Петра в просфорне, так же, как в свое время и труд преподобного Никодима просфорника Печерского, являл собой приуготовление жертвы, свершаемой иереем на Божественной литургии; плодом же уст его была жертва постоянной хвалы Богу ( Евр. 1: 15 ). Сам о себе он говорил, что не был постником во всю жизнь и не держал никогда поста не только что по неделям, но даже и по целым дням. Однако же, был воздержан и умерен в высшей степени. Нрав он имел удивительно кроткий, ласковый и приветливый ко всем. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «только сердце, свободное от всего плотского, истинно может служить Богу и духом соединяться со Христом». Так старался жить и Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Рассказывал Киево-Печерский иеросхимонах Антоний    «Монах наш (Киево-Печерской лавры) отец Никодим бывший Оптинский послушник, ученик старца отца Леонида, долгое время проходя в лавре послушание просфорника, не отставал в этом тяжелом послушании от последнего новоначального брата и весь этот долголетний свой подвиг приписывал силе молитв своего любимого старца. Никогда он не мог говорить про него равнодушно. Батюшка всегда его называл по фамилии — Титов. Часто заставлял его говорить под свою диктовку обличительные слова тем, которых находил нужным обличить, и обличаемые после сознавались в своих неисправностях. Чрез это отец Никодим ясно видел и веровал, что старец отец Леонид получил от Господа дар прозорливости. Вот дословный об этом рассказ самого отца Никодима: «Когда я с паспортом отправился из своего города Белгорода, Курской губернии, для поступления в Оптину пустынь, в миру оставался на мою долю дом. Была у меня и сестра-девица, но она вполне обеспечена была к замужеству. Дядя же мой родной, который (вероятно, как опекун) должен был выдать замуж мою сестру, положил в намерение присвоить мой дом, на который у него и покупатели уже имелись в виду. Проживая временно в Оптиной пустыни, я начал думать, как бы мне взять увольнение от общества. Для расхода на этот предмет у моего дяди было под сохранением моих трудовых денег сто рублей. Вот я пришел однажды к батюшке и говорю: «Батюшка, благословите мне отправиться за увольнением». Старец сказал: «Бог благословит идти». Но, когда я возвратился в свою келью, мне что-то скучно стало, и у меня отпала охота идти за увольнением, потому я и оставил это дело до будущего времени. На следующий день говорю батюшке, что я раздумал идти за увольнением, а старец на это отрывисто сказал: «Ну, как хочешь». Прошло некоторое время, забота об увольнении у меня удвоилась — идти да идти. Говорю об этом батюшке, а он мне возразил: «Отчего же ты тогда не шел?» Я понял свою ошибку, — так как посамочинничал, — заплакал, поклонился старцу в ноги, стал пред ним на колени, зарыдал и говорю: «Простите Бога ради, батюшка, — виноват!» Старец: «Ну-ну, вставай да собирайся, тебе теперь лучше будет».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преп. отец Анатолий, по примеру великого отца Антония, подвизался в затворе, в тоже время, как Спиридон и Никодим подвизались в общежитии. Лавра поет: «Спиридон – цветок незлобия и Никодим соименный победе, оба святые просфорники, готовя чистые хлебы в дар Богу, приготовили себя в жертву благовонную; к ним причисляется и Анатолий. Их все мы величаем». 531 Преп. Анатолий почивает нетленным в Антониевой пещере, там же, где и мощи пр. Спиридона и Никодима. У Кальнофойского он так описан: «св. старец Анатолий чудотворец». 532 Итак преп. Анатолий, подвизаясь в затворе до глубокой старости, достиг дара чудотворения. «Спиридоне незлобивый! ты мантией угасил печь огненную, потому что в сердце твоем воспламенил огонь любви к Господу. Умоляю тебя, угаси стреляния велиара, устремленные на нас». 533 302 Житие препод. Саввы, описанное Пахомием, в минее м. Макария. Пахомий говорит: «я не мог подробно описать все дела такого мужа». К удивлению, он ничего не говорит о пребывании Саввы в Саввиной пустыни; говорит только: «пострижеся в иноческий чин в некоем монастыре, идеже житие живяху жестокое». Он описывает только пребывание Саввы в новгородской стороне. Тоже Костомаров (севернорус. народопр. 2:349–352). 303 О Бороздиных родослов. кн. в времен. общ. ист. 10, 115. 175. «У Ивана Борозды восемь сынов, большой Ондрей Юшко да Сава Яря бездетен да Феодор Челей (и от того пошли Челеевы)» и проч. Далее прямо сказано, что сей Савва вишерский чудотворец. – У пр. Иосифа Савва Бороздин, нарицаемый Ера». Духовн. гл. 10. Царств. кн. 345. Борозда – древнее военное название окопа траншеи. Сл. Лакьера геральдика стр. 408. 306 Сборник 15 в. ныне находится в архиве минист. иностр. дел. См. архив Калачева кн. 2. 1 пол. стр. 20–28. 307 Крест и теперь стоит в часовне при монастыре, но обложенный досками и с лицевой стороны литыми из алебастра изображениями святых. Макария древности 1, 628. Так как преп. Савва виделся потом с архиепископом Иоанном (1387–1415 г.): то поселение его на Вышере было не позже 1415 г. и водружение креста напрасно относят к 1417 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010