медиоланский, 14 окт.     Наркисс (наркисс — цвет, греч.), ап. из 70, 31 окт.     Нарса (перс. имя), муч. персидский, 28 марта.     Наталия (к рождению относящаяся, природная, дат.), св., супруга Адриана, 26 авг.     Наум (утешение, евр.), пророк времен Езекии, 1 дек.     Нафанаил (данный Богом, евр.), ап., 22 апр.     Неонила мученица, 28 окт.     Неон (плавающий, греч. или храм), муч. керкирский, 28 апр.     Неон, муч., с Спевсиппом и др., 16 янв.     Неон, муч. момпсвестийский, 29 окт.     Неон, муч. с Евсевием и друг., 24 апр.     Неон, мучен. антиохийский, 28 сент.     Неофит (новонасажденный, греч.), муч. киликийский, 22 авг.     Неофит муч., 21 янв.     Нестор (возвратившийся домой, греч.), в Пергии Памфил., 1 марта.     Нестор священномуч., еп. магидийский, 28 февр.     Нестор, муч. солунский, 27 окт.     Нестор преп., летописец российский, 27 окт.     Ника (победа, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар.     Никандр (победа мужа, греч.), еп. мирский, 4 нояб.     Никандр врач, муч. египетский, 15 марта.     Никандр, муч. мелятинский. 7 ноября.     Никандр, муч. египетский, 5 июня.     Никандр, преп. псковский, 24 сент.     Никанор, ап. из 70, 28 дек. и 28 июдя, (видящий победы, греч.).     Никита (победитель, греч.), муч. готфский, 15 сент.     Никита, муч. хадкидонский, исповедник, 28 мая.     Никита, еп. аполлониадский, 20 марта.     Никита, преп. цареградский, 11 окт.     Никита преп., исповедник, игумен мидикийской обители, 3 апр.     Никита, блаженный цареградский, сокровенный угодник Божий, 9 сент.     Никита затворник, еп. новгородский, 31 январ., 30 апр. и 12 мая.     Никита, столпник переяславский, 24 мая.     Никифор (победоносец, греч.), муч. корпнфский, 31 янв. и 10 марта.     Никифор, муч., пострад. в Антиохии сирской, 9 фев.     Никифор, муч. кесарийский, 13 ноября.     Никифор, патриарх цареградский, исповедник, 13 марта и 2 июня.     Никифор преп., игумен монастыря Катавада, 19 апр.     Никодим (побеждающий народ, греч.), 2 авг.     Никодим просфорник, преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В ту же минуту бледное лицо Алипия преобразилось от какого-то дивного света... В глазах засветился тихий огонь, улыбка полуоткрыла коченеющие уста. Он вдруг поднялся на своем ложе и, протягивая руки к кому-то ему одному видимому, громко прошептал: — Вот он, мой небесный гость! Я вижу его, он пришел за мною... С этими словами иконописец бессильно опустился на постель, глаза потухли, спокойное выражение тихой ликующей радости озарило его лицо, и он скончался. С великой честью погребли иноки тело почившего в пещере преподобного Антония, где мощи святого Алипия находятся до настоящего дня, По вере Тихая, теплая летняя ночь окутала своим темным покровом землю, только звезды, эти очи неба, задумчиво светили где-то высоко, высоко. Затих Киево-Печерский монастырь. Утомленные дневными трудами и молитвами за продолжительными церковными службами иноки предались сну. Еще час, другой — и звон колокола разбудит их, снова призывая в церковь. Опять начнется день молитвы и труда. Только в немногих кельях, при мерцающем свете лампады, стоят еще на молитве старцы-монахи и кладут земные поклоны, да в деревянном домишке, приютившемся в монастыре у самых ворот, виден яркий свет. Это монастырская просфорная, Иноки Спиридон и Никодим несут здесь свое послушание — пекут просфоры для обители. Тяжела эта работа и недаром игумен приставил к ней Спиридона и Никодима, иноков благочестивой жизни, трудолюбивых и аккуратных. Раньше обычного началась сегодня работа в просфорной. Инок Никодим болен, и отцу Спиридону надо торопиться, чтобы одному справиться с двойной работой и вовремя приготовить просфоры. Истомленный инок вышел из кельи за дровами; вышел и остановился у порога. Величавое молчанье ночи, мириады звезд, все это поразило душу монаха, наполнило ее благоговением к Творцу всего — Богу, и слова хвалебных псалмов Давида полились из уст старца. Крестьянин по происхождению, уже не молодой, пришел он в монастырь, ища спасения. Дни и ночи проводил он в молитве: неграмотный, со слов других, выучил наизусть всю Псалтирь и каждый день повторял ее. Пимен-постник, бывший тогда игуменом, обратил внимание на благочестивого старца и поручил ему печь просфоры, приносимые к Божественной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

Как утешительно для верующего, что в каждом храме дается ему возможность вступать в такое же тесное общение со Христом, какое доступно в Иерусалиме на самом месте гроба Господня! . Ублажая лиц, послуживших погребению Христа, спросим: не можем ли и мы участвовать в их святом деле? Можно сказать, что и мы участвуем в погребении Христовом, если чествуем погребенного Христа с таким же благоговением и любовью к Нему, какое проявили они, если и мы подобно им покланяемся Ему, лобызаем изображение погребения Его, и вместо мира приносим Ему песнь, то есть воспеваем пред Ним надгробные песни, прославляя спасительные плоды Его смерти и погребения. Особенно умилительна одна из сих песней: Тебе одеющегося светом, яко ризою, наконец, участие наше в погребении Христа может выражаться в трудах любви к умершим нашим ближним. Лично для себя Христос почти ничего не требует от нас, подобного тому, что сделали для Христа мироносицы, Иосиф и Никодим. Но Он требует от нас услуг для усопших наших братий. Оказывая им эти услуги, мы в лице их оказываем Самому Христу. В чем состоят эти услуги? Главным образом в поминовении их. Мы должны любить ближних наших не только при жизни их, но и по смерти. Ни в чем столько умершие не нуждаются, как в наших молитвах за них. Сами для себя, по переходе в загробную жизнь, они ничего не могут сделать для своего спасения, но сильна молитва Церкви, особенно соединенная с поминовением их вред бескровною жертвою. Изъемлемые при поминовении их просфорные частицы погружаются в чашу с кровью Господнею, проливаемою за живых и умерших и, по вере в искупительную силу ее, сообщающею освящение поминаемым. Внимая сим молитвам, Господь Иисус Христос, обладающий живыми и мертвыми, имеющий в руках своих ключи ада и смерти, низводящий во ад и возводящий, всегда силен или совсем освободить из ада души заключенных в недрах его, или облегчить страдание их. Полезны в этом случае благотворения в память умерших, привлекая получающих благотворения к молитвам за умерших. Итак, братие, если желаем снискать благоволение Господа, подобное тому, какого удостоились послужившие погребению Христа мироносицы, Иосиф и Никодим, будем с такою же любовью и усердием служит умершим молитвами за них, какую они проявили, служа погребению Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Патриарх Иов в 1599 г. Серапиона сделал строителем основанной им обители, а Авраамия посвятил в иеромонахи и благословил его освятить церковь . Впрочем, кроткий старец по-прежнему уклонялся от начальствования и, будучи действительным управителем, честь власти передавал другим, которые и назывались игуменами. Таковы: Игнатий, Евстратий (1571–1581), Лонгин, Герман, Боголеп, Корнилий и Арсений (1606–1608). Оффициально же игуменство было учреждено в 1608 году мптрополитом новгородским Исидором. Давши антиминс для второй церкви, митрополит Исидор первым игуменом назначил Авраамия и пожертвовал обители «4 иконы окладные, пядницы, венцы сканые, да 10 р. денег». Кроме устроения храмов, Серапион с Авраамием много сделали и для общежития. При них собралось 40 человек братии. Между тем, пожалованная около озера земля, будучи болотистой и поросшей лесом, ничего не давала. Поэтому, Серапион покупками на 200 рублей (м. ч.) сделал значительный по тому времени приобретения земли в деревнях Кернешке, Клещеве, Канзопелде и Пияле, по берегам р. Онеги, небольшие участки в солеварнях и в тонях на летней стороне Белого моря. Образовалось небольшое хозяйство, которое и давало средства для содержания братии. Из числа этой братии замечательны: преп. Леонид Устьнедумский, бывший три года келарем, и преп. Никодим Хозьюгский, 1 ½ года трудившийся в просфорне. При Серапионе же был прислан и пострижен в монахи, по приказанию Бориса Годунова, князь Иван Сицкий. Во время управления Серапиона неблагодарная братия часто восставала против блаженного старца и не раз изгоняла его из обители, но тот благодушно перенес все скорби. Сдав дела Авраамию, старец Серапион последние 3 года провел в уединении и мирно скончался в 1611 году, в ноне 27 числа; его гробница находится по северную сторону церкви Богоявления. Основанная им обитель осталась благоустроенной. II. Процветание обители Игумен Авраамий Блаженный ученик и сотрудник Серапиона, игумен Авраамий кротко правил обителью с 1608 по 1634 г. При нем скончался князь заточник Иван Сицкий. Поминки, деланные монастырем по князю, были изнурительны. Поэтому Авраамий стал ходатайствовать о пожаловании им р. Кожи, – для покрытия издержек – «которая речка из их же озера течет, на котором озере монастырь стоит, – до устья и по деревню по Чижикову». Он получил просимое по грамоте 3 января 1617 г. О других мероприятиях блаженного старца неизвестно ничего. Проводя время в подвигах благочестия и делах управления, игумен Авраамий летом часто ездил по полевым работам, не редко бывал на Хозьюге и подолгу беседовал со своим другом, преп. Никодимом. Авраамий скончался 27 июня 1634 года и был погребен подле блаженного Серапиона. Одна серая плита покрывает их гробы. Перед смертью он принял схиму с именем Антония, как и известен (всегда с Серапионом) в древних рукописных святцах. Игумен Иона

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Иконографическая справка: В центре композиции - фронтальное изображение тронной Богоматери с Младенцем, восседающим у Нее на коленях и благословляющим двмя руками. За спинкой престола два архангела с мерилами и зерцалами. В верхней части иконы, в сегменте неба с облаками, изображена сцена Коронования Богоматери Пресвятой Троицей - Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом в виде голубя. Богоматери с Младенцем предстоят в молитве святые Киево-Печерского монастыря, возглавляемые его основателями печерскими преподобными Антонием, в одеждах схимника и Феодосием, в священническом облачении. Оба предстоят с развернутыми свитками. На свитке прп. Антония молитва с точным указанием строительства первого каменного храма монастыря во имя Успения Богоматери. На свитке прп. Феодосия слова его предсмертной беседы с монастырской братией. За прп. Антонием и Феодосием предстоят Богоматери киево-печерские святые группами по семь рядов в каждой. За прп. Антонием справа на лево и снизу вверх: 1. Ефрем Евнух, еп. Переяславский (+1097), Исайя, еп. Ростовский (+1090); 2. Стефан, игумен Печерский (+1094), Никита затворник, еп. Новгородский (+1108); 3. Дамиан, целебник Печерский (+1071), Иеремия, прозорливый (+1070), Матфей, прозорливый (+1085); 4. Варлаам, первый игумен Печерский (+1065), Исаакий, затворник (+1090), Иоанн, многострадальный (+1160); 5. Прохор, лебедник (+1107), Марк, гробокопатель и Феофил (11-12 вв.); 6. Спиридон и Никодим, просфорники печерские (12 в.); 7. Кукша, свящмч. (+1114), Лаврентий, затворник (13-14 вв.), Афанасий, затворник (13 в.), Никола, святоша (+1143); За прп. Феодосием слева направо и сверху вниз: 1. Нифонт, еп. Новгородский (+1156), Симон, еп. Владимирский и Суздальский (+1226); 2. Никон, игумен Печерский (+1088), Поликарп, архим. Печерский (+1182); 3.Никодим (?), Алимпий, иконописец (+1114), Агапит, врач (11 в.); 4. Григорий, чуд. (+1093), Моисей Угрин (+1043); 5. Феодор и Василий, прпмч. (+1098), Пимен, многоболезный (+1110); 6. Евстратий, постник и мч. (+1097), Никон Сухой (12в.); 7. Еразм (+1190), Нестор, летописец (+1114). В двух нижних рядах предстоят святые, ставшие в дальнейшем епископами и игуменами, а в верхних - святые монахи.

http://pravicon.com/info-767

Я знал в Москве простого мужа Гр. Фед – ча, по прозванию Гончара. Он был знаком митрополиту Платону и пользовался его расположением. Однажды между разговорами о спасении, Гончар сказал Владыке: «научи меня молиться». Платон велел ему творить молитву Иисусову. Послушал Гончар, начал творить молитву и потом просил у Платона дальнейших наставлений. Владыка послал его в Пешношский монастырь к иеромонаху Самуилу. Пошел к нему Гончар, посоветовался, и возвратился домой в крайнем молчании; оставил всю домашнюю заботу; устроил себе в доме укромный чуланец; поставил в оном образ с лампадкою и начал безмолвствовать. В церковь же ходил всегда и был до смерти церковным старостою. За смирение и мидосердие к нищим, Бог явил ему его кончину. В Отенском Новгородском монастыре был известный мне любитель безмолвия и сердечного трезвения, монах Патермуфий. Он жил в Отне, пока народу ходило туда мало; когда же провели туда новую широкую дорогу от Новгорода, Патермуфий бежал, и начал жизнь юродственную. Митрополиъ Гавриил, уважая его, позволил пребывать, где захочет. И жил он в Новгороде и Петербурге, где попало, и часто по ночам при церквах молился. Ходил в чем попало; я видал его сидящим на распутиях с несколькими в руках копейками, как бы милостынею; но что ему давали, все раздавал нищим. Иногда видал в Хутынском Ореховском саду, сидящего суток трое и сильно искусанного комарами. Он тридцать лет ни с кем не говорил. Все священное и отеческое писание знал вполне; имел дар прозорливости и разсуждения. Кто с верою спрашивал о чем, отвечал минами, и верно. Скончался и погребен в Невской лавре. Знаю и ныне богоугодных подвижников, в трезвении сердечном занимающихся Иисусовою молитвою; но Испытующий сердца и утробы и считая множество звезд, знает и видит их лучше меня.       Схимонах Никодим Прибытие в монастырь. – Пономарство. – Удаление в пустыню. – Подвиги. – Схима. – Кончина. Овдовев, Никодим поместил единственную дочь в девичий монастырь и пришел в Соловецкую обитель. Здесь он с ревностью и усердием трудился во многих послушаниях, долгое время состоял главным управителем просфорной и потом определен пономарем в больничной церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Богородицы на Рву, дав ему попить воды из сосуда. В акафисте, составленном иером. Никодимом (Кононовым) в 1895 г. (Акафист прп. отцу нашему Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу, его же память празднуем месяца иулия в 3 день и месяца октября в 31 день. СПб., 1898), юродивый назван св. Василием Блаженным . Однако встреча Никиты с блж. Василием ( 1552) не могла произойти в реальности. Вполне возможно, что Никиту исцелил блж. Иоанн Большой Колпак Московский ( 1589), также уроженец Ростова, который подвизался в Москве в кон. 80-х гг. XVI в. К тому же юродивый, описанный в Житии Н., был одет в «стамъбредную» одежду, а св. Иоанн в отличие от Василия Блаженного не ходил нагим. Никита пришел на Кулички к человеку Божию Илии, и тот спросил его: «Откуда грядешь, Хозьюгский пустынник?» Задумавшись над сказанным, Никита воспринял слова блаженного как Божие предопределение. Вскоре он «оставляет убо мир сей и яже в нем вся суетная века сего» и принимает постриг с именем Никодим в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре при архим. Пафнутии (1589-1600). Одиннадцать лет Н. трудился в великой обители, выполняя послушания «кадиловжигателя», просфорника, келейника архимандрита. Как повествует Житие, Н. был «кроток, смирен, послушлив, нестяжателен и братолюбив. Ядение же и питие без молвы держаше... мало глаголаше и множая разумеваше…». После назначения архим. Пафнутия на митрополичью кафедру Н. вместе с ним переехал на Крутицы, а через год отпросился на пустынножительство к «Студеному морю-окиану». Митр. Сарский и Подонский Пафнутий напутствовал инока словами: «Господь да есть и будет с тобою!» и благословил его иконой Божией Матери «Умиление» (списком Псково-Печерского образа, чудесно защитившего Псков от вторжения польск. короля Стефана Батория в 1581). Офиц. празднование образу установлено в 1601 г., что совпало со временем ухода Н. в Кожеозерский мон-рь. О мон-ре на Кожеозере Н. мог слышать от старца Серапиона и иером. Авраамия, приходивших в Москву по делам обители в 1599 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Преподобный Спиридон почивает в положении молящегося. Три первые перста руки его соединены совершенно ровно, а безымянный и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что если бы кто захотел дать иное положение перстам его, тот скорее мог бы переломать их, чем выполнить свое желание. Вот проповедь громкая для мнимых старообрядцев! Память преподобных совершается 31 октября/13 ноября, также 28 сентября/11 октября и во 2–ю Неделю Великого поста. Анатолий Печерский, в Ближних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный отец Анатолий подвизался в то же время, когда и преподобные Спиридон и Никодим. В службе преподобным отцам (28 сентября/11 октября), погребенным в Ближних пещерах, говорится: «Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый, оба просфорницы святии… Причисляется к сим и Анатолий, ихже вси величают». Прп. Анатолий почивает нетленным в Антониевой пещере, там же, где и мощи преподобных Спиридона и Никодима. День его памяти по церковной службе Киево–Печерским подвижникам также отнесен к памяти преподобных Спиридона и Никодима. 31 октября/13 ноября совершается память святых 100000 мучеников Тбилисских, пострадавших от монгол, Грузинских († 1240). Ноябрь 2 Киприан Стороженский, преподобный Преподобный Киприан жил в XVI столетии. Ему приписывают основание Николаевского Стороженского монастыря, который находился в Новгородской Обоненской пятине, при Ладожском озере, на месте, называвшемся Сторожки. 14 мая 1587 года царь Феодор Иоаннович пожертвовал Николаевской Стороженской пустыни несудимую грамоту, в которой, между прочим, писано: «Строитель Киприан нам бил челом и сказал: было де и в том монастыре двадцать братов, а ныне де и в том монастыре тридцать братов, а нашей де милостины оброчнаго хлеба и денег в тот монастырь ничего не идет, питаются от своих трудов: и отец наш блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал, дал в тот монастырь обжу земли, на воск и на ладан, и в руги и в милостивы место, и обелил им тое обжу ото всяких податей». Грамоту эту еще при жизни строителя Киприана, 25 июня 1598 г., подтвердил царь Борис Годунов. Неизвестно, когда и в каком году скончался прп. Киприан. В 1722 г. Стороженский Николаевский монастырь был приписан к новгородскому архиерейскому дому. Мощи преподобного Киприана почивали под спудом в Николаевской, бывшей монастырской, церкви. Ноябрь 3 Анна Всеволодовна, преподобная

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Никандр, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Никандр пустынножитель, преп. Псковский. ум.1582. 24 сент. Никанор, ап. из 70. 28 дек. и 28 июля. Никита, муч. Готфский при Афанарихе, ок. 372 года. 15 сент. Никита, еп. Хадкидонский, исповедник при Льве Армянине. 28 мая. Никита, еп. Аполлониадский, исповедник при Льве Армянине. 20 марта. Никита, преп. Цареградский, исповедник при Льве Арм. и Феофиле. 13 окт. Никита преп., исповедник, игумен Мидикийской обители, ум. 824. 3 апр. Никита, блаженный Цареградский, сокровенный угодник Божий. 9 сент. Никита, еписк. Новгородский, затворник Печерский, ум. 1108. 31 янв. и 11 мая. Никита, столпник Переяславский, ум. 1180, 24 мая. Никифор, муч. Коринфский, с Никторином и др. ок. 251 года. 31 янв. Никифор муч., постр. в Антиохии Сир. ок. 260 года. 9 февр. Никифор, муч. Кесарийский (в Палест.) при Максимиане (308), с Антонином и Германом. 13 ноября. Никифор, патриарх Цареградский, исповедник, ум. 829. 2 июня. Перенесение мощей его в 846 году, 13 марта. Никифор преп., игумен монастыря Катавада. 19 апр. Никодим, потаенный ученик Иисуса Христа. В нед. Мироносиц. Никодим просфорник, преп. Печерский 12 в. 31 окт. Никола святоша, преп. князь Черниговский, ум. 1143. 14 окт. Николай, из 40 муч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Николай, архиеп. Мир Ликийских, 341. 6 дек. Перенесение мощей его в Бари Италийский в 1087 году. 9 мая. Николай исповедник, игумен Студийский, ум. 868. 4 февр. Николай воевода, Цареградский монах 9 века. 24 дек. Николай Кочанов, юродивый Новгородский, ум. 1392. 27 июля. Никон преп., муч. Сицилийский при Декии с 199 учениками. 23 марта. Никон, муч. Антиохийский (в Писидии) при Диоклетиане, с Александром и др. 28 сент. Никон, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Никон, проп. Синайский. В субб. с. Никон преп., игумен Печерский, ум. 1088. 23 марта. Никон сухой, Печерский преп. 12 в. 11 дек. Никон, преп. Радонежский, ум. 1427. 17 ноября. Никострат протоскриниарий 11 , муч. Римский при Диоклетиане ок. 287 г., с Себастианом и др. 18 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Дорожа временем, я поспешил в пещеры часов в 6 утра. В Крестовоздвиженском храме над входом в ближние пещеры литургия не начиналась, а потому иноки охотно предложили свои услуги проводить по пещерам. Взявши несколько свечей, я приложился к храмовой иконе, в которую вделан большой крест с значительною частью древа Креста Господня, а тем временем успела уже собраться порядочная партия спутников. Зажегши свечи, мы вошли с великим страхом в пещеры. Наш спутник говорил благоговейно, проходя гробницы, в коих покоились мощи св. угодником: св. Иулиания Дева, княжна Ольшанская, Прохор Чудотворец, иже молитвою былие лободу творяше хлебы, преподобный Иоанн Постник , гроб и келия преподобного Антония Печерского – первоначальника нашего. Здесь мы услышали пение и не вдруг увидели малый храм, в коем совершал литургию очень молодой иеромонах с серебряным крестиком на груди. 485 Попросивши его помолиться за нас, и помолившись несколько, мы пошли далее. Свет слабо освещал наш путь, но мы уже присмотрелись более, и ясно уже различали раки святых угодников, часто и близко одна от другой находившиеся. А наш спутник продолжал возвещать нам: препод. Феодор и Василий, Поликарп – 2-й печерский архимандрит игумен Варлаам; Дамиан – Хлебник, НикодимПросфорник, Лаврентий – Затворник, Лука – Эконом Печерский, Нектарий – послушливый, Агапит – Целебник врач, священномученик Иоанн Кукша, просветитель Вятичей, Сергий послушливый, Пимен многоболезненный. Мы не успевали прикладываться. Но вот нас остановила другая партия, шедшая напротив. Потом они куда то ушли. Во время стояния я заметил на стенах те надписи, которые восклицал перед нами проводник. Несколько человек положили деньги на блюдо, находившееся здесь. Повернувши, наш проводник возвестил: преп. Нестор – летописец, преподобномученик Евстратий, распятый жидами на кресте в городе Корсуни, Моисей Угрин, слуга св. кн. Бориса, Иеремия прозорливый, Иоанн Многострадальный, при жизни закопавший себя в землю по перси ради утишения страстей, Николай Святоша – привратник Печерский из князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010