39–43]. На следующий день Серебрянскому было объявлено об окончании следствия по его делу, что было засвидетельствовано его подписью [л. 44]. Этим же числом помечено еще два документа: медицинская справка о состоянии его здоровья 174 и справка о продлении срока ведения следствия и о содержании Серебрянского сроком до 28 августа [лл. 6 и 45]. Ii 20 августа последовало обвинительное заключение, согласно которому, следователь «полагал бы следственное дело ? 4312 Серебрянского по ст. 58–10, ч. 1, и ?. 2 УК РСФСР направить на рассмотрение Особого Совещания при Наркоме Вн. Дел», [поскольку] Серебрянский «виновным себя не признал, (но) изобличается показаниями обвиняемых ... и очной ставкой с Князевым...» [лл. 46–47]. Главный же обвиняемый, архиепископ Никодим, не выдержал моральных и физических, вероятно, пыток, и скончался в 14 часов 30 минут 21 августа 1938 года в тюремной больнице в Костроме – «от декомпенсированного миокардита, острого катара кишечника при явлениях нарастающей сердечной слабости – паралича сердца» [л. 122, д. 4546–38]. Однако только 22 декабря 1938 года последовало постановление о «прекращении дела ? 4546 по обвинению Кроткова Николая Васильевича за его смертью », за подписью ставшего к этому времени Начальником 3-го отделения 4-го отдела УГБ мл. лейт-та Гос. Безопасности Ильичева, ведшего следствие, и за подписью ВРИД Нач-ка 4-го отдела УГБ УНКВД Ярославской. обл. лейтенанта ГБ Рябова. 26 сентября 1938 года Особое Совещание приговорило: «Серебрянского Николая Ильича за к/р деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на ПЯТЬ лет, считая срок со дня ареста. Дело сдать в архив». Скончался он в Сиблаге 23 мая 1940 г. Причина и точное место смерти пока нам неизвестны. 175 30 апреля 1989 года он был реабилитирован 176 . Н.И. Серебрянский – автор серии работ (в т.ч. и маг. дисс.) о монастырях и житиях святых (Евфросина, Никандра, Саввы и др.) Псковской Земли, а также о святых подвижниках Чехии – Яне Гусе, св. Вячеславе и св. Людмиле. (О Н.И. Серебрянском, как крупном славяноведе, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

3 . Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. 4 . Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых: в Алма-Атинской епархии: епископа Верненского и Семиреченского Пимена (Белоликова , 1879–1918, память 3/16 сентября, священномученик) схиархимандрита Севастиана (Фомина , 1884–1966, память 6/19 апреля, преподобноисповедник) иеромонаха Анатолия (†1930–1935, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Пахомия (Русина, 1880–1938, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Серафима (Богословского, †1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) иеромонаха Феогноста (†1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) схимонаха Ираклия (Митяхи, †1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) монахини Евдокии (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) Виктора Матвеева (1869–1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, мученик) в Костромской епархии: архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова, 1868–1938, память 8/21 августа, священномученик) протоиерея Иосифа Смирнова (1864–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 . Серафим (Самойлович; 1881–1937), архиепископ Угличский 4 . Петр (Зверев ; 1878–1929), архиепископ Воронежский 5 . Гермоген (Долганев; 1858–1918), епископ Тобольский и Сибирский 6 . Андроник (Никольский ; 1870–1918), архиепископ Пермский 7 . Варсонофий (Лебедев; 1871–1918), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии 8 . Неявленный архиерей 9 . Амвросий (Полянский; 1878–1932), епископ Подольский 2 ряд: 1 . Вениамин (Казанский; 1873–1922), митрополит Петроградский и Гдовский 75 2 . Серафим (Чичагов ; 1856–1937), митрополит Петроградский 76 3 . Евгений (Зернов; 1877–1937), митрополит Горьковский 4 . Мефодий (Красноперов; 1868–1921), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии 5 . Феофан (Ильменский; 1867–1918), архиепископ Соликамский, викарий Пермской епархии 6 . Александр (Щукин; 1891–1937), архиепископ Семипалатинский 7 . Уар (Шмарин; 1880–1938), епископ Липецкий 8 . Вениамин (Воскресенский; 1871–1930), епископ Романовский (Тутаевский), викарий Ярославской епархии 9 . Димитрий (Добросердов; 1865–1937), архиепископ Можайский, викарий Московской епархии 10 . Макарий (Гневушев; 1858–1918), епископ Орловский и Севский 3 ряд: 1 . Иувеналий (Масловский; 1878–1937), архиепископ Рязянский и Шацкий 2 . Виктор (Островидов; 1875–1934), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии 3 . Симон (Шлеев; 1873–1921), епископ Уфимский (единоверческий) 4 . Сильвестр (Ольшевский ; 1860–1920), архиепископ Омский и Павлодарский 5 . Амфилохий (Скворцов; 1885–1937), епископ Енисейский и Красноярский 6 . Никодим (Кротков; 1868–1938), архиепископ Костромской и Галицкий 7 . Захария (Лобов; 1865–1937), архиепископ Воронежский 8 . Неявленный архиерей 9 . Пимен (Белоликов ; 1879–1918), епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанской епархии Лик священников, лик монахов, лик мирян, лик жен. Левая сторона справа налево 1 ряд: 1 . Архимандрит Сергий (Шеин; 1871–1922), служил в Санкт-Петербурге 77 2 . Архимандрит Вениамин (Кононов; 1868–1928), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 (21) октября Булгаков на катере был отправлен из Ялты в Севастополь. На рассвете 9 (22) октября он был в Севастополе 886 . 9 (22) октября Булгаков провел в Севастополе в относительной свободе: «День я провел в Севастополе, пользуясь там трогательной дружбой Ненадовских и их друзей. Меня накормили, вымыли, постригли, дали ночлег, и это кому же? арестанту... И так трогательно обо мне заботились... Господи, сколько любви и духовной жизни в родной России! Весь день я был на свободе. Был в церкви, затем был у разных знакомых. Беседовал. Устроил беседу с арх. Никодимом Кротковым, ныне скончавшимся мученическою смертью, а тогда находившимся в Инкермане. Ничего не выяснил о причине своего ареста. Вечером с вокзала бегал в Петропавловский монастырь, причем второй раз был нарочито вызван и накормлен иеродиаконом Иннокентием, чудным и трогательным иноком. Он навязал мне на дорогу от своей скудости какие-то бумажные «грошики». Господи, награди его, этого героя духовного» 887 . В ночь с 9 (22) на 10 (23) октября Булгаков был перевезен из Севастополя в Симферополь сопровождающим Юрой: «На вокзале была публика курьерских поездов. На газетной выставке мерзкие и подлые коммунистические морды, почти без исключения жидовские. Я был усажен в вагон с номерованными местами. Вагон с иголочки, освещен, неузнаваем сравнительно с врангелевским временем. (...) Вагон был полон возвращающимися «партработниками», жидами без исключения. Все они горланили, безбожно уродуя русскую речь, ругались между собою, скандалили, предъявляли друг другу документы, запугивали. Зрелище гнусное, отталкивающее, безобразное и до последней степени тоскливое. Так как мой Юра был в штатском и держался джентльменом, то я совсем не имел вида арестованного, а так себе – пассажира, хотя, очевидно, «парты» понимали, но меня не замечали. Начался соответствующий, по-жидовски наглый и гнусный разговор. Жиды сладострастничали, что Россия их, и издевались над верой в Бога. (...) Наглое жидовство торжествовало, а меня, христианского парию, везли неизвестно на что...» 888 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

8 Сообщение о пребывании его на Соловецком острове в 1922–27 гг. у М.Польского (и др. авторов) на наш взгляд, является ошибочным. В Красноводске он жил вместе с еп. Никодимом (Кротковым) по ул. Горького, 3. [ф. 8409 д. 90 , л. 145] 9 «Ночью с 27 на 28 июля» – указывает М.Польский . «8 августа» и последующие даты взяты у прот. Н. Доненко – Вестник РХД, 1997, N 1 (175), с. 235–245, где, к сожалению, начальные сведения о митр. Анатолии не отличаются достоверностью и документальностью: защита им магистерского сочинения состоялась лишь в 1911 году, работа была не из блестящих, она подверглась резкой критике со стороны проф. . И.Д.Андреева , который отметил у автора и слабое знание сирийского языка. Официальные оппоненты весьма сдержанно оценили работу начинающего «ученого монаха», которая, вероятно, нужна была лишь для того, чтобы «остепениться». Он был протеже и даже якобы другом архиеп. Антония Волынского, который и позже быстро продвигал его по иерархической лестнице. Но справедливости ради нужно отметить, что наукой он интересовался и в годы изгнания. 12 Дополнительные сведения взяты из Базы данных в ПСТБИ на основе источников: 1. «Акты» с. 444, 446, 703, 964; 2. ГА РФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263. лл. 75, 117; 3. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., т. 1, с. 95; 4. Иером. Дамаскин (Орловский); 5. Нечаев М.Г. Красный террор и Церковь на Урале. Пермь, 1992; 6. Протопр. М. Польский , ч. 2, с. 128; 7. И Резникова. Православие на Соловках. СПб., 1994. с. 122; 8. Состав Святейшего Синода на 1917 г., с. 56–57. 13 Согласно справке из КГБ – 10 июля, по Мануилу – 10 июня, согласно же Вестнику ЛДА N 2 (1990) – 1 августа. Приговор вынесен, согласно «Актам» (с. 847), – 17 июня. 14 Это взято из опубликованного отчета А.П.Орлова, и это либо ошибка, либо чисто номинальное назначение, т.к. Варфоломей где-то с начала 1920 г. до февраля 1921 г. был в заключении, где едва выжил – см. далее. Проректором после Илариона был Страхов. 15 Монахиня Игнатия (Петровская) . «Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы» – ж. «Альфа и Омега», 1996 г., 1 (8), с. 118. Справка: М.Игнатия, в миру Валентина Ильинична Пузик, дочь железнодорожного служащего, род. 19.1/1.2 1903 г., окончила биологич. ф-т Моск. Университета, доктор биологич. наук. С 1924 г. – дух. дочь о. Агафона, в конце 20-х годов приняла тайный постриг, автор крупных работ в разных областях медицины, в последние годы – и ряда работ по гимнографии и служб новопрославленным святым [там же, с. 114 – 116]. С 1992/93 гг. преподавала в детской воскресной школе при Пименовском храме в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Signed Chairman of the Commission of the All Russian Central Executive Committee for Helping the Famine Stricken Population, Kameneff END QUOTE. QUOTE Signed Maxim Gorky». 25 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 3. ед. хр. 187. Цит. по статье А. Ю. Галушкина в кн.: Евгений Замятин и культура XX века. Исследования и публикации. СПб., 2002. С. 210. 27 В газете «Сегодня» первые сообщения о начале переговоров появились 12 августа 1921 года, Помгол был распущен 27 августа. 29 Николай Федорович Балиев – русский актер, режиссер, театральный деятель (создатель театра «Летучая мышь»). 30 Попутно отметим, что до сих пор не выявлено обращение Патриарха к Папе Римскому, известно лишь, что Пий XI направил американского иезуита Эдмунда Уэлша представителем папской миссии, присоединившейся к АРА. См. об этом: Венгер Антуан. Рим и Москва. 1900–1950. 31 Это письмо, как и цитируемые ниже материалы (письма, записки) находятся в фонде: ARA. Russian Unit. box 24., file 2; нумерация листов отсутствует. 32 Павел (Гальковский), еп. Бузулукский (1921–1923); скончался в 1945 г. митрополитом Иваново-Вознесенским. 33 По-видимому, речь идет о священномученике Александре (Трапицыне; † 1937), архиепископе Самарском (в 1921 г. он был изгнан с Вологодской кафедры и находился за штатом). 35 Иоасаф (Удалов), в 1920 г. – еп. Мамадышский, викарий Казанской епархии; после многих тюрем и ссылок расстрелян в 1937 г. 36 Николай (Ипатов), в 1917–1922 гг. – еп. Златоустовский; на некоторое время отпадал в обновленчество; скончался в 1938 г. 37 Аристарх (Николаевский), в 1920–1923 гг. – еп. Оренбургский; впоследствии уклонился в обновленчество; расстрелян в конце 1937 г. или в начале 1938 г. 38 Тихон (Оболенский), находился на Уральской кафедре в 1908–1926 гг.; скончался в 1926 г. в Москве митрополитом Уральским. 39 Священномученик Никодим (Кротков), архиеп. Костромской; в 1922 г. – архиеп. Таврический и Симферопольский; погиб в тюрьме в 1938 г. 41 Протопресвитер Петр Коханик (1880–1969) – один из крупных православных деятелей в США, где основал более 10 новых приходов; в 1910–1923 гг. – председатель Русского православного общества взаимопомощи в г. Вилкес-Барр (Пенсильвания, США); занимался миссионерской деятельностью среди карпатороссов-униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архиерейский Собор, состоявшийся в апреле 1992 г., по докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого Ювеналия принял деяния о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей святого Сергия Радонежского, а также о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира, митрополита Петербургского и Гдовского Вениамина и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В деянии о канонизации новомучеников было ясно сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. Опираясь на определение Поместного Собора 1917–1918 гг. «установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером)… исповедников и мучеников», Архиерейский Собор 1992 г. постановил совершать «празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю) в случае совпадения сего числа с воскресным днем или в ближайший воскресный день после оного». Исключительно важными были два последних положения из деяния Освященного Собора: «Поручить синодальной Комиссии по канонизации святых при изучении подвига новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи. Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников 20 столетия в пределах каждой епархии». После Архиерейского Собора во многих епархиях были прославлены для местного почитания новомученики и другие подвижники благочестия. Так, в Костромской епархии состоялась канонизация пострадавшего в 1938 г. архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова). Клику местночтимых святых были причислены убиенный в 1940 г. архиепископ Харьковский Александр (Петровский), архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , выдающийся церковный деятель 18 столетия архиепископ Могилевский Георгий (Конисский) , преподобный старец Варнава Гефсиманский , скончавшийся в 1906 г. В 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II была совершена канонизация сонма преподобных Оптинских старцев для местного почитания. Прославлены также как местночтимые святые старцы, подвизавшиеся в 20 столетии: архимандрит Лаврентий (Проскура) Черниговский и схиигумен Кукша (Величко).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1924 г. гонения на Церковь продолжались почти с той же яростью, как и в предыдущие годы. Митрополит Харьковский Нафанаил пробыл в заключении до 1925 г., митрополита Сергия выслали в Нижний Новгород. ГПУ арестовало и выслало на Соловки архиепископов Благовещенского Евгения (Зернова) и Феодора (Поздеевского) , епископов Никодима (Кроткова), Глеба (Покровского), Григория (Козырева), Даниила (Троицкого). Всего к концу 1924 г. в тюрьмах и ссылках пребывало более 66 архиереев – почти половина российского епископата. Среди них были и выдающиеся иерархи, такие столпы Церкви, как митрополиты Новгородский Арсений, сосланный в Бухару, Киевский Михаил, экзарх Украины, находившийся в ссылке в Ташкенте, Ярославский Агафангел в Нарымском крае, Казанский Кирилл, сосланный в Усть-Кулом, в Зырянский край, Серафим (Чичагов) , заключенный в Бутырскую тюрьму, архиепископ Крутицкий Никандр, сосланный в Бухару. В одной только Бутырской тюрьме томились епископы Иркутский Гурий (Степанов) , Звенигородский Николай (Добронравов) , Винницкий Амвросий (Полянский), Смоленский Валериан (Рудич), Богородский Платон (Руднев), Коломенский Феодосий (Ганецкий), Петропавловский Григорий (Козырев), почти все викарии Московской епархии. Одновременно с арестом епископа Мануила в Петрограде оказалась в заточении или в ссылке добрая половина питерских священнослужителей, сохранивших верность Патриарху Тихону. В январе 1924 г. в Амурской области были замучены священники Андроник Любович из станицы Николаевской, Михаил Новгородцев и Емельян Щелчков из хутора Муравьевки, в прошлом иподиакон митрополита Антония (Храповицкого) . Отказавшись от всякого влияния на политическую жизнь страны, признав советскую власть, Патриарх возвышал свой голос в защиту Церкви-Матери, когда давление на нее становилось особенно нестерпимым. Так, 30 сентября 1924 г. Патриарх Тихон направил во ВЦИК заявление: « Церковь в настоящее время переживает беспримерное внешнее потрясение. Она лишена материальных средств существования, окружена атмосферой подозрительности и вражды, десятки епископов и сотни священников и мирян без суда, часто даже без объяснения причин, брошены в тюрьму, сосланы в отдаленнейшие области республики, влачимы с места на место; православные епископы, назначенные нами, или не допускаются в свои епархии, или изгоняются из них при первом появлении туда, или подвергаются арестам; центральное управление православной Церкви дезорганизовано, так как учреждения, состоящие при Патриархе Всероссийском, не зарегистрированы, и даже канцелярия и архив их опечатаны и недоступны; церкви закрываются, обращаются в клубы и кинематографы или отбираются у многочисленных православных приходов для незначительных численно обновленческих групп; духовенство обложено непосильными налогами, терпит всевозможные стеснения в жилищах, и дети его изгоняются со службы и из учебных заведений потому только, что их отцы служат Церкви» 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В декабре 1917 года в Киев также прибыла делегация Всероссийского собора во главе с мит­рополитом Платоном (Рождественским). После консультаций с делегацией митрополит Владимир дал согласие на проведение Всеукраинского собора. В конце декабря 1917 — начале января 1918 года в епархиях прошли выборы делегатов на Всеукраинский собор. В первых числах января 1918 года Собор начал свою работу в Киеве. Митрополит Владимир был избран почетным председателем Собора. Первая сессия Собора работала в крайне непростой обстановке, поскольку именно в эти дни развивалось наступление большевистской Красной армии на Киев. Уже через неделю после начала Собора делегаты стали покидать Киев, а сессия Собора была закрыта. Таким образом, проблема канонического статуса Украинской Церкви на первой сессии так и не была решена окончательно. В конце января 1918 года большевистские вой­ска под командованием М. Муравьева вплотную подошли к Киеву с левого берега Днепра, начался штурм. Вскоре большевики овладели городом, после чего здесь стали происходить массовые грабежи и убийства 17 . Вечером 25 января в покои митрополита в Киево-Печерской лавре ворвалось пятеро вооруженных людей во главе с человеком в кожаной куртке и бескозырке. После беседы с архипастырем они потребовали, чтобы он оделся и следовал за ними. Иерарха отвели примерно на тысячу шагов от стен Лавры. Здесь вооруженные люди свернули с дороги на несколько шагов влево и там на небольшой полянке среди крепостных валов расстреляли митрополита и затем ограбили.  Утром 26 января тело святителя было найдено с многочисленными огнестрельными, колотыми и резаными ранами. В акте освидетельствования указано, что пальцы правой руки святителя были сложены для крестного знамения 18 . Это значит, что в момент расстрела митрополит Владимир молился и благословлял своих убийц. Двадцать девятого января в Успенском соборе Лавры состоялось отпевание митрополита Владимира, в котором приняли участие митрополит Платон (Рождественский), епископы Агапит (Вишневский), Пахомий (Кедров), Никодим (Кротков) и Пимен (Пегов). Тело святителя было перенесено на территорию Ближних пещер и погребено в Крестовоздвиженском храме.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_bo...

В начале XX столетия соловецкие иноки сохраняли приверженность строгой духовности и деятельной хозяйственной жизни. В 1903 году всеобщее внимание на выставке Северного края, состоявшейся в Ярославле, было привлечено к витрине Соловецкого монастыря с экзотическими овощами и семенами, выращенными почти в Заполярье. От стен обители к монастырской ферме на острове Большая Муксалма по насыпной дамбе была проложена узкоколейка, по которой с грузами бегали два паровозика. В 1910 году начала работать одна из первых в России гидроэлектростанций, в 1915 году открылась радиостанция. Обитель была одной из самых посещаемых паломниками, невзирая на её удалённое положение. Монастырь в силу краткости навигации был доступен всего четыре месяца в году. Паломников на острова перевозили два монастырских парохода, команды которых в основном состояли из монахов. В 1900 году Соловки посетили 22 тысячи человек. Каждый богомолец бесплатно пользовался три дня монастырской трапезой, а потом бесплатно же получал запас сухих продуктов на обратную дорогу. Советская историография любила подчёркивать, что «в годы царизма Соловки служили политической тюрьмой», абсолютно умалчивая о том ужасе, который здесь творился после 1917 года. В 1923 году на Соловках был создан концентрационный Соловецкий лагерь особого назначения (сокращённо – СЛОН), в 1930-е годы переименованный в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Соловецкий лагерь стал местом ссылки для сотен людей, среди которых были лучшие представители русского духовенства, интеллигенции, крестьянства. В 1923–1924 годах сюда были присланы архиепископы Верейский Иларион (Троицкий) и Феодор (Поздеевский) , епископы Никодим (Кротков), Глеб (Покровский), Григорий (Козырев), Даниил (Троицкий). Вместе с ними в заключении находились тысячи священников и диаконов, благочестивых прихожан. В конце 1920-х годов в Соловках отбывал заключение молодой Д.С. Лихачёв, будущий знаменитый исследователь русской культуры. Именно на Соловках он написал одну из первых научных работ, в его дневниковых записях сохранились свидетельства о лагерной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010