Послание 55(243). К Макарию монаху Мы ободрены братским твоим голосом, возлюбленнейший, ибо нет ничего приятнее дружбы, особенно когда один ум и одна душа по Боге как в словах, так и в делах. Таким ты был известен нам некогда с самого начала. Поэтому мы, смиренные, умоляем, чтобы в таком же состоянии ты постоянно пребывал, сохраняя и учение православное, и образ жизни, соответствующий этому учению. Если же ты от нас получаешь некоторую пользу, как говоришь, то это должно отнести к Богу, от Которого как для нас, так и для вас здравие и души, и тела. Впрочем, об этом довольно: ибо не время распространять речь мне, занятому другими затруднительными делами. О епископе же Хиосском для чего ты написал то и другое? Мы даже не виделись лично с этим мужем, по прибытии его сюда, во избежание подозрений, но и не оставили его совершенно без ответа; ибо непозволительно отвращаться и от простого человека, тем более – от носящего тот же образ и получившего имя епископа. Мы обрадовались, что он, хотя и поздно, отказался от епископства, решившись быть как бы отверженным, и наложили на него надлежащую епитимию, как мы делали с поступавшими подобно ему. Бог есть Бог кающихся. Это именно и требовалось в действительное доказательство раскаяния от нас и от других, от которых зависело врачевание,– отказ падшего от епископства и отлучение от священнослужения с епитимией до времени мира. Если же этот муж признал нужным поступить так, то кто мы, чтобы отвергать приходящего и чрез то делаться врагами Богу? И ты, почтеннейший, не гневайся на этого мужа, хотя бы в действительности оказалось, что он совершил больше того, о чем ты говоришь; а мы и не слыхали об этом до настоящего времени, и если бы слышали, не стали бы осуждать его. Ибо написано: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает» ( Ин.7:51 )? Также и апостол говорит: «обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» ( 1Тим.5:19 ). Притом не об этом идет речь, или предстоит право судить, но о том, что падшие приступают к покаянию; а сказанное тобою, почтенный, может быть предоставлено или здесь в надлежащее время предстоятелям Церкви, или в будущем веке Судии всех. Поэтому советую доброте твоей, оставив те речи, благодарить теперь Господа за раскаяние этого мужа, чтобы нам содействовать Богу, желающему спасения всякому человеку ( Иез.33:11 ; 1Тим.2:4 ). И таким образом да «имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНГЕЛИС ХИОССКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святой мученик Ангелий Хиосский Ангелис (Ангелий) Хиосский (греч. Αγγελς ο Νεομρτυρας γιατρς απ το ργος, + 1813), врач, мученик Память 3 декабря (Греч.) Родом из Аргоса на Пелопоннесе , в начале XIX века работал врачом в городе Кушадасы . Вызванный однажды на диспут о вопросах веры одним французским путешественником, который держал себя насмешливо и злословил, Ангелис вызвал его на дуэль. Дабы показать богохульнику, какую силу дает христианину истинная вера, он решил выйти навстречу противнику вооруженным лишь тростью. С наступлением темноты дерзкий иноземец, испугавшись храбрости соперника, бежал, оставив Ангелиса победителем. Это происшествие подвигло последнего оставить свою профессию и все мирские дела и всецело посвятить себя домашней молитве и богослужению. Однако в Лазареву субботу 1813 года Ангелис по неизвестной причине отрекся от Христианства и добровольно сделался мусульманином. Изгнанный после этого из города Навплия и найдя пристанище на Хиосе , Ангелис образумился и решил принести покаяние в совершенном грехе. Он, с горькими слезами призывая на помощь всех святых мучеников и исповедников, часто приходил к гробнице святого Макария Коринфского , приготовившего к мученическому подвигу нескольких святых. С того времени Ангелис жил единственным желанием – получить возможность искупить свое отступничество кровью. Ворвавшись однажды на турецкий таможенный пост, он перед всеми солдатами и служащими исповедал себя христианином и открыто заявил о своем обращении. Он был жестоко избит, отведен в крепость и там обезглавлен 3 декабря 1813 года. Использованные материалы Редакция текста от: 17.12.2012 09:59:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22851.html

Похвальные стихи, написанные Аристотелем в честь Гермия, ни формально, ни по существу никакого отношения не имели к религиозным пэанам, которые могли бы возникнуть из прямого обожествления. Это были просто похвальные стихи, которые если и называть каким-нибудь тогдашним общепризнанным термином, то уж никак не пэаном. Это был, в сущности, обычный энкомий, то есть похвальная речь, обращенная к выдающемуся человеку. Что же касается надписи Аристотеля по адресу Гермия, то в ней нет и следа обожествления, так что обвинение в нечестии со ссылкой на стихи было только очевидным предлогом для расправы. Мало того, нашлись сплетники вроде Феопомпа Хиосского или Феокрита Хиосского, которые в своих нападках на Аристотеля доходили до обвинения его в порочных связях с Гермием. Кто такой этот Феопомп? Эго историк, близкий к школе Исократа. Уже одно это делало его врагом Аристотеля, который, как мы знаем, в ранней молодости рассорился с Исократом. Что же касается политика и софиста Феокрита Хиосского, то он вообще всю жизнь был подлинным антимакедонцем. Активно враждебное отношение того и другого к Аристотелю более чем понятно. В таких условиях сама жизнь Аристотеля в 323 году находилась в опасности. Бегство из Афин было суровой необходимостью. Зато было слишком много других, вполне реальных, а не вымышленных обстоятельств, затруднявших пребывание Аристотеля в Афинах. Александра уже не было на свете, но все знали, что Аристотель был близок к Антипатру, наместнику Александра в Греции. Антипатра же ненавидела вся Греция за его жестокую политику. О Гермии в Греции говорили тоже только плохое. Говорили, что он был не только варвар, но и раб, убивший своего господина, что он был близок с Пифиадой, своей приемной дочерью, а та Пифиада была, как мы знаем, первой женой Аристотеля. О Гермии распространялись разные пакости; а то, что он погиб мученической смертью у персов — об этом помалкивали. Говорили о том, что письма Аристотеля к Антипатру были перехвачены афинянами и что в этих письмах содержались направленные против афинян материалы.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

Микр, мальчик, отпущенник Ликона V 72, 73 Милон, пифагореец, шестикратный олимпийский победитель в борьбе VIII 39 Мильтиад, правитель Херсонеса Фракийского, потом афинский стратег, победитель при Марафоне I 56 Мильтиад, отец стоика Аристона Хиосского VII 37 Мильтиад, стоик, ученик Аристона Хиосского VII 161 Мимнерм (втор. пол. VII в.), элегик из Колофона, считался первым поэтом любви. См. Ук. ист. Миний, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Мирмек, философ-мегарик, ученик Евфранта Олинфского, оппонент, а затем последователь Стильпона II 113 Мирмек, упоминается в завещании Аристотеля V 14 Мирониан Амастрийский, историограф. См. Ук. ист. Мис, ученик и отпущенник Эпикура X 3, 21 Митра, казначей царя Лисимаха, покровитель эпикурейцев; Эпикур писал к нему и посвящал ему свои сочинения II 102; X 4 Митридат, почитатель Платона и посвятитель его статуи III 25 Мнасей, отец Зенона Китийского VII 1, 10, 11, 31 Мнесагор, отец Архита Тарентийского VIII 79 Мнесарх, камнерез, считается отцом Пифагора VIII 1, 6 Мнесиген, один из душеприказчиков Стратона V 62 Мнесилох, комедиограф, возможно, идентичен Мнесимаху. См. Ук. ист. Мнесимах, поэт средней комедии. См. Ук. ист. Мнесистрат Фасоский, ученик Платона. См. Ук. ист. Мнесистрат, лицо неустановленное VII 177 Молон, возможно, афинский архонт в 362/61 г. III 34 Молон, отпущенник Феофраста V 55 Моним CupakyзckuйVI 82–83 Мосх, ученик Федона, глава элидской школы, известен тем, что питался только водой и смоквами II 126 Мох, финикийский мудрец, которому приписывалось создание учения об атомах I 1 Мусей, мифический поэт, считался основателем религиозной поэзии I 3 Навкид, ученик Демокрита и учитель Эпикура, возможно, идентичен Навсифану I 15 Навсифан (IV в.), атомист и физик из преемства Демокрита, первый учитель Эпикура I 15; IX 64, 69, 102; X 7, 8, 13, 14 Неанф Кизикийский (ок. 300), ритор, ученик Филиска Милетского. См. Ук. ист. Неарх, тиранн, которого пытался свергнуть Зенон Элейский IX 26 Нектанеб, последний царь XXX династии Египта, низвергнутый персами в 341 г.; считался истинным отцом Александра Великого VIII 87

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Подлинным творцом теоретической астрономии стал Энопид Хиосский (сер. V в.), который, по словам историка астрономии Евдема, был автором первого специального трактата по математической астрономии, то есть небесной кинематике. Он же вполне точно определил угол наклона эклиптики к небесному экватору (24°) и высчитал «большой год» в 59 лет. Его ученик, Гиппократ Хиосский, продолжил работу по математизации астрономии. Число же астрономов-наблюдателей было достаточно велико, но самыми известными в то время (430-е гг.) были Метон и Евктемон из Афин. Роль этих людей по отношению к теоретической астрономии IV-III вв. сравнима с ролью Тихо Браге по отношению к И. Кеплеру. В частности, они определили неравномерность движения Солнца по эклиптике, следовательно, непостоянство расстояния от Земли до Солнца. Метон высчитал большой лунный цикл: 19 солнечных лет почти точно равны 235 синодическим месяцам. Евктемон же впервые в греческой традиции разделил эклиптику на 12 знаков Зодиака и начал публиковать «парапегму», то есть звездный календарь разнообразных астрономических событий. Самым выдающимся достижением астрономии IV в. были следующие. Во-первых, это постановка проблемы «спасения явлений, представляемых планетами» пифагорейцем Евдоксом Книдским (но не Платоном, как ошибочно указывал Сосиген!), то есть задачи нахождения комбинации таких равномерных правильных движений планет, которые объясняли бы данные явления, например попятное движение планет. Во-вторых, решение этой задачи тем же Евдоксом, Калиппом (перв. пол. IV в.) и Аристотелем в виде геоцентрической модели мира, известной под названием «теории гомоцентрических сфер» 665 . Помимо геоцентрической системы мира античная наука предложила альтернативную, которая находилась в стороне от главного русла астрономических теорий древности, но была осознана как истинная 2000 лет спустя. Прежде всего, пифагорейцы перв. пол. IV в. Гикет и Экфант из Сиракуз предположили, что суточное движение звезд можно объяснить вращением Земли вокруг своей оси 666 , и этого предположения держались Платон и его ученик Гераклид Понтийский (р.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

23. 1660 г., мая 14. Перевод с греческой грамоты Хиосскаго архиепископа Кирилла царю Алексею Михайловичу о высокомерных поступках Никона и о данных ему царём жалованных и других грамотах, которые по церковным винам получателя лишились законной силы; с благословением на избрание нового патриарха Тишайший, самодержавнейший царю господин господи Алексею Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержче, живот и победу от Бога в долготу дней. Господь всех и Бог наш создал человека по образу и по подобию Своему и почтил его от всех созданий и украшая его многими дарами, враг же истиной дьявол , не терпя толикой чести, юже дал Бог человеку, преобразился во образ змиин, и прельстил человека, и сотворил его и преступил заповедь Божию, ядый от плода разума, и абие пребысть наг от благодатей и даров Божиих, и изгнан бысть из рая и повелен от Бога потом ясти хлеб свой: потом лица твоего яси хлеб твой. Оттоле, державнейший царь, изнеможе человеческое естество, и бысть тленное и удобопреложное, человеком бо оттоле дадеся еже согрешати. Сия помышляли, и пророк царь Давид писал, глаголя: всяк человек ложь. И премудрый Соломон: несть праведен на земли, иже сотворит благо и не согрешит, сиречь, иже человек есть тленный в мире сем и удобпреложный намерениям, и праведнейшему на земле невозможно есть в добротах, яже творит, не прельститься и не погрешить. Является в ветхом писании и в новом, яко близ царствах случалось между добрыми человеками и злой и злого намерения и гордый, иже прельщал многажды царей лестью и иногда убо наущал их на убийства и пребеззакония, иногда ж на нелепую честь их, и дерзаю сказать, на бесчестие царское, якоже является и во время Артаксеркса царя: един его первый князь, Аман именуем, яко прельстил царя и дал повеление, яко да погубит тогдашних благочестивых Божьих всех. Но Бог , не терпя неправду тую и гордость оного Амана, явил царю чрез царицу его Есфирь неправду тую и гордость оного, и абие царь не сохрани оно повеление и вместо его сотвори иного, да погубит Амана оного гордого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

239–240 он приводит общую цифру в 480 судов; Дукасу (XXXVIII, с. 333) – всего 300 судов; Халкокондиласу (Laon., с. 384) – 30 трирем и 200 судов меньшего размера; Критовулу (Krim., с. 37–38) – всего 350 судов, не считая грузовых; Критовул подчеркивает личный интерес Мехмеда II к флоту. 140 Об организации турецкой армии см.: Pears 1, с. 222–231; Bab. 3, с. 91–92. Из христианских источников Дукас (XXXVIII, с. 336) общее число турецких солдат оценивает более чем в 400 тыс.; Халкокондилас (Laon., с. 383) – 400 тыс.; Критовул (Krim., с. 38) – 300 тыс., без находившихся в обозе; Франдзис (с. 240) – 262 тыс.; Леонард (Leon. 2, стб. 297) – 300 тыс., включая 15 тыс. янычар; Тетальди (стб. 1820) – 200 тыс., включая 60 тыс. находившихся в обозе; Барбаро (с. 18) – 160 тыс. Турецкие авторы называют цифру 80 тыс. (Khairullah Effendi, с. 61–63. См.: Mordt. 4, с. 39). Ф. Бабингер указывает, что по демографическим причинам Оттоманская империя в то время не могла выставить более 80 тыс. боеспособных солдат. 144 Прим. ред. – Непонятно. Наверное, ошибка в источниках – как это у основания окружность ствола в 3 раза меньше, чем у жерла? Может, опечатка – не 4, а 14 пядей? Или переводчик перепутал порядок слов? 146 Ducas, XXXV, с. 305–307; Phrantz, с. 236–238; Laon., с. 385; Krit., с. 43–46; Вагваго, с. 21; Leon. 2, стб. 927. См.: Bab. 3, с. 86, 88. 148 Ducas, XXXVII, с. 327; Вагваго, c. 18; Dolfin, c. 12–13. Франдзис (с. 237) сообщает, что турки подошли 2 апреля, когда, вероятно, показался только их авангард; Леонард же Хиосский (Leon. 2, стб. 927) называет дату 9 апреля, когда, по всей видимости, подошли основные силы. 150 Там же, с. 34–35. Леонард Хиосский (Leon. 2, стб. 934) обвиняет треков в том, что они прятали свои деньги. Во многих песнях-плачах по Константинополю скаредность греков выступает в качестве одного из грехов, за которые город и потерпел кару. Но эти обвинения носят чисто риторический характер, без каких-либо подробностей. 156 Csuday, I, с. 422–426; Франдзис (с. 323–328) говорит, что венгры направили к султану посольство, которое указало, что нападение на Константинополь может нарушить добрые отношения его с венграми, но одновременно Хуньяди потребовал у императора Селимврию и Месемврию в качестве платы за помощь, а Альфонс Арагонский, добавляет Франдзис, – о-в Лемнос.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дюканж в примеч. к Epitome Кипиама (Бон. изд. 375) ; Гоар в примеч. к Г. Кодину (Бон. изд. стр. 180). – О протостраторе из Палеологов упоминает Дука (стр. 305): ubi Palaeologus et eum filiis suis protostrator. По словам того же Дуки царь Константин сделал протостратором Юстиниана (стр. 266: protostratoris dignitate eum cohonestavit); но об этом Франца умалчивает (стр. 241 и 242). В Грузинской летописи протостратор назван fils de Cathacoun: cinq jours apres le sultan fit faire la recherche des grands de I " empire, des principalis dues, du premier ministre et du protostrator fils de Canthacun , qui tous furent amenes devant le sultan et furent massacres. (Lebeau, стр. 420). 93 Склоп – удар или то, что произвело удар. Сравн. лат. sclopus, Итал. scioppo (напр. в переводе Дуки: lo scioppo fu seutito cento stadia lontano. стр. 416). Уже в Салич. законах есть глагол sclupare: si quis alterum de sagitta toxicata percutere voluerit et praeter sclupaverit. Нельзя также забыть Греч. σκλοψ,– οπος – кол и вообще всякое орудвт c острием, ослоп. – Леонард Хиосский говорит, что Юстиниан ранен стрелою: sagitta sub axilla confligitur (стр. 130); так и Франца: sagitta vulneratus est in dextero pede (стр. 283); а Дука сказывает, что его поразила пуля: is glande plumbea in manus parte posteriori vulneratus (стр. 284), почти также как и Лаон. Халкокондила: vulneratus est manum ictus bombardac globulo (стр. 395). Леонард Хиосский упоминает о склопах, как об особенном роде оружия Турков: sclopis, spingardis, zarbatanis, fundis, sagittis die nocteque muros hominesque nostros vexabant (стр. 117). В этом смысле scloppa или scloppus можно сравнить с стар. французским escopette, escoupette – род ручного огнестрельного орудия (N. Landais, Dict, s. v.)=Испанск. escopeta. 94 Дальнейшая судьба Юстиниана в Повести очевидна: он ушел к свои в Галату, и оттуда с кораблями своими далее. Дука стр. 295 – 296 Леонард 130– 131. 95 Франца говорит о совещаниях султана 27 мая вечером и о речи 28 мая вечером (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/m...

У нас есть стихи и о нем: Слышал я, Протагор, что ты в преклонные годы, Стены покинув Афин, старцем скончался в пути. Город Кекропа тебя на изгнанье обрек, но напрасно – Ты от Паллады ушел, а от Плутона не смог 742 . Есть рассказ, будто однажды он требовал платы со своего ученика Еватла, а тот ответил: «Но я ведь еще не выиграл дела в суде!» Протагор сказал: «Если мы подадим в суд, и дело выиграю я, то ты заплатишь, потому что выиграл я; если выиграешь ты, то заплатишь потому что выиграл ты». Был также и другой Протагор, астроном, на смерть которого написал стихи Евфорион; был и третий, стоический философ. 9.Диоген Аполлонийский 57 Диоген Аполлонийский, сын Аполлофемида, философ-физик, пользовавшийся большой известностью. Он был слушателем Анаксимена 743 (так говорит Антисфен), а жил при Анаксагоре, который едва не погиб в Афинах из-за великой к нему зависти (так пишет Деметрий Фалерский в «Апологии Сократа»). Мнения его таковы. Основою является воздух; миры беспредельны и пустота беспредельна; воздух, сгущаясь и разрежаясь, порождает миры. Из несуществующего ничто не возникает и в несуществующее ничто не разрушается. Земля кругла и утверждена посредине, составлялась она из теплого круговращения, а затвердела от холода. Сочинение его начинается так: «Приступая ко всякому рассуждению, следует, как мне кажется, за основу взять нечто бесспорное, а в изложении быть простым и строгим». 10.Анаксарх 58 Анаксарх Абдерский. Он был слушателем Диогена Смирнского; тот – Метродора Хиосского, который говорил, что даже того не знает, что ничего не знает; а Метродор слушал Несса Хиосского (а по утверждению некоторых – самого Демокрита), Анаксарх этот был дружен с Александром, а расцвет его приходится на 110-ю олимпиаду. 59 Врагом его был Никокреонт, тиранн острова Кипра. Однажды на пиру, когда Александр спросил Анаксарха, как ему нравится угощение, тот ответил: «Все великолепно, царь, только надо бы еще подать голову одного сатрапа», – этим он намекал на Никокреонта. Тот запомнил обиду, и, когда Анаксарху после смерти царя Александра во время плавания пришлось высадиться на Кипре, он его схватил, бросил в ступу и приказал толочь железными пестами. Но Анаксарх, не обращая внимания на эту казнь, только сказал ему знаменитые слова: «Толки, толки Анаксархову шкуру – Анаксарха тебе не истолочь!» А когда Никокреонт приказал вырезать ему язык, то он, говорят, сам его откусил и выплюнул тому в лицо 744 . У нас о нем есть такие стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

288 – восстание Афин против Деметрия. Полиоркета; он осаждает Афины, Кратет-академик в посольстве склоняет его к миру. 286 (ол. 123, 3) – ум. Феофраст; Стратон во главе Ликея (V 68) 285–246 – Птолемей II Филадельф в Египте, покровитель Тимона. Расцвет александрийского Мусея, организованного по инициативе Деметрия Фалерского; Каллимах составляет «Таблицы» с каталогами сочинений всех философов. Тимон сотрудничает с александрийскими поэтами и филологами (IX 113). Феодор Безбожник возвращается в Кирену к царю Маге (308–258) (II 103) 283–239 – Антигон II Гонат (сын Деметрия Полиоркета) в Македонии, покровитель Зенона, Персея и Менедема (II 127, 143–144; VII 8) Ок. 280 – ум. в Египте опальный Деметрий Фалерский (V 78). Совместная жизнь в Афинах академиков Полемона, Крантора, Кратета и Аркесилая (IV 22). Клеанф приходит учиться к Зенону (VII 168). Род. Хрисипп 278 – победа Антигона над галлами при Лисимахии, декрет Менедема в его честь (II 142) 277 – ум. Метродор, ученик Эпикура (X 23) Ок. 275 – ум. академик Крантор (IV 25). Стоик Аристон Хиосский отлагается от Зенона и сближается с Полемоном (VII 161). Стоик Персей – воспитатель наследника при дворе Антигона (VII 36); там же – Бион Борисфенит (IV 46).Тимон поселяется в Афинах 273 – Менедем изгнан из Эретрии в Ороп, а затем ко двору Антигона; ссоры его с Персеем (II 142–144) 271 (ол. 127, 2) – ум. Эпикур (X 15) Ок. 270 – ум. скептик Пиррон 268 – ум. Стратон; Ликон во главе Ликея (V 68) 267 – ум. Полемон; Кратет и вскоре вслед за ним Аркесилай во главе Академии (IV 21, 32) Ок. 265 – ум. Менедем, возвращенный Антигоном в Эретрию (II 143) 264 – ум. Зенон Китийский; декрет афинян в его честь (VII 11). Клеанф во главе Стои (VII 176) Время Хрисиппа 263–241 – царь Евмен Пергамский, покровитель Аркесилая (IV 38) 261 – подавление восстания Афин против Македонии (Хремонидова война); Гиерокл, покровитель Аркесилая – комендант Пирея (IV 39) Ок. 260 – Хрисипп приходит учиться к Клеанфу (VII 179). Аристон Хиосский во главе отдельной школы, его споры с Аркесилаем (VII 162). Расцвет стоика Эрилла (VII 165)

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010