По состоянию на 2007 г. «каллиникитский» Синод Церкви ИПХ Греции включал в себя следующих иерархов 591 : 1 . Макарий (Кавакидис), архиепископ Афинский и всей Греции, Председатель Синода, Глава Восточно-Европейского Экзархата 592 ; 2 . Каллиник (Ханиотис), митрополит Фтиотидский и Фавмакийский 593 ; 3 . Евфимий (Орфанос), митрополит Фессалоникийский, Глава Кипрского Экзархата и местоблюститель Австралийской Митрополии 594 ; 4 . Афанасий (Хараламбидис), митрополит Ахарнонский и Неа-Ионийский 595 ; 5 . Христофор (Ангелопулос), митрополит Месогейский и Островов, Глава Экзархата Балканских стран, Секретарь Синода 596 ; 6 . Филарет (Мор), митрополит Французский, Глава Западно-Европейского Экзархата 597 ; 7 . Виссарион (Сотиропулос), митрополит Сиднейский 598 ; 8 . Амвросий (Никифоридис), епископ Филиппийский 599 ; 9 . Никифор (Гроус), архимандрит, местоблюститель Американской митрополии.   IV.10.12. «Афанасиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1995–1998 гг.) В начале 1996 г. из состава «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции по вышли митрополиты Афанасий (Хараламбидис) Ахарнонский и Антоний (Фанасис) Аттический, образовавшие собственную синодальную администрацию с митрополитом Афанасием во главе. Причиной их отделения послужило резкое неприятие внутрицерковной политики, проводимой «флоринистким» архиепископом Афинским Хризостомом (Киюсисом). В январе 1996 г. в данную юрисдикцию из архиерейской оппозиции при «флоринитском» Синоде ЦИПХ Греции перешли митрополиты Паисий Американский, Викентий Эввийский, Иустин Эувийский, Стефан Хиосский. Митрополит Викентий (Маламатениос) в новой юрисдикции получил новый титул митрополита Пирейского 600 . В октябре 1996 г. иерархами «афанасиевского» Синода были рукоположены епископы Антоний (Граббе) и Плотин (Агрителлис) 601 . Таким образом, в 1996 г. «афанасиевский» Синод Церкви ИПХ Греции состоял из следующих иерархов: 1 . Афанасий (Хараламбидис), митрополит Ахарнонский, Председатель Синода; 2 . Антоний (Фанасис), митрополит Аттический; 3 . Паисий (Лулургас), митрополит Нью-Йоркский и Американский;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако, волнение в монастыре не улеглось, Стефан даже удалился из него, но при помощи патриарха опять принял на себя управление 168 . К игумену Стефану потом приходил для ознакомления с общежительным уставом игумен Икосифиниссы Никифор 169 . Патриарх внимательно наблюдал и за приходскими монастырями. В декабре (10) 1835 г. он отправил митрополиту Арты Неофиту и прокритам руководственные указания относительно лучшего управления местными приходскими монастырями 170 , а в конце следующего года предписал этому митрополиту, чтобы он для каждого монастыря назначал особого игумена, а не одного на два монастыря 171 . В 1837 году возникла вражда между игуменом монастыря Богородицы Δαδις Венедиктом с одной стороны и митрополитом Дидимотихи Аверкием и прокритами с другой, которая и была представлена на суд патриарха. Григорий, рассмотрев дело, сохранил за Венедиктом игуменство, поручив держать в монастыре и учителя, а митрополиту предоставил наблюдение за обителью 172 . Отцам приходских монастырей янинской епархии патриарх приказал платить местному митрополиту Иоанникию обычные взносы 173 . Относительно внутренней жизни в монастырях Григорий сделал такие распоряжения. В виду того, что на Афоне иногда рукополагались в священные степени лица недостойные, патриарх посланием от 12 февраля 1838 г. предиисал местным властям не рукополагать священников и диаконов и не постригать монахов без предварительного испытания в течение двух, трех и более лет и рекомендовал вообще обращать самое большое внимание на нравственность святогорцев, в частности тех, которые отправляются в качестве таксидиотов 174 . По прежнему на Афоне не прекращались споры о поминовении с коливом и о св. причастии, поэтому патриарх предписал киноту (19 марта 1836 г.) прочитать и распространить среди монахов синодальные грамоты патриарха Григория V относительно предмета споров 175 . Дриинупольскому митрополиту патриарх 3 мая 1839 г. писал, чтобы он запретил монахам местных монастырей, ставропигиальных и приходских, оставлять на ночь женщин, даже с мужьями и детьми 176 . Подобное предписание было отправлено и экзарху Метсова относительно трех здешних ставропигий 177 . Господарю Валахии Гике патриарх выразил (1836 г.) благодарность за постановление, что впредь без рекомендации патриарха в местные монастыри не будет приниматься ни один инок 178 . Игумену хиосской Να Μον патриарх запретил (1840 г.) освящение храма, так как право это принадлежит епископу, а иеромонахам – служить в селах, без разрешения митрополита Софрония 179 . Наконец, игумену монастыря св. Архангелов на Симе Григорий запретил являться в храм села в мантии и с патерицей 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

Стремление св. Макария возродить аскетико–созерцательную традицию Церкви сыграло важную роль в появлении другой великой духовной книги — «Сохранившиеся труды св. Симеона Нового Богослова». В 1784 году св. Макарий просил св. Никодима подготовить книгу к печати. В 1790 году эта книга была опубликована в Венеции. Противники колливадского движения не прекращали гонений против колливадов. В результате этих гонений многие колливады покинули Афон и разъехались по всей Греции. Они основывали монастыри, которые становились центрами духовности и образцами истинной христианской жизни. Они будили религиозное сознание своими проповедями и личными примером. Афанасий Париос, например, воспитал целую плеяду учеников, которые приехали обучаться к нему со всей Греции и из других мест: Константинополя, Египта, Палестины, Сирии и Армении. Многие из этих учеников сами стали учителями. Возвратившись в свои родные места, они несли свет Православия, который приняли от своего учителя. Другие колливады, нашедшие прибежище на островах Эгейского моря, также сыграли свою роль в жизни многих христиан, в том числе и св. Никодима. Так монахи — колливады Арсений, Григорий и Нифон, с которыми св. Никодим познакомился на своем родном острове Наксосе, способствовали его решению принять монашество. Враждебность противников колливадского движения со временем составила и св. Макария покинуть Святую гору Афон. Он перебрался на остров Хиос, затем недолгое время он проживал на Патмосе вместе с группой колливадов. Последние 15 лет своей жизни он провел на Хиосе в уединении, ведя строгую аскетическую жизнь, занимаясь умной молитвой и писанием духовных книг и наставляя многих людей в истинной вере. Так же как и св. Косма, св. Макарий всеми силами заботился о ближних, и его труды в публикации книг, в проповеди, наставлениях и помощи нуждающимся имели своей конечной целью спасение душ человеческих. Следует сказать несколько слов о других книгах св. Макария. «Евергетинос», рукописное собрание учений нескольких сотен святых Отцов, находился в монастыре Кутлумусиу. Св. Макарий просил св. Никодима подготовить эту рукопись к публикации. Кроме того, св. Макарий вдохновил св. Никодима на создание книги «Новый Мартирологион» ( ). Возможно, именно св. Макарий передал св. Никодиму большинство материалов о новых мучениках, которые он собирал в своих путешествиях. Эта книга «Новый Мартирологион» вдохновила на подвиг мученичества многих христиан, современников св. Макария. О них он написал книгу «Новый Лимонарион» («Новый луг духовный»). СВ. Макарий также включил в «Новый Лимонарион» переведенные им на современный греческий язык жития древних мучеников. Святой закончил эту работу за несколько месяцев до своей смерти. Его близкий друг Никифор Хиосский подготовил эту книгу к печати и опубликовал ее в Венеции в 1819 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Судьба наследия колливадов в островной Греции Гонения, воздвигнутые на колливадов на Св. Горе в 1770-80-х годах и периодически возобновлявшиеся, позднее привели к тому, что значительное число колливадов посвятили себя возрождению духовной жизни и обустройству пришедших в упадок монастырей в других областях Греции, преимущественно на островах. О некоторых из них известно немногое (так, напр., о Сильвестре Кесарийском , опытном молитвеннике, упоминается в небольшой заметке в сочинении прп. Афанасия Паросского ; он, как и другие колливады, одно время подвизался на острове Идра и был знаком с юным Николаем Калливурцисом (буд. Никодим Святогорец ). Иеромонах Иерофей, переселившись на остров Идру, стал ктитором монастыря св. прор. Илии, и, по свидетельству издателя его Жития, даже в наши дни жители острова свято чтут предания этой обители, в частности, там никогда не совершают поминовения усопших в воскресные дни . На острове Скиатос на руинах древнего монастыря τν Αγαλλιανν иером. Нифонтом Хиосским , " вождем колливадского рассеяния " , и мон. Григорием Хаджистаматисом была воздвигнута обитель Благовещения, которая впоследствии стала знаменита благодаря подвижнической жизни ее основателей и насельников, их духовно-просветительской деятельности и богатой библиотеке . Монастырь Благовещения был известен преимущественно как " колливадская " обитель. О нем и о его насельниках с благоговением отзывались многие видные греч. просветители, напр., прп. Никодим Святогорец, Константин Икономос и др. Прп. Никифор Хиосский (1750-1821) был сначала послушником монастыря Неа-Мони на острове Хиос , затем учился в Хоре у прп. Неофита Кавсокаливита , учительствовал, когда прп. Афанасий Паросский был схолархом. В 1802 году был наречен игуменом монастыря Неа-Мони; вследствие нестроений вскоре оставил руководство обителью и удалился в маленький монастырь св. Георгия, где в ту пору жили свт. Макарий (Нотара) , митр. Коринфский, Иосиф и Нил Калогномосы. В 1812 году, после ухода с должности схоларха, там же поселился и прп.

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

1844. Σ. 28-31). Каталоги новых святых не были плодом личного интереса составителей, они осуществлялись с ведома К-польских патриархов Кирилла VI (1813-1818) и сщмч. Григория V (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) и при их непосредственном участии. Хотя сложное положение Церкви при османском владычестве не позволяло иерархии совершить торжественный акт прославления того или иного святого, К-польские патриархи фактически благословляли почитание новых мучеников и подвижников, разрешали составлять им службы и молиться им частным образом. Прп. Никодим Святогорец составил службы свт. Марку Эфесскому; прп. Мелетию Галисиоту; прп. Симеону Новому Богослову; некоторым новомученикам и местночтимым преподобным и мученикам; всем св. преподобным отцам, просиявшим на горе Афон; а также собору всех новомучеников (с упоминанием 88 имен), пострадавших после взятия К-поля турками (3-я неделя по Пятидесятнице). Прп. Никифор Хиосский († 1821) составил общее последование новому мученику. Он так объясняет причину своего труда: «Поскольку большая часть новых мучеников не имеют празднственного последования, а между тем многие желают - один праздновать соотечественнику своему, другой - знакомому своему, и иной - тому, к-рый помог ему в какой-нибудь нужде - поэтому я составил безымянное последование, общее всякому новому мученику, и пусть желающий поет тому, к кому имеет усердие» (ΝΛ. 1873. Σ. 8, 12). Новейший период (с сер. XIX в. по наст. время) После греч. освободительного восстания 1821 г. у Церкви появилась возможность свободно выражать свое мнение о христианах, пострадавших от турок в период османского владычества. Если раньше почитание новомучеников оставалось делом частным и их прославление имело вид неформального разрешения, с изменением политической ситуации вопрос о К. новомучеников начал обсуждаться в широких церковных кругах, появляются серьезные исследования, призванные подготовить материал для прославления новых святых. Краткая книга архиеп. Афинского Хризостома I (Пападопулоса) «Новомученики» (Αθναι, 19713), впервые изд.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Н. не имел денег, поэтому тур. власти задержали его и оставили под надзором возле кофейни, а сами отправились разыскивать др. нарушителей, чтобы потом всех вместе отвести в тюрьму. В это время мимо проходил знакомый Н.- иерей Даниил, к-рый поздоровался с отроком, назвав его Мехмедом, и удивился тому, что мусульм. подростка арестовали. Н. громко ответил, что он христианин, после чего был тотчас доставлен к аге. На суде отрок смело признал свое отречение от ислама и исповедовал Христа. В течение 10 дней его подвергали жестоким пыткам. Каждый раз возвращаясь в тюрьму после истязаний, Н. отказывался от пищи. Подростка бросили в конюшню, чтобы его затоптали лошади, однако по милости Божией он остался невредим. Когда Н. заперли в темной камере, ее освещало неземное сияние. Затем Н. отдали разъяренной толпе мусульман, к-рые привели мученика на окраину города, к подворью Иверского мон-ря. Там его снова пытались обратить в ислам, но отрок повторял, что он христианин Никита и с этим именем хочет умереть. Много раз его ставили на колени, якобы для казни, надеясь, что юноша испугается и переменит решение. Но Н. был непреклонен. Мученика обезглавили; ему было 15 или 16 лет. Слепые, помазавшие глаза кровью святого, тотчас прозревали. Мусульмане пытались осквернить тело мученика, испачкав его в грязи, но оно оставалось незапятнанным. Тогда останки святого выбросили в море. Некоему христианину удалось отделить палец Н., к-рый он передал в храм св. Виктора на Хиосе. Также на Хиосе в сел. Кофинас в парекклисионе св. Лазаря находится др. частица мощей мученика; глава Н. хранится в Иверском мон-ре на Афоне. На Нисиросе в родном селении Н. была построена церковь в визант. стиле во имя мученика, где также находятся частица его мощей и икона 1876 г., на к-рой изображены Н. и сцены его жизни и мученичества. Афанасий Ивирит, очевидец кончины Н., написал службу в его честь. Никифор, иеродиакон Хиосский, составил жизнеописание мученика. В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского указано, что под Макарием, с которым Н.

http://pravenc.ru/text/2565378.html

Эти отеческие увещевания еще более разожгли в сердце раскаявшегося отступника стремление к мученичеству, поэтому он решил подвергнуть себя тяжелым испытаниям аскезы. Каждую ночь он бодрствовал на пустынной и холодной горе, проливая множество слез и нанося себе в грудь столь сильные удары, что у него шла носом кровь. Его душа ликовала от чтения деяний новомучеников, и, возрастая день ото дня, он сгорал от нетерпения последовать их примеру. Наконец его новый духовник, святой Никифор Хиосский (память 1 мая), дал ему благословение вернуться на Пелопоннес, чтобы исповедовать там христианскую веру и попытаться вернуть брата на путь истинный. Приплыв на Аргос, Димитрий поселился у учителя по имени Исаия, который заботился о нем и рассказывал о подвигах мучеников, еще более укрепляя святого на его пути. Подвижник ел лишь раз в неделю, и жажда мученичества разгорелась в нем с такой силой, как если бы он был пылающим костром. В 1803 году, на Фоминой неделе, он вернулся в Триполи, по пути приветствуя знакомых христиан и рассказывая о своем намерении. Во время ночного бдения ему было видение, в котором некто, облаченный в свет, увещевал его более не задерживаться и пообещал свою поддержку. Причастившись святых таин, Димитрий прошел по городу, чтобы все увидели на нем христианские одежды, но турки не узнали его. Опечаленный неудачей, он в слезах пришел к священнику Антонию, который уговаривал его отказаться от замысла. Но не потеряв надежды, святой почувствовал еще более сильное стремление к мученической смерти. Добившись все же разрешения священника, он бегом устремился в мастерскую своего прежнего хозяина и приветствовал всех словами: «Христос воскрес!» Подмастерья из турок, узнавшие Димитрия, решили, что он сошел с ума, и попытались образумить, дабы спасти ему жизнь. Несмотря на настоятельные просьбы бывших хозяев, святой остался на пороге дома, говоря, что не сойдет с места, пока не загладит свою вину ценой крови. Тогда один турок схватил его и повлек к судье. Все христиане города стали молиться об исповеднике.

http://pravoslavie.ru/53176.html

Враждебность противников колливадского движения со временем заставила и св. Макария покинуть Святую Гору Афон. Он перебрался на остров Хиос, затем недолгое время он проживал на Патмосе вместе с группой колливадов. Последние 15 лет своей жизни он провел на Хиосе в уединении, ведя строгую аскетическую жизнь, занимаясь умной молитвой и писанием духовных книг и наставляя многих людей в истинной вере. Так же как и св. Косма, св. Макарий всеми силами заботился о ближних, и его труды в публикации книг, в проповеди, наставлениях и помощи нуждающимся имели своей конечной целью спасение душ человеческих. Следует сказать несколько слов о других книгах св. Макария. «Евергетинос», рукописное собрание учений нескольких сотен святых отцов, находился в монастыре Кутлумуш. Св. Макарий просил св. Никодима подготовить эту рукопись к публикации. Кроме того, св. Макарий вдохновил св. Никодима на создание книги «Новый Мартирологион» (Μαρτυρολογιον).Возможно, именно св. Макарий передал св. Никодиму большинство материалов о новых мучениках, которые он собирал в своих путешествиях. Эта книга «Новый Мартирологион» вдохновила на подвиг мученичества многих христиан, современников св. Макария. О них он написал книгу «Новый Лимонарион» («Новый луг духовный»). Св. Макарий также включил в «Новый Лимонарион» переведенные им на современный греческий язык жития древних мучеников. Святой закончил эту работу за несколько месяцев до своей смерти. Его близкий друг Никифор Хиосский подготовил эту книгу к печати и опубликовал ее в Венеции в 1819 году. Св. Макарий, по утверждению Афанасия Париоса, написал много других книг. Однако нам известны только упомянутые выше. Остальные, опубликованные без указания автора, остались для нас неизвестны. Св. Макарий сыграл важную роль в писательской судьбе многих греческих богословов. Св. Макарий был не только великим хранителем традиции Церкви, просветителем и духовным наставником людей, но и великим подвижником, стремившимся достигнуть очищения своей души и единения с Богом. «Через великий подвиг и аскетическое делание, – отмечает его жизнеописатель Афанасий Париос, – он уподобился Богу и был охвачен огнем Божественной любви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  53) Epiphanii monachi edita atque inedita, p. 56. Lips. 1846. 54) Oriens christ. 1, 1094. Wiltsch Kirchl. Geographie 1, 24. Менолог Василия под 31 октябр. «Амплий, епископ Одиссополя, что в Македонии, умерщвлен был язычниками». – Wiltsch Kirchl. Stat. 1, 24. 55) III, 10. 56) VII, 6. Скимн хиосский: «при подошве горы Эмоса (Балкан) гор. Месемврия, пограничный между Фракиею и Гетиею». (Orbis descrip. v. 742-744). По словам Феофана, «Варна близ Одисса». Вблизи же греческая колония Маркианополь, у славян великая Предслава. 57) Чертков о войне Святослава стр. 199 200. Плиний lib. 4 c. 11. 58) Tristium lib. 5 Eleg. 7, 12. Образчик языка гетов у Страбона, который говорит, что геты называли реки богами. 59) Tristium lib. 3. Eleg. 10 et. 12. страны сообщают Моисей хоренский и историк 7 века Симокатта. Первый пишет, что во Фракии живут «семь славянских племен»60). Симокатта говорит, что славян, воевавших в VI в. с империею, в древнее время называли гетами61). Христианство малой Скифии уже знал Тертуллиан: «во Христа веруют, писал он, племена гетов (varietates Getulorum), сарматов и скифов»62). Не говорим здесь о последующем времени63). – Так проповедь учеников ап. Андрея принесла обильные плоды между южными славянами. 30 ч. Память о СВ. ПЕТРЕ, царе болгарском. Так показано в болгарском синаксаре 1340 г. и в сербском прологе XIII в.64). Церковные хвалы царю Петру: «яко же прежде взлюби мирен пребывати в житии своем, тако и ныне нам молитвами к Богу страны вся умири». «Проведый тя Владыко унша в братьи, сюще мьнших, яко Давида помазав, порючи землю сию съблюдати всеко от напасти»65). По этим хвалам видно, что прославляемый церковию св. ц. Петр есть сын воинственного болгарского кн. Симеона (ум. 927 г.). Он еще в юном возрасте назначен отцом во ластителя Болгарии вместо старшего брата и любил мир, а не войну, во время правления66).   60) См. Ист. рус. ц. 1, 3. пр. 12. Даже для имп. Константина славяне стримонской области – Скифы. (De provinciis). Но Никифор и Феофан, говоря о занятии Фракии болгарами 678 г., называют жителей малой Скифии славянами. «Перейдя реку (Дунай) достигают Варны и соседнего Одиссоса, проходят серединные поля… покаряют жившие там племена славян в числе семи». Stritteri Bulgarica p. 507. 508.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА, ИОАНН И ИОСИФ [Греч. Νικτας, Ιωννης κα Ιωσφ] (XI в.), преподобные Хиосские (пам. греч. 20 мая), основатели мон-ря Неа-Мони . Житие Н. И. и Иосифа составлено не ранее XV-XVI вв. и содержит детали, присутствующие в др. агиографических памятниках, в связи с чем возникает вопрос о достоверности приведенной в нем информации. Иосиф фигурирует только в Житии, в источниках XI в. (в грамотах монастыря Неа-Мони, речах и письмах Михаила Пселла ) он не упоминается. Остается неизвестным, когда имя Иосифа присоединили к Н. и И.; сведения о его личности отсутствуют. В 1804 г. в Венеции иеродиак. Никифор, 1-й историограф Неа-Мони, опубликовал сборник, посвященный этой обители, куда вошли 2 варианта Жития основателей, описание кафоликона и очерк истории мон-ря. Согласно источникам, братья Н. и И. родились на о-ве Хиос (Греция). С юных лет они мечтали посвятить свою жизнь Богу и удалились в горную пещеру, чтобы избежать мирской суеты. Образ жизни Н. и И. был примером суровой аскезы: они вкушали пищу раз в неделю, ограничивали время сна, большую часть суток посвящали молитвам. Во время ночных бдений на горе братья стали замечать странное свечение на лесистом склоне, но, когда они пытались приблизиться к этому месту, свечение прекращалось. Тогда они подожгли склон, покрытый непроходимыми зарослями, и пламя остановилось перед кустом мирта, не тронув его, как Неопалимую Купину. На ветвях куста Н. и И. обнаружили образ Пресв. Богородицы. Обретение иконы произошло во время правления визант. имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041). Иноки неоднократно пытались перенести образ в свою пещеру, но всякий раз икона оказывалась на ветвях мирта. Тогда они поняли, что такова воля Пресв. Богородицы и построили на месте обретения иконы небольшую церковь, посвященную Ей. Через нек-рое время иноки получили откровение о том, что некий придворный Константин Мономах, находившийся в ссылке на о-ве Лесбос, скоро будет освобожден и возведен на императорский престол. Н. отправился на Лесбос в сопровождении Иосифа (согласно монастырскому преданию) и сообщил Константину о своем видении. Мономах обещал, что, если предсказание исполнится, он построит на Хиосе монастырь во имя Пресв. Богородицы. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал возведение большой ц. во имя Пресв. Богородицы, отправив на Хиос к-польских строителей и художников.

http://pravenc.ru/text/2565404.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010