Старец был и очень радостным человеком. Это второе, что особенно запомнилось. Мало у кого такую радость можно встретить. У многих есть чувство юмора, но у него был именно дар радоваться. Не думаю, что Господь удостоит меня снова увидеть такого человека. Вспоминается его неописуемая радость на многих Литургиях и службах, продолжавшихся по пять часов. До заключительной молитвы улыбка не сходила с лица отца Евмения. Наверное, не многим известно, что какое-то время он был борим демоном. Недавно один одержимый юноша рассказал, как будто бы он просил святого исцелить его, а святой ему ответил: «Я помогу тебе, но знай, отчего это с тобой. Со мной такое приключилось от гордыни, а с тобой – от богохульства». – Когда демон взял над ним власть, отец Евмений уже был знаком со старцем Никифором? – Да, они были знакомы. Но святой Никифор из смирения ничего не сделал. Он отослал старца Евмения на свою родину – на остров Крит, и его отчитывали два великих святых, которые официально не прославлены: старец Никодим Исповедник и Анастасий (Кудумианос), его близкий друг. Это великие критские святые. Никодим, когда распространилась слава о его способности изгонять демонов, покинул остров и удалился на Афон, где жил в ските в Капсале, недалеко от Кареи. – А правда, что в больнице Лимодон прокаженных окормляли и другие подвижники? – Да. Надо, чтобы кто-нибудь этим занялся. Я говорил об этом и жизнеописателю старца – монаху отцу Симону. Я ему сказал, что никто не становится святым сам по себе. Каждому помогает его окружение. Как в положительном, так и в отрицательном. Окружение старца Евмения помогало ему обрести святость. Исцеление Христом десяти прокаженных      Хоть он и сам был от рождения Божиим человеком, ему очень помогло то, что там, где он оказался, в Лимодоне, были, во-первых, святой Никифор, следовавший всем аскетическим правилам святого Анфима Хиосского; во-вторых, святой Анфим, последователь аскетической системы святого Пахомия Хиосского – старца святого Нектария Эгинского. Вот такая компания!

http://pravoslavie.ru/122256.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР (1750-1821), прп. Хиосский (пам. греч. 1 мая), иером. Род. на о-ве Хиос в г. Кардамила. При рождении получил имя Георгий. Ребенком он тяжело заболел, и его родители дали обет: если мальчик поправится, то они посвятят его Богу. Как только Н. выздоровел, его отдали в знаменитую хиосскую обитель Неа-Мони . Через нек-рое время Н. перешел в хиосскую школу, к-рой руководил в 1759-1763 гг. Неофит Кавсокаливит , известный филолог, церковный писатель и просветитель. Н. стал не только его учеником, но и другом и благодаря Неофиту был знаком со знаменитыми учеными и духовными учителями своего времени прп. Афанасием Паросским (пам. греч. 24 июня) и свт. Макарием Нотарой (пам. греч. 17 апр.), архиеп. Коринфским, и др. После завершения образования Н. был рукоположен в священный сан; писал и произносил проповеди, работал школьным учителем. В 1802 г. стал настоятелем Неа-Мони. Однако его отношения с братией мон-ря не сложились, Н. отказался от игуменства и покинул обитель, затем поселился при храме св. Георгия в Ресте. Там он занялся научными трудами, в числе к-рых были историография мон-ря Неа-Мони, Жития его основателей - преподобных Никиты, Иоанна и Иосифа ( Νικηφρου Χου, εροδιακ. Η θεα κα ερ κολουθα τν σων κα θεοφρων πατρων μν, Νικτα, Ιωννου κα Ιωσφ... Βενετα, 1804). Н. наряду с прп. Никодимом Святогорцем и Афанасием Паросским являлся одним из соавторов сборника житий и мученичеств «Новый Лимонарь» (Νον Λειμωνριον), составленного под рук. свт. Макария Нотары, с к-рым Н. особенно сблизился в конце жизни святителя. Первое издание «Нового Лимонаря» появилось в 1819 г. в Венеции. Н. был духовным наставником нескольких новомучеников: Димитрия Пелопоннесского (пам. греч. 13 или 14 апр.), Ангелиса Хиосского (пам. греч. 3 дек.) и Марка Хиосского (Марка Нового (Младшего); пам. греч. 5 июня); Н. составил службы этим святым и написал их Жития. Н. также проповедовал местным жителям, находившимся под тур. владычеством, православную веру, помогал им в полевых работах и раздавал деньги неимущим. После мирной кончины Н. сразу стал почитаться как святой жителями Хиоса. Его мощи покоятся в ц. св. Георгия в Ресте. Лит.: Γιαννπουλος Β. Ν. Νικηφρος (14)//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 494; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 355; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 26-27. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565454.html

Вопрос относительно права епископов канонизовать святых, может быть, решил бы для нас другой сборник житий новых святых, именно – составленный святогорцем Никодимом и носящий название Νον κλγιον (напечатанный в Венеции, 1803-м году), но, к сожалению, мы не имели его в руках (имев, в больший или меньший замен его, очень значительное собрание отдельно напечатанных служб греческим святым с краткими или пространными их житиями, не давно пожертвованное в библиотеку Московской Духовной Академии преосв. Никандром, епископом Симбирским). – В Новом Лимонаре находим четыре случая, в которых как будто представляются установителями празднований: в одном сами монахи монастыря. – стр. 468 fin., в двух сам народ. – стр. 157 и 346. и в одном единичное частное лицо, – стр. 284. Но или должно понимать это так, что монахи, народ и частное лицо были лишь инициаторами в возбуждении вопроса об установлении празднований, или же в двух случаях из четырех, в которых говорится о мучениках, разуметь о том частном усердии к мученикам, о котором говорит Никифор Хиосский, выше стр. 27 прим. 1. – Патриарх Константинопольский канонизует к общему празднованию во всей Греческой церкви, см. грамоты патр. Кирилла Лукариса в приложениях, но о других патриархах, – канонизуют ли они также к общему празднованию во всей церкви или же только к празднованию в их патриархатах, по неизвестности вам примеров совершенных ими канонизаций, ничего сказать не можем. Мы, как оказывается, неправильно поняли не совсем определенные речи Нового лимонаря и Хиота о Дионисии, архиепископе Егинском: первый разумеет начавшееся почитание его памяти, а второй -канонизацию его к местному празднованию (см. греческое npuлoжehue VII. А может быть, дело было так, что Дионисий два раза был канонизован к местному празднованию: вскоре после кончины самим архиепископом Кефалонийским и в 1703-м году вторично и подтвердительно патриархом Константинопольским?). 43 По крайней мере в приведенном выше рассказе об установлении Ватопедцами празднования обретению мощей преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Так проповедь учеников Ап. Андрея принесла обильные плоды между южными Славянами. Преп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника Печерских Мощи их почивают в Феодосиевых пещерах; сведения см. 28 августа. Преподобной Вассы Родом из Солуни, игуменья монастыря близ Иерусалима, бывшая образцом чистоты и христианского подвижничества, ревнительница веры против еретиков евтихиан, была уважаема царственными лицами и вела переписку с императрицей Пульхерией († 451 года). 211 Народные имена страдальцев писались не одинаково. В Васильевом менологе: Ιννα, Ρημα κα Πιννα. В Белградском синаксаре 1340 года Енен (Инна), Нирин (Ирин, Рим) и Пень (Пинна). Нирин и Пень – понятны; не совсем понятен Енен. 216 VII, 6. Скимн Хиосский: «при подошве горы Эмоса (Балкан) гор. Месемврия, пограничный между Фракией и Гетиею» (Orbis descrip, v. 742–744) По словам Феофана, «Варна близ Одисса». Вблизи же Греческая колония Маркианополь, у Славян великая Преслава. 218 Tristium lib. 5. Eleg. 7. 12. Образчик языка Гетов у Страбона, который говорит, что Геты называли реки богами. 220 См. Ист. Рус. Ц. 1, 3. пр. 12. Даже для имп. Константина Славяне Стримонской области – Скифы (De provinciis). Но Никифор и Феофан, говоря о занятии Фракии Болгарами 678 г., называют жителей малой Скифии Славянами. «Перейдя реку (Дунай) достигают Вирны и соседнего Одиссоса, проходят серединные поля... покоряют жившие там племена Славян в числе семи». Stritteri Bulgarica р. 507, 508. 221 Theophilacti Simocatti hist., ed. Venet. lib. VII, c. 2, p. 253, lib. III, c. 6, p. 24. Временник X, 106–110. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Так как вследствие последовательного применения этих дисциплинарных мер у иконопочитателей естественно должен был оказаться недостаток в законной иерархии для совершения необходимого богослужения и таинств, то Феодор Студит позволил принимать пресвитеров, посвящённых в православных странах Запада – в Риме, Неаполе, Лонгобардии Сицилии, и разрешил «по совершенной необходимости, когда не находится пресвитера или диакона, (инокам) самим причащаться даров» (запасных). По той же причине и п. Никифор, «видя, что господствует ересь и обстоятельства со всех сторон стеснительны, предоставил всем (инокам) желающим врачевать (посредством принятия на исповедь и назначения епитимий) приключившиеся болезни, как может каждый», и это должно было продолжаться до православного собора 502 . «Во время мира, – говорил преп. Феодор Ст., – по необходимости не всё бывает по правилам, установленным во время ереси» 503 . Что же касается храмов, занимаемых еретиками, то, «если храм поступит во владение православного после совершения там еретических приношений, не священнодействовать в нём православному без разрешения православного епископа»; «в церковь , занимаемую еретиками, отнюдь не следует входить для молитвы; если даже такая церковь будет иметь несколько приделов и осквернён только какой-либо один из них, то и в таком случае не должно совершать здесь литургии, разве только эта церковь перейдёт во владение православных; даже в усыпальницы святых мощей, занятых еретиками, нельзя входить для молитвы» 504 . Хотя такая строгая дисциплина была установлена преп. Феодором С. «не законодательно, ибо это дело епископов, но в виде совета из любви» 505 , однако она имела законодательную силу не только для студитов, но и для всех вообще защитников православия, и потому главной своей цели – сплочения иконопочитателей вокруг препод. Феодора она достигла вполне. Авторитету игумена студийского все православные повиновались беспрекословно. Когда Хиосский епископ обратился от ереси, то должен был явиться для засвидетельствования своего православия именно к студийскому игумену, и не прежде был принят последним в общение, чем «отказался от епископства, решившись быть как бы отверженным» и понести наложенную на него епитимью 506 . Впоследствии, оправдывая себя от обвинения в присвоении себе епископского права налагать епитимии на обращающихся от ереси даже заочно, посредством писем, преп. Феодор писал своему обвинителю монаху Феодору: «думаю, я поступал не несправедливо, простирая человеколюбиво руку помощи падшим, впрочем, не присвояя себе власти, что было бы нелепо... Когда, по благоволению Божию, мы избавились от заключения под стражей и соединились со святейшим патриархом и святыми епископами и потом отдали отчёт преподобным игуменам, то ни в чём не получили замечания ни от кого. Осуждавшие пусть осуждают не нас, а господ епископов, которым мы, уничижённые и подвластные, следуем; ими быв вынуждены, мы и доселе назначали епитимии сказанным порядком и назначаем, когда случится» 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Уход на покой не оставил святителя равнодушным к делам Церкви. Он с большим рвением боролся за возвращение христиан к частому причащению, поскольку в то время в обычай вошло причащаться один-два раза в год. Святой Макарий анонимно издал книгу, озаглавленную «О постоянном Причащении», которая вызвала ожесточенное противодействие и была осуждена Синодом. Святого оклеветали противники такого возвращения к апостольским преданиям, но в конце концов его оправдал патриарх Неофит VIII (1789-1801), а его книга, исправленная преподобным Никодимом, была рекомендована Патриархией христианам в качестве душеполезного чтения. Этот апостольский муж, который добровольно стал бескровным мучеником, ободрял и готовил к славной битве за любовь Христову святых Полидора [пам. 3 сентября], Феодора Византийского [пам. 17 февраля] и Димитрия Пелопоннесского [пам. 14 апреля] и описал деяния новомучеников в «Новом Он готовил этот труд к изданию, когда его поразил инсульт, парализовавший правую половину тела. Восемь месяцев он был прикован к постели и стойко переносил страдания. Друзья и последователи поддерживали его, в особенности святой Афанасий Паросский [пам. 24 июня] и святой Никифор Хиосский [пам. 1 мая]. Святой Макарий не переставал плакать о том, что еще и не начинал покаяния. Семнадцатого (30 н.ст.) апреля 1805 г. он преставился, дабы присоединиться к хору святых. Впоследствии исцеления, совершившиеся на его гробе, побудили Церковь подтвердить почитание епископа Макария как святого, которое жители Хиоса оказывали ему еще при жизни.   Эта знатная византийская семья, прославившись при взятии Константинополя, бежала в Коринф и в значительной мере способствовала сохранению православной традиции во времена турецкого господства. Это стало возможным благодаря деятельности св. Герасима Кефалонийского (†1579) [пам. 20 октября] и патриархов Иерусалимских Досифея (1669-1707) и Хрисанфа (1707-1731). (По некоторым данным, патриархи Досифей и Хрисанф, хотя и носили фамильное прозвище Нотара, не принадлежали к аристократическому роду, правившему в Коринфе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=289...

сент. 1804 г. с ним случился апоплексический удар, в результате он оказался парализован на всю правую сторону тела. Святой не мог двигаться и писать (по словам прп. Афанасия Паросского, «добрая и благодетельная его рука с тех пор оставалась бездейственной», а издание кн. «Новый Лимонарь» неосуществленным: ΝΧΛ. Σ. 203), но был в состоянии говорить. М. Н. с терпением нес тяготы болезни, проливал непрестанные слезы и говорил, что Бог т. о. наказал его за грехи. Прп. Афанасий Паросский сообщал, что слышал, находясь у одра святого, как тот повторял: «Не каюсь я»,- на что Афанасий заметил: «О, отче и владыко, вся твоя жизнь была покаянием; заповеди Господни ты сохранил от юности твоей самым тщательным образом, и в чем тебе каяться? Хорошо, ты говоришь, что не каешься, конечно, ты не каешься, потому что тебя не обличает совесть твоя как преступника божественных заповедей». В ответ М. Н. «пролил потоки слез» (Ibidem). Во время болезни М. Н. «множество христиан каждый день стекалось (к келье святого.- О. Р.), мужчины и женщины, как знакомые и друзья, так и всякие неизвестные, чтобы получить святые его молитвы и благословения» (Ibidem). М. Н. упражнялся в памятовании «о смерти и о том, что после смерти», часто исповедовался и причащался Св. Таин сначала через день, затем каждый день. При нем почти постоянно находились его соратники Нил Калогномос и Никифор Хиосский, с которыми святитель «любомудрствовал о таинственном и духовном», поскольку до последнего вздоха сохранял здравый ум. М. Н. был погребен близ ц. ап. Петра, с юж. стороны. По свидетельству прп. Афанасия Паросского, он предвидел свою кончину и место погребения. Когда за 2 года до этих событий тяжело заболел послушник М. Н.- Иаков и казалось, «что он уже при последнем издыхании», присутствовавшие там спросили святителя, где он повелит вырыть могилу для Иакова, на что тот ответил: «Да не будет, нет, да не будет, сначала мне могилу выройте, а потом ему». И действительно, старец Иаков умер после обретения мощей М. Н. и был погребен в той же могиле (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Пятидесятницу и о слепорождённом. Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский (XI b.), один из образованнейших византийских иерархов, известен целым собранием гомилетических произведений. 274 Крупное значение в гомилетической литературе XII b. принадлежит: Феофану, архиепископу Россанскому (в Калабрии), Евстафию, архиепископу Фессалоникийскому, и – Михаилу Акоминату, митрополиту Афинскому. 275 Другой Афинский митрополит, Григорий Вуртзи, известен словами на Страстную Седмицу, одно из которых (на св. и Великий Четверг) издано. 276 В XIV b. проповедническими трудами ознаменовали себя – Макарий Хрисокефал, митрополит Филадельфийский, и Исидор, архиепископ Фессалоникийский. Первый составил четырнадцать слов на различные праздники, из которых издано лишь одно – на обретение Креста; 277 второму приписывается до 30 бесед на воскресные дни и 4 беседы на Богородичные праздники; последние содержат, между прочим, извлечения из апокрифических книг; фессалоникийский номофилакс Евгений в Синодике Фессалоникийской церкви очень хвалит Исидора за то, что он ежедневно просвещал свою паству посредством своих слов и писаний; но из его проповедей изданы лишь немногие. 278 Кроме того, Анатолию, архиепископу Фессалоникийскому, принадлежит несколько бесед. Григорий, диакон и референдарий, составил похвалу в честь св. Димитрия; епископ Лука написал 6 слов; Паисий, митрополит Родосский, считается автором 30 бесед на разные праздники; Фотий, диакон и скевофилакс церкви св. Апостолов в Константинополе, написал похвалу мученику Лукиллиану, есть и синодия его и слово в честь св. Луки; Симеон, архиепископ Хиосский, составил несколько бесед. Но произведения этих авторов хранятся пока в рукописях. В заключение укажем на Ираклийского митрополита Иоанна (XIV b.), о котором Никифор Григора свидетельствует как о весьма образованном и добродетельном иерархе. Он с юных лет образовывал ум свой всякими науками – духовными и светскими, отличался выдающимся красноречием и приобрёл всё необходимое для просвещённого учителя духовной паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТРОНА († ок. 1306-1310, устаревшая дата - 1462), прп. Хиосская (пам. греч. 20 окт.). Древнейшим источником, повествующим об этой святой, является Похвальное слово Нила Диасорина, митр. Родосского (1355-1369), написанное примерно 50 лет спустя после смерти М. Митр. Нил происходил с Хиоса и в миру носил имя Никита Мирсиниот. Именем Никита подписана составленная им служба М., старейший список к-рой находится в рукописи Ath. Laur. Θ 50, 1456 г. Похвальное слово было опубликовано с нек-рыми ошибками и неточностями архим. Арсением (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) вместе с произведениями митр. Нила ( Арсений (Иващенко). 1891). При издании правосл. агиографической сер. «Митерикон» исправления этого текста сделаны по рукописи Ath. Dionys. 228, XV в. ( Τσμης. 1990). Синаксарное Житие в составе службы М. (20 окт.) практически при каждом издании подвергалось редактированию (1-е изд. на средства господаря валашского св. Константина Брынковяну ; 2-е изд.- в 1736 в Бухаресте под ред. Кесария Дапонте ). В 3-й раз служба с Житием были изданы в переработанном виде в сб. «Новый Лимонарь» (ΝΛ. 1819. Σ. 26-44; синаксарное Житие - Σ. 32-42). По настоянию свт. Макария Нотары прп. Никифор Хиосский радикально исправил и дополнил подробностями синаксарное Житие. В нем в качестве даты смерти святой указан 1462 г., однако Нил Диасорин жил значительно раньше, а древнейший список службы, посвященной М., датируется 1456 г. Житие Святая род. в с. Волисос в сев.-зап. части Хиоса в благочестивой зажиточной семье. Ее родителей звали Лев и Анна. В крещении она получила имя Мария, у нее было еще 6 сестер. В юном возрасте Мария покинула родной дом и стала вести аскетический образ жизни на горе Катавасис. Обнаружив ее, родители упросили дочь вернуться домой. Но, видя ее стремление к подвижничеству, в конце концов согласились, чтобы Мария приняла монашество. Она вернулась на гору Катавасис и провела там 3 года, а затем поселилась в небольшом мон-ре в Хиосе - главном городе о-ва Хиос, где подвизалось только 3 насельницы.

http://pravenc.ru/text/2562594.html

Мнение отцов-колливадов по рассматриваемому нами вопросу очень важно, потому что они были истинными носителями церковного сознания, чему доказательством является тот факт, что многие из них причислены Церковью к лику Святых (св. Афанасий Париос, св. Макарий Нотарас, преп. Никодим Святогорец, преп. Никифор Хиосский, преп. Арсений Новый и т.д.). Возрождение духовной жизни, связанное с движением колливадов, означает также обновление и освежение того, что называется " церковным сознанием " , которое состоит в целостном и экзистенциальном переживании реальности Церкви как Тела Христова - в обновлении " чувства " Церкви. Именно это " чувство " является источником богословствования о Церкви. Поэтому неудивительно, что колливады, стремившиеся к опытному богословию и имевшие живой опыт Церкви, с ревностью включились в развернувшуюся тогда полемику за перекрещивание католиков, потому что этот вопрос, как было сказано в начале данной работы, носил экклезиологический характер и был тесно связан с более широкими вопросами о действительности Таинств, совершаемых вне Церкви, и вообще о возможности спасения вне Церкви. Таким образом, именно потому, что их экклезиология была опытной, а духовный опыт соединен с обширными познаниями, их мнение по рассматриваемому нами вопросу заслуживает особого внимания и обладает в некотором смысле духовным " авторитетом " . Колливады были, безусловно, на стороне патриарха Кирилла и выдвигали в защиту своей позиции весомые историко-канонические аргументы. Однако до сих пор остается неясным, кто первый поднял вопрос об отношении к латинскому крещению: Кирилл V и Евстратий Аргентис или колливады? Известен, например, факт, что один из соратников Евстратия Аргентиса - иеромонах Иона - был Кавсокаливитом, то есть, вполне вероятно, какое-то время общался в Кавсокаливском ските с Неофитом Кавсокаливитом и мог каким-то образом быть причастным колливадскому кругу. Хотя это всего лишь предположение. Фактом остается то, что колливады внесли в решение нашего вопроса наиболее значительный вклад.

http://pravoslavie.ru/archiv/anabaptism....

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010