Рождество Христово Рождество Христово ( Mф. I, 18–25 ). О тайне воплощения сына Божия на земле, кроме Богоизбранной Девы Марии, знали только два лица, по откровению от Духа Святого: это родители Предтечи, 3 ахария и Елисавета. Нужно было сообщить эту тайну и третьему праведнику. Ангел Господень явился обрученному мужу Пресвятой Деве во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою. Родившееся в ней – от Духа Святого. Она родит Сына, и ты наречешь Ему имя Иисус (Спаситель): потому что Он спасет народ Свой от грехов их. С этого времени Иосиф не только был хранителем девства Богоматери, но и предреченной от пророка Исаии тайны воплощения Бога от Девы. ( Лk. II, 1–21 ). В это время вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе; почему и Иосиф с Пресвятой Девой Марией, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына; Сама спеленала Его и положила в ясли. Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот предстал им ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но ангел сказал им: не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его: вы найдете спеленатого Младенца, лежащего в яслях. Вдруг явилось с ангелом множество небесного воинства; и слышно было, как они хвалили Бога и пели: Слава на небесах, (царствующему) Богу! и на земле мир. (Открылось Его) благоволение к человекам! Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам? И нимало не медля пошли: и нашли Богородительницу Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце Своем. Пастухи возвратились и благодарили Бога за все, что слышали и видели. В осьмой день по рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное обрезание и дали Ему имя Иисус, которое преднарек Гавриил во время благовещения Богоматери о рождении Ею Христа Спасителя. Рождество Христово празднуется Правосл. Церковью 25 декабря. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Роса Роса ( II Цap. I, 21 ) – густой охлажденный пар, осаждающийся вследствие охлаждения каплями на земле и на растениях во время ночи и который так часто бывает в Иудее, что заменял собой присутствие дождей. Таким образом, роса сделалась прекрасной эмблемой духовных благословений Божиих ( Bmop. XXII, 2 ), равно как отъятие оной – эмблемой проклятия Божия ( II Цap. I, 21 ). Пр. Осия говорит от лица Божия: Я буду росою для Израиля ( Oc.XIV, 6 ). Она служит также символом благоденствия и благосостояния: так, напр., Иов восклицает: и роса ночует на ветвях моих ( Uob. XXIX, 19 ). Жар и сухость воздуха в Палестине таковы, что если бы не было обильных ночных рос, то земля растрескалась бы и все растения погибли; и росы в ней часто бывают так обильны, что насыщают землю как бы проливной дождь. На то же самое указывают и некоторые места Свящ. Писания, как, напр., Cyд. VI, 37–40 ; IIЦap. XVII, 12 и др. Псалмопевец в Nc.CXXXII:3 упоминает в особенности о росе Ермонской, служащей выразительной эмблемой богатых и обильных благословений и духовного общения. По свидетельству путешественника Мондреля и др., палатки их, когда они расположились на вершинах Фавора и Ермона, совершенно промокли от ночной росы как будто на них в продолжение всей ночи лил сильный дождь. Д-р Шо, описывая в своих путешествиях Аравию Петрейскую, говорит: ночная роса совершенно промачивала нас во время ночи почти насквозь, но лишь только всходило солнце и атмосфера нагревалась, туман быстро исчезал и обильная роса, покрывавшая пески, совершенно улетучивалась. Это быстрое улетучивание росы под могучими лучами раннего солнца указывается Господом для обличения народа иудейского. Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? говорит Он. Благочестие ваше, как утренний туман и как роса скоро исчезающая ( Oc. VI, 4 ). Равно прекрасно выражение Свящ. Писания в кн. Песн. ( Nech.V, 2 ): голова моя вся покрыта росою, говорит Таинственный Жених, кудри мои ночною влагою. Росе уподобляется наконец предвечное рождение Господа Иисуса Христа от Бога Отца: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое, говорит псалмопевец ( Nc.CIX:3 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Руфь Руфь (подруга, приятельница, дружественная) ( Pyф. I:4, XIV:2 , Мф. 1:5 и др.) – имя моавитской женщины, жены Махлона, отец которого, Елимелех, с женою Ноеминью и двумя сыновьями переселился по причине голода из Вифлеема иудейского в Моавитскую землю. Здесь сыновья его женились на моавитянках и здесь скоро умер Елимелех, а за ним и сыновья его. Вследствие сего Ноеминь осталась вдовой с двумя снохами, Орфою и Руфью. Услыхавши, что голод прекратился, Ноеминь решилась возвратиться домой и оставить Руфь и Орфу на их родине. Орфа осталась, но Руфь не пожелала отстать от нее. Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду. Пусть то и то сделает мне Господь, и еше больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою ( Pyфь I, 16, 17 ). И так они пришли вместе в Вифлеем к самому началу жатвы ячменя. Ноеминь имела здесь богатого родственника по имени Вооз. Следуя простоте нравов тех времен, Руфь, чтобы удовлетворить первым потребностям жизни, однажды пошла на его поля сбирать колосья. Вооз заметил ее и спросил, кто она и откуда, и, когда узнал, что она была родственница ему, явил к ней особенное расположение. Этого было недостаточно: согласно иудейским законам, Руфь могла надеяться сделаться женой Вооза и действительно имела некоторое право на это. Ноеминь, бывшая и прежде ее доброй советницей, дала ей совет и на сей раз как поступить в этом деле. Руфь последовала совету ее и легла при ногах Вооза в то время, когда он спал на гумне. Это повело к объяснению. Вооз признал свои родственные отношения к ней, но заметил, что есть еще один ближайший родственник, которому должно быть предоставлено означенное право. Удобный случай к решению этого вопроса скоро представился. Вооз сидел однажды при городских воротах, а тот ближайший родственник, который имел право на брачный союз с Руфью, проходил мимо него. Ему было предложено искупить наследие Елимелеха через женитьбу на Руфи. Родственник отказался по причине своей неспособности к брачному сожитию и передал свое право в пользу Вооза, который таким образом искупил наследие Елимелеха и его сыновей, вступивши в брак с Руфью моавитянкой. Плодом этого брака был Овид, дед Давида, и таким образом Руфь моавитянка, язычница, сделалась одной из прародительниц Господа Иисуса Христа. О самой Руфи далее ничего не упоминает св. евангелист Матфей в родословии Господа ( Mф. I, 5 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Седмины Даниила – семьдесят седмин Седмины Даниила – семьдесят седмин ( Дah. IX, 24–27 ) – это выражение встречается только в указанной цитате, в замечательном пророчестве, заключающем в себе предсказание о целом ряде величественнейших событий, именно пр. Даниил за 490 лет до Р. X. предсказал явление Спасителя, Его крестную смерть и следующее за нею разрушение Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв. Семьдесят седмин (т. е. 490 лет), говорит пророк, определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк и помазан был Святый святых ( Дah. IX, 24 ). Началом счисления этих 490 лет по пророку (ст. 25) полагается издание указа о восстановлении построения Иерусалима, именно 2 указа Артаксеркса Лонгимана, данного им в 20-й год своего царствования, в 453 г. до Р. X. ( Heeм. II, 1–17 ). Со времени издания этого указа до Христа-Старейшины, т. е. до явления Христа народу, или крещения Его Иоанном, должно было пройти шестьдесят девять седмин, или 483 года. Последняя седмина определена пророком на утверждение Нового Завета, т. е. на служение Мессии и утверждение Его Церкви на земле. В половине этой седмины Мессия будет предан смерти, и с Его смертью прекратится жертвоприношение в храме и затем по прошествии седмидесяти седмин придет чуждый, могущественный народ (т. е. римляне), и город и Святилище будут разрушены, на крыле Святилища будет мерзость запустения и до конца войны будут происходить опустошения. Грозные события, как это всем известно, буквально и давно уже оправдали эти предсказания. Более чем 1800 лет тому назад император Тит с римскими войсками разрушил Иерусалим и храм до основания и положил конец Иудейскому царству. См. Пророк Даниил . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Сеир Сеир (шероховатый, шершавый) – название двух горных хребтов: а) ( Быm. XIV, 6 ) – дикая, извилистая и обнаженная горная цепь, простирающаяся от ю. берега Мертвого моря к в. заливу Чермного моря. Гора Ор составляла с гробницей Аарона одну из вершин оной. Хорреи упоминаются в числе обитателей означенного горного хребта; во времена Авраама и один из народов оного назывался Сеиром и доселе называется арабами Серр, т. е. Сеир; б) ( Hab. XV, 10 ) – другая гора Сеир находилась в колене Иудином, на ю. Палестины, к з. от Кириаф-Иарима. Ныне – Курейт-эль-Енаб; в) ( Быm. XXXVI, 20 ) – название одного хорреянина, упоминаемого в числе князей, или вождей, Идумеи и Сеира. Он был родоначальником одного значительного поколения ( I Nap. I, 38–42 ); г) ( Быm. XXXVI, 30 ) – Идумея и земля Идумейская вообще, жители которой назывались хорреями и впоследствии смешались с потомками Исава в один народ. Разительны пророческие предсказания о судьбе этой земли и ее жителей. Еще Валаам предсказывал: Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих ( Чuc. XXIV, 18 ). У пр. Исаии сам Господь говорит: Вот для суда нисходит (меч Мой) на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровию, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома, ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его (т. е. Едома) в смолу и прах его в серу, и будет земля его горящей смолою ( Uc. XXXIV, 5–16 ). Пр. Иезекииль пишет: И сделаю гору Сеир пустою и безлюдною степью и истреблю на ней приходящего и возвращающегося. И наполню высоты ее убитыми ее... Сделаю тебя пустынею вечною и в городах твоих не будут жить, и узнаете, что Я Господь ( Ueз. XXXV ). Опыт и свидетельства путешественников в самых живых и в самых поразительных чертах изображают исполнение этих чудных пророчеств над Сеиром и Едомом. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Скот Скот ( Быm. I, 25 ). В общеупотребительном смысле в Свящ. Писании под названием скота разумеются те же самые четвероногие животные, которые в настоящее время находятся на службе у человека, как-то: волы, лошади, овцы, козлы. В пастушеских странах Востока скот составлял главное богатство человека ( Быт. ХХХ, 43 ). Об Иове говорится, что имения у него было семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги, и был человек этот знаменитее всех сынов востока ( Uob. I, 3 ). Богатые люди делали подарки из своего скота друг другу, как, напр., Авимелех и Авраам ( Быm. XX:14, XXI:27 ). Стада домашнего скота у Авраама и Лота были так многочисленны, что они должны были разделиться друг с другом. Иудея, состоявшая из холмов и долин, представляла отличное место для пастбищ. Сами собственники стад лично наблюдали за скотом и не считали это занятие низким для себя, подвергаясь всем превратностям погоды. Иаков говорит о себе: Я томился днем от жара, а ночью от стужи; и сон мой убегал от глаз моих ( Быm. XXXI, 40 ). Во время изгнания Моисей пас стада своего тестя, и Давид был призван на престол Израилев, будучи пастырем овец. Пр. Амос был пастырь, и Самегар точно так же был поставлен судьею израильским после занятий скотоводством. Равно и женщины принимали участие в скотоводстве. При первом свидании Иакова с Рахилью она шла с мелким скотом отца своего. В кн. Бытия ( Быm.XXIX, 9, 10 ) говорится следующее: Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль (дочь Лавана) с мелким скотом отца своего, потому что она пасла (мелкий скот отца своего). Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя, и напоил овец Лавана, брата матери своей. Дочери священника Иофора были также пастушки; и сцена, представленная в книге Исход ( Ucx.II, 16–21 ), отзывается всей свежестью и прелестью пастушеской жизни. Должность пастуха, или надзирателя, за стадами считалась ответственной и часто требовала немалого мужества при сохранении оных от нападений разбойников и диких животных. Указание в кн. Иова ( Uob.XXXVI, 33 ) объясняется тем фактом, что некоторые животные из домашнего скота особенно чувствительны к переменам воздуха и температуры, предшествующим дождю и грому. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

См. Солнечные часы . Взяли пласт смокв, приложили к нарыву, и Езекия выздоровел ( 4Цар. ХХ, 711 ). Его сердечная благодарность к Господу, даровавшему ему чудесное исцеление, вылилась в словах умилительно трогательной молитвы: Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней... Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину... Как журавль, как ласточка, издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня... Вот во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне; отец возвестит детям истину Твою ( Uc. XXXVIII, 10, 12, 14, 17–19 ). Когда же по случаю чудесного исцеления Езекии пришли к нему с поздравлением послы от вавилонского царя Меродаха Валадана и царь с некоторым тщеславием показал им все свои сокровища и богатства, то пр. Исаия возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилона и что потомки его будут отведены в плен Вавилонский. Езекия со смирением принял это определение Божие, и Господь отклонил гнев Свой на Иудею во дни его. Последние годы его жизни протекли в спокойствии, он мирно скончался после двадцатидевятилетнего царствования на 56-м году своего жития (907 г. до Р. X.) и, при всеобщей печали, с большим великолепием был погребен над гробницами сыновей Давидовых ( II Nap. 32:33 ). Царствование Езекии, несомненно, есть одно из замечательнейших в истории царей иудейских. Дух Давида одушевлял его как в высоком благочестии, так и в любви к отечеству. Учреждения Езекии по благочестии напоминали израильтянам времена Самуила и Давида ( II Nap. XXIX, 25 ). Он был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над филистимлянами и чудесного избавления от руки Сеннахерима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии ( I Nap. IV, 38–43 ). Обладая великим богатством и славой, Езекия строил города и укрепления, проводил водопроводы; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии, и он возвеличился в глазах всех народов ( II Nap. XXXII, 23, 27, 30 ); б) ( I Nap. III, 23 ) – сын Неарии, один из потомков Иуды; в) ( Coф. I, 1 ) – предок пр. Софонии; г) ( II Nap. XXVIII, 12 ) – один из сынов Шаллума; д) ( I Eзд. II, 16 ) – израильтянин, сыновья которого возвратились с Зоровавелем из плена; е) ( Неем. Х, 17 ) – израильтянин, подписавший обязательство, составленное Неемией; ж) ( II Eзд. IX, 14 ) – сын Феоканы; з) ( II Eзд. IX, 43 ) – из начальников и глав народа во времена Ездры. У Неемии ( Heeм.VIII, 4 ) стоит: Хелкия. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Соломония Соломония ( II Mak. VII ) – мать семи сынов, пострадавших за веру во дни Антиоха Епифана. Имя сей матери не читается в свящ. тексте; по преданию, она называлась Соломонией. Когда после ужаснейших страданий и мученической кончины благочестивого старца Елеазара она приведена была с детьми к царю, царь требовал, чтобы она ела и дети ее идоложертвенное; но они под ударами бичей отвечали ему: о чем ты хочешь спрашивать нас, или что хочешь узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить законы отеческие. Раздраженный царь велел казнить их жесточайшими пытками. Но, несмотря на молодость лет, дети смело шли навстречу смерти, в надежде снова получить жизнь от Подателя ее. Мужественная мать смотрела, как при ее глазах отсекали у ее сыновей руки и ноги, отрезали язык, сдирали кожу со всего тела и сжигали их на раскаленных сковородах, и не только не смущалась духом, но благодушно все переносила в надежде на Господа, ободряла и поощряла страдальцев все терпеть за Подателя жизни. Творец мира, который образовал природу человека, и устроил происхождение всем, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы, так говорила мать каждому сыну страдальцу. Умоляю тебя, дитя мое, говорила она последнему сыну, посмотри на небо и землю и видя все, познай, что все сотворил Бог из ничего, и что так произошел род человеческий. Не страшись убийцы, но прими смерть, чтоб я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими ( II Mak.VII, 28, 29 ). Страдальцем окончил жизнь и последний сын. После сыновей скончалась и мать. Память св. мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елеазара празднуется Церковью 1 августа. Начало сего праздника восходит к древним временам. В IV в. известны поучения на сей праздник: Григория Назианзена , Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Страдания, по преданию, происходили в Антиохии, столице царей сирийских. Мощи св. мучеников, по преданию Западной Церкви, перенесены были из Антиохии в Константинополь и после в Медиолан, и потом предание о их положении колеблется между Римом и Кельном. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Старость, старец, старчество Старость, старец, старчество ( Uob. XV, 10 ). На Востоке оказывают большое уважение и почтение старцам. В Моисеевом законе заключалось следующее выразительное постановление: пред лицем седого вставай и почти лице старца ( Лeb. XIX, 32 ). В Афинах, Спарте и Египте господствовал тот же самый прекрасный обычай, основанный, конечно, на природе. Если Иов, как полагают, был аравитянин, то в его стране подобное же почтение оказывалось старцам: так, например, Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что три друга его были летами старше его. И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего, говорил Елифаз феманитянин Иову ( Uob. XV, 10 ). Иудеи смотрели на долголетие как на особое благоволение Божие. Богом было обещано Израилю следующее: увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! ( Nc. CXXVII, 6 ) и в другой форме – следующее: войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время ( Uob. V, 26 ). Потому-то евреи так желали долгоденствия и старости, что, по слову Божию, венец славы – седина, которая находится на пути правды ( Npumч. XVI, 31 ) и потому что слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина ( Притч. ХХ, 29 ). Обилие старцев в какой-либо земле служило знаком и доказательством мира и благоденствия. Пророк живописует это следующим образом: Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руках, от множества дней ( Зax. VIII, 4 ). Многолетняя опытность давала престарелым лицам особую способность для исправления различных должностей; и старейшины или люди зрелых и преклонных лет получали различные почетные назначения при Моисее и в последующее время. Жестокость халдейских завоевателей особенно выразилась в том, что они не пощадили ни юношей, ни девиц, ни старца, ни седовласого ( II Nap. XXXVI, 17 ). Живое изображение постепенной старости изображается в книге Екклезиаст, в главе 13-й. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Столп облачный и огненный Столп облачный и огненный ( Ucx. XIII, 21 ). Когда евреи начали свое странствование по пустыне, сам Бог шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. Облако служило также знаком для дальнейшего шествия израильтян по пустыне и остановки их ( Чuc. IX, 17–23 ). Это было чрезвычайное, чудесное проявление присутствия Божия среди народа Своего. Облако нередко останавливалось над Чистилищем и покрывало Скинию. Пр. Исаия видел славу Божию в храме наполненном дымом, или светлым облаком. Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне ученикам на горе Преображения, и светлое облако осенило их. Пр. Исаия обещает присутствие Божие в Его Церкви в следующих выразительных словах: и сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями его облако и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи ( Uc. IV, 5 ). Облако служит иногда символом численности или множества, как, напр., в послании к Евреям ( Ebp.XII, 1 ), где встречается следующее выражение: имея вокруг себя такое облако свидетелей; равно как у пр. Исаии ( Uc.LX, 8 ): кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя, говорит пророк в другом месте ( Uc. XIV, 22 ). Облако, взятое иносказательно, выражает и величие Божие: Се грядет с облаками, говорит св. Тайновидец ( Omkp. I, 7 ). Кроме того, облако служит образом обилия. Милость царя сравнивается с облаком, ибо оно изливает свежие и обильные потоки на землю ( Npumч. XVI, 15 ). Господь наш Иисус Христос, по свидетельству ев. Луки, сказал народу следующее: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет; и бывает так ( Лk. XII, 54 ). Сими словами Господь указывает на физическое явление, с которым народ был хорошо знаком, т. е. Он указывает на облако, поднимающееся с запада или с гор Ливанских, которое было несомненным предвозвестником обильного дождя. За появлением такого облака на западе неизменно следовала дождливая погода, ср. ( III Цap. XVIII, 44 ). В означенной цитате говорится, что слуга пр. Илии увидал то же самое небольшое облако, величиной с ладонь человеческую; но провидец уразумел, что оно служит верным провозвестником дождя, потому что вслед за тем небо стало мрачно от бури и ветра, и пошел большой дождь. Особенное было явление Божие в столпе облачном и огненном у Чермного моря, когда египтяне с войском догнали здесь евреев и им предстояла неминуемая гибель. Тогда ангел Божий и столп облачный и огненный стал позади израильтян и им светил, а египтян омрачал ( Ucx. XIV, 12–20, 24 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010