Михея пророка книга Михея пророка книга состоит из 7 глав и замечательна по важности своих пророчеств, произнесенных прор. Михеем почти в 50-летний период времени, от начала царствования Иоафама и до конца царствования Езекии. Их можно разделить на следующие отделы: первый отдел (гл. I) содержит возвещение наказания за грехи израильтян, предсказание о приближающемся падении царства 10 колен, а также выразительное заявление о грядущем и на иудеев наказании. Второй отдел (гл. II, III) содержит в себе указание причин, вследствие которых гнев Господень постигнет Иуду и Израиль, именно: общественное народное развращение, особенно поддерживаемое лжепророками. Посему, говорит он в конце сего отдела, Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин и гора Дома сего будет лесистым холмом ( Mux.III, 12 ). Третий отдел (гл. IV, V) имеет целью указать, что хотя угрожаемые бедствия неизбежно приидут на Иудею, но в последние дни гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами и потекут к ней народы и перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы. Каждый будет сидеть под своей виноградной лозой и под своею смоковницею ( Mux.IV, 1–5 ). Пророчество о том же почти буквально повторяется в кн. пророка Исаии ( Uc.II, 2–5 ). В означенном отделе особенно замечательно пророчество о Вифлееме, как о месте рождения Мессии: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле и которого происхождение из начала от дней вечных ( Mux.V, 2 ). Предсказание это, хорошо известное иудейскому синедриону, было ответом царю Ироду на вопрос его к первосвященникам и книжникам народным: где должно родиться Христу? ( Mф. II, 4–6 ). Четвертый отдел (гл. VI), подобно двум первым, содержит грозные обличения народа за его нечестие. В пятом отделе (гл. VII) пророк оплакивает бедствия народа и особенно грехи, навлекшие бедствия на народ. Пр. Михей в своей книге часто выражается подобно своему боговдохновенному современнику, пр. Исаие, который подвизался среди того же самого народа. Три последние стиха в книге, в которых пророк высказывает всю глубину своего чувства, ясно подтверждают, как глубоко запечатлел он в своем сердце интересы своих соотечественников и как тверда была его вера в милосердие Божие. Кто Бог как Ты, прощающий беззаконие? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши! ( Mux.VII, 18–20 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Начатки Начатки ( Чuc. XVIII, 12 ). Начатки плодов земли твоей, говорится в законе Моисеевом, приноси в дом Господа Бога твоего ( Ucx. XXIII, 19 ), и вот в силу этого предписания первые плоды жатвы, винограда, елея, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, шерсть с овец и т. п. приносились в храм для содержания служителей его, священников, левитов ( Ucx. XXIII, 19 , Чuc. XV, 19–21 ). Количество первых плодов не указано в законе Моисеевом, но думают, что это была по крайней мере шестнадцатая часть всех произведений. Как должны быть приносимы первые плоды в храм, на это содержатся указания в кн. Левит ( Лeb.XXIII, 10–14 ). Первый сноп созревшего ячменя обыкновенно приносили на второй день Пасхи, и священник возносил этот сноп пред Господом; после молотьбы оного во дворе храма горсть ячменя очищали, жарили, толкли в ступе и смешивали его с елеем и затем приносили Господу от лица всего народа в знак признательности и благодарности. До сего возношения жатва оставалась нетронутою. Спустя семь недель после того, т. е. в конце жатвы, из свежей пшеницы приготовлялись два хлеба возношения как первый плод Господу ( Лeb. XXIII, 16–17 ) и до сего возношения никому не дозволялось есть нового хлеба. Св. ап. Павел указывает в Послании к Римлянам на это постановление не есть нового хлеба до того времени, пока из него не будут приготовлены хлебы для возношения пред Господом в день Пятидесятницы. Если начаток свят, говорит он, то и целое ( Puм.XI, 16 ). Хлебы приготовлялись из кислого теста, так как они составляли приношение обыкновенной пищи. Сноп и хлебы были возносимы пред Господом от лица всего народа, но после сего народ должен был приносить частные жертвы. Зрелые плоды, свежеприготовленные напитки, все лучшее из елея, винограда и хлеба ( Чuc. XVIII, 12 ), равно как мед ( II Nap. XXXI, 5 ) должно было приносить Господу точно так же, как и первые плоды. Начатки пшеницы, вина, елея, а также от шерсти овец отдавались на пользу священников ( Лeb. XVIII, 4 ). Первые плоды с плодовых деревьев три года почитались за необрезанные, а в четвертый год посвящались для празднеств Господних ( Лeb. XIX, 23, 24 ). Иудеи, жившие в отдаленных странах, Риме, Малой Азии, Египте, отсылали в Иерусалим вместо первых плодов, которые могли испортиться в дороге, деньги, именно чего те стоили. В заключение заметим, что обыкновение приносить в жертву своим божествам первые полевые произведения и первородных из стад существовало уже в первые библейские времена, как то видно из истории Каина и Авеля ( Быm. IV, 1–4 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Небо Небо . Означенное слово употребляется в Свящ. Писании в различном смысле. Иногда оно означает просто атмосферу, непосредственно окружающую землю. Таким образом выражение: все народы под всем небом ( Bmop. IV, 19 ) значит почти то же, что и выражение – все народы на земле. В этом смысле небо есть область, назначенная для птиц, как земля служит областью человека и животных, а вода – для рыб. В другом смысле под небом разумеется небесная твердь или свод небесный, на котором вращаются Солнце, Луна, звезды и другие небесные тела. В Свящ. Писании означенное небо иногда именуется завесой, сосудами неба ( Uob. XXXVIII, 17 ) свитком ( Omkp. VI, 14 ). Таким образом, атмосфера ли то или твердь небесная, небеса в означенном смысле представляют предмет, доступный нашему глазу: посмотри вверх на звезды, говорится в кн. Иова, как они высоко ( Uob. XXII, 12 ). Это небо говорит нам о Боге, поражая наше зрение своей красотой, величием и гармонией ( Nc. XVIII, 2 ). Оно же обречено в последний день суда на уничтожение, точно так же, как и земля. Тогда небеса с шумом прейдут, говорит св. ап. Петр, земля же и все дела на ней сгорят ( II Nem. III, 10–13 ). Оно свиется как свиток, говорится в Откровении ( Omkp.VI, 14 ). И увидел я, говорит в Откровении Св. Тайновидец, новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет ( Omkp.XXI, 1 ). Наконец кроме атмосферы, тверди, под словом небо разумеются так называемые небеса небес. Это невидимый, невещественный мир, быть может, то самое третье небо, о котором упоминает св. ап. Павел ( II Kop. XII, 2 ). Здесь, на высоте небесной находится святое особенное место вездеприсутствия Божия; здесь престол Его, здесь Он ходит по небесному кругу ( Uob. XXII, 14 ); здесь особенно присутствует Господь Иисус Христос ( Дeяh. III, 21 ), здесь и Дух Божий являет Свою всепроникающую силу от семи огненных светильников, горящих пред престолом Божиим ( Omkp. IV, 5 ). Это небо есть местопребывание ангелов всех чинов. Здесь, в месте успокоения, обретаются духи праведников, достигших совершенства ( Ebp. XII, 23 ). Это небо называется иначе то лоном Авраамовым, то раем. Мы читаем в Свящ. Писании о небесных обителях, о небесном отечестве, о небесном граде Иерусалиме. Оно описывается как бы имеющим свой град, свой храм, своих многих обитателей, свои венцы славы и свои источники освежения. С этого неба Господь приходил на землю, туда Он вознесся и оттуда снова придет судить живых и мертвых. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Огонь Огонь ( Быm. XIX, 24, XXII, 6 , Ucx. III, 2 ). Обыкновенное свойство и употребление огня хорошо известно. В Свящ. Писании огонь нередко соединяется с явлениями Божества, как, напр., при Синае. То же самое мы читаем в XVII псалме ( Nc. XVII:9 ) и в песни Аввакума. Господь Иисус Христос при втором пришествии, по слову апостола, явится в пламенеющем огне ( II Coл. I, 8 ). Сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы на апостолов было в виде огненных языков. В ветхозаветные времена огонь сходил от Бога и пожирал приготовленную жертву. Он снисшел с неба при освящении Скинии свидения, и по повелению Божию его никогда не должно было гасить. Во многих древних религиях огонь считался священной эмблемой – представителем солнца. Поклонники Молоха проводили детей своих через огонь ( 4Цap. XVII, 17 ). Священный огонь иногда носили перед войском перед вступлением в битву. Евреям не дозволялось возжигать огонь в своих жилищах в день субботний ( Ucx. XXXV, 3 ). В этот священный день не должно было оказывать никакой чести огню ни в каком виде. В земледельческой стороне, какова Палестина, в которой в известные времена года трава и пастбища делаются легко возгораемыми, там малейшая неосторожность с огнем может производить громадные пожары и опустошения. Потому-то по закону Моисееву предписывалось следующее: Если появится огонь и охватит терн, и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить кто произвел сей пожар ( Ucx. XXII, 6 ). Слово «огонь» нередко употребляется как метафора для означения тяжкого испытания или великой потери. Последним делом огня будет кончина мира. В то время небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( II Nem. III, 10–11 ) и огнем будет испытано дело каждого, каково оно ( I Kop. III, 12–15 ). Наконец горением в неугасимом огне изображается ужасное состояние грешников в аду ( Omkp. XIV, 10, XX, 10 ). С огнем сравнивается пламенная любовь в сердце ( Nech. VIII, 6 ), необузданный язык человека ( Npumч. XVI, 27 , Uak. III, 5 и далее), слово Бсжие ( Uep. XXIII, 29 ) и даже сам Господь называется огнем поядающум ( Bmop. IV, 24 , Ebp. XII, 29 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Плач Иеремии Плач Иеремии – книга, состоящая из пяти глав, поистине есть возвышеннейшая и вместе с тем самая трогательная, плачевная песнь, полная самых нежных и жалобных стенаний о некогда цветущем и славнейшем городе Иерусалиме, царице всех городов, дщери Сионовой, всеми оставленной, оплакивающей свое одиночество, лишенной своих друзей, потерпевшей измену от своих ближних, тщетно умоляющей о помощи и не имеющей ни одного утешителя. Все бедствия, постигшие этот некогда славный город и народ, пророк видел своими очами, все это пережил, все испытал, и вот он, в горьких слезах и раздирающих сердце рыданиях, изливает душу свою на развалинах Иерусалима. Книга Плач Иеремии для всех пораженных скорбями и потерями может служить прекраснейшим источником утешения и самым верным зерцалом покаяния. Достаточно привести здесь несколько только стихов из означенной книги, чтобы видеть всю силу душевной скорби и сердечных сетований пророка: Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал как вдова... Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели... Отошло от дщери Сиона все ее великолепие. Все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего? Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! Камни святилища раскиданы по всем перекресткам. Евшие сладкое истлевают на улицах, воспитанные на багрянице жмутся к навозу. Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно? ( Nлaч. I:1, 2, 4, 12, IV:1, 5, V:1, 21, 22 ). К писаниям пророка Иеремии причисляется еще Послание Иеремии к пленникам, отводимым в Вавилон; но в Еврейской Библии сего послания нет, оно переведено с греческого. В Вульгате оно составляет последнюю главу кн. Варуха, а у LXX отдельно поставлено после книги Плач Иеремии и состоит из одной главы в 72 стихах. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Преображение Господне Преображение Господне ( Mф. XVII, 1–13 , Лk. IX, 28–36 , Mk. IX, 2–12 ). После беседы о кресте и о славе царствия Своего, Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору – Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы, Он стал на молитву; а ученики Его сели отдохнуть и от утомления уснули. Во время этой-то молитвы произошло чудесное преображение Иисуса Христа и осязательно ученикам Его открылась слава Его, как Единородного от Отца. Вид лица его изменился: оно просияло как солнце. Одежды его сделались так белы, как снег, заблестели, как свет. И из другого мира предстали сюда два величайших пророка, законодатель Моисей и ревнитель по Боге Илия. Они явились в прославленном виде; но беседовали с Иисусом Христом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились апостолы: и увидали славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом: впрочем, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души, он воскликнул: Наставник! Равви! Господи! как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и сшел из облака глас: Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте. Услышавши этот голос, ученики пали на лица свои от страха. Но Иисус Христос подошел к ним и сказал: встаньте и не бойтесь. Когда поднялись они, то около себя никого уже не видели, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили они с горы, Иисус Христос повелел им никому не рассказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Событие это празднуется Православной Церковью 6 августа. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Причащение Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на последней тайной вечери. Благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, которое за Вас предается; потом, взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им, говоря: пейте из нее все. Ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание ( Mф. XXVI, 26–29 , Mk. XIV, 22–25 , Лk. XXII, 19–21 ). Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его: то не будете иметь в себе жизни ( Uh. VI, 53 ). Сущность этого таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное тело Христово и в истинную кровь Христову и служат для причащающихся духовной пищей и залогом вечного блаженства. Право совершать таинство св. причащения имеют только епископы и пресвитеры как преемники апостолов. Приступать к этому таинству могут все верующие, получившие крещение и миропомазание. След., и младенцы не должны быть лишаемы участия в этом таинстве. Но возрастные, желающие приступить к таинству св. причащения, должны приготовиться к этому постом и молитвою и очистить свою совесть от грехов таинством покаяния. Ап. Павел о причащении говорит: Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем ( I Kop. XI, 28, 29 ). Те, которые по возможности достойно причащаются тела и крови Христовой, могут получать себе от этого великую пользу, именно могут через это теснейшим образом соединяться со Христом, укрепляя свою духовную жизнь и надеяться на участие в вечном блаженстве. Ядуший Мою плоть, и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и пребывает во Мне и Я в нем, сказал Господь ( Uh. VI, 54, 56 ). Сознавая такую важность и пользу таинства св. причащения, древние христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым приступить к столь великому таинству. Церковь матерним гласом завещает исповедоваться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых, ревнующим о благоговейном житии, четыре раза в год, в каждый из четырех постов, а всем непременно однажды в год. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Пчела, пчеловодство Пчела, пчеловодство ( Bmop. I, 44 ). Нет ни одного насекомого, более обширно распространенного, как пчела, которую можно найти в каждой стране света. Ее способности, трудолюбие и ценный продукт ее деятельности с самых отдаленных времен обращали на это насекомое всеобщее внимание. Цицерон и Плиний указывают на одного философа Аристомаха, который посвятил почти 60 лет изучению жизни пчелы, и на другого – Фелиска, который, как говорят, удалился в пустыню, чтобы удобнее производить свои исследования относительно означенного насекомого. В Свящ. Писании находится много указаний на пчел и их образ жизни. Напр., Моисей разительным образом указывает на жестокое мщение, с которым пчелы преследуют своих врагов ( Bmop. I, 44 ). Беспомощность человека перед соединенными нападениями этих насекомых хорошо известна и часто указывается как древними, так и новыми писателями. Выражение в Пс. ( Nc.CXVII, 12 ) окружили меня, как пчелы (сот), объясняет также ту ярость, с которой пчелы нападают на намеченного ими человека. В львином трупе, убитом Самсоном, он нашел рой пчел ( Cyд. XIV, 8 ), следовательно, пчелы водились в Палестине не только в дуплах деревьев и расселинах скал, но и в телах умерших больших хищных животных. Аллегорические выражения в кн. пр. Исаии ( Uc.VII, 18 ) и Захарии ( Зах.Х, 8 ) могут несколько уяснить способ вызывать пчел из их ульев при налете нового роя свистом или бряцанием. О диких пчелах говорится в кн. Второзакония ( Bmop.XXXII, 13 ), Пс. ( Nc.LXXXI, 16 ), что они кладут свой мед в лесах, в дуплах деревьев, равно как в расселинах скал. Премудрый Соломон отзывается о пчеле в следующих замечательных словах: Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростию почтена ( Npumч. VI, 8 ). Пчеловодство в Палестине издревле составляет значительную отрасль сельского хозяйства. Что евреи тщательно занимались пчеловодством, видно из того, что они производили значительную торговлю медом с тирянами ( Ueз. XXVII, 17 ). Обилие меда и молока в Палестине представляется одним из веских доказательств того, что страна была лучшей и прекраснейшей из всех стран ( Ucx. III, 8 ; Bmop. XXXII, 13 ; Nc. LXXX, 17 ; IЦap. XIV, 25 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Рабба Рабба , или Равва (великий) ( II Цap. XII, 26 , Bmop. III, 11 ). В первый раз упоминается об этом городе, как об месте, в котором хранился железный одр ц. Ога. Он был главным городом аммонитским и был расположен в горах Галаадских, недалеко от потока Арнона, и здесь лишился жизни Урия, при осаде этого города Иоавом ( II Цap. XI, 17 ). Затем он был взят под предводительством самого Давида ( II Цap. XII, 29 ). В означенной цитате он называется царственным городом (ст. 29). Некоторые пророки изрекали на этот столичный аммонитский город грозный суд Божий за его нечестие, как-то: Иеремия ( Uep.XLIX, 1–3 ) и Иезекииль ( Ueз.XII:20, XXV:5 ). Разрушение города ясно предсказано пр. Амосом, и притом в таких выражениях, которые показывают, что это был город некогда очень важный и сильный. И запалю огонь в стенах Раввы, от лица Господня говорит пророк, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури ( Aм. I, 14 ). В настоящее время место, на котором стоял город Равва, известно под именем Амман; оно находится в 22 англ. милях от Иордана, где доселе еще видны огромные развалины со многими замечательными остатками храмов, дворцов, театров, колонн, цистерн и проч., свидетельствующими о древнем богатстве и величии этого города. Вся земля кругом его представляет обширное пастбище, густо усеянное стадами бедуинов, для которых развалины различных древних строений служат готовыми, даровыми хлевами. Так разительно исполнилось пророчество Иезекииля: Я сделаю Равву стойлом для верблюдов и сынов Аммоновых – пастухами овец, и узнаете что Я Господь ( Ueз. XXV, 5 ). По имени одного из Птоломеев, Равва называлась также Филадельфией. Во времена Первенствующей Церкви город Равва служил кафедрой для епископа, и один из епископов оного, по имени Кирион, присутствовал на Никейском соборе в 325 г. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Рефаимы Рефаимы (исполины) ( Быm. XIV, 5 , Bmop. II, 11 , Hab. XII, 4 и др.) – один из древнейших народов, обитавших некогда в Палестине. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа и отличался необыкновенной величиной роста и силой. Мы видим этот народ между ханаанскими племенами с самых древних времен, именно он существовал уже во времена Авраама и тогда был побежден Кедорлаомером, ц. еламитским ( Быm. XIV, 5 ). Место жительства его находилось в различных местах: в земле Васанской, в земле Моавитской, в земле Амонитской и др. С рефаимами в Свящ. Писании нередко соединяются и также называются рефаимами и некоторые другие племена, отличавшиеся необыкновенным ростом и исполинской силой, каковы, напр., енакимы, зузимы, емимы, замзумимы. Во время вступления евреев в Землю Обетованную собственно рефаимов, как племени, уже не существовало, оставались только некоторые из их потомков, как, напр., во времена Моисея – Ог, ц. васанский, во времена Навина – енакимы в Хевроне и в земле Филистимской, во времена Давида, Голиаф, Иесвий, Дахмий, брат Голиафа, живший также в земле Филистимской. Слово Рефаимы в некоторых местах Свящ. Писания имеет и другое значение, именно в кн. Иова ( Uob.XXVI, 5 ), в кн. пр. Исаии ( Uc.XIV:9–10, XXVI:14–19 ) и других оно означает умерших. Поводом к такому смыслу и значению слова, может быть, служила мысль о рефаимах, как о народе, не существующем более среди живых и принадлежащем к царству мертвых, каковое понятие распространили потом и на всех умерших. В разительных чертах изображает состояние их в преисподней пр. Исаия, говоря о царе вавилонском: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим, под тобою подстилается червь, и черви – покров твой ( Uc. XIV, 9–11 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010