Иезавель Иезавель (имя финикийского происхождения) ( III Цap. XVI:31, XVIII:4 ; 4Цap. IX, 37 ) – дочь царя сидонского Ефваала, жена Ахава, седьмого ц. израильского. Брак Ахава с Иезавелью положил начало падению царства Израильского. Вредное влияние Иезавели чрез ее дочь Гофолию распространилось даже на царство Иудейское. Она сразу ввела в страну Израильскую боготворение финикийского божества Ваала (бог солнца), что охотно принял и допустил ее легковерный и нечестивый муж. Далее мы видим, что Иезавель употребляла всевозможные усилия к тому, чтобы истребить всех пророков Божиих, хотя и не успела в своем злом намерении, так как Авдий, начальствовавший над дворцом Ахава, успел скрыть сто пророков Господних в пещерах и питал их хлебом и водою ( III Цap. XVIII, 1 ). С другой стороны, она содержала на своем собственном иждивении 450 жрецов Вааловых и 400 пророков Астарты, называемых дубравными (ст. 19). Во всем Израиле осталось только 7000 мужей, не преклонявших колен перед Ваалом ( III Цap. XIX, 18 ). Засим она грозит пр. Илии смертью в отмщение за то, что он избил ее лжепророков при потоке Кисонском. Но в самом ярком свете является пред нами эта развратная женщина в деле между Ахавом и Навуфеем, из принадлежавшего сему последнему виноградника. По умерщвлении Навуфея в кн. Царств немного говорится об Иезавели, хотя она и пережила своего мужа и двух его преемников, Ахазию и Иорама. Впрочем, горечь ответа Ииуя, на вопрос Иорама: с миром ли Ииуй? – Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? ( 4Цap. IX, 22 ), прямо и ясно указывает на то, какой образ жизни продолжала вести она. Затем Ииуй пронзил Иорама стрелой и отправился в Изреель. Получив о сем известие, Иезавель нарумянила лицо свое (по обычаю Востока), украсила голову свою и, смотря в окно дворца, спрашивала въезжавшего в ворота Ииуя: мир ли Замврию, убийце государя своего? В ответ на это Ииуй приказал выбросить ее из окна, и брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее ( 4Цap.IX, 30 ). Через несколько часов в тот же день как царская дочь она, но не нашли от нее ничего, кроме черепа, ног и кистей рук. Во исполнение предсказания пр. Илии псы съели тело ее, и был труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, замечает свящ. писатель в кн. Царств ( 4Цap. IX, 37 ). Самое имя Иезавель сделалось синонимом всякого нечестия и разврата. В этом смысле оно употреблено в Откровении ( Omkp.II, 20 ), именно в словах Господа, обращенных к ангелу Фиатирской Церкви; но разумеется ли здесь какое-либо частное лицо или какая-либо секта, как, напр., николаиты, – неизвестно. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Исаия пророк Исаия пророк (спасение Иеговы) ( 4Цар. ХХ, 1 ) – один из величайших ветхозаветных пророков, сын Амосов и родной брат ц. Амасии, как гласит иудейское предание. Из Свящ. Писания о нем известно, что он жил в Иерусалиме, имел двух сыновей и пророчествовал во времена царей иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии ( Uc. VII:3, VIII:3, 18 ). К пророческому служению Исаия был призван особенным чудесным образом, именно: он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; края риз его наполняли весь храм. Вокруг его летали сера­фимы и взывали друг к другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его. При виде сего величия славы Божией, Исаия воскликнул: Горе мне! погиб я!.. Ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда один из летавших серафимов коснулся горя­щим углем, взятым клещами с жертвенни­ка, уст Исаии и сказал: вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищены. И сказал ему Гос­подь: Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия отвечал: Вот я, пошли меня! ( Uc. VI ). Вступление в пророческое служение Исаии последовало в последний год царство­вания Озии (VI, 1) , за 759 лет до Р. X., и продолжалось более 60 лет. Из II кн. Пар. ( II Nap.XXXII, 32 ) можно видеть, что он жил еще по смерти Езекии и по древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелению ц. Манассии был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии. По свидетельству Иеронима, слова ап. Павла: «были перепиливаемы» ( Ebp. XI, 37 ) относятся именно к пр. Исаии. Пророчества пр. Исаии отмечаются удивительной ясностью и точностью. Из множества оных достаточно указать, напр., на его пророчества о рождении Спасителя от Девы ( Uc.VII, 14 ) и страданиях Спасителя ( Uc. LIII ). По удивительной ясности пророчеств Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Он так ясно описывает будущее, говорит блаженный Иероним , что кажется, не столько предсказывает будущее, сколько излагает историю времен минувших. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

К гробницам иногда прикреплялись дощечки с соответствующими надписями. Созидать гробницу для человека служило выражением особенной любви и почтения к нему ( Mф. XXIII, 29 ). В I кн. Маккавейской ( I Mak.XIII, 27 ) мы читаем, что Симон воздвиг памятник над могилою своего отца, матери и братьев в отечественном своем городе Модине. Что гробницы не всегда были заваливаемы и закрываемы, это можно видеть из нескольких мест Свящ. Писания, как, напр., 4Цap. XIII, 21 . Гортань их (т. е. нечестивых) – открытый гроб, говорит псалмопевец ( Nc. V, 10 ); вообще же гробницы заваливались большим камнем при устье, для того чтобы предохранить тело мертвеца от хищных животных. Потому-то естественно, что мироносицы, шедшие на гроб Господа, чтобы помазать тело Его ароматами, спрашивали друг друга: кто отвалит нам камень от двери гроба? ( Mk. XVI, 3 ). В соседстве настоящего Иерусалима, равно как в Иосафатовой долине, находится доселе множество гробниц. Многочисленные углубления в горах для погребения умерших, вечно господствующая тьма под этими подземными сводами вызывали у еврейских поэтов глубоко поэтические образы и представления. Так, напр., в кн. пр. Исаии, между прочим, находится следующее высоко поэтическое выражение: Все они будут говорить тебе, и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой ( Uc. XIV, 10, II ). Но теперь гроб потерял весь свой ужас для истинно верующего христианина ( I Kop. XV, 20 ). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, говорит св. ап. Павел. Я есмь воскресение и жизнь, назвал Себя сими словами сам Начальник жизни и Совершитель нашего спасения Господь Иисус Христос ( Uh. XI, 25 ). Блажени мертвии, умирающие в Господе, говорит Тайновидец ( Omkp. XIV, 13 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Клеопа Клеопа (перемена, прохождение) ( Лk. XXIV, 18 ) – один из двух учеников, которым явился Господь по Своем воскресении на пути в селение Еммаус, ученик и родственник Господа по плоти. Впрочем, мнения о нем различны. Одни Клеопу, упоминаемого у ев. Луки, отличают от Клеопы, упоминаемого у ев. Иоанна (XIX, 25), находя различие в самом имени; у ев. Луки на греческом пишется: Kleopas; а у Иоанна: Klopas. Первое имя греческое (сокращенная форма: Kleoparos), а последнее арамейское (от слова Chalpai) (см. Алфей ). О Клеопе евангельская история передает нам следующее достопримечательнейшее событие. В третий день по смерти Спасителя Клеопа, вместе с другим учеником Христовым, шел из Иерусалима в селение Еммаус. На пути явился им сам Господь, который подошел к ним в то время, когда они рассуждали между собой о последних событиях в Иерусалиме, т. е. о суде над Господом и Его крестной смерти. Господь спросил их: о чем они рассуждают и отчего так печальны? Тогда Клеопа рассказал ему об Иисусе Назарянине, о Его великих делах и учении, о Его страданиях и крестной смерти и присоединил: а мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но вот уже ныне третий день, как это случилось; и нас изумили некоторые женщины из наших. Они рано были у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, что Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили. Но самого не видели. Тогда Господь, видя недостаток веры их в предсказания пророческие, объяснил им все места о Нем из Писания, начиная от Моисея. Среди разговоров приблизились они к тому селению, в которое шли. Христос показал вид, что Он хочет идти далее, но они уговорили Его остаться с ними, и Он вошел с ними в дом и, когда возлежал с ними за столом, взяв хлеб, благословил, и, преломив, подал им. В это время открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим. Тогда сказали они друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, объясняя Писания? – и, тотчас же вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и других с ними учеников, которые говорили им, что Господь истинно воскрес и уже явился Симону Петру. И они рассказали, что с ними было на пути и как они узнали Господа в преломлении хлеба ( Лк. 24 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Когда рождалось дитя, то от матери требовалось, чтобы она в известное по рождении время приносила в жертву всесожжения однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если же она была не в состоянии принести агнца, то могла принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей ( Лeb. XII, 6, 8 ). Из сего мы можем заключать о бедности Пресв. Девы Марии, Матери Господа, – когда в сороковой день по Его Рождении она принесла в Иерусалимский храм двух птенцов голубиных, вместо агнца ( Лk. II, 24 ). Для снабжения матерей жертвенными голубями в храме Иерусалимском сидели продавцы этих птиц, которых Господь изгнал из храма, сказавши: дома Отца Моего не делайте домом торговли ( Uh. II, 14–16 ). Разведение голубей было одним из наиболее распространенных занятий иудеев ( Nc. LX, 8 ), как это и доселе водится на Востоке. По свидетельству путешественников, их бывает иногда так много, и они летят такими массами к своим голубятням, что походят на густые облака и затемняют собою солнечные лучи. Слова Исаии ( Uc.LXVII:14 ): расположившись в уделах (своих), вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом можно понимать так, что псалмопевец представляет здесь два противоположных состояния израильтян, к которым он с сими словами обращается в два различные периода их истории. В дни печали и бедствий они как бы были покрыты стыдом и поношением, но в дни своего благополучия и счастья будут походить на самую чистую и прекраснейшую из птиц, со снежной белизной ее крыльев и золотистым цветом шеи. В заключение сего нельзя не заметить, что писатель IV книги Царств ( 4Цap.VI, 25 ), изображая бедствия голода во время осады Самарии Венададом, ц. сирийским, упоминает, что тогда четвертая часть каба голубиного помета продавалась по 5 сиклей серебра. Некоторые хотели разуметь здесь под голубиным пометом особый вид дикого гороха, растущий в обилии близ Самарии; но, очевидно, нет надобности отступать в сих словах от буквального смысла, когда всякому видно, в какой крайности находились тогда израильтяне ( 4Цap. VI, 26 и пр.). Подобное бедствие, по свидетельству Флавия, было с иудеями во время осады Иерусалима ц. римским Титом. Тогда некоторые дошли до такой крайности, что, раскапывая сточные ямы и старый воловий навоз, собирали в них помет скотский, и на что прежде не могли смотреть без отвращения, то теперь употребляли в пищу. Дополнением к сказанному могут служить слова Рабсака, сказанные послам Езекии, что осажденные израильтяне в Самарии будут есть помет свой и пить мочу свою ( Uc. XXXVI, 12 ; 4Цap. XVIII, 27 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Крещение Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие ( Uh. III, 5 ). Крещение водой начал Предтеча Христов Иоанн. Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, т. е. во Христа Иисуса ( Дeяh. XIX, 4 ). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Самое важное в священнодействии крещения – троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. От того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается перед крещением Символ веры . Покайтеся и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа ( Дeяh. II, 38 ). Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Mk. XVI, 16 ). При крещении совершаются следующие обряды: 1) Пред самым крещением произносится троекратное отрицание от диавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2) Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в оной изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность христанской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною ( Mф. XVI, 24 ). 6) Крещаемый и восприемники с возжженными свечами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы, читаемой при сем действии, совершается по слову апостола Павла, заповедавшего нам все во славу Божию творить. О тех, которые грешат после крещения, должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещеные в своих, потому что те имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее. Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорит св. ап. Петр, опять запутываются в них, и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого ( II Nem. II, 20 ). Но и для согрешивших после крещения есть особое средство получить прощение грехов, именно: покаяние. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Лазарь Лазарь , по-евр. Елиезар (Божья помощь) – имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии: а) ( Лk. XVI, 19–31 ) – имя нищего, названного так Господом в Его высоконазидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме, умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Название Лазаря доселе еще слышится в наименовании лазарет (больница по преимуществу для бедных) и в итальянском слове лаццарони, иначе – нищие; б) ( Uh. XI, 1, 2, 5 и др.) – брат Марфы и Марии, живший со своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена евангелистом с такой чудной и величественной простотой, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария ). Иисус же любил Лазаря и сестер его, говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви Сын Божий прослезился при гробе умершего и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Haer. 66, 34) и был епископом на о. Кипр, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX в. при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Лот Лот (покров, покрывало) ( Быm. XI:27 ; IINem. II, 7, 8 ; Лk. XVII, 28, 29 ) – сын Арана, племянник Авраама. За исключением Сары, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. В течение некоторого времени он жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада. Чувствуя необходимость разделиться со своим племянником, Авраам с благородным бескорыстием первый предложил ему право выбора себе местности для жительства: Не вся ли земля пред тобой, сказал он, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево ( Быm.XIII, 9 ). Лот принял это предложение и выбрал всю окрестность иорданскую, которая вся до Сигора орошалась водой, как сад Господень, как земля Египетская (ст. 10). И разделились они друг от друга, говорит свящ. бытописатель, и Лот раскинул свои шатры до Содома (ст. 11, 12). Из дальнейшей истории Лота видно, что Лот неоднократно и тесно сближался с жителями Содома, которые были злы и весьма грешны пред Господом (ст. 13), посему когда шесть союзных царей, в том числе содомский и гоморрский, выступившие войной против Кедорлаомера, царя еламского, были разбиты им и их страна разграблена, то Лот со всеми домочадцами и имуществом был взят в плен и только благодаря мужеству и решимости своего дяди освободился из оного ( Быm. XIV, 12–16 ). Впрочем, Лот не обратил должного внимания на нравственное значение этого события. Он возвратился в Содом и оставался в этом грешном городе, доколе не излиялся на него грозный суд Божественного гнева. Живя между людьми (неистово развратными) замечает о нем св. ап. Петр, сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконного ( II Nem. II, 8 ). Перед разрушением небесным огнем нечестивых городов от общей гибели спасся один только Лот с семейством, которых вывели из города по повелению Божию ангелы. На пути жена его, вопреки воле Божией оглянувшись назад, обратилась в соляной столп, а сам Лот с дочерьми спасся в близлежащий город Цоар, или Сигор, а потом удалился в гору и стал жить с дочерьми в пещере, где от старшей дочери родился ему сын Моав (родоначальник моавитян), а от младшей Аммон, родоначальник аммонитян. Затем о Лоте в Свящ. Писании больше ничего не говорится. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Мелхола Мелхола (ручей, поток) ( I Цap. XIV, 49 ) – младшая дочь Саула, которая любила Давида и была выдана отцом за него замуж, но только со злым умыслом Саула, чтобы вернее погубить его ( I Цap.XVIII, 19–21 ). Сделавшись женою Давида, Мелхола оказалась орудием его спасения. Когда Саул послал своих слуг взять Давида, то она спустила его из окна, а затем взяла статую и положила на его постель, прикрыв оную одеждою, и сказала слугам, что он болен. Слуги возвратились к Саулу, но он приказал им идти вторично и принести его хотя бы и на постели. И пришли слуги, – замечает свящ. историк, – и вот на постели статуя, а в изголовье ее козья кожа. Хитрость Мелхолы удалась. Давид убежал и спасся. Саул сильно разгневался, но Мелхола сказала отцу, что Давид хотел убить ее, если бы она не отпустила его ( I Цap. XIX, 11–17 ). Прошло после сего несколько лет, и Мелхола в отсутствие Давида была выдана замуж за Фалтию, сына Лаиша, что из Галлима ( I Цap.XXV, 44 ). По смерти Саула Давид, не забывший еще Мелхолу, потребовал от Иевосфея, сына Саулова, немедленного возвращения ее к себе. Ее взяли от мужа, провожавшего ее с плачем, и привели к Давиду в Хеврон ( II Цap. III, 13–16 ). Но ее любовь к Давиду уже значительно ослабела, и в день радости Давида, при возвращении Ковчега Завета, когда Давид скакал в восторге пред Господом, одетый в льняный ефод, Мелхола смотрела в это время в окно, и увидав Давида скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем ( II Цap. VI, 15–16 ). Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, она встретила его дерзкими словами и укором в неприличном поведении, несвойственном царю. На это Давид ответил ей: пред Господом играть и плясать буду (ст. 21). Однако после сего любовь между ними, как кажется, совершенно прекратилась, и у Мелхолы не было детей до дня смерти ее, замечает свящ. историк (ст. 20–23). По Иосифу, она будто бы возвратилась к своему мужу, Фалтию, и имела от него пять сыновей ( II Цap. XXI:8 ); но, по мнению других, имя Мелхолы в означенной цитате поставлено ошибочно, вместо Меровы. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Мех, мехи Мех, мехи ( Быm. XXI, 14 , Cyд. IV, 19 ). Древние сосуды для хранения вина и воды делались из кож различных животных, которые тщательно очищались и особенным образом приготовлялись для этой цели. Отверстия кож зашивались, за исключением шейного, через которое наливалась жидкость. Мехи, конечно, были различных размеров, смотря по коже того животного, из которого они выделывались, как-то: козьи, воловьи, верблюжьи и пр. По словам Брюса, он видел в Аравии один мех, сделанный из воловьей шкуры, который мог вместить в себе 60 галлонов воды (18 ведер), и таких мехов можно было навьючить на верблюда только в количестве двух. Гаваонитяне принесли к Навину ветхие, изорванные и заштопанные мехи как бы в доказательство того, что они пришли из весьма отдаленного и трудного путешествия ( Hab. IX, 4 ). Изорвавшиеся мехи починивали заплатами. Путешественники по восточным странам часто упоминают о козьих мехах и кожаных сосудах, в которых они носили воду во время своих путешествий; где путешествие делалось трудным и козьи мехи могли ударяться один о другой, там их делали из наиболее прочного материала, какой только можно было найти. Мехи или сосуды, употребляемые для нового вина, приготовлялись из самой свежей растяжимой кожи, чтобы они лучше могли выдержать процесс брожения вина. Новый мех обыкновенно был мягок, растяжим, как то видно из следующего выражения Иова: вот утроба моя, как вино неоткрытое, она готова прорваться подобно новым мехам ( Uob. XXXII, 19 ); но старые мехи делались твердыми, сухими, дырявыми и при всяком внешнем давлении легко разрывались. Поэтому-то Спаситель и говорит: не вливают вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи и вино вытекает и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи и сберегается то и другое ( Mф. IX, 17 ). Эти слова показывают, что слабых, еще не утвердившихся учеников не следует обременять тяжкими заповедями. Мехи от дыма становились черными и коптели; посему-то псалмопевец и говорит: я стал как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл ( Nc. CXVIII, 83 ). Мехи и сосуды из других материалов, помимо кожи, как-то: из алебастра, фарфора, металлов – встречаются в настоящее время между остатками древних египтян и, по всей вероятности, были известны также евреям ( Cyд. IV, 19 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010