НИКОЛЬСКИЙ, или ВВЕДЕНСКИЙ-ХЛЫНОВСКИЙ, женский, бывший в древности в Москве, в Белом городе, на Никитской улице, где ныне приходская церковь Введения Божией Матери, с приделом Николая Чудотворца, и известная под именем Николы в Хлынове, которая была монастырскою и существовала каменная еще в конце XVI века, а за ветхостью перестроена в 1781 году; при ней другой придел Знамения Богородицы. – О времени основания и уничтожения обители ничего неизвестно; впрочем, в XVII высь она еще существовала: в 1629 году, апреля 10, в большой московский пожар, монастырь этот и церковь сгорели. КРЕСТОВОЗДИЖЕНСКИЙ, на ОСТРОВ, муж. в Москве, между Кремля и Арбатских ворот, в Белом городе, на улице Воздвиженке, получившей от монастыря этого нынешнее свое имя. Островом называлось здешнее урочище издревле потому, что тут был некогда лес, отделенный отвсюду, в виде острова, перелогами полей. В XV веке, на месте этого монастыря был дом одного из потомков именитой фамилии, князей Ховриных, Владимира Григорьевича Ховрина. Леса, сады и огороды, принадлежавшие к этому дому, простирались от старого Ваганькова к Москве реке, к Арбату и даже к нынешней Поварской улице. Владимир Григорьевич замечательное в Истории лице: он был воином-царедворцем, казначеем и любимцем в. к. Василия Васильевича Темного, к которому и сам был предан сердечно; междоусобия князей, свержение с престола и ослепление Шемякою Великого Князя, были причиною, что боярин Владимире, угнетаемый горестью, отрекся от мира, и на месте дома своего и бывшей тут древней приходской церкви, построил новую каменную же, в 1450 году, а вскоре потом основал монастырь, в котором и сам иночество принял; но монашеская ряса не остановила его рвения к славе отечества: при новом княжении Василия, когда хан Казанский Мехмет напал с войском на Москву и приступил к Арбатским воротам – Ховрин не только вновь облекся в одежду воина, но и братию своего монастыря вооружил крестами и мечами, присоединился с этим войском к московскому воеводе, Кн. Юрию Патрикеевичу, помог отразить врага, отнял пленных, и потом возвратился опять в свою мирную обитель, где и погребен (жаль, что могила его неизвестна).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Почти через двести лет после уничтожения пустыни в ее окрестностях вновь возродилась монашеская жизнь. Трудами инокинь Никитского женского монастыря в 1895 году в этих местах был основан скит с тем же посвящением Иоанну Предтече. Устройство скита вблизи бывшей Соколовой Пустыни началось благодаря случайному стечению обстоятельств. Никитской общине в Кашире принадлежал лес, находившийся в двадцати верстах от обители в Серпуховском уезде. Этот лес был куплен основательницей Никитского монастыря инокиней Фомаидой, но из-за дальнего расстояния оттуда почти никогда не брали дров. Для отопления монастырских печей стали искать лес поближе к обители. С большим трудом игуменья Тихона добивалась участка: в Каширском уезде казенных лесных дач не было, а ближайший лес находился в Московской губернии за Окой. Наконец, в 1890 году Никитский монастырь получил документы на этот лес, располагавшийся в семи верстах от Каширы вблизи Соколовой Пустыни. После покупки дачи игуменья Никитского монастыря велела перевезти в лес из Каширы ветхую келью-сторожку, которую разобрали при строительстве нового собора. С этой хижины началось обустройство Предтеченского скита на лесной даче. В том же 1890 году к игуменье неожиданно обратились крестьяне трех соседних деревень с просьбой открыть школу для их детей. При содействии сенатора и товарища обер-прокурора Владимира Карловича Саблера, проведшего детство в Колтово недалеко от Каширы, Святейшим Синодом были выделены деньги на постройку школы. С осени 1891 года в ней уже начались занятия, а учительницей была назначена послушница из Никитского монастыря. Вскоре к ней переселились еще три послушницы и монахиня Еликонида. На новом месте инокини стали расчищать лес, завели пасеку и огород. Вскоре сестры, живущие уединенно на лесной даче у школы, стали просить игуменью о постройке собственного храма. На строительство храма в лесу скоро нашелся благотворитель, серпуховский купец Василий Иванович Каштанов, но церковные власти поначалу были против новой церкви. Выходило, что один монастырь разделялся на две губернии: Никитская община в Кашире оставалась в Тульской губернии, а предполагаемый храм на лесной даче переходил к Московской. Вскоре, однако, сомнения иерархов были преодолены. Московский митрополит Сергий разрешил строительство церкви в своей епархии, сказав монастырскому ходатаю следующее: «Мы поделяемся монастырю Каширскому теплом (т.е. дровами), пусть они поделятся нам светом (т.е. школой, просвещением края)». Он благословил игуменью Тихону на строительство церкви вблизи Соколовой Пустыни иконой Иверской Божией Матери. В 1895 году был построен и освящен храм в честь Иоанна Предтечи по проекту архитектора Кондакова, и лесная дача Никитского монастыря стала официально называться Предтеченским скитом.

http://sobory.ru/article/?object=40583

Затем я продолжал прерванную речь: «Назначение окончивших курс производится Учебным комитетом совершенно случайно, рекомен­дациям нашим не доверяют или не обращают на них внимания», и в подобном роде многое я говорил. В девять часов с отцом Анастасием отправились к Камаровским. Тут уже был преосвященный Парфений. Вот семейство, в котором я отдыхаю. Я один просидел тут до двенадца­ти часов./Палец, ушибленный дверцами кареты, барышни перевязы­вали в качестве сестер милосердия. В двенадцать часов вечера приехал в Чудов монастырь, в котором я имел пребывание. На другой день в половине одиннадцатою я поехал с пасхальным визитом к Великому князю, которому и поднес в роскошном переплете бархатном мою книгу «В стране священных воспоминаний». Великий князь был весьма доволен и сказал, что с особенным удовольствием прочтет ее. Затем говорили о современных волнениях молодежи, осве­домлялся, как у нас – в Академии, о приезде министра к нам, о впе­чатлениях, вынесенных им. Пробыл у него двадцать минут. Хотел было зайти к Великой княгине 135 , но, к сожалению, она уехала помолиться с детьми Великого князя Павла Александровича 136 ; книгу я передал через адъютанта. Отсюда поехал в женский Никитский монастырь к матушке Паисии 137 и к княгине В.А. Туркестановой. Тут была старушка Каткова, супруга известного М.Н. Каткова 138 . Затем к часу отправился к митропо­литу. Только что мы начали обедать, как доложили о приходе Саблера, который тоже примкнул к нам, заняв, по предложению митрополита, председательское место (!). Главным предметом разговора был вопрос о беспорядках в благотворительном доме в память митрополита Сергия, устроенном Е.С. Ляминой 139 , главным образом вследствие бесконтроль­ного заведования им Н.И. Никольским 140 , доктором, который считает себя душеприказчиком покойного Владыки. Вскоре после обеда Саблер ушел, а я остался с Владыкою. Предметом разговора был вопрос редак­ционный, т.е. вопрос о ежегодном пособии в три тысячи рублей, выда­вавшемся доселе редакции «Богословского вестника» на переиздание «Творений святых отцов», в каком пособии Владыка теперь намерен отказать. Вопрос остался открытым. Говорил я с ним об академических делах; но, увы, как ни прискорбно сознаться, но Владыка наш имеет смутные понятия о сих делах. И что печальнее всего, как и бывает с лицом в таких случаях, не доверяет, а иногда даже как будто/нервни­чает. Вот и «действуй» в таких случаях, хотя он и дал мне право «действо­вать» во время Рождества, когда я его спросил, что мне делать... 17-го вечером уехал к себе в Посад. 20-го в субботу служил в акаде­мическом храме, раздавал артос 141 и сказал поучение о значении разда­чи артоса. 21-го служил в Лавре и обедал у наместника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

уволен от службы по прошению с мундиром. Жил в Царском Селе. В августе 1918 г. арестован и помещен в Петропавловскую крепость. Расстрелян вместе с двоюродными братьями Дмитрием Константиновичем, Николаем и Георгием Михайловичами во дворе Петропавловской крепости. Подробнее о Великом князе Павле Александровиче см.: Дом Романовых: Биографические сведения. С. 150, 162; Из архива С.Ю. Витте. Т. 2. С. 619.) 137 (Матушка Паисия – Паисия (Плотникова Екатерина Ивановна, 23.10.1833 – до 1918) – игуменья Никитского монастыря. Родилась в г. Серпухове вкупеческой семье. Воспитание получила в семье под руководством старицы Введенского Владычного Серпуховского монастыря схимонахини Онуфрии. С 1858 г. послушница в Спасо-Бородинском монастыре. С 1861 г. келейница игуменьи Антонии (Троилиной) в Страстном монастыре в Москве. В 1871 г. последовала за игуменьей Антонией в Алексеевский монастырь, где с 1882 г. казначея монастыря. С 30.10.1897 г. игуменья Никитского монастыря. Ее стараниями в Никитском монастыре обновили церкви, построили новый келейный корпус, провели водопровод, открыли больницу и церковно-приходскую одноклассную школу, где бесплатно обучались девочки из бедных семей. Подробнее об игуменье Паисии см.: Михайлов К.П. Никитский женский монастырь в Москве: Исторические изыскания по московским древностям ипо Дому бояр Романовых. СПб., 1901. С. 227–234.) 138 (...Каткова, супруга известного М.Н. Каткова. – Каткова Софья Петровна (урожд. княжна Шаликова, ?–1913) вышла замуж за известного журналиста Михаила Никифоровича Каткова в 1852 г., см.: Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. 1848–1896. М., 1991. С. 391. Катков Михаил Никифорович (1818–1887) – русский публицист. С 1856 г. издатель журнала «Русский вестник» и редактор газеты «Московские ведомости» (1850–1855, 1863–1887). В 1830-х гг. примыкал к кружку Н.В. Станкевича. В 1850-х гг. умеренный либерал, сторонник английского политического строя. Со времени восстанияв Польше в 1863–1864 гг. консерватор, один из вдохновителей контрреформ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

     Как и о том, что Россия, где часто были слышны сетования на плохие разбитые дороги, в духовном плане имела дорогу прекрасную. По чьему-то образному выражению, та дорога изобиловала «верстовыми столбами», ведущими ко Всевышнему. Сколько же «верстовых столбов» было в Оптиной пустыни, где расцветало и укреплялось благодатное старчество! Благословенная Оптина, этот вертоград старчества, и епархиальный Никитский женский монастырь – как они в прошлую эпоху были связаны? Начнем с того, что настоятельницу монастыря игумению Тихону (Ладыженскую) отдали в обитель в Кашире по благословению старца Амвросия еще в десятилетнем возрасте. Здесь она духовно возрастала, а возглавила монастырь в 1888 году, уже после кончины батюшки. Зная важность духовного руководства, матушка-игумения благословила своих сестер обращаться в письмах к старцам Оптиной пустыни за советом, разрешением недоумений, молитвой. И великой милостью Божией стало для них духовное окормление будущих преподобных. (До наших дней дошла переписка с двумя преподобными старцами – Макарием и Иосифом). Приобретя благодаря богопросвещенным отцам такой духовный капитал, сестры как могли делились им с последующими поколениями насельниц, в число которых входила и Мария Ложкина. Впоследствии – монахиня Моисея, затем схимонахиня Ольга...      Достоверно неизвестно о монашеском постриге схимонахини Ольги – документы пока не найдены... Но судя по рассказу внучатой племянницы Ольги Дмитриевны Галактионовой, ее тетя приняла монашеский постриг в стенах монастыря, через какое-то время советской властью закрытого, разоренного. А великую схиму она приняла тайно, в миру. Это, видимо, произошло во временном промежутке с 1942 по 1952 годы. И подходя к рассказу о подвижническом пути матушки Ольги, хочется прежде назвать два имени, хорошо знакомых православному народу по тому периоду, в который гонения на Церковь приобрели более изощренную форму, чем в эпоху физического истребления священнослужителей и мирян. Совершил постриг в великую схиму скиталицы монахини Моисеи (скиталицы, потому что где только ей не пришлось жить! Откуда только не пришлось уходить, чтобы не навлечь на людей беду) один из последних Оптинских старцев схиархимандрит Амвросий (Иванов), прошедший аресты и лагеря. Еще он у нас на слуху как батюшка Амвросий Балабановский. Объяснение тому простое: с 1942 года по благословению местоблюстителя Патриаршего престола Сергия (Страгородского) отец Амвросий стал приходским священником недалеко от железнодорожной станции Балабаново (Калужская область) – в небольшом селе Спас-Прогнанье, в храме Спас-Преображение, где прослужил до самой кончины в 1978 году. В уважаемом журнале духовно-нравственной культуры «Покров» приводится одна примечательная цифра, которая запечатлевается в памяти: около 800 человек постриг отец Амвросий в свои «послелагерные» годы! Благословил батюшку совершать тайные монашеские постриги Патриарх Алексий (Симанский).

http://pravoslavie.ru/137958.html

Настоятельница Никитского женского монастыря г. Каширы игумения Магдалина (Чекулаева) представила доклад «Никитский женский монастырь как духовная школа подвижниц благочестия и исповедниц ХХ века». Матушка Магдалина кратко рассказала об истории возникновения обители, начало которой с конца XVII века положила богадельня при кладбищенской церкви в честь великомученика Никиты Готфского, окормляемая иноками Троицкого Белопесоцкого монастыря. Традиции благочестивой жизни укрепились в этой общине b XIX столетии, когда ее взяли под свое попечение Оптинские старцы: игумения Магдалина особо подчеркнула значение старческого окормления для духовного расцвета русского женского монашества в позапрошлом столетии, заботу старцев об устроении обителей по общежительному уставу, о духовном состоянии насельниц. Матушка Магдалина сообщила, что в Никитском монастыре готовится к изданию полное собрание писем Оптинских старцев к игумениям и насельницам обители. Это более 500 писем, написанных с 1836-го  по  1910-й годы. В обители почитается как исповедница последняя перед закрытием игумения Серафима (Ильичева; почила в 1943 году, претерпев пять лет ссылки в Казахстан), а также известная подвижница схимонахиня Ольга (Ложкина), постриженица Никитского монастыря, похороненная на Калитниковском кладбище в Москве. О благодатных дарах матушки Ольги и помощи по молитвам к ней монастырь собрал множество свидетельств и недавно выпустил книгу. Настоятель Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря игумен Авель (Пивоваров) рассказал о почитании постриженика своей обители преподобномученика Андроника (Сурикова), с 1930 года беспрерывно скитавшегося по лагерям и ссылкам, в 1938 году по приговору тройки расстрелянного в Бамлаге и похороненного в безвестной могиле. Отец Авель также сообщил, что в обители чтят память последнего перед ее закрытием в 1931 году настоятеля архимандрита Гурия (Мишанова), осужденного в тот же год вместе с сестрами Спасо-Бородинского монастыря, которых он окормлял. Судьба отца Гурия после вынесения приговора неизвестна, он не прославлен в лике святых, но обе обители — Лужецкая и Бородинская — хранят память о его верном служении Богу и Церкви. Игумен Авель дополнил свой рассказ кратким повествованием о святых, связанных со Спасо-Бородинской обителью, — преподобной Рахили и преподобномученице Александре (Самойловой), подчеркнув, что в честь мучеников и исповедников веры Можайской земли — 38 святых — не только совершаются службы, крестные ходы в дни их мученической кончины, но существует и соборный день их поминовения 15 декабря. Ныне, как сказал отец Авель, рассматривается вопрос составления Собора новомучеников и исповедников Одинцовской епархии (образована в 2021 году), в составе которой находится Можайский благочиннический округ.

http://patriarchia.ru/db/text/6086179.ht...

К 2015 г. восстановлены храм Новодворской иконы Божией Матери (главный придел освящен 13 янв. 2015), Смоленская ц., колокольня, ремонтируется Троицкий храм с приделами свт. Иоасафа Белгородского, прп. Серафима Саровского и Рождества св. Иоанна Предтечи. С 2005 г. в К. м. действуют воскресная детская школа, детская театральная студия, с сент. 2011 г. открыт правосл. Центр духовно-эстетического развития детей дошкольного возраста. В обители существуют исторический кабинет и архив, ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В результате исследований на курском Никитском кладбище выявлено более 30 захоронений насельниц мон-ря. На месте массового расстрела в 1937-1938 гг. в лесном урочище Солянка установлен поклонный крест-Голгофа. Ист.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце. М., 1786; Амвросий (Гиновский), архим. История о городе Курске, о явлении чудотв. Знамения Пресв. Богородицы иконе... о курском Знаменском мон-ре... сочиненная в 1786 г. из разных рукописей, грамот царских и патриарших такожде и из рукописи летописца в курском Знаменском мон-ре находящемся. Курск, 1792. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 882; Головашенко А. М. Кр. ист. обзор Курской губ. Курск, 1854; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 8; Емилия (Лебедева), игум. Курский Св.-Троицкий жен. монастырь: Кр. ист. очерк. Курск, 1912; Курск: Очерки из истории города. Курск, 1957; Арцибашева Т. Н. Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь//Русские мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 194-205; Илария (Трофимова), мон. Из истории Курской благотворительности сер. XIX - нач. ХХ в.: (На примере курского Св.-Троицкого жен. мон-ря)//События и люди в док-тах курских архивов. 2007. Вып. 5. С. 13-16; она же. Духовные традиции Курской земли//Тр. 3-й междунар. науч. конф. «Актуальные проблемы регионоведения». Курск, 2008. Ч. 2. С. 96-101; она же. Монастырское жен. образование в сер. XIX - нач. XX в.: (На примере курского Св.-Троицкого жен.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

В соборе также располагались чтимые иконы Божией Матери в сребропозлащенных ризах: Иверская, Тихвинская (келейный образ прп. Амвросия (Гренкова), подаренный игум. Тихоне в Оптиной пустыни), «Знамение» (точная копия чудотворного образа из Серафимо-Понетаевского мон-ря ), «Взыскание погибших» (написана в Спасо-Преображенском Валаамском мон-ре ), «Умиление» (подарена сестрами Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы мон-ря ), святителей Тихона Задонского (прислан задонским архим. Прокопием), Феодосия Черниговского, Николая Чудотворца с чудесами в клемах, великомучеников Георгия Победоносца («на цинке, в золоченной раме») и Никиты с житием (в меднопозлащенной ризе с венцом, украшенной мелкими стразами), мч. Иоанна Воина в меднопосеребренной ризе с венцом. Здесь же размещались иконы Божией Матери «Троеручица» «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение» и вмч. Пантелеимона, переданные в К. м. со Св. Горы Афон. В ковчеге «в виде гробницы» хранились монастырские святыни - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (принесена в нач. 40-х гг. XIX в. мон. Фомаидой из Москвы) в сребропозлащенной ризе с жемчужным убрусом и часть облачения прп. Серафима Саровского, над которым находилась икона прп. Серафима (написана на «золоточеканной» доске). Др. ковчег содержал частицы мощей апостолов Матфея, Андрея, Иакова, святителей Григория Богослова, Николая Чудотворца и Тихона Задонского, вмч. Феодора Тирона, вмц. Варвары, мучеников Иоанна Воина, Евстратия, мучениц Стефаниды и Фомаиды, преподобных Ефрема Сирина, Моисея Угрина, Нила Столобенского. В отдельном ковчежце сохранялась частица мощей вмч. Никиты (подарена обители Тульским еп. Алексием (Ржаницыным) ок. 1858), а над ним - резная икона великомученика в сребропозлащенной ризе с эмалевой отделкой. Крестные ходы с образом вмч. Никиты и др. иконами К. м. совершались 8 июля (вокруг обители) и 20 июля (из городских храмов в монастырь). Под 3-ярусной монастырской колокольней (1845) находилась небольшая церковь, освященная 24 мая 1855 г. соборным прот. Никанором Успенским в честь Преображения Господня (4 сент. 1906 переосвящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»). В 1902-1906 гг. было построено новое здание трапезной, объединенное переходом с Никитским храмом (среди жертвователей на строительство был св. мч. имп. Николай II Александрович , передавший обители 800 р.). В 60-х гг. XIX в. при мон. Макарии вместо деревянных домов были построены каменные корпуса, ограда (1 саж. 2 аршина высоты) с башнями по углам и фигурами ангелов, южные святые (1866) и 2 въездных ворот; к нач. XX в. устроен свечной завод, разбит плодовый и ягодный сад. Также был поставлен 2-этажный деревянный келейный корпус с просфорней и хлебной. К 1888 г. в обители было 7 каменных корпусов, 4 деревянных на каменном фундаменте и 4 ветхие кельи. В 90-х гг. XIX в. в К. м. были построены игуменский дом (1893), 2 келейных корпуса и сторожка близ ворот. Ризница и библиотека

http://pravenc.ru/text/1683975.html

2) Святого Николая Чудотворца. В сем храме особо чтимая икона Нерукотворенного Спаса. Николая Чудотворца, на Москворецкой улице, перестроена в 1829 году. Главный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Придел во имя святого Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, в Гнездниках, близ Тверской улицы, построена в 1629 году. Главный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Димитрия Ростовского . Николая Чудотворца, в Голутвине, на Якиманке, построена в 1687 году. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Божией Матери Тихвинской. В сем храме чудотворная икона Божией Матери Кипрская, На месте сей церкви был Голутвин Богородице Рождественский монастырь, когда упразднена неизвестно. Николая Чудотворца, в Хамовниках, близ Крымского моста, построена в 1679 году. Приделы: 1) Иконы Божией Матери Споручницы грешных; 2) Алексия митрополита Московского. Здесь находится и самая чудотворная икона Богоматери «Споручницы грешных» 115 , Николая Чудотворца, в Новой Слободе, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Зачатия Иоанна Предтечи. Николая Чудотворца, на Мясницкой улице, построена в царствование Петра I. Главный храм в честь Сошествия Святого Духа. Приделы; 1) Николая Чудотворца; 2) Апостола и Евангелиста Матфея. В сем храме местно чтимая икона святого Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, в Толмачах, близ Ордынки, построена в 1697 году. Главный храм в честь Сошествия Святого Духа. Приделы: 1) Святого Николая Чудотворца; 2) Покрова Пресвятой Богородицы. Николая Чудотворца, в Хлынове, близ Никитских ворот; когда первоначально построена неизвестно. Главный храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Знамения Пресвятой Богородицы. Другой храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь был Никольский или Введенский Хлыновский женский монастырь. Этот монастырь в 1629 году сгорел.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Воздвижения Честнаго Креста Господня, двухэтажная, на Воздвиженской улице, где прежде был Воздвиженский мужской монастырь. Церковь эта первоначально построена была в 1440 году, а в 1725 году перестроена. Верхняя в честь Воздвижения Креста Господня, нижняя – Успения Пресвятой Богородицы. Приделы: Марии Магдалины; Николая Чудотворца; Преподобного Сергия Радонежского; Мученицы Параскевы Пятницы. Воздвижения Честнаго Креста Господня, на Пометном Вражке, на Плющихе, построена в 1658 году. Приделы: Божией Матери Всех Скорбящих Радость; Архангела Гавриила. Вознесения Господня, за Серпуховскими воротами, двухэтажная. Построена в 1762 году; верхняя – в честь Вознесения Господня, нижняя – Иерусалимской иконы Божией Матери. Приделы: Алексия человека Божия; Девяти мучеников Кизических; Святого Николая Чудотворца; Преподобного Сергия Радонежского. В сем храме местночтимая икона Божией Матери Иерусалимская. Вознесения Господня, за Никитскими воротами (большое); первоначально построена в 1685 году, а перестроена в 1831 году. Приделы: Иоанна Предтечи; Божией Матери Всех Скорбящих Радость; Владимирской иконы Божией Матери; Святого Николая Чудотворца. Вознесения Господня, на большой Никитской улице (малое), когда построена неизвестно. Приделы: Иоанна Крестителя; Прокопия Устюжского. Вознесения Господня, в Ипатьевском переулке, построена в 1757 году. Придел во имя святого Ипатия Гангрского. В настоящее время при этой церкви Александровское подворье Вознесения Господня, на Гороховом поле. Прежде была домовой графа Разумовского, а в 1793 году перестроена и обращена в приходскую. Приделы: Святого Николая Чудотворца; Пророка Моисея. Вознесения Господня, близ Лубянки, в Варсанофьевском переулке, построена в 1663 году. Другая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В сем храме древний чудотворный образ Варсанофия Тверского. Здесь был прежде Варсанофиевский женский монастырь, близ коего в древности было кладбище, для погребения странников, убогих и погибших насильственной, смертью. Здесь же временно, был; погребён царь Борис Годунов, его супруга и сын царь Феодор. Монастырь упразднён в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010