Мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары посетили Орловскую епархию Орел, 16 декабря 2004 г. Спасо-Преображенский собор. г. Болхов. Святые мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары посетили Орловскую епархию. Святыня была встречена орловским духовенством на вокзале города Орла и была доставлена в Никитский кафедральный собор. Здесь ее встретил архиепископ Орловский и Ливенский Паисий, который совершил молебен преподобномученицам перед ковчегом. Главный ковчег с десной рукой Великой княгини Елисаветы находился в течение суток в Никитском соборе, куда приходили поклониться святыне многочисленные верующие, сообщает корреспондент Православия.ru Ольга Кирьянова. В это же время малый ковчег, был привезен в Свято-Троицкий храм города Мценска, а затем в Болхов Оптин Троицкий Рождества Богородицы женский монастырь. В храме этой обители, возрожденной два года назад, есть придел в честь Царственных Страстотерпцев. Второй престол с таким же посвящением в Орловской епархии открыт в селе Долбенкино, бывшем имении Великой княгини Елисаветы Феодоровны. С орловской землей связан жизненный путь духовника Марфо-Мариинской обители отца Митрофана Сребрянского. В сентябре 1897 года он начал свое служение настоятелем полковой Покровской церкви 51-го драгунского черниговского полка, шефом которого была Великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1900 отец Митрофан был награжден золотым наперстным крестом. Замечательно, что в Болховом монастыре с 1917 по 1921 год был настоятелем выдающийся подвижник и исповедник архиепископ Даниил Троицкий, родной брат священномученика Илариона Троицкого. Из Болхова малый ковчег был перевезен в Введенский монастырь города Орла. Великая княгиня Елисавета Феодоровна дважды посещала эту обитель – в 1913 и 1916 годах. В архивах монастыря сохранились фотографии Великой княгини с насельницами обители. Августейшая паломница приезжала поклониться главной святыне монастыря Балыкинской иконе Божией Матери, в свое время подаренной монастырю святителем Иоанном, митрополитом Тобольским. Ранним утром 17 декабря святые мощи преподобномучениц отбудут из Орла в город Брянск. 16 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12169.html

http://azbyka.ru Женский Христорождественский монастырь (поначалу небольшой скит, состоящий из нескольких келий) основан в 1623 г. к востоку от Енисейского острога, за речкой Толчеёй, при впадении в неё Абалацкой; впоследствии мимо монастыря пролегла дорога на Красноярск. Первой игуменьей была Параскева Племянникова из Новгорода. В 1673 г. в монастыре сгорела деревянная церковь и была выстроена новая — во имя Владимирской Богоматери. В 1755 г. на средства енисейских купцов М.И. Веретнова, П.Б. Щукина, И.Ф. и А.И. Скорняковых начата постройка каменной соборной церкви Рождества Христова. Строительством руководил присланный из Далматова Успенского монастыря тобольский мещанин И.Д. Стахиев (Иоакинф Денисов), которому было предписано, помимо «уставы церковного каменного строения», обучить своему мастерству «из тамошних монастырских». В 1758 г. постройка церкви с северным приделом Рождества Богоматери была, в основном, завершена. В 1778 г. отстроен «верхний» северный Владимирский придел, в 1822-1826 гг. — «нижний» и «верхний» южные приделы (Никитский и Петропавловский), возведённые на средства енисейского мещанина Н.В. Коренева и купца М.Ф. Хороших. (Тот же Коренев в 1830 г. поставил в главном храме металлический иконостас.) К этому времени окончательно сложилась продольная трёхчастная композиция церкви: храм, увенчанный малым восьмериком, широтно скомпонованная двухэтажная трапезная с возвышающимися над нею объёмами фланкирующих приделов и шатровая колокольня. В результате регулярной перепланировки города, начавшейся в последней четверти 18 в., территория монастыря приобрела форму почти правильного прямоугольника, ограниченного с севера и юга Лазаревской и Большой улицами, с запада Береговой, а с востока Никольским переулком. Рождественская церковь стояла над устьем Толчеи, у западной границы этого прямоугольника, сдвинутая несколько к югу от его продольной оси. В 1814 г. был выстроен каменный дом для «служителей» в юго-западном углу монастырской территории, в 1822 г. начата постройка каменного здания «дополнительных келий», превращенного затем в настоятельский корпус, — к востоку от церкви. В 1824-1829 гг. по проекту губернского архитектора Воцкого сооружена каменная ограда монастыря с шатровыми башенками на углах. Несколько позже — возможно, после пожара 1835 г., уничтожившего деревянные монастырские постройки, — в северо-западном углу появился каменный корпус братских келий. Два каменных здания зафиксировали симметричный западный фасад монастырского ансамбля с церковью посередине, ориентированный в сторону речки Мельничной, тогда как третье — настоятельский корпус — развивало его продольноосную ориентацию параллельно Большой улице.

http://sobory.ru/article/?object=15131

433 ...на принятие должности начальницы Александро-Мариинского института... – Речь идет об Александро-Мариинском институте благородных девиц для обуче­ния дочерей офицеров, военных чиновников и врачей, служивших в Москов­ском военном округе, имени кавалерственной дамы В.Е. Чертовой, располагав­шемся в особняке князей Долгоруковых на улице Пречистенка. 435 Сегодня же дорогой отец Иоанн, отслужив обедню в Вознесенском женском монастыре... – Вознесенский женский монастырь, основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, располагался на территории Московского Кремля и был разрушен в 1929 г. 436 ...все по его благословению удалось и аренду мне оставили... – См. примеч. 428 к настоящей части. 437 После этого Батюшка прочел поданное мною письмо от орловской игумении, в котором она жаловалась на нездоровье и просила у него благословения оставить игуменство... – В личном архиве отца Иоанна сохранилось несколько писем от игумении Орловского Введенского монастыря Антонии (Соколовой). Так, в письме от 14 февраля 1900 г. она писала, что «со скорбию» приняла пожелание отца Иоанна «дожить до 50-летия монашества»: «...еще осталось полтора года, а физических сил быть настоящей настоятельницей не осталось» (ЦГИА СПб., ф. 2219, on. 1, д. 7а, л. 41–42). 438 Отец Иоанн сказал, что отказываться от игуменства он не благословляет: «Незачем, ведь уже теперь недолго, пусть потерпит до конца»... – Игумения Антония скончалась в сентябре 1907 г. Должность настоятельницы Орловского Введенского монастыря она исполняла с 15 сентября 1874 г. и была уволена от должности за несколько месяцев до смерти по причине преклонного возраста и болезненного состояния. 439 ...22 марта он служил в Никитском монастыре... – Необщежительная Никит­ская женская обитель находилась на Большой Никитской улице. Монастырь был основан в 1582 г. дедом царя Михаила Федоровича, сильно пострадал в 1812 г. и был возобновлен к середине XIX века. К началу XX века обитель имела три храма: во имя св. вмч. Никиты (XVI в.), во имя св. вмч. Димитрия Солунского и церковь над колокольней. В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт, в 1930-х гг. – разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Увеличение числа мон-рей во главе с архимандритами способствовало снижению значимости титула. Эта тенденция нашла отражение уже в XVI в., когда в иерархии духовных чинов нек-рые игумены были выше архимандритов ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 254-255). Во главе большинства московских муж. мон-рей стояли игумены. К числу древнейших обителей можно отнести московский Богоявленский мон-рь (рубеж XIII и XIV вв.), московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужской монастырь (рубеж XIV и XV вв.?), «Никола Старый» (кон. XIV в.), московский во имя святителя Иоанна Златоуста мужской монастырь (нач. XV в.). В нач. 60-х гг. XV в. упоминается крутицкий игум. Геласий (АСЭИ. Т. 3. С. 84-87. 55), вероятно возглавлявший мон-рь на месте буд. резиденции Крутицких архиереев. К посл. четв. XV в. относится упоминание Покровского в Садех и Спасского в Чигасах мон-рей; позднее упоминается Воздвиженский мон-рь, в XVII в. была заметна деятельность Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя, Андреевского в Пленницах, Перервинского во имя святителя Николая Чудотворца , Покровского на Убогих домах (см. Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы ставропигиальный женский монастырь ) мон-рей. Также в Москве были митрополичьи домовые Новинский и Саввин мон-ри. Освящение собора Сретенского мон-ря митр. Киприаном. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 550) Освящение собора Сретенского мон-ря митр. Киприаном. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 550) Никольский Греческий мон-рь вошел в историю как центр книгописания, поддерживавший контакты с греческим духовенством. В Андреевском и в Заиконоспасском мон-рях в XVII в. функционировали учебные заведения. В Москве был основан ряд жен. монастырей: Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы (2-я пол. XIV в.?), московский в честь Рождества Пресвятой Богородицы, московский в честь Вознесения Господня в Кремле (1407), Ивановский (XV в.), Георгиевский (XV в.), Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери (1-я четв. XVI в.), Никитский, Варсонофьевский, Страстной иконы Божией Матери, Моисеевский.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Печатается по машинописной копии из архива Е.В.Апушкиной. Полное название – «Записки-воспоминания о Батюшке отце Алексее Мечеве Пети Юргенсона». Автор – один из братьев, прислуживающих в алтаре, – Петр Борисович Юргенсон. 154 Митрополит Сергий (Ляпидевский, 1820–1898), Московский и Коломенский. Среди прочих автор труда «О поминовении усопших». 156 Никитский необщежительный женский монастырь – основан в 1582 г. дедом Царя Михаила Феодоровича боярином Никитою Романовым. В обители были: собор Великомученика Никиты с приделами Введения во храм Пресв.Богородицы и Свт.Николая; храм Вмч.Димитрия Солунского и храм Воскресения Словущего. Последняя церковь обители закрыта в 1929 г. В последующие годы монастырь был полностью разрушен. В диаконы Батюшку посвятили сразу после женитьбы, которая состоялась в 1884 г., и определили в храм Вмч.Георгия. 157 Заиконоспасский мужской монастырь – основан в 1600 г. Царем Борисом Годуновым. Нижний храм Нерукотворного образа Спаса, а верхний – во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В находившемся в этой обители Заиконоспасском духовном училище когда-то учился о. Алексий Мечев (см. прим.). К 1922 г. храм был захвачен обновленцами, а в июле 1929 г. окончательно закрыт. 160 Священник Константин Ровинский (†после ноября 1941) – принял священство по благословению Святителя Тихона и о. Алексия Мечева . Священник в храме при Иверской общине сестер милосердия (см.прим.8). Отец Сергий Сидоров вспоминал о нем как о «благодушном и глубоко верующем пастыре, бывшем губернаторе», а «ныне одном из самых светлых и добрых священников Москвы» (Записки священника Сергия Сидорова с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В.С.Бобринской. М. 1999. С.62). Автор книги «Беседы старого священника со своими духовными чадами о некоторых событиях и случаях, коим он сам был очевидцем, которые он сам испытал и о которых слышал от заслуживающих доверия лиц, близких ему по духу» (М. «Паломник». 1995). Книга включает в себя «Воспоминания об отце Алексии Мечеве » (с.196–212). После смерти о. Алексия был арестован в 1929 г. вместе с о. Сергием Мечевым .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

В 1996 году останки блаженной перенесли из села Онуфриева в село Дарна (Истринский район) и перезахоронили в храмовой ограде напротив алтаря Крестовоздвиженской церкви. Из воспоминаний рабы Божией Надежды: «Мы откапывали останки шесть часов – здесь окаменелые песчаные породы. Акафист постоянно читали, менялись беспрерывно… Головка Сашеньки была в платочке шелковом, розовом. Был еще огарочек свечи, чашечка и удивительный деревянный крестик – дубовый, резной, беленький, как будто только что сделан. Мне пришлось так близко соприкоснуться с Сашенькой! Это не объяснишь – я чувствую Промысл Божий и заступление. У меня будто начертано в сердце ее имя, и я не могу ее забыть». Блаженная Александра, моли Бога о нас! Блаженная старица Ольга (Московская) (1871– 1973 гг.) Схимонахиня Ольга (в миру Ложкина Мария Ивановна) родилась в 1871 году в деревне Иншино (Егорьевский район Московской губернии) в многодетной семье. Благочестивые родители, Иван и Агриппина, с ранних лет прививали детям любовь к Богу. Мария с детства была жизнерадостной, никогда не унывала, умела найти выход в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. По рассказам современников, уже в юности она отличалось мужеством, безбоязненностью (Мария боялось лишь нарушить заповеди Божие). В отроческом возрасте Мария, по совету отца, поступила в Никитский женский монастырь 5 (г. Кашира, Тульская губ.), где выполняла различные послушания: шила, вышивала, стегала одеяла, пела на клиросе, затем регентовала. В монастыре она приняла монашеский постриг с именем Моисея. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, а в конце 20-х годов был закрыт. Когда закрывался монастырь, монахиня Моисея сильно пострадала, ей тяжелым предметом пробили голову. После закрытия монастыря матушка Моисея жила некоторое время в родной деревне у сестры Анны (отцовский дом сгорел, жить было негде), затем отправилась в Москву. Здесь кто-то из верующих устроил её на жительство в пятиметровую треугольную комнатку в полуподвальном помещении двухэтажного кирпичного дома (недалеко от Таганской площади). Первое время она жила в этой комнатке с двумя монахинями, спали по очереди на единственной кровати. Монахини утроились «надомницами» в производственную артель, дома стегали одеяла и отдавали их в артель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гавриила Архангела, на Чистых прудах, известная под именем Меньшиковой башни, построена в 1705 году князем Меншиковым; другая церковь мученика Феодора Стратилата. Придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Георгия великомученика, на Красной горке, близ Охотного ряда, построена в 1629 году. Приделы: 1) Пророка Илии; 2) Николая Чудотворца; 3) Мученицы Татианы. Георгия великомученика, на Лубянке в Старых Лучниках, построена в 1692 году. Приделы: 1) Благовещения Пресвятой Богородицы; 2) Преподобного Феодора Сикеота; 3) Преподобного Нила Столобенского. Георгия великомученика, На Всполье, за Никитскими воротами, построена в 1779 году. Приделы: 1) Иерусалимской иконы Божией Матери; 2) Преподобного Сергия Радонежского. В сем храме местночтимая древняя Иерусалимская икона Божией Матери. Георгия великомученика, в Грузинах, построена первоначально 1673 году, а в 1792 году устроена каменная вместо деревянной, Приделы: 1) Рождества Христова; 2) Апостолов " Петра и Павла. В сем храме местночтимая икона святого Николая Чудотворца. Георгия великомученика, на Большой Дмитровке, построена в 1493 году. Другая церковь Казанской иконы Божией Матери. Придел во имя Алексия человека Божия. В сем храме особо чтимая икона Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь был Георгиевский женский монастырь, упразднённый в 1813 году. Георгия великомученика, на Ордынке, первоначально построена была в 1673 году, а в 1802 году перестроена. Главный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Приделы: 1) Великомученика Георгия; 2) Великомученика Иоанна Воина. В сем храме местночтимая Иверская икона, Божией Матери. Георгия великомученика, на Варварке, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Великомученика Георгия; 2) Петра митрополита Московского. Георгия великомученика, в Яндове, близ Москворецкого поста, построена в 1653 году. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Приделы: Великомученика Георгия; Николая Чудотворца. Гребневской иконы Божией Матери, на Лубянской площади, построена в 1472 году, в честь Успения Божией Матери. Впоследствии времени вместо деревянной сооружена каменная. В ней приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В настоящее время он, Гусев, переведен в Московский Никитский женский монастырь, и я с дочерьми Анной 42 лет, не способной к труду, Любовью 26 лет и сыном Иваном 23 лет, находящимся в отпуске по болезни с военной службы, и внучкой Антониной остались без угла и без средств. Посему покорнейше прошу... пожалеть сирот, предоставив освободившееся место после зятя Гусева тому лицу, которое будет согласно взять в замужество дочь мою Любовь» 137 . Наследование прихода оставалось единственным способом для этой и многих других семей не нищенствовать, сохранить свой дом и хозяйство. Священник села Карпова Коломенского уезда Василий Марков подал прошение об увольнении за штат, так как из ценного имущества у него был только новый дом. Отец Василий просил за свою «долголетнюю службу» удостоить его архипастырской милости назначением на освободившуюся вакансию учителя Михаила Успенского, согласного взять в замужество его дочь. Просьба священника была удовлетворена 138 . К наследованию приходов положительно относились и сами прихожане, которые рассматривали данную практику как помощь семьям священнослужителей. София Васильевна Парусникова, учительница Храбровской церковно-приходской школы Дмитровского уезда, обратилась в Московскую Духовную Консисторию с просьбой устроить свою дочь при Скорбященской церкви села Ивановского, найдя ей жениха, кандидата в священники на это место. С.В. Парусникова пишет о желании прихожан помочь ей по любви к ее мужу – диакону этой церкви, и ее родственнику-священнику 139 . Прихожане села Якшина Подольского уезда обратились к митрополиту Московскому Владимиру со следующим прошением: «После покойного (настоятеля. – Ю.Б.) осталась семья, состоящая из девяти человек неустроенных, по большей части малолетних детей без всяких средств к жизни». Прихожане просили приискать жениха для старшей дочери священника при дальнейшем его назначении на данное место. Просьба прихожан была удовлетворена с определением месячного срока для поиска жениха, а на этот короткий срок к церкви села Як-шина был назначен новый священник – учитель Петр Косминский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зато восьмигранный шатёр очень изящен; восемь пролётов в основании восьмигранника для колоколов по устройству своему напоминают окна в западной галерее; полуциркульные арки этих пролётов опираются на тройные полуколонны: нижняя часть восьмигранника украшена теми же ширинками с цветными изразцами, (всего 16 ширинок, по две на каждую сторону), что повторяются везде на наружном фасаде. Три яруса слуховых окон расположены очень симметрично. Окна украшены теми же наличниками и карнизами, что в главном фасаде церкви и в боковых галереях. Шатёр оканчивается красивой шейкой и увенчивается небольшой луковичной главкой. В верхней части колокольня Троицкой церкви напоминает во многом известную колокольню церкви Иоанна Златоуста в Ярославле; в нижней же части – колокольню при церкви святителя Николая в Пыжах в Москве. Окна в Троицкой церкви двоякой формы. Они довольно широки и вверху полукруглые. Одни из окон (на боковых фасадах церкви и галереи северной и южной, и алтаря, а также слуховые окна) украшены наличниками из парных колонок, состоящих из балясинок, и сверху – карнизом в виде кокошника со щипцом; другие окна (на западной галерее) окружены двойными гладкими полуколонками, соединёнными вверху арками. Окна эти по украшениям вполне, сходны с деревянными резными окнами русских построек и напоминают окна зданий архитектуры конца XVII века (часовни Никитского монастыря в Переславле и др.). Особенно роскошен портал, ведущий из паперти в Троицкую церковь . Состоящий из пяти полуколонок, украшенных жгутами, бусинами, балясинками и т. п., стянутых такими же арками, он представляет верх искусства резного каменного дела. В особенности интересна резьба средних бусинок, – узор прямо взят из серебряного ювелирного дела и разработан на камне. Внутри, в верхнем этаже, в центре находится Троицкая церковь , в правой (южной) галерее, соединяющейся с главною церковью пробитой аркой, придел во имя Печерской Божией Матери, в левой (северной) галерее ныне помещается ризница монастыря; эта галерея не соединяется ныне с церковью: арка, обращённая сначала в окно, окончательно ныне заложена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

При еп. Амвросии в Горицком монастыре велось масштабное строительство. В 1760 г. на освящение перестроенного Успенского собора обители были приглашены настоятели всех муж. мон-рей Переславской епархии. Между собором и Всехсвятской ц. возводилась т. н. Гефсимания (2-этажная галерея), внутреннее устройство к-рой воспроизводило в т. ч. пещерную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Иерусалиме; однако ее постройка не была завершена. 7 марта 1761 г. еп. Амвросий переведен на Крутицкую кафедру . 19 окт. 1761 г. на Переславскую кафедру определен настоятель Никитского мон-ря и ректор Переславской ДС архим. Сильвестр (Страгородский), 23 дек. того же года состоялась его архиерейская хиротония. Еп. Сильвестр выехал из С.-Петербурга в Переславль не ранее кон. февр. 1762 г., до этого он управлял епархией, переписываясь с созданной в Переславле 7 янв. 1762 г. по его распоряжению особой конторой. Контора направляла еп. Сильвестру на утверждение дела, затем резолюции архиерея передавала епархиальным учреждениям. 8 сент. того же года еп. Сильвестр выехал из Переславля для встречи имп. Екатерины II Алексеевны , в кон. года отправился в Москву для участия в работе Комиссии об учреждении штатов, а в 1763 г. был назначен присутствующим в Московской Синодальной конторе. В отсутствие еп. Сильвестра на кафедре он продолжал управлять епархией с помощью вновь учрежденной в Переславле конторы. Вскоре после вступления на Переславскую кафедру еп. Сильвестр возвратил Переславлю-Залесскому статус адм. центра епархии и перенес в Горицкий мон-рь консисторию и ее архив. В 1762 г. Александровский заказ преобразован в духовное правление. В 1763 г. в состав Можайского духовного правления вошла территория упраздненного тогда же Гжатского духовного правления, центр объединенного правления находился в Колоцком Успенском мужском мон-ре (см. ст. Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь ). С введением в 1764 г. штатов Переславская епархия была отнесена к 3-му классу, число служащих консистории значительно сократилось, ряд мон-рей был упразднен. В том же году к Переславской епархии из Тверской перешел Клинский у. с 37 церквами, а от Переславской епархии к Крутицкой кафедре - Можайск с 46 церквами, Колоцким и Лужецким мон-рями. После этого Гжатское духовное правление было восстановлено. 12 марта 1764 г. еп. Сильвестр отменил распоряжение еп. Амвросия (Зертис-Каменского) о запрещении вступать в брак представителям духовного сословия без получения разрешения консистории, а также без предварительной проверки их грамотности и умения петь. Еп. Сильвестр принимал меры для борьбы со взяточничеством представителей епархиальной администрации. В 1764 г. еп. Сильвестр подал в Синод прошение об увольнении на покой в один из мон-рей, однако прошение не было удовлетворено. 4 февр. 1768 г. он был переведен на Крутицкую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010