Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЛА ДЕЯНИЯ [Греч. Πρξεις Παλου], раннехрист. сочинение, составленное во II в., одно из Деяний апостолов апокрифических , которое было хорошо известно в христианском мире. Структура и содержание Как и Деяния святых апостолов (далее кн. Деяний), вошедшие в канон библейский , П. д. представляли собой рассказ о неск. путешествиях ап. Павла , во время к-рых он по крайней мере дважды возвращался в Иерусалим; отличительной особенностью П. д. является повествование о мученической кончине апостола в Риме (вопрос о знакомстве автора П. д. с канонической кн. Деяний остается предметом дискуссии). Маршрут путешествий выглядит в П. д. следующим образом: Дамаск - Иерусалим - Антиохия Сирийская - Иконий (Икония) - Антиохия Писидийская - Миры - Сидон - Тир - Иерусалим - Смирна - Эфес - Филиппы - Эллада - Коринф - Филиппы - Италия - Рим. Согласно «Стихометрии» Никифора, П. д. содержали 3,6 тыс. строк (каноническая кн. «Деяний апостолов» - 2,8 тыс.). Оригинал П. д. (CANT, N 211) сохранился лишь во фрагментах по причине раннего осуждения сочинения церковными авторами. Косвенными свидетельствами текста П. д. являются «Деяния Тита» (CANT, N 298; не ранее VI в.), а также «Энкомий Павлу», составленный Никитой Давидом Пафлагоном ок. 900 г. (BHG, N 1462n; CANT, N 214). Последовательность сохранившихся фрагментов восстанавливается предположительно: В. Рордорф и П. Шери обобщили все существующие фрагменты П. д. для подготовки критического издания и реконструировали следующий их порядок (для текста П. д. следует пользоваться только этим изданием). Заголовок «Деяния Павла» засвидетельствован Гамбургским и Гейдельбергским папирусами. Впрочем, Г. Снайдер вообще отрицает существование П. д. как единого текста, считая части «Деяний Павла» фрагментами разновременных произведений ( Snyder. 2013). I. Папирусный фрагмент копт. перевода из б-ки Дж. Райлендса в Манчестере - P. Rylands Suppl. 44 (CANT, N 211. II 2). Ап. Павел получает божественное (?) повеление вернуться в Иерусалим, но отправляется сначала в Дамаск, где сталкивается с некоторыми трудностями, после чего произносит проповедь.

http://pravenc.ru/text/2578593.html

Позже И. В. предсказал восстановление иконопочитания и избрание патриархом свт. Мефодия (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 69; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 46). В Житии Михаила Синкелла содержится подробный рассказ о посольстве от имп. Феодоры, к-рое должно было испросить совет у И. В. относительно кандидатуры нового патриарха. И. В., обнаруженный ими в лавре прор. Илии, затворился в пещерной келлии и молился 6 дней, после чего вынес посох, повелев вручить его Мефодию, к-рый и должен стать новым патриархом (The Life of Michael the Synkellos/Text, transl. and comment.: M. B. Cunningham. Belfast, 1991. P. 102-103). По сообщению мон. Петра, после Торжества Православия (843) в конфликте Мефодия со студитами И. В. принял сторону патриарха. Преподобный послал патриарху письмо, в котором призывал к стойкости и долготерпению, и пригласил посетить его на Олимпе (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 69). Письмо И. В. как отдельный документ (ркп. БАН. Собр. Белокриницкой митрополии 2. Л. 294 об.) в нач. XII в. было включено в трактат Никиты Ираклийского «О ересиархах»; см.: Darrouzès J. Documents inédits d " ecclésiologie Byzantine. P., 1966. P. 296-298). Вероятно, Мефодий принял это предложение и в 843-845 гг. состоялась встреча, во время к-рой И. В. высказал свои соображения о низложении иконоборческих священников ( Афиногенов. Патриаршество св. Мефодия I. 1997. С. 135). Ок. 844 г. И. В. спустился в мон-рь Антидион. Скончался вскоре после встречи с патриархом Мефодием 1 нояб. 846 г., во время к-рой он предсказал скорую смерть предстоятеля. Из Жития Игнатия, составленного Никитой Давидом Пафлагоном, известно, что И. В. также предрек и избрание патриархом свт. Игнатия (PG. 105. Col. 501). В час кончины святого оказавшаяся на горе Алсос братия видела, как над горой поднялся к небу огненный столп; у гроба И. В. в монастыре Антидион произошло множество чудес. В синаксарных заметках указывается, что память И. В. совершалась в к-польском монастыре Каллистрата (SynCP. P. 193, 8-9; Mateos. Typicon. T. 1. P. 88). Славянская версия Жития И. В. представляет собой перевод метафрастовской редакции (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 101-139; Иванова К. Bibliotheca hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 284).

http://pravenc.ru/text/578008.html

Лакуны и неточности в жизнеописании Н. можно восполнить путем его сопоставления с др. нарративными источниками, прежде всего с каролингскими анналами. Наиболее подробно о деятельности Н. сообщается в западнофранк. Сен-Бертенских анналах, к-рые до 861 г. велись Пруденцием, еп. Труа, и были продолжены архиеп. Гинкмаром Реймсским. Основной источник из Восточнофранкского королевства - Фульдские анналы, к-рые предположительно велись в Майнце; среди более поздних исторических сочинений выделяется «Хроника» Регинона Прюмского († 915). Некоторые аспекты деятельности Н. получили отражение в предисловии Анастасия Библиотекаря к лат. переводу актов К-польского Собора 869-870 гг., где рассказывается о фотианской схизме (MGH. Epp. T. 7. P. 403-415), и в «Книжице об императорской власти над городом Римом» (Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma) (рубеж IX и X вв.), в к-рой отношения между Н. и имп. Людовиком II описываются с т. зр. сторонников императора (Il «Chronicon» di Benedetto. 1920. P. 191-210). Упоминания об отдельных событиях понтификата Н. содержатся во мн. кратких франк. анналах, а также в «Истории беневентских лангобардов» Эрхемперта († после 889) (сообщение о походе Людовика II на Рим в 864). Сведения об отношениях Н. с византийцами сохранились гл. обр. в лат. источниках (папские послания, Liber Pontificalis, франк. анналы). Основные греч. источники - полемические послания патриарха свт. Фотия I , адресованные Н. и вост. патриархам ( Фотий. 2015), и пространное Житие патриарха свт. Игнатия, составленное в кон. IX - нач. X в. Никитой Давидом Пафлагоном (BHG, N 817; Nicetas David. 2013), в к-ром представлена позиция визант. противников свт. Фотия. Избрание на Папский престол Согласно Liber Pontificalis, Н. был римлянином, его отец Теодор занимал должность регионария. Термином «регионарий» обозначали сотрудников папской администрации - нотариев и дефенсоров, которых в Риме было 7 человек - по одному в каждом церковном регионе (см.: Noble. 1984. P. 218-223). Согласно Л.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Ночью в тюрьме Е. написал завещание, в к-ром просил захоронить его тело и тела остальных мучеников в Аравраке, доходы от принадлежащих ему земель распределить между теми, кто будут заботиться о его могиле, а деньги - между бедняками и христианами. После этого к Е. пришел, подкупив стражу, епископ Севастии, скрывавшийся в тот момент от гонений, к-рому и было передано завещание. Наутро Е., отклонив еще одно предложение Агриколая сохранить ему жизнь, был казнен в раскаленной печи. Его смерть опечалила всех жителей города, в т. ч. и язычников. Евстратий был погребен, согласно его завещанию, в Аравраке. Литературная традиция и история почитания Сохранилось много источников, связанных с мученичеством Е., А., Евг., М. и О. Прежде всего это греч. Мученичество, переработанное для Минология Симеоном Метафрастом (BHG, N 646). Ряд исследователей предполагают, что данный текст был составлен значительно раньше и включен в метафрастовское собрание без существенных изменений (см.: Halkin. 1970; Rosenqvist. 2002. P. 194). Самостоятельное хождение в рукописной традиции получили 2 части Мученичества: последняя молитва Е. (BHG, N 646e) и «Эпилог» (BHG, N 646a; впервые изд. в комментариях Льва Алляция к метафрастовским Минеям в PG. 117. Col. 79-80; новое критическое издание и исторический комментарий см. в кн.: Halkin. 1970). В «Эпилоге», написанном от 1-го лица севастийским мон. Евсевием, рассказывается, как однажды в молодости среди других Житий он обнаружил данное и был удивлен, т. к. не слышал ни о самих мучениках, ни об их мощах. Однако выяснилось, что в Аравраке эти святые пользуются большим почетом, а их святилище стало местом паломничества, где уже совершилось множество исцелений. По просьбе друга мон. Евсевий скопировал найденный текст. На основе метафрастовского текста были составлены заметки в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. с добавлением информации о том, что праздник Е., А., Евг., М. и О. отмечается в ц. св. Иоанна, располагающейся рядом с ц. Св. Софии в К-поле (SynCP. Col. 305-306), и в Минологии Василия II кон. X - нач. XI в. (PG. 117. Col. 204). Более поздние агиографические тексты: Похвала Е., А., Евг., М. и О., написанная студитским мон. Михаилом (BHG, N 646b), и Похвала, написанная Никитой Давидом Пафлагоном (BHG, N 646c), остаются неизданными. Служба Е., А., Евг., М. и О. была опубликована в Греции в 1909 г. (ΕΘ. 1909. Τ. 4. Σ. 343-357).

http://pravenc.ru/text/187517.html

является «Анта-подосис» Лиутпранда Кремонского , в то время как донесение о посольстве, которое он возглавлял по поручению Оттона Великого ко двору Никифора Фоки, представляет собой остроумный памфлет, неоценимый по культурно-исторической значимости. Древнерусская летопись содержит много важных сообщений по истории русско-византийских связей; среди прочего она содержит в славянском переводе византийско-русские торговые договоры, греческий оригинал которых не сохранился 473 . Синодик , со времени восстановления иконопочитания в 843 г. ежегодно на первой неделе Великого поста зачитываемый в Православной Церкви, приводит в своей древнейшей части окончательные постановления по вопросу об иконах, предоставляя своеобразную замену для несохранившихся актов Собора 843 г. Позднее Синодик на протяжении многих столетий пополнялся определениями по дальнейшим религиозным спорам и потому, таким образом, представляет собой важный источник по византийской духовной жизни с IX по XIV в. 474 Для истории и учения павликианской секты на первом месте следует назвать трактат Петра Сицилийского 475 . Основным источником по происхождению богомильства является письмо патриарха Феофилакта (933–956) к болгарскому царю Петру 476 и прежде всего трактат пресвитера Козмы 477 . По истории болгарского церковного вопроса и церковного спора между Римом и Константинополем наряду с актами Соборов 869–870 и 879 гг. 478 следует прежде всего обратиться к письмам патриарха Фотия 479 , а также к письмам римских пап, его современников 480 . Важные документы Василия II от 1020 г., регламентирующие положение Охридского архиепископства после покорения державы Самуила, сохранились в хрисовуле Михаила VIII от 1272 г. 481 Историю славянской миссии в Моравии освещают Жития апостолов славян Константина-Кирилла и Мефодия, чья историческая ценность не ставится под сомнение 482 . Среди греческих агиографических сочинений огромной значимостью обладают для этой эпохи Житие императрицы Феодоры 483 , Житие императрицы Феофано, первой супруги Льва VI 484 , составленное Никитой Давидом Пафлагоном Житие патриарха Игнатия 485 и, прежде всего, Житие патриарха Евфимия, наиболее содержательный исторический источник того времени 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С девятого века внимание любителей христианской письменности останавливается на поэтических произведениях святого Григория Назианзина уже с научной любознательностью и интересом. От второй половины IX века дошел до нас весьма ценный комментарий на избранные стихотворения святого Григория, написанный Никитой-Давидом, епископом Пафлагонского города Дадибры (Dadibrae, или Dasybrae). Он называет стихотворения святого Григория " μεγαλποια θεωρματα και θεολογματα« [ «великие плоды созерцания и богословия«] (с. 131), « θεωρητικωτατον λγον και φιλοσοφωτατον» [ «созерцательнейшая и лубомудрственнейшая речь»] (с. 34), а к самому поэту прилагает эпитеты " θεολγος о κρτιστος και ιεροφαντικωτατος« [ «богослов самый блистательный и наисвященнейший«] (с. 119),»о θεληπτος, θεοσοφωτατος« [ «богоизбранный, богомудрейший " ] (с. 57). С этим комментарием Никиты в издании его (на латинском языке) Эрнестом Дронке 523 соединены схолии, составленные на те же стихотворения монахом Зонаром, известным византийским писателем начала XII века. Но собственно слава святого Григория как христианского поэта и ценность стихотворений его как классических произведений христианской литературы возвышаются и распространяются со времени появления их в печати, открывшегося знаменитым изданием их в 1504 году Альдом Мануцием. Эстетическо-литературный интерес к стихотворениям святого Григория возрастает с этого времени параллельно с научно-литературной разработкой их; появляется множество изданий, переводов, комментариев – вместе и порознь – гимнов его, исторических поэм, гномических стихотворений, элегий, эпиграмм. Леунклавий своим elogium " ом святому Григорию, в котором (в elogium " е) он, восхищенный поэтическим гением святого отца, предпочитает его знаменитейшим поэтам классической Греции и самому Гомеру, открывает целый ряд славных представителей научной церковно-христианской литературы, которые под неотразимым впечатлением поэтических произведений святого Григория высказали замечательное единодушие в восторженных отзывах о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

2 об.- 10), Житие свт. Василия Великого, приписываемое свт. Амфилохию Иконийскому (Л. 119 об.- 131 об.), Жития свт. Григория Богослова (Л. 132-137 об.), свт. Николая, архиеп. Мирликийского (Л. 181 об.- 206); Мученичества вмч. Феодора Стратилата (Мученичество вмч. Феодора Стратилата. 1966), вмч. Прокопия (Л. 256-279 об.), вмч. Феодора Тирона и пострадавших с ним в Перге (Л. 279 об.- 285). 2-й сборник (НЦРГ. A 1104) содержит «Житие святого отца нашего Онуфрия Отшельника и других пустынников, которых видел блаженный отец Пафнутий» (Л. 4 об.- 28) и Житие прп. Марии Египетской , созданное свт. Софронием I , патриархом Иерусалимским (Л. 28 об.- 90 об.). В 3-й (Ath. Iber. 79) вошли Мученичество прмц. Февронии (Л. 1-7 об.), Мученичество вмч. Георгия , принадлежащее Симеону Логофету (Л. 98-112), и Житие прп. Антония Великого, составленное патриархом Александрийским Афанасием I Великим (Л. 9-24 об.). Сохранился также текст одной из т. н. систематических редакций Патерика (НЦРГ. A 35, XI в.). Е. С. перевел неск. апокрифических агиографических произведений: Похвальное слово ап. Андрею Первозванному и его Житие, составленные Никитой Давидом Пафлагоном (НЦРГ. A 1103. Л. 219 об.- 243 об.); «Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего, равноапостольного Баграта, пастыря священнослужителей города тавроменцев - Чалаки Сикилийской, описанное учеником его, епископом Евагрием» (Ath. Iber. 17. Л. 1-102 об., XI в.; НЦРГ. A 134. Л. 212 об.- 296 об., XI в.- Евагрий Понтийский, прп. 2005); «Житие и проповеди апостола Иоанна Богослова», составленные прп. Прохором (Синодик мон-ря Ивирон - НЦРГ. A 558. Л. 90-155, 1074 г.- Хаханов. 1901). К памятникам церковного права относится переведенный Е. С. Малый Номоканон (НЦРГ. A 96, 1031 г.; S 43, 30-е гг. XI в.; СПбФИВ РАН. 92, 1-я пол. XI в.; НЦРГ. A 737, XIV в.- Малый Номоканон. 1972), к экзегетическим сочинениям - Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Иоанна (Ath. Iber. 16, XI в.- Иоанн Златоуст, свт. 1993) и от Матфея (Ath. Iber.

http://pravenc.ru/text/187800.html

S. 223. N 332). Значительное время Н. К. уделил в К-поле поиску и приобретению греч. рукописей. Впосл. часть из них он передал своим друзьям и покровителям в Италии, в т. ч. для использования во время дискуссий с греками на Ферраро-Флорентийском Соборе в 1438-1439 гг., а часть осталась в его владении. Предположение некоторых исследователей о том, что Н. К. имел поручение от церковных властей искать определенные рукописи для последующего использования их в полемике с правосл. греч. участниками Собора, представляется маловероятным, поскольку в это время еще мало кто мог предвидеть серьезность той полемики, к-рая развернулась во время Собора. Вероятно, при отборе рукописей Н. К. руководствовался лишь собственными интересами и общей богословской интуицией. Во многих случаях затруднительно точно определить, какие именно из греч. рукописей, впосл. упоминаемых в качестве принадлежащих Н. К., были привезены из К-поля, а какие он приобрел в Италии. На основании внутренних рукописных свидетельств, в т. ч. пометок самого Н. К., а также кратких замечаний современников Н. К., исследователи предлагают следующий список греч. книг и сочинений, рукописи к-рых, вероятнее всего, были привезены из К-поля (см.: Ibid. S. 223-224. N 333): 1) катена на Евангелие от Иоанна (Cusan. 18; см.: Marx. 1905. S. 13); 2) сборник Бесед свт. Иоанна Златоуста (Cusan. 47; см.: Marx. 1905. S. 42-43); 3) толкование на стихотворения свт. Григория Богослова , составленное визант. писателем Никитой Давидом Пафлагоном (Cusan. 48; см.: Marx. 1905. S. 43-44); 4) сборник Бесед свт. Василия Великого (Lond. Brit. Lib. Harl. 5576); 5) визант. богослужебный Апостол (Ibid. 5588); 6) сочинения Плутарха (Ibid. 5692); 7) деяния церковных Соборов (рукопись не сохранилась, однако известно, что в нее входили деяния VI и VII Вселенских Соборов, а также т. н. VIII вселенского Собора, т. е., вероятно, К-польского Собора 869-870 гг.; см.: ActaCus. Bd. 1. S. 242-243. N 372). Этот список, очевидно, не является исчерпывающим (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Емилиан, муч. при Юлиане. Апокрифичные акты мученичества изданы в AASS., июль, IV, 373−376. Память 18 июля. Епифаний еп. Кипрский, † 403 г. (Болланд.). Происходил из финикийской деревни около Елевферополиса. Житие, составленное учениками Иоанном и Поливием, весьма интересное бытовыми подробностями, но содержащее целый ряд явных исторических измышлений (например, крещение Аркадия и Онория Епифанием, по исцелении их сестры, стр. 88) и заимствований из других житий, так, например, чудо с размытыми житницами богача (стр. 92), повторяет чудо Спиридона Тримифунтского. Напечатано у Migne, P.G., 41, 23−112 стр. Память 12 мая. Ефрем Сирин , преп. † 378 г. (Болланд.). Происходил из Эдессы. Подробная обработка сказаний о нём, принадлежащая Метафрасту, издана у Migne, P.G., 114, 1253−1268. Память 28 января. Игнатий патриарх Константинопольский, † 878 г. (Болланд.). Житие, написанное ритором Никитой Давидом Пафлагонским и содержащее подробный, враждебный Фотию, рассказ о придворно-церковных интригах эпохи. Издано у Mansi («Conciliorum amplissima collectio», XVI, 209−292) и Migne, P.G., 105, 488−574. Память 23 октября. Иларион Великий, преп. † 371 г. (Болланд.). Происходил из Газы от зажиточных родителей. Древнее латинское житие блаж. Иеронима, издано в AASS, октябрь, IX, 43 и сл., и у Migne, P.L. 23. Греческая обработка жития, сделанная Софронием (по свидетельству самого Иеронима: Migne, P.L. 23, 755 стр.), издана Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, V 82−137. Память, 21 октября. Илия Новый, мученик, † 795 г. (Лопарев, Греческие жития, 406). Происходил из Илиополиса, жил в Дамаске. Интересное для истории византийской культуры в первые века по завоевании, житие, составленное в X в. (Лопарев, 407). Издано Пападопуло-Керамевсом в «Правосл. Пал. Сборнике», 1907, 42−59. Память, 1 февраля. Ипатий еп. Гангрский, жил при имп. Константии. Происходил из Пафлагонии от бедных родителей. Позднее, риторичное, наполненное классическими реминисценциями, житие (стр. 258, 260:267), рассказывающие о давно ставших преданием чудесах Ипатия (м. пр. чудо с драконом), напечатано в Mνημεα γιολογικ, 251−268. Память 31 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие места из этих житий, a некоторые жития и все целиком, как, например, знаменитое житие Филарета Милостивого, являются настоящими бытовыми повестями, почти заменяющими отсутствие специальных произведений этого рода в византийской культуре. В ряд с ними могут быть поставлены лишь благочестивые сказания, патериковые рассказы и собрания чудес популярнейших византийских святых. Не повторяя сказанного выше о первых двух из названных форм агиографии, отметим лишь то, что рассказы о различного рода исцелениях, совершённых мощами мучч. Мины, Кира и Иоанна, Артемия, Космы и Дамиана, представляют первоклассный источник для познания обстановки и быта различных слоёв византийского общества. Третьим условием, определяющим культурно-историческую ценность житий, является литературный приём агиографа и стиль, в котором выдержано житие. Как отметил уже Ehrhard, риторические жития IX и X вв., представляющие искусственные литературные произведения, вышедшие из-под пера риторически и стилистически образованных авторов, для удовлетворения требованиям образованного общества с его классическими вкусами, имеют меньшую культурно-историческую ценность, чем жития народные. В них по преимуществу господствуют агиографические схемы, и их герои, говоря словами Ehrhard’a «erstrahlen in einem himmlischen Glanz, der den historischen Hintergrund nicht bloss verklärt, sondern sogar ganz verwischt» 65 . Всё характерное, всё типично индивидуальное, всё, не укладывающееся в рамки общепринятого трафарета, устранено. Нигде ничего шероховатого и жизненного! Всё выглажено и как бы обезличено. Святой теряет свою индивидуальность и превращается в условный агиографический тип; всё, что приходит в соприкосновение с ним, становится безжизненной стереотипной декорацией религиозного подвижничества. Многословие, фигуральные описания и безудержный эвфемизм почти уничтожают всякий местный и временный колорит и оставляют лишь самые общие очертания от той действительности, в которой жил и подвизался святой. Типичнейшим примером подобных риторических житий являются жития патриарха Игнатия, преп. Евдокима и Георгия, еп. Амастридского, написанные знаменитым ритором конца XI века – Никитой-Давидом Пафлагонским, затем, жития патриархов Тарасия и Никифора, с их чисто-классическим стилем, принадлежащие перу диакона Игнатия, воспитанника классической школы в Константинополе 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010