Албанская Албанская Православная Церковь    Новости    История    Каноническое устройство    Персоналии    Официальные документы    Святые и святыни    Духовное образование    Публикации    Интернет-ресурсы    История христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. Христианские общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. На Бератском Соборе в 1922 году была провозглашена автокефалия Албанской Православной Церкви, которую в 1937 году признал Константинопольский Патриархат. В 1967 году Албания была объявлена атеистическим государством, и гонения на православных приняли массовый характер. Весной 1991 год пал коммунистический режим, и началось восстановление Православной Церкви и всей религиозной жизни в стране. Юрий Максимов Юрий Максимов На землях современной Албании подвизалось немало православных святых самых разных эпох – начиная от тех, кто пострадал при власти язычников, заканчивая теми, кто мужественно исповедовал Христа во время турецкого ига. Среди них – священномученик Астий Диррахийский, священномученик Елевферий Иллирийский, святитель Донат Еворский, святой мученик Иоанн-Владимир, преподобный Иоанн Кукузель, святой равноапостольный Косьма Этолийский, священномученик Никита Албанский, святой Иоанн Албанский и многие другие. Юрий Максимов Составил Юрий Максимов Епископ Феофан (1882-1965), - человек, стоявший у истоков возрождения Албанской Православной Церкви, виднейшая фигура не только религиозной, но и политической, общественной и культурной жизни албанского народа в ХХ веке. Получив рукоположение в священнический сан и монашеский постриг в Русской Православной Церкви, впоследствии он на короткое время стал предстоятелем Албанской Православной Церкви и правителем Албании, а затем, после свержения, возглавлял епархию Албанской Церкви в США, будучи также писателем, переводчиком, поэтом, издателем, общественным деятелем. Юрий Максимов Перевод с английского Александра Стародубцева, дополнения 2009 г. подготовлены Юрием Максимовым.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Во многих местах Албании после возникновения храмов и школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был горный город Мосхополь, жители которого сохраняли верность Православию. Здесь действовала знаменитая «Новая академия», при которой были библиотека и типография. В других районах, например, в Тоскидоне, некоторые православные предпочитали становиться «тайными христианами». Здесь были и новомученики: преподобный Никодим (1722) и Христос Садовник (1748). Святой равноапостольный Косма Этолийский. Проповедь Святой равноапостольный Косма Этолийский. Проповедь Святой равноапостольный Косма Этолийский. Проповедь Знаменитый миссионер и просветитель святой Косма Этолийский с 1775 года трудился в Албании, где и принял мученическую смерть в 1779 году в Берате. Чуть позже другой святой – Никита Албанский проповедовал Христа и пострадал в 1809 году. После создания в 1912 году независимого албанского государства в церковной жизни страны большую роль сыграли представители диаспоры Америки и Европы. Епископ Дурреса Фан (Феофан) Ноли, который прежде был клириком Северно-Американской епархии Русской Православной Церкви, перевел многие церковные тексты на албанский язык, выступил за автокефалию Албанской Церкви, возглавил антифеодальную революцию в июне 1924 года, свергнув Ахмета Зогу, и стал премьер-министром демократического правительства. Провозглашение автономии Албанской Православной Церкви состоялось на Бератском Соборе 10–12 сентября 1922 года. Первого предстоятеля Церкви архиепископа Виссариона рукоположили два русских архиерея, проживавших после эмиграции в Сербии. В 1929 году Синод провозгласил автокефалию. В 1937 году автокефалия Албанской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом. Здание Епархиального Управления Гирокастры(справа), вместе с Духовным Училищем Святого Креста. Все здание было полностью восстановлено Албанской Православной Церковью. Здание Епархиального Управления Гирокастры(справа), вместе с Духовным Училищем Святого Креста. Все здание было полностью восстановлено Албанской Православной Церковью.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

    Мстислав, князь новгородский, 14 июня.     Муромской иконы Божией Матери, 12 апр.     Назарий олонецкий, 24 июня.     Наум, 27 июля.     Нектарий бежецкий, 3 апр.     Нектарий печерский, 29 нояб.     Неофонт, еп. урбнисский, 28 окт.     Нестор некнижный печерский, 28 авг.     Неувядаемый цвет — иконы Божией Матери, 3 апр.     Нечаянная радость — иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7.     Никандр преподобный городно-езерский, 15 мар.     Никейской иконы Божией Матери, 28 мая.     Никита муч. албанский, 4 апр.     Никита, еп. Ремешек, 24 июня.     Никифор преподобный важеозерский, 9 февр.     Никифор Алфанов, 17 июня.     Никодим кожеозерский, 3 июля.     Никодим, архиеп. сербский, 30 авг.     Николай воин болгар., 24 окт.     Николай псковский юродивый, 28 февр.     Николай, еп. тмутараканский.     Нил преподобный сорский, 7 апр.     Нифонт телеговский устюжский.     Новгородской иконы Божией Матери, 20 дек.     Новоникитской иконы Божией Матери, 15 сент.     Овиновской иконы Божией Матери, 15 авг.     Озерянской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7.     Оковицкой иконы Божией Матери, 8 июля.     Оконской иконы Божией Матери, 30 июля.     Олег, князь брянский, 20 сент.     Онисим, затворник печерский, 21 сент.     Онисифор, исповедник печерский, 9 нояб.     ОнуФрий вологодский,12 июня.     Онуфрий мальский, 12 июня.     Онуфрий печерский, 21 июля.     Оранской иконы Божией Матери, 21 мая.     Орловской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7.     Павел муч. русский, 6 апр.     Павел печерский, 21 сент.     Павел печерский другой, 28 авг.     Павел ростовский, 22 окт.     Паисий галицкий, 23 мая.     Паисий печерский, 28 авг.     Памва преподобный, затворник печерский, 28 авг.     Панкратий печерский, 28 авг.     Пафнутий затворник печерский, 28 авг.     Пахомий мученик, 7 мая.     Пахомий нерехтский, 23 мар.     Пахромской иконы Божией Матери, 3 дек.     Пергий печерский, 21 сент.     Петровской иконы Божией Матери, 24 авг.     Петр казанский мученик, 24 марта.     Петр царь болгарский, 30 янв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Никита. Хромолитография. 2-я пол. XX в. [Агианнанит; греч. Νικτας το ν Σρρες (Αγιανναντης)] (между 1760 и 1770 - 4.04. 1808, Серес (Серры)), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)). Житие и мученичество Род. в «пределах албанских» ( Αζριας Αγιανναντης. 2007. Σ. 28). Подвизался на Афоне в Русском Пантелеимоновом мон-ре и совершал священническое служение, затем удалился в скит св. Анны, где в каливе во имя Св. Троицы пребывал в безмолвии и постничестве. По «любви к сладчайшему Иисусу Христу» (Письмо проигум. Константия. 1893. С. 82), желая принять мученическую кончину, Н. С. пришел в г. Серес 30 марта 1808 г., в Великий понедельник. Свое намерение он открыл проигумену мон-ря Панагия Илиокаллис иером. Константию (именуется также Константином). После причащения Св. Таин Н. С. отправился к мечети, где проповедал перед турками Христа и призвал их к истинной вере; он был взят под стражу и заключен в темницу тур. властями. В течение неск. дней его допрашивали, но святой твердо исповедал христ. веру и обличал мусульман. В темнице Н. С. подвергли мучениям, а вечером Великой субботы, 4 апр., он был повешен. При кончине святого было явлено знамение в подтверждение того, что он - мученик Христов: окрестности озарил чудесный свет. Также истинность подвига Н. С. была подтверждена знамением от иконы Спасителя, явленным во сне купцу Спандонису Хаджиконстантиносу ( Αζριας Αγιανναντης. 2007. Σ. 37). С разрешения тур. властей христиане погребли тело Н. С. в Светлый вторник «позади церкви» свт. Николая Чудотворца (Письмо проигум. Константия. 1893. С. 87). Икона сщмч. Никиты (ок. 2005) и ковчег с частицей его мощей (ц. во имя сщмч. Никиты Афонского в Сересе, Греция)

http://pravenc.ru/text/2565422.html

Реликварий с мощами прав. Анны (Большой скит св. Анны) Реликварий с мощами прав. Анны (Большой скит св. Анны) По преданию, скит был основан в XIV в. прп. Геронтием , последним игум. мон-ря Вулевтирии ( Πλακογιαννκης. Σ. 65). Древнейшие упоминания о ските относятся к 70-м гг. XIV в. В одной из рукописей В. Л. говорится о том, что «в 1575 году пришел в наше собрание отец кир Феодосий серб, и мы дали ему келлию в Святой Анне» (цит. по: Ελγιος (Κουρλας), γρων. ρδβλθυοτεΑθως. Σ. 522). 25 окт. 1666 г. Матфей, духовник валашского господаря Шербана Кантакузино (1678-1688) и ктитор келлии вмч. Георгия в Провате, подарил скиту святыню - левую ногу прав. Анны, матери Пресв. Богородицы. В 1680 г. был построен кириакон в честь св. Анны (перестраивался в 1754 и 1804) на средства К-польского Патриарха Дионисия III Вардалиса, к-рый в то время жил на покое в В. Л. В 1689 г. К-польский Патриарх Дионисий IV утвердил устав скита. В 1728 г. были сооружены нартекс и трапезная. В 1729 г. на средства митр. Артского и Навпактского Неофита, жившего в В. Л., построен храм-усыпальница во имя Живоносного Источника. В 1757 г. кириакон был расписан художниками из Эпира Константином и Афанасием в манере критской школы. В 1784 г. построена колокольня. В 1843 г. нек-рые монахи предприняли попытку отделиться от В. Л., доказывая, что скит всегда именовался Синайским. Смута прекратилась после вмешательства К-польского Патриарха Анфима VI, как видно из его послания (окт. 1847), хотя разногласия между скитом и В. Л. продолжались вплоть до нач. XX в. ( Μαμαλκης. Σ. 507-514). В нач. XX в. в скиту жили 300 монахов. Крайняя келлия Большого скита св. Анны. Фотография. Кон. ХХ в. Крайняя келлия Большого скита св. Анны. Фотография. Кон. ХХ в. Из скита вышли 7 преподобных: Геронтий (XIV в.), Нифонт Афонский (XIV в.), Герасим Новый Кефалонский († 1579), Дионисий Ритор († 1605), Митрофан (XVII в.), Софроний (ХХ в.) и Савва († 1948) и 9 преподобномучеников: Макарий Киосский († 6 окт. 1590), Никодим Албанский († 11 июля 1722), Косма Агиананит († 3 дек. 1760), Лука Адрианопольский, или Митилинский († 23 марта 1802), Иларион († 20 сент. 1804), Никита († 4 апр. 1808), Нектарий († 11 июля 1820), Давид († 26 июня 1813). Здесь готовился к мученичеству Павел Панайотис Пелопоннесский, постриженик В. Л. († 22 мая 1818).

http://pravenc.ru/text/150059.html

Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август 8/21 августа Мученик Триандафил Старозагорский 16/29 августа Преподобный Иоаким Осоговский

http://pravoslavie.ru/40419.html

  31) О божествах болгарских св. Григорий в переводе Малаловой летописи у к. Оболенского, в предисл. Стр. 16. 17. М. 1851 г. Сл. Черниг. епарх. известия 1863 г. стр. 521. 524. 525. 1864 г. стр. 32. Кое-что о религии славян у Колесникова: Обозрение известий византийских о быте языческих славян, стр. 208-213. Опыты студентов харьков. университета. Харьк. 1848 г. О Свароге Дитмара Шафарик в своих поправках: Славян. древн. V, 271-276. 32) Симеон Логофет: «Крум, по обычаю народа устроив жертвенник за золотыми воротами, принес в жертву множество скота и людей; потом погрузив ноги в морского берега, омылся водою и очистил народ свой». Stritteri Bulgarica p. 554. О руссах Святослава Лев диакон: «совершая празднество умертвили младенцев и петухов, погрузив их в воды Дуная». Hist. IX. p. 149 ed. Bon. всего над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно (ум. 830 г.); мученик князь скончался от удара меча33). АПРЕЛЬ – ТРАВЕНЬ. 4 ч. Страдание священномученика НИКИТЫ. Святой Никита, славянин албанский, подвизался иночески в русском афонском монастыре и совершал здесь служение чередного священника. – По ревности к безмолвию жил он потом в скиту св. Анны. По ревности к славе Господа Иисуса, оскорбляемой магометанством, он решился принять на себя звание обличителя магометанства. Оставив Афон, приходит он в Серрес и в Серрской обители несколько времени приготовляется молитвою к своему подвигу. Потом идет к местному начальнику магометанину и говорит, что желал бы, чтобы доказали ему, что магометанство – не заблуждение жалкое, которое каждый, кому дорога душа, должен бросить. Начальник собрал ученых и мулл. Когда ученые остались в стыде от обличений исповедника: его уговаривали ласками признать пророка – Магомета, потом обратились к насилиям. Поклонники пророка, не будучи в состоянии оправдать магометанства разумными убеждениями, принялись оправдывать ударами насилия. Они подвергли исповедника самым зверским истязаниям за мнимое оскорбление Магомета. Стягивали голову его винтами, забивали иглы за ногти, повешенного вниз головою палили огнем. Мученик твердо переносил все и славил

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Итак, Собор меня окончательно убедил в правильности выбранного пути. Но на нём я почувствовал сколько ещё потребуется времени и усилий для распространения автокефалии на другие православные группировки в Америке. Пока, помимо американской русской Митрополии, в Автокефальной церкви состоят Румынская епархия и, с 14 октября 1971 года, албанская. Предстоятели этих двух Церквей являются полноправными членами епископского Собора. Но за пределами автокефалии остаются арабы (правда, последние склоняются к тому, чтобы присоединиться), сербы, болгары, украинцы, и, главное, греки. Последние даже не послали на Собор наблюдателей... Но Американская Православная Церковь , возглавляемая митр. Иринеем, проложила путь и показала пример. Рано или поздно, быть может через одно поколение, все православные соединятся в одну поместную Православную Церковь в Америке. Никита Струве Некрологи Н. Струве. Писатель-праведник. Памяти Б. К. Зайцева 29-I-1881–28-I-1972 Ушёл последний видный участник блестящего русского ренессанса, последнее крупное имя доживающей русской эмиграции, всеми признанная её литературная слава, а, главное, совесть. Всегда казалось, что редкое долголетие, при неущерблённом здоровьи, было дано Борису Константиновичу свыше не спроста, не только как личный дар, а в утешение эмиграции. Пока с ней Борис Константинович, ей есть чем гордиться, есть к кому прибегнуть, кем защититься. И вот дожил Борис Константинович до того времени, когда эмиграция не только подошла к последней черте, но и потеряла в каком-то смысле свою обособленную raison d " être. Писатели, живущие в России, стали печататься заграницей, как у себя, и среди них А. Солженицын стал совестью и славой не только русского народа, но и всего мира. Голос Б. К. Зайцева был негромкий, но чистый. Когда-то в один из его юбилеев П. К. Паскаль назвал его «тишайшим». Прогреметь на весь мир Борис Константинович не мог. Но воплотить в себе лучшие качества русского человека и писателя, стать символом для русской эмиграции, это более скромное, но не малое призвание, было Борисом Константиновичем выполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Память Преподобного Зосимы, отшельника Палестинского О нем см. в житии преподобной Марии Египетской. Скончался ста лет, в 523 году. Память Преподобного Иосифа Печерского болезненного Страдая продолжительною болезнью, Иосиф дал обет: в случае своего выздоровления посвятить свою жизнь на служение в Печерском монастыре, что он и исполнил, когда избавился от болезни, и усердны­ми трудами, постом, молитвою и служением братии достиг прослав­ления от Господа нетлением по своей кончине. Преподобный Иосиф преставился в XIV-м веке. Мощи его почивают открыто в Феодосиевых пещерах в Киеве. Память Святых мучениц Тарбы и Фервуфы с рабыней последней Сестры персидского епископа Симеона, пострадавшего 17 апреля 344 года. Случайно заболела царица, и пронырливые жиды распустили при дворе слух, что она заболела вследствие чар Тарбы, желающей на царском семействе отмстить смерть брата. Царь велел главе магов произвести дознание, и как сестры с рабынею не изменили своей ве­ре, то и были осуждены на смерть за чародейство: перепилены надвое (4 апреля 345 года). Память священномученика Никиты Святой Никита, славянин албанский, подвизался иночески в Рус­ском Афонском монастыре и совершал здесь служение очередного свя­щенника. По ревности к безмолвию жил он потом в скиту святой Анны. По ревности к славе Господа Иисуса, оскорбляемой магометанством, он решился принять на себя звание обличителя магометанства. Оставив Афон, приходит он в Серрес и в Серрской обители несколько времени приготовляется молитвою к своему подвигу. Потом идет к местному начальнику магометанину и говорит, что желал бы, чтобы доказали ему, что магометанство – не заблуждение жалкое, которое каждый, кому дорога душа, должен бросить. Начальник собрал ученых и мулл. Когда ученые остались в стыде от обличений исповедника, его уговаривали ласками признать пророка Магомета, потом обратились к насилиям. Поклонники лжепророка, не будучи в состоянии оправдать магоме­танства разумными убеждениями, принялись оправдывать ударами насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как известно, одной из тем, которые должны были быть поставлены на обсуждение на Критском «соборе» была тема «Автокефалия и способ ее провозглашения». Эту тему десятилетиями разрабатывали на Предсоборных комиссиях и, хотя работа над окончательным текстом была завершена по единогласному решению всех Поместных Церквей, он в итоге был отвергнут и не вошел в список тем «Критского собора» из-за маловажной причины, которую в настоящем исследовании мы анализировать не будем. Томос, провозглашающий автокефалию, как необходимое условие, среди прочего, предусматривал и согласие всех Поместных Церквей: «Поскольку Вселенский Патриарх обеспечивает согласие автокефальных Поместных Православных Церквей путем получения от них письменного согласия, он может единолично подписывать Патриарший Томос…». Из вышесказанного становится ясно, что без согласия и консенсуса всех Поместных Церквей, т.е. без соблюдения условий, Вселенский Патриарх не может ни автокефалию предоставить, ни апелляции принимать, ни быть «распорядителем церковных дел», как думает о. Никита. А когда этими условиями пренебрегают, то мы сразу же приходим от «первенства среди равных» к «первенству без равных», о котором мы поговорим ниже. Еще один весьма важный аспект этой темы состоит в том, что Поместная Церковь Украины во главе с митрополитом Онуфрием, официально признанная всеми Поместными Церквами, не просила и не стремилась к обретению автокефального статуса, в отличие, конечно, от других автокефалий, которые предоставлял Вселенский Патриархат (Элладской, Сербской , Болгарской , Румынской , Польской , Албанской и Чешской и Словацкой ), когда Поместные Церкви обращались с соответствующим прошением. Как весьма правильно отмечается в исследовании четырех Высокопреосвященных митрополитов, «нет никакого сравнения между предоставленной раскольникам и членам украинской парасинагоги автокефалии и каноническим предоставлением Честным Вселенским Патриархатом автокефального статуса каноническим Церквам Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, Польши, Албании и Чехии и Словакии. Автокефалии для Украинской Православной Церкви добивались западник бывший президент страны Петр Порошенко, Верховная Рада и две раскольнических структуры…».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5730956...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010