Апрель-травень 4 ч. Страдание священномученика Никиты Святой Никита, славянин албанский, подвизался иночески в русском афонском монастыре и совершал здесь служение чередного священника.– По ревности к безмолвию жил он потом в скиту св. Анны. По ревности к славе Господа Иисуса, оскорбляемой магометанством, он решился принять на себя звание обличителя магометан­ства. Оставив Афон, приходит он в Серрес и в Серрской обители несколько времени приготовляется молитвою к своему подвигу. Потом идёт к местному начальнику магометанину и говорит, что желал бы, чтобы доказали ему, что магометанство – не заблуждение жалкое, которое каждый, кому дорога душа, должен бросить. Начальник собрал учёных и мулл. Когда учёные остались в стыде от обличений исповедника: его уговаривали ласками признать пророка – Магомета, потом обратились к насилиям. Поклонники пророка, не будучи в состоянии оправдать магометанства разумными убеждениями, принялись оправдывать ударами насилия. Они подвергли исповедника самым зверским истязаниям за мнимое оскорбление Магомета. Стягивали голову его винтами, забивали иглы за ногти, повешенного вниз головою палили огнём. Мученик твёрдо переносил всё и славил Христа Господа. Наконец судьи решили удавить его. И мученик скончался в вечер великой субботы, 4 апреля 1808 г. Спустя 3 дня христиане выкупили у нечестивых тело священномученика и погребли его с честию; а спустя несколько времени Господь прославил мученика Своего несколькими чудесами. Так писали о подвигах мученика, от 19 февраля 1809 г. в Руссике Константий иеромонах серресский и местный врач Николай 170 . 6 ч. Память Кирилла и Мефодия, славянских просветителей В начале 9 в. в Солуне 171 , городе тогда населённом и особенно окружённом славянами, жил муж почтенный по душевным качествам, богатству и званию Лев, родом болгарин, но служивший при греч. императоре 172 . Супруга его Мария была также благочестивая жена. От этой доброй четы произошли просветители славян – Мефодий и самый младший Константин, родившийся в 827 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Албанская История христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. Христианские общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. На Бератском Соборе в 1922 году была провозглашена автокефалия Албанской Православной Церкви, которую в 1937 году признал Константинопольский Патриархат. В 1967 году Албания была объявлена атеистическим государством, и гонения на православных приняли массовый характер. Весной 1991 год пал коммунистический режим, и началось восстановление Православной Церкви и всей религиозной жизни в стране. Юрий Максимов Юрий Максимов На землях современной Албании подвизалось немало православных святых самых разных эпох – начиная от тех, кто пострадал при власти язычников, заканчивая теми, кто мужественно исповедовал Христа во время турецкого ига. Среди них – священномученик Астий Диррахийский, священномученик Елевферий Иллирийский, святитель Донат Еворский, святой мученик Иоанн-Владимир, преподобный Иоанн Кукузель, святой равноапостольный Косьма Этолийский, священномученик Никита Албанский, святой Иоанн Албанский и многие другие. Юрий Максимов Составил Юрий Максимов Епископ Феофан (1882-1965), - человек, стоявший у истоков возрождения Албанской Православной Церкви, виднейшая фигура не только религиозной, но и политической, общественной и культурной жизни албанского народа в ХХ веке. Получив рукоположение в священнический сан и монашеский постриг в Русской Православной Церкви, впоследствии он на короткое время стал предстоятелем Албанской Православной Церкви и правителем Албании, а затем, после свержения, возглавлял епархию Албанской Церкви в США, будучи также писателем, переводчиком, поэтом, издателем, общественным деятелем. Юрий Максимов Перевод с английского Александра Стародубцева, дополнения 2009 г. подготовлены Юрием Максимовым. Подготовил Юрий Максимов Алексей Надеждин За 15 прошедших лет целая Поместная Церковь, ранее полностью уничтоженная коммунистическим режимом, возродилась из пепла. Архиепископ Анастасий грек и посланник Константинопольского патриарха, в то время как возобновители Автокефальной Албанской Церкви установили требование, чтобы все епископы этой Церкви были по происхождению албанцами. Однако, несмотря на кампанию, развязанную против него, владыка Анастасий сумел восстановить иерархию и структуру Церкви, отстроить сотни храмов и богоугодных заведений по всей стране.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Календарь болгарских святых HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август 8/21 августа Мученик Триандафил Старозагорский 16/29 августа Преподобный Иоаким Осоговский

http://pravoslavie.ru/40419.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Никита. Хромолитография. 2-я пол. XX в. [Агианнанит; греч. Νικτας το ν Σρρες (Αγιανναντης)] (между 1760 и 1770 - 4.04. 1808, Серес (Серры)), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)). Житие и мученичество Род. в «пределах албанских» ( Αζριας Αγιανναντης. 2007. Σ. 28). Подвизался на Афоне в Русском Пантелеимоновом мон-ре и совершал священническое служение, затем удалился в скит св. Анны, где в каливе во имя Св. Троицы пребывал в безмолвии и постничестве. По «любви к сладчайшему Иисусу Христу» (Письмо проигум. Константия. 1893. С. 82), желая принять мученическую кончину, Н. С. пришел в г. Серес 30 марта 1808 г., в Великий понедельник. Свое намерение он открыл проигумену мон-ря Панагия Илиокаллис иером. Константию (именуется также Константином). После причащения Св. Таин Н. С. отправился к мечети, где проповедал перед турками Христа и призвал их к истинной вере; он был взят под стражу и заключен в темницу тур. властями. В течение неск. дней его допрашивали, но святой твердо исповедал христ. веру и обличал мусульман. В темнице Н. С. подвергли мучениям, а вечером Великой субботы, 4 апр., он был повешен. При кончине святого было явлено знамение в подтверждение того, что он - мученик Христов: окрестности озарил чудесный свет. Также истинность подвига Н. С. была подтверждена знамением от иконы Спасителя, явленным во сне купцу Спандонису Хаджиконстантиносу ( Αζριας Αγιανναντης. 2007. Σ. 37). С разрешения тур. властей христиане погребли тело Н. С. в Светлый вторник «позади церкви» свт. Николая Чудотворца (Письмо проигум. Константия. 1893. С. 87). Икона сщмч. Никиты (ок. 2005) и ковчег с частицей его мощей (ц. во имя сщмч. Никиты Афонского в Сересе, Греция)

http://pravenc.ru/text/2565422.html

Память Преподобного Зосимы, отшельника Палестинского О нем см. в житии преподобной Марии Египетской. Скончался ста лет, в 523 году. Память Преподобного Иосифа Печерского болезненного Страдая продолжительною болезнью, Иосиф дал обет: в случае своего выздоровления посвятить свою жизнь на служение в Печерском монастыре, что он и исполнил, когда избавился от болезни, и усердны­ми трудами, постом, молитвою и служением братии достиг прослав­ления от Господа нетлением по своей кончине. Преподобный Иосиф преставился в XIV-м веке. Мощи его почивают открыто в Феодосиевых пещерах в Киеве. Память Святых мучениц Тарбы и Фервуфы с рабыней последней Сестры персидского епископа Симеона, пострадавшего 17 апреля 344 года. Случайно заболела царица, и пронырливые жиды распустили при дворе слух, что она заболела вследствие чар Тарбы, желающей на царском семействе отмстить смерть брата. Царь велел главе магов произвести дознание, и как сестры с рабынею не изменили своей ве­ре, то и были осуждены на смерть за чародейство: перепилены надвое (4 апреля 345 года). Память священномученика Никиты Святой Никита, славянин албанский, подвизался иночески в Рус­ском Афонском монастыре и совершал здесь служение очередного свя­щенника. По ревности к безмолвию жил он потом в скиту святой Анны. По ревности к славе Господа Иисуса, оскорбляемой магометанством, он решился принять на себя звание обличителя магометанства. Оставив Афон, приходит он в Серрес и в Серрской обители несколько времени приготовляется молитвою к своему подвигу. Потом идет к местному начальнику магометанину и говорит, что желал бы, чтобы доказали ему, что магометанство – не заблуждение жалкое, которое каждый, кому дорога душа, должен бросить. Начальник собрал ученых и мулл. Когда ученые остались в стыде от обличений исповедника, его уговаривали ласками признать пророка Магомета, потом обратились к насилиям. Поклонники лжепророка, не будучи в состоянии оправдать магоме­танства разумными убеждениями, принялись оправдывать ударами насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во многих местах Албании после возникновения храмов и школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был горный город Мосхополь, жители которого сохраняли верность Православию. Здесь действовала знаменитая «Новая академия», при которой были библиотека и типография. В других районах, например, в Тоскидоне, некоторые православные предпочитали становиться «тайными христианами». Здесь были и новомученики: преподобный Никодим (1722) и Христос Садовник (1748). Святой равноапостольный Косма Этолийский. Проповедь Святой равноапостольный Косма Этолийский. Проповедь Святой равноапостольный Косма Этолийский. Проповедь Знаменитый миссионер и просветитель святой Косма Этолийский с 1775 года трудился в Албании, где и принял мученическую смерть в 1779 году в Берате. Чуть позже другой святой – Никита Албанский проповедовал Христа и пострадал в 1809 году. После создания в 1912 году независимого албанского государства в церковной жизни страны большую роль сыграли представители диаспоры Америки и Европы. Епископ Дурреса Фан (Феофан) Ноли, который прежде был клириком Северно-Американской епархии Русской Православной Церкви, перевел многие церковные тексты на албанский язык, выступил за автокефалию Албанской Церкви, возглавил антифеодальную революцию в июне 1924 года, свергнув Ахмета Зогу, и стал премьер-министром демократического правительства. Провозглашение автономии Албанской Православной Церкви состоялось на Бератском Соборе 10–12 сентября 1922 года. Первого предстоятеля Церкви архиепископа Виссариона рукоположили два русских архиерея, проживавших после эмиграции в Сербии. В 1929 году Синод провозгласил автокефалию. В 1937 году автокефалия Албанской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом. Здание Епархиального Управления Гирокастры(справа), вместе с Духовным Училищем Святого Креста. Все здание было полностью восстановлено Албанской Православной Церковью. Здание Епархиального Управления Гирокастры(справа), вместе с Духовным Училищем Святого Креста. Все здание было полностью восстановлено Албанской Православной Церковью.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Чуть позже пострадал другой святой – священномученик Никита Албанский (память – 4 апреля). Он был славянин родом из Албании, в конце XVIII века принял монашество и подвизался в русском Пантелеймонове монастыре на святой горе Афон. Чтобы обличить противников христианства, святой Никита пришел в город Серрес. Здесь он увидел, как рядом с мечетью сидит хромой от рождения человек, который был одним из учеников местного муллы. Подсев к нему, святой отец спросил его, почему он, так страдая от своего увечья, не желает исцелиться. Мусульманин ответил, что, конечно же, он с радостью бы исцелился, но это невозможно. Тогда святой Никита сказал: «Ты исцелишься, если уверуешь во Христа и крестишься». Собеседник святого сразу пошёл к своему учителю и рассказал об этом разговоре. Мулла призвал святого Никиту, и тот в присутствии многих мусульман повторил ему то же, что сказал ученику. За это он был предан в руки начальника города, как учащий против их веры. И пред градоначальником святой Никита исповедал Христа. Он был ввержен в темницу. Ему предложили принять ислам и тогда святой потребовал, чтобы мусульмане доказали правильность своей веры. К нему пригласили учёных мулл, и на словесном состязании с ними святой Никита обличил заблуждения ислама и привел их к молчанию. Он, помимо прочего, свидетельствовал, что христианская вера была проповедана апостолами через одно лишь изложение догматов и утверждена чудесами, и, несмотря на то, что гонима многими мучителями, пребудет непобежденной до скончания века. Ислам же был насажден насилием, принуждением и войной богатым купцом, провозгласившим себя пророком, и его последователями. Святой Никита называл Мухаммеда обманщиком и жалел мусульман, как находящихся в прелести. После этого святой Никита подвергся жестоким пыткам, а 4 апреля 1808 года в вечер Великой субботы был повешен. Христиане выкупили его тело и предали погребению. В то же время албанец-мусульманин Хасан после участия в русско-турецкой войне, вернувшись, обратился в Православие, крестился с именем Иоанн и принял мученическую смерть в 1814 г., за что и был прославлен в лике святых как святой Иоанн Албанский (память – 23 сентября).

http://pravoslavie.ru/41553.html

  В 1757 г. кириакон был расписан художниками из Эпира Константином и Афанасием в манере критской школы. В 1784 г. построена колокольня. В 1843 г. нек-рые монахи предприняли попытку отделиться от В. Л., доказывая, что скит всегда именовался Синайским. Смута прекратилась после вмешательства К-польского Патриарха Анфима VI, как видно из его послания (окт. 1847), хотя разногласия между скитом и В. Л. продолжались вплоть до нач. XX в. (Μαμαλκης. Σ. 507-514). В нач. XX в. в скиту жили 300 монахов.   Из скита вышли 7 преподобных:   Геронтий (XIV в.),   Нифонт Афонский (XIV в.),   Герасим Новый Кефалонский († 1579),   Дионисий Ритор († 1605),   Митрофан (XVII в.),   Софроний (ХХ в.) и Савва († 1948) и     9 преподобномучеников: Макарий Киосский († 6 окт. 1590), Никодим Албанский († 11 июля 1722), Косма Агиананит († 3 дек. 1760), Лука Адрианопольский, или Митилинский († 23 марта 1802), Иларион († 20 сент. 1804), Никита († 4 апр. 1808), Нектарий († 11 июля 1820), Давид († 26 июня 1813). Здесь готовился к мученичеству Павел Панайотис Пелопоннесский, постриженик В. Л. († 22 мая 1818).   В XX в. в скиту подвизались старцы Елевферий († 1933), Андрей Постник († 1934), Никандр († 1938), Леонтий Исповедник († 1938), Харалампий († 1945), Феодосий († 1950), Иоаким († 1950), Гавриил (Картонас) († 1956), Никодим Киприот († 1960). Один из отцов скита иером. Савва Новый, скончавшийся на о-ве Калимнос (1862 - 25 марта 1948), был причислен к лику святых в 1987 г. В алтаре кириакона покоятся мощи Патриарха К-польского Кирилла V (1748-1757), скончавшегося в келлии св. Апостолов, а также частицы мощей прмч. Нектария Нового (часть главы), новомучеников Игнатия, Евфимия и Акакия (из Иверского скита), вмч. Пантелеимона, вмч. Димитрия, сщмч. Харалампия, бессребреников Космы и Дамиана, вмч. Меркурия и др. В б-ке кириакона хранится 250 рукописей (из них 3 пергаменные), каталогизированные мон. Герасимом Микраяннанитом. В наст. время здесь находится 58 келлий (51 из них имеет свой храм), из к-рых заселены только 35, в них живут 78 монахов.

http://isihazm.ru/?id=344

[Поместные Православные Церкви/Албанская/Духовное образование/Средние богословские учебные заведения] Албанская Православная Церковь уделяет значительное внимание образованию. У неё есть средние учебные заведения в таких городах как Тирана, Дуррес, Гирокастр и Месопотам. Мы расскажем кратко о каждой школе, её особенностях и контактной информации. [Поместные Православные Церкви/Албанская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] На землях современной Албании подвизалось немало православных святых самых разных эпох – начиная от тех, кто пострадал при власти язычников, заканчивая теми, кто мужественно исповедовал Христа во время турецкого ига. Среди них – священномученик Астий Диррахийский, священномученик Елевферий Иллирийский, святитель Донат Еворский, святой мученик Иоанн-Владимир, преподобный Иоанн Кукузель, святой равноапостольный Косьма Этолийский, священномученик Никита Албанский, святой Иоанн Албанский и многие другие. [Поместные Православные Церкви/Албанская/Персоналии/Члены Синода] архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий митрополит Бератский Игнатий митрополит Гирокастрский Димитрий митрополит Корчинский Иоанн епископ Аполлонийский Николай епископ Кройский Антоний [Поместные Православные Церкви/Албанская/Каноническое устройство/Епархии] Список епархий Албанской Православной Церкви, их правящих архиереев и контактная информация. Юрий Максимов «Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»; «Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,— всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов. Александр Музафаров Подготовленная Фондом исторической перспективы во взаимодействии с Комиссией при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при участии Фонда «Историческая память» книга «Партитура Второй мировой. Кто и когда начал войну» вызвала большой интерес, как в России, так и за рубежом.

http://pravoslavie.ru/archive/090911

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010