Заметим выражение в словах Христовых: в сей день твой ( Лк.19:42 ). Это выражение означает особенную важность воспоминаемого ныне события. Иудеи ожидали того дня, в который Иисусу Христу надлежало, по сказанию пророка, явиться пред народом в виде царя кроткого, седящим на жребяти осли ( Ин.12:15 ) и всенародно объявить, что Он есть Мессия. Этот день наступил; Иисус шествует к Иерусалиму точно в том виде, в каком предъизобразил Его пророк, и принятием царских почестей всенародно объявляет, что он есть Мессия и Царь. Народ принял Его, как Царя, с усердием и радостию; но правители народа, архиереи, книжники и фарисеи, не приняли и отвергли. Таким образом, сей день твой ( Лк.19:42 ), Иерусалим, которого ты ожидал и который должен быть началом твоего спасения и благоденствия, сделается началом твоих бедствии и несчастий. Вот что заставляло плакать Иисуса пред Иерусалимом – беззакония, а за ними и бедствия и несчастия, которые тяготели над ним: видев град, плакася о нем. Но Иисус плакал о бедствиях и несчастиях одного ли только Иерусалима? В виде Иерусалима не представлялись ли города и веси всех времён и стран, а в лице народа Иерусалимского все мы? Его плач не был ли следствием глубочайшей скорби об источнике всех человеческих страданий, о повреждении природы человеческой, которой достоинство и высшее назначение никто так хорошо не знал, как Он, и потому никто не мог так, как Он, знать и видеть всю глубину падения и всю тяжесть возобладавшего над родом человеческим греха и смерти? Иисус плакал из сострадания к человекам. Ему прискорбно было, что настаёт необходимость употребить мучительнейший способ врачевания, чтобы исцелить глубокие раны растленного человечества. Он плакал, как плачет сердобольный отец, когда принужден бывает наказать своего сына, дабы исправить его; плакал, как плачет нежная мать, когда видит, что порок овладевает её детищем и подрывает основу его счастия. Да будут слёзы Христовы для нас побуждением к оплакиванию наших собственных грехов! Он плакал не о Себе, но о нас; наши грехи суть причиною Его и наших скорбей и страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Нельзя; ибо все мы, не исключая даже самых добродетельных мужей, грешники; а грешники по закону правосудия должны быть наказаны или в сей жизни, или в будущей. – Теперь судите же, не лучше ли понести наказание за грехи здесь, чем там? не отраднее ли испить чашу горестей временных, чем подвергнуться вечным мучениям? Самые св. мужи, чувствуя тяжесть грехов своих, и содрогаясь при одной мысли об адских муках, молили Господа, чтоб Он подверг их временным страданиям. Искуси нас, Господи, и испытай нас, разжги утробы наша и сердце наше ( Пс. 25:2 ). С другой стороны, крест врачует болезни, которые зарождает в нашей душе любимое нами счастие. Знаете ли, что оно делает с человеком? Если извлекает кого из низкого состояния и поставляет на высшую степень в общественном служении, делает того гордым и неприступным; а если дарит кому вместо нищенской сумы корабль с золотым грузом, делает того жестокосердым и скупым. Не оно ли знакомит нас с негою и роскошью, и отворяет дверь в жилище разврата? Не оно ли поселяет в нас забвение о Боге и презрение к ближним? Мы погибли бы, если бы счастие было на земле постоянное. Многие и из благочестивых людей не устояли бы, может быть, в вере и добродетели, если бы оно непрестанно ласкало их и осыпало своими дарами; но к счастию, что оно непостоянно, к счастию, что Бог посылает нам крест страданий и горестей. Он исправляет в нас, что повреждает самодовольство; врачует, что в нас заражено; убеляет, что делается черно. Так горделивый под гнетом бедствий приходит в чувство смирения, жестокосердый смягчается, сластолюбец проклинает рассеянную жизнь и обещается жить воздержанно, вольнодумец сознается в своих заблуждениях, и простирается пред Распятым в слезах раскаяния. Короче: кто побывает в училище креста, тот выходит из него и умнее, и благонравнее. Видите, братия, какую пользу приносит нам крест. Святые мужи, когда брали на себя крест, радовались, когда носили, хвалились им, когда слагали, скорбели о нем; а мы, напротив, страшимся и легчайшей тяжести креста, и ропщем, если придет к нам какое горе. Так ли надобно последовать за Христом? Так ли должно свидетельствовать свою веру в Него? Возьмем же крест самоотвержения с радостию, и понесем его с благодарением и терпением. Иго мое благо и бремя мое легко есть, уверяет нас Сам Спаситель. Аминь. Читать далее Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах./С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых./Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Заметим, что Иисус Христос был смирен сердцем. Это значит, что смирение не ограничивается только одним умственным сознанием своей греховности и недостоинства пред Богом. Смирение есть чувство сердца. Кто говорит о самом себе, что он и нищ и беден и окаянен, но в тоже время превозносится мысленно своими добродетелями, тот фарисействует, обманывает себя и других. Не слова делают нас смиренными, но мысли, чувства и действия. Можно наговорить много скромных слов и умиленных выражений, и не участвовать в них сердцем. Можно казаться ниже всех, и не уступать в душе никому в преимуществах. Можно сидеть на последнем месте и представлять себя на первом, короче: можно быть под личиною смирения гордым – самоугодником. Есть люди, которые полагают смирение в ношении бедного одеяния. Скажем им: вы ошибаетесь. Одежда смирения есть нищета духа и уничижение. Давид носил порфиру; однако же был смирен сердцем. Есть люди, которые поставляют смирение в рабском и низком служении другим. Скажем и сим: вы погрешаете; служение другим должно основываться, по примеру Иисуса Христа, на чистейшей любви, должно быть искреннее и безкорыстное. Есть люди, которые поставляют смирение в удалении себя от почестей и славы. Скажем и оным: вы заблуждаете; честь, получаемая по заслуге от законной власти, не у меньшит смирения, если она сама идет к вам, без ваших исканий и домогательств, и слава не ослабит сознания греховности и бессилия, если не будете заниматься ею и услаждаться. Есть люди, – но не будем говорить о других, дабы, описывая их, не описать самих себя и не представить из картины зеркала для себя. Господи! мы знаем отчасти Твою науку и постигаем оную по возможности. Просим и молим Тебя, даждь нам силу привести знание в чувствование, и чувствование обратить в действие; даждь нам кротость и смирение сердца! – Аминь. Читать далее Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах./С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых./Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Любовь к добру в нас врождена. Все мы желали бы делать одно добро, но к величайшей горести находим в себе расположение ко злу ( Рим.7:21 ); желали бы ходить с чистым сердцем пред Господом, но усматриваем в себе влечение к нечистоте, – возлететь к высочайшему благу своему, но греховные помыслы препятствуют всякому высшему стремлению, всякому приближению сердца ко Всесвятому и всякому упражнению в молитве. Чем тягостнее для нас сие положение, тем с большею скорбию, тем с большим воплем взываем: кто отвалит нам камень? Но не скорбите, престаньте! Сей камень, который препятствует вашему стремлению к добру и заставляет вас держаться во зле, – сей камень, после того, как воскрес Христос, уже отвален. Вы немощны? – Но сила воскресшего Иисуса совершается в наших немощах. Вы делаете зло против воли? – Но идеже умножися грех, преизбыточестова благодать ( Рим.5:20 ). Только умейте каяться. Заботливость о будущем нам врождена. Я не буду говорить о той заботливости, которая мучит человека суетными прихотями, вымышленными нуждами, воображаемыми опасениями. Такие жалобы почти не стоят внимания и утешения. Но есть заботливость справедливая, основательная, стоящая всякого участия и утешения. Для многих будущее действительно покрыто смутными огорчениями, мучительными заботами, мрачным предзнаменованием. Так удержание за собою той степени беспорочности и благосостояния, какого достигли мы, – кого не озабочивает? Уничтожение препятствий к верному выполнению долга – кого не беспокоит? Воспитание детей и устроение их благосостояния – у кого не лежит на душе? Подлинно, всё это, как камень, лежит на сердце нашем. Кто отвалит нам его от сердца? Не беспокойтесь. Камень уже отвален. Иже своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует? Иисус умерый, паче же и воскресый, иже есть одесную Бога, ходатайствует о нас ( Рим.8:32, 34 ). Видите, братия, как заботливость наша о будущем облечена ходатайством о нас воскресшего Господа, как небесная помощь готова для нашей защиты, пособия и утешения. Остаётся только нам веровать в нашего Божественного Ходатая, уповать на Его заслуги и любить Его всем сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в Неделю св. жён-мироносиц 83 Кто отвалит нам камень от дверей гроба ( Мк.16:3 )? Так говорили между собою св. жёны, спеша ко гробу возлюбленного Учителя своего с ароматами! Вход в пещеру, где было положено пречистое тело Иисусово, был завален камнем. Св. жёны спешили покрыть благоуханными мастями тело Его; но как войти в пещеру? Камень бе бо велий зело( Мк.16:4 ). Они хотели излить в погребальной пещере своё горе, слёзы, сокрушение, и изнести оттуда для себя хотя искру утешения; но кто отвалит камень от дверей гроба? С такою заботою и беспокойством приблизившись к пещере, вдруг видят они камень отваленным, гроб праздным, во мраке свет, на гробе сидящего юношу в белой одежде и вещающего: воста, несть зде ( Мк.16:6 ). Возможно ли было им, слабым жёнам, при таком неожиданном событии не испытать в то же время внезапной перемены в своих помыслах и чувствах? – И изшедше скоро из гроба, говорит Евангелист, со страхом и радостию велиею, текосте возвестити учеником Его ( Мф.28:8 ). Что произошло с св. мироносицами, то происходит и с нами, христиане, на путях шествия к небу. Не часто ли, идя к царствию Божию, мы встречаем на пути огромные камни затруднений и препятствий? Вникнем в тайный голос собственного сердца, и мы услышим жалобный вопль, подобный воплю св. жён-мироносиц. Грехи для многих бремя нечувствительное и ноша лёгкая; но для того, в ком чувство нравственное не завяло и совесть жива, для того они составляют бремя тяжкое. Чем более размышляет кто, сколько его обидами исторгнуто вздохов, сколько его несправедливостями выжато слёз, сколько раз его неразумие, зависть, суетность, злоба, гордость бывали причиною соблазна или несчастия для ближних, тем сильнее чувствует бремя, тяготеющее над ним, тем заботливее ищет способов к облегчению себя от сердечной скорби. Кто отвалит ему сей камень? – Но успокойся, отягчённый сознанием своим грешник! С камнем, отваленным от дверей гроба отвален и тот камень, который лежит на твоей совести и душе. Внимай, что говорят св. апостолы: Иисус Христос предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше ( Рим.4:25 ). Имамы избавление кровию Его и оставление грехов ( Еф.1:7 ). Кровь Его очищает нас от всякаго греха. – Можно ли после сих апостольских утешительных удостоверений вопиять: кто отвалит нам камень? Шествуй, возлюбленный собрат, безбоязненно во врата Царствия Божия: только неси в сосуде сердца своего слёзы покаяния, проникнутые благоуханием веры, надежды и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Святейший Синод дал благословение на издание перевода и использование его в миссионерских целях. Но при этом рекомендовал внести поправки заслуженного миссионера архимандрита Аввакума (Честного). В письме к обер-секретарю Святейшего Синода отец Гурий писал: «Китайцы были очевидцы того, что я для проверки своего перевода пригласил целую комиссию ученых и этой проверкой лично с ними занимался два года. Никто не поверит, что ученый китаец знал китайский язык хуже отца Аввакума... Хорош будет кафтан из китайского атласа, когда пришьют к нему лоскут красного сукна российского произведения» 97–98]. Необходимо отметить, что отец Гурий старался использовать классический язык, переводя не слишком близко к тексту, заботясь о возможно более точной передаче смысла Священного Писания . В 1864 году перевод отца Гурия был издан, но, к сожалению, в последующее время он не переиздавался, только в 1911 году в Пекине был издан Апостол в его переводе. Заботясь о взаимопроникновении двух культур, желая, чтобы китайцы как можно больше узнали о русских, а русские о китайцах, он внес исправления в отредактированный его предшественниками «Свод православных законов» и издал его на китайском языке 37]. Кроме того, отцом Гурием был переведен с китайского языка серьезный научный труд под названием «Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев» Эта работа, по отзывам ведущих синологов, показывает глубокое, основательное знание буддизма и является ценным вкладом в европейскую науку, а также способствует дальнейшим изысканиям в области богословия и апологетических трудов Двенадцатая миссия пробыла в Пекине почти десять лет. 2 мая 1850 года, потрудившись во славу Божию, она покинула пределы китайской столицы. В 1844 году за усердные труды в миссии отец Гурий был награжден орденом св. Анны III степени, а в 1850-м, по возвращении на родину, «во внимание к понесенным миссионерским трудам был удостоен ордена св. князя Владимира IV степени и обеспечен пожизненной пенсией в 650 рублей в год» 122]. В феврале 1851 года он был возведен в сан архимандрита. В том же году Санкт-Петербургский митрополит Никанор (Клементьевский) представил кандидатуру архимандрита Гурия в Святейший Синод на должность смотрителя Александро-Невского духовного училища. В течение трех лет он исполнял послушания Санкт-Петербургского епархиального начальства. В 1855 году получил степень магистра за богословский труд «О богоучрежденности епископского сана».

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Как Он установил таинство, где и когда? Установил в горнице, где совершил последнюю вечерю, пред самым страданием. Совершив последнюю Пасхальную вечерю, Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. Потом взял чашу, воздал хвалу Богу и, подавая её ученикам, сказал: пийте от нея вси: сия есть кровь Моя. Причастив таким образом учеников Своего Тела под видом хлеба, и Своей Крови под видом вина, присовокупил: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19–20 ). Очевидно, что Спаситель дал заповедь – совершать таинство не одним ученикам, но и преемникам их для всех верующих до скончания века. Он хотел, чтобы Сионская горница никогда не преставала существовать на земле, вечеря – никогда не прекращалась, трапеза – никогда не оскудевала, хотел навсегда присутствовать в Сионской горнице, и – присутствует; всегда распоряжать вечерию, и – распоряжает; всегда давать Себя в снедь и питие верующим в Него, и – даёт. В самом деле, не Сионскую ли горницу представляет сей св. храм? Не таинственная ли вечеря происходит во время Божественной литургии? Не трапезу ли Господню изображает престол? Не Тело ли и Кровь Христовы лежат на трапезе? Не Сам ли Он есть приносяй и приносимый, приемляй и раздаваемый? Не истинного ли Тела и истинной Крови приобщаются все верующие в Него? Приимите. Это значит, что мы нуждаемся в чём-либо, – ибо Господь не даёт ничего без нужды, значит, что мы не можем жить долго, если не примем. Так и есть. Аще не снесте, говорит Христос, плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Ядите. Видно, что нуждаемся мы в духовной пище. И подлинно, ничто земное не насыщает нашей бессмертной души: она при всех благах земных и удовольствиях всегда алчет и жаждет благ совершеннейших. Но как ясть, спросите? Часто или редко, мало или много? Тело Христово есть хлеб животный; а хлеб редко ли вкушаем? Кровь Его есть питие жизни; а в питии редко ли нуждаемся? Тело и Кровь преподаются во исцеление души и тела; а врачевство не должно ли быть употребляемо часто, как часты болезни душевные? Мало ли, много ли ядим – это всё равно. Если примем и одну крупицу хлеба животного, и одну каплю пития жизни: то и капля сильна погасить весь пламень страстей и очистить всю горечь грехов, и крупица сильна напитать всю душу и сердце: потому что в них мы приемлем – всего Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в неделю двадцать четвертую 91 В чтенном ныне Евангелии слышали мы, братия, о двух необыкновенных явлениях в жизни человеческой, Одно произошло с кровоточивою женою и состояло в чудесном исцелении ея от неизлечимой болезни, другое – с умершею дщерию князя Иаира и заключалось в воскрешении ее из мертвых. Рассмотрим сии сверхъестественные события подробнее для нашего назидания. Упоминаемая в Евангелии жена страдала течением крови двенадцать лет. Можете представить, как она была измучена болезнию и озабочена исцелением от оной. Все, что имела она, истощила на лекарства и врачей, – и что же?–не возможе ни от единого исцелети ( Лк. 8, 43 ). Слово Божие не запрещает нам употреблять в болезнях естественные средства и прибегать ко врачам: ибо мудрый Сирах свидетельствует, что Господь созда врачевания, и муж мудрый не возгнушается ими ( Сир. 38, 4 ). Но тот же Сирах и преподает наставление всем болящим прибегать прежде к Богу с молением, потом не делать грехов, за сим принести жертву Богу, и наконец уже обратиться и ко врачу. Чадо, говорит он, в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и той тя исцелит. Отступи от прегрешения, и направи руце, и от всякаго греха очисти сердце твое: даждь благоухание и память семидала, и умасти приношение. И даждь место врачу, Господь бо его созда: и да не удалится от тебе, потребен бо ти есть ( Сир. 38, 9–12 ). Наставление божественное! Какой больной не воспользуется им? и какой врач не одобрит его? – Но воспользовалась ли им жена кровоточивая? Молилась ли Богу? Уповала ли на Его всесильную помощь? Очищала ли сердце свое от грехов? – Нет. Она молилась врачам и уповала на их искусство и знание. И потому болезнь ее становилась день ото дня неисцельнее, опаснее: паче же в горшая прииде. Когда все надежды на помощь человеческую уже исчезли: тогда страдалица обращает мысленный взор свой на помощь небесную. Не поздно ли? – Нет, братия: можно опоздать только надеждою на врачей, но надежда на Бога никогда не поздня. Слух о чудесах Христовых производит в душе болящей жены веру; вера возстановляет надежду на исцеление; вера и надежда влекут и мысль ее, и чувства к Спасителю, утешая, что, если только прикоснется риз Его, спасена будет. Так и сделалось: и приступивши созади, коснуся края риз его: и абие ста ток крове ( Лк. 8, 44 ), и ощути телом, яко исцеле от раны ( Мк. 5, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Но сия сеть была расторгнута Словом Божиим, как паутина. Не о хлебе едином жив будет человек, сказал Иисус Христос, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих ( Мф. 4:4 ). Потом бросил в него стрелу лести: аще Сын сей Божий, верзися низу; писано бо есть: яко ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя, и на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою ( Мф. 4:6 ). Но и сия стрела сокрушилась от твердыни Слова Божия: писано есть, сказал Иисус, не искусиши Господа Бога твоего ( Мф. 4:7 ). Наконец, вздумал ужалить дух Его честолюбием: вся царствия мира сего и славу их тебе дам, аще пад поклонишися ( Мф. 4:9 ); но и жало честолюбия осталось без действия. Иди за мною, сатано, сказал Иисус, писано бо есть·. Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши ( Мф. 4:10 ). Таким образом искушающий остался побежденным, а искушаемый победителем. Еще кого победил Христос? Победил мир. Дерзайте яко Аз победил мир ( Ин. 16:33 ), говорит Он Своим ученикам, оставляя их одних в мире. Видите, братия, кто враги наши – диавол и мир. Один сеет в нас нечистые мысли и желания, как плевелы посреди пшеницы; другой, своими обольщениями, примерами и правилами укореняя всеянные плевелы, приводит их в силу и возраст. Один стоит у нашего духа с почестями, отличиями и славою, другой у сердца с соблазнами к нечистым удовольствиям. Но есть враги самые опаснейшие, которых не было у Иисуса Христа, но о которых Он говорит в одном месте: и врази человеку домашнии его ( Мф. 10:36 ). Не слуги ли это наши? Не друзья ли присные? Не мы ли сами? Подлинно, телесные чувства суть слуги нашего духа, но они суть враги домашние. Например око, которое вопреки уверению Самого Господа всегда видит в плодах древа смерти нечто угоднее плодов древа жизни, не есть ли враг наш? И потому Господь заповедует: око твое соблазняет тя, изми е и верзи от себе ( Мф. 18:9 ). Рука и нога суть слуги нашего духа, но сии слуги суть враги домашние. Например, рука, которая, вопреки заповеди Божией, всегда простирается к запрещенному плоду, не есть ли враг наш? И потому Господь заповедует: аще рука твоя, или нога твоя соблазняет тя, отсецы ю, и верзи от себе ( Мф. 18:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово во вторую неделю св. Великого поста 50 Чадо, отпущаются тебе греси твои ( Мк.2:5 ). Кто говорит слова сии, и кому? Говорит Иисус Христос расслабленному, которого принесли к нему четыре человека, да исцелит от болезни. Думал ли расслабленный, думали ли принесшие его, что Иисус обратит внимание своё на состояние души? Расслабленный не чувствовал внутри себя никакой болезни. Он страдал от расслабления в теле, и потому нельзя было ожидать, чтобы Иисус Христос стал врачевать прежде душу. Но о чём не помышлял и чего не воображал больной, то открывает ему сам Врач душ и телес. Он исцеляет сперва душу его, говоря сими словами: Чадо, отпущаются тебе греси твои; потом и самое тело, взывая к расслабленному: востани, возми одр твой и иди в дом твой ( Мк.2:11 ). Нужно ли изъяснять вам, христиане, почему Спаситель наш, прежде нежели исцелил расслабленного, простил ему грехи его? Причина очевидна. Расслабление в членах тела происходило от расслабления в силах и способностях души. Грехи, грехи были причиною болезни. Посему, чтобы привесть члены телесные в прежний естественный порядок действования, надлежало наперёд восстановить и укрепить силы душевные; чтобы возвратить больному телесное здравие, надобно было прежде исцелить его душу от грехов. Итак, кто хочет предохранить тело своё от болезней, тот должен предостерегать душу свою от грехов; но кто хочет предостеречь себя от грехов, тот должен поступать но заповедям Господним. Имеяй уши слышати, да слышит ( Мф.11:15 ). Известно, что Бог сотворил первого человека не больным, но здоровым, не расслабленным, но крепким и сильным. Все силы его и способности, как нравственные, так и физические, были в единстве, действовали согласно и стремились к дальнейшему совершенству. Что одобрял разум, того желала душа; а чего желала душа, то исполняли чувства. Не было вражды между мыслями и желаниями, не было и нестроения в действиях. Спокойствие в духе, довольство в сердце, здравие в теле – вот что имел первый человек! Когда же он вышел из порядка правильного действования умом и сердцем, уклонясь своею мыслию от Бога к запрещённому древу и устремясь желанием к наслаждению его плодом: тогда, потеряв равновесие в силах, потерял вместе с сим и своё блаженство. Ум, получивший от Бога свет, перестал светить; воля, получившая от Бога святость, перестала быть святою; тело, получившее от Бога силу и крепость, сделалось слабым и немощным. Вот последствия потерянного равновесия сил! Вот действия греха!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010