Объясним сие примером. Послужит ли в пользу отцовское богатство глупому сыну? он расточит его и погубит самого себя. Послужит ли к благу буйному рабу, если дадут ему свободу? Когда он под управлением господина и надзором не может сделаться кротким и послушным: то сделается ли таковым, получив вольность? Итак, воля Божия, святая и благая, да будет волею нашею. Он знает и видит, что нам на пользу и что нужно. Чрез сие мы избежим упрека, которому некогда подпали двое из Апостолов, просивших себе первых мест в Царствии Небесном. Им было сказано: не веста чесо просита (Мк. 10:38). Тоже скажет Раздаятель даров и нам, если будем просить чего по своим видам и целям, сверх сил и меры. Просите общих даров – духа веры, духа любви, необходимых для спасения каждого. Что выше сего – да будет в том воля Божия! Второе условие. Кто хочет получить какой-либо дар благодати, тот должен сознать и восчувствовать свою немощь и бессилие. Господь, говорит Св. Иаков, гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ). Сознание и раскаяние в грехах есть, так сказать, отверзтие дверей у храмины, которая заключена самонадеянностию и кичением, а излияние слез по сокрушенному сердцу есть то же, что очищение храмины. Кто просит к себе гостя в запертые двери? и как примет его в дом, не приготовив и не очистив места, где нужно его поместить? Подобно сему, и мы можем ли просить себе даров Святого Духа, когда двери сердец замкнуты нашею нераскаянностию? и где приимем Его, если сердце нечисто? Правда, первое сообщение благодати Св. Духа бывает без всякого условия, туне. Никто же может приити ко Мне, говорит Иисус Христос, аще не Отец пославый Мя привлечет его ( Ин. 6:44 ). Посему, сознание во грехах, плач и сокрушение сердца суть первые действия Св. Духа. Он нисходит к нам прежде, нежели помыслим о Нем, – нисходит то в обличениях совести, то в неожиданных приключениях жизни, то в наставлениях и увещаниях пастырей Церкви, начальников, родителей, друзей и проч. Но в раздаянии даров последующих Господь соблюдает некую меру, то есть, Он изливает их с большим обилием там, где с большим желанием ищут их, и где приобретение оных почитается величайшим благом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

После сего можно ли было не узнать в вифлеемском Младенце обетованного Мессию? Он родился точно так, как говорили о Нем Пророки, от Девы, Которая происходит от дома Давидова, в Вифлееме, в котором жил некогда Иессей, отец Давидов, и в то самое время, когда Иудеи не имели уже Царя и Правителя из своего рода и, не смотря на исполнение всего этого, Иудеи не узнали своего Мессию. Никто не пошел поклониться Божественному Младенцу, кроме пастырей, и никто Ему не принес даров, кроме волхвов. Евангелист повествует, что Ирод Царь, иноплеменник, смутися и весь Иерусалим с ним, при вести о рождении Царя Иудейского ( Мф. 2:3 ). Этого ли хотел родившийся Мессия? Такое ли чувство надлежало иметь ожидавшему Его народу? Но что еще ужаснее, Ирод хотел погубить младенца Иисуса ( Мф. 2:13 ). Боже мой! Что опасного для себя увидел в Нем Ирод? совершенно ничего. Если не могло возбудить внимание очевидное исполнение пророчеств о Мессии, то человеколюбие должно бы было подвигнуть Ирода к состраданию! Где родился Христос? не в чертогах, не в каком-либо доме, а в жилище бессловесных. И где Он лежал? не в колыбели, а в яслях. Смотря на такую крайнюю нужду, всякий бы пожалел о Младенце. Но такого чувства не было ни в Ироде, ни в народе. Их жестокосердие заставило Иосифа и Марию бежать в Египет с Младенцем, и пребывать там до смерти Ирода. Когда родится сын у Царя, особенно наследник престола, то прежде всех извещаются о том первые чины Двора, первые сановники в Царстве. Не так было при рождении Господа Иисуса. Бедные пастыри узнали о том прежде книжников и первосвященников. Небесный вестник обошел их с вестию всемирной радости, потому что знамение нищеты и убожества, по которому пастыри должны были найти в Вифлееме новорожденного Младенца, не понравилось бы им. Что за Мессия, сказали бы они, без знаков величия и славы? Что за Царь, который сам нуждается во всем? А пастыри были незнакомы с земною славою, и могли удобнее понять знамение и искреннее уверовать, и скорее передать другим свои чувствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

В самом деле, кто вовлёк первого человека во грех ? Не змий, но злой дух, вошедши в змия. Кто лишил Иова всего имущества и поразил тело его язвами? Тот же злой дух. Кто искушал Иисуса Христа в пустыне? Он же. Здесь нет олицетворённой идеи, или мечты воображения; здесь видно действительное существо с умом и волею. Когда Иисус Христос говорит о диаволе, то говорит, как о лице. Так говорит Он фарисеям: Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити. Он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит: яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко ложь есть и отец лжи ( Ин.8:44 ). Когда св. апостолы говорят о злых духах, то говорят, как о существах действительных. Так ап. Иуда упоминает, что Господь ангелы не соблюдшия своего начальства, но оставлшия свое жилище, на суд великаго дне, узами вечными под мраком соблюде ( Иуд.1:6 ); а апостол Павел, заповедуя нам облещись во всеоружие Божие, поставляет причиною то, что несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф.6:11–12 ). Такие удостоверения слова Божия могут ли быть сомнительны? Ужели Иисус Христос и Его апостолы применялись к мнениям и заблуждениям народа? Они говорили всегда и везде одну святую истину. До пришествия в мир Сына Божия, диавол с своею свитою свирепствовал в роде человеческом; но с пришествием Его, тиранства его день от дня стали умаляться. Явление в мир Сына Божия было нестерпимым мучением для злых духов. Однажды вопияли они: что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времене мучити нас ( Мф.8:29 ). Но кто пришёл разрушить дела диавола, тот всякий раз, когда встречал бесноватых, освобождал их от духов нечистых силою Своего Божественного слова. Наконец владычество диавола совершенно разрушено крестом, смертию и воскресением Богочеловека. Князь мира сего изгнан вон ( Ин.12:31 ). Если что оставлено ему до второго пришествия в мир Сына Божия, то некоторая только власть искушать и вредить человеку, дабы сей не был в беспечности в отношении к человекоубийце, и непрестанным испытанием зла побуждаем был обращаться ко благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Невозможно, скажут некоторые, жить в нынешнем веке так, как жили праведники? Отчего же так? Разве праведники не были подобострастные нам люди? Разве слово Божие учит делам невозможным? Нет! земля и небо те же и ныне; люди те же и ныне; заповеди Божии были и будут для всех одни и те же, Иисус Христос вчера и днесь, тойжде и во веки. Если праведники могли творить дела веры, жить целомудренно, праведно и благочестно, то можем и мы, несмотря на растление нравов. Надобно только веровать в Господа Иисуса Христа, и веровать всею душею и всем сердцем. Влечет ли плоть кого к рассеянию, забавам, удовольствиям и плотским наслаждениям? Тот может противопоставить действию плоти силу веры: ибо, по слову Спасителя, верующему вся возможна суть (Мк. 9:23). Соблазняет кого мир, в котором живем? Тот может отражать его соблазны силою веры: сия есть победа, победившая и побеждающая мир, вера наша, говорит Апостол ( 1Ин. 5:4 ). Всевает в сердце чье нечистые помыслы и нечистые желания диавол? Тот пусть возьмет щит веры, и возможет вся стрелы лукаваго разженныя угасити ( Еф. 6:16 ). Сею-то верою жил благочестивый старец Симеон! Сею же верою должны жить и мы, живущие в сем грешном мире. Жить надеждою – значит жить в подвигах и трудах. Ибо надежда есть сила, непрестанно движущая человека, непрестанно побуждающая его к деятельности. Так, кто заставляет земледельца трудиться на поле от утра до вечера? Надежда будущей жатвы. Что заставляет воина идти чрез горы и степи, в зной и хлад, и идти бодро и весело? Надежда будущей победы и славы. Что побуждает купца плыть чрез бездны морские в отдаленный край земли? Надежда будущих приобретений. Не меньших подвигов требует надежда христианская. Она требует от нас высочайшего очищения, как чист есть Сам Христос: вемы, говорит Апостол, яко, егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, яко же есть, и всяк имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже Он чист есть ( 1Ин. 3:2–3 ). От чего же надобно очищать себя сею надеждою? От всякой скверны плоти и духа. Так, чтобы умертвить свою плоть, надобно удалить ее от любимых предметов, в надежде прекращения пагубных их действий на плоть, надобно воздержаться от пищи и пития, в надежде ослабления действий самой плоти на дух, надобно бдеть и молиться, в надежде воспрепятствовать врагу сеять плевелы посреди пшеницы; надобно упражняться в слове Божием, в надежде обогащения ума и сердца святыми мыслями и желаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Что делать! Испытание в училище Креста необходимо. Истинная кротость не иначе приобретена быть может, как в борьбе с оскорблениями и обидами, с препятствиями и трудностями, со злоключениями и неприятностями. Как можно назвать того кротким, кто не испытал ещё никаких неприятностей? Как можно назвать того героем, кто не видал ещё никакого неприятеля? Как можно назвать того воздержным, кому ни есть, ни пить нечего? Если слабый и измождённый убегает сластолюбия, если нищий не расточает, если угнетённый судьбою и лишённый чести не надмевается высокомерием: то в каждом из таковых столь же мало можно найти великого и достойного, как и в человеке, который, будучи заключён в темнице, не грабит. Но кто при всех обольщениях и соблазнах пребывает благонравен и целомудрен, кто при всех почестях сохраняет смирение, и при всех оскорблениях выказывает терпение: тот истинный ученик Христов и истинный Его последователь. Нужно ли сказывать, в чём состоит кротость? Взглянем на Божественного Учителя, как Он нёс крест от колыбели до гроба. Роптал ли когда на промысл? Гневался ли на стужающих Ему грешников? Гнушался ли их трапезою? Порицал ли учеников за их ошибки и падения? Нет. Он был всегда и везде кроток, кроток без принуждения и притворства, кроток из любви к нам, не для славы собственной, но для славы Отца Своего. Не сии ли самые качества должна иметь и наша кротость? Не так же ли она должна быть искренна, непринужденна, некорыстна и непоколебима? Но нам ли, Господи, удержаться от гнева при виде оскорблений, – от ропота во время бури, – от мщения при бессилии врагов? Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем, говорит апостол ( Еф.4:26 ). Что это значит? То, что когда христианин по долгу своего сана, или звания принужден будет восставать против каких-либо заблуждений и пороков; то, приступая к обличению оных, должен предохранять себя от неправедного гнева, который большею частию происходит от раздражительного самолюбия. Но что, если сей греховный огнь возгорится? Спеши угасить оный, доколе не воспылал ещё со всею свирепостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Кто перестаёт любоваться своими совершенствами, тот начинает удаляться от гордости и тщеславия; а это есть начало христианского смирения. Кто начинает мало мечтать о своих достоинствах и выгодах, тот начинает много думать о достоинствах и выгодах ближнего; а это есть основание любви к ближнему. Кто отвязывается от своих прихотей и страстей, тот прилепляется к слову Божию и старается исполнить его; это есть отличительная черта в последователе Христовом. Не думайте, христиане, что самоотвержение есть дело невозможное. Не делаем ли мы сами часто того для мира, чего требует от нас Господь для себя? Не покоряем ли своего ума и воли уму и воле других? Не жертвуем ли миру своими выгодами и своим здоровьем, следуя его правилам и обычаям? Правда, мы не одобряем иногда того, что делаем, и жалуемся на дух времени; но осмеливаемся ли противоречить ему и располагать иначе собою? Нет, мы последуем ему и тогда, когда он подавляет нас своими требованиями. Не есть ли это самопожертвование? Второе дело взять крест свой: это значит, что желающий идти за Христом должен быть готов к перенесению всякой скорби, с которою встретится на пути; терпеть и мужественно переносить всё тяжкое, трудное и неприятное значит нести крест. Как воин без мужества, так христианин без терпения суть жалкие люди. Воин, услышав выстрелы, приходит в робость; увидев поле сражения, трясётся; вступив в бой, мешается в действиях: христианин, услышав клевету на себя, сетует; увидев себя в бедности и нищете, ропщет; вступив в брань с искушениями плоти, слабеет и падает. Но тот не воин, кто идёт на сражение с робостию и страхом; мужество и храбрость должны одушевлять прямого воина; и тот не последователь Христов, кто идёт за Ним с грустию и скорбию. Радость и веселие должны оживлять истинного христианина. Чем более мужества в духе, тем менее тяжести в скорбях. Чем слабее терпение, тем чувствительнее страдание. Крест свой: каждый из нас, христиане, имеет в себе какую-либо господствующую наклонность ко греху: иной любит более славу и честь, другой привязан более к золоту и серебру, третий предан более наслаждениям чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в третью неделю св. Великого поста 59 Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой ( Мк.8:34 ). Когда земной царь приглашает своих подданных идти с ним на поле брани: кто откажется от приглашения? Ныне, Царь неба и земли, Господь Иисус призывает нас, христиане, в своём Евангелии к последованию за Ним; кто дерзнёт отговариваться от призывания? Можно сказать утвердительно, что таких, кои бы не желали идти за Христом, не окажется между христианами. Быть христианином, и не хотеть идти за Христом – есть мысль нелепая, которая противоречит сама себе. Но нельзя утверждать, чтобы все те, кои хотят идти за Христом, шли за Ним постоянно и неуклонно. Одних устрашает трудность пути, других колеблет неизвестность. Одни, пройдя несколько, возвращаются опять к прежним своим привычкам и удовольствиям; другие останавливаются, и предаются беспечности. Таковы люди! Обещают и не исполняют; где нужно ходить делами, там ходят только мыслями и желаниями. Чтобы утвердить мысль и желание на пути Христовом, надобно прежде рассмотреть, как идти, куда и зачем. Рассмотрим. Желающему вступить в путь Христов предложат к исполнению два дела. Первое, отречься самого себя, второе, взять крест свой. Дела трудные, но возможные. Первое: отречься самого себя значит то же, что перестать любить самого себя. Чтобы понять, как можно не любить себя, надобно показать, в чём состоит любовь к самому себе. Она заключается в пристрастии к своему уму и воле, в привязанности к своим умствованиям и суждениям, к своим чувствованиям и действиям. Кто любит себя таким образом, тот не иначе думает о себе, как что он лучше всех, то есть, умнее всех, добрее всех, справедливее и безошибочнее всех. Он не знает другого вождя, кроме своего разума, и другого закона, кроме своей воли. Вот что значит любить себя! Теперь судите, совместна ли эта любовь с желанием идти за Христом? Скоро ли пойдём, влюбясь в свои совершенства и преимущества? Далеко ли уйдём, увлекаясь своими выгодами? Перестать любить себя есть то же, что прекратить всякое пристрастие к своим мнениям и суждениям, и пресечь привязанность к своей чести и выгодам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Первое качество в детях есть любознательность. Дети, вступая в мир, совершенно для них новый, не могут оставаться на долгое время праздными зрителями находящихся в нём существ. Скоро обнаруживают они нужду в сближении с окружающими их предметами. Всё, что они видят, слышат, осязают, всё это возбуждает в них любопытные вопросы. И как приятно видеть, что даваемые им объяснения принимают они с восхищением, радуются каждому новому открытию и стараются употребить в своё удовольствие и наслаждение. Такое свойство – любознательность – не чуждо и взрослым людям. Самые старцы, стоя у гроба, всё ещё хотят новыми сведениями дополнить более или менее богатый запас опытов жизни. Но припомним, что дети по необходимости обращают свой любознательный взор на видимый мир, – ибо живут в чувствах и могут видеть только одно вещество; а мы, в которых развились силы и кроме жизни тела образовалась жизнь по духу, мы необходимо должны действовать умом, созерцать мир невидимый, жить в размышлении о своём спасении и приобретать спасительные познания о вечном блаженстве на небесах. Но на деле происходит противное: мир чувственный со всеми изменяющимися в нем существами часто составляет единственный предмет всей деятельности ума нашего, всех исследований и познаний. И какая же цель всей умственной деятельности? Хотим распространять своё земное просвещение, дабы умножить выгоды и удобства в житейском быту, или улучшить и возвысить наслаждения и удовольствия всякого рода, – и только? Не справедливо ли было бы сказать и нам, видя любознательность нашу, непростирающуюся за пределы настоящей жизни и мира, – сказать: аще не обратитеся и не будете так любознательны в отношении к миру духовному, как любознательны дети в отношении к миру вещественному, не внидете в Царство небесное? Второе качество в детях есть вера. Дети, принимая наставления от родителей, верят словам их, так что едва ли можно переуверить их в том, что слышали. Посылают ли их куда? Идут. Назначают ли им что сделать? Делают. Наказывают ли их? Принимают наказание, хотя с плачем, но с доверием, зная, что родители больше их ведают, что им нужно и полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Не нужно сказывать тебе, христианин, приявший крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в кого ты веровать должен. Христианин по имени и по обязанностям совести, ты не забудешь слов Евангелия: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). Но не нужно ли напомнить, как должно веровать? Если вера слагается из познания и убеждения и, главным образом, состоит в убеждении, то надобно веровать и умом и сердцем, но так, чтобы престол веры заключался не в уме, а в сердце. Вспомним, что говорил Филипп, упоминаемый в Апостольских деяниях, евнуху Царицы Кандакии, когда сей, выслушав от него проповедь о Иисусе Христе, изъявил желание креститься? Филипп не спрашивал каженика: веруешь ли ты от всего разума? Но спрашивал, веруешь ли ты от всего сердца ( Деян.8:37 )? Вспомним, что говорит апостол Павел о разуме и сердце относительно веры: он заповедует пленять разум в послушание веры ( 2Кор.10:5 ), и утверждает, что сердцем бо веруется в правду ( Рим.10:10 ). Такой пример и свидетельство должны расположить тебя, христианин, к сердечной вере во Христа. Без усумнения, с полным доверием принимай каждое слово Евангелия, услаждайся обетованиями его, всю жизнь направляй к исполнению заповедей Господа твоего, живя и действуя всегда в мысли о Нём с желанием благоугодить Ему – в живом чаянии уготовленных Им для тебя вечных благ: то будет истинная вера; то будет спасительная жизнь по вере! При такой вере вся возможна верующему. Возможно, по слову Господа, повелевать силами природы, запрещать ветрам, останавливать волнение морей, двигать горами ( Мф.17:20 ). Но, что особенно важно, при такой вере вся возможна христианину – в великом и многотрудном деле спасения души, точно так же, как и наоборот, ничто не принесёт пользы, когда не будет веры: покажите в вере вашей добродетель. Молитва есть ключ к сокровищницам благодати: но кто отверзет им двери, не имея веры? Что такое молитва без веры? Пост есть средство к умерщвлению плоти и страстей: но кто достигнет цели, не имея веры? Она одна есть, по слову апостола, щит, в немже возможем вся стрелы лукаваго разженныя угасити ( Еф.6:16 ). Терпение есть великая добродетель и драгоценное пособие к перенесению скорбей и бедствий жизни; а много ли приносит оно пользы и утешения, если нет в нас живой веры в Спасителя? Нет: без веры не возможно угодити Богу ( Евр.11:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Но чтобы кто не подумал, что молитва сильна и действительна у одних только святых, приведем и такие примеры, из коих можем видеть ясно, что Бог приемлет молитву и грешников, если с смиренным и сокрушенным сердцем они молят Его. Согреших, вопиет Давид к Господу, и Господь ответствует ему чрез Нафана: Господь отъя согрешение твое, не умреши ( 2Цар. 12:13 ). Молился Богу Манассия, и Бог помиловал его: и послуша его, и услыша вопль его, и возврати его со Иерусалим на Царство его ( 2Пар. 33:12–13 ). Молился мытарь: Боже милостив буди ми грешнику, и Бог оправдал его ( Лк. 18:14 ). Молился на кресте разбойник: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем, и Господь ввел его в царство небесное ( Лк. 23:42 ). Молитва того и другого была краткая, но действительная: немного говорили пред Богом, но много от Него получили; говорили не устами, а сердцем, говорили не о том, чего хотела плоть, но чего искал их дух. И может ли молитва быть не услышана, когда Сам Бог требует, чтобы мы молились? Может ли прошение быть отвергнуто, когда Он Сам повелевает: просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется ( Ин. 16:23 ; Мф. 7:7–8 ). Самая заповедь о молитве убеждает нас в ее силе, и самый обет уверяет в ее действии. Иначе, для чего бы было побуждать к молитве, и обещать исполнение прошений? Но верен Господь во всех делах Своих, истинен во всех словах и обещаниях, и благ паче земных родителей: аще вы лукави суще умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящым у него, говорит Иисус Христос ( Мф. 7:11 ). Что изъясняет Он чрез сие уподобление? Несомненность в действии и успехе молитвы: просите и дастся вам. Господь благ и в самом отказывании нашим прошениям. Тогда Он или исполняет самое глубочайшее желание, которого неразумев, мы обращаем совсем к другому предмету, или исполняет их неожиданным и высшим образом. Так Апостол Павел трикраты молил Его, да отступит от него пакостник плоти. И чтоже? Довлеет ти Благодать моя: сила бо моя в немощи совершается, ответствовал ему Господь ( 2Кор. 12:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010