Теперь рассмотрим суждения православных богословов, высказавшихся в прессе против смертной казни. С наибольшей подробностью эти суждения изложены в «Голосе священника о смертной казни и об убийстве, как средстве политической борьбы» 3 . Опуская в нем все несущественное и к делу не относящееся, мы разберем только основные положения «Голоса». Впрочем, не лишним считаем сказать несколько слов по поводу весьма характерного обвинения, брошенного «Голосом» пастырей по адресу тех, которые «молчат» по вопросу о смертной казни. «Мы все – убийцы и палачи, пишут пастыри, если допускаем смертную казнь, если не кричим, не протестуем против нее. Молчание знак согласия, и мы, если молчим, то ео ipso соглашаемся». Невольно хочется спросить «любвеобильных» пастырей – прокуроров, кто же признал, что «молчание знак согласия»? Житейский обиход? Жаль, что пастыри в таком источнике черпают мудрость для составления столь грозных обвинительных актов! Впрочем, при желании покопаться в том же арсенале лучше, можно найти там и другое: «слово – серебро; молчание – золото». Значит, молчание не всегда – знак согласия! И в Библии на счет молчания сказано: «всему свое время... время молчать, и время говорить... бывает обвинение, но не во время, и бывает, что иной молчит и он благоразумен. Иной молчит, потому что не имеет что отвечать, а иной молчит, потому что знает время. Мудрый человек будет молчать до времени, а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени? Не давайте святыни псам, говорить Христос, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Ясно, что молчание молчанию рознь. Можно молчать, потому что «время молчать», можно молчать, потому что нечего отвечать ( Мф.22:34 ); можно молчать, потому что время обсуждать: так или иначе; можно молчать, потому что согласны; можно молчать, как молчал однажды Христос ( Ин. 8:3–7 ) и т. д., и т. д. Признать же за молчанием исключительно значение согласия и для «Голоса» вряд ли будет удачным? Ведь пастыри выразили в нем свой «крикливый протест» только в январе 1906 г. Значить, если держаться логики названных пастырей, то до этого времени они своим молчанием выражали согласие на смертную казнь и, таким образом, были «палачами и убийцами»? Если же окажется, что осуждение смертной казни всегда гнездилось в душе пастырей, то почему же нельзя допустить этого и относительно других душ, которые en masse причислены пастырями к «убийцам» и «палачам» заодно только «молчание»! Не напрасно же Писание говорит: «не делайте другим того, чего себе не хотите»?!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Изумленное молчание субботы Слава нового мира ещё не явлена нам. Перед нами только гробный камень с глупыми печатями. 4 мая, 2013 Слава нового мира ещё не явлена нам. Перед нами только гробный камень с глупыми печатями. Возлег уснул еси яко лев , — так пелось на субботней утрене. Древние христиане вспоминали в этом песнопении пророчество Иакова о пришествии Примирителя: Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт 49:9). Христос-Примиритель лежит во гробе. И люди и природа безмолвствуют в изумлении: Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали (Ис 52:15). В этом дивном безмолвии творится новый мир, мир бессмертия и жизни с избытком, мир, в котором нет вражды между Богом и человеком, где нет чужих, но все и каждый — свои Богу (Еф 2:19). В этом изумлённом молчании — предчувствие неудержимой радости и торжествующего ликования перед грядущей новизной мира. Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце (Ис 65:17). Время печали и отчаяния умирает вместе с умерщвлённой смертью, и уже ничего не страшно. Се, творю все новое (Откр 21:5). Начальник этого нового мира — Христос, как “зерно… в бок а земли сеется”. Зерно нового мира, где не будет вражды между землёй и небом. И из этого корня вырастет Церковь — единство людей в любви, плод мира. Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин 12:24). Стража у Гроба Господня Многоплодная новизна соединится в единстве небесного и земного под главою Христом (Еф 1:10). Но слава нового мира ещё не явлена нам. Перед нами только гробный камень с глупыми печатями. Верные жёны несут миро для Божественного мертвеца, ученики молчат и таятся в недоумении, стражники даже не предполагают, кто разбудит их в этот раз. Мы уже знаем, что Христос воскрес, но ещё не явлен любящим Его. Но перед тайной Воскресения, перед тайной нового мира бессильны слова. Тайне прилично молчание: цари закроют пред Ним уста свои (Ис 52:15).

http://pravmir.ru/izumlennoe-molchanie-s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Он с радостью оказал бы помощь Обвиненному и прогнал бы от своего судилища ненавистных иудеев. Он даже пытается, насколько возможно, побудить Господа к решительному возражению. «Тогда, говорит Ему Пилат», рассказывает евангелист: «не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» ( Мф. 27, 13 ). Но и этот вопрос, и связанный с ним вызов остаются тщетными. «И не отвечал ему ни на одно слово». Всякий другой на месте Христа, когда дело шло о жизни и смерти, употребил бы все, чем можно было отвергнуть и обессилить клевету, – но Иисус молчит. Всякий другой потребовал бы от своих обвинителей очевидных доказательств, – а Иисус молчит. Другой, если бы он имел такую же добрую совесть, как Святой Божий, сослался бы на всю свою жизнь и свое поведение, чтобы показать неосновательность обвинений; – но Иисус молчит. Ни одного слова укоризны или защиты, ни одного слова огорчения или негодования не исходит из Его святых уст. Поистине исполняется теперь возвещенное о Нем пророком: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец, пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис. 53, 7 ). Почему же Господь молчал? Это было молчание небесной премудрости; Сын Божий знал, что в этот час и пред этими людьми совершенно бесполезно какое бы то ни было свидетельство истины. Это было молчание милосердой любви, милосердый Спаситель не хотел Своим словом возбуждать еще более клевету и ругательства и тем увеличивать и отягчать вину Своих врагов. Это было молчание святого правосудия; ожесточенные нечестивцы не были достойны услышать от Него хотя бы единственное слово в ответ на свои ложные и несправедливые обвинения. Но этого мало. Сын Божий знал, что Отец возложил на Него грехи всех нас, сделал Его жертвой за грехи наши. Поэтому Он и не отвечает, но безмолвствует в святом послушании воле Отца, чтобы искупить этим наши преступления. Своим молчанием Он взял на Себя наш долг, чтобы освободить нас от него. Если теперь наш обвинитель будет укорять нас за грехи, то мы мужественно и решительно можем ответить ему: отойди от меня, сатана! у меня ничего нет общего с тобою; мой Спаситель уплатил за меня весь мой долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Пример удивительного постоянства и настойчивости в молитве явила хананеянка в евангельском повествовании об исцелении Христом её дочери. Она не отступала от Спасителя, несмотря ни на что. Вспомним эту евангельскую историю. «Женщина хананеянка... кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами» ( Мф. 15: 22–23 ). Господь молчал... Но Его молчание было необходимо как начало того значительного и всемирного, что должно было сейчас произойти. Ученики, несколько раздосадованные настойчивостью женщины, не прекращавшей, несмотря на молчание Господа, своих просьб, просят Христа «отпустить» её, не понимая молчание Спасителя. И в ответ на их высказывания звучит ответ Господа, ещё более усугубляющий эту на первый взгляд тяжёлую сцену. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15: 24 ), – говорит Господь. Несмотря на этот отрицательный ответ Христа, хананеянка подходит к Нему и говорит: «Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» ( Мф. 15:25–26 ). Ответ этот может показаться нам резким и даже жестоким. Казалось бы, что после такого ответа женщина хананеянка должна была бы отойти от Иисуса, оскорбленная Его словами. И не только отойти, а даже озлобиться на Него, сравнившего её и её народ с псами. Но этого не случилось. Её ответ звучит совершенно по-иному. «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф. 15: 27 ). И не замолкли ещё звуки её слов, как раздались следующие слова Господа, раскрывающие вечный смысл этого евангельского эпизода: «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час» ( Мф. 15: 28 ). В своей встрече с хананеянкой Христос хотел показать всему миру пример веры, смирения и настойчивости этой женщины. Будем же и мы, дорогие, следовать этому примеру. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем – молчание ( 82, 346 ). Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем» ( 82, 337 ). Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ( Мф. 12, 37 ), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить. Преподобный Пимен Великий ( 82, 337 ). Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен Открытым дверям?» Преподобный Сисой Великий ( 82, 350 ). Брат спросил старца: «Отец, до каких пор должно сохранять молчание?» Старец отвечал: «До того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный» ( 82, 403 ). Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь Добродетели, но признавай себя недостойным говорить. Изречения безымянных старцев ( 82, 403 ). Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков», – говорит апостол ( Иак. 3, 9 ). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» ( Иак. 3, 2 ). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил. Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь ( Мф. 12, 36 ). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» ( Пс. 140, 3–4 ). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен...» ( Пс. 38, 2–3 ). Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 1047 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатию» (Кол. 4, 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«И первосвященники обвиняли Его во многом». Нечестивые священники обыкновенно становятся хуже всех людей. Самое лучшее делается самым худшим, когда развращено. Эти священники были неистощимы в своих обвинениях, но Господь ничего не отвечал. Бывает молчание красноречивее всех слов, ибо молчание может сказать то, что не могут выразить никакие слова. И бывает молчание, когда сказано все, и нечего больше сказать. Страшно это состояние человека, когда даже Христу не имеет смысла с таким человеком говорить. «От такого бесчеловечия избави нас, Господи!» Пилат предлагает народу освободить Христа, согласно обычаю отпускать одного узника на всякий праздник. «Народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них». Пилат понимает, что первосвященники предали Христа из зависти. Нетрудно было увидеть, что причиной взятия Христа была не Его вина, а Его добро. Пусть народ попросит его освободить Христа, и он с готовностью исполнит это. Но там был другой узник, Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа против римлян совершили убийство. Очевидно, он был популярен в народе, и не исключено, что толпа как раз собралась с намерением требовать его освобождения у Пилата. Когда эти люди увидели, что Пилат хочет освободить Христа, а не Варавву, они пришли в неистовство. Для первосвященников и не надо было большего желать. Они возбудили народ не отступать от своего. Мы слышим единодушные, яростные крики толпы, требующей предать Христа смерти — распять Его. Пилат потрясен, видя, что все хотят освобождения Вараввы. Он пытается противостоять, как только возможно: «Что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?» Но они опять закричали: «Распни Его». Когда Пилат противился им: «Какое же зло сделал Он?», они не удосужились ответить ему, «но еще сильнее закричали: распни Его». Согласно иудейскому закону, обвиняемый в богохульстве должен быть побиваем камнями (Лев. 24, 16). Но первосвященники меньше всего хотели сделать из Господа «мученика веры». И потому добивались Его распятия — как политического преступника. Они не сомневались, что Пилат вынужден будет уступить напору толпы. Все ухищрения сатаны направлены на то, чтобы вначале очернить Христа и Его Церковь в глазах народа, а потом уже — расправиться с ними, с помощью того же народа. Наш Господь, принося Себя в жертву за грехи многих, становится жертвой ярости многих.

http://moral.ru/седмица-35-я-по-пятидеся...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Примером может служить авва Арсений Великий . Так, когда авва Марк сказал ему: «Почему ты бегаешь от нас?», старец отвечал ему: «Бог видит, что я люблю вас, но я не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми» 390 Итак, молчание бывает разное: один молчит потому, что по смирению не считает себя достойным говорить, а другой – потому что не считает других достойными его слушать. Один молчанием хочет прославиться у Бога, а другой посредством того же самого дела ставит себе цель прославиться у людей и сойти у них за мудрого. Таким образом, бывает и безрассудное, бесовское молчание 391 Оно иногда заставляет человека, вместо долготерпения к немощам ближнего, требующим поучить его в чем-то не раз и не два, говорить самому себе: «Ты и раз, и десять раз уже говорил брату, оставь его, пусть он делает, как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы...» Таковым отвечает св. Варсонофий Великий: «...от тебя так далеко эта мера (духовного возраста), как небо от земли. Хочешь ли удостовериться в этом? Вспомни, что Господь сказал о деревьях: каковы они, такие приносят и плоды. Рассмотри же, что происходит из молчания, внушаемого тебе диаволом? – Смущение и гнев... Ясно покажу тебе, что долготерпение твое не по Богу: ты собираешь несколько дней, а потом в один день истощаешь мешец свой, и он остается пустым. Долготерпение же по Богу вовсе ничего не говорит до самого конца. А ты, господин мой, брат, подобен властителю: вместо того, чтобы дать рабу своему один удар в ланиту, объяснить ему проступки его и помириться с ним, терпишь несколько дней, а потом вдруг наносишь брату один удар, который быть может для него убийственным, и берешь (на себя) душу его» 392 4. Как приобретается молчание? С великим трудом 393 «Сперва будем принуждать себя к молчанию, – говорит великий молчальник св. Исаак Сирин , – и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию... Не думай, брат, что, – как рассказывают о чудном Арсении, когда посетили его отцы и братия, приходившие видеть его, а он сидел с ними молча и в молчании отпускал их от себя, – все это делал он совершенно по воле и что вначале не принуждал себя к этому» 394

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010