Совершенное безмолвие в наше время очень неудобно, почти невозможно: Серафим Саровский , Игнатий Никифоровский, Никандр Бабаевский – иноки, весьма преуспевшие в умной молитве, пребывали по временам то в безмолвии, то в обществе иноков; особливо последний никогда не уединялся в приметное для людей безмолвие, будучи по душе великим безмолвником. Способ безмолвия, которым руководствовался преподобный Арсений Великий , был всегда превосходным, – ныне должен быть признан наилучшим. Этот отец постоянно соблюдал молчание, по братским келлиям не ходил, в свою келлию принимал лишь в случаях крайней необходимости, в церкви стоял где-либо за столпом, не писал и не принимал писем, вообще удалялся от всех сношений, могущих нарушить его внимание, имел целью жизни и всех действий сохранение внимания. Образ жительства и безмолвия, которым преподобный Арсений достиг великого преуспеяния, очень похваляется и предлагается к подражанию святым Исааком Сирским, как образ весьма удобный, мудрый и многоплодный. 2. 289–290 Иные находят, что уединение – ближайшее средство к духовному успеху; а другие говорят, что приводит в духовный успех любовь к ближнему. Моему сердцу более нравится последнее; потому что любовь к ближнему – непременный долг каждого; а к безмолвию – способны немногие. 6. 151–152 Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор или глубокая пустыня. Нет! Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевного подвига. Самые падения, невидимые ближними, видимые и ведомые Богу и совести, падения ума и сердца, послужат пользе, соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, открывая тебе всю немощь человека. Подвижник, воспитанный между людьми силой невидимого внутреннего подвига, бывает прочен, богат знанием и опытностью духовной, исполнен смиренномудрия, для ближнего – пристанище, сокровище. Он подобен древу, выросшему на открытом холме, подвергавшемуся ветрам порывистым и всем другим непогодам; такие древа глубоко пускают в землю корни, бывают особенно сочны, полны жизни и силы. Напротив того, питомец затвора и уединенной пустыни подобен цветку и древу, воспитанному и возлелеянному в оранжерее. Ему свойственна пагубная изнеженность: при малейшем ненастье он уже страдает; ненастье немного посильнее – он умирает. Совершенное уединение, по правилам духовного закона, дозволяется только тем, на подвиг которых, как выражается св. Иоанн Лествичник , низошла благодатная роса Святого Духа. Для таких точно – полезно, нужно строгое уединение, чтобы при помощи его свободно предаться учению и водительству Духа. 6. 270–271

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В заседании приняли участие члены Попечительского совета: Также присутствовали представители органов государственной власти и различных организаций: генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос, первый заместитель министра культуры С.Г. Обрывалин; народный художник Российской Федерации С.Н. Андрияка; старший вице-президент финансовый директор публичного АО «Горно-металлургическая компания " Норильский никель " » С.Г. Малышев; директор Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства РФ Д.В. Молчанов; заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» С.А. Обозов; министр культуры Архангельской области О.С. Светлова; председатель совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага Л.О. Ставицкий; постоянный представитель Республики Карелия при Президенте РФ В.В. Тимофеев и другие. От Русской Православной Церкви в заседании приняли участие: митрополит Воскресенский Григорий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси; епископ Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Озерский Порфирий , наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря; игумения Ксения (Чернега) , руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; протоиерей Владислав Мишин, и.о. председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации .  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом . Затем прозвучало выступление заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко.  «По указу Президента России в 2029 году мы празднуем 600-летие основания первого монашеского поселения на Соловках. Это важная веха, которая позволяет мобилизовать усилия федерального Правительства, госкорпораций, меценатов. Мы сможем позиционировать Соловки для всей страны как место молитвенного, военного и духовного подвига русского народа», — сказал Д.Н. Чернышенко.

http://patriarchia.ru/db/text/6072237.ht...

Другие церковные писатели восприняли новый государственный акт как указание на то, что интересы государства и Церкви теперь не совпадают. Так, например, считал архиепископ Литовский Никандр (Молчанов). 159 В проповеди на праздник Преображения он говорил, что если государству все равно, во что верят его граждане, то Православная Церковь , которая считает себя истинной Церковью, здесь не может солидаризоваться с государством. В понимании владыки Никандра, свобода совести – это свобода самостоятельно изучать Священное Писание и Предание, историю христианских церквей, что, несомненно, должно привести человека к убеждению в истинности православия и Православной Церкви. Идея о том, что указ от 17 апреля 1905 г. является государственным актом, а у Церкви имеется собственная позиция по вопросу о переходе из православия в иные конфессии, звучала во многих выступлениях. Канонист М.Г. Красножен 160 писал по этому поводу: Церковь , признавая принадлежность к ней, необходимой для спасения, не может относиться к другим религиозным обществам равнодушно и допускать безразличие (индифферентизм) в делах веры, а также не может допустить свободного выхода из своего состава и перехода в другое религиозное общество. Такой переход и даже совершенный выход из Церкви признает на западе государство, но никогда не признавала ни одна христианская церковь . 161 Многие считали, что указ от 17 апреля 1905 г. является вмешательством государства во внутреннюю жизнь Церкви. Так, например, епископ Симбирский Гурий (Буртасовский) писал, что Церковь не может принять требование государства вместо термина «раскольники» употреблять термин «старообрядцы»: Самое точное, справедливое и канонически правильное общее название всем, не соединяющимся с Церковью из-за обрядовой разности, есть «раскольник» – название прежнего законодательства. Старообрядчества в общем смысле нет, а есть бесчисленное множество раскольнических партий, толков и согласий, которые ничего общего между собою не имеют, кроме двух-трех одинаковых обрядов. 162

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

На протяжении долгого времени отец Матвей вёл беседы с раскольниками, продолжавшиеся по 4–5 часов в день в течение недели. Благодаря его трудам, некоторые беспоповцы вернулись в Церковь.  Съезд, детально обсудив поданную отцом Неофитом записку о необходимости увеличения поурочной платы преподавателям училища до 60 рублей в год, признал это предложение желательным для исполнения и даже необходимым «в интересах учебно-воспитательного дела училища», но нашел в то же время невозможным его исполнить «за неимением к тому средств и определил оставить вопрос этот открытым до ближайшего благоприятного в экономическом отношении времени, так как теперь от полного неурожая и недородов хлебов в предшествовавшие годы духовенство и церкви епархии крайне стеснены в своих средствах, и всякий новый налог на них будет обременительным и почти непосильным». Епископ Варсонофий на журнале съезда написал резолюцию: «Исполнить. Дай Бог, чтобы скорее настало это благоприятное время».   В 1896 году пришедший на место епископа Варсонофия епископ Никандр (Молчанов) благословил Совет епархиального училища озаботиться постройкой при училище новой каменной бани. Старая баня была никуда не годна, и ее после окончания постройки новой пришлось разобрать. Хлопоты по постройке, приглашению архитектора, обсуждению с ним строительного плана и устройства коммуникаций, приглашению подрядчика и обсуждению с ним смет и производства работ целиком оказались в ведении отца Неофита. Причем нужно было построить не только баню, но и необходимую для училища прачечную. Со всем этим отец Неофит справился блестяще и 18 сентября 1897 года подал в Совет училища подробный отчет с описанием сделанных работ, пригласив соответствующую комиссию принять постройку. В 1883 году отец Неофит был награжден орденом святого Станислава 3-ей степени, в 1896 году Святейший Синод наградил его наперсным крестом.  Ученицам епархиального училища, дочерям духовенства и церковного причта, по возвращении домой предстояло стать ближайшими помощницами священнослужителей в приходах и учительницами в церковно-приходских школах.

http://fond.ru/kalendar/1033/neofit/

Итак, намерение самозванца построить в Москве церковь для поляков доказывает ли его особенное расположение к католичеству и желание подчинить русскую церковь папе? Ужели это намерение свидетельствует о чем-нибудь большем, нежели о простой терпимости к католикам, обусловленной и характером самозванца, и историческими обстоятельствами, на которые мы указали? Только возбужденные ревнители католичества могли верить, что подобное обещание царя московского служит залогом окатоличения России. По инициативе Бориса Годунова была построена в белом городе протестантская кирка 150 , указывает ли это на его намерение распространить в России протестантизм? Ведь и такой поступок никак не могли одобрить русские люди, как не могли похвалить и намерение самозванца. Последний хотел сделать для католиков нечто подобное тому, что сделал для протестантов Годунов, и почему же в намерении Лжедимитрия видят нечто большее, чем в поступке царя Бориса? – Замечательно, что на постройку в Москве костела самозванец просит благословения и разрешения у патриарха и духовного совета 151 , а не решается сделать это самовольно. Такой поступок, во всяком случае, не лишен значения!... Как на доказательство сильной привязанности Лжедимитрия к римской церкви и готовности его подчинить Россию апостольскому престолу указывают на то, что избранник самозванца, патриарх Игнатий, изъявил покорность папе. Такая радостная для папизма весть распространилась в Риме в конце 1605 года, как мы узнаем это из письма кардинала Боргезе к нунцию Рангони (от 3 декабря) 152 . На чем основано это известие, из какого источника оно взято, – мы не знаем; но в достоверности и справедливости его имеем полное право усумниться. В самом деле не странно ли, что такое радостное событие, как признание папского главенства со стороны русского патриарха, было встречено гробовым молчанием Ватикана? После декабря 1605 года папа отправил не мало писем в Москву, но ни разу и не намекнул на подчинение Игнатия апостольскому престолу, между тем как подобный случай должен был вызвать целый поток папских благодарений Господу Богу за победу над схизмою и похвал Игнатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Церковь прп. Евфросинии Полоцкой (Вильнюс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь преподобной Евфросинии Полоцкой основана в 1837, расположена на Евфросиниевском кладбище в южной части в Вильнюса. Другие названия — Свято-Евфросиниевская церковь, Евфросиньевская церковь. Содержание История [ править править код ] Храм на православном Евфросиниевском кладбище в 1837 году был заложен по благословению правящего архиерея архиепископа Полоцкого и Витебского Смарагда (Крыжановского). Строительство на добровольные пожертвования по проекту архитектора Н. М. Чагина завершилось к лету 1838 года. Церковь представляла собой ротонду, напоминающую финикийские гробницы, и своим внешним видом походила на часовню. В 1865 году в храме был погребён прах генерала Ф. С. Панютина. Мраморное надгробие в форме аналоя, увенчанного георгиевским крестом, сооружено по эскизу архитектора Н. М. Чагина. Стараниями и на средства сыновей покойного, один из которых (С. Ф. Панютин) в 1863—1868 годах занимал должность виленского губернатора, была проведена капитальная реконструкция. Над зданием поднялся купол в виде полусферы. По эскизам академика Академии художеств А. И. Резанова был изготовлен деревянный иконостас белого цвета с позолотой. Живописные работы выполнены академиком Академии художеств В. Васильевым. По завершении работ церковь осенью 1865 года заново освятил викарий Виленской епархии епископ Брестский Игнатий (Желязовский). В 1881 году к храмовому зданию был пристроен каменный притвор. Первоначально церковь своего причта не имела и была приписана к Николаевскому кафедральному собору на Большой улице (бывший костёл Святого Казимира, в XX веке возвращённый католической церкви). С начала 1896 года церковь получила самостоятельный причт. Первым настоятелем церкви, ставшей приходской, был Александр Карасев. Его стараниями были расширена алтарная часть, изготовлен новый двухъярусный иконостас резного дуба (по проекту архитектора М. Полозова), на новой колокольне установлены шесть колоколов. Обновлённый храм освятил архиепископ Виленский и Литовский Никандр (Молчанов). В 1923 году Свято-Евфросиниевский приход был объединён с приходом Александро-Невского храма в Новом Свете (Науйининкай). Церковь оставалась действующей в 1960-е годы, когда советскими властями были закрыты Александро-Невского храм и другие вильнюсские церкви. После периода разрухи и упадка храм был благоустроен к концу 1970-х годов при настоятеле архимандрите Леониде (Гайдукевиче). Современное состояние [ править править код ] С 1989 года в церкви служит протоиерей Владимир Ринкевич. Его стараниями произведён ремонт, в звонницах установлены новые колокола; купола в 2005 году были покрыты листовой медью. Как добраться [ править править код ] Адрес: Вильнюс, ул. Лепкальнё 19 (Liepkalnio g. 19) Официальный сайт Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прп._Е...

В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у стен Московского Кремля 23 февраля 2024 г. 16:44 23 февраля 2024 года, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля. В торжественной церемонии приняли участие: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Григорий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий ;  епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман ; епископ Зарайский Константин , и.о. Патриаршего экзарха Африки; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Луховицкий Евфимий , председатель Синодального миссионерского отдела ; епископ Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата . Также в церемонии участвовали секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков , личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков), игумении ставропигиальных женских монастырей, благочинные церковных округов, духовенство г. Москвы. После возложения венка и минуты молчания прозвучал гимн России. Затем иерархи и духовенство пропели «Вечную память» «вождем и воинам, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положившим», после чего состоялось прохождение торжественным шагом роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.

http://patriarchia.ru/db/text/6105571.ht...

В год поступления Василия Быстрова в академию произошел ряд перемещений как в составе иерархии, так и в администрации духовной школы. 7 сентября 1892 года скончался митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) , и митрополитом Петербургским стал Палладий (Раев) . Возглавлявший академию с 1887 года епископ Антоний (Вадковский) оставил ректорство в связи с назначением его 24 сентября 1892 года на кафедру новообразованной Финляндской епархии с возведением в сан архиепископа. Ректором академии стал архимандрит Борис (Плотников) . Инспектором по-прежнему был архимандрит Михаил Ермаков. В следующем, 1893 году произошла новая смена начальствующих в академии. Ректором стал епископ Никандр Молчанов, инспектором – доктор церковной истории, профессор по кафедре церковной археологии Николай Васильевич Покровский . В 1895 году епископа Никандра сменил на ректорстве епископ Иоанн Кратиров. В 1896 году Василий Быстров окончил курс С.-Петербургской Духовной академии первым магистрантом. Представленное им курсовое сочинение имело название: «Ветхозаветное Божественное имя Иегова, его происхождение, значение и употребление в книге Бытия». В отзыве об этом сочинении заслуженного ординарного профессора Феодора Герасимовича Елеонского было сказано: «Сочинение г. Быстрова представляется заслуживающим не только присуждения автору степени кандидата богословия, но и допущения, при некоторых изменениях и дополнениях, к соисканию степени магистра. Во всяком случае этот труд заслуживает особенного внимания со стороны Совета Академии». Кандидату богословия Василию Быстрову было разрешено переработать его кандидатское сочинение в магистерскую диссертацию, и Совет академии принял решение об оставлении его профессорским стипендиатом по кафедре Библейского богословия. Профессорским стипендиатом на тот же 1896/97 год был оставлен также Николай Сагарда 9 . В 1897 году, после представления стипендиатского отчета, Василий Быстров был избран Советом академии и утвержден митрополитом Палладием в звании исправляющего должность доцента академии по кафедре Библейской истории 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010