Этот феномен нашёл отражение и в иконографической традиции. Один из иконографических типов Иоанна Предтечи – первого христианского аскета-пустынника, изображает его в облике ангела («Иоанн Предтеча Ангел пустыни») 1612 . 6 . Важнейшим мотивом пустыннических житий является любовь подвижника к безмолвию. Определения «пустынное» и «безмолвное» часто составляют своего рода двуединство при описании отшельнического жития. Они взаимно дополняют друг друга, являясь одновременно окказиональными смысловыми синонимами. Приведу некоторые примеры. Житие Нифонта и Серапиона Кожеозерских: «Той благоразумный мужъ Сергий (...) помысли в сердцы своемъ, како бы (...) поревновати преподобныхъ отец житию и получити бы желаемое свое намерение, еже есть пустынное и безмолвное иноческое пребывание» 1613 . Житие Никодима Кожеозерского: «Начатъ убо блаженный Никодимъпомышляти в себ, како бы ему избжати славы сея временныя и обрсти бы пустынное и безмолвное житие» 1614 . Сказание о Христофоровой пустыни: «Сей убо старец Христофор (...) вселися в пустыну: и ту трудися о Господе, и житие безмолвно возлюби, паче пустыное, моляся Богу и Пресвятой Богородице непрестанно» 1615 . Повесть о Нило-Сорском ските: «Отселе убо вам, подражателем и рачителем пустынного и безмолвнаго жития и лобзающим покаяние, о той дивнй пустыни сице повдати начнемъ» 1616 . Известно, что молчальниками были Никандр Псковский, Никодим Кожеозерский и Павел Обнорский, проживший несколько лет в дупле старой липы. В Житии Павла тема безмолвия является центральной. Ещё будучи в монастыре Сергия Радонежского, святой, «зело любя безмолвие», постоянно удерживал свой язык, поскольку «от недержания языка вся злая бывает и от многоглаголания немощно убежати греха» 1617 . Когда, желая избежать славы, он удаляется из монастыря в «отходную келью», то «пребысть в ней 15 лт, со всяцем тщанием и усердием Господеви работая в безмолвии» 1618 . Но со временем и там безмолвие святого стали нарушать приходящие к нему для бесед иноки, и тогда Павел, испрося благословения игумена, удалился в пустыню, где «живуще лта доволна в безмолвии, себе внимая присно от мирских молвъ удалятися и всего человческаго жития ошаяся, беседовати к Богу желая в молчании» 1619 . Мысль о пользе безмолвия и пагубе многоглаголания проводится в житии неоднократно, причём для усиления аргументации автор прибегает к авторитету византийской агиографии. Так, он даёт прямую ссылку на Житие Арсения Великого , в котором повествуется о том, что святому было сказано самим Господом: «Арсение, бежи, молчи, безмолствуй, та бо суть корения несогрешению» 1620 . В другом случае цитата из Жития Иоанникия Великого о том, что «в пустынях молва ничимже градских мятежей разньствует» 1621 , введена в текст без указания на источник, т. е. является немаркированной, или имплицитной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как же происходил Стоглавый Собор? «Державный самодержец,— читаем в соборной книге,— прекроткий царь Иван, осияваемый благодатию Святого Духа, подвигся теплым желанием не только о устроении земском, но и об исправлении многоразличных дел церковных. Он возвестил о том отцу своему, митрополиту Макарию, и повелел составить Собор. Когда повеление царское услышали архиереи Русской земли, они объяты были невыразимою радостию и, как небопарные орлы, поспешили в Москву, и чудно было видеть царствующий град, красовавшийся пришествием отцов». Тут собрались все до одного святители Московской митрополии: Новгородский Феодосий, Ростовский Никандр, Суздальский Трифон, Смоленский Гурий, Рязанский Кассиан, Тверской Акакий, Коломенский Феодосий, Сарский Савва и Пермский Киприан — с честными архимандритами, игуменами, духовными старцами, пустынниками и множеством прочего духовенства. Собравшиеся прежде всего совершили торжественное молебствие в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, потом перешли в царские палаты. Это было 23 февраля 1551 г. Царь сел на своем престоле, и, когда водворилось глубокое молчание и взоры всех устремились на Державного, он внезапно встал с своего места и, с светлым взором и веселым лицом приблизившись к святителям, сказал: «Молю вас, святейшие отцы мои, если я обрел благодать пред вами, утвердите на мне любовь свою, как на присном вашем сыне, и не обленитесь изречь слово единомысленно о православной нашей вере, и о благостоянии святых Божиих церквей, и о нашем благочестивом царстве, и о устроении всего православного христианства. Я весьма желаю и с радостию соглашаюсь быть сослужебным вам поборником веры во славу Святой Животворящей Троицы и в похвалу нашей благочестивой веры и церковных уставов. Почему повелеваю, чтобы отныне удалилось от нас всякое разногласие и утвердилось между нами согласие и единомыслие» (гл. 1 и 2). Затем царь предложил Собору «своея руки писание», которое и было прочитано вслух всех. Здесь Иоанн именем Триипостасного Бога, Пресвятой Девы Богородицы и всех святых, особенно отечественных, снова умолял собравшихся пастырей потрудиться для утверждения истинной веры Христовой, для исправления церковного благочиния, и царского благозакония, и всякого земского строения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435975/

Скабалановича от должности редактора «Церковного вестника», по жалобе начальника военно-учебных заведений (по поводу какой-то заметки в «Ц.В.» относительно этих заведений). Но первый промах свой он загладил удачным назначением на должность инспектора профессора Н. В. Покровского , довольно долголетнего (6 лет, 1893–1899) и деятельного инспектора, а второй промах, правда без его прямого участия, сам собой исправился избранием достойного преемника Н. А. Скабалановича в лице профессора А. П. Лопухина . Не все в академии почитали и любили митрополита Палладия, но это объясняется отчасти отражением синодальных веяний, которые проникали и в нашу среду. Несомненно одно, что митрополит Палладий был человек доброго сердца и очень любезного обращения; тягости властной руки мы при нем не чувствовали. Ректоры и инспекторы Петроградской академии 1884–1896 гг. За эти 12 лет было пять ректоров и шесть, или даже семь, инспекторов. Многовато, сравнительно с «Янышевским» временем, когда за все 17 лет был один ректор, а инспекторов было только три лица. Такая частая смена начальствующих лиц едва ли была полезна и служила ко благу академии. Ректорами были: Преосв. Арсений (Брянцев) , Преосв. Антоний (Вадковский) , архимандрит Борис (Плотников) , Преосв. Никандр (Молчанов), Преосв. Иоанн (Кратиров). Инспекторами: до 1885 г. – прежний, профессор И. Ф. Нильский , затем – архимандрит Антоний (Вадковский) , архимандрит Михаил (Грибановский) , и. д. доцента иеромонах Антоний (Храповицкий) , и. д. инспектора иеромонах, потом архимандрит и инспектор Исидор (Колоколов), и наконец профессор Н. В. Покровский . Преемником протоиерея И. Л. Янышева был Преосв. Арсений (Брянцев) 422 . И. Л. Янышев очень хлопотал о том, чтобы преемником ему был кто-либо из наличных старейших профессоров академии. Он приставал с этого рода предложениями ко многим, в том числе и ко мне 423 . Но никто не отозвался на его предложение. Довольно долго искали ему преемника, пока не остановились на Преосв. Арсении, тогда петроградском викарии, который, как магистр Киевской академии, казался подходящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Частая смена ректоров прямо и непосредственно не отразилась на судьбе академических кафедр, так как ректоры академий по уставу 1884 г. не занимали штатных кафедр, а им было предоставлено право читать лекции, но не более двух в неделю, по какому угодно предмету, имеющему штатного преподавателя. В описываемое время они читали лекции по следующим предметам: Преосв. Антоний (Вадковский) – по истории проповедничества, архимандрит Борис (Плотников) – по общей церковной истории, Преосв. Никандр (Молчанов) – по Св. Писанию, Преосв. Иоанн (Кратиров) – по пастырскому богословию (впрочем, хорошо не помню). Таким образом, эти были как бы своего рода приват-доценты. Других, настоящих приват-доцентов предшествующего периода (1869–1884) не было; их не полагалось по новому уставу. Взамен же их явились исправляющие должность доцента кандидаты, на штатных кафедрах. Это были почти, но не совсем прежние приват-доценты, состоявшие при штатных профессорах их помощниками по чтению какого-либо отдела науки, а потом нередко их сменявшие в качестве их преемников. Теперешние же и. д. доцента прямо делались штатными преподавателями и закрывали дорогу другим кандидатам на штатного преподавателя. Удачный или не совсем удачный выбор и. д. доцента решал на много лет судьбу известной кафедры. Нельзя не пожалеть уничтожения прежней приват-доцентуры. Итак, частая смена ректоров не отражалась прямо и ощутительно на судьбе академических кафедр. Иное дело – еще более частая перемена инспекторов, занимавших штатные кафедры. Тут сильно пострадал один из предметов, именно Св. Писание Ветхого Завета. В течение двенадцати лет (1884–1896) переменилось шесть преподавателей этого предмета, именно: экстраординарный профессор архимандрит Антоний (Вадковский ; с 1885 до 1887 г.), и. д. доцента и потом доцент иеромонах Антоний (Храповицкий ; с 1887 до 1890 г.), и. д. доцента иеромонах, потом архимандрит Михаил (Ермаков; с 1890 до 1893 г.), и. д. доцента иеромонах Сергий (Страгородский ; с 1893-го, менее года, в том же году он – уже и. д. инспектора Московской академии) 439 , и. д. доцента иеромонах, потом архимандрит Исидор (Колоколов; в 1893-м, также менее года, несколько месяцев) и наконец, с 25 февраля 1894 г. – кандидат, и. д. доцента, в 1896-м – магистр и доцент А. П. Рождественский, потом долголетний профессор, занимающий эту кафедру и доселе. Им и закончились испытания этой многострадальной кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Макарий благоразумно не делает Лжедимитрию упрека за день его свадьбы. Просматривая летописные сказания XVII века, мы находим в одной половине их (представляющей лишь переписку и повторение одного и того же рассказа) выражение неудовольствия на самозвавца за то, что он женился «против пятка и против памяти чудотворца Николы» 333 . Другая половина хронистов (более самостоятельных в изложений событий) вовсе не делает Лжедимитрию такого упрека, обвиняя его лишь в том, что он взял иноверку и женился на ней, не крестя ее в православие 334 . Едва ли бы и они упустили случай высказаться против Лжедимитрия по поводу дня его свадьбы, если бы этот день был выбран незаконно. Таким образом, если, по мнению одних русских, подобный выбор был предосудителен, то, по мнению других, в нем не было ничего явно противного церковным уставам и обычаях. По крайней мере, на подобное заключение наводит молчание целой группы хронистов, вовсе не расположенных к Лжедимитрию. И если эти писатели так именно думали, то, как кажется, они думали вернее и судили справедливее, чем хронисты первой группы, – обвинители Лжедимитрия за день его свадьбы. Насколько нам известно, в русской церкви до смутного времени не существовало определенного и точного постановления, в какие именно дни брак мог быть совершаем 335 . Из обычая, практики и постановлений церкви греческой было взято решительное запрещение совершать браки в посты (особенно в великий) и только. Между тем от второй половины XVI века мы знаем факты, убеждающие нас в том, что четверг считался днем дозволенным для совершения брака. Именно в этот день совершены свадьбы царя Ивана Васильевича (3 февраля 1547 года) и его брата Юрия Васильевича (3 ноября 1554 года) 336 . Подобные случаи были бы невозможны, если бы в церковных постановлениях того времени или даже в церковной практик четверг был отмечен днем недозволенным для венчанья. Несколько позднее смутного времени, в половине XVII века встречается запрещение совершать браки в следующие четыре дня недели: понедельник, среду, пятницу и субботу 337 и, следовательно, венчание в четверг признавалось решительно законным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Так, по Лаврентьевскому списку летописи Владимир крестился в церкви св. Василия, по Ипатьевскому списку – в церкви св. Софии; а по «житию бл. Володимера» – в церкви св. Иакова. Церковь , построенная св. Владимиром в Корсуни после крещения, в «житии» названа церковью св. Василия; в Лаврентьевском списке летописи – без имени; а в Ипатьевском – названа церковью св. Иоанна Предтечи. Здесь очевидная путаница в названиях, не поддающаяся примирениям! Так до сих пор и остаются неизвестными в точности имена тех церквей, которые (т. е. церкви) свидетельствовали о пребывании св. Владимира в Корсуни. Но, спрашивается, откуда же появилось такое разнообразие названий? Какое из трех указанных известий точнее и вернее передает имена церквей Корсунских и почему? Положим, автор «жития бл. Володимера» не упоминает об этих храмах, как существующих «до сего дне» и тем как-будто указывает на свое незнакомство с ними; то почему же «житие» присвоило именно такие названия им? Допустим, что этот автор решительно ошибается и его ошибку исправляет составитель летописной повести, – исправляет, по-видимому на основании самого близкого, непосредственного знакомства с достопримечательностями Корсуни; но в таком случае как могло оказаться в летописи несогласие в названии церквей? Который списатель летописи (Лаврентьевской или Ипатьевской) более прав в этом несогласии? Затем невольное недоумение возбуждает молчание летописной повести о том, сохранилась ли до дней её автора та церковь , в которой будто бы крестился Владимир? Ужели она исчезла? Иначе какие были причины замолчать её существование? С полной вероятностью следует думать, что это был кафедральный храм корсунских епископов, место его («посреде града, идеже торг дают Корсуняне») было известно; почему же писатель не прибавил, что он – этот храм – цел «до сего дне», что добавлено по отношению к другим корсунским церквам? Это непонятно!.. Не сказалась ли в этих разнообразных названиях церквей попытка по возможности точно уяснить то событие, которое имело своим результатом крещение русского народа – корсунский поход св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Феодором. 11 мая 1666 г, на допросе д. Феодор представил „ко всеосвященному собору“ „моление с вопросцом“ (VI, 1). В этом „молении“ Феодор писал: „молю вас, честнии отцы и братия о Христе,... скажите мне глупому... божественное писание сие, что писано во Откровении святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, во главе 20-й сице: прииде Ангел с небесе...“ и т. д. „Молю вас, отцы, о сем разрешите мое недоумение: чего ради бысть сатана связан, и в кое вреимя связан, и по развязании по тысяще лет, что сотворил, выскоча из бездны? Скажите и во главе 12, во Откровении же богословле, что есть: той же змий отторже хоботом своим третью часть звёзд и поверже на землю? И сию тайну рассудите ми, Господа ради: что змий, и что хобот его, и которыя звезды и с котораго неба отторже? Туть же, во главе 13, сице: имеяй ум, да почтет число зверя, чиело человеческое есть, число его 666... Научите мя: что есть зверь и что число его“ (VI, 1–2 стр.). Понятно, д. Федор предлагал такие вопросы, так сказать, не без умысла. Он соглашался даже повиниться пред собором пастырей, если ему разрешат эти вопросы, а в случае молчания со стороны отцев собора, сам общается дать ответ на них: „и аз грешник... те прикрытыя тайны возобъявлю вам и на Писании покажу, аще восхощете ведати беззавистно, отечески“ (VI, 3). Содержание „моления“, вопросы, предложенные д. Феодором отцам собора 1666 г., без сомнения, скоро сделались известны последователям раскола. Феодор сам же и позаботился довести до сведения своих единомышленников о „вопрошении“ им „духовных властей“, которые, как он говорит, не могли дать ему ответа: «А мы хотим, пишет д. Феодор, им помраченным то утаенное от них писание открыти, благодатию Божиею, данною своим его рабом“ (VII, 183). Можно полагать, что это извещение последовало вскоре после той записки диак. Феодора, в которой он объяснял приверженцам раскола, почему он принес повиновение собору православных епископов (I, 420 – 426). Желая, по возможности, загладить свою вину – измену расколу, о чем конечно дошли слухи и до раскольников, – д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКАНДР (МОЛЧАНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Никандр (Молчанов) Редакция текста от: 10.03.2012 09:59:34 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19990.html

Евангелие от Луки начинается повествованием об обстоятельствах зачатия и рождения святого Иоанна Крестителя . «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1: 5–7), – читаем в благовестии апостола Луки. Однако в сравнении с этим гимном праведности родителей Предтечи несколько странными для нас могут показаться слова Ангела, явившегося отцу Пророка: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1: 13). Почему молитва праведника услышана только сейчас, когда он достиг уже пределов земной жизни? Неужели всю жизнь Бог не слышал голоса святых родителей Предтечи ?.. Это вопрос, близкий для каждого христианина. Слышит ли нас Бог? И почему Он так часто молчит в ответ на наши просьбы? А если отвечает, то почему мы не слышим этот ответ? Одни сомнения неизбежно рождают другие, и жизнь наполняется нерешительностью, колебаниями и бесплодными поисками. Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью! Трудно оправдать молчание Бога . Однако в этом и смысл жизни христианина: оправдать даже молчание Спасителя – как ответ, исполненный истинной любви. Ведь любовь Бога не слепа, она совершенна, а значит, может отказать в просьбе, которая не принесет человеку пользы. Наша вера должна непрестанно разрушать сомнения разума одним аргументом: если Бог молчит, значит, у Него есть на это причины! Это мысль, с которой мы должны нести весть о Благом Спасителе всему миру. Мы призваны своим терпением, своей верой оправдать молчание Бога перед безумным миром, требующим от Творца непременно заявить о Себе явно и однозначно. На самом же деле Бог не молчит, Он говорит на языке совершенной любви, который понять может лишь тот, кто готов ответить на эту любовь! И на этом языке даже молчание исполнено трепетного признания отеческого благоволения к Своему созданию. Это очень важно принять и хранить в своем сердце, чтобы ответить сомнениям в момент, когда жестокость внешних обстоятельств или другие причины будут побуждать усомниться в том, слышит ли нас Бог. Именно в этот момент должна сказать свое слово наша вера: значит, пришло время, когда мне мой Спаситель поручил засвидетельствовать о Его любви, оправдать перед всем миром Его молчание… Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью!..

http://pravoslavie.ru/74107.html

Благое молчание Тишина великого храма… Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир. 7 июля, 2012 Тишина великого храма… Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир. Тишина великого храма… Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир. Престарелый священник — и Ангел пред ним, возвестивший о скором рождении того, кто станет великим пророком Израиля, предтечей и крестителем Христа, того, кого Сам Христос назовет величайшим среди рожденных женщиной… И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе; вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. (Лк. 1, 19-20). Молчание Захарии сопровождало явление в мир младенца Иоанна, как знамение от Бога, знак для окружающих, что совершается нечто вышеестественное – и как состояние человеческого сердца, полностью погруженного в высочайшие глубины Богообщения. Молчание это завершится, когда чудо произойдет, уста старца разверзнутся вновь, когда он даст имя новорожденному. В этом евангельском эпизоде в облике Захарии видится облик праотца Адама , нарекающего имена всему живому, произносящего слова, исполненные смысла и Божественной творческой силы… Фото: hmiodrag, orthphoto.net Слово — серебро, молчание – золото, говорит народ. Ему вторят знаменитые слова преподобного Исаака Сирина о том, что слова суть орудия мира сего, а молчание есть тайна будущего века. В собрании слов преп. Исаака «О Божественной тайне и о духовной жизни» говорится: По мере приближения человека к познанию истины он становится менее подвержен действию чувств и постоянно движется к рассудительному молчанию. А по мере приближения его к образу жизни мира сего в служении своем приобретает он горячность и возбуждение чувств.

http://pravmir.ru/blagoe-molchanie/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010