Мирский . Ах ты, Господи, Боже мой! Вот беда-то...     Подгорный . И потом, всё, кажется, устроится само собой: журнал за недостатком средств, вероятно, придётся закрыть. Пружанская  быстро влетает в комнату, на ней шляпа, кофточка, в руках зонт.     Пружанская . Я мешать не буду, я на минутку, на минуточку... Ради Бога -- что решено с журналом?.. Я не спала ночь... Утром, на заседании Комиссии по народному образованию Калиновская говорит: " Любовь Романовна, вы больны " . Я говорю: " Я не больна, но я всю ночь думала, думала, думала... "   (К Фёдору Фёдоровичу.) Я, кажется, с вами знакома?..     Мирский  (кланяется). Очень возможно, только что... не припоминаю...     Пружанская . Но, понимаете ли, ваше лицо страшно знакомо... Вы были на педагогическом съезде, да?..     Мирский . Конечно, конечно.     Пружанская . Я обратила внимание на ваше лицо, такое доброе-доброе... Со мной была председательница женского клуба, я говорю ей: " Посмотрите на этого доброго старика -- его, наверное, ученики обожают... " Ха-ха-ха... Я так рада познакомиться. Чрезвычайно рада.  (Подаёт руку.) У нас в России нет настоящих педагогов. Школьное дело -- язва России. Вы согласны?.. На заседании Комитета я говорю: " Нам нужны не программы, нам нужно открыть образцовую школу. Школа, школа, школа -- наше спасение... " Андрей Евгеньевич, не мучайте меня, говорите же, что с журналом? Журнал необходим для народа как воздух... Аглая Ивановна вчера говорит мне: " Журнал -- это химера " . Я говорю: " Нет, в нём залог обновления нашей родины... "     Подгорный . Пройдите в столовую, Любовь Романовна, там жена -- она расскажет подробно.     Пружанская . Я вся сгораю от волнения...  (К Фёдору Фёдоровичу.) До свидания. Я вас, может быть, не увижу?  (Подаёт руку.) А жаль: мне надо с вами о многом переговорить, о многом... В школу необходимо допустить женщину. Только мать может понять ребёнка! Секретарь Лиги свободного воспитания говорит мне: " Учительницы будут заниматься с гимназистами флиртом " . Я говорю ему: " Вы пошляк. Вы смотрите на женщину, как восточный деспот " . Женщина спасёт школу, я верю в это. Вы согласны?.. Но, Боже, я заговорилась. До свидания... мы ещё встретимся, не правда ли?..  (Быстро и шумно уходит в столовую.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Сие подобало предложить для того, что за неведением сего многая и деются и сказуются дурости душепагубные. Сего не ведяй, человек мирский думает иногда, что ему спастися нельзя для того самого, что не духовный, но мирский есть. Сего не ведяй, иный монах наговаривает другого оставити жену, чада, родителей и ненавидети их; понеже, рече, заповедь имамы: не любите мира, и яже суть в мире ( 1Ин. 2:15 ). Но почему миряне нарицаются? Ответ. Понеже подобало быть определённым учения духовного служителем и управителем, яковии суть епископы и пресвитеры, того ради, по преизяществу некоему, восприяли они титлу духовного чина, а служения ради 53 бескровныя жертвы нарицаются по преизяществу и священницы. И потому уже прочие, которые слышателие и ученицы оных суть, нарицаются просто миряне. Речеши: от коего убо из триех вышеименованных разумов мира миряне тако нарицаются? Есть сие именование разуму второму прилично: вси бо, и священницы, и не священницы, суть миряне, то есть человецы. Но не священницы нарицаются миряне просто, поскольку не суть управители и служители определённые духовного учения, но слышателие. И уже нечто сказать надобе о мирянах, поелико надлежат они к духовному управлению . 1 . Всем бы 54 ведомо сие в первых было 55 , что всяк христианин должен православного учения слушать от своих пастырей. Якоже бо пастырие не пасут, аще овец своих словом Божиим не питают, тако и овцы не суть овцы, но всуе тако нарицаются, аще не хотят пасоми быть от пастырей. Того ради если бы кто презирал и ругал или, что горше, тщался бы не допустить чтения или проповеди слова Божия без крайней нужды, за едину некую горделивую злобу, тот наказанию церковному подлежит или судом епископским 56 , о котором выше слово было, где о анафеме, или, аще силён явится, самого Духовного Коллегиум розыском 57 и декретом. 2 . Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении: Елижды аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор. 11:26 ), и напутствие к животу вечному; аще не ясте Тела Сына человеческого, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе ( Ин. 6:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он сидел уже как «повторник», после того, как отбыл 10 лет на Воркуте. Он рассказал следующее: в 1938 году он работал врачом в лагерной больнице. Больница представляла собой барак, в котором на общих нарах вповалку лежало 40 человек. Но и эта больница заключенным казалась раем, т. к. избавляла от невероятно тяжелых работ. Однажды туда поступил старый (или преждевременно состарившийся) человек, страдавший дистрофией (острым истощением) и хроническим поносом. Это и был Димитрий Мирский. Его поступление в больницу сразу ознаменовалось происшествием: блатные украли у него пенсне и «литературные записочки». (Он имел силы что-то писать даже в тех чудовищных условиях). Доктор Грузинов, войдя в барак, сказал: «Если через полчаса не будут возвращены пенсне и рукописи, немедленно выписываю на работу с правой стороны десять человек и с левой — десять». Сразу же пенсне и записочки нашлись. Далее С. В. Грузинов рассказывал: «Как-то вечером совершаю я обход больных в сопровождении двух санитаров. Вдруг откуда-то вылетает фигура в белье и бросается на колени: «Сергей Владимирович, спасите! Я умираю». Смотрю — это Мирский. Я засмеялся и прошел мимо». (Жестокие лагерные нравы, он мог засмеяться, а ведь неплохой и даже добрый человек был и тоже умер впоследствии в тюрьме). Через час ему доложили о смерти Димитрия Мирского. В нашем институте был арестован ряд преподавателей. На 1 курсе общее языкознание у нас читал Леон Георгиевич Башинджагиан, в прошлом ассистент и ближайший друг академика Н.Я. Марра. Самоуверенный, заносчивый кавказец, но блестящий эрудит и безусловно, талантливый языковед, он пользовался в институте большим уважением. Считали за честь, что он, работник Академии Наук, профессор университета, делавший погоду в области языкознания, «снизошел» до нашего института. Как говорили, в последние годы жизни Марра, когда знаменитый академик почти спятил от постоянных восхвалений и уже был кандидатом в пятые гении (спорить с ним было нельзя — за это сажали, как за контрреволюцию), Башинджагиан был единственным, кто еще мог с ним разговаривать, и «корифей марксистского языкознания» прочил его себе в наследники.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

19:9).     Аристен. Мирянин, изгнавший свою жену и приведший другую, или отпущенную, должен быть отлучен. Если кто изгонит свою жену без какой либо узаконенной причины, и приведет другую, подвергается отлучению.     Вальсамон. Изгнавший свою жену без причины не может взять другую, иначе подвергнется отлучению. Равным образом отлучению же подвергается и тот, кто взял жену не свободную (от брака), но отпущенную (а отпущенная есть та, которая разведена с мужем не по закону), и осуждается как прелюбодей по слову Господа, Который говорит: женяйся пущеницею прелюбы деет (Мф. 19:9). Таким образом, по правилам, как говорят некоторые, и прелюбодею, и блуднику церковное наказание есть отлучение; но мне это не кажется правильным. Прочти правила святого Василия, в которых вводится различие между блудником и прелюбодеем. Знай, что муж, при существовании еще брака, совокупляющийся с другою женою свободною, грешит блудом, а не прелюбодеянием; но если с замужнею, тогда наказывается как прелюбодей. А жена, при существовании брака, совокупившаяся с другим кем бы то ни было, наказывается как прелюбодейка. И это так. А Юстинианова новелла, помещенная в 28-й книге титул 7-й, Василик говорит, что если прежде и мог тот и другой из супругов, каким хотел образом, посылать развод, ибо муж говорил: жена, делай, что хочешь, а жена: муж, делай, что хочешь, но в последствии развод бывает по определенным причинам. В новелле указаны и самые разные причины. Впрочем, и в древности развод совершался не самочинно, а после судебного разбирательства, и тот, кто женился на отпущенной не таким образом, считался прелюбодеем.     Славянская кормчая. Мирский человек жену свою пустив, и другую поим, или пущеницею оженился, да отлучен будет.     Толкование. Аще который мирский человек кроме законом положенных вин, свою жену пустит, и иную поймет, или пущенною от своего мужа оженится, да будет отлучен. Глава 49 Если кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

5 декабря 2014 г. 14:56 Победить «Исламское государство» могут только суннитские племена Ирака, считает российский ученый-арабист В НИУ «Высшая школа экономики» состоялась заседание Азиатского клуба, на котором был сделан доклад профессора факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, арабиста Георгия Мирского на тему «Радикальный исламизм и новая война на Ближнем Востоке». В своей выступлении главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский объяснил причины возникновения в мире такого явления как радикальный исламизм (иначе, джихадизм или салафизм) и что необходимо, чтобы его побороть. «Сегодня уже ясно, что это глобальное явление мирового масштаба, - отметил докладчик. - Однако пока рано говорить, что это самая большая опасность, угрожающая миру. Но для России — это безусловно серьезная угроза». Сегодня в числе боевиков образования «Исламского государства» по данным СМИ воюет более 2000 граждан России и нетрудно представить, как они будут использовать этот опыт, когда вернутся в нашу страну. «Исламизм это не мода, это идеология, имеющая свои корни в некоторых установках и устоях самого ислама», - подчеркнул Георгий Мирский. Он развеял два мифа, которые сегодня господствуют в умах людей. Первое, террористы- это не нищие, обездоленные люди, который пошли воевать от отчаяния, чтобы заработать себе на жизнь. Хотя есть и такие, в основном среди рядовых боевиков. Однако большинство террористов- исламистов - это образованные люди из обеспеченных семей, имеющих хорошую работу, в том числе и интеллигенция. Например, учителя и врачи. То есть то, что к террору приводит нищета -это миф. Второй миф, что исламистские организации были созданы США. Это не совсем так. Американцы поддержали уже существующую Аль-Каиду, которая была создана Бен Ладеном после вторжения в Афганистан советских войск. «Не надо слишком упрощенно смотреть на вещи»,- подчеркнул профессор. Сегодня среди заголовков СМИ периодически появляются сообщениями о терактах. Так, на днях боевики сомалийской террористической группировки «Аш-Шабаб» захватили автобус на севере Кении и расстреляли 28 пассажиров -немусульман. В начале этого года заминированная машина взлетела на воздух на рынке в городе Майдугури в северной Нигерии. Погибло 30 человек. В теракте подозревают радикальную группировку «Боко Харам», которая борется за создание исламского государства в северной Нигерии.

http://e-vestnik.ru/news/chto_pobedit__i...

Да ну гитара, право, Засученный рукав. Любезная отрава, Поставь ее за шкаф.  Пускай на ней играет Григорьев по ночам, Как это подобает Разгульным москвичам... Вспомним, как Дмитрий Святополк-Мирский, одним из первых оценивший масштаб поэзии Марины Цветаевой, писал, однако, о ней: “Московская (сказать ли?) распущенность в каждом движении ее стиха”1. Напротив, петербургская культурная традиция была уже давно ориентирована на дисциплину, на абсолютные мерила; тот же Мирский в 1922 году говорил о Петербурге как “столице Культуры Вечности” и отмечал “математичность и дисциплину” как особенность петербургской поэзии2. Особенно тяжелая судьба носителей петербургской культуры в советское время отнимала иллюзии; заодно такая судьба неизбежно ослабляла и здоровую потребность в живой оглядке на своих современников, в любом случае усугублялись унаследованные свойства вышеназванной “Культуры Вечности”. Поиски опоры в возможно большей твердости культурных парадигм гарантировали у лучших представителей оппозиционной питерской интеллигенции особый пафос профессиональной добросовестности (я еще раз подчеркиваю, что сравниваю порядочных москвичей с порядочными питерцами, мысленно выбирая лиц для сравнения по признаку сопоставимого морального уровня, чтобы процедура сравнивания не потеряла смысла). В качестве специалиста по классической филологии должен сознаться, что уровень этой добросовестности был у тех питерских филологов, которые были правомочными хранителями старой традиции, существенно выше, чем у их московских коллег, даже наиболее достойных и порядочных. В глазах лучших среди наших московских наставников читалась печально-ироническая оглядка на реальность сегодняшнего дня... и неизбежная попытка отмерить, чтбо при данных обстоятельствах еще можно (и должно!) сделать, а на какие прежние устои следует махнуть рукой. В Питере еще можно было встретить настоящих жрецов науки, которые казались людьми иной породы, последними гражданами затонувшей Атлантиды, и в них ощущалась решимость ригористически соблюдать законы этой Атлантиды до конца своих дней и вопреки всему. Если в Москве времен нашей молодости одна нонконформистски-порядочная, всесторонне образованная и творчески одаренная представительница старшего поколения (имени которой я не назову, ибо она заслужила, чтобы о ней говорили в ином контексте) могла, однако, сваливать составление научного аппарата к своим по долгу службы написанным статьям на свою ученицу и младшую сотрудницу, — старые питерцы сравнимого с ней морального и культурного уровня вели себя совсем, совсем иначе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Аристен . Покушающийся изменить узаконенное предание о Пасхе, если он мирянин, отлучен; а клирик – извержен из церкви. И в 7м Апостольском правиле сказано, что пресвитер, совершающий Пасху с иудеями, извергается. Тоже подробно излагает и настоящее правило, именно, что если кто из мирян, преступая законное предание о Пасхе, совершает оную с иудеями, или и сам по себе особо в другое время, тот должен быть лишен общения и отвержен от церкви; а если делает это клирик, то должен быть извержен и лишен и чести по кафедре, а также и все те из клириков, которые будут иметь общение с ним после извержения. Вальсамон . О празднике святыя Пасхи, когда он должен быть, достаточно разъяснено в 7м Апостольском правиле; его и прочти и написанное в нем. А святые отцы настоящего собора говорят о том, что было определено об этом празднике 1м собором . Но в правилах никейских отцев этого не находится, а находится это в деяниях 1го собора . Итак, дерзающих нарушать это определение о Пасхе, и праздновать с иудеями, мирян, не с готовностию благопокорствующих церковному преданию, но противоборствующих отцы определяют повергать епитимии всеконечного лишения общения; а посвященных извергать; и не только сих, но и имеющих общение с ними после извержения. А их самих вместе с лишением священнослужения отцы лишают и той чести, какая, по правилам, принадлежит им, как посвященным вне алтаря. Они не должны быть удостаиваемы ни кафедры, ни звания, ни какого либо другого священнического преимущества. Итак, заметь из сего, что если преступление будет не такое великое, за которое должно подвергнуться извержению, но более легкое (например, если кто вступил в брак после рукоположения); то таковый может совершать действия совершаемые вне алтаря, может удержать и внешнюю честь. Прочти и 9е правило Неокесарийского собора, и 6го собора правила 21е и 26е . Славянская кормчая . Иже узаконенное о Пасце предание преложити покусится: аще есть мирский человек, да изринется. Аще ли причетник, да извержется. Толкование . О сем речено есть и в 7м правиле святых апостол: яко аще со иудеи сотворит Пасху пресвитер, да извержется. Тоже убо и се правило повелевает: яко аще кто мирский человек, преступает взаконеное Пасхи предание, и со иудеи или о себе един во ино время восхощет сотворити Пасху, да есть не причастен, и изриновен от церкве. Аще же есть причетник таковое творя, да извержется, и да будет лишен отнюдь святительския чести и имене. И причетницы елико же их приобщаются ему по извержении, и тии да извержени будут.

http://azbyka.ru/pravo/antiokhijskij-sob...

3. Проскомисание и поминовение. – Взяв одну из просфор, священник знаменует её копьем четверочастно (τετραμερς), говоря: «во славу и воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего И. Христа», (трижды); режа в одну сторону: «яко овча на заколение ведеся», в другую: «и яко агнец прямо стригущаго его безгласен», в четвертую: «во смирении суд его взятся», боковую сторону: «род же его кто исповесть». Потом, вынимая знаменованное святое тело из просфоры, говорит: «яко вземлется от земли живот его, всегда»..., – полагая святое тело навзначь на дискосе, говорит: «пожри владыко», жретхлеб крестовидно, говоря: «жрется агнец Божий за мирский живот и спасение»; потом, взяв вино и воду, вливает в святый потир, говоря: «соедини владыко. Единение Господа и Бога и Спаса нашего И. Христа. Един от воин копием ребро Его прободе, и тотчас изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его, всегда, ныне...» – В Синодальном т.: «возвышает иерей просфору и, став на восток, говорит: «благословен Бог наш, всегда». Знаменует трижды копием и говорит: «в воспоминание...», и совершает проскомидию так: режа, одну сторону: «яко овча... безгласен», другую: «тако не отверзает уст своих», третью: «во смирении... взятся», четвертую: «род же... исповесть»; водрузив копие с боку, вынимает хлеб и говорит: «яко вземлется... Его». Потом полагает хлеб навзничь на дискосе и дьякону, глаголющу: «пожри владыко», иерей изображает копием крест, говоря: «жрется агнец... спасение». После этого вливает вино и воду в св. потир и говорит: «един от воин... свидетельство его. Единение Святаго Духа, аминь». – В Иерусалимском: «взяв кадильницу и одну просфору, тщательно очищает её и полагает вверху воздуха, копие вверху просфоры и делает три поклонения, говоря: «Господи, буди милостив мне грешному»; взяв копие и просфору в руки и смотри на восток, молится, дабы безупречно совершить божественное и страшное тайнодействие (μυσταγωγαν); затем берет в правую руку копие и, сделав благословение (благословившись к Богу – ελογσας ες Θεν), знаменует им вверху просфоры, говоря: «в воспоминание... Христа», трижды, знаменует просфору, говоря: «яко овча... род же Его кто исповесть»; водружает копие в боковую сторону, вынимает четверочастный агнец из середины просфоры, говоря: «яко вземлется... живот его»; положив агнец навзначь на дискосе, жрет его крестовидно копием, говоря: «жрется Агнец Божий, Сын Отеч, за мирский живот и спасение»; потом прободает его с боку копием, говоря; «един от воин копием ребро его прободе»; 538 берет вино в правую руку,в левую – воду, вливает в потир, говоря: «и тотчас изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

С. 136 …наловчился Прометей до золотой медали… — Ср. с воспоминанием о том, как «после запоя приютившийся у нас сын няньки, половой с Зацепы, принявший имя “Прометей”, ревностно учился по-гречески» (Подстриженными глазами! С. 174). Солитер — здесь: жаргонное слово, возникшее от совмещения значений французских слов solitaire — крупный бриллиант, вправленный в ювелирное изделие отдельно, без других камней, и solitaire — ленточный червь, паразитирующий в теле человека и животных. Шпульник — рабочий ткацко-прядильного производства, готовящий цевки с утком (шпульки), вкладываемые в ткацкий станок; возможна также связь с глаголом шпунять (шпынять) — издеваться. Многолетие — молитва о даровании благоденственного и мирного жития, здравия, спасения и во всем благого поспешания, сохранения на «многая лета»; последние слова поются всеми вместе. …Прометей — великий человек».  — Отсылка к проблематике «больших» романов Достоевского, соотносящая (вкупе с другими деталями) образ Прометея с образом лакея Смердякова из «Братьев Карамазовых». …генералиссимус — Прометей Мирский.  — Ср.: «Нянька Прасковья Семеновна Мирская (ее сын, половой с Зацепы, прибавлял к Мирскому Святололка и “наказного атамана”, — “за неграмотностью” для особо разгонистого почерка подписывая: “трактирный служитель перворазрядного трактирного заведения Ивана Александровича Прокунина и для извозчиков Димитрий Леонтьевич Святополк Мирский…”), нянька кроткая, “закопыченная в крепостях”…» (Подстриженными глазами. С. 253–254). Светлое озеро — оз. Светлояр в Нижегородской обл. Существует предание, что город Китеж, будто бы существовавший на его месте, опустился на дно озера, чудесно спасенный таким образом от монголо-татар. В предреволюционные годы озеро было известно как место, где представители разных религиозных конфессий собирались для споров и собеседований. …прекрасная мать-пустыня.  — Образ из духовного стиха о святом Иосафе, царевиче индийском, обращенном в христианство св. Варламом и удалившемся в пустыню на 25 лет, оставив свое царство.

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

Сие подобало предложить для того, что за неведением сего многая и деются и сказуются дурости душепагубныя. Сего не ведай человек мирский, думает иногда, что ему спастися не льзя для того самаго, что он не духовный, но мирский есть. Сего не ведяй иный монах наговаривает другаго оставити жену, чада, родителей, и ненавидети их; понеже, рече, заповедь имамы: не любите мира, и яже суть в мире. Но почему миряне нарицаются? Ответ. Понеже подобало быть определенным учения духовнаго служителем и управителем, яковии суть Епископи и Пресвитеры: того ради, но преизяществу некоему, восприяли они титлу духовнаго чина. А ради служения безкровныя жертвы нарицаются по преизяществу и священницы. И потому уже прочии,которые слыщателие и ученицы оных суть, нарицаются просто миряне. Речеши: от коего убо из триех вышеименованных разумов мира, миряне тако нарицаются? Есть сие именование разуму второму прилично; вси бо и священницы и не священницы суть миряне, то есть человецы. Но не священницы нарицаются миряне просто; поскольку не суть управители и служители определенные духовнаго учения, но слышателие. И уже нечто сказать надобе о мирянах, поскольку надлежат они к духовному управлению. 1 . Всем ведомо сие: в первых да будет, что всяк Христианин должен православнаго учения слушать от своих пастырей. Яко же бо пастырие не пасут, аще овец своих словом Божиим не питают: тако и овцы не суть овцы, но всуе тако нарицаются, аще не хотят пасоми быть от пастырей. Того ради если бы кто презирал и ругал, или что горше, тщался бы не допустить чтения, или проповеди слова Божия, без крайней нужды за едину некую горделивую злобу: тот наказанию церковному подлежит, или суду Епископскому, о котором выше слово было, где о анафеме, или, аще силен явится, самаго Духовнаго Коллегиум следованием и декретом. 2 . Должен всяк Христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении. Елижды аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010