Димитрий (Ковальницкий), епископ Чигиринский, ректор Киевской Духовной Академии (во уважение свыше тридцатилетней многополезной профессорской деятельности его в Киевской Духовной Академии и учёных трудов по церковной истории), † 1913 г. февр. 3 в сане архиепископа Херсонского и Одесского. Антоний (Храповицкий), епископ Чистопольский, ректор Казанской Духовной Академии (во уважение к плодотворной религиозно-просветительной деятельности его, выразившейся в многочисленных печатных и проповеднических трудах). Ныне – архиепископ Харьковский и Ахтырский, Член Святейшего Синода. Борис (Плотников), епископ Ямбургский, ректор С.-Петербургской Духовной Академии (во уважение его учёно-литературных трудов по разработке предметов богословского образования). —884— † 1901 г. сент. 18 в должности Председателя Учебного Комитета при Святейшем Синоде. Заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии Павел Иванович Горский-Платонов (во уважение к плодотворной тридцатисемилетней профессорской деятельности его в Академии и учёным трудам по переводу и изъяснению Священного Писания Ветхого Завета), † 1904 г. окт. 21. Заслуженный профессор Московской Духовной Академии Пётр Иванович Казанский (во уважение к многополезной тридцатичетырёхлетней профессорской деятельности его в Академии и трудам по переводу святоотеческих творений), † 1913 г. янв. 6. Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии и Императорского Московского Университета Алексей Петрович Лебедев (во уважение к плодотворной двадцатипятилетней профессорской деятельности его в Московской Духовной Академии, ознаменованной обильными учёными трудами по истории церкви), † 1908 г. июля 14. С 1900 года: (28 сентября) Никандр (Молчанов), епископ Симбирский и Сызранский (во внимание к его литературно-научным богословским трудам и деятельному сочувствию интересам духовного просвещения), † 1910 г. июн. 5 в сане архиепископа Литовского и Виленского. Николай (Касаткин), епископ Ревельский (во уважение его многолетней ревностной и плодотворной миссионерской деятельности в Японии), † 1912 г. февр. 3 в сане архиепископа Японского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это смешение церковности с политикой и равнение первой по последней чреваты роковыми последствиями в смысле согласования с коммунизмом (напр., по борьбе с капиталом вообще, но не просто с его злоупотреблениями), а к чему это наклоняется в результате, – печальным предостережением для всех служит Московский обновленческий « символ веры », явно пантеистического характера. Имеются на то и фактические данные. Так, украинские «обновленцы», страдающие от сильной убыли в пастве, начинают принимать «в сущем сане» Липковских «самосвятов», которые бегут туда от большевистских притеснений, но если слепой поведет слепого, – куда они оба придут?.. Значит и на территории Украины церковное положение трудное, а перспективы смутные. III. В союзе советских социалистических республик состоит и Грузия, почему ее национальная церковь тоже находится под коммунистическим режимом, – и местным и центральным. Судьба Грузинской церкви не отрадна и в далеком прошлом и в близком настоящем. Более благоприятным для нее был период соподчинения русской церкви, юрисдикцию которой признал католикос Антоний II, еще в 80-х годах XVIII века, сделавшись членом Св. Всероссийского Синода, – и даже наиболее ярый выразитель грузинского национализма епископ Кирион (Садзагелов) написал ей восторженный панегирик в своей книге «Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата в XIX столетии» (Тифлис, 1901), изданной по случаю столетнего юбилея присоединения Грузии к России (в 1801 г.). Но к концу минувшего века в их взаимных отношениях стала ощущаться немалая напряженность, которая постепенно приобретала усиливающуюся остроту под влиянием грузинских «националистов», а о характере последних можно судить уже по тому, что именно из этой среды вышли видные деятели русской революции, подготовившие торжество в России большевиков... Ко времени Предсоборного Присутствия 1906 г. автокефалические тенденции грузинских главарей выразились вполне ясно, и на нем они прямо потребовали восстановления грузинского католикосата, почему был образован специальный отдел касательно Грузии под председательством архиепископа Литовского и Виленского Никандра (Молчанова, † 1910, VI, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С этой целью предлагалось: 1) обязать академических преподавателей (кроме древних языков и лекторов новейших языков) составить программы по преподаваемым им наукам и представить их в советы академий не позднее начала будущего учебного года с тем, чтобы совет передал их в Синод не позднее 1 января 1896 г. (и далее делать это ежегодно); 2) вставлять в годичные отчеты сведения о том, насколько выполнена преподавателем составленная им программа; 3) ректорам академий «иметь строгое наблюдение за направлением преподавателей» 631 . Последним, четвертым пунктом значилось: «Доценту С.-Петербургской духовной академии Глубоковскому поставить на вид допущенное им невнимательное отношение к поручению высшей власти» 632 . На основании этого доклада проектировался указ Св. Синода, который был разослан для подписи всем членам Синода, но, по словам Николая Никаноровича, «задержан был Первенствующим из них митрополитом Палладием [Раевым. – Т. Б.] " 633 . Копию этого документа Глубоковский приводит в своей «тетради», где собраны все материалы заведенного на него Учебным комитетом «дела», и следующим образом комментирует: «Это предложение было предъявлено мне [конфиденциально по поручению митрополита Палладия. – Н. Н. Г.] преосвящ. ректором Академии, Епископом Нарвским Никандром (Молчановым) в четверг 16-го марта 1895 г., а я на сие сказал, что: a) это есть гнусная клевета, b) что я выйду из Академии 634 и c) тогда опровергну все печатно. Просил передать это и митрополиту Палладию, но он только ругал меня и не захотел призвать для объяснений, о чем настойчиво и не раз говорил ему ректор» 635 . По словам Глубоковского, тогда он «очень огорчался и обижался на это, но потом примирился, лучше узнав о тяжелом положении в Санкт-Петербурге митр. Палладия, которого «травил» даже Учебный Комитет...» 636 . В автобиографических записках Николай Никанорович говорит об этом так: «Осведомленный совсем непредвиденно и неожиданно 637 , я просто был ошеломлен столь обидным актом, грозившим мне – при моем неокрепшем академическом положении – опасными неприятностями, а по обязательному профессорскому гонору я не мог и не хотел оставаться там, где меня считают «непростительным по неотчетливости в богословской мысли " " 638 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В год поступления Василия Быстрова в академию произошел ряд перемещений как в составе иерархии, так и в администрации духовной школы. 7 сентября 1892 года скончался митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) , и митрополитом Петербургским стал Палладий (Раев) . Возглавлявший академию с 1887 года епископ Антоний (Вадковский) оставил ректорство в связи с назначением его 24 сентября 1892 года на кафедру новообразованной Финляндской епархии с возведением в сан архиепископа. Ректором академии стал архимандрит Борис (Плотников) . Инспектором по-прежнему был архимандрит Михаил Ермаков. В следующем, 1893 году произошла новая смена начальствующих в академии. Ректором стал епископ Никандр Молчанов, инспектором – доктор церковной истории, профессор по кафедре церковной археологии Николай Васильевич Покровский . В 1895 году епископа Никандра сменил на ректорстве епископ Иоанн Кратиров. В 1896 году Василий Быстров окончил курс С.-Петербургской Духовной академии первым магистрантом. Представленное им курсовое сочинение имело название: «Ветхозаветное Божественное имя Иегова, его происхождение, значение и употребление в книге Бытия». В отзыве об этом сочинении заслуженного ординарного профессора Феодора Герасимовича Елеонского было сказано: «Сочинение г. Быстрова представляется заслуживающим не только присуждения автору степени кандидата богословия, но и допущения, при некоторых изменениях и дополнениях, к соисканию степени магистра. Во всяком случае этот труд заслуживает особенного внимания со стороны Совета Академии». Кандидату богословия Василию Быстрову было разрешено переработать его кандидатское сочинение в магистерскую диссертацию, и Совет академии принял решение об оставлении его профессорским стипендиатом по кафедре Библейского богословия. Профессорским стипендиатом на тот же 1896/97 год был оставлен также Николай Сагарда 9 . В 1897 году, после представления стипендиатского отчета, Василий Быстров был избран Советом академии и утвержден митрополитом Палладием в звании исправляющего должность доцента академии по кафедре Библейской истории 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Недалеко от Паланги, в небольшом городке Кретинга, есть немецкое, прусское, литовское и русское кладбища. Изящная чясовенка , в честь Успения Пресвятой Богородицы, из тяжелых обтесанных гранитных валунов и с легко взметнувшимся в небо голубым куполом, построена на православном некрополе в 1905 году. В 2003 закончена реставрация храма, в котором совершают отпевания и на храмовый празник служится Божественная Литургия. Возле ратушной площади города, когда-то стояла большая каменная, пятикупольная церковь св.Владимира, освещенная в 1876 году и разрушенная в мирном 1925 . От этой площади, где останавливаются маршрутные такси из Паланги, к часовне дойти по ул.Витауто или Кястуче до конца, и столетние дубы укажут местоположение. В честь какого святого, освящена 1909 году сельская церковь деревни Лебенишкес, Биржайского района, предопределило то, что правящим архипастырем Виленской епархии с 1904 по 1910 год был архиепископ Никадр (Молчанов) (1852–1910). Изумительно красивый, гармонично спроектированный, хорошо сохраненный деревянный храм св. Никандра, с стоит в поле во ржи и виден издалека. Рядом с церковью могила настоятеля св. Никандровской церкви протоирея Николая Владимировича Круковского (1874–1954). За оградой домик, в окно которого еще видна нехитрая обстановка быта сельского священника Литовской глубинки. В Мариямполе, как дойти к чясовне, в честь Св. Тройцы ,на старом православном кладбище лучше спросить у пожилых женщин, « " где похоронен сын Ленина »». Так в этом городе называют могилу сына революционерки, полковника Советской армии Андрея Арманд( 1903–1944), погибшего здесь. Могила его немного западнее от хорошо сохранившейся церквушки 1907 года ,из красного кирпича. В городе, в 1901 году была освящена другая церковь , 3 гусарского Елисаветградского полка в честь Св.Тройцы с надписью на фронтоне: «В память Царя Миротворца Александра III»... (4) В городе литовских нефтяников Мажейкяй ,храм на ул. Республикос, д. 50, Успения Богородицы, найти очень непросто. Надо просить помощь у водителей местных маршрутных такси. С 1919 года перестала действовать Мажейкяйская церковь Святого Духа и так как позже она превратилась в костел, православные, получив материальную помощь от государства, в 1933 году на окраине, построили эту небольшую деревянную церковь . Выкрашенная в небестно голубой цвет с звездочками на куполах , она стала неповторимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Так как свобода в религиозных убеждениях есть один из краеугольных камней всякого цивилизованного общества, то репрессии по отношению к разномыслящим всегда вызывали и вызывают, с одной стороны, сочувствие к ним православной интеллигенции, а с другой – упреки как правительству, не считающему возможным отделять дела веры от интересов политики (притом правильно ли понимаемой?), так в особенности духовенству, опирающемуся в делах религиозных на содействие правительства. Но самое главное зло от означенных репрессий состояло в том, что они, охраняя Православную Церковь внешними средствами, содействовавшими долговременной спячке значительной части нашего духовенства, замедляли в нем подъем его духовных сил, имевших быть направленными к утверждению православия и охранению его от напора враждебных сил. 145 В мнении специальной комиссии, приложенном к отзыву архиепископа Новгородского Гурия (Охотина), 146 также подчеркивалось христианское значение новых законодательных актов: Церковь может лишь одобрить эти акты, проникнутые духом христианства. Что касается церковной веротерпимости, понимаемой в смысле отношения Церкви к другим вероисповеданиям, то о ней не может быть двух мнений: Евангелие заповедует беспредельную любовь ко всякому человеку, какой бы веры он ни был. Заботясь о привлечении в свою ограду всех людей, Церковь не может употреблять никаких иных мер воздействия, кроме тех, какие налагает на нее христианская любовь и кротость. О церковной веротерпимости может быть речь с одной точки зрения: не надлежит ли в настоящее время усугубить меры христианской любви по отношению к вероисповеданиям, отторгшимся от Православной Церкви, чтоб облегчить им возвращение в лоно ее. 147 В том же духе высказался о новых законах и епископ Астраханский Георгий (Орлов) 148 : Свобода переходить из православия в другие христианские исповедания, в раскол и сектантство – находятся в полном согласии с православным учением: «Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся» ( Тит.3:10 ) и: «Аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе яко же язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Если Церковь сама должна исключать из своего состава отступников от нее, то как она может силою удерживать в своей ограде тех, которые сами хотят отойти от нее! Действуя в этом случае на отступников силой слова и отказываясь в борьбе с ними от внешних побочных мер стеснения, Церковь не может, однако, терпеть совращения своих членов путем насилия, угроз, обмана, обещания выгод и подкупа. Не будучи в состоянии пресечь указанные злоупотребления духовным орудием, Церковь не только может, но и должна, в случаях сих злоупотреблений, обращаться к содействию государственной власти. 149 О том, что утрата государственной поддержки активизирует деятельность православных проповедников и миссионеров, писали и те, кто относился к указу отрицательно. В послании к пастве архиепископ Литовский Никандр (Молчанов) 150 увещевал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Гермоген (Максимов Григорий Иванович), еп. Аксайский, вик. Донской епархии Родился в 1861 году в Донской епархии. В 1886 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1887 г. определен псаломщиком и рукоположен во священника. 1889 г. – законоучитель Донского епархиального женского училища. 1894 г. – смотритель Усть-Медведицкого духовного училища. 1902 г. – настоятель Владикавказского кафедрального собора и протоиерей. 3 сент.1905 г. – законоучитель Владикавказской женской гимназии. 1906 г. – смотритель Владикавказского духовного училища. В этом же году ректор Саратовской духовной семинарии. 21 авг.1909 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В Николин день 9 мая 1910 года торжественно хиротонисан во епископа Аксайского в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В хиротонии принимали участие десять архиереев, а именно: архп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), епископы: Иоаким (Левицкий) Оренбургский и Тургайский; Иоанн (Смирнов) Полтавский и Переяславский; Николай (Зиоров) Варшавский и Привисленский; Арсений (Стадницкий) Псковский и Порховский; Никон (Рождественский) Вологодский и Тотемский; Павел (Преображенский) Чигиринский; Григорий (Вахнин) Бакинский; Иоанникий (Дьячков) Кирилловский и Митрофан (Афонский) Елецкий. До 1918 года – епископ Аксайский, вик. Донской епархии. В 1919 г. эмигрировал за границу. С 1919 года по 1942 год сведений не имеем. Было известно, что он в 1942 году возглавлял заграничную Хорватскую Православную Церковь . Есть сведения, что соучаствовал в хиротониях зарубежных православных архиереев. В 1945 году был расстрелян партизанами – хорватскими сербами. Литература: «Церк. Вед” 1910, стр. 144. «Приб. к «ЦВ» 1910, стр.867–880. - " - 1918, стр.587. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.132–133. Булгаков, стр.1400. ФПС I, 32, стр.2. ФПС III, стр.2. БЭС т.1, стб.768. Geboren als Sohn eines Psalmensängers, nach Abschluß der Geistlichen Schule in Nagavskij, Dongebiet, besuchte er von 1879 bis 1882 das GS in Novoerkassk.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Начало пастырского служения сопровождали разные трудности бытового характера. Приход был беден, содержание причта считалось недостаточным, но молодого священника это не смущало. Он активно вошел в жизнь порученного ему прихода, в котором помимо Свято-Мариинского храма имелись еще две приписные кладбищенские церкви, а также домовая церковь при уездной тюрьме и несколько приходских школ 37 . В обязанности настоятеля входило заведование благочиннической библиотекой, в которой он привел в порядок библиотечный каталог. Известно также, что он участвовал в работе благочиннического совета, уточняя границы вилейских приходов 38 . Прихожане полюбили отца Понтия, хотя некоторое были и недовольны его строгостью и принципиальностью. Причина была в его непримиримом отношении к пьянству и безнравственным обычаям общества того времени. Он отказывался венчать в присутствии пьяных гостей, не допускал к Причастию незаконных сожителей и т.п. Позиция священника, нарушавшая привычную жизнь, сложившуюся на приходе, восставила против отца Понтия многих из мирян и даже из духовенства. Случалось, что писались ложные доносы архиепископу Никандру (Молчанову), а отдельные несдержанные прихожане, из недовольных новым священником, даже кидались в него камнями 39 . Владыка тем не менее оценивал отца Понтия с положительной стороны и не ограничивал его в служении 40 . В 1905 году отец Понтий был назначен в Минскую губернию, Бобруйский уезд законоучителем в Бобруйскую мужскую гимназию 41 . В учебных заведениях не хватало преподавательских кадров, и отец Понтий дополнительно преподавал русский язык и математику 42 . Тогда же последовало назначение в Бобруйскую женскую гимназию, где он также преподавал Закон Божий 43 . Позднее он был назначен на должность в Бобруйскую тюремную Свято-Николаевскую церковь , где совершал богослужения безвозмездно. Согласно резолюции епископа Минского Михаила (Темнорусова), за заслуги по тюремному ведомству отец Понтий был награжден набедренником 44 . После революционных событий в России в 1905 году мятежный дух проник глубоко во все сферы общественной жизни, включая и светские учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Согласно постановлению Рижского епархиального собора, «тайную молитву перед Евангелием священник читает вслух» 956 . Богослужебный отдел Поместного Собора в докладе «Об упорядочении богослужения» предложил «восстановить пение «аллилуиа» по Уставу на гласы аллилуиариев с выразительным исполнением последних» 957 . Епископ Нижегородский Назарий (Кириллов) в отзыве 1905 года указывал: Относительно евангельских чтений предлагают ввести обычай греческих церквей, чтобы они исполнялись на солеях, с обращением читающего лицом к народу. И против этого желания нечего сказать. Такое же предложение содержалось в отзыве комиссии Олонецкой епархии 958 . В ноябре 1905 года чтение Евангелия лицом к народу было предписано духовенству Литвы в архипастырском послании архиепископа Никандра (Молчанова, 1852–1910) 959 . По отзывам священников Виленской епархии, эта перемена принесла весьма положительные результаты 960 . Одновременно такая же рекомендация была принята Рижским епархиальным собором под председательством архиепископа Агафангела (Преображенского) 961 . В 1914 году, по благословению епископа Таврического Димитрия (Абашидзе) аналогичная практика была введена в Севастополе 962 . В поддержку повсеместного введения чтения как Евангелия, так и Апостола лицом к народу выступали и авторы статей, публиковавшихся в церковной печати. М. Григоревский писал: Такой способ чтения представляется вполне правильным, так как при нем все слова явственно слышатся молящимися, и может считаться самым плодотворным, напоминая собою благовестие Самого Спасителя, Который учил народы с возвышенного места или с корабля, конечно, обратившись к ним лицом. У нас ведется такое чтение Евангелий лишь на молебнах для отдельных лиц, и оно приносит молящимся сугубое поучение и утешение. Можно было бы ожидать усиленного воздействия слова Божия на предстоящих, если бы введен был и у нас существующий у греков способ чтения Евангелия на литургии 963 . В обоснование такого же пожелания один из мирян указывал и следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3.) Священник Василии Михайлов Тишинский, дьячковский сын, по окончании курса в семинарии уволен с аттестатом в 1811 году и посвящен в священники к Борисо-Глебовской церкви Прощаницкого погоста Псковского уезда, в 1814 году переведен к Псковоградской Никитской с поля церкви, в 1827 году определен к Псковоградской Климентовской церкви на пономарское место с запрещением служения, в 1829 году определен в Знахлицкий погост священником, в 1833 году определен благочинным. 4.) Священник Александр Васильев Молчановский, причетнический сын, окончивший курс семинарии по второму разряду в 1835 году, рукоположен в Знахлицкий погост священником. 5.) Священник Николай Иоаннов Спекинский, священнический сьн, окончивший  курс семинарии по второму разряду, в 1837 году рукоположен Рижским епископом Иринархом во священники Знахлицкого погоста, в 1841 году перемещен в Горожанскии погост Великолуцкого уезда, в 1842 году В Котельницкий погост Островского уезда, в 1848 году в Залесский погост Псковского уезда и в 1852 году обратно в Знахлицкий погост. 6.) Священник Михаил Андреев Толстохнов, священнический сын, окончивший купе семинарии по второму разряду, в 1832 году рукоположи архиепископом Платоном Рижским Митавским в погост Корлы Псковского уезда священником, в 1855 году переведен для благоустройства Зпахлицкого прихода в погост того же имени, в 1859 году состоял учителем Мелеховского сельского училища и Всемилостивейше пожалован бронзовым крестом в память войны 1853—1856 годов, в 1866 году находился под началом в Никандровой пустыни четыре месяца за повенчание несовершеннолетних браком. 7.) Священник Петр Иоаннов Новодачин, диаконский сын, окончивший курс семинарии по второму разряду, в 1867 году рукоположен во священники погоста Гнилки Островского уезда, в 1870 году духовенством 2-го Благочиннического округа избран членом Попечительского совета и переведен в Знахлицкий погост, где находится и поныне, в 1872 году избран духовенством 2-го округа членом Благочиннического совета. 8.) Дьякон Василий Талавский (псаломщик-диакон) 28.02.1909 - 02.04.1912

http://sobory.ru/article/?object=00284

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010