Иустин, Архиепископ, настоятель, Воскресенская Ново-Иерусалимского м-ря Кавганкин, Симеон Афанасьевич, священник Московский Камнев, Н. Капцова, Анна Михайловна, вдова потомственного почетного гражданина Касимов, Александр Димитриевич, священник Московский Кедров, Виктор Иванов., свящ. Моск. Ключарев, Иоанн Петрович, протоиерей Московский Коновалов, Дмитрий Григорьевич, доцент Московской Духовной Академии Коссин, Гавриил Яковлевич, священник Московский Крашенинников, Сергий Семенович Кривошеин А., староста Александро-Невской, в III кадетском корпусе, церкви Кукин, Константин Кириллович, потомственный почетный гражданин Лавров, Димитрий Васильевич, смотритель Угличского духовного учил. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Московский Лебедев, Вас. Ив., инспектор Олонецкой духовной семинарии Лебедев, Николай Константинович, священник Московский —27— Левитский, Сергей Анатолиевич, Член Олонецкой Губернской Земской Управы Ливанский, Илья Васильевич, протоиерей г. Орла Любимов, Николай Александрович, священник Московский Ленивов, Николай Андреевич, потомственный почетный гражданин Лямина, С.И. Малютина – П. сыновей Промышленное и Торговое Товарищество Мамонтов, Т.А. Марков, Василий Михайлович, свящ. Московский Марков, Сергий Михайлович, протоиерей Московский Миртов, Михаил Констан., свящ. Моск. Михайловский, Николай Михайлович, священник Московский Михайлов, Алексей Михайлович Молчанов, Ал-др Иларионович, протоиерей Московский Молчанов, Димитрий Тимоф. Московское Городское Кредитное Общество Нагоров, Петр Михайлович Назаров, Сергей Ал-др., потомственный дворянин Невский, Мих. Георг., прот. Московский Никандра, игумения, настоятельница Покровского Хотькова монастыря Нифонт, Архимандрит, настоятель Волоколамского Иосифова монастыря Обидина, Клавдия Никоновна, потомственная почетная гражданка Орлов, Анатолий Петрович, доцент —28— Московской Духовной Академии Орлов, Григорий Андреевич, священник Московский Орлов, Дмитрий Иванович, преподаватель Угличского духовного училища Орлов, Петр Кириллович, священник Московский

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я долго не решался писать это письмо. «Неприлично, – думалось мне, – писать к незнакомому человеку, беспокоить его просьбой…» Но ужели везде связывать себя приличиями, даже и там, где идет речь о пользе душевной? Уверен, что вы, как человек духовный, понимаете все неприличие христианину таких приличий и простите мне то, что мир называет неприличием… Еще два слова. Такое же желание имеет и друг мой, еще не видевший Нового Иерусалима, товарищ по классу, поболее преданный науке, чем я, и не такой тщеславный, а напротив скромный и смиренный Николай Дмитриевич Молчанов. Его душа теперь колеблется: брат зовет его в университет, рисуя выгоды житейские; сердце влечет в духовное звание. Укрепи его Господь в последнем намерении сердца! Буду с нетерпением ждать Вашего ответа и, если можно, если не затруднит вас, – совета. Искренно уважающий вас недостойный Николай  НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, лл. 16, 15. Леонид (в миру Кавелин Л.А., 1822–1891), архимандрит, духовный писатель. Учился в Московском кадетском корпусе, служил в Волынском гвардейском полку. С 1852 г. – послушник в Оптиной пустыни, в 1857 г. пострижен в монашество, с 1863 г. – архимандрит. Возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1864–1865). Настоятель Ново-Иерусалимского монастыря (1869–1877), наместник Троице-Сергиевой лавры в 1877–1891 гг. Молчанов Николай Дмитриевич (1852–1910), однокурсник Н. Рождественского. В 1878 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем греческого языка в Тамбовскую духовную семинарию. Впоследствии – архиепископ Литовский и Виленский Никандр (1904–1910). Феофил (в миру Успенский Ф.Я., 1816–1888), архимандрит. По окончании Костромской духовной семинарии в 1841 г. поступил в Троице-Сергиеву лавру. В 1843 г. пострижен в монашество, 26 апреля 1852 г. рукоположен в диакона, а на следующий день митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) посвящен в иеромонаха. В 1853 г. направлен миссионером в Нумачакскую миссию на п-ове Аляска, где пробыл 15 лет. С 1873 г. – архимандрит и настоятель Пицундского монастыря в Абхазии, с ноября 1879 г. по июнь 1880 г. – наместник Виленского Свято-Духова монастыря, потом настоятель Сурдегского Свято-Духовского монастыря Ковенской епархии.

http://pravoslavie.ru/3061.html

24 сентября 1899 г. назначен епархиальным цензором предполагаемых к печати брошюр и листков, а равно и проповедей. 20 июля 1900 г. был назначен ректором Казанской духовной академии . Епископ Чистопольский 9 сентября 1900 г. хиротонисан во епископа Чистопольского , первого викария Казанской епархии . Хиротонию в Казанском кафедральном соборе совершали: архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев) ; епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский) ; епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский) ; епископ Симбирский и Сызранский Никандр (Молчанов) ; епископ Старицкий Василий (Царевский) и епископ Чебоксарский Иоанн (Алексеев) . В 1905 году, еще будучи ректором Казанской духовной академии , епископ Алексий был избран почетным членом Академии. С этого же времени состоял пожизненным членом попечительства при Михаило-Архангельской церкви Казанской духовной академии для вспомоществования всем служащим и служившим в ней. Кроме этого, был председателем Совета миссионерских курсов, председателем комитета по устройству публичных чтений при библиотеке Св. Владимира и комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г. Казани, председателем общества вспомоществования недостаточным студентам Академии, членом Казанского губернского комитета, Попечительства о народной трезвости и почетным членом Казанского общества трезвости и общества книгопечатников. Управлял Спасским монастырем и заведовал делами Казанского и Чистопольского мужских духовных училищ. Епископ Таврический В марте 1905 г. назначен епископом Таврическим и Симферопольским . Много способствовал умиротворению края в 1905 и 1906 гг. После издания манифеста 17 октября епископ Алексий произнес проповедь, в которой предостерегал, чтобы дарованные свободы не повлекли " свободу от совести " . Епископ Псковский В ноябре 1910 г. назначен епископом Псковским и Порховским . В книге Сергея Труфанова (бывш. иеромонаха Илиодора) под названием " святой черт " или " Записки о Распутине " , в которой автор дает резкий обличающий материал на многих преосвященных, епископ Алексий Псковский рисуется человеком в высшей степени корыстолюбивым, за деньги давшим возможность " черным воронам- иоаннитам " свить себе в Псковской епархии прочное гнездо в Воронцовском Благовещенском монастыре . На странице 160 автор называет епископа " безобразным по телу, а еще более по душе " и " жестоким, неверующим духовным лицом " .

http://drevo-info.ru/articles/13671186.h...

2) Похоронить меня прошу в простом деревянном лакированном липовом или ясене­вом гробе, без позументов и украше­ний;... Положить меня прошу в облачении, дарованном мне... при посвящении в архиереи в 1892 году. Крест положить на меня малый с голубыми бирюзовыми каменьками и соответ­ственную панагию с образом Знамения Пресвя­той Богородицы. Все архиерейские облачения мои, митры, посохи, панагии и кресты должны поступить в ризницу архиерейской Крестовой церкви. Если после моей смерти останутся иконы, то ... раздать их по бедным церквам Литовской епархии. Денег на погребение оставляю..., а более... никаких капиталов после себя не оставляю и не могу оставить, потому что никогда я их не собирал, а всё получавшееся мною употреблял на собственные надобности и ближних моих; если кто-либо любви ради помянет моё убо­жество, такового да помянет Господь и воздаст ему Своею милостию». Погребён архиепископ Ювеналий в Свято-Духовом монастыре, в склепе под полом – налево от входных дверей. В стене сооружён большой крест-памятник из белого мрамора, с соответствующей надписью. 27 апреля 1904 г. последовал указ Св. Синода «о бытии Преосвященному Симбирскому НИКАНДРУ – Архиепископом Литовским и Виленским...». До этого назначения Николай Молчанов (мирское имя нового архипастыря) окончил Московскую Духовную Академию, был женат, преподавал в Тамбовской Духовной Семинарии, работая одновременно над маги­стерской диссертацией, которую затем и защи­тил, получив учёную степень «магистра бого­словия». Овдовев, Николай Молчанов принял монашество с именем Никандр и вскоре был возведён в сан архимандрита и назначен ректором той же семинарии. В 1891 г. состоялась его хиротония во епископа Нарвского, через два года назначен ректором С.-Петербургской Духовной Академии, а с 23 августа 1895 г. определён на Симбирскую кафедру. Как видим, муж он был довольно образованный и с опытом, хоть и не очень большим, управления епархией, правда, со своим маститым предшественником сравниться всё же не мог – ни как админи­стратор, ни как архипастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нарвская Основана 24.04.1887. Именование – по г. Нарва (Эстляндская губерния; Эстония). С.-Петербургское (Петроградское, Ленинградское) викариатство. Упразднена в 1945 г. В 1924–1940 гг. параллельно викариатству, состоявшему в юрисдикции Московского Патриархата, существовала также самостоятельная Нарвская и Изборская кафедра, состоявшая в юрисдикции Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата (ее архиереи в списке отмечены курсивом). Именовалась: Нарвская; Силламяэская. 09.05.1887 24.08.1890 Владимир Шимкович 10.02.1891 23.08.1895 Никандр Молчанов 23.08.1895 16.01.1899 Иоанн Кратиров 06.02.1899 10.12.1901 Никон Софийский 10.12.1901 08.02.1903 Иннокентий Беляев 02.03.1903 08.02.1908 15.02.1908 20.03.1914 Никандр II Феноменов 20.03.1914 Геннадий Туберозов 11(24)11.1924 13(26)12.1927 30.07(12.08)1929 17(30)12.1932 20.09(03.10)1937 Павел Дмитровский 03(16)04.1945 2875 Определен на покой с пребыванием в Сергиевой пустыни. Через 5 лет назначен на Владикавказскую кафедру (см.). 2876 Хиротонисан Патриархом Св. Тихоном, титулярный викарий Ленинградской епархии, пребывал в Ленинграде 13(26)12.1927 вместе с епископом Димитрием (Любимовым) подписал акт отхода от митрополита Сергия (Страгородского) в связи с известной Декларацией (вторая дата). Запрещен в священнослужении 17(30)12.1927. Вскоре заявил о раскаянии, запрещение было снято. Далее см. Копорская. 2877 Во главе самостоятельной Нарвской епархии Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата. Бывший архиепископ Псковский и Порховский. В 1919 (?) г. эмигрировал из Пскова в Эстонию. Вторая дата – дата кончины. По ММЛ РПИ, возглавлял «автономную русскую епархию в г. Нарве». 2878 Епископ Печерский, временно управляющий Нарвской епархией. По данным официального веб-сайта Эстонской церкви www.othodox.ee, управлял епархией после кончины архиепископа Евсевия (Гроздова). Избран на Нарвскую кафедру 06.1932 на Соборе Эстонской Православной Церкви (Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата), состоявшей в те годы в отрыве от Московской Патриархии. От избрания уклонился. Вторая дата – определение на покой. 2879 До 1940 г. (до присоединения Эстонии к СССР) – в Эстонской Православной Церкви; затем в канонической юрисдикции Московской Патриархии. Возведен в сан архиепископа 08(21)12.1942 указом Экзарха Латвии и Эстонии (Прибалтики) митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Считая необходимым на ряду с духовным занятием иметь " какое-либо нехлопотливое рукоделье " , святитель Феофан в короткие промежутки между молитвой и умственными трудами занимался иконописью, резьбой по дереву, токарным, столярным и переплетным мастерствами. Иногда он летом, в ясную погоду по вечерам, любил производить наблюдения над небесными светилами посредством телескопа. Глубоко сострадая неимущим, Святитель Феофан всю свою архиерейскую пенсию рассылал вдовам, сиротам, и прочим нуждающимся (оставляя себе лишь небольшую часть для покупки любимых книг); особенно много благотворений делалось им пред праздниками Рождества Христова и Пасхи. Еще обширнее были его дела милости духовной, состоявшей в его громадной переписке, которой он посвящал немало времени. Ежедневно со всех концов России поступали к нему, иногда сразу в количестве нескольких десятков, письма с выражением духовных и телесных скорбей, и ни одно из них не оставлялось им без ответа. Из тиши своего затвора, всегда зорко следя за всеми явлениями церковной и общественной жизни, он горячо вооружался по поводу уклонений ее от истинного пути,, а в своих письмах ревностно изобличал заблуждения современных ему пашковцев, ирвингиан и толстовцев, побуждая и других противопоставлять им " духовное воинство " . Всего в настоящее время имеется в печати десять книг собрания писем святителя Феофана, представляющих истинное духовное сокровище. Вообще в лице святителя Феофана, посвятившего всю свою жизнь служению спасения ближних, мы имеем, как писал о нем Высокопреосвященный Никандр, архиеп. Виленский (Владыка Никандр Молчанов, архиеп. Литовский и Виленский, 1852-1910, магистр богословия, быв. ректором Петербургской дух. академии), общего христианского учителя при его безмолвии, общественного деятеля — в затворе, церковного проповедника, всюду слышимого, хотя и не являвшегося в последнее время на церковной кафедре; миссионера — обличителя сектантских заблуждений, хотя и не вступавшего на поприще открытой миссионерской деятельности; яркого светильника учения Христова для народа православного, хотя и укрывшегося от взоров народных; никакого почти достатка материального не имевшего, но всех богатившего и богатящего духовным достоянием учения своего; не искавшего временной земной славы, но прославленного теперь и людьми, и наукою, и целыми учреждениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Следующим аудитории был представлен доклад иеромонаха Никандра (Пилишина), благочинного монастырей Вологодской епархии , «Изучение Священного Писания и святоотеческих творений в духовной жизни монаха — опыт современных египетских монастырей». Доклад прочел игумен Игнатий (Молчанов). Автор подробно раскрыл тему, которая до этого уже неоднократно затрагивалась участниками конференции: роль Писания как одного из основополагающих элементов в жизни монаха, творческое применение Богодухновенных книг и святоотеческого наследия в аскетической практике. Призыв Евангелия к личному совершенству через отречение от привязанности к миру вдохновил некогда основоположника пустынножительства преподобного Антония Великого. И сегодня в коптских монастырях соблюдается традиция знания в совершенстве, наизусть текстов Евангелия и Псалтири. Священное Писание не только читают за богослужением и в келии, слышат в поучениях духовников — оно буквально растворено во всей жизни монашествующих. Помимо этого, одним из послушаний египетских монастырей является сегодня перевод, редактирование и издание на современный арабский язык ключевых святоотеческих текстов. Отец Никандр рассказал в своем докладе о подвижнике отце Матте Аль-Мискин (1919−2006), основавшем со своими учениками пустынножительство по традиции древних отцов, а затем восстановившем монастырь преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне. Последователи о. Матты в Коптской Церкви многочисленны. Как правило, это молодые люди с университетским образованием, продолжающие изучать в обители памятники аскетической литературы и труды современных богословов, а также духовное наследие других конфессий  и  особенно Православия. В Коптской Церкви сегодня поддерживается общежительная традиция, но не строго общинной жизни, а с элементами отшельничества — с меньшим числом общих трапез и братских молитв. В наше время это позволяет идти иноческим путем людям разного темперамента и разных способностей. Удивительным сегодня является тот факт, что монахам удается успешно совмещать духовные труды по изучению Писания и богословских текстов с активным социальным служением, заметил отец Никандр.

http://patriarchia.ru/db/text/5305492.ht...

286. Мясников=Мясников 3., свящ. Источник воды живой//Самарские ЕВ. 1916. 19. С. 319–326; 20. С. 333–339. 287. Н.В.Т.=Н.В. Т[рапани]. Епископ Афанасий (Сахаров) . Воспоминание//Вестник РХД. Париж, 1983. 139. С. 195–217. 288. Н.П.=Н.П. Русский язык за богослужением Православной Церкви//НЦОВ. 1917. 13. С. 209–210. 289. Надеждин=Надеждин А, прот. Памяти о. протоиерея Димитрия Тимофеевича Мегорского. СПб., 1909. 290. Назревшая необходимость=N. Назревшая необходимость богослужебной реформы//ЦГ. 1906. 13–14. С. 425–428. 291. Нардов=Нардов Г., свящ. Церковнославянский язык//Владимирские ЕВ. 1906. 43. С. 648–652. 292. Нахимов. Вера=Нахимов Н. [Зайончковский Н.Ч.] Вера, молитва и жизнь православного христианина. Краткая учебная книга православной веры Христовой. СПб., 1907. 293. Нахимов. К истолкованию=Нахимов Н. К истолкованию некоторых священных церковнославянских текстов//ПЦВ. 1911. 51–52. С. 2287–2291. 294. Нахимов. Моему критику=Нахимов Н. [Зайончковский Н.Ч.] Моему благосклонному критику//ПЦВ. 1912. 12–13. С. 536–540. 295. Нахимов. Мой ответ=Нахимов Н. Мой ответ на критику г. Мироносицкого//ПЦВ. 1913. 12. С. 572–588. 296. Нахимов. Несколько слов=Нахимов Н. [Зайончковский Н.Ч.] Несколько последних слов г. П. Мироносицкому //ПЦВ. 1913. 14. С. 687–688. 297. Недельский=Недельский С, свящ. К вопросу о богослужении на русском языке//Холмская церковная жизнь. 1906. 12. С. 412–415. 298. Неплюев= Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора//ТКДА. 1906. 6. С. 269–305; 7. С. 393–427. 299. Несколько слов=Несколько слов о православном богослужении// Кол. 1906 . 118. С. 3. 300. Несправедливые обвинения=Сельский священник. Несправедливые обвинения//Полоцкие ЕВ. 1910. 14. С. 354–363. 301. Никандр=Никандр [Молчанов], архиеп. Архипастырское послание к пастырям Церкви Литовской//ПЦВ. 1905. 43. С. 1809–1822. 302. Николаев (1906)=Николаев В. Мысли мирянина, бывшего старообрядца-начетчика, о современном совершении богослужения Православной Церкви//РдСП. 1906. 46. С. 230–244; 47. С. 267–279; 48. С. 297–310; 52. С. 431–449.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

16-19 мая 1905 г. И. выступил на созванном по его инициативе Соборе духовенства в Холме, призвав пастырей противостоять нападкам на Православие, которые усилились после указа 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». 16 июня того же года Холмско-Варшавская епархия была разделена на 2 части: Холмскую и Люблинскую с центром в г. Холме возглавил еп. Евлогий (Георгиевский), а Варшавскую и Привислинскую - И. Число правосл. приходов, окормляемых И., сократилось более чем в 4 раза. Последним трудом И. было «Воззвание к пастырям Варшавской епархии о воздействии с их стороны к устранению междоусобной розни среди населения», написанное по поводу усиления в Привислинском крае революционного террора. 25 окт. 1905 г. 8-е из его обращений к пастырям и пастве Варшавской епархии было окончено. 29 окт. И. был напутствован Святыми Таинами, 1 нояб. над ним было совершено таинство соборования. Скончался в архиерейском доме от «закупорки мозговых артерий». На погребение от Синода был командирован архиеп. Виленский и Литовский Никандр (Молчанов) . 4 нояб. он в сослужении еп. Евлогия, архим. Дионисия (Валединского) и др. представителей варшавского духовенства возглавил заупокойную литургию и чин отпевания в Троицком соборе. На церемонии присутствовали варшавский ген.-губернатор Г. А. Скалон и градоначальник Варшавы ген. Н. В. Бибиков. Погребен под престолом в нижнем храме построенной им ц. прп. Иоанна Лествичника в Варшаве. После похорон в одну из карет процессии местными террористами была брошена бомба. 1 нояб. 1906 г. над местом упокоения И., в нижней церкви-памятнике, обустроенной по проекту архит. П. А. Феддерса, кафедральным прот. Павлом Каллистовым был освящен престол во имя прор. Илии и прп. Иеронима Стридонского - небесных покровителей И. в миру и в монашестве. В храме в эти дни молились архиеп. Никандр, еп. Евлогий и архим. Дионисий. Свято-Троицкое братство, попечителем и жертвователем к-рого был И., издало подробную иллюстрированную биографию владыки, дополненную его проповедями и воспоминаниями современников. Книга бесплатно раздавалась членам братства, преимущественно священнослужителям. В том же году в Киеве вышла фундаментальная биография с многочисленными приложениями, вероятно составленная смотрителем Варшавского духовного училища В. Щегловым.

http://pravenc.ru/text/293716.html

313 . Незабытые могилы=Незабытые могилы: Российское зарубежье. Некрологи, 19712001. Сост. В.Н. Чуваков. М., 19992007. Т. 15; Т. 6. Вып. 13. 314 . Непримиримые противоречия=Непримиримые противоречия в современном молоканстве. ВСС. 1928. 5 (28). С. 811. 315 . Несмелов= Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Православный собеседник. 1912. 26. 316 . Нестор=Божией милостию архиерей Русской Церкви: Три жизни Нестора Камчатского. Моя Камчатка. Расстрел Московского Кремля. Русский Харбин. На Родине. Сост. С. Фомин. М., 2002. 317 . Нивьер=Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 19201995: Биографич. справочник. Москва-Париж, 2007. 318 . Никандр. Архипастырское=Архипастырское послание к пастырям Церкви литовской архиеп. Никандра [Молчанова]. ПЦВ. 1905. 43. С. 18091822. 319 . Никандр. О свободе=О свободе вероисповедания (Слово на праздник Преображения Господня, сказанное архиепископом Литовским Никандром [Молчановым] в Виленском Свято-Духовском монастыре, 6 августа 1905 г.). ПЦВ. 1905. 37. С. 15611565. 320 . Никанор. Киевский собор=Киевский собор 1884 года. Из записок архиепископа Никанора [Каменского]. Русский архив. М., 1908. Т. 46. 9. С. 86138. 321 . Никанор. Мое прошлое= Никанор (Каменский) , архиеп. Мое прошлое отношение к миссионерству и настоящее. Казань, 1910 [Оттиск из «Известий по казанской епархии»]. 322 . Никанор. Переписка=Переписка К.П. Победоносцева с епископом Никанором [Каменским]. Публ. прот. С. Петровского. Русский архив. М., 1915. Кн. 2. 5. С. 68111; 6. С. 244256; 7. С. 335383; 8. С. 501528. 323 . Никелл=Никелл У. Смерть Толстого и жанр публичных похорон в России. Новое литературное обозрение. 2000. 44. С. 4361. 324 . Никодим 1971=Об отмене клятв на старые обряды. Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима [Ротова] на Поместном Соборе 31 мая 1971 г. ЖМП. 1971. 7. С. 6373. 325 . Никодим Милаш III=Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша) , епископа Далматинско-Истрийского. СПб., 1911 Т. III. [Репринт: ТСЛ, 1996].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010