В резиденции архиепископа Нижегородского Георгия прошло совещание по восстановлению Печерского монастыря 19 марта 2009 г. 17:03 Рабочее совещание по восстановлению Вознесенского Печерского монастыря прошло в четверг 19 марта в резиденции архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия . Заседание возглавил владыка Георгий. В работе приняли участие наместник Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин), архимандрит Кирилл (Покровский), священник Дионисий Покровский и представители строительных компаний. На совещании обсуждалось восстановление монастырской стены со стороны реки, а также ремонт угловых башен. Кроме того, собравшиеся обсудили перспективы строительства храма во имя преподобного Симеона Столпника на территории Нижегородского кремля и восстановления Крестовоздвиженской часовни в архитектурном ансамбле Вознесенского Печерского монастыря. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/591252.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @5130@ Подпись к иллюстрации: Соборный храм Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря, 2009. Фотография Ильи Смолова Размер файла: 71.47 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 16.08.2011 10:28:52 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/5130.html

Архипастыри, прибывшие на празднование 800-летия Нижнего Новгорода, посетили обновленный кремль 23 августа 2021 г. 16:14 22 августа 2021 года архипастыри, прибывшие на празднование 800-летия Нижнего Новгорода, побывали в обновленном кремле. Объекты Нижегородской епархии посетили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ,  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий . Архиереев сопровождали секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, настоятельница Крестовоздвиженского монастыря Нижнего Новгорода игумения Филарета (Гажу), настоятельница ташкентского Свято-Троицкого Никольского монастыря игумения Екатерина (Мальгина), помощник управляющего Нижегородской епархией по административно-хозяйственным вопросам иерей Александр Гимоян, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев. В начале визита архипастыри осмотрели строящийся храм в честь преподобного Симеона Столпника и возрожденную колокольню Спасо-Преображенского собора. Затем они возложили цветы к памятнику основателю Нижниго Новгорода святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону, епископу Владимирскому и Суздальскому, а также на могилу Кузьмы Минина в Михаило-Архангельском соборе. После этого архиереи побывали в восстановленных зданиях манежа и Никольской церкви и осмотрели установленный рядом с ними памятник святому князю Димитрию Донскому и его жене княгине Евфросинии. Накануне вечером Нижегородский кремль  посетил  Президент России Владимир Путин. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5837800.ht...

798 Б же вн града церковь в женстем монастыри. Воэдвижение честнаго и животворящаго креста. – Никаких документальных известий о существовании муромского Крестовоздвиженского монастыря не сохранилось. В муромских источниках конца XVI–XVII вв. упоминается деревянная Крестовоздвиженская церковь , которая находилась в черте города на посаде. В краеведческой литературе считается, что в XIII в. на этом месте стоял монастырь, упоминаемый в «Повести». 799 ...юноша уклонися в весь, нарицающуся Ласково. – Деревня Ласково находится в Рязанской области в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря. До настоящего времени там сохраняется предание о том, как крестьянка этой деревни вышла замуж за муромского князя, однако оно, сохраняя те же имена и географические названия, которые упоминаются в «Повести о Петре и Февронии», имеет свое сюжетное построение, не зависящее от муромской легенды. 800 ...пред нею же скача заец... и видх заец пред тобою скача... – В славянском песенном и обрядовом фольклоре заяц является одним из атрибутов свадебной и любовной тематики. В фольклорном источнике «Повести» героиня, видимо, как и на свои иносказания, должна была дать пояснение о скачущем зайце. Автор «Повести» включил упоминание о зайце в недоуменную речь посланца от князя, в ответе же Февронии об этом не говорится. 801 ...снем з гряд полнце... – Здесь: «грядка» – две жерди над печью, предназначенные для сушки лучины. 802 Блаженный же князь Петръ... держашеся сих, якоже богогласный Матфй в своем Благовстии вещает. – В Евангелии от Матфея говорится, что Христос в ответ на вопросы фарисеев сказал: «Но я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» ( Мф. 19:9 ). 803 Бста бо своему граду истинна пастыря, а не яко наимника. – Христос говорит о себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их» ( Иоан. 10, 11 –12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аминь. Проповеди -------------------- Публикуется С. В. Чертковым по машинописям из архива семьи автора. Исправлены многочисленные ошибки, допущенные в предыдущих изданиях. Даты восстановлены по содержанию и даны по новому стилю. -------------------- 19 января 1922 г. За всенощной в церкви быв. Крестовоздвиженского монастыря Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После праздника Богоявления Господня Православная Церковь совершает празднование собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ныне, в день молитвенной памяти о нём, вспоминаем великое пророческое его служение, дабы почерпнуть назидание для нашей современной жизни. " Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? " — вопрошал Христос учеников Своих и народ (Мф. 11, 7). Трость колеблемая — это человек с " двоящимися мыслями " . Неустойчивый в вере и в жизни, которого клонит ветер то туда, то сюда. Иоанн Креститель был крепок как скала. Пророческий дух его был непоколебимо твёрд. В дерзновенном служении своём он не знал колебаний. " Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских " . Он одежду имел из верблюжьего волоса и подпоясан был ремнём, питался акридами и диким мёдом. Суровый подвижник был пророк Иоанн. " Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка " (Мф. 11, 9). Иоанн Креститель — величайший из пророков. Он был воплощением не мёртвого фарисейского, а живого Божественного духа Ветхого Завета. Законник. Постник. Блюститель древнего благочестия. С ним не могли не считаться законники и фарисеи. Его не могли не слушать, хотя слова его дышали гневом, были исполнены обличений. " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " . " Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния " (Лк. 3, 78). " Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь " (Мф. 3, 10). Но, обличая, он призывал и к положительному, действительному возрождению жизни. " У кого две одежды, тот дай неимущему, иу кого есть пища, делай то же…. Никого не обижайте, не клевещите " (Лк. 3, 11, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Господь никого не заставляет, это противно Божию замыслу, потому что насильно заставить человека любить нельзя, а Богу нужна только любовь. Ну вот можно всех заставить в церковь прийти. Что тут сложного? Ничего сложного нет. Будет сейчас война, голод, начнут люди умирать от эпидемий – ну и что? битком все набьется, все храмы наполнятся людьми. Но это же все равно из-под палки. Как часто бывает: умер кто-то в семье, и родственники приехали со всех концов страны, кто из Сибири, кто из Средней Азии; все собрались поминать, плакать: да на кого ты меня оставил? То есть горе случилось, оно в церковь и привело. Что они, к Богу, что ли, пришли? Да нет, им покойник нужен, собрались из-за покойника и опять разъехались. Значит, может человек в церковь прийти хоть раз в году, на похороны или на свадьбу, даже если живет в таком месте, где церкви нет. Вот и получается: покойник или свадьба дороже, а Сам Бог не нужен, настоящего желания нету. Дальше апостол пишет: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». То есть если ты, живя на земле, Царствие Божие не увидел, то ты его не увидишь никогда, потому что «Царствие Божие внутрь вас есть», – сказал Господь. Поэтому, живя на земле, мы себе обитель приуготовляем там, в жизни будущего века. Собственно, все от нас зависит, поэтому нам надо всех сопротивников, все, что мешает видеть Пресвятую Троицу, возненавидеть, как врага. А если в нас этого нет, нет этой веры, нету этого желания, то мы останемся ни с чем: зря в церковь ходим, зря молимся, зря причащаемся, зря Евангелие читаем, зря икон в доме понавесили – ничего нам это не даст, ничегошеньки, до тех пор пока мы не будем употреблять усилия, чтобы внити в Царствие Божие, пока у нас не будет истинной веры. Венчание в Крестовоздвиженском храме

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Лишь бы мы-то остались верными православию. Какие бы соблазны, какие бы потрясения нас ни ожидали, были бы мы тверды, была бы тверда наша преданность Христу. Лишь бы мы сохранили свою веру и своё единство с истинною Святою Соборною Апостольскою Церковью. Аминь.     14 мая 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В эту неделю вы слышали евангельское чтение о расслабленном. О том, как Господь наш Иисус Христос пришёл в Иерусалим после праздника иудейского и увидел расслабленного около купальни, называвшейся Вифезда — дом милосердия. Было там пять крытых ходов, и в них лежало множество больных, хромых, иссохших, слепых, ожидающих движения воды. Был тут расслабленный, находившийся в болезни 38 лет. Он не мог получить исцеления, потому что когда Ангел возмущал воду, кто-нибудь раньше успевал опуститься в воду. И спросил его Христос: " Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл " (Ин. 5, 69). Святое Евангелие учит нас не только словами поучения, не только притчами и заповедями. Оно учит и событиями земной жизни Спасителя. Исцеление расслабленного также многому научает нас. Разве Церковь Христова не дом милосердия? И разве мы не слепые, хромые, иссохшие, расслабленные? Мы воистину слепые, и потому немощна вера наша. Не видим мы Господа. Потемнели духовные очи наши. Воистину хромые — и потому не идём правым путём, а сбиваемся то в одну, то в другую сторону. Мы иссохшие — нет у нас радости о Христе. Иссушили мы душу свою житейскими заботами. Мы расслабленные — нет у нас твёрдой воли неослабно идти по пути спасения. Церковь Христова — купель, всегда и для всех дающая исцеление. Почему же так мало больных, желающих исцелиться? Церковь исцеляет тех, кто  весь отдаётся Христу. А мы хотим исцеляться, погружая в жизнь церковную лишь малую часть нашей души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Мы, верующие, " прах попираемый " , мы безумцы для мудрых мира. Нам сказано, что широк путь к погибели и многие идут им, а узкий путь ко спасению избирают немногие. Церковь даёт примеры, как отражать эти искушения. Святой Григорий Богослов говорит: " Скорее реки потекут вверх и огнь примет направление, противоположное обычному своему стремлению, нежели я изменю чему-либо в моём спасении " . А Максим Исповедник, когда его заставляли причаститься с отступившим от православной веры патриархом, воскликнул: " Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом — я не причащусь с ним " . И всё же мысль, что другие думают иначе, что " все " уходят от Церкви — соблазняет и отравляет души. Христос обращается не к массам, а к отдельной человеческой душе. Он говорит: — Ты Иоанн, ты Мария, ты Пётр. Выбирайте путь свой, не оглядываясь на соседей, а вопрошая свою совесть. Пусть они идут своею дорогой. Мы пойдём своей — на вечерю Христову. Дабы соделаться нам, как говорит апостол Пётр, " причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью " (2 Пет. 1, 4). Аминь.     8 января 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " . А многочисленное воинство небесное славило Бога: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! " (Лк. 2, 10–14). Но где же слава — когда поругание? Когда надели венец терновый и били по лицу, и спрашивали, издеваясь: " Скажи, кто ударил Тебя? " Но где же мир — когда ненависть и крики: распни, распни Его! Где благоволение в людях — когда Голгофа? И вопрошают люди мирские: где обетованная радость, когда вся жизнь — беспрерывный ряд скорбей? Думали ли вы когда-нибудь, что должен испытывать человек, приговорённый к смерти? И вот, после долгих и страшных ожиданий распахнулась бы дверь, и некто сказал бы: " Ты, свободен " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Не этот ли взаимный суд — главное препятствие в деле нашего спасения? Могли ли бы получить исцеление окружившие Христа люди, если бы они вместо мольбы о том, чтобы Он их пожалел, их простил, стали бы глумиться, судить и смеяться друг над другом? Все мы больные. Все мы несчастные. У каждого свой грех. Но у каждого один Спаситель — Христос. Слепые, прокажённые, расслабленные! Подойдёмте же, как братья, любя и жалея друг друга, ко Кресту Господню, припадём к Нему с верою и слезами, да простит и спасёт нас Господь и да исцелит душевные и телесные тяжкие недуги наши. Аминь.     6 июля 1922 г. За всенощной в Крестовоздвиженской церкви Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ангел Господень возвестил Захарии, что от него родится великий пророк: " Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их " (Лк. 1, 15–16). И пророчество сбылось, родился Иоанн Предтеча. Возрастал, укреплялся духом. И вот зазвучал пророческий голос его в пустыне Иудейской. Поражённый новизною слов его, народ встрепенулся. Жители Иерусалима, окрестностей его и всей Иудеи стекались к нему на берега Иордана. Новый пророк самой внешностью своей производил впечатление необычайное. Это был суровый аскет, одетый в грубую одежду из верблюжьего волоса, препоясанный кожаным поясом, изнуривший тело своё строжайшим постом… В чём было главное значение его проповеди? Он обличал фарисейство. Фарисейство не как лицемерие только, но и как целое мировоззрение, как систему, как особый вид современного благочестия. В основе этой системы лежала мысль, что сила религии — во внешнем законодательстве. В результате — полное торжество мёртвой буквы над живым духом и ужасающее нравственное падение. И он призывал фарисеев к покаянию. Это он им говорил, что они — " порождения ехиднины " и что они напрасно думают бежать " от будущего гнева " . Это он им говорил, что они — сухостой, бесплодные деревья и что при корне их лежит секира, ибо " всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огоны, это он их призывал сотворить " достойный плод покаяния " …

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Ныне Иерусалим – святыня трех религий, чтущих Бога Авраама. Но Бог Авраама ведет всех его потомков, все народы к вратам Небесного Иерусалима, где будет Единый Небесный Архиерей вовек по чину Мелхиседека ( Рим.7:17 )- Иисус Христос . Мы исходим из часовни Адама. Перед нами под стеклом большой камень. На нем кирпичного цвета запекшаяся кровь Спасителя. Кровь, омывающая и очищающая всех нас. Только что приобщившись ее от Святой Чаши, мы видим ее отпечатанною на камне. Идем дальше. Вот придел Лонгина Сотника. Здесь стоял руководитель воинов, прибивших гвоздями Христа к древу Крестному, когда Он висел на нём, умирая за Своих распинателей. Здесь Лонгин прославил Бога и сказал: Истинно человек этот был Праведник, воистину Он был Сын Божий ( Лк. 23: 47 ; Мф. 27:54 ). А вот Темница Господня. Здесь по взятии в Гефсиманском саду Иисус Христос провел несколько часов в узах. Темница – это углубление в скале с каменной скамьей, в которую через два отверстия продевались ноги и снизу сковывались цепью. На этой скамье сидел Спаситель. Руки Его были заключены в оковы. Эту каменную скамью Святого Узника с двумя отверстиями мы видели. Он стал Узником, чтобы проповедовать пленным освобождение... и отпустить измученных на свободу ( Лк. 4:18 ). И для того еще, чтобы Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет... и заключил его ( Откр. 20: 2–3 ). Далее проходим Столп бичевания. К этой колонне был привязан Спаситель, когда претерпевал насмешки и подвергался бичеванию. Многие паломники, прикладываясь к Столпу, отчетливо слышат удары бичей. Слышал их и наш паломник из Красноярска до тех пор, пока не прошла вся наша группа. Мы подходим к месту обретения Креста Господня святой царицей Еленой в 326 году. Вот сюда Крест Христов и кресты разбойников были сброшены с холма и со временем засыпаны. Сверху мы видим окно, там стояла царица Елена, наблюдая за раскопками. Оттуда она бросала деньги, ободряя копающих. Мы стоим и поем тропарь праздника Воздвижения и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». На лице отца Андрея радость и умиление. Ведь он – настоятель Крестовоздвиженского прихода и строит храм в честь Воздвижения Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010