В Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода отметили 800-летие обители 3 июня 2021 г. 16:52 2 июня 2021 года в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода состоялось соборное архиерейское богослужение. В этот день состоялось празднование 800-летия обители. Служение Божественной литургии возглавивли  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , епископ Выксунский и Павловский Варнава .  Архипастырям сослужили: секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Александр (Лукин), благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян, настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), настоятель Свято-Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), настоятель мужского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Оранки Богродского района Нижегородской области архимандрит Нектарий (Марченко), исполняющий обязанности наместника арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какуркин), насельники Благовещенского монастыря в священном сане, другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря Нижнего Новгорода игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского монастыря в селе Лукино Богородского района игумения Гавриила (Суханова), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко). В храме также молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).

http://patriarchia.ru/db/text/5816939.ht...

38. Мнение Митрополита Филарета на отношение генерал-майора Д. Дубельта, о праве монашествующих, послушников и послушниц отлучаться из монастырей для сбора подаяний, как в своей, так и в другие епархии 13 Марта 1842 г. Управляющий III отделением собственной Его Величества канцелярии 24 препроводил в Марте 1842 года донесение жандармского подполковника Краевского следующего содержания: несмотря на запрещение (Св. уставов благочиния т. XIV ч. IV, о пред. и пресеч. преступлений, ст. 33), ходить с образами и свечами для собирания в церкви, и дозволение (примеч. к ст. 33 п. 1-й) собирать подаяние в пределах своей епархии, на Уфимской ярмарке, с дозволения местного духовного начальства, появились два сборщика Нижегородской губернии, которые посредством полиции высланы в свою епархию. По 50-ой статье III-й части того же XIV тома монахини девичьих монастырей, ни за монастырскими и никакими другими делами никуда отнюдь от монастырей своих отлучаться не должны, но на Уфимской ярмарке бродила монахиня Крестовоздвиженского девичьего монастыря с книгою, выданною из Нижегородской консистории. Монахине этой предложено возвратиться, на основании вышеприведенного закона, в свой монастырь. Подобное противозаконное бродяжничество по Оренбургской губернии сборщиков и других праздношатающихся людей из внутренних губерний, было причиною разглашений в 1829 году, по невежеству или по подстрекательству зловредных людей, что помещичьи крестьяне и дворовые люди, оставив своих помещиков, будто бы по воле правительства, должны воспользоваться свободою для поселения в Киргизской степи и на Сыр-Дарье. По поводу этих разглашений дворовые люди тянулись тысячами из внутренних губерний, так что Оренбургское начальство едва успело остановить этот напор крепостных людей. Эти бродящие сборщики и праздношатающиеся люди передают, или из корысти, или по невежеству своему, письма из одного края в другой таким лицам, которым правительство старается прекратить всякое между собою сношение. Затем в Мае 1842 г. Министр Внутренних дел 25 писал Обер-Прокурору, что по сообщению Оренбургского губернатора у него в губернии находятся монахини с паспортами, выданными из Нижегородской консистории и что на сделанный Преосвященному Оренбургскому запрос, на каком основании вышеозначенным монахиням разрешен сбор, Преосвященный ответил, что представил этот вопрос на разрешение высшего начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Молитва верных первая по прострении антимиса» (лист 419). Таким образом, точно также сказано, как и в Служебнике, изданном в 1658 году в Москве, который был рассматриваем и утвержден на Московском соборе 166 года. 88 Так в Нижегородской Космодамианской церкви найден полотняный антиминс, освященный Нижегородским Митрополитом Сильвестром в 1716 году (Зап. Имп. Арх. Общ. т. X, стр. 303). В Псковско-Печерском монастыре, в приделе Борисоглебском, находится антиминс на холсте, священнодействованный преосвященным Архиепископом Симеоном в 1744 году (Свят. и древн. Пскова, соч. М. Толстого , 1861, стр. 115). В церкви в селе Сафарине хранится холщевый антиминс 1735 года, подписанный Вениамином, Епископом Коломенским и Каширским (Русск. Стар. 1860 г., т. 6, стр. 34). В Минске, в ризнице домовой архиерейской церкви в числе антиминсов на холсте находится несколько их – конца XIII-ro века. Так по описи значится: антиминс с мощами – на холсте, 1793 года апреля 21-го, в церковь Онуфрию, освящён Высокопреосвященным Архиепископом Полоцким Ираклием Лисовским. Подпись: Ираклий Архиепископ. Примечание: самое изображение напечатано синими красками. (Дело арх. Св.Синода 1841 г., 693. Хрон. реестр ант. Минской епархии. Антиминса Антиминс–с мощами, на холсте, 1793 апреля 21-го, в церковь Онуфрию, освящен тем же Ираклием Лисовским. Подпись: Ираклий Архиепископ. Примечание: изображение напечатано красною краской (Там же 550). Антиминс на холсте – с мощами, 1794 декабря 21-го, в храме Рождества святого Иоанна Предтечи селения Ручасопки, положен 15-го июля1795 года, освящён преосвященным Самуилом, Митрополитом Киевским, Галицким и Архимандритом Киево-Печерския лавры. Подпись: Смиренный Самуил, Митрополит Киевский. (Там 575). В описи 1806 года Волынской Кременецкой Крестовоздвиженской церкви, значится, между прочим, «святый антиминс на холсте белом рукодействован Преосвященным Брацлавским и Подольским Иоанникием в 1795 году (Волынския епарх. ведомости 1869 г., 4, стр. 145. Подобное – в Археологическом описании церковных древностей в Новгороде Архим. Макария, т. 1, стр. 162,163, 258 и 259. См. далее опись антиминсов, хранящихся в Александро-Невской лавре). 89 По описи Кременецкой Крестовоздвиженской церкви, составленной в 1806 году, значится, между прочим: святый антиминс на холсте белого цвета, рукодействовал Преосвященным Брацлавским и Подольским Иоанникием в 1795 году (Волынск. епарх. Ведом. 1869 г. февр. 16, стр. 145). Так же в реестре антиминсам, хранящимся в Смоленском кафедральном соборе, обозначено, что антиминсы (начиная с 1600-го по 1738-й год) «холщевые белого цвета». А об антиминсе, отпечатанном при Алексее Михайловиче, неизвестно кем и в какую церковь освященном, сказано: «ярко-палевый холщевый» (Дело архива Св. Синода 1841, 693).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В XIX веке в монастыре жило 30–35 инокинь и более ста послушниц. В 1906 г. в монастыре начала работать живописная школа. Монастырь был местом прохождения " епитимийного " искупления для женщин, совершивших преступления нравственного порядка. В апреле 1918 года перед Вербным воскресеньем в монастырь въехал вооруженный отряд «красных латышей», который намеревался конфисковать монастырское имущество. Игумения Мария отказалась выдать ключи. Собрались монахини и богомольцы, по которым отряд открыл огонь, убив двух паломников. По воспоминаниям монахини Крестовоздвиженского монастыря Анны, одним из убитых был Сергей Трофимов. Спустя малое время обитель была закрыта, и на ее территории устроен концентрационный лагерь для заложников из городского дворянства, священников и интеллигенции, о чем сообщила Петроградская «Красная газета» от 6 сентября 1918 года. В докладе о деятельности всех отделов Нижегородской губернской ЧК за октябрь 1918 года читаем: «В концентрационном лагере к октябрь было сосредоточено до 600 заключенных, как арестованных в октябре, так и в предыдущие месяцы» . Других документов, прямо или косвенно подтверждающих существование концлагеря в Крестовоздвиженском монастыре, пока не найдено. После закрытия монастыря монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были называться «трудовой артелью» и взять здание своей обители в аренду. Позже они соединились с приходской общиной, созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения под детсад. 347 монахинь подали заявление о вхождении в «общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище Нижнего Новгорода» — общества, объединившего жите лей улиц Б. Покровской, Б. Ямской, Крестовоздвиженской и улицы Белинского. При этой приходской общине, как значилось в документах компетентных органов, «некоторое время состоял служителем культа» митрополит Сергий (Страгородский) . Слово «состоял» требует пояснений. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий в 1926 году был арестован ГПУ за участие в попытке высшего духовенства («соловчан») тайного избрания патриарха. Митрополит Сергий в ноябре 1926 года был помещен под арест в Крестовоздвиженский монастырь, где пробыл два месяца.

http://drevo-info.ru/articles/12769.html

В конце 1918 года обитель была закрыта, на её территории устроен концентрационный лагерь для лиц из городского дворянства, священников и интеллигенции. С колокольни были сброшены все колокола, а через некоторое время и саму колокольню постигла печальная участь. Так как она в своё время играла роль высотной доминанты, являясь ориентиром, её просто-напросто снесли. Уже к январю 1928 года все монахини с территории бывшей обители были выселены. 19 августа 1935 года Комиссия по культуре при президиуме Горьковского крайисполкома постановила: " Бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать на снос " . Но этот приказ был выполнен частично. Кроме упомянутой колокольне больше всего пострадал Крестовоздвиженский собор, который практически был разрушен, Казанский кладбищенский храм и тот был приспособлен под жильё, а в хрущёвские времена был всё таки уничтожен. Снесены были также стены и башни монастыря, монастырское кладбище. В 1995 году территория бывшего Крестовоздвиженского монастыря была передана Нижегородской епархии. После восстановления осквернённой и порушенной святыни обители - Крестовоздвиженского собора, в монастыре, в 2010-е годы, приступили к восстановлению монастырской колокольни. 2 сентября 2014 года, когда колокольня уже практически была выстроена, митрополит Нижегородский и Арзамасский совершил чин освящения девяти колоколов для будущей колокольни, отлитые на средства благотворителей в городе Касли Челябинской области. Самый большой из которых весит 600 кг. Ещё восемьдесят лет назад золотой блеск крестов Крестовоздвиженской колокольни и собора можно было видеть, по воспоминаниям старожилов, за 40 вёрст от обители. Сегодня со всех сторон закрытый огромными мрачными зданиями, Крестовоздвиженский собор не виден даже с близкого расстояния. Разве что недавно отстроенная вновь колокольня вознеслась над Святыми воротами и монастырскими постройками. http://www.krest.nnov.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=42485

Так, в 1903 г. ему было преподано «архипастырское благословение за труды по преподаванию всех предметов в градо-уфимской Успенской школе и, в частности, Закона Божия в среднем отделении школы» (Уфимские ЕВ. 1903. 20. Отд. офиц. С. 1357). В «Отчете о состоянии церковных школ Уфимской епархии за 1906-7 учебный год» имя диак. Феодора Гасилова указано среди законоучителей Уфы, к-рые «по преподаванию Закона Божия достойны поощрения за свои труды, при выдающихся успехах». Весной 1916 г. ему была объявлена архипастырская благодарность (с внесением в формуляр) «за устройство воскресных чтений и произнесение поучений в земском арестном доме в г. Уфе, а также за совершение там в большие праздники и накануне их молебнов и всенощных бдений при общем пении арестованных» (Там же. 1916. 7. С. 228). В февр. 1917 г. назначен 2-м священником Крестовоздвиженской ц. в Нижегородской слободе в юж. части Уфы (называемой в народе Нижегородка); слобода дала впосл. название викарной епископской кафедре. Не ранее 1918 г. овдовел и принял монашеский постриг с именем Петр; продолжал служить в Крестовоздвиженской ц. Уфы. После ареста в мае 1922 г. патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и организации в Москве при поддержке властей обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) П. сохранил верность канонической Патриаршей Церкви. Чтобы не допустить захвата епархиальной власти обновленцами, в нояб. того же года экстренное собрание духовенства и мирян в Уфе одобрило решение о временном самостоятельном управлении епархии - т. н. автокефалии (имелось в виду не отделение Уфимской епархии от РПЦ, а непризнание епархиальными органами управления решений неканоничного ВЦУ). Совещание избрало временно управляющим Уфимской епархией Томского еп. Андрея (Ухтомского), к-рый прибыл в Уфу по приглашению местного Союза приходов в связи с арестом правящего Уфимского архиерея еп. Бориса (Шипулина ; впосл. архиепископ). Для сохранения правосл. иерархии еп. Андрей принял решение об учреждении новых викарных епископских кафедр и совершении на них архиерейских хиротоний.

http://pravenc.ru/text/2580302.html

Митрополит Нижегородский Георгий провел совещание по вопросам возрождения храмов в Нижегородском кремле 16 сентября 2020 г. 13:29 15 сентября 200 года в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий провел осмотр восстанавливаемых объектов Нижегородского кремля. Главу Нижегородской митрополии сопровождали митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , помощник управляющего Нижегородской епархией по административно-хозяйственным вопросам протоиерей Игорь Покровский, благочинный Нижегородского церковного округа иерей Александр Гимоян, настоятельница Крестовоздвиженской обители Нижнего Новгорода игумения Филарета (Гажу), директор ООО «Региональный инженерный центр» Юрий Коваль, руководитель иконописной мастерской «Ковчег» Алексей Анциферов и другие представители подрядных организаций. Участники встречи осмотрели колокольню, строящуюся рядом со зданием администрации Нижнего Новгорода, на месте которого раньше стоял Спасо-Преображенский кафедральный собор, затем посетили возрождаемую Никольскую домовую церковь при манеже и ознакомились с ходом работ в храме в честь преподобного Симеона Столпника. Кроме того, они посетили Михаило-Архангельский собор, где возложили цветы на могилу Кузьмы Минина, возглавлявшего нижегородское ополчение, освободившее в 1612 году Москву от иноземных захватчиков. По итогам осмотра в архиерейской резиденции при Александро-Невском кафедральном соборе было проведено совещание, в ходе которого собравшиеся обсудили актуальные вопросы восстановления святынь Нижегородского кремля. Здание Никольской домовой церкви при манеже было передано Нижегородской епархии в 2018 году. 2 июня 2018 года впервые за 100 лет в нем был совершен первый молебен. Ровно через год, 2 июня 2019 года, там состоялась первая за столетие Божественная литургия. 16 января с.г. митрополитом Георгием были освящены купола и кресты Никольского храма. 3 июня с.г. на Ивановском спуске был заложен воссоздаваемый в историческом виде храм в честь преподобного Симеона Столпника. Церковь с таким названием находилась на этом же месте и входила в архитектурный комплекс Симеонова монастыря. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Состоялось освящение Спасского храма Белбажского монастыря Нижний Новгород, 17 августа 2009 г. 15 августа в Свято–Троицком Белбажском монастыре был освящен трапезный храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Чин освящения и Божественную литургию возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Владыке сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) и епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев). За литургией молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия, настоятельница Крестовоздвиженского монастыря монахиня Филарета (Гажу) и насельницы монастырей Нижегородской епархии, сообщает епархиальный сайт . По окончании литургии игумения Сергия обратилась к владыке Георгию с благодарственным словом: «Высокопреосвященнейший владыка Георгий, от нашей монастырской семьи приносим вам благодарение за заботу и личное участие в возрождении этой обители, за ваши молитвы в этом храме». Архиепископу Феогносту и епископу Феофилакту матушка Сергия подарила иконы Ангела Хранителя. Владыка Георгий сердечно поблагодарил служащую братию, игумению Сергию и всех присутствующих за молитвы и участие в деле возрождения святой обители. Архитектурный комплекс Свято–Троицкого Белбажского монастыря, расположеного в селе Белбаж Ковернинского района Нижегородской области, включает три храма: Троицкий, Введенский и трапезный в честь Спаса Нерукотворного, а также игуменский корпус. Храм в честь иконы «Спас Нерукотворный» – самый маленький и самый древний. Он построен однокупольным, в строгом стиле русской архитектуры XV–XVI веков. Все здания требуют серьезного ремонта. Монастырский комплекс был передан Нижегородской епархии совсем недавно. Поводом к этому послужило 300-летие обители, которое отмечалось в 2008 году. 14 апреля архиепископ Георгий совершил первый молебен со времени закрытия обители в 1936 году. 18 июня 2009 года архиепископ Георгий совершил в Троицком соборе первую Литургию. В работах по восстановлению монастыря активно помогают добровольцы московского объединения «Реставросъ». По благословению владыки Георгия ежедневно в храмах обители совершаются молебны. Как сообщалось ранее, в восстановленной обители расположится скит Серафимо-Дивеевского монастыря. 17 августа 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31578.html

Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Письмо настоятеля Московского Крестовоздвиженского храма священника Александра Сидорова к епископу Гдовскому Димитрию [Любимову] о прещениях, налагаемых митрополитом Сергием [Страгородским] на московских «иосифлян» Его Преосвященству, Преосвященнейшему Димитрию, епископу Гдовскому Настоятеля Крестовоздвиженского храма, что в г. Москве, на Воздвиженке, свящ. Александра Сидорова. Со стороны митрополита Сергия, по распоряжению епископа Филиппа [Гумилевского], меня дважды посещали уполномоченные им иереи с предупреждением снять с меня иерейский сан. Мною было сообщено, что, прервав каноническое общение с митрополитом Сергием, я нахожусь в каноническом общении с митрополитом Иосифом и Вашим Преосвященством. Об изложенном считаю своим долгом довести до Вашего сведения и испрашивать Ваших Архипастырских указаний. Нижайший послушник Вашего Преосвященства Священник А. Сидоров . г. Москва день Знамения Пресвятой Богородицы ноября 27 дня 1928 г, [ст. ст.]. Архив составителя Ответное письмо (на предыдущее) епископа Димитрия [Любимова] Гдовского московским “иосифлянам” Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца да будет с Вами, возлюбленные о Господе о. Александр Сидоров, о. Сергий Голощапов, о. Никодим и все священнослужители церквей Крестовоздвиженской, Грузинской Божией Матери и Николы [Большой] Крест, – да поможет Вам Господь пребывать в мире, единодушии и единомыслии, в твёрдом исповедании чистоты и Истины православной веры, с любовию во всем помогая друг другу. Не смущайтесь никакими прещениями, которые готовят Вам отступившие от веры Христовой. Никакое запрещение или извержение Вас из сана митрополитом Сергием, его Синодом или епископами, для Вас недействительно. Доколе останется хоть один твёрдо православный епископ имейте общение с таковым. Если же Господь попустит, и Вы останетесь одни без епископата, – да будет Дух Истины, Дух Святый со всеми Вами, Который научит Вас решать все вопросы, могущие встретиться на Вашем пути, в духе Истинного Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1935 году с колокольни снимаются и отправляются на переплавку колокола, а затем закрывается церковь, а церковная община распускается. Церковнослужители подвергаются репрессиям. Например, в 1937 году арестован председатель церковного совета Крестовоздвиженской церкви до 1930 года, осуждён по ст. 58, расстрелян, позднее реабилитирован Жуков Леонтий Иванович. В последующие годы церковь подвергается целенаправленному разрушению и внутренней перестройке. В разные годы в ней устраиваются склад, городская баня, спортивный клуб, вытрезвитель, комбинат ритуальных услуг. В июне 2007 года здание старообрядческой Свято-Духовской Крестовоздвиженской единоверческой церкви передано епархии Московского патриархата, освящено и находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Московского патриархата. Хочется верить, что в перспективе церковь будет реставрирована, благоустроена и займет достойное место среди храмов города Городца. В заключение вспомним слова А.С. Пушкина, прозвучавшие на заре XIX века, которые актуальные и сегодня: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» Виталий Монахов Духовская церковь (бывшая единоверческая Крестовоздвиженская церковь) в г. Городец Нижегородской области была построена в 1859 году по проекту нижегородского архитектора Умужецкого-Грицевича. Храм построен в «русско-византийском» стиле, характерном для того времени. В архитектуре присутствуют элементы древнерусского зодчества XVII века (луковичные главы, позакомарное покрытие кровли, шатровая колокольня) в трактовке классицистических традиций. Объемная композиция имела пятиглавое завершение основного объема со световым центральным барабаном и трехъярусной шатровой колокольней. Стены четверика моленного зала завершались килевидными закомарами, над которыми была устроена четырехскатная кровля. Фасад основного объема имел двухъярусное построение композиции с членением пилястрами. Оконные проемы имели вытянутые пропорции и чередовались между собой глухими нишами в трапезной части и тройной компоновкой в моленном зале. Плоскости стен были усложнены многочисленными пилястрами, лопатками с арочными завершениями оконных проемов и выступающими карнизами. Декоративное убранство носило насыщенный характер и представляло собой архитектурные детали, выполненные из известковой штукатурки на открытой кирпичной кладке. Планировочное решение храма образовано по типу " корабль " с последовательным размещением на одной оси колокольни, трапезной и моленного зала, вписанные в прямоугольник 34х13м, с выступающим пятигранным алтарем и небольшим притвором. По бокам колокольни примыкали два боковых помещения, в одном из которых находилась лестница на верхний ярус. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом. Моленный зал имел двухсветное пространство, перекрытое сомкнутым сводом со световым барабаном.

http://sobory.ru/article/?object=10365

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010