Николай Любимов: У меня есть Господь, молитвы отца Георгия и великая русская литература Великий переводчик Николай Любимов пронес веру через всю свою жизнь… Рассказывает об отце Борис Любимов — ректор Щепкинского театрального училища 20 ноября, 2012 Великий переводчик Николай Любимов пронес веру через всю свою жизнь… Рассказывает об отце Борис Любимов — ректор Щепкинского театрального училища 20 ноября исполняется 100 лет со дня рождения переводчика Николая Любимова (1912–1992). По мнению многих знатоков испанского и французского языков, его переводы «Дон Кихота» и «Гаргантюа и Пантагрюэля» конгениальны оригиналам. В числе других его переводов «Декамерон» Боккаччо», трилогия Бомарше, «Коварство и любовь» Шиллера, «Милый друг» Мопассана, «Мадам Бовари» Флобера, эпопея Пруста. Николай Любимов в 1961 году Но мало кто знает, что больше всего западник Любимов любил русскую литературу и церковное пение, в котором разбирался почти профессионально. Он был верующим человеком и даже в сталинское время ходил в храм, воспитывал в вере своих детей. Даже воспоминания свои он назвал «Неувядаемый цвет» — в честь иконы Божией Матери. Борис Любимов Накануне юбилея великого переводчика о нем Правмиру рассказал его сын, театровед Борис Любимов, заведующий художественной частью Малого театра, ректор Щепкинского театрального училища: — Борис Николаевич, ваш отец имел довольно высокий по советским меркам социальный статус и при этом, как следует из его воспоминаний, даже в сталинское время открыто ходил в церковь. У него никогда не было из-за этого неприятностей? — В шестидесятые годы кто-то из коллег написал на отца донос, и его вызвал к себе тогдашний председатель Союза писателей и одновременно генерал КГБ Виктор Ильин, спросил, правда ли это. «Да, я человек верующий», — ответил отец, и никаких санкций не последовало. К тому времени он действительно был признанным переводчиком, но до этого и нужду испытал, и репрессии не миновали нашу семью. Отцу, если учесть, что творилось в стране в тридцатые, повезло. Его арестовали в 1933 году, продержали несколько месяцев в тюрьме и приговорили к трем годам ссылки, которую он отбывал в Архангельске, а вскоре после его возвращения оттуда большевистская коса стала выкашивать своих — на всех его ссыльных документах стоят подписи тех, кого в 1937 арестовали и расстреляли. Думаю, пробудь он в архангельской ссылке еще хотя бы полгода, получил бы новый срок.

http://pravmir.ru/nikolay-lyubimov-u-men...

О.В. Губарева Глава 7. Гимнографические образы Пресвятой Богородицы Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Начало XX в. Мстера «Тела моего врачевание… души моея спасение» 139 К гимнографическим относятся иконы, художественное решение которых обыкновенно следует за молитвенными славословиями в честь Божией Матери, как например, в изображениях Богородицы «Всех скорбящих Радость», за пророческими ветхозаветными образами, нашедшими живописное воплощение в иконах «Похвала Богородицы» и «Неопалимая Купина», а также созданные на тему явлений или чудесной помощи Божией Матери. Иконография таких образов не имеет строгой композиции и в рамках одного извода может значительно расходиться. Как правило, аллегорические изображения вокруг Богородицы и Христа не участвуют в сложении символического образа. Основное внимание сосредоточено на сюжете формальной композиции. Это, скорее, иносказательный рассказ, который ведётся вне художественной системы, предполагающей ритмические повторы формы и цвета, подобие и симметрию. Так, лестница в руках Богородицы в акафистных иконах означает, что Божия Матерь – Небесная Лествица, а цветок прославляет Её как Неувядаемый Цвет. Если же автор показывает Богородицу как «Тучную Гору», то он опять же даёт простое изображение горы в Её руке или пишет рядом пророка Даниила с горой. Древних гимнографических образов немного. Жанр получил развитие в XVII–XIX веках, когда среди войн и трагических для Церкви реформ стала угасать соборная молитва. Это время отмечено явлением множества новых чудотворных образов, которые в отличие от древних святынь, таких как Владимирская, Тихвинская, Смоленская, Феодоровская, служивших щитом всему государству, предназначались уже для частной молитвы неискушенных в аскезе и богословии простых людей. Во времена апостасии Матерь Божия начинает с особой заботой хранить отдельную человеческую душу, укрепляя в напастях, поддерживая веру, надежду, любовь. И чудеса от таких икон обычно подаются для одного человека. Исполняются самые насущные просьбы, вроде помощи в делах или возвращении утраченного, в семейной беде или болезни. Только Небесной Заступнице ведомо, в чём более всего нуждается ищущий Её покровительства. Она оказывает ему милость, чтобы душа не сбилась со спасительного пути, ведущего в Царствие Её Сына. «Похвала Богоматери» 140

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Икона Божией Матери «Августовская Победа» 14.09.2016 Рубрика: Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами Метки: икона Божией Матери Августовская победа День празднования 14 сентября Икона Божией Матери «Августовская» или «Августовская Победа» — удивительным образом раскрывает таинственный смысл всех Богородичных икон. Эта икона прославилась дарованием победы русскому воинству в середине Первой мировой войны, в 1915 году. Перед решающим боем русские воины, попавшие в окружение и ожидавшие неминуемой гибели, увидели в небе явление Царицы Небесной, Которая в левой руке держала Богомладенца Христа, а правой указывала на запад. Сотни людей в благоговении опустились на колени при виде Божией Матери. Появилась твердая надежда, что этим явлением Она обещает им скорую победу над превосходящими силами неприятеля. Утром русские войска пошли в атаку и нанесли врагу сокрушительное поражение. О чудесном явлении Божией Матери русским воинам в Августовском лесу было доложено Верховному Главнокомандующему — императору Hukoлaю II. По его указанию была отпечатана большим тиражом армейская листовка, на которой изображено явление Божией Матери, с кратким поясняющим текстом об этом событии. По благословению митрополита Московского Макария (Невского), ныне также прославленного в сонме новых мучеников и исповедников Церкви Русской, была написана икона Божией Матери, получившая название «Августовская Победа» или «Явление Божией Матери на войне». Но что последовало за этой победой? Какое наступило поражение России, кажется, почти полное ее уничтожение! Где сегодня великие победы, посланные Божией Матерью через Ее чудотворные иконы Казанскую, Владимирскую, Тихвинскую, Смоленскую? Дело не только в том, что дарованное Богом должно быть воспринято. А в том, что в основании всех наших подлинных, в том числе земных побед, должно быть положено приснопамятное поражение Спасителя мира на Кресте, у которого всегда стоит Божия Матерь. «Судьба обошлась с Россией безжалостно. Ее корабль затонул, когда до гавани оставалось не более полумили», — всем известно это высказывание У. Черчилля. Судьба? Для нас это Промысл Божий, всемилостивый и всемудрый, который означает, что только в Кресте Христовом — непобедимая победа. Как раскрывается эта победа в истории и в конкретных событиях и в чем смысл поражения России и последовавшей за этим крушение православной монархии? О просвещении главной тайной нашей жизни мы должны прежде всего молить Божию Матерь перед Ее иконой «Августовская Победа».

http://moral.ru/august/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как бы ни были велики наши скорби 05.11.2016 Рубрика: Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами Метки: Всех скорбящих радосте Слово в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» Никто из нас не может предстать перед Божией Матерью, перед Пречистым Ее ликом, перед светом Ее благодати, кроме тех, кто свят. Преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, которым неоднократно являлась Божия Матерь, имели силу предстоять перед Ней. Но Божия Матерь хочет встретиться со всеми нами, поэтому Она предлагает нам Свои иконы. И свидетельство о подлинности этой встречи — чудотворность Ее икон. Вот икона «Всех скорбящих Радосте». Жизнь человеческая, а тем более жизнь христианская, исполнена многих скорбей. Однажды к святителю Феофану Затворнику пришла некая женщина и просила, чтобы он сказал ей, какая у нее будет жизнь. «Что ты спрашиваешь меня, — ответил ей святитель Феофан. — Когда к святому Иоанну Златоусту обратились с тем же вопросом, он ответил: «Я не пророк и не сын пророка. Одно только могу сказать, что с тобой будет все не так, как ты думаешь, и тебе не избежать скорбей»». Многими скорбями надлежит нам пройти по земле и многими скорбями, как свидетельствует Сам Господь, надлежит нам войти в Его Царство. И вот наше Отечество. Те скорби, которые пророчески предварила Божия Матерь Своей иконой «Всех скорбящих Радосте», и в которых Она, несомненно, участвовала Своим предстательством за наш народ, раскроются сегодня еще большими скорбями, потому что на смену государственного атеизма приходит худшее, во исполнение Писаний и пророчеств святых, — сатанизм. Приближается и начинается уже последняя схватка зверя с Церковью Христовой. И самые великие испытания вследствие умножения греха в мире и все большего утверждения его как нормального явления — как того, в чем не следует каяться, — ждут наш народ. Не прекращается физическое и духовное уничтожение нашего народа, нет ни одного дома, который бы обошли скорби.

http://moral.ru/nashi-skorbi/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Неопалимая Купина» 17.09.2016 Рубрика: Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами Метки: Икона Божией Матери Неопалимая Купина День празднования 17 сентября Чудотворная икона Божией Матери «Неопалимая Купина» — защитница от стихийных бедствий, особенно от пожаров. Разумеется, не только от бытовых, но от всех все более разгорающихся в мире пожаров и бедствий. Мы помним библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не сгорающей купины (куста). Церковь издревле увидела в неопалимой купине прообраз Богоматери. На иконе — горящий куст с заключенным в нем образом Пречистой. Пророк Моисей, сподобившийся этого видения, стоит, преклонив перед ним колена. Бог дает Себя познать и иногда прикоснуться к Себе, но Он остается непознаваемым, непостижимым. Душа знает, что Бог здесь. Она не может в этом сомневаться. Однако если она попытается подойти к Богу еще ближе, чтобы видеть Его совсем близко, чтобы постигнуть Его, ощутить Его, она окажется перед терновым кустом, о который она может пораниться. Самые обычные земные предметы помогают нам понять откровение о Боге. В пустыне купина была горящей и несгорающей. Пламя было больше в душе Моисея, чем в купине. Купина горящая и несгорающая, как учит нас святая Церковь, — прообраз Приснодевства Божией Матери, через Которую явился Спаситель мира, и тайны Евхаристии. Бог не есть зримое присутствие, не есть огонь горящий, ибо ничто не может совершенно изъяснить Его. Он никогда не есть то, что я вижу, никогда не есть то, чего я касаюсь. И одновременно в том, что я вижу, я вижу Его, и в том, чего я касаюсь, я касаюсь Его. Моя вера, просвещенная Божественною благодатью, касается Его и видит Его. И это прикосновение истинно, истинно это видение, истинна эта встреча. Я не могу в этом сомневаться. Может быть, я буду сомневаться потом. Но теперь, как я могу в этом сомневаться! Бог всегда за пределами того, что Он являет о Себе. Столь высоко благодатное знание, что Бог остается за пределами всякого определения, всякого ограничения. Все святые свидетельствуют, что свет благодати дается, чтобы мы лучше увидели свою тьму, и учились в течение всей жизни, по дару Христа, подлинному покаянию. В час исхода души верные Господу будут восходить в познание Бога с бесконечной быстротой откровения Божественной любви. «Во блаженном успении вечный покой», — молимся мы о наших умерших. Но вечный покой может быть только в этом бесконечном движении познания Божественных тайн. Это будет великий свет.

http://moral.ru/неопалимая-купина/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Призри на Смирение» 29.09.2016 Рубрика: Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами Метки: икона Божией Матери " Призри на Смирение " Само именование иконы «Призри на смирение» зовет нас молиться Божией Матери прежде всего о даровании смирения, покаяния и терпения — трех главных основаниях, на которых зиждется христианская жизнь. Они неразрывно связаны друг с другом, но впереди идет смирение, потому что гордость является причиной всех грехов и присутствует в каждом грехе. Святые отцы говорят, что есть два рода смирения. Человеческое — от видения своих грехов и последующего за ним покаяния и терпеливой борьбы с ними. И Божественное — в котором полнота Христовых добродетелей. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Чем выше человек, тем более он смиренен. Жизнь крепко смиряет нас болезнями и скорбями, и мы должны молиться Господу и Божией Матери не только об избавлении от внешних бед, но в первую очередь о том, чтобы научиться извлекать из них духовную пользу. Потому что слишком многие из нас не хотят смириться и покаяться. «Яко призре на смирение Рабы Своея», — исповедует Матерь Божия. Этой тайне жизни Она научилась у Своего Божественного Сына, Который дал заповедь: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Евангелие показывает нам, как происходило у Нее это научение. Зная, что Она Матерь Господа, Пречистая Дева в совершенном доверии обращается к Нему: «Чадо!» (Лк. 2, 48) — к этому великому Богу, Которому ангелы служат с благоговением. И Бог, восхотевший быть Младенцем, не отвращается этого имени. И далее Евангелие уточняет: Он «был в повиновении у них». Кто был в повиновении? И у кого в повиновении? Бог в повиновении у людей. Бог, повторим, Которому повинуются Начала и Власти, и Силы, Бог в повиновении у Пречистой Девы. И не только у Нее, но также у праведного Иосифа — из-за Нее. Встанем потрясенные перед этой тайной, не зная, чему больше изумляться — кроткому снисхождению Сына Божия или непостижимому достоинству Пречистой Девы. То и другое чудесно и непостижимо. То, что Бог повинуется Жене, — это смирение, какого не бывало. Чтобы воздать девам высшую похвалу, Церковь поет: «За Нею ведутся к Тебе девы» (Пс. 44, 15) — они следуют за Нею и за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14, 4). Какие похвалы принесем мы Той, Которая предваряет Его?

http://moral.ru/призри-на-смирение/

Разделы портала «Азбука веры» Канон Пресвятой Богородице перед иконой «Избавительница», певаемый во святую Пятидесятницу В Избранное глас 1 Песнь 1 Ирмос: Воскресения день, просветимся, людие, Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к Жизни и от земли к Небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Воскресения день, славим ныне Господа Христа. Приидите, и Пресвятую Матерь Его прославим, пред святою иконою Ея благодарственная поюще. Очистим чувствия и узрим воскресшаго Христа и Всеблагую Деву, Избавительницу от бед, блистающуюся и озаряющую верныя благодатию. Очистим чувствия и узрим мысленными очесы промышление о нас Владычицы: честным бо образом Своим избави от бед христоименитыя люди. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется воскресшему Христу, да торжествует же сия обитель, обогатившаяся Избавительницы иконою. Небо и земля достойно да веселятся во Христовом востании, да празднуют же Богоматери монаси и бельцы, чудотворный Ея образ почитающе. Умерщвления предел сломила еси, вечную Жизнь рождшая — Христа, из гроба возсиявшаго днесь, Дево Всенепорочная, и мир просветившаго. Песнь 3 Ирмос: Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся. Приидите, пиво пием новое от источника целительнаго недугом душевным и телесным, егоже источи Богоблагодатная с верою притекшим ко иконе Ея. Приидите, весны умныя в видимой весне насладимся, неувядаемый бо Цвет — Христа — израстившая Дева благоуханием благодати живит и утешает скорбящия. Ныне вся исполнишася света воскресением Христовым, да празднуем и мы светло Избавительнице, лучи испущающей радости о Бозе Спасе в нощи искушений. Ныне обитель сия озаряется светом от Матере Света в нарочитом дни празднества чудотворному Тоя образу и благодатию Сына Ея утверждается. Вчера погребено бе селение верных в смертоносном отчаянии, днесь же оживотворися скорым от бед избавлением Богоневестныя Марии, надежды безнадежных. На нетленную жизнь прихожду днесь, благостию Рождшагося из Тебе, Чистая, и всем концем свет облиставшаго. Песнь 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

Разделы портала «Азбука веры» Молитва ко Господу Аудио: Боже Вседержителю, всю тварь премудростию создавый, мене, падшаго многими согрешеньми, Твоею воздвигни рукою: подаждь ми Твою помощь, и сподоби мя от мирских свободитися искушений, от диавольских сетей, и от плотских похотей. Умилосердися и прости ми вся, елика Ти согреших во вся дни живота моего; помажи душу мою елеем благодати и щедрот Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с Ним же Тебе и Святому Духу подобает всякая слава во веки. Аминь. Молитва ко Пресвятой Богородице, прп. Макария Оптинского Аудио: О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь. Молитва преподобному Виталию Александрийскому (Преподобный Виталий занимался обращением блудниц) Аудио: О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Виталие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на Небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Тропарь преподобному, глас 8 1

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-v-b...

Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей. Ее иконы называются - «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость». Вышедшая в издательстве Сретенского монастыря книга рассказывает читателям о чудотворных иконах Богоматери. [Интернет-журнал/Общество] Ольга Кирьянова " Учение святых апостолов напоминает нам, что единство невозможно без самоотверженной и искренней любви. Как и в апостольские времена, сегодня следовать путем, указанным Господом Иисусом Христом и пройденным великими подвижниками благочестия, все также трудно " , - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви на открытии пятой ежегодной церемонии вручения премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2004 год. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Как понимать Гл 5:16-17 1-го Послания Иоанна Богослова? Что значит " согрешить к смерти " ? Речь идёт о самоубийцах? [Интернет-журнал/Общество] Елена Лебедева Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм Московского университета. Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Уважаемый батюшка, скажите, пожалуйста, как поступить с обручальным кольцом, которые сняли с моей покойной бабушки и отдали мне на память? Следует ли его освятить святой водой, несет ли оно на себе что-то негативное? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

http://pravoslavie.ru/archive/050125

     Истинная целомудренная любовь, нежная и хрупкая, обладает сверхъестественной силой. Целомудрие является не только залогом благополучия семьи, но и основой крепкого государства. Публикуем беседу с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области. От человека – намерение, от Бога – возможность – Отец Валериан, может ли современная семья жить по Евангелию? – Конечно, может. Суть духовной жизни состоит в том, что в основе ее лежит Бог, и все управляется Им. Понимаете? Человек, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), это только орудие в руках Промысла Божия. Его самостоятельность учтена, но больше того, что человеку попущено, что в путях Промысла Божия для него установлено, он сделать не может. В сущности, ограниченность человека очевидна: мы не в состоянии поднять больше своих сил, не можем высоко подпрыгнуть. Человек – существо ограниченное. Безграничен, беспределен один Бог: «Яко Той рече и быша, Той повеле и создашася» (Пс. 32:9). «Не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк. 1:37). Если Господь сказал, дал заповеди так жить, значит, так жить не только можно, но и нужно. – Но в состоянии ли современная семья понести такой подвиг, когда все вокруг живут по-другому? – В состоянии – с помощью Божией. Как мой батюшка, Царство ему Небесное, говорил: только про Бога забыли. Как в этих обстоятельствах жить? Это ведает один Бог. От человека стремление, желание, а как это исполнить – Господь даст возможность. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Во все времена были люди, которые старались жить с Богом. И жили, кажется, в неимоверных условиях – отец Арсений, про которого написана одноименная книга, владыка Афанасий Сахаров. Последний, скитаясь 30 лет по тюрьмам и ссылкам, старался не нарушать поста – по уставу. День семьи, любви и верности      А сейчас – храмы открываются, строятся. Да живи – кто тебе мешает в семье жить в любви и согласии? Кто тебе запрещает? Какой государственный закон? И нечего тут оправдываться! Кто тебе мешает ходить в воскресенье на службу? Другое дело, что когда ты стараешься жить по заповедям, по Евангелию, то тут же начинаются искушения. Потому что есть враг рода человеческого, и он независим даже от государственных законов. Какие государственные законы требуют, чтобы ты ел в пост скоромный торт на юбилей? Это непонятно чьи установления, неизвестно какого происхождения. Мирского – это да.

http://pravoslavie.ru/95209.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010