Архив А. К. Караулова и В В. Коростелева Камчатские рыбаки. Чукчи. Из кн. Азиатская Россия. Т. 1 М. 1914 «Венцом всей красоты, мощи, богатства и глубокой моей вечной любви является чистая, девственная душа аборигенов, насельников, туземцев – детей природы на Камчатке». Митрополит Нестор Камчатка. Местные жители – коряки Камчатский дом и собачья упряжка Главная улица г. Петропавловка Камчатской обл. (1910-е гг.). Из кн.: Азиатская Росси» «Главный камчатский насущный хлеб – это рыба, а посему в начале рыбных промыслов и по окончании таковых местные священники на Камчатке служат молебны, совершают к реке крестные ходы и освящают волу и рыбу, запасаемую и заготовляемую на зиму». Митрополит Нестор Освещение воды и рыбы на Камчатке (1910-е гг.). Архив ПСТГУ Село Паратунка. Начало XX в. Из кн.: Камчатка XVII XX вв. Историко-географический атлас. М. 1997 Село Каменское, юрты оседлых коряков. Конец XIX в. Село Мильково. Церковь . Конец XIX в. Иеромонах Нестор (Анисимов) в национальной одежде, 1910-е гг. Архив ПСТГУ «На мне надета вся меховая одежда. На голове шапка из литяги (птица-зверек). Куклянка сшита из оленьего меха (пыжик)... На ногах меховые торбаса, расшитые простым бисером – тунгусской работы. Весь костюм сшит оленьими жилами». Митрополит Нестор Царская семья. 1913 г. Великий князь Николай Николаевич Императрица Мария Феодоровна Член Камчатского братства преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Архив ПСТГУ Председатель Московского отдела Камчатского братства епископ Арсений (Жадановский) . Архив ПСТГУ Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Нач. XX в. Из кн.: Сорок сороков Т.2. М.. 1995 Архиереи. совершившие хиротонию епископа Нестора: архиепископ Евсевий (Никольский), епископ Сергий (Тихомиров) , епископ Павел (Ивановский) и почетные гости: генерал-губернатор Н. Л. Гондатти. адмирал М. Ф. Шульц и мать Владыки Нестора А. Е. Анисимова. Архив Л. К. Караулова и В. В. Коростелева Выезд епископа Нестора на собачьей упряжке. Архив А. К. Караулова и В. В Коростелева Епископ Нестор (Анисимов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Объявление войны (Первой Мировой) застало его в России. Вскоре он ушел на фронт, вслед за отцом и братом. Два года войны он провел на передовой, в са­нитарном отряде «Первая помощь под огнем». Состоял при Лейб-гвардии Драгунском полку. Был удостоен вы­соких наград – наперстного креста на георгиевской лен­те, а также орденов Святого кн. Владимира с мечами 4-й степени и Св. Анны с мечами 2–1 и 3-й степеней. В 1915 году возведен в сан архимандрита с.1 9]. После фрон­та вернулся на Камчатку. В 1916 году происходит историческое событие для Камчатки – создается Камчатская и Петропавловская епархия. 16 октября 1916 г. архимандрит Нестор был хи­ротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии с.19]. «... Митрополит [Петроградский] Питирим [Окнов] на основании доклада архиепископа Евсевия внес в Синод предложение основать Камчатскую епархию Синод принял проект и архиепископу Евсевию было предложено назвать кандидатов на новую кафедру. Владыка ответил, что кандидат только один – работающий уже девять лет на Камчатке архимандрит Нестор» с. 20]. И действительно, благодаря его трудам в крае к 1917 г. было уже 37 храмов, 38 часовен и 42 школы с.20]. Хиротонию владыки Нестора совершили во Владивостоке с.20]. В 1917–1918 годах епископ Нестор участвовал в работе Поместного Собора и выборах Патриарха. Его сопровождал делегат от мирян – камчадал Иван Трифонович Новограбленников с.20]. Владыка Нестор был среди тех, кто 2 ноября 1917 года в составе посольства от Поместного Собора пыта­лись вести диалог с солдатами с. 23–25]. Всю вторую половину ноября владыка работал над книгой «Расстрел Московского Кремля», ставшей впоследствии широко из­вестной (а также одним из пунктов его обвинений) с. 25]. В ночь на 16 февраля (1 марта) 1918 года епископ Нестор был арестован в Гродненском военном госпи­тале в Трехсвятительском переулке, где квартировал с. 39]. Его поместили в Александровском военном училище, вместе с другими арестованными. Об этом же сразу стало известно, и по благословению Патриарха члены Собора А.И. Июдин и А.А. Салов пытались про­яснить его судьбу с. 41].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

- Камчатка? Негр с недоумением ответил: - Ямайка! В дальнейшем разговоре ни репортер, ни негр-монах не поняли друг друга, так как беседа их происходила на разных языках. Остальное при написании заметки репортеру подсказала его фантазия. Что поделать, в столице знали о Камчатке, пожалуй, только ее название. Благодаря активности о.Нестора, уже через 6 лет на полуострове был построен монастырь, 35 церквей, 38 часовен, 42 школы, ремесленные мастерские, колония для прокаженных, больницы и амбулатории, организована община сестер милосердия. К 1916 г. Братство располагало сотнями тысяч рублей и его отделения открылись во всех крупных городах России. «Первая помощь под огнем» Когда началась Первая Мировая война, о. Нестор находился в Петербурге. Желая послужить Отечеству, он сформировал и возглавил санитарный поезд «Первая помощь под огнем», передавал донесения, ходил в разведку и участвовал в конной атаке. Всего на передовой он провел больше года. Он был награжден Крестом на Георгиевской ленте, орденами св. Анны II и III степеней с мечами, св. Владимира III степени с мечами и орденом св. Николая. В 1915 г. о. Нестор был возведен в сан архимандрита и отозван на Камчатку, а еще через год, в возрасте 30 лет, он был рукоположен в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского. В 1917-18 гг. епископ Нестор представлял Камчатку на Всероссийском Поместном соборе и избрании Патриарха. В дни захвата власти в Москве большевиками он отправился на улицы города помогать раненым. В письмах и документах он описывает эти дни как сатанинское безумие, охватившее сердца и души людей. По благословению Собора, епископ Нестор обобщил результаты работы «Комиссии по описанию и фотографированию ущерба, причиненного большевиками», в брошюре «Расстрел Московского Кремля». Обращаясь к русскому народу, он писал, что обстрел Кремля был преднамеренным - пострадали все до одного храмы и Патриаршая ризница, и неоправданным - несколько десятков находившихся в Кремле юнкеров и офицеров не могли оказать большевикам значительного сопротивления. Борьбой с большевизмом еп.Нестор занялся со всей своей горячностью, известна его фраза, сказанная на Соборе: «Сейчас нам дорог каждый факт, способный возбудить в народе ненависть к большевикам».

http://pravoslavie.ru/37516.html

Решимость Русских князей защищать родную землю летописец выражает словами: " вложи Бог мысль добру в русские князи». Знаменитый представитель нашей церкви. Иларион (XI в.) первый митрополит ив природных русских, получил свой высокий сан потому, что Бог князю «вложи в сердце и постави и (его) митрополитом в святой Софьи (в Киево-софийском соборе)». Бог благословляет оружие защитников отечества и поражает ужасом врагов. Несчастие допускаются Богом, как справедливое наказание за грехи и беззаконие. Не только в событиях исторических, в действиях людей, но и в явлениях внешней природы летописец не допускает случайности. По его понятию, различные явление на земле и на небе происходят не сами по себе, не лишены всякой связи с судьбою человека: напротив их таинственный смысл может быть разгадан только наблюдением дел человеческих». Делая такой взгляд на окружающий человека мир, преподобный Нестор не разделял, однако ни мало, суеверных понятий своих современников. Суеверов он называет невеголосами (незнающими, что сами говорят). В заключение слова о преподобном Несторе приводим мнение покойного М. П. Погодина о значении летописи Нестора: «Мы обладаем в Несторовой летописи сокровищем, какого не представит нам латинская Европа, какому завидуют наши старшие братья славяне. Нестор во мраке XI-ro века, в эпоху междоусобных войн, возымел первый мысль передать на память векам деяние наших предков, мучительное рождение государства, бурное его детство. Нестор проложил дорогу, подал пример всем своим приемникам в Новегороде и Волыни, Владимире и Пскове, Киеве и Москве, как продолжать его историческое дело, без которого мы блуждали бы во тьме преданий и вымыслов. Нестор исполнил это дело с примечательным здравым смыслом, искусством, добросовестностию, правдивостию и, прибавим здесь еще одно прекрасное свойство его, с теплотою душевною, с любовию к отечеству. Любовь к отечеству в эпоху столь отдаленную, в эпоху, когда везде господствовала личность, выражение о Русской земле, когда всякий думал только о Киевском, Черниговском пли Дорогобужском княжестве, выражение о Русской земле в устах святого отшельника, погребенного заживо в глубокой пещере, обращенного всею душею к Богу, и уделяющего между тем по нескольку минут на размышление о земной своей отчизне, явления умилительные! Так, Нестор есть прекрасный характер русской истории, характер, которым должен дорожить всякий русский, любящий свое отечество, ревнующий о литературной славе его, славе чистой и прекрасной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Составлено по описанию Ворон. Епархии Митр. Евгения, статье г. Германова (в записках географического Сборника) по воронежским актам, старинным бумагам и другим источникам Местность, на которой ныне Воронежская Губерния, в древности известна была под названием поля (Нестор, Летоп. стр. 48 и 59; Татищев, Ист. Рос. ч. 2. стр. 76, Русский Временник, ч. 1. 42 стр.), потому что она была не населена. На сих полях кочевали, переходя с одного места на другое, козары (хазары), печенеги и половцы (Нестор, Лет. 10 и 145. Евгений, Опис. Ворон. Еп. 5 стр.). Козары, или Хазары память о своих кочевьях в нынешней Воронежской губернии оставили под названием поля (Хазарскаго, выше Воронежа), городища (где Воронежский Акатов монастырь и др. Печенеги появились в пределах нынешней Воронежской губернии еще в X веке. В 968 году великий князь Святослав прогнал их в поле (т. е. местность, где Воронежская губерния). Болтин в своей Истории (Примечания на Историю Древ. и Новой Истории Леклерка, т. I. стр. 38), говорит, что кочевья печенегов были по рекам Дону, Донцу и Днепру. В XII веке (1117г.) половцы напали на печенегов в верховьях Дона и разбили их. (Татищев, Ист. Рос. т. II. стр. 218). О половцах сохранилось больше сведений, чем о хазарах и печенегах. Преподобный Нестор первое нападение их на Россию полагает в 1061 году. С этого времени и до разорения России татарами, половцы почти постоянно нападали на Россию с южной и восточной сторон (по ту и другую сторону р. Днепр). С половцами русские князья не раз вели войну. Так в 1116 году великий князь Ярополк Владимирович «ходи на Половецкую землю к Дону и ту взя полон мног и городы три Половецкия: Балин, Чевилюев и Сугров». (Нестор, Летоп. 1116 г.). В 1120 г. тот же Великий князь ходил " на половцы за Дон и, не обретя их, возвратился». Новгород-Северский князь Игорь ходил «на половцев за Дон и до Лукоморья». (Нестор, Лет. 277 стр.). В 1199 г. Великий князь Владимирский Всеволод ходил на половцев с сыном своим Константином; половцы же слыша поход его, бежали и с вежами прочь. Князь же великий, ходил по становищам их, «иде прочь возле Дона». (Нестор, стр. 243). Татищев в своей Российской Истории (т. 3-й, 231 стр.) описывает победу над половцами Рязанского князя на реке; Большой Ворон (по догадкам Митрополита Евгения, на нынешней реке Воронеж Опис. Ворон. Еп. стр. 8). Из вышеприведенных свидетельств видно, что местом кочевья половцев была река Дон, а эта река протекает через всю Воронежскую губернию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

26 мая 1907 года о. Нестор, которому еще не исполнилось двадцати двух лет, на корабле «Амур» выехал к месту служения. 3 Накануне посыльный из Кронштадта привез ему от о. Иоанна Кронштадтского его священническое облачение и сосуд с вином при следующем напутствии: «Передай Камчатскому миссионеру (я его монашеское имя не знаю) от меня облачение. Бог ему в помощь... А вот этот сосудик передай ему и скажи – все выпитое (больше половины), это мной выпито за мою жизнь, а оставшееся он будет допивать в его жизни, но пусть переносит все невзгоды терпеливо, да благословит его и спасет Господь Бог» («Мои воспоминания»). (Этот образ чаши скорбей впоследствии часто вспоминал Владыка Нестор. В своих стихах он писал: «Бессильны мы пред Тем, Кто нашу/Из слез, нужды, томлений и скорбей/Готовит жизненную чашу:/Не прекословь; но пей!») И вот 18 июня 1907 года иеромонах Нестор прибыл во Владивосток. 4 Там состоялась его первая встреча с архиепископом Евсевием (Никольским), к которому о. Нестор привязался сразу и навсегда, называя его «любимейшим духовным отцом». 5 23 июля 1907 года Владыка Евсевий поручил отцу Нестору заведование Корякской миссией. 6 Владыка Нестор писал впоследствии: «Свое служение на Камчатке я начал в Гижиге, севернее Камчатского полуострова у берегов Охотского моря. С большими трудностями добрался я с моря до места своего служения. Это небольшое, но, по камчатским масштабам, очень важное селение на реке Гижиге – центр моей первоначальной миссионерской деятельности. С парохода я пересел на катер и миль двадцать проплыл в открытом море, а потом по реке Гижиге поднимался бечевой. Лодку тянули собаки. Затем я верхом на полудикой лошади добрался до Гижиги» («Мои воспоминания»). Административный центр Гижигинск (или Гижига) представлял собой поселок рыболовов, коряков и тунгусов, где жило несколько русских семей. Зимой в этом поселке ураганы порой полностью заносили дома, и, чтобы выбраться из дома на улицу, приходилось прорывать тоннель. На собаках ездили в уровень с крышами домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Иеромонах Анфим (Гощук) Иеромонах Анфим (в миру Нестор Гощук) родился в Ташкенте 6 ноября 1964 года от благочестивых родителей – иерея Димитрия и матушки Анны. После смерти матери отец Димитрий принял монашество с именем Дорофей и был в Ташкенте духовником женских монастырей. Нестор имел еще двух братьев, которые были летчиками. В летное училище поступал и сам Нестор, однако не прошел медицинскую комиссию. В семье царила атмосфера благочестия и безусловного послушания, которыми Нестор руководствовался во всей своей последующей жизни. Примером послушания Нестора родителю может служить такой эпизод. После того как Нестор не прошел медицинскую комиссию в летном училище из-за врожденного заикания, безмерно любящая его бабушка, желавшая во что бы то ни стало, чтобы и ее третий, самый любимый внучек стал летчиком, предложила выпить ему отвар зелья, с помощью которого, как она была уверена, должен был навсегда устраниться дефект речи. Однако отец-священник не одобрил такого способа лечения. И, хотя он прямо и не запретил прибегнуть к такому средству, никакие увещания бабушки не смогли склонить Нестора пойти против воли родителя. После такой неудачи бабушка устроила настоящий погром в доме зятя-пресвитера. Однако Господь вскоре вознаградил юного Нестора за его послушание: вместо летного он поступил в духовное училище – Московскую Духовную семинарию, куда вскоре поступил и его старший брат – летчик Иоанн, который впоследствии, после принятия священнического сана, был настоятелем одного из соборов города Углича. 1 июня 1987 года Нестор был пострижен в монашество с именем Анфим и через месяц рукоположен во диакона Троице-Сергиевой Лавры. Через год его перевели из Лавры во вновь открывшийся в Москве Данилов монастырь, где 9 июля 1989 года отец Анфим был рукоположен в иеромонаха. Имея горячее желание послужить Сыну Божию в земном уделе Его Пречистой Богоматери, иеромонах Анфим 18 июля 1990 года по благословению Патриарха Пимена прибыл на Святую Гору Афон, где по прошествии шести лет за свое благочестие и послушание был избран в соборные старцы монастыря и проходил самые ответственные послушания: архондаричного, регента, эконома, ризничого, антипросопа и эпистата в Священном Киноте Святой Горы Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Нестор. Тюремная фотография. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763 Региональное управление ФСБ РФ, бывший дворец братьев Шумовых в г. Чита. Фото С. М. Беседина. В конце 1937 г. в здании разместились управления государственной безопасности. Возможно, здесь производились первые допросы митрополита Нестора и арестованных вместе с ним. Из кн.: Соловьев А. В. Тревожные будни забайкальской контрразведки. М., 2002 Е.Н. Сумароков. Тюремная фотография. 1948 r. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763 Монахиня Зинаида (Бриди). Тюремная фотография. 1948 r Протоирей В. Герасимов. Тюремная фотография. 1948 r Митрополит Нестор. Исправительно-трудовой лагерь МГБ «Дубравный». 1955 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Открытка митрополита Нестора из лагеря, адресованная К. А. Караулову Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Семья Карауловых. Сидят: Л. С. Кокурина, дети: Марина и Александр; стоят: К. П. Панова (Кокурина), К. А. Караулов, Л. П. Караулова (Кокурина) Харбин, 1952 г. (?) Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Святейший Патриарх Алексий (Симанский) Из кн.: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий М., 1966 Летняя Патриаршая резиденция в Одесском Успенском монастыре в Одессе Из кн.: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Митрополит Нестор и митрополит Елевферий (Воронцов). Москва. 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева После освобождения. Переделкино. 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Сидят: митрополит Нестор, Патриарх Алексий (Симанский), епископ Василий (Самаха), наместник Антиохийского подворья в Москве, епископ Мстислав (Волонсевич). Во втором ряду стоят: Д. А. Остапов, архимандрит Пимен (Извеков) (наместник Троице-Сергиевой лавры, будущий Патриарх). 4 марта 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор в г. Кызыл Тувинского АО. Стоят (слева направо): третий – протодиакон Олег Зырянов, пятый – келейник митрополита Нестора Иван Кишкин (будущий архимандрит Иннокентий). I957 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Преподобный Нестор был первым русским писателем. Ему было поручено описать жизнь двух сыновей святого Владимира – молодых князей Бориса и Глеба. Оба князя были убиты их братом Ярополком, желавшим стать князем в Киеве. Кто-то предупредил молодых князей о грозившей им опасности, но они решили, что христианину лучше умереть, чем начать воевать с братом, и оба погибли. Русские люди считают их святыми. Они не были мучениками за веру, так как никто не заставлял их отказываться от веры во Христа, но они были прославлены как «страстотерпцы», то есть люди, добровольно терпевшие страдания, чтобы не нарушить своего христианского долга. Рассказ о жизни святых Бориса и Глеба стал любимым для русских людей в течение многих столетий. Монах Нестор также описал жизнь преподобного Феодосия. Эти оба жития сохранились до нашего времени, а о других писаниях Нестора мы знаем только потому, что о них упоминается в более поздних книгах. Но самое главное дело, начатое Нестором и сохранившееся на много веков, было составление летописи, то есть описание всех событий от начала Руси и доведенное до 1110 года. Он назвал эту летопись «Повесть временных лет – откуда есть и пошла быть Русская Земля». В монастырях часто записывались главные события – велся как бы календарь (дневник) за год. Но Нестор писал летопись иначе – это была первая последовательная история Руси. Она была проникнута христианским духом. Нестор видит волю Божию во всех событиях, осуждает ссоры и жестокость князей и призывает к братолюбию. Из его летописи мы знаем об обращении святой княгини Ольги, о том, как принял христианство князь Владимир, как крестились все киевляне, о Ярославе Мудром и о многом другом. Около двадцати лет своей жизни отдал преподобный Нестор труду составления «Повести временных лет». Скончался он в 1114 году. В XIV и XV веках его летопись вошла в состав больших Летописных сводов – Лаврентьевского и Ипатьевского – и в таком виде дошла до нашего времени. Преподобный Нестор – пример любви к своей родине и ее прошлому, образ, освященный христианским пониманием жизни. «Мы христиане, – пишет он, – сколько ни было земель, кто верует в Святую Троицу и в единое крещение и в единую веру, – закон имеем один для всех нас, кто крестились во Христа и во Христа облеклись». Святой преподобный Феодосий, игумен Печерский

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

добровольно (как указывает сам Нестор) служил в царской армии, имеет награды: высшую духовную награду наперсный крест на Георгиевской ленте, Владимира с мечами и бантом 4-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами и бантом, орден св. Николая с мечами и бантом, звезду 1-ой степени Всемилостивейшего Спаса " Камчатского православного братства " . Из выше приведенных данных видно, что Нестор (Анисимов Н.А.) прошел большую школу в царской империи и по убеждениям является монархистом, реакционным религиозником православной церкви. Находясь Управляющим Кировоградской епархией, ведет замкнутый образ жизни, занимает отдельный большой дом для жилья, хотя семьи не имеет, служебные приемы проводит не в управлении епархии, а дома. В доме, где он живет, организовал " домашний храм " , якобы для личного духовного удовлетворения. При печатании критических статей в газетах и журналах (смотри журнал " Огонек " , за 1961 год), в которых упоминается митрополит Нестор, реагирует болезненно, заявляет, что он этого не заслужил и, как он выражается, его знают за границей, как известную личность среди духовенства в России… Имея 77 лет, состояние здоровья болезненное, память притуплена; проявляет забывчивость, но, как правило, по всем вопросам, ему рекомендованным, соглашается. Большинство же текущих вопросов практически, по его поручению, разрешают по епархии его доверенные лица… Архиерейские службы Нестор в соборе проводит редко,… однако ведет активную работу по укреплению церкви в области… " На этот раз чекисты не успели. Владыка Нестор скончался 4 ноября 1962 года от кровоизлияния в мозг в Москве, куда он приехал на операцию. В день празднования иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , 6 ноября 1962 года он был похоронен в Переделкино, в ограде храма Преображения Господня, у алтаря под тихой сенью деревьев. Проводил его в последний путь Святейший Патриарх Алексий, прочитав разрешительную молитву и простившись. Многочисленное письменное наследие митрополита Нестора только недавно начало изучаться и издаваться. Его богословские труды и воспоминания полезны для чтения. Всем нам владыка Нестор оставил завет, которому должен следовать каждый русский человек: " Куда бы судьба и события ни забрасывали меня, я всегда и везде помнил не только о своем пастырском сане, но и о великом назначении русского человека, во всех своих поступках и помыслах стремясь проявлять присущие нашей великой нации чувства сердечного, участливого отношения к людям " . скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/37877.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010