Можно предположить, что В. С. Полянский был связан по вопросам организации приходских общин с епископом Андреем (Ухтомским), работавшим в Отделе о благоустроении прихода, и через Владыку Андрея был знаком с епископом Нестором. Владыка Нестор благословил заговорщиков иконой Божией Матери «Утоли моя печали», и около 30 офицеров отправились в Тобольск выполнять свой план освобождения Царской семьи. В большевистском журнале «Революция и Церковь » упоминается обнаруженное при обыске у епископа Гермогена письмо, переданное ему через епископа Нестора от Императрицы-матери Марии Феодоровны. В письме между прочим, якобы, говорилось: «Владыка, ты носишь имя святого Гермогена, который боролся за Русь: это предзнаменование!!! Теперь настал черед тебе спасать родину: тебя знает вся Россия, призывай, громи, обличай!!! Да прославится имя твое в спасении многострадальной России»... 44 Трудно судить о подлинности этого письма, возможно, письмо было составлено самими большевиками. Попытка освобождения Царской семьи, как известно, провалилась, а память о безуспешных усилиях в деле спасения царственных мучеников всегда доставляла Владыке острое страдание. 16 февраля Святейший Патриарх Тихон сообщил Собору, что подтвердилось известие об убийстве почетного Председателя Собора священномученика митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) . 19 февраля 1918 года епископ Нестор принял участие в панихиде по убиенному митрополиту, которую совершил Патриарх с сонмом духовенства в храме Христа Спасителя. 45 28 февраля состоялось торжественное заседание Собора, посвященное памяти митрополита Владимира. Было решено «установить на вечные времена нарочитое поминовение почившего святителя 25 января [ст. ст.] в день его кончины». 46 Этот день стал днем молитвенного поминовения всех усопших новых исповедников и мучеников. Епископ Нестор был особенно близок к Патриарху в эти месяцы. Владыка писал: «С умилением вспоминаю, как я пользовался особым благоволением Святейшего Патриарха Тихона, с которым очень и очень часто сослужил Божественную литургию в различных храмах Москвы и Подмосковья. С благословения Святейшего Патриарха я многократно совершал по Москве крестные ходы с Иверской чудотворной иконой и с новоявленной Державной – Коломенской иконой Божией Матери, а также вел религиозные беседы в фабричных рабочих районах». 47 (Владыка Нестор везде оставался миссионером.) О близости молодого епископа к Патриарху говорят многочисленные факты, начиная с того что епископ Нестор, по желанию Патриарха Тихона, сопровождал последнего в Троице-Сергиеву Лавру, куда он поехал помолиться у мощей преподобного Сергия Радонежского ко дню своего поставления на первосвятительское служение. Святейший доверял епископу Нестору многие важные поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Фото 5. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин). Тобольск. 1957 год Фото 6. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин) с духовенством в Тобольске. 1957 год   Хотя историк Новосибирской епархии священник Виталий Гуляев со ссылкой на «Журнал Московской патриархии» за 1957 год сообщает, что владыки Нестор, Вениамин и Венедикт совместно сослужили уже в мае 1957 года в Новосибирске. Он пишет: «В день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 22 мая 1957 года в связи с 50-летием священнослужения Святейший Патриарх Алексий I телеграммой сообщил митрополиту Нестору о награждении его правом ношения двух панагий. В торжественном богослужении приняли участие епископ Омский и Тюменский Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт и следовавшая из Пекина в Москву китайская церковная делегация — архимандрит Василий (Шуан) и протоиереи Леонид Лю и Аникита Ван». Но фотографий этого богослужения найти пока не удалось и в письмах владыки Нестора святителю Афанасию (Сахарову), где он сообщал о всех гостивших у него владыках ничего об этом не упоминается. Зато упоминается о визите к нему Омских владык в ноябре-декабре 1957 года. 29 октября 1957 года он писал святителю Афанасию: «Подходят праздники, дающие утешение в молитве, но с праздниками много и суеты. Ожидаю гостей: Еп[ископа] Омского Вениамина и Еп[ископа] Венедикта из Омска…». А 24 декабря 1957 г., по прошествии праздников, владыка Нестор сообщил архиепископу Афанасию: «…Собирается ко мне в гости Архиепископ Ювеналий и Еп[ископ] Мстислав. Отгостили епископ Вениамин Омский, епископ Венедикт (бывший) Омский. Простите, помолитесь. Недостойный богомолец М[итрополит] Нестор». Владыка не распространяется в письме о визите омских владык, поскольку такое сослужение архиереев, вероятно, вызывало напряжение у местных властей и антицерковного населения, ставшего жертвой антирелигиозной пропаганды и праздновавшего тогда 40-летие Великого октября. Все перечисленные владыки для советских властей были персонами под особым наблюдением: Вениамин (Новицкий) – прошел ссылку на Колыме; Венедикт (Пляскин) – был в армии Колчака; Ювеналий (Килин) – харбинский эмигрант, член Карловацкого синода; Мстислав (Волонсевич) – выпускник Варшавского богословского университета. Да и сам митрополит Нестор – в прошлом монархист и белоэмигрант… Тучи постепенно начинали сгущаться над владыкой Нестором, готовились опасные провокации и клеветнические доносы против него.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

Великая княгиня Мария Павловна ходатайствовала о награждении игумена Нестора «за его самоотверженную деятельность, глубоко-серьезное отношение и духовную помощь нашим доблестным воинам в военных организациях Ея Высочества саном архимандрита». 30 В этот сан он был возведен 14 июня 1915 года в домовой церкви Святителя Николая Чудотворца на Благовещенском синодальном подворье председателем Миссионерского совета при Священном Синоде епископом Иннокентием (Ястребовым) по поручению митрополита Петроградского Владимира (Богоявленского) . 31 В конце 1915 года архиепископ Евсевий попросил о. Нестора вернуться на Камчатку, так как без своего начальника его детище – Камчатское благотворительное братство – могло захиреть и погибнуть. Надо было делать выбор, и 6 декабря 1915 года архимандрит Нестор прибыл в Петропавловск-Камчатский. Сразу же по прибытии он организовал патриотический вечер в пользу раненых воинов и беженцев. Его доклад о войне сопровождался «световыми картинами». 32 Был создан Комитет по сбору средств для оказания помощи русским воинам. В числе первых жертвователей архимандрит Нестор внес в фонд этого комитета имевшиеся у него ценности. Зиму 1916 года о. Нестор провел в Петропавловске. Во время одной из многочисленных поездок по Камчатке он простудился и тяжело заболел воспалением легких. Чуть поправившись, 21 мая 1916 года архимандрит Нестор пишет рапорт правящему архиерею с просьбой разрешить ему четырехмесячную поездку в Петроград, Москву и другие города Европейской России по делам Камчатской духовной миссии, а также для совета с докторами. Неожиданно от архиепископа Евсевия он узнает об учреждении Камчатской епархии и о предполагаемой хиротонии его во епископы. Архимандриту Нестору в то время был лишь 31 год. 24 августа 1916 года во время заседания Петроградского отдела Камчатского братства в синодальном подворье, где присутствовал о. Нестор, был получен Указ Св. Синода «о бытии священноархимандриту Нестору епископом Богоспасаемого града Петропавловска-на-Камчатке». 33

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Скачать epub pdf Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в городе Вятка 9/22 ноября 1885 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», и с раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища он обучался на миссионерских курсах при Казанской духовной академии. В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение праведного Иоанна Кронштадтского , Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестор, 6 мая того же года возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 года отец Нестор отправляется на Камчатку. Здесь иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни исполняет свой пастырский долг, проповедуя Слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдалённых уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь камчадалам, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Благотворительного православного камчатского братства. В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, отец Нестор отправляется в Санкт-Петербург, где сталкивается с чёрствостью и даже враждебностью бюрократов Святейшего Синода и его обер-прокурора. Это не останавливает молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удаётся привлечь к идее создания Братства православную общественность и депутатов Государственной думы. Однако решающую роль сыграло личное участие государя Николая Александровича, государыни Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вскоре произошло подлое убийство генерала Келлера занявшими Киев петлюровцами. 18 декабря 1918 года Владыка сам отпел генерала, который был похоронен на кладбище возле Покровского монастыря. 61 После убийства графа Келлера Владыка поселился в этом монастыре. Настоятельницей обители была замечательная игумения, духовная дочь оптинских старцев София (Гринева). Претерпев закрытие монастыря в начале 1920-х годов и арест, в 1934 году она была пострижена в великую схиму священномучеником епископом Дамаскином, тем самым, которому в 1907 году писал будущий митрополит Нестор, призывая вместе совершать миссионерский подвиг на Камчатке. Игумения София приютила в своем монастыре Сергея Александровича Нилуса и его жену. С Сергеем Александровичем епископ Нестор очень подружился, они проводили часы в оживленных беседах. Петлюровцев вытеснили большевики. С последним поездом епископ Нестор покидает Киев, добирается до Одессы, а затем до Крыма. 10 февраля 1919 года епископ Нестор принимает участие в хиротонии архимандрита Вениамина (Федченкова) во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Чин хиротонии также совершали архиепископ: Таврический Димитрий (Абашидзе), епископ Гавриил (Чепура), епископ Варлаам (Ряшенцев) и др. 62 В это время в Ялте находилась вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, Великий князь Николай Николаевич и другие члены Императорской фамилии. Владыка совершал богослужения во дворце «Чаир» у Великого князя Николая Николаевича, посещал дворец «Харакс» Императрицы Марии Феодоровны. Он стал их духовником. Там же он познакомился с Великой княгиней Ксенией Александровной, ее сыновьями Андреем и Никитой, их женами, Великой княгиней Анастасией Николаевной. В апреле 1919 года большевики заняли Крым. За Императрицей Марией Феодоровной и Их Императорскими высочествами был послан английский корабль. Но она заявила, что отправится в путь только в том случае, если все раненые, священнослужители, врачи и жители Ялты, чья жизнь находится в особой опасности, отправятся с ней. На следующий день из Севастополя прибыли военные английские корабли. Императрица поднялась на борт «Мальборо» только тогда, когда последний корабль принял эмигрантов. 63 26 марта на одном корабле с членами Императорской фамилии епископ Нестор отплыл в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  Удивительный случай произошел перед рукоположением о. Нестора во священники.  Стоял он в Шуе на автобусной остановке. А надо сказать,  вид у него был такой: волосы длинные, небольшая бородка, шляпа, пальто, в руках дипломат. Вполне церковно-приходской. И вот из автобуса вываливается компания пьяных молодых ребят. Заметили его. «Ты что, поп?». О. Нестор стоит спокойно, они продолжают приставать: «Поп, наверное,  а ну, покажи, крест есть?». И один пытается расстегнуть пальто, чтобы посмотреть, есть ли на груди крест. Отец Нестор рассказывал:    «Я его руку спокойно убираю, а вот это, говорю, нельзя. Ну они давай меня бить. А  я их не трогаю, только уклоняюсь, они сами разлетаются, пьяные же, промахиваются. И вдруг вспомнил, что дипломат остался на лавочке, а там у меня напрестольное Евангелие. Оглянулся посмотреть и в этот момент в глаз получил – упал. Тогда они стали ногами бить. Но тут народ подоспел, милицию позвали, их скрутили, увезли. Смеялся, рассказывая об этом: «Представляешь, перед самым рукоположением мне  фингал замазывали, чтобы было не видно. Ну я знаю за что получил: в детстве и юности много дрался». В милиции от о. Нестора стали требовать заявление. Перестройка. Говорили: «В Шуе по приказу Ленина начинались расстрелы священников. А мы сегодня покажем, как наказываем за нападение на священнослужителей». Но о. Нестор наотрез отказался писать заявление, как ни уговаривали: «Зачем я молодым парням буду жизнь портить!» И вот, когда о. Нестор уже служил в Жарках, мать привозит туда Андрея, парня от которого он получил в глаз. «Проси прощения у батюшки!» Парень говорит «Батюшка, простите!». А отец Нестор: «Да я тебя уже простил давно. Но хочешь загладить вину? Поживи немного при храме, нашим бабушкам дрова наколи на зиму». Андрей так и остался при храме в Жарках.  Отец Нестор возил его с Псково-Печерский монастырь, к о. Иоанну Крестьянкину. И однажды, не помню в каком году, Андрей решил уйти от о. Нестора. Была очень смешная ситуация. Юля, в которую Андрей был влюблен, поступила на регентские курсы при Троице-Сергиевой Лавре.

http://radonezh.ru/2019/01/08/zashchitni...

Число русских Учителей первого периода Русской Церкви оказывается значительным даже и по памятникам ныне известным. Оставляем наставления пр. Феодосия 111 , Новгородского Епископа Луки 112 , Митр. Никифора, Русского по духу своему, хотя и не по происхождению 113 и некоторых других 114 . Пр. Нестор – историк, Кирилл Туровский – проповедник, Симон – назидательный повествователь, М. Иларион – учитель веры, по праву обращают на себя особенное внимание. § 13. Преподобный Нестор Пр. Нестор Летописец родом не Грек, потому что позволил себе сказать: «суть бо Греци льстивы и до сего дне» 115 , но, без сомнения, Киевлянин. Вступил в Обитель Печерскую 17 лет перед кончиной пр. Феодосия (1703) 116 , и постриженный Стефаном, им же признан был достойным сана диаконского 117 . Скорое постижение и посвящение в сан диакона показывает, что Нестор еще прежде вступления в Обитель довольно успел в духовном просвещении 118 . Образованием своим он должен был преимущественно чтению книг, которое продолжал он, по заповеди Феодосия, и в Обители. Памятником преуспевания его в духовном совершенстве служит то, что он участвовал в молитвах исцеливших подвижника Никиту от бесовского обольщения 119 , а в 1091 г. первый открыл мощи пр. Феодосия. Кончина его последовала, как вероятно, в 1111 году. Временник Русский, в котором пр. Нестор желал описать времена Руссов с 832 г. до 1113 г. 120 , но успел довести до 1110 г., – прекрасный памятник и благочестия Несторова, и ума редкого, и высокой опытности, и дарований необыкновенных. Пр. Нестор, имея в виду греческие хроники, предания отечественные со всей осмотрительностью и умением, кратко говорит о временах древних, и пространно о близких к нему. Строгое внимание к действительности исторической видно во Временнике на каждой странице. Если верность отдаленного события не ограждена верными свидетельствами, он ограждает свое повествование о нем замечаением: реша. Повествование Нестора, при всей сухости летописи, дышит жизнью христианского чувства. Он – благоговейный созерцатель невидимого правления промысла Божия, от сказания переходит к размышлениям и не редко повторяет наставления слова Божия. Черты характеров видны у него то из описаний его, то еще живее из разговоров лиц действующих. Сии черты Нестора летописца тем более возвышают Нестора, что иных из них совсем нет в современных хронографах и летописях, другие омрачены качествами худыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не можем сказать, соблюдалось ли в точности это постановление в древней Руси, но по всей вероятности оно исполнялось хотя приблизительно и если препод. Нестор, вскоре по вступлении в монастырь, не смотря на значительное число братии, был возведен в диаконский сан, то, без сомнения, кроме духовной зрелости, он достиг уже и вполне зрелого возраста. Приблизительное сравнение лет первого летописца с летами Нестора может вести к тому заключению, что оба эти современника были сверстниками и ни откуда не видно, чтобы первый был старше второго. А между тем есть основание думать даже напротив, что именно летописец был младшим современником Нестора, и основание это заключается в начале литературного труда тем и другим писателем. Нужно признать, по нашему мнению, что преп. Нестор раньше своего современника-летописца выступил в качестве писателя, а это очень важно для оценки правильности мнения проф. Соболевского. Положение это основывается на следующих соображениях. Начиная житие преп. Феодосия Печерского , Нестор в приступе к нему указывает, что „сперва» – раньше этого он написал о житии, убиении и чудесах святых и блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, т. е. известное нам „Чтение». А житие Феодосия написано когда-то до 1091 г., так как Нестор не говорит об открытии мощей преподобного, бывшем именно в этом году; в противном случае, непонятно и необъяснимо, почему он, „одержимый любовью к святому и великому отцу Феодосию“, умалчивает о таком важном событии, праздновавшемся „светло» 134 в Киево-Печерской обители. А если принять во внимание, что Нестор упоминает только о двух преемниках преп. Феодосия Стефане и Никоне 135 и не называет третьего Иоанна, при котором и случилось открытие мощей преподобного, то можно думать, что „житие» составлено до 1089 г., в котором Печерским монастырем правил уже Иоанн 136 . А если уже второе произведение преп. Нестора составлено до 1089 г. или, по крайней мере, до 1091 г., то первое, т. е. „Чтение» о погублении Бориса и Глеба, и значительно раньше сейчас указанных годов, так как нужно же отложить необходимое время на составление жития – произведения, имеющего за собою значительные литературные достоинства 137 ; а главное – на собирание сведений о преп. Феодосие, потому что, не быв сам непосредственным учеником св. игумена, Нестор должен был много потрудиться над подготовлением необходимого материала для жития его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

М., 1996. С. 5-14; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 194-196, 207-214; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ); Конявская Е. Л. Нестор// Она же. Авторское самосознание древнерус. книжника (XI - сер. XV в.). М., 2000. С. 28-52; она же. Какую летопись писал Нестор?//Родина. 2002. 11/12. С. 89-91; Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: К истории канонизации и написания житий//ДРВМ. 2000. 2. С. 28-50; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 5-81; он же. Летописный рассказ статьи 6599 г. о перенесении мощей прп. Феодосия Печерского: Время и обстоятельства написания//Мир житий. М., 2002. С. 72-82; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 173-277; он же. «Гипотезы, выстроенные на гипотезах»: По поводу нового исследования А. Поппэ//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). С. 361-387; он же. Нестор//ДРСМ. 2014. С. 538; Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 249-277; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 588-592; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 309-313; Ранчин А. М. Памятники Борисоглебского цикла: Текстология, поэтика, религиозно-культ. контекст. М., 2017. Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Нестор Летописец. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 273 об. (РГБ) Прп. Нестор Летописец. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 273 об. (РГБ) Иконография Н.- одна из наиболее богатых среди иконографий Киево-Печерских преподобных, в т. ч. благодаря интересу к фигуре летописца в XIX в. К одному из самых ранних (с большой долей предположительности) можно отнести образ, запечатленный на миниатюре Радзивиловской летописи в части истории Киево-Печерского мон-ря, а именно иллюстрирующей обретение мощей прп. Феодосия Печерского, свидетелем к-рого был Н. (БАН. 34.5.30. Л. 122, кон. XV в.). На миниатюре рядом с пещерой, откуда были извлечены мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

25 мая 1931 года открылся очередной Архиерейский Собор РПЦЗ, на котором было утверждено назначение архиепископа Мелетия на Харбинскую кафедру, Собор постановил сообщить архиепископу Мелетию о запрещении в священнослужении епископа Нестора, поручив ему преподать последнему увещание. Каково же было юрисдикционное положение епископа Нестора после запрещения? Судя по письму митрополита Антония (Храповицкого) к Ю. П. Граббе от 9 июня 1931 года, епископ Нестор некоторое время находился в Западно-Европейском Экзархате, которым управлял митрополит Евлогий. Митрополит Антоний писал: «Епископ Нестор просится назад к нам, а был он у Евлогия». 129 После беседы Владыки Мелетия с епископом Нестором последний вернулся в юрисдикцию Архиерейского Синода. Летом 1931 года тяжело заболел митрополит Иннокентий. Епископ Нестор, узнав о болезни митрополита, написал ему теплое, дружеское письмо. 130 В ответ получил приглашение приехать в Пекин, где и произошло примирение архипастырей. Преосвященный Нестор подарил митрополиту Иннокентию икону святителя Иннокентия с мощами. Его хорошая знакомая и благотворительница Е. Литвинова вспоминала, что первыми словами Владыки Иннокентия в ответ на ее поздравление «с дорогим приезжим гостем» были: «Я очень рад приезду Владыки Нестора. Он хороший человек». «И, подумав с минуту, – пишет Литвинова, – добавил: «большого человека мы приобрели " ». 131 В открытом письме епископу Симону (Виноградову) епископ Нестор писал: «Счастливая для меня «светлая седмица» пребывания у Вас и в ежедневном близком задушевном общении с болящим Владыкой Митрополитом останется незабвенной и святой по своему содержанию. Я безгранично счастлив, что мы с Владыкой Иннокентием расстались в полном мире и в братской Христовой любви, выше которой ничего не свете нет». 132 «При Доме Милосердия расцвела церковная жизнь», 133 – так писал ближайший помощник Владыки архиепископ Нафанаил. Этот юноша, сына обер-прокурора Св. Синода В. Н. Львова, примерно с 1924 года стал прислуживать епископу Нестору в храме Харбинского подворья, 17 апреля 1929 году был пострижен им в монашество, через два дня посвящен в сан иеродиакона, а 15 августа того же года рукоположен во иеромонаха. Он стал личным секретарем и келейником епископа Нестора, законоучителем в детском приюте при Доме Милосердия в Харбине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010