Митрополит Нестор (Анисимов)      Митрополит Нестор (Анисимов; 18851962) — удивительный человек, ревностный пастырь и великий миссионер, просветитель народов Камчатки. В своей жизни он никогда не заботился о собственном благополучии, проявляя редкостное самопожертвование и полагая душу свою за ближних. Николай Анисимов, будущий митрополит Нестор, родился 9 ноября 1885 года в Вятке, в семье статского советника Александра Александровича Анисимова и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея. Николай любил молитву и богослужение и с детства мечтал стать священником. Владыка вспоминал: «Меня и брата с детских лет приучали молиться по утрам и на сон грядущий. Стоя в детской комнате на коленях перед образом, озаренным светом лампады, я молился вслух так: “Боженька, сделай меня архиереем… Боженька, дай здоровье маме, папе, брату Ларичке, крестной бабушке и… моей собачке Ландышке”. Такова была моя наивная детская молитва». Николай окончил Казанское реальное училище и поступил на калмыцко-монгольское отделение миссионерских курсов при Казанской духовной академии. В 1905 году он поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. В 1907 году послушник Николай принял постриг с именем Нестор, был рукоположен во диакона и через несколько дней — в иерея. В мае того же года молодой и ревностный пастырь начал собираться в долгий путь на Камчатку. Отец Нестор так писал о коренных народах Камчатки: «Отрадным явлением среди убогого, дикого бытия этих забытых всеми людей было отсутствие всякой ругани и сквернословия. Камчатские народности не знали никакой брани, воровства и обмана. Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди. Среди них я чувствовал себя без малейшего напряжения, спокойно и радостно, словно жил там постоянно». Отец Нестор полюбил народ Камчатки и стал относиться к коренным жителям этого края как к собственным детям. Труды ревностного пастыря можно было воистину назвать апостольскими. Ему приходилось постоянно разъезжать на оленьих и собачьих упряжках по обширной, совершенно дикой территории, рискуя жизнью, попадая в многодневные снежные бураны, терпя холод и голод, совершая богослужения даже во время землетрясений. Местные жители прозвали его «Майгу-поп Нестор» (большой батюшка Нестор) и под этим именем он стал известен всему Камчатскому краю.

http://pravoslavie.ru/94940.html

14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное камчатское братство во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, а вскоре появились его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Выдающиеся люди разных сословий считали за честь стать членами и жертвователями Братства. Действенную помощь оказывала царская семья. Официальным покровителем Братства считался цесаревич Алексей. Братству были подарены церковь , утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. В 1910–1917 годах на средства Братства на Камчатке строились церкви, часовни, школы, приюты, больницы и амбулатории. Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевёл на них Божественную литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За эту работу отец Нестор в 1913 году был возведён в сан игумена. Уже тогда его стали заслуженно называть Апостолом Камчатки. После начала Мировой войны 1914 года отец Нестор организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага». В составе лейб-гвардии драгунского полка он верхом на коне сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазарет. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святой Анны II и III степеней, Святого Владимира IV степени. В конце 1915 года отец Нестор был отозван с фронта, возведён в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке. 16 октября 1916 года архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа и назначен правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. Годы, проведённые на Камчатке, Владыка называл самыми счастливыми в своей жизни. Епископ Нестор не принял Февральскую революцию, считая её происками врагов России. В 1917–1918 годах он участвовал во Всероссийском Поместном соборе и выборах Патриарха Тихона. После большевистского переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве, он ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и, пренебрегая опасностью, подбирал раненых, оказывая им медицинскую помощь. По благословению Собора как член комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля большевиками епископ Нестор издаёт обжигающе-обличительную книгу «Расстрел Московского Кремля», признанную важнейшим документом эпохи. В этот же период Владыка становится вдохновителем и организатором единственной непритворной попытки (к сожалению, неудачной) спасения Царской Семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вернувшись в Жарки, отец Нестор задумал отправиться в Абхазию миссионером. Он написал письмо архимандриту Иоанну (Крестьянкину) и получил ответ: «Какая мать покинет своих детей и отправится к чужим?» ПОСЛЕДНИЙ ГОД Пасха 1993 года была ознаменована мученической кончиной трех монахов в Оптиной пустыни: они были заколоты на территории монастыря ритуальным мечом ночью 18 апреля. Иноки Ферапонт и Трофим на колокольне, иеромонах Василий у восточных ворот. Отец Нестор сказал тогда: «Какая смерть для монахов чудесная! – смерть за Христа. Это милость Господня». Желал и он пострадать за Имя Христово. Прихожане заметили, что в последний год своей жизни о. Нестор особенно часто ездил на исповедь к владыке Амвросию И еще: прихожане заметили, что в последний год своей жизни отец Нестор особенно часто ездил на исповедь к владыке Амвросию. Очевидно, отец Нестор готовил свою душу к встрече со Христом… Искушения и клевета «Надо сказать, что в последний год Господь очищал отца Нестора сугубыми скорбями, – вспоминает его друг Виктор Саулкин. – Батюшке в последнее время приходилось терпеть клевету, осуждение, причем именно от тех, кому он сделал много добра. Отец Нестор говорил: “Знаешь, как больно бывает!.. Уж очень тяжело, когда тебя осуждают, причем говорят неправду”. Святые отцы неслучайно говорили, что клевета – главное орудие диавола. Незадолго до убийства отца Нестора появилось клеветническое письмо на него Глеба Якунина. Якунин в то время был еще священником и депутатом Госдумы, и его письмо было оформлено как депутатский запрос. Приезжала комиссия из Москвы, и клевету легко опровергли. Но все недоумевали: зачем клеветать на священника? Скорее всего, Якунина кто-то подбил на эту подлость. Враг Церкви Христовой восстал на доброго пастыря и пытался отнять у него как можно больше сил от его пламенного пастырского служения. Ограбление храма В марте 1993 года на храм в Жарках было совершено нападение, были похищены древние иконы. Отец Нестор один обошел всю округу радиусом в несколько километров в поисках воров. Он пошел один на целую банду! Отец Нестор служил в разведке и был хорошо подготовлен, роста он небольшого, но крепок был необычайно.

http://pravoslavie.ru/158024.html

Из разобранных сейчас произведений мы видим, что в первое время исторический и агиографический элементы повествования в сочинениях наших писателей-агиографов были тесно слиты; когда же в 70-х годах XI века центр общекультурной и литературной деятельности Киевского государства перешел в Киево-Печерский монастырь, эти элементы начинают обособляться. В летописях агиографический элемент постепенно пропадает, а в произведениях агиографических увеличивается и они все более и более принимают характер и вид принесенных из Греции житий и сказаний о святых. Особенно ярко это видно из разбора творений Нестора, монаха Киево-Печерской лавры. Нестору принадлежат два агиографических сочинения: «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие преп. Феодосия Печерского ». Нестор по переводам хорошо знал византийское жития и вполне усвоил их характер. Написанное ранее «Сказание о Борисе и Глебе» не отвечало ни тону, ни стилю их, его нельзя считать настоящим житием, и Нестор решил переработать его. Для того, чтобы придать ему характер настоящего жития, он уничтожает в нем все историческое, связанное с известным временем, и заменяет точные исторические лица и названия общими родовыми понятиями. Зато назидательный и собственно житийный материал у него значительно усилен, и Борис и Глеб обрисованы, как образцы святости, с детских лет вступившие на путь угождения Богу и добровольно принявшие смерть, как «венец мученический». В своей переработке Нестор кроме «Сказания» использует летопись и «Слово» митр. Илариона. Но усиливая в своем «Чтении» житийный материал Нестор не избежал влияния и ранней Киевской агиографии и современные ему исторические события все же оставили след в его работе. Может быть, поэтому Нестор не решился назвать ее житием, а озаглавил как «Чтение». Еще ярче влияние византийских житий сказалось на второй работе Нестора, на его «Житии преп. Феодосия», – Нестор послушно следует здесь схеме византийских житий, свое повествование он начинает пространным вступлением и затем последовательно рассказывает всю жизнь Феодосия, «от юны версты» до кончины святого. Как и в «Чтении», в «Житии Феодосия» Нестор старается избегать собственных имен, так же применяет в изложении свои любимые обороты и сравнения. В «Житии» точно указаны те византийские образцы, которым следовал Нестор, – это жития: Антония великого , Саввы освященного и Евфимия великого. Но несмотря на стремление твердо следовать этим образцам, Нестор и в «Чтении» и в «Житии» обнаруживает живой интерес к политической и общественной жизни своего времени и сообщает много интересного из жизни Печерского монастыря. Эта связь с современностью внесла в сухие схемы «Жития» живое реальное содержание, и некоторые эпизоды из жизни святого (напр., борьба с его аскетическими наклонностями матери) описаны очень правдиво и талантливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

456 Ля-София (Айя-София) – православный храм во имя св. Софии, выдающееся произведение византийской архитектуры. Сооружен в 532–537 гг. Внутри храм был украшен цветным мрамором и мозаиками, которые были заштукатурены турками, превратившими храм после 1453 г. в мечеть. 461 Печ. по: Архиепископ Нестор Камчатский. Рождество у подножия дымящегося вулкана//Царский вестник. 1934. 378. 463 Печ. по: Архиепископ Нестор. В Дом Милосердия подброшен истерзанный ребенок//Заря. 1936. 17 февр. 464 Печ. по: Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский. Святейший Патриарх Варнава//Русское зарубежье Святейшему Патриарху Варнаве по случаю 25-летия епископского служения/Под ред. В. А. Маевского. Новый Сад,, 1936 (Рус. тип. С. Филонова). С. 21–24. 465 Печ. по: Слово Архиепископа Нестора на панихиде по М. А. Оксаковской//Женская гимназия имени Марии Алексеевны Оксаковской: Сборник, посвященный тридцатилетию гимназии. Харбин, 1936. 466 Печ. по: Архиепископ Нестор. К тридцатилетию гимназии//Женская гимназия имени Марии Алексеевны Оксаковской: Сборник, посвященный тридцатилетию гимназии. Харбин, 1936. 473 Печ. по: Архиепископ Нестор отлучает от Церкви оклеветавших его. Владыку обвинили в масонстве. Заявление из Лондона для «Зари»//Заря. 1936. 196. 26 июля. Статья подписана: «Божией милостью смиренный Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский». 475 Печ. по: Архиепископ Нестор. Владыка митрополит Антоний: Статья для «Зари» архиепископа Нестора//Заря. 1936. 217. 14 авг. 480 Печ. по: Архиепископ Нестор. Пушкин и современность//Наш путь. 1937. 37. 11 февр. Переизд.: Вятский епархиальный вестник. 1994. 6 (публ. В. Сергеева). 481 Автор ошибается: это выражение принадлежит известному русскому критику Аполлону Григорьеву. Целиком эта фраза звучит так: «А Пушкин наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами (Собр. соч. под ред. В. Ф. Саводника. Вып. 6: Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Москва, 1915. С. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Митрополит Нестор, епископ Венедикт (Пляскин) (слева) и епископ Вениамин (Новицкий) (справа) в Новосибирском кафедральном соборе, 1957 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Новосибирский кафедральный собор. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Фотографии с «харбинцами»: протоиереем Иоаннам Тростанскним (сидит) протоиереем Симеоном Новоси льцевым (слева) и протоиереем Алексеем Горелкиным. Новосибирск, 1957 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Слева направо: епископ Иосиф (Савраш), митрополит Нестор, архиепископ Борис (Вик), протоиерей Василии Герасимов и протодиакон Николай Лобас. Троице-Сергиева лавра, I958 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева У могилы Патриарха Тихона. Подпись на обороте: Митрополит Нестор у могилы Св. Патриарха Тихона в Москве, в храме Донского монастыря. Золотая лампада над могилой – дар Православной Америки». 1958 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор совершает богослужение в Новосибирском кафедральном соборе. Жезлоносец Александр Караулов. Новосибирск, 1958 г. Великий пост . Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Собор в Кировограде. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Домовая церковь митрополита Нестора в Кировограде. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор с митрополитом Краснодарским и Кубанским Виктором (Свитиным), бывшим архиепископом Пекинским и Китайским, начальником Пекинской духовной миссии, преемником Владыки Нестора (с I9S0 г.) на посту Экзарха Восточной Азии. Краснодар, 1950-е гг. Архив ПСТГУ Митрополит Нестор и архиепископ Ювеналий (Килин), г. Ижевск. 1958 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор (Анисимов) . Архив ПСТГУ Переделкино. Мальчик держит посох митрополита Нестора (моржовая кость). Архив ПСТГУ Могила митрополита Нестора в Переделкино. Архив ПСТГУ 90 179 Епископу Афанасию (Сахарову) 23 мая 1956 г. [Москва] Христос Воскресе! Дорогой Святитель Кир-Афанасий! Спешу написать хотя немного. Спаси Вас Матерь Божия за Ваши св. молитвы в день Живоносного Источника. Вечером я получил Ваше письмо и с глубокой верой воспринял Ваше извещение о молитве Вашей о помощи Царицы Небесной. И действительно, совершенно неожиданно в ночь из меня вышло много темной крови, а через 1/2 часа совершенно прозрачная белая м. (влага) [так в ориг.], и анализ показал полное очищение от всех опасных скоплений в мочевом пузыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Во время управления епархией митр. Нестором «не было закрыто ни одной церкви. Зато через три месяца после его кончины из 320 приходов Кировоградской епархии осталось лишь около 30» С. 32]. Владыка Нестор был один из светильников, которые пытались противостоять нарастанию хрущевского гонения. Он скончался в 1962 г. в Первой градской больнице г. Москвы, причем некоторые считали, что смерть его была ускорена. Похоронен владыка на подмосковской патриаршей даче в поселке Переделкино, там же в храме долгое время стоял его посох, который был подарен ему на Камчатке. В 1995 г. посох был отправлен в Петропавловскую и Камчатскую епархию – любимейшую его кафедру. «Митрополит Нестор, – вспоминал его духовник, – миссионер по призванию, был удивительно любвеобильным и ласковым пастырем. Жил он исключительно для людей, готовый все отдать для их благополучия и счастья. Деньги не задерживались у него более одного дня. А когда он встречал человека, которому нужна была помощь, а помочь было нечем, Владыка посылал меня к казначею епархии взять необходимую сумму в счет его будущей архиерейской зарплаты. И получалось так, что зарплату Владыка никогда не получал. Более того, уже после его смерти обнаружилось, что он должен епархии 38 тыс. рублей. Деньги немалые. Доложили Святейшему. А Патриарх сказал так: «Считать деньги эти истраченными на дела милосердия. Митрополит Нестор ни копейки не взял на себя " » С. 29]. Основная литература 1 . Фомин С. В. Апостол Камчатки митрополит Нестор (Анисимов) . – М.: Форум, 2004. 2 .  Нестор (Анисимов) , митр. Моивоспоминания: Материалы кбиографии, письма/Подгот. текста и публ. М. И. Одинцова. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. 3 .  Нестор (Анисимов) , митр. Моя Камчатка: Записки православного миссионера. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. 4 .  Нестор (Анисимов) , митр. Православие в Сибири: Ист. очерк: В память основания Камчатского православного братства во имя Нерукотворен-ного Образа Всемилостивого Спаса. – СПб.: Отечественная тип., 1910; То же:  Нестор (Анисимов) , митр. Православие в Сибири: Ист. очерк//«Свет Христов просвещает всех!»: Сб. трудов выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви. – Новосибирск: Правосл. гимназия во имя прп. Сергия Радонежского, 2000. – С. 460–527.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен Нестор, Начальник Камчатской Духовной Миссии. 8 августа 1914 г. Мой адрес: Вятка, Преображенская ул., дом Нелюбина, кв. Анисимовых. Игумену Нестору Камчатскому. P. S. Приветствую с наступлением нашего братского Камчатского праздника 16 августа. Игумен Нестор. P. P. S. Мамочка шлет Вам сердечный привет. Игумен Нестор. 23 53 Полковнику графу Нироду (телеграмма) 5 января 1915 г. Петроград из Петрограда Благоволите сообщить Варшаву лазарет Марии Павловны мое имя, где мне присоединиться к полку, [с] радостию возвращаюсь дорогому полку. Игумен Нестор. 24 54 Протопресвитеру Александру Дернову (телеграмма) 13 января 1916 г. г. Петропавловск-Камчатский Прошу убедительно молитв ваших [на] Карповке 55 точка тяжело болен слава Богу соборовался предаю себя воле Божией прошу вашей любовью поддержать братство сообщите моем положении братчикам душевно преданный Архимандрит Нестор. 25 56 Архиепископу Бвсевию (Никольскому) 21 мая 1916 г. Камчатская обл., бухта Барона Корфа, селение Иоасафовское-Толечики Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Евсевию, Архиепископу Владивостокскому и Камчатскому, Начальника Камчатской духовной миссии Архимандрита Нестора Рапорт Почтительно прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить мне поездку в Петроград, Москву и другие города Европейской России по делам Камчатской духовной миссии, а также для совета с докторами на четыре месяца, считая с 1 июня с/г. Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца покорный послушник Архимандрит Нестор, Начальник Камчатской миссии. 26 57 Архиепископу Евсевию (Никольскому) 15 ноября 1916 г. г. Петропавловск-Камчатский Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Евсевию, Архиепископу Приморскому и Владивостокскому Рапорт Сим имею честь почтительнейше донести Вашему Высокопреосвященству, что я 9 ноября с. г. прибыл в г. Петропавловск и вступил в управление вверенного мне Камчатского викариатства, с особыми в епархии полномочиями. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник Нестор, Епископ Камчатский и Петропавловский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Среди невинных жертв Лия было немало христиан. Ибо если в очередной день никто добровольно не выходил на поединок с Лием, то по царскому повелению христиан влекли силой, чтобы боролись они с этим исполином. Когда святой Нестор смотрел на сии ужасные языческие увеселения, его сердце разрывалось от боли. И решил он сам выйти на единоборство с гигантом Лием. Однако предварительно навестил святого Димитрия в темнице и попросил у него благословения на поединок. Святой Димитрий благословил его, осенив его знамением креста на челе и на груди, и предрек ему: «Лия ты одолеешь, но пострадаешь за Христа». Итак, юный Нестор вышел на бой с непобедимым колоссом. На зрелище присутствовал царь и целое скопище людей с [ним]; все жалели молодого Нестора, считая, что он идет на верную гибель, и отговаривали его от поединка. Однако Нестор, осенив себя крестом, сказал: «Боже Димитрия, помоги мне!» И с Божией силой одолел Нестор Лия, свалил его и сбросил на острые копья, где исполин-тяжеловес быстро нашел свою смерть. Тогда все окружающие стали кричать: «Велик Бог Димитрия!» Царь же оказался посрамленным перед собственным народом. Сильно кручинился он по своему любимцу Лию и весьма разгневался на Нестора и на Димитрия. Приказал злобный тиран отрубить Нестору голову, а Димитрия исколоть копьями. Так скончал свою юную земную жизнь сей доблестный христианский ратник Нестор и преставился в Царство Господа своего. Было это в 306 году. Святой Нестор смело против зла негодовал И по вере истинной усердно ревновал. Ученик Димитрия, святого воеводы, Изумил он мужеством многие народы. Лий, его противник, гордый исполин, Думал, будто Нестор с ним борется один. Но святой борец себя крестом осенил И от Бога силу тотчас получил. Как Давид колосса Голиафа низринул, Так сей славный Нестор Лия опрокинул: Сверг его с помоста на поставленные копья; Злобный царь на это смотрел исподлобья. «Победишь, но будешь предан мучениям, Душу за Христа отдашь – ради спасения!» – Так предрек Димитрий Нестору послушному, Ученик все выслушал твердо, благодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

За несколько лет неустанной работы иеромонаху Нестору удалось сделать немало. Пред его даром любви и терпения открылись души многих камчадалов. Его проповедь слова Божия была успешна. Тысячи людей, пребывавших в языческой тьме, были им крещены. И все-таки силы одного человека, даже такого деятельного, были ограниченны. Именно в связи с этим у отца Нестора и зародилась мысль о создании Камчатского православного братства со многими отделениями в крупных городах Российской Империи. Для осуществления этого замысла, с благословения местного архиерея, отец Нестор и выехал в Петербург. Все перипетии хлопот об учреждении Братства описаны в публикуемых воспоминаниях. Здесь скажем лишь, что успех миссии отца Нестора, несмотря на противодействие Святейшего Синода и особое упорство его тогдашнего обер-прокурора С.М. Лукьянова, стал возможен исключительно благодаря личной поддержке Государя Николая Александровича и Императрицы-матери Марии Феодоровны. С удвоенной энергией отец Нестор принимается за работу на Камчатке по строительству церквей, школ, интернатов, больниц. Прожив долгие годы среди камчадалов, иеромонах Нестор изучил корякский и тунгусский языки, перевел на корякский Божественную литургию, частично Евангелие, а на тунгусский — молитву “Отче наш”, заповеди Моисея и Заповеди Блаженства, молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей, утвержденную Святейшим Синодом в 1910 году. За эти труды отец Нестор в 1913 году был возведен в сан игумена. Во время Первой мировой войны отец Нестор два года провел на фронте. Организовав санитарный отряд “Первая помощь под огнем”, он сам выносил раненых с поля боя, перевязывал, напутствовал, направлял пострадавших в госпитали и лазареты, за что был удостоен высшей духовной награды — наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святой Анны 2й и 3й степеней. После фронта отец Нестор возвратился на Камчатку, а 16 октября 1916 года архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010