В начале XVI столетия явилась Чудотворная Лепавинская икона Богородицы. С 1550 года она была главной святыней Лепавинского монастыря , основанного двумя иноками Царской Лавры Хиландар . А в 1943 году она удивительным образом сохранилась во время немецкой бомбардировки, полностью уничтожившей монастырские постройки. Это одна из немногих икон Богородицы, о которой создано особое повествование под названием «Чудеса Пресвятой Богородицы Лепавинской». Празднование иконе установлено на 15 (28) августа. В храме Пресвятой Богородицы (в Печской Патриархии на Косово и Метохии) на специальном резном позолоченном троне сохраняется чудотворная икона Богородицы Печской, выполненная по образу, написанному апостолом Лукой. Акафист Божией Матери в честь Её иконы написал митрополит Белградский Михаил (1859–1881, 1889–1898) («Радуйся, защитница и спасительница рода сербского крестоносного!»), а авва Иустин (Попович) посвятил Богородице следующую молитву: О преблагословенная и богоблагодатная Матерь, защитница и посредница, Дева Мария, прими усердные моления наши, которые приносим Тебе, и услыши молебные гласы человеков из рода сербского, кто угодил Сыну Твоему и Богу нашему Господу Спасу Иисусу Христу, кто стоит пред Престолом Всевышнего и украшает обители этой Сербской Патриархии и есть слава верных Богу сербов. Это: Савва, Арсений, Савва Второй, Никодим, Ефрем, Даниил, Евстафий, Григорий, Макарий, Максим, Спиридон, Иаков, Иоанникий, Савва Третий, Никон и Кирилл. Милостиво воззри на молитвы Симеона Мироточивого, Стефана Первовенчанного, Владислава, Феоктиста, Милутина, Стефана Дечанского, Уроша Младого, Лазаря великомученика и Владимира; всевосхваляемых цариц, княгинь и деспотисс: Анны, Анастасии, Елены и Ангелины; святых Георгия, Стефана, Максима, Иоанна, Петра Коришского, Иоанникия Девичского, Прохора Пчиньского, Иоанна Рыльского, Гавриила Лесновского, Илариона Осоговского, Илариона Меглинского, Евфимия, Нестора, Василия Захолмского и Петра Цетиньского. Не забудь, Пресвятая, тех, кто служил, и тех, кто сейчас служит в святой обители сей и стоит пред чудотворной иконой Твоей; сохрани святые обители, где денно и нощно молятся смиренные иноки и богобоязненные священники.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

Перед фреской установлен высеченный из мраморной брекчии сосуд для освященной крещенской воды. Ризница [ править править код ] Дечанская ризница является настоящей сокровищницей. В ней хранится множество древних икон, написанных с момента основания монастыря до позднего средневековья (до конца XVII в.). Из первоначальных алтарных икон (ок. 1340 г.) сохранилось пять редких икон Христа, Богородицы, Архангела Гавриила, св. Иоанна Крестителя и свт. Николая. Большинство образов, написанных раньше XVIII в., являются драгоценными произведениями искусства, а некоторые относятся к высшим достижениям сербской, и даже византийской иконописи. Это самая богатая коллекция икон в Сербии. Коллекция монастырской ризницы насчитывает около 160 рукописных и 17 старинных печатных книг. Большинство из них богослужебные – Четвероевангелия, апостолы, служебники, минеи и часословы, но есть также и труды святоотеческой литературы, прологи в стихах и рукописные документы, связанные с жизнью монастыря. В ризнице представлены и произведения сербского ювелирного искусства. Предметы из драгоценных и других металлов XVI-XIX вв. составляют одно из крупнейших и наиболее ценных ее собраний. Здесь также сохранилась значительная коллекция деревянных предметов, украшенных резьбой и инкрустацией, датированные XIV-XVII вв. Самым знаменитым в коллекции деревянных предметов в Дечанах является кивот святого Стефана Дечанского (1343 г.), игуменский трон (XIV в.), стасидии из XVII века, крест старца Нестора, созданный в 1565 г. и др. Скиты [ править править код ] Скит Святого Короля Дечанского находится высоко среди скал на левом берегу р. Бистрицы. Остатки средневековых скитов, в которых монахи пребывали в уединении, находятся в скалистой горной местности неподалеку от монастыря. Письменные источники сообщают, что в середине XIV в. здесь жили великий старец и подвижник Авраам, и потомок знатного рода, образованный и многоопытный великий старец Спиридон с послушником Иаковом. Позже к ним присоединился и знаменитый пустынножитель Ефрем , ставший впоследствии Патриархом Сербским.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В храмовых декорациях Н. обычно занимает место недалеко от вмч. Димитрия, в ряду прославленных воинов. Набор его вооружения отличается разнообразием: в поднятой правой руке меч, на левом плече лук, левая рука обернута плащом, у бедра колчан, как на фреске в наосе Вел. Дечан. Нередки случаи, когда он обособлен от Солунского великомученика: напр., в касторийской ц. во имя свт. Николая Чудотворца Каснициса его фигура помещена между воинами, мч. Евстратием и вмч. Меркурием, а в ц. во имя св. Андрея на Треске (Македония, ок. 1388-1389) - между мч. Нектарием и вмч. Никитой. Мученичество св. Нестора Солунского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 141) Мученичество св. Нестора Солунского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gt. 1613. P. 141) В рукописных и настенных минологиях день его памяти сопровождается как сценой казни - в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 141, 1-я четв. XI в.), в Минологии Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 14v, 1322-1340 гг.), так и сценой боя святого с Лием - на маргинальной миниатюре в Феодоровской Псалтири (Brit. Lib. MS Add. 19352. Fol. 125v, 1066 г.) или на фреске в монастыре Дечаны. В составе минология в ц. во имя вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), в Вел. Дечанах в сцене усекновения Н. изображен в воинских одеждах, что является редчайшей особенностью, т. к. традиционно все св. воины в момент казни облачены либо в хитон и плащ, либо только в хитон или изображались в набедренных повязках. Возможно, подобный прием возник из-за буквального следования житийному тексту, где сказано, что Н. был казнен сразу после боя, т. е. в том одеянии, в каком он и сражался. Буквальность воспроизведения встречается и в дечанском минейном цикле: Н. сражается с Лием на высоком помосте, под аркадами к-рого врыты копья, бердыши, 2-зубый ухват и т. д. При этом святой одет в короткий подпоясанный хитон, в его левой руке круглый щит, а высоко поднятая правая рука с разжатой ладонью пуста. Падающий Лий более всего напоминает опрокинутую марионетку с бессильно повисшими конечностями в отличие от святого, поза к-рого полна динамики и напоминает образы античных героев (Геракла).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

При входе в монастырь нас встретила многочисленная братия монастыря. Это единственный монастырь в Сербии, где братии насчитывается более сорока человек. Настоятель – отец игумен Дионисий – встретил нас в приемных покоях и радостно приветствовал наш приход. Огромную, большую и чрезвычайно полезную работу проводит в этом монастыре его настоятель – воспитанник сербского Хиландарского Афонского монастыря о. Дионисий – и его два ближайших помощника, русский инок о. Иоанн и серб о. Амвросий – воспитанник Мильковской обители, в которой хранится дух священнейшей Оптиной пустыни. Благодаря этому исключительно благоприятному сочетанию руководителей Дечанского монастыря, эта обитель совмещает в себе самые лучшие традиции славянского иночества и является великим духовным светочем сербского монашества, где воспитываются для будущей чрезвычайно ответственной работы новые поколения сербских монахов. В этот же день мы осматривали главный храм Дечанской лавры. Он на сто лет позднее Печи и сохранился гораздо лучше. Созданный величайшими мастерами, он производит поразительно глубокое впечатление. Его фрески – высочайшие образцы иконописи – оставили глубокий след в истории православной церковной живописи, стали образцами и для последующих сербских живописцев, и для русских, и для болгарских, и для афонских мастеров. Мне чрезвычайно отрадно было видеть на стенах Дечанского монастыря образ моего святого – мученика Нестора, чрезвычайно почитаемого вместе со святым Димитрием Солунским на Балканском полуострове. Вечером, накануне воскресенья, была торжественная вечерня в древнем соборном храме Дечан, и величаво звучали голоса молодых иноков в стройном прекрасном хоре, певшем и сербские и русские напевы. После вечерни все молодые иноки и послушники Дечан исповедовались у отцов – иеромонахов Иоанна и Амвросия. Исповедь до недавнего времени была малоизвестна в Сербии. Исповедовались, только совершив какой-нибудь особенно тяжелый грех , тяготящий душу. От мелкой же липкой жизненной грязи, которой мы так часто пачкаем душу, очищались покаянием лишь под старость лет. В обычное же время причащались без исповеди. Ныне лучшими представителями сербского духовенства исповедь старательно вводится в церковную жизнь, и в Дечанском монастыре закладываются глубокие фундаменты настоящего отношения к этому святому таинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Она гласит: «Писася сия Божественная книга в лето от сотворения мира седмь тысяч восемнадесятое, писа многогрешный и последний во священницех Петр от села глаголемого Горне-Уне, ему же отечество – гроб, земля же – мати. Да, отци и братие, аще будет что в книге сей погрешено, исправляйте, а не кляните, понеже писах не Дух Святый, не Ангел, но рукою грешною и бренною, духом унылый и окаянный грешник. Понеже очи мои изнемогости от старости, сего ради благословите, а не кляните, да все улучим деснаго стояния и услышим благаго гласа Владыки: «Приидите благословеннии Отца Моего». Буди же всем нам улучити славы купно от Отца и Сына и Святаго Духа». Несколько раз переживала Печская лавра за свое многовековое существование периоды расцвета и периоды глубокого упадка и разорения. В течение ста лет, с 1459-го до 1557 года, стояла Печская обитель, разоренная и опустошенная, без богослужений, без всякого населения. Своим обновлением обязана она Патриарху Макарию, который в 1557 году с помощью своего брата Соколовича – правителя Боснии – восстановил старое священное гнездо Православия в Сербии. С 1766 года опять пришла обитель Печская в полное запустение, из которого окончательно вышла лишь ныне, в период нового расцвета древней славы южных славян. Настоятелем Печской обители в настоящее время является игумен Савва, человек в высокой степени талантливый и трудолюбивый инок. Трудолюбие вообще является отличительным качеством братии Печской обители, где с особенным уважением наблюдали мы трудолюбивую монашескую жизнь иноков. Около полудня мы покинули Печский монастырь, направляясь к другой великой обители – Царской лавре, Дечанам. Эта обитель связана с самым славным, самым блистательным периодом сербской истории. Несчастный слепой король – святой Стефан, царствовавший с 1321-го по 1331 год, положил начало великой Дечанской лавре. Сын Стефана – Душан Сильный, пользуясь болезнями и слепотой отца, низверг его с престола и стал управлять Сербией. Но впоследствии, охваченный муками совести за то, то дерзнул поднять руку на своего отца, царь Душан приложил все силы, чтобы возвеличить память отца и с особенными стараниями, с особенным великолепием закончил построение любимой обители Стефановой – Дечанской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович; 1839–1908), архиепископ. В 1887 г. хиротонисан во епископа Балахнинского. С 1887 г. епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 1890 г. Подольский и Брацлавский. С 1896 г. Тверской и Кашинский. С 1898 г. архиепископ. Доктор церковной истории. С 1905 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Димитрий Константинович (1860–1919), Великий князь. Третий сын Великого князя Константина Николаевича, генерал от кавалерии. В конце лета 1918 г. арестован в г. Вологде и отправлен в Петропавловскую крепость в Петрограде. 27 января расстрелян вместе со своими двоюродными братьями, Великими князьями. Димитрий Ростовский (Туптало Даниил; 1651–1709), святой, митрополит. В 1675 г. рукоположен во иеромонаха. Занимался собранием, исправлением и изданием книг житий святых («четьих миней»). В 1697 г. назначен настоятелем Киевского Кириллова монастыря, вскоре произведен в архимандрита Черниговского Успенского Елецкого монастыря. В 1699 г. переведен в Новгород-Северский монастырь. В 1701 г. по повелению императора Петра I вызван в Москву. В том же году хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. По причине болезни к месту назначения не выехал. С 1702 г. митрополит Ростовский и Ярославский. В 1757 г. причислен к лику святых. Дионисий (Миливоевич; 1898–1964), епископ Сербской Православной Церкви. Был настоятелем Дечанского монастыря, профессором богословия, заведующим монашеской школой. В 1938 г. хиротонисан во епископа Моравичского. В конце 1939 г. избран епископом Американско-Канадским. В 1964 г. лишен сана Архиерейским Собором по причине «создания раскола» в Сербской Православной Церкви. Дионисий (ск. 1587), митрополит. В феврале 1581 г. хиротонисан во епископа. Возведен в митрополита Московского и всея Руси. В 1587 г. лишен кафедры и сослан в Хутынский монастырь за действия против Бориса Годунова. Дионисий (Ушаков Димитрий; ск. 1721), архиепископ. В 1700 г. хиротонисан во епископа Вятского с возведением в сан архиепископа. В 1718 г. уволен на покой. Скончался в Москве в Даниловом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Когда на далеком Востоке ярким светилом стало подниматься солнце России, когда на порабощенных славянских Балканах почувствовали ее братскую крепкую руку помощи, тогда и к лавре Дечан поспешила Россия со своей державной помощью. В Дечанах поселились русские иноки и во все время последнего периода турецкого ига защищали эту великую святыню родного славянского народа. Около двух часов дня мы подъехали к городку Дечаны и, сопровождаемые двумя послушниками Дечанской обители, тронулись в дальнейший путь пешком за две с половиной версты к Дечанскому монастырю. Отрадно было видеть наших спутников – брата Радко и Милорада. Оба они после отбытия воинской повинности возвращались в свой монастырь, горя светлой, духовной радостью, радуясь, что снова из смятенного, загрязненного мира вступают в светлую обитель Божию. В прежней России в старинной монастырской практике всегда считалось очень важным моментом возвращение послушника после отбытия воинской повинности в монастырь. Это служит ясным доказательством, что юноша преодолел соблазн мира, что светоч, зажженный в его сердце в монастырских стенах, не потух под дыханием мятежного мира. И вот в обоих послушниках Дечанского монастыря ясно чувствовалось, как глубоко в их души заложены святые заветы монашества. Поэтому заранее теплое сочувствие и благоговейное уважение к монастырю, творящему столь великую работу, проникало в наши сердца. Даст Бог , не раз встретимся мы на духовной ниве с этими дечанскими послушниками, и они впишут свои добрые имена на страницы родной истории Сербской Церкви. Один из послушников пошел вперед, чтобы предупредить братию обители о нашем приходе. Извилисто кружилась дорога над берегом быстрой речки. Но вот поворот – и пред нашим взором встала священная великая Царская лавра. Трудно описать величественность и красоту этого вида. Дечаны нельзя описывать, их надо видеть, чтобы иметь понятие об этой исключительной, поразительной красоте. Белоснежные высокие стены, из-за которых величественным куполом поднимается вершина великолепного храма, роскошная оправа черных гор и темно-зеленого соснового бора кругом – все вместе составляет незабываемую, поразительную картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Митрофан (Абрамов Николай, в схиме Макарий; 1876–1944 или конец 1940-х), епископ. В 1902 г. закончил КазДА. В 1916 г. хиротонисан во епископа Сумского, второго викария Харьковской епархии. В 1920 г. эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). Подвизался в монастырях Сербской Православной Церкви. Много лет управлял монашеской школой в Дечанском монастыре. Михаил (Богданов Михаил Александрович; 1867–1925), епископ. В 1888 г. окончил КазДА. В 1892 г. рукоположен во иерея. В 1902 г. пострижен в монашество, назначен инспектором Харьковской семинарии. В 1905 г. ректор Казанской духовной семинарии. С 1905 г. архимандрит. В 1907 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 1914 г. епископ Самарский и Ставропольский. С 1919 г. Владивостокский. Эмигрировал, жил в Японии. Михаил (Бурдуков; ск. 1830), архиепископ. С 1799 г. архимандрит Знаменского монастыря в Тобольске и ректор Тобольской семинарии. С 1810г. ректор Тверской семинарии и архимандрит Троицкого Макариева Калязина монастыря Тверской епархии. В 1814 г. хиротонисан во епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского. С 1826 г. архиепископ. Михаил (Ермаков Василий Федорович; 1862–1929), митрополит. В 1899 г. хиротонисан во епископа. С 1905 г. епископ Гродненский и Брестский. С 1912 г. архиепископ. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1918–1920 гг. член Св. Синода. В 1920 г. управляющий Московским Донским монастырем. С 1921 г. митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх Украины. В 1923–1925 гг. в ссылке. По завещательному распоряжению митрополита Петра (Полянского) от 6 декабря 1925 г. назначен вторым кандидатом на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, отклонил это поручение. В 1926–1927 гг. в ссылке. С 1927 г. член Временного Патриаршего Священного Синода. Михаил (Миткевич; ск. 1789), епископ. Выпускник КДА. С 1751 г. архимандрит Троицкого Спасо-Преображенского монастыря в Тюмени. С 1755 г. архимандрит Тобольского Знаменского монастыря. Первый ректор Тобольской семинарии и первый преподаватель богословия. В 1772 г. хиротонисан во епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Феодосии (Мельник), архимандрит. До 1914 г. проходил послушание в Киево-Печерской лавре. В первую мировую войну был старшим фейерверкером, награжден георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степеней и георгиевскими медалями. Был келейником митрополита Антония (Храповицкого) , затем митрополита Анастасия (Грибановского) . Возглавлял русский приход в г. Сремские Карловцы (домовую церковь в митрополичьих покоях). Был духовником в монашеской школе Дечанского монастыря. Феофан (Гаврилов Федор Георгиевич; 1872–1943), епископ. В 1913 г. хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии. С 1917 г. епископ Курский и Обоянский. С 1919 г. в эмиграции в Королевстве СХС (с 1929 г. Югославия). Проживал в одном из сербских монастырей на Фрушкой горе. Вывез из своей епархии чудотворную икону Курской Коренной Божией Матери, с которой объезжал русские приходы по всей Западной Европе. Член Архиерейского Синода РПЦЗ. Скончался в Югославии. Филарет (Вознесенский Георгий Николаевич; 1903–1985), митрополит, Первоиерарх РПЦЗ. В 1920 г. с семьей переехал в Маньчжурию. В 1930 г. митрополитом Мефодием (Герасимовым) рукоположен в диакона с причислением к Св.-Иверской церкви г. Харбина. 4 января 1931 г. епископом Нестором рукоположен во иерея с причислением к церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» при Камчатском подворье. 29 ноября 1931 г. епископом Нестором пострижен в монашество. С 1937 г. архимандрит сотрудничал в журнале «Хлеб Небесный». После занятия советскими войсками г. Харбина выступал с проповедями, предостерегая верующих от принятия советского гражданства. В 1946 г. назначен настоятелем харбинской Св.-Иверской церкви. В 1947 г. удален митрополитом Нестором в монастырь в Трехречье. В 1962 г. покинул Китай, выехал в Австралию, куда перебралась почти вся его паства. В 1963 г. хиротонисан во епископа Брисбенского. В 1964 г. избран Собором епископов РПЦЗ Митрополитом и Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Филатов Владимир Петрович (1876–1943), выдающийся офтальмолог и хирург. Был глубоко верующим человеком. Писал иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Печская лавра В дни правления Душана Сербия достигла вершины своей славы. Владения ее простирались от пределов Венгрии до южной Греции и от Адриатического моря до половины Болгарских земель. В 1346 году в Скоплье Душан короновался царской короной, а сербский архиепископ был провозглашен Патриархом. Великое славянское государство взошло на вершину своей славы. И полнее всего это величие, эта слава отразилась на дивной красоте Дечанской обители, которая поистине является верхом красоты и художественного духовного великолепия. Вероятно, нигде и никогда церковная живопись не поднималась до таких высот одухотворенности и красоты, как в живописи православных славянских народов, именно русских и сербов. Творения наших русских живописцев Рублева, Даниила Черного, Дионисия и других иконописцев XIV и XV веков являются высочайшими вершинами духовной красоты. Но эти творения находятся в теснейшей внутренней связи с лучшими перлами сербской церковной живописи середины XIV века. А лучшими образцами этого прекраснейшего творчества являются фрески Дечанского монастыря. Дечанская обитель всегда, в течение всего золотого века Сербского государства, была излюбленным монастырем царей и королей Сербии. И потому она украшена с исключительной художественной красотой. Благодаря многочисленным чудесам от мощей святого короля Стефана, основателя Дечан, монастырь пользовался глубоким почитанием всего окружающего населения, не только православного, но и иноверного албанского населения, поселившегося в опустевших после ухода сербов селениях. Во время страшных лет турецкой неволи чудесная помощь святого Стефана несколько раз спасала его монастырь от осквернения. Предание говорит о том, как однажды в конце XVII века турецкий паша хотел обратить Дечанский храм в мечеть. Уже мусульманский муфтий стал читать перед западным порталом свои молитвы, когда внезапно разразилось землетрясение и каменный лев, стоявший пред церковными вратами, упал со своего пьедестала и умертвил муфтия, устрашив пашу и турок и спасши Дечанскую лавру от мусульманского пленения. Чрез полтора столетия, в 1916 году, на том же месте погиб австрийский военачальник, пытавшийся разорить Дечанский монастырь. Пытаясь снять золоченые оловянные плиты с кровли монастыря, он упал на то самое место, где некогда погиб турецкий муфтий. Сербский православный народ свято верит, что это святый Победоносец Георгий, которому посвящен этот портал храма, защитил достояние Дечанской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010