Несение креста Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста. 2 октября, 2010 Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста. В неделю по Воздвижении – Мк 8:34 – 9:1 (зач. 37): Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Тиноретто Якопо. Несение креста Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста.

http://pravmir.ru/nesenie-kresta/

Несение креста Спасителем ( Ин. 19:17 ; Мк. 15:21 ) «Воскресное чтение», 1876 И нося крест Свой изыде на глаголемое Лобное место ( Ин. 19:17 ). И задета мимоходящу некоему Симону Киринею, грядущу с села (отцу Александрову и Руфову), да возьмет крест Его ( Мк. 15:21 ). Все подробности в истории земной жизни Спасителя имеют свое значение; особенно это нужно сказать о подробностях касательно страданий и смерти Иисуса Христа. Все четыре евангелиста в изображении жизни Спасителя имеют свои особенности, в общем согласно представляющие один целостный образ Богочеловека и полную историю Его земной жизни. К числу этих особенностей относится и то, что о некоторых событиях и подробностях одни евангелисты только намекают или и совсем не упоминают, между тем как другие более или менее обстоятельно повествуют о них. Это нужно сказать и о вышеприведенных текстах, в которых повествуемое евангелистом Марком есть не что иное, как восполнение того, о чем евангелист Иоанн упоминает только как бы мимоходом. Евангелист Марк повествует, что Иисуса Христа повели на место казни, и при этом замечает, как повели. Слова, которыми он это изображает: И повели Его, чтобы распять Его, – тогда у римлян составляли обычное выражение, под которым разумелось, что осужденный ведется на смерть, причем он всегда нес и крест, на котором должен был умереть, так как к наказанию осужденного принадлежало и самое несение креста, который привязывался к спине его веревкою. Евангелист Иоанн повествует иначе: он говорит о несении креста, что передается и в повествовании евангелиста Марка, но ничего не упоминает о том, что происходило на пути на Голгофу. Он замечает: и взяли Иисуса и повели Его, и по выходе из претории Он Сам «нес Свой крест» по всему скорбному пути до самых ворот. На этом же пути от ворот до Голгофы случилось и то, что подробнее изображает евангелист Марк словами: «И заставили проходящего некоего киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его». Даже жестокосердые воины могли заметить, что Иисус Христос вследствие перенесенных Им мучений упадет под тяжестью креста и не в состоянии будет идти дальше; Поэтому они и заставили встретившегося им на пути Симона-киринеянина донести крест Его до места казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Смирение – это «духовная нищета», с которой начал Нагорную проповедь Спаситель, ибо если миссионер не осознает, что он сам не имеет ничего собственного, что все дарования и таланты ему даны Богом, а он лишь их реализатор, исполнитель воли Божией, соработник на ниве Христовой, то в конце концов он возгордится, а значит станет богопротивником. Смирение – это осознание своей духовной болезни, то есть «видение своих грехов», без которого невозможно исцеление от них. Если же человек понимает и осознает свои грехи, то он никогда не будет осуждать грехи ближнего, который болен духовно так же, как и он сам, и будет всячески стараться помочь ему исцелиться от данного недуга. Наконец, смирение – это осознание в своей жизни Божественного Промысла, того, что христианин не сам спасается, а Бог его спасает, не сам живет, а Бог ведет его по жизни, не сам обращает других, а сеет слово Божие, а потому через него может обращаться к миру Сам Бог: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10.19–20 ). 2. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк. 9.23 ). Вся жизнь христианина – это «несение креста», то есть добровольное и осознанное принятие на свои плечи жизненных трудностей и скорбей, и их преодоление. В своем «крестоношении» христианин подражает Самому Господу, Который нес орудие Своей казни, был на нем распят, но это все Он сделал только для того, чтобы «победить»! Осознать все это может только тот, кто «отвергнется себя», своей гордыни и эгоизма, своей «самости», чтобы предать себя в руки Божии: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22.42 ). Христианское терпение – это не пассивное принятие и пессимистическое перенесение скорбей; такое отношение к жизни может привести либо к унынию, либо к безразличию, либо к ропоту. Терпение – это всегда преодоление трудностей, «несение креста», а не преклонение под ним; это великое мужество, закаляющее душу христианина, дающее ему надежду на вечность, ибо только «претерпевший до конца спасется» ( Мф. 24.13 ). А потому миссионеру в первую очередь необходимо помнить и взращивать в себе эту великую добродетель, без которой будет невозможно перенести неудачи и гонения, которые будут возникать на его апостольском пути.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

И так взирай на небо, куда ведет крест, взирай на блаженную вечность, обещанную крестоносцу. Переплывающим быстрину вод, велят смотреть или на небо, или на берег, чтобы им не смутиться быстротою течения, и не упасть в воду. Море искушений должно переплывать всем; но чтобы волнения морские не помрачали ума, должно вам горе иметь сердца и обращать взор на небо, «мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор. 4:18). Вспомни и то, что Господь Иисус Христос ради вашего спасения воспринял всего человека, всего Себя предал за избавление ваше и устроил спасение для всецелого человека; всему ему благоволил уготовать вечную славу, в которой «сердце... и плоть» возрадуются «о Боге живом» (Пс.83:3); посему Христианин должен от всего сердца и от всей души служить Господу, и всего себя всецело подклонить под иго креста. Неохотное же и нерадивое несение креста Господь не потерпит; ибо не так вам должно воздавать своему Искупителю за Его любовь к вам, за Его страдания.    Ставрофила слушала его молча, не дерзая отверзать уст своих. Ангел же, вразумляя ее о другом великом ее согрешении, продолжал: зачем ты смущаешься боязнью человеческих поношений? Ты думаешь, что поношение казаться крестоносицей?    СТАВРОФИЛА. Истинно так! «Бесчестием покрывают лице мое» (Пс.68 8); я сделалась «посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас» (Пс.78:4). Не буду много говорить. «Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое» (Пс.68:20).    АНГЕЛ. Обрати очи свои на Господа. Не Он ли славою и честью венчанный, «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр.12:2)? Не для тебя ли Он претерпел поругания, не для тебя ли был как бы «червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7)? Не сбылись ли на Нем, когда Он шел под тяжестью креста, слова Псалмопевца: «Все, видящие меня, ругаются надо мною» (Пс.21:8), «поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими» (Пс.34:15—16)? А ты ныне устрашаешься малейшего бесчестия креста, как будто бесчестно и постыдно участие в кресте Господнем; тогда как истинные ученики Христовы крест Его почитали для себя великою славою (Деян.5:41).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Скачать epub pdf «И кто не берет креста своего...» В следующей части наставления ученикам впервые в Евангелии упоминается крест: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее ( Мф. 10:38–39 ). Упоминание о кресте некоторые исследователи воспринимают как редакционную добавку к словам Иисуса, сделанную евангелистами в свете истории распятия, а также под влиянием богословия креста апостола Павла. Однако ничто не препятствует воспринимать слова Иисуса как пророчество о Своем крестном пути: «Времена были такие, что вряд ли Иисус не предвидел насильственный конец Своего служения... Задолго до Его времени распятие стало символом насильственной смерти». То, что осужденные на смерть сами несли свой крест, также было общеизвестным фактом. Добавим, что выражение «нести свой крест» встречается в прямой речи Иисуса не один раз ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ; Лк. 9:23; 14:27 ). Очевидно, образ осужденного на смерть, несущего крест на плечах, использовался Им для предупреждения о том, с какими рисками сопряжено следование за Ним. Несение Креста. И. Босх. 1515– 1516 гг. Слова Иисуса о душе, которую человек может либо сберечь, либо потерять, представляют собой одно из характерных для Него изречений: его мы встречаем с небольшими вариациями еще четыре раза в синоптических Евангелиях ( Мф. 16:25 ; Мк. 8:35 ; Лк. 9:24; 17:33 ). По общепринятому толкованию, слово «душа» здесь употреблено в значении «жизнь». В Евангелии от Иоанна изречение Иисуса приведено в следующей форме: Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин. 12.25 ). Версия Иоанна, как представляется, дает ключ к пониманию смысла слов Иисуса: не следует держаться за земную жизнь любой ценой; тот, кто пожертвует временной жизнью ради Него, сохранит ее для вечной жизни. Читать далее Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн./Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-./Кн. 1: Начало Евангелия. - 2016. - 799 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Жизнь современных родителей превратилась по большей части в скорбь и страдания. Какой смысл в этом? – В скорби и страдании родителей? Смысл есть. Бессмысленна жизнь – когда нет духовной стороны жизни, никаких трудов. Телесные страдания тяжелы бывают, но тяжелее их душевные. Христов Крест – это крест, который Господь понес за наши грехи. Но поскольку Господь избрал Крест очищением наших грехов, то и свое очищение человек совершает через ношение креста. Поэтому и сказал: «И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха. Потому что есть такое изречение: древо креста вырастает на почве сердца. Несение креста заключается в духовном перерождении души в результате того, что тебе посылается. Часто человеку посылается какая-то скорбь до тех пор, пока она не принесет ему внутреннюю пользу духовную. Тогда может Господь даже снять или облегчить крест. Как отец Сергий Орлов говорил: для спасения нужен подвиг, а без подвига не спастись. Помните притчу, как один человек пришел к старцу? – Отче! Почему у тебя все ладится, а у меня ничего не ладится? Тот отвечает: – Терпение нужно. – Да что толку. Терпишь, терпишь, а ничего не меняется, все равно что воду решетом носить. – А ты дождись зимы… – Батюшка, ждешь-ждешь, а «зимы» все нет: глобальное потепление, наверное… – По сути своей вопрос настолько сложен, что здесь без помощи Божией не обойтись: говорят, когда человек не слушает уже никого, тогда исправление только от Бога. Видимо, при потеплении воду нужно носить своими немощными горстями, понемножку… Рейтинг: 9.9 Голосов: 500 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Михаилъ Погребнякъ 20 февраля 2017, 15:13 Слава БОГУ за все! Спасибо о.Валериану за полезное. Спаси нас ГОСПОДИ и помилуй! Нелли Вишнякова 20 февраля 2017, 12:09 Вроде бы и пожурил нас, мирян, но так мягко это сделал, без обвинений, которые зачастую можно услышать в других статьях. Благодарю.

http://pravoslavie.ru/101185.html

Каков выход из беспросветности уныния? Тоска, беспросветность, неприкаянность, бездомность, потерянность происходят от того, что человек отрывается от Бога, уходит, уклоняется от Его воли, Его заповедей. Он, как блудный сын, который ушел от отца, все расточил и попал в состояние уныния. Выход – вернуться к отцу, вернуться к воле Отца Небесного, к Его заповедям. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» [Ин 14:21]. Человек, который почувствовал благодать любви Божией, хочет в ней пребывать, ему в ней хорошо. Но благодать – это дар по милости Божией, это залог Царства, а тут, на земле, надо трудиться. Необходимо трудить себя на исполнение заповедей. Это тяжело. Тут необходимо осознание своей немощи и упование на Христа, чтобы дал силу. И вот здесь человек сталкивается с акедией-унынием напрямую. До этого акедия была не видна, была сокрыта (анонимна), хотя и давила, угнетала, и человек от нее убегал во внешнюю деятельность, в мир, не смотрел на себя. Она его постоянно гнала, хотя он и не знал, от кого бежит: «Там убоятся они страха, где нет страха» [Пс 52:6], не знал, от чего страх (беспредметная тревога – «Angst»). Теперь же, покаявшись, намереваясь исправиться и идти путем Христовых заповедей, он сталкивается с акедией лицом к лицу, и она начинает его явно бороть, восстает на него. «Не хочется» – внутреннее чувство тяготы, лени, обессиленности, неможения – это акедия, которая уже прямо нападает, противодействует работе по Богу.  Не хочется идти в церковь, не хочется молиться, не хочется читать Библию, не хочется менять свою жизнь, не хочется любить ближнего, так как привык любить только самого себя. В благодати хорошо, хочется легкости, а трудить и переламывать себя не хочется. (Не следует отождествлять благодать с эйфорией, тут недалеко и до прельщенности). Но необходимо употребить усилие, потому что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» [Мф 11:12]. В преодолении внутренней тяготы, злой лености христианская жизнь показывает себя как несение внутреннего духовного креста. Грех, греховные привычки противятся, внушают отказаться от труда и вернуться к былой легкости, беззаботности. Игнатий Брянчанинов пишет: «Грех, обладаю­щий всем существом моим, не престает говорить мне: «Сниди со креста». Увы! Схожу с него, думая обрести правду вне креста, и впадаю в душевное бедствие: волны сму­щения поглощают меня. Я, сошедши с креста, обретаюсь без Христа. Как помочь бедствию? Молюсь Христу, чтоб возвел меня опять на крест. Молясь, и сам стараюсь распяться, как наученный самым опытом, что не распятый — не Христов» с.100].

http://bogoslov.ru/article/3634221

– Распни Его! Распни Его! И вот Сына Божия Иисуса Христа присудили к распятию и отдали в распоряжение грубых солдат. Несение креста Распятие и смерть Иисуса Христа Долго бесчеловечные воины издевались над невинным Страдальцем. Наконец, они положили Ему на плечи громадный крест и велели нести на Голгофу. Истерзанный и окровавленный Спаситель понёс по гористой дороге крест, на котором должны были Его распять. Едва-едва шёл Он, сгибаясь и падая под тяжестью ноши. Воины не позволяли Ему отдохнуть и, чуть Он останавливался, снова начинали подгонять Его кнутами и палками. Толпы народа сопровождали Иисуса Христа и громко плакали. Но вот и Голгофа. Воины поставили крест и начали своё злодеяние. Они сорвали со Христа одежды и Его руки и ноги прибили ко кресту большими острыми гвоздями, для насмешки надели Ему на голову корону из колючего тёрна, а сверху прибили дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». А по правую и левую сторону от креста Господня воины распяли ещё двух разбойников. Вы знаете, дети, что Христос есть действительно Сын Божий и Царь всего мира. Но евреи не верили этому и смеялись. А первосвященники с книжниками и фарисеями, глядя на униженного и распятого Господа, громко злорадствовали и торжествовали свою победу. Кругом были злоба и месть. Страшные боли переносил Спаситель, но ни одним словом Он не оскорбил мучителей. Напротив, Он молился за них и говорил: – Боже, прости им, они не понимают, что делают. Такие мучения претерпел Сын Божий, чтобы и нас научить кротости и терпению, научить прощать обиды и любить всех людей. И если мы поступаем так, то Христос радуется. Если же мы злы и поступаем дурно, то и Он скорбит и страдает, потому что злых людей Он не может взять к Себе в Небесное Царство. Распятие Иисуса Христа Страдая на кресте, Спаситель слышал, как воины смеялись над Ним. Даже один из разбойников, висевший на кресте рядом с Ним, сказал Ему: – Если Ты Сын Божий, сойди с креста и спаси Себя и нас! Но другой разбойник ответил ему: – Неужели ты не боишься Бога? Мы наказаны за наши злые дела, а этот Праведник не сделал ничего плохого.

http://azbyka.ru/deti/bibliya-v-rasskaza...

Бога мы должны любить прежде всего и больше всего, потому что Он есть Бог, Он от самого начала нашего бытия и до смерти нашей ни на минуту не оставляет нас, каждое мгновение промышляет о нас, Он исполняет веселием сердца наши, насыщая нас пищей, Он даст пищу и нашему духу и уму. Поэтому-то Он и зовется нашим Отцом Небес­ным, преискренне любящим Своих детей. Могут ли дать все это наши родители? Конечно, нет. Очень неправильно понимая добро, они могут причинить нам скорее зло, чем добро. Поэтому-то только та любовь будет правильной и спасительной, которая основана на любви к Спасителю нашему Иисусу Христу. Далее в нынешнем Евангелии Господь говорит: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Дорогие братия и сестры, что значит взять крест свой? Это значит, что мы, сделавшись учениками Христовыми, должны идти тесным и скорбным путем непрестанной борьбы со страстями и похотями, с соблазнами мира, с искушениями диавола, терпеть случающиеся болезни, беды, напасти, гонения, изгнания и смерть, если Господу угодно будет послать все это нам. Вся наша земная жизнь – это труд, болезнь, печаль и воздыхание, это не что иное, как непрерывное несение креста, слагающегося из разных горестей, скорбей и болезней, какие встречаются нам в нашей жизни, из всевозможных тягостей, трудов и забот, которые обязан нести каждый как член человеческого общества. И вот, чтобы быть со Христом в Его славе, должно идти с крестом своим за Ним, должно подражать и уподобляться Ему как своему Господу и Главе. Видим Спасителя безгрешного и бесстрастного, но – постящегося. Видим Его приходящего во все предписанные Законом праздники в храм Божий. Видим Его, наконец, грядущего на Голгофу с Крестом. Не уклоняйся же и ты, христианин, от Голгофы, от креста терпеливого перенесения до конца всех посылаемых от Бога неприятностей, огорчений и скорбей житейских. Этим-то путем крестоношения и шли вслед Господа Иисуса Христа все святые, соцарствующие с Ним ныне в Его славе. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Глава 3. «Рай в Едеме на Востоке» в свете Нового Завета Одна из главных заповедей Иисуса Христа была о необходимости для каждого, уверовавшего в Него, несения Креста и следования за Ним. Крест есть один из величайших символов Евангелия. Только через Свою крестную смерть Христос победил смерть, не только для Себя, но и для всех уверовавших в Него, с тем, чтобы вернуть всех уверовавших в их вожделенное отечество – рай, который уготован еще до создания мира для обитания в нем человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Только через несение вслед за Христом своего личного Креста каждый христианин может войти в рай, то есть Царство Божие. В Евангелии читаем, что вслед за возвещением заповеди о необходимости несения Креста для вхождения в Царство Божие Господь сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» ( Мф. 16:28 ). По Марку: «Увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9:1 ). По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф. 17:1–4 ). Таково было Преображение Господне – явление Царствия Божия, пришедшего в силе здесь, на земле. Царство Божие, обозначенное Моисеем через слово рай, сошло в тот момент на Землю в силе. Оно наполнило души учеников ощущением того блаженства, которое Моисей обозначил кратко через слово Э ден. «Господи! хорошо нам здесь быть», – сказал Петр от лица всех троих. Это и было ощущением райского блаженства от видения Славы Божией. Но это явление Царствия Божия в силе было временным. Ученики слышали голос Отца Небесного, подтвердившего, как и в момент Крещения, сыновство Иисуса Христа, как Сына Человеческого во славе Сына Божия. Это знаменовало и усыновление Отцу Небесному всех уверовавших во Христа и достойных войти в рай. Это был момент пребывания учеников в раю в лучах исходившего от Христа света, момент жизни в Царстве Божием в силе его. Но момент закончился, и увидевшие Свет Вечности снова оказались в текущем времени 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010