Спасение совершено Богом не посредством мирской власти и силы, но через «немощь» Распятого, через крестную смерть Иисуса, в которой открылись жизнь, слава и сила Воскресшего. «Соблазн и безумие» Креста и Евангелия отражаются и на земной участи вестников спасения. «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор 4. 6). С т. зр. «здравого смысла» слава, о к-рой пишет апостол, должна видимым образом отражаться на носителях этой славы. Противники ап. Павла указывали на его немощи, на слабости и болезни, на все эти якобы унижения, как на аргументы против его апостольского авторитета. Но именно человеческая немощь, земное несение своего креста, с т. зр. Павла, свидетельствует об истинности его апостольства и о Божественном даре жизни, посредником к-рого он себя сознает как апостол. «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам… Мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2 Кор 4. 7-12). В видимом несоответствии высоты служения и человеческой немощи служителя ап. Павел видит глубокий смысл. Все это так для того, чтобы «преизбыточная сила» была от Бога, а не от людей, т. е. результат служения апостола нельзя считать его заслугой. Сам он слаб и немощен. Через него действует Бог. К подобной аргументации ап. Павел прибегает довольно часто. В 11-й гл. он перечисляет немощи, страдания и опасности, к-рые ему приходится испытывать и преодолевать, исполняя апостольское служение (2 Кор 11. 23-32). Противники апостола хвалились своими человеческими достоинствами и мнимыми заслугами. И это показывает их неразумность. Иронически имитируя как бы «речь безумца», апостол пишет: «Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор 12. 5) и, «если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор 11. 30). Ироническую, но глубокомысленную «похвальбу» своими немощами апостол завершает парадоксальным заявлением - «когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12.

http://pravenc.ru/text/2458661.html

Проанализируем, что просит верующий человек в этой «молитве»: «И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании…» А как же Господь наш Иисус Христос учит Своих духовных чад в той молитве «Отче наш», которую мы читаем ежедневно и не по одному разу: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»? Так кто же из нас – мы или Бог – лучше знает, что нам нужно? Об исполнении чьей воли мы просим в «молитве задержания» – о нашей или Божией? «Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на мя», – говорится в «молитве задержания», причем, получается, умолкнуть должны и те, кто осуждают меня справедливо. По мысли этой молитвы, Господь должен удалять все искушения из нашей жизни, и наш путь в Царство Небесное должен стать победным шествием по ровной и чистой асфальтовой дорожке. Однако этому ли учит Иисус Христос? Он ведь Сам, вступая на путь общественного служения нашего спасения, сразу после Крещения переносит искушения от дьявола: И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями (Мк. 1, 13). Об искушениях Христа и сорокадневном абсолютном посте рассказывают и другие евангелисты, например, Матфей: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1). Святой евангелист Матфей даже специально выделяет ту мысль, что Иисус Христос добровольно пошел на эти искушения в пустыне. Святой апостол Иаков в своем послании пишет: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). Ко всем Своим ученикам Спаситель обращался с такими словами: И кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 27). А ведь несение нашего креста – это личное служение в жизни Богу и людям, терпеливое перенесение бед, скорбей и недостатков окружающих нас людей. Святой апостол Павел говорит о Христе: Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Вместо «кто любит более» – «если кто не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей» и прочее. Объясняли выражения обоих евангелистов в том смысле, что здесь говорится о большей любви к Спасителю и вообще, и когда того требуют обстоятельства; например, когда с заповедями Его не согласны ближайшие родственники, когда любовь к ним потребовала бы нарушения этих заповедей. Или любовь ко Христу должна отличаться такой силой, что любовь к отцу, матери и другим должна казаться в сравнении с любовью ко Христу неприязнью. Нужно заметить, что слова эти напоминают Втор.33:9 , где Левий «говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают»; и Исх.32:26–29 , где говорится об избиении израильтян после устройства золотого тельца, когда каждый убивал брата своего, друга, ближнего своего. Таким образом, и в Ветхом Завете нет недостатка в примерах, когда исполнение заповедей Господних требовало ненависти и даже убийств близких людей. Но нельзя, конечно, думать, что Христос внушает Своими словами какую бы то ни было ненависть к близким и что эта заповедь Его отличается какой бы то ни было черствостью. В жизни совсем не безызвестны случаи, когда любовь, например, к друзьям превышает любовь к самым близким родственникам. Слова Спасителя указывают на божественное и возвышенное самосознание Сына Человеческого, и никто, по здравом рассуждении, не может сказать, что Он требовал здесь чего-либо превышающего человеческие силы, безнравственного или незакономерного. Мф.10:38 .  и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Ср. Мк.8:34 ; Лк.9:23, 14:27 ). Реальный смысл этого изречения вполне понятен. Следовать за Христом, значит прежде всего взять крест. Здесь в первый раз в Евангелии Матфея буквальная речь о кресте. Спаситель Сам уже нес в то время этот крест втайне. Несение креста другими предполагается добровольным. Буквально понимать это выражение нет никакой надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. ( Мф.16:24 ) Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. ( Гал.2:19–20 ) Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. ( Гал.6:14 ) В связи с подвигом несения скорбей и болезней возникает понятие жизненного Креста, проходящее через все поучительные слова отца Иоанна. Что такое личный Крест человека, который каждый пришедший в мир несет всю жизнь? Далеко не всякое страдание может быть спасительным: «Зло и грех пожирают в человеке все человеческое, зло ненасытно, и ненасытен человек во зле. И это тоже страдание, но страдание не спасительное; оброком этого страдания всегда будет неминуемая смерть и гибель души. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжел он ни был» 230 . Святитель Игнатий Брянчанинов , один из любимых духовных писателей старца, в главе «Крест свой и Крест Христов» книги «Аскетические опыты» пишет: «Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в Крест Христов. (...) Все святые заповеди соделываются для него (человека) крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека «со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 )» 231 . Причина крестного страдания – отступление от Господа: «Правда Божия зовет и меня на крест как преступника Закона Божия» 232 . То же читаем и у святителя Игнатия: «Крест твой изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни» 233 . Отец Иоанн указывает на несколько сторон спасительного страдания: во-первых, это боль самоотречения, борьбы внутренней: «Взять крест – это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу» 234 . Во-вторых, несение креста – терпение всякой душевной и телесной скорби как Божьего попущения для пользы души человеческой, «взять крест – это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть» 235 . В-третьих, здесь борьба внешняя, являющаяся следствием внутренней, – борьба с греховным миром, враждебным человеку, вставшему на путь праведный: «Взять крест – это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  Протестанты любят проповедовать об уверенности в спасении на основании веры во Христа. Они сочувствуют несчастным православным, которые не считают себя уже спасенными, не уверены, будут ли они спасены, и, тем самым, не верят обетованиям Бога, который обещал, что всякий верующий уже имеет жизнь вечную (Ин. 3:18, 36). Они продолжают жить по закону и признают большую важность добрых дел для спасения. Кроме этого, протестанты обвиняют православных в том, что они умаляют благодать Божию. Бог ведь уже простил нам грехи, а православные все продолжают просить: «Господи, спаси и помилуй». Как же это объяснить? Писание говорит более чем определенно, что спасение только по благодати, а не по делам. Веру протестанты понимают как веру во Христа как «своего личного Спасителя» 61 , т.е. веру, что Он умер за меня лично. Если человек так верит, то этого достаточно для спасения. Давайте сейчас рассмотрим некоторые места Писания, касающиеся спасения. В Мф. 6:15 сказано: «...если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших». Если понимать этот текст прямо, то получается, что можно верить во Христа как своего Спасителя, но не простить брата и, придя на суд, узнать, что и Бог нас не прощает и, естественно, не спастись». Кроме этого, Христос в Мф. 7:2 продолжает: «Ибо каким судом судите -таким будете судимы». Отсюда также следует, что Христос нас будет судить не только на основании нашей веры в Него как своего Спасителя, а и в прямой зависимости от того, как мы судили других. Наше спасение, таким образом, зависит не только от веры, а и от конкретного нашего отношения к ближним. Еще Христос говорил о том, что не все верующие достойны Его: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38). Опять явствует, что для спасения нужна не только вера во Христа как своего личного Спасителя, но и любовь ко Христу превыше всего, и несение своего креста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Вот этим страшным бичом с размаху, сплеча били Господа Иисуса. Бичевание было так страшно, что нередко бичуемые умирали от него. При бичевании кровь несчастных лилась ручьем, куски кожи и мышц отрывались. И это претерпел наш Искупитель от власти диавола, и это претерпел Он за всех нас, окаянных и грешных. Кончилось страшное бичевание, сняли с Него багряницу, но, вероятно, оставили терновый венец, по которому били палкой, чтобы колючки венца вонзались в святую главу Господа, и крупные капли крови стекали по лицу Его. Повели, повели его на казнь, повели узкой улицей, ибо все улицы восточных городов узки. Эта улица и доселе носит название, данное ей римскими католиками: Via dolorosa – скорбный путь. По этому скорбному пути гнали Господа Иисуса, возложив на Него тяжелый крест, ибо осужденный на распятие сам должен был нести до места казни свой страшный крест. Господь Иисус Христос недолго понес его и упал под тяжестью креста... Его с побоями подняли, опять заставили нести крест, а Он все падал и падал. Тогда, видя, что Он не может нести крест, остановили некоего Симона Киринеянина, возвращавшегося с поля своего, и ему приказали нести крест Христов. О, блаженный Симон, знал ли ты, какой крест ты несешь? Конечно, не знал. А теперь знает, ибо за несение креста Христова он, я не сомневаюсь, удостоен Царствия Божия. Господа Иисуса Христа сопровождала огромная толпа людей, ибо были дни Пасхи, а в эти дни в Иерусалиме скоплялось огромное множество народа, пришедшего на праздник. Собиралось около ста тысяч людей. Огромная толпа шла вслед за Господом Иисусом. Там были мужчины, там были и женщины. И те, и другие по-разному относились к тому, что видели, к тому, как терзали и мучили Господа Иисуса. Женщины плакали, плакали горькими слезами, они рыдали. рыдали, ибо сердца их были мягки и чувствительны. Не могли они видеть таких страданий, такого поругания Безгрешного. А Господь, увидев их и услышав их плач, отверз уста Свои, долго молчавшие, и сказал им: " Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные и утробы неродившие, и сосцы непитавшие. Тогда начнут говорить горам: падите на нас, и холмам: покройте нас. Ибо если с зеленеющим деревом это делают; то с сухим что будет?» ( Лк. 23, 28–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Мф.10:38 .   и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Ср.  Мк. 8:34;  Лк. 9:23, 14:27). Реальный смысл этого изречения вполне понятен. Следовать за Христом, значит прежде всего взять крест. Здесь в первый раз в Евангелии Матфея буквальная речь о кресте. Спаситель Сам уже нес в то время этот крест втайне. Несение креста другими предполагается добровольным. Буквально понимать это выражение нет никакой надобности. Под крестом имеются в виду вообще страдания. Выражение это встречается еще у  Мф. 16:24. Мф.19: 16–30. Богатый юноша. Мф.19:27 .   Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Ср.  Мк. 10:28;  Лк. 18:28). Здесь очевидная ссылка на 21-й стих. Если для следования за Христом нужно было оставить все, то Петр и другие ученики именно это и сделали. Порядок их действий был именно такой, какой указан Самим Христом в 21-м стихе. Сначала оставление всего, а потом следование за Христом. Апостолы, правда, не походили на богатого юношу, у них не было большого имения. Но если принять, что степени богатства бывают разные, что один бывает богат, имея в запасе сто рублей, тогда как другой бывает беден и при тысячах, то Петр имел полное право утверждать, что ученики не только оставили все, но даже оставили и все свои богатства. Мф.19:28 .   Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Ср. ( Лк. 22:28–30), где речь отличается другим характером и в другой связи). Слово «пакибытие» показывает, что новое существование людей непременно настанет в таком или ином виде. Земное состояние есть одно бытие, за гробом – другое. Это последнее и есть «пакибытие». Слово это ( παλιγγενεσα) употреблено только два раза в Новом Завете, здесь у Матфея и еще в Послании к Титу ( Тит. 3:5). Выражения  " сядет " ,  " сядете " , конечно, образные, и их нельзя понимать в буквальном смысле. Слово  " судить "  также образное, подразумевает, по семитическому употреблению, «господство», «власть» (ср.  Откр. 20:4).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Словом, – вся пречистая плоть Его изъязвлена, изранена, измучена; самая пресвятая душа Его была прискорбна даже до смерти, испытала все болезни адовы – за то, что мы, окаянные грешники и душу и тело свое делаем орудием греха.» «Тому, Кто держит мир дланию, Кто носит все глаголом силы Своей, что стоило уничтожить наглых нечестивцев? замечает один из духов. писателей. Но Господь все терпит безмолвно, Он давно предсказал, что предадут Его язычникам на поругание и биение. Среди всех поруганий Он являлся таким, каким предвидел Его за несколько веков Исаия пророк ( Ис.50 гл.): ни одного стона, ни одного вздоха, ни одной жалобы не послышалось из Его пречистых уст. Какой чудный пример, как и мы должны переносить обиды и оскорбления, как бы несправедливы они ни были! Какой же после сего мы дадим ответ, мы, которые гневаемся на каждую обиду, нам наносимую?!» (Тр. Лист.). «И как полезно для нас читать или размышлять о страданиях Господних, замечает другой проповедник: хотя бы ты был камнем, сделаешься мягче воска». – После того, как бесчеловечные воины достаточно насмеялись над Господом, сняли с Него багряницу, одели в собственные одежды и повели на распятие ( Мф.27:31 ; Мк.15:20 ). Можно себе представить, какие мучения чувствовал Господь наш Иисус Христос, когда снимали с Него багряницу, которая, конечно, могла присохнуть к Его рукам и спине, и надевали на Него собственные одежды! О несении креста Симоном Киринейским повествуется и в Евангелиях Матфея ( Мф.27:32 ) и Марка ( Мк.15:21 ). Это было, когда Господь, выходя или только еще из претории Пилата, где был над Ним суд и где Он был так измучен от поруганий, или же – из города, когда Он изнемог до крайности, так что уже был не в силах продолжать несение креста Своего, и воины увидели необходимость снять с Него крест. Симона некоего Киринея, т. е. происходившего из Киринеи или Кирены, африканского города в Ливии, на западе от Египта, который населен был во множестве евреями. Симон или был переселенцем оттуда, или пришел в Иерусалим только на праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Рубрики Коллекции «Вера без дел мертва есть»: о нижегородской общине, где каждый делает добро для другого 6 мин., 22.03.2022 Поделиться «Так и вера – если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела». Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2). «Вера без дел мертва; а дела веры таковы: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, упокоение  от всех дел, как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела». Так говорил преподобный батюшка Серафим Саровский. При храме в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Цыбышев организовал удивительное объединение православных людей, единомышленников, «единым духом и едиными устами славящих Господа», творящих дела милосердия. Это сообщество называется П.О.П. (Православное Объединение Помощи). Люди, которые собрались в этой группе, помогают друг другу бескорыстно, безвозмездно, ничего не требуют взамен. П.О.П. было создано с целью помочь нуждающимся не только материально, но и морально. – Идея создания такого православного общества зрела у меня уже давно. Многолетний опыт служения в сане священника подсказал мне такую мысль, – говорит отец Владимир. – Ежедневно приходится сталкиваться со сложными, очень непростыми ситуациями прихожан. Кто-то потерял работу, у кого-то проблемы со здоровьем, необходимо купить лекарства.  Хочется каждому помочь, поддержать его в трудную минуту, утешить. И не только душевно, но и оказать материальную поддержку всем, кто в этом нуждается. Организация наша состоит из трёх частей, как дерево. А у дерева что есть? Правильно. Корень, ствол и листья. Корень – это люди, ствол – это финансово – материальная сторона, база. А листья – это человеческие отношения, которые складываются в организации. Сейчас нам не хватает финансового обеспечения. Ведь для того, чтобы помогать вещественными средствами, нужна материальная поддержка. И мы всеми силами пытаемся решить этот вопрос.

http://foma.ru/vera-bez-del-mertva-est-o...

Об этом стоит помнить и нам. Когда случится в этой жизни претерпевать испытания или болезни, не должно роптать и сетовать, лучше принимать невзгоды с осознанием своего жизненного креста и долга перед Богом за все деяния, с уверенностью, что смиренное и терпеливое несение трудностей возвеличит нас в очах Божиих и выступит средством к столь желанному наследованию Царства Небесного. Господь наш Иисус Христос восторжествовал в полном многообразии Своей славы, пройдя через Голгофу, распятие и смерть на кресте. И мы в нашем стремлении к блаженной вечности должны достойно пройти свой крестный путь. Далее евангелист Иоанн Богослов свидетельствует, что когда Господь Иисус Христос вместе с учениками Своими все-таки пришел в Вифанию, то нашел Лазаря пребывающим уже четыре дня в гробе. По иудейской традиции, собралось много народа для утешения скорбящих сестер, оплакивающих усопшего брата. Семья Лазаря пользовалась большим уважением в обществе, и потому несчастье, которое постигло этот дом, не оставило никого равнодушным. Из-за жаркого климата мертвецов в Палестине хоронили как можно скорее. На похороны приходили все желающие. Родственников не беспокоили, не мучили пустыми разговорами, оставляли в покое, наедине с их горем. Пока покойник находился в доме, нельзя было готовить и есть пищу, запрещалось пить вино и вкушать мясо. После выноса тела всю мебель в доме поворачивали к стенам, а скорбящие садились на низенькие скамеечки или прямо на пол. Друзья семьи готовили поминальный обед, который состоял из хлеба, крутых яиц и чечевицы. Яйца и чечевица символизировали жизнь, которая катилась к смерти. Глубокий траур продолжался семь дней; три дня были днями постоянного плача. В течение семи дней запрещалось надевать обувь, умываться и заниматься какими-либо важными делами. Даже учиться было нельзя! И потом траур, в несколько облегченном варианте, длился еще целый месяц. Поэтому когда Господь наш Иисус Христос пришел в дом Лазаря, он был наполнен множеством сочувствующих и скорбящих. И тут Марфа, преисполненная горя, даже упрекнула Спасителя: если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой , но тут же с верою и любовью добавила: Но и теперь знаю, что чего Ты просишь у Бога, даст Тебе Бог. И тогда Господь с уверенностью говорит ей: воскреснет брат твой. Как отреагировала Марфа? Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Слова эти говорят нам о многом.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010