Видели, потому что Он был одного существа с Богом, и не видели, потому что это Божественное существо, так сказать, прикрыто было в Нем человечеством, и потому Его можно было видеть только не в полной, несовершенной славе. Совершенно согласно с этим говорит поэтому и Иоанн: «Слово, Которое не только было в начале у Бога, но и Самим Богом, стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, как Единородного от Отца» ( Ин.1:1, 2, 14 ). Раздел 7 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное... Ин.19:17 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Мк.15:21 В истории Иисуса Христа все частности имеют большую важность, особенно это нужно сказать о тех частностях, которые относятся к страданиям и смерти Иисуса Христа. Каждое из четырех Евангелий представляет нам жизнь Иисуса Христа в несколько отличном от других свете, что объясняется разностью стиля и характера отдельных евангелистов; так что в различных Евангелиях мы видим только интересную разносторонность, но отнюдь не противоречия, разности, но не разногласия. Так, мы не редко замечаем здесь, что при рассказе, например, об известном событии, один евангелист ограничивается более общими чертами, не вдаваясь ни в какие частности и подробности, между тем как другой подробнее говорит о нем, обстоятельнее описывает его, не упуская из виду и частных черт, и побочных второстепенных обстоятельств. Таким образом, они взаимно пополняют друг друга, а потому, чтобы составить полную историю страданий и смерти Иисуса Христа, для этого необходимо прочитать всех евангелистов совместно. Сказанное как нельзя более приложимо и к обоим взятым нами местам, в которых слова одного евангелиста суть не что другое, как пополнение слов другого, в которых Марк несколько подробнее говорит о том, о чем Иоанн заметил, так сказать, мимоходом. Марк говорит о том, как вели Иисуса на Лобное место. Слова, которые он употребляет при этом: «и повели Его, чтобы распять Его»( Мк.15:20 ) – были тогда у римлян весьма обыкновенным выражением, под которым разумели отправление приговоренного к смерти на казнь, причем он всегда сам должен был нести свой крест, на котором ему надлежало умереть, так как это несение креста относилось к наказанию осужденного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Надо помнить, что наш удел – не в этой жизни [ Пс.16:14 ]. Но путь к этой жизни показал нам Христос. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» [ 1 Пет.2:21 ]. Идя за Христом, следуя Его примеру, мы сможем в конце пути увидеть свет Жизни. Пример же Его – терпеливо нести по жизни свой крест. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» [ Мф.11:29 ]. И только в смиренном несении своего креста – наше спасение. «Постигли беда и горе, уже несешь крест. Сделай же, чтобы сие несение было во спасение, а не на пагубу. Для сего не горы переставлять требуется, а малое произвести изменение в помышлениях ума и расположениях сердца» – говорит святитель Феофан Затворник . К крестам, выпадающим на долю детей Божьих, он причислял «скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких» Итак, потеря наших детишек – это наш крест, который мы должны нести смиренно по жизни. Так о нас решил Господь. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» [ Иер.29:11 ]. От нас в этой ситуации требуется, по примеру Господа, терпение и смирение. «Терпением спасайте души ваши» [ Лк.21:19 ]. Скорбный путь проходили все последователи Христа, все они – многоболезненны сердцем]. Скорби преследовали царя Давида, восклицающего в Псалмах: «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь» [ Пс.41:4 ]. Апостол Павел работал Господу «со всяким смиренномудрием и многими слезами» [ Деян.20:19 ]. Значит, мы – не исключение на этом скорбном пути. А вот переносить выпавшие нам скорби можно по-разному. «Ибо в горе бывает так, что иной досадовать и роптать начинает, иной совсем теряется и падает в отчаяние, а иной погрузится в свое горе и только горюет… Все таковые не пользуются посылаемыми им крестами как следует и пропускают время благоприятное и день спасения» с. 67]. Святые отцы Церкви советуют смирять свое сердце, претерпевая скорби. «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» [ Пс.50:19 ].

http://azbyka.ru/parkhomenko/ya-tozhe-po...

Утешайте друг друга, «ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес. 4:15–18 ). Утешайтесь и сами, когда умрет кто-нибудь из ваших близких. Если жил он во Христе, был благочестив, то не должно быть места безысходным рыданиям. Да будет только радость, тихая и спокойная, ибо мы должны верить, что любимый наш предстал перед Богом. Ведь смерть телесная не является уничтожением, как думают неверующие или буддисты. Смерть христианина только переход от жизни временной, проведенной в тяжких страданиях, когда мы были окружены людьми, полными лжи, неверия, хулы на Господа, к жизни вечной, открывающей нескончаемую радость и покой для тех, кто прошел земную юдоль по-христиански. Вы же рыдаете из жалости к себе, потому что остались одни, часто совершенно беспомощными, а из-за этого переживать не нужно. Как ни тяжки страдания, посылаемые Господом, как ни трудно вдове без кормильца, надо смириться, склонить главу свою перед Богом, покориться Его святой воле, вспомнив, что жизнь наша – время терпения, время крестоношения. Пусть катятся тихие слезы, они очищают душу. И тогда, верьте, Господь облегчит несение креста,– Он никогда не оставляет без помощи того, кто возлагает надежды на Него. Есть основание терзаться душой, плакать горькими слезами, когда близкие умирают в неверии, во грехах. Есть основание плакать, когда они, хотя и верили, но жили не по-христиански. Им необходимо помогать изо всех сил, ибо тяжела их загробная участь, и они очень нуждаются в молитвах оставшихся в живых. Весьма часто умершие являются своим родным во сне и даже наяву в отчаянии, слезах, тяжком горе. Плачут потому, что близкие не молятся о них, а, пережив первый момент отчаяния, скоро забывают об умерших сродниках. Обязательно до последних дней своей жизни поминайте их, ибо умершие уже ничего не могут сделать для облегчения своей участи. Они укоряют нас: «Почему не испрашиваете оставления грехов наших при Бескровной Жертве, совершаемой ежедневно во время святой Литургии?» Ведь они же знают, что если вы будете поминать их, если священник будет изымать частицы о упокоении их души и в конце Литургии все эти частицы опускать в Чашу с Кровью Христовой, молясь: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь, честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих», то грехи омываются, и несчастные получают великое облегчение. Часто повторяемое поминовение способно в огромной мере облегчить их загробную участь, способно даже исходатайствовать перед Богом полное прощение их грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Эти слова стали завещанием, которое Христос, покидая мир, оставил всем будущим поколениям Своих учеников. Страдания, смерть и погребение Иисус многократно предсказывал Свою смерть. Он знал, что пришел в этот мир, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). На смерть Он шел, повинуясь воле Своего Отца. По-человечески Иисус боялся смерти. В ночь перед арестом Он говорил ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Обращаясь к Отцу, Он молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:38–39 ). При этом «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:44 ). В то же время, зная о неизбежности смерти, Он безропотно принял волю Отца. Послушание Отцу было у Него абсолютным: Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Камень Моления о Чаше в Гефсиманском саду Поцелуй Иуды. Барельеф. Кафедральный собор св. Петра. Германия, Бремен. 14 век Иисус был осужден на смерть иудейским Синедрионом 39 и распят по приговору римского префекта Понтия Пилата 40 . На суде Он не искал оправдания, молчаливо сносил обвинения и насмешки, был подвергнут издевательствам и бичеванию. Иисус был распят на кресте. Умирал Он в тяжких мучениях. Когда римские воины прибивали Его к кресту, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). На кресте Он взывал к Своему Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Несение креста. Эль Греко. Испания. 1577 г. Распятие. Икона. Россия. 15 век Церковь верит, что Иисус ни на мгновенье не был оставлен Богом Отцом, но, чтобы спасти людей, Он должен был испытать тяжкие страдания – не только физические, но и душевные. Иисус добровольно принял на Себя чашу страданий и должен испить ее до дна. А дном человеческого страдания и самым сильным испытанием, которое может выпасть на долю человека, является богооставленность – молчание Бога, Его кажущееся отсутствие. В страданиях Иисуса на кресте в наивысшей мере проявилась Его солидарность со всеми страдающими – в том числе теми, кто, страдая, сомневается в присутствии Бога, жалуется на Бога, ропщет и унывает. Иисус не жалуется и не ропщет, Он не сомневается и не колеблется, но ощущаемая Им непереносимая физическая боль помножена на ту нравственную муку, которую Он испытывает как Человек, оставшийся наедине с ужасом предсмертной агонии. Он не был покинут Богом, но Ему надлежало пройти через опыт богооставленности, потому что Он «должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Бог требует всего человека, всего его сердца, исполнения всех Его заповедей, ибо «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» ( Мф. 5, 19 ). Итак, горение духа и подвиг во Христе, «несение креста» ( Лк. 14, 27 ) необходимо каждому, кто хочет быть достойным Царствия Небесного. Господь не терпит теплохладности и предупреждает христиан: «Ты ни холоден, ни горяч. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное» ( Апок. 3, 16–18 ). Существует мудрая народная поговорка: «Человек сам кузнец своего счастья». И когда к преподобному Антонию Великому пришел один монах, у которого не хватало ревности для своего спасения, и просил помолиться о нем, тот ответил: «Ни я, ни Бог не сжалятся над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу». Однако и при нашей немощи и слабости не надо отчаиваться и сомневаться в возможности достижения Царства Небесного. Господь Всемогущий и Милостивый слышит всякую молитву и простирает руку помощи всякому, как простер некогда утопающему апостолу Петру. Будем помнить также, что жизнь всякого человека всегда исполнена бед, скорбей, печалей и трудностей – всякому человеку неизбежно нести тяжесть и бремя земной жизни. Но самое легкое из них – это «иго Христово». И не только легко оно, но с помощью Божией оно радостно для сердца, дает свет очам и мир душе. Кто пойдет за Христом, тот на опыте узнает истинность обетовании Христа – «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Фарисейство «Буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3, 6 ). Многие из христиан не понимают этого и, не зная цели христианских подвигов, в них одних думают найти спасение. Надо вспомнить слова Господа апостолам Иоанну и Иакову, когда те, в подражание пророку Илии, хотели низвести огонь с неба на самаритян, не принявших Господа. Он сказал апостолам: «Не знаете – какого вы Духа» ( Лк. 9, 55 , 4Цар. 1, 10 ). Действительно дух Нового Завета – Царствия Божия в душе христианина другой, чем дух Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

2000 год 102. «Кто хочет идти за Мною...» Божественный Логос – Слово Божие – Сын Божий ради спасения грешных людей воплотился, то есть принял человеческую природу от Пресвятой Девы Марии. Со дня Благовещения Божией Матери началось Его человеческое бытие. Тот, Кого Небеса вместить не могут, вместился в девическую утробу. И в этом – удивительное смирение Сына Божия, Творца мира видимого и невидимого. Именно с этого события начал совершаться Божественный план спасения и возвращения к Богу заблудшего человечества. С момента воплощения началось и несение Креста Божественным Сыном Пресвятой Девы – Его служение делу спасения людей. Задолго до страшных дней Страстной седмицы Иисус Христос неоднократно говорит Своим ученикам, что и им нужно нести свой собственный крест, идя вслед за Ним: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (то есть жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 24–25). Одному юноше, который искал пути исполнения воли Божией, Иисус Христос говорит: Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк. 10, 21). Почему же Иисус Христос не стал просто объяснять людям: делайте так-то, а так не поступайте? Почему Богочеловек не преподает учения о том, как облагородить земное наше бытие и жить благополучно, спокойно и счастливо? Ведь в душе каждого человека, независимо от его возраста, пола, культурного уровня и материального положения, есть стремление к счастью. Оно никак не обусловлено окружающей нас действительностью и нашим существованием на земле, оно исходит из души. Сам Иисус Христос не сказал, что счастье – это плохо и не достойно Бога. Но Он четко разделил настоящее счастье, которого никто и никогда у человека отнять не сможет – блаженство , от того, что часто люди только называют счастьем – материального благополучия. Стремление поставить во главу жизни достижение только сытости и материального благополучия Сын Божий называет безумием (см. Лк. 12, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Принимая человеческую природу во чреве Девы Марии, Сын Божий берет на Себя последствия человеческого греха и идет на то, чтобы приобщиться всей глубине страдания душевного и телесного, чтобы, приняв в Себя всю пустоту и ужас обезбоженного бытия, погрузиться в самую глубину человеческих страданий, пройти через них, вынести их и наполнить этот человеческий ад Своим светом, Своей жизнью, Своим Воскресением. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит об Иисусе Христе: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 4–5). Сын Божий принял человеческую природу во всей ее полноте. По словам святого Иринея Лионского, жившего во II веке, «невозможно было, чтобы человек, который раз был побежден и погиб через непослушание, сам воссоздал себя… И если бы человек во Иисусе Христе не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. Ибо Посреднику Бога и людей надлежало, через Свое родство с Тем и другими, привести обоих к дружбе и согласию, и представить человека Богу, а людям открыть Бога». Люди, которым Иисус Христос постоянно оказывал благодеяния, отреклись от Него и требовали Его смерти. Один из двенадцати учеников, Иуда, не получив от своего Учителя никаких материальных выгод и отдаленных перспектив на них, за небольшую плату – тридцать сребреников (это цена раба в то время) предал Иисуса Христа. Римский чиновник Понтий Пилат из-за трусливого опасения за свою жизнь и карьеру, вопреки римским законам осуждает Христа на мучительную казнь. Даже близкий друг, апостол Петр, и тот в трудную минуту смалодушничал и отрекся от Христа. Издевательства и пытки, несение креста и мучительная казнь на кресте с пробитыми гвоздями руками и ногами. Каждый вдох на кресте отдавался мучительной болью в окровавленных руках и ногах. Глумление и издевательства над Умирающим праздной и бездумной толпы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Мк 8:34; 10:39; ср. также у Павла восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых (Кол 1:24). Любящий душу свою погубит ее — греч. yuc» ‘душа’, так же как и евр. может означать и жизнь, и ту часть человека, которая, будучи соединена с плотью, делает его живым. В синоптических параллелях душа несомненно означает ‘жизнь’, (смысл Мк 8:35 может быть передан как “желающий спасти свою шкуру погибнет”); у Иоанна в ст. 25 смысл, по-видимому, более широкий: ‘желающий жить сам по себе и для себя — умрёт’. Ненавидящий душу свою — ‘тот, для которого его жизнь и желания — не самое главное’. Слово со значением ‘ненавидеть’ в семитских языках может означать всего лишь ‘относиться с равнодушием’; ‘ставить на второе место после кого-то или чего-то’: когда в Быт 29:31,33 сообщается, что Лия была нелюбима мужем, в отличие от Рахили (и то же во Втор 21:15), употребляется глагол n’ ‘ненавидеть’. В мире сем — ср. Мк 10:30; как и евр. ha‘olam hazeh ‘мир сей’, это выражение обозначает в первую очередь время, но не чуждо и некоторого метафорического пространственного значения, см. 8:23. Сохранит ее в жизнь вечную — предлог e„j ‘в’ здесь означает не только ‘для (жизни вечной)’, но и ‘имея целью достичь (жизни вечной)’. Человек сохранит свою yuc» не для поддержания эфемерной временной жизни, а для жизни вечной, которая не отнимется у него. Ст. 26 также изобилует синоптическими параллелями: во-первых, Мк 8:34=Мф 16:24=Лк 9:23; во-вторых, Мк 9:35; 10:43–45 и Лк 22:26–27. Кто Мне служит, Мне да последует — поскольку это изречение идёт прямо за словами о ненависти к своей душе, ясно, что служение, о котором говорит Иисус, предполагает несение Креста, о чём и сказано в указанных параллелях у синоптиков. Где Я, там и слуга Мой будет — то есть в жизни и в смерти, в унижении и в славе. Ср. 14:3; 17:24. Того почтит Отец Мой — ср. Мк 10:30 о награде тех, кто оставил всё ради Иисуса. Ст. 27–30 соответствуют синоптическому рассказу о гефсиманском борении, хотя сам этот эпизод у Иоанна отсутствует (вторая параллель: неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? в 18:11).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Возвращаясь к рассмотрению вопроса о понятиях «дух» и «плоть», отметим, что в Священном Писании слово «дух» действительно нередко употребляется в значении духовного образа жизни. Слово же «плоть» противопоставляется ему и несет в себе указание на бездуховность. Апостол Павел в своем послании к Римлянам пишет: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу... Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8, 1 , 6). «Поступайте по духу – и вы не будете исполнять вожделение плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти, они друг другу противятся» (Гал. 5, 16 -17). «Начавши духом, теперь оканчиваете плотию» (Гал. 3, 3) . Совершенно очевидно, что во всех этих цитатах слова «плоть» и «дух» противоположны друг другу. Под плотию понимаются греховные чувственные расположения человека. Если бы Господь действительно установил на Тайной вечери только обряд воспоминания, то Он непременно пояснил бы это, как много раз пояснял притчи, делая их доступными слушающим. Но Он сказал другое: «Сие есть Тело Мое, и сие есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». Если под Кровью и Плотью понимать только символы, то легко «дофилософствоваться» до «призрачных» страданий Господа Иисуса Христа. Однако Господь на кресте действительно пролил Свою человеческую кровь, которая искупила нас от всякого греха. Общниками страданий Христа мы становимся через несение личного креста и не только духовно становимся сопричастниками Его страданий, но и реально вкушаем истинные Тело и Кровь Спасителя, что является кульминацией всей нашей разумно-духовной жизни во Христе Иисусе. Игнатий Богоносец – ученик святого Иоанна Богослова, - обличая еретиков-докетов, отвергавших реальность страданий Христа, а следовательно, и Причащения, учил: «Они удаляются от Евхаристии по той причине, что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, Которую воскресил Отец по своей благости, почему, противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, между тем полезно было бы им участвовать в Евхаристии, чтобы воскреснуть». Точно так же пребывают в духовной смерти ныне и сектанты, отвергающие подлинное значение Евхаристии, льстя себя тщеславной мыслью, что ревностно исполняют Заповеди Божии.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/13/...

   Ведь Слово Божие не только не дает нам ни малейших оснований веровать в установление «Царства Божия на земле», или в какой-то земной прогресс человечества, а совсем наоборот — оно предрекает истинным последователям Христовым многие скорби и «несение креста своего», в подражание и последование Господу-Крестоносцу, а миру этому, во зле лежащему, — неизбежный конец. «Царство Христово на земле» обещано отнюдь не чувственное, а мысленное — в душах всех истинно-верующих во Христа, для которых Господь стал Царем.    Ведь не напрасно, определяя каковым должно быть все течение жизни истинного христианина на земле, Христос-Спаситель сказал: «иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк.8:34), а на Тайной Вечери, перед Своими крестными страданиями, предупредил учеников: «в мире скорбни будете» (Ин.16:33).    Не напрасно и святые Апостолы Христовы, в полном соответствии с этими словами своего Божественного Учителя, наставляли христиан: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14:22) или: «Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его» (1 Петр.2,21).    А этот временный земной мир, в котором «прогрессисты» сулят людям какую-то совершенно-фантастическую, вопреки печальной очевидности, счастливую «райскую» жизнь, при полном благополучии и благоденствии всех людей, по ясному учению Слова Божия, обречен на уничтожение в«день Господень» , когда «небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр.3,10).    Современные умники не хотят и слышать об этом, говоря, что это, может быть, и будет «когда-то», «через много миллионов лет», но никак «не теперь». Такими утверждениями они уподобляются тем «наглым ругателям», о коих говорит тот же святой Апостол, предостерегая христиан от этих опасных для нравственности христианской людей: «прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также» (2 Петр.3,3—4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010