Апофтегмы отцов (систематическое собрание) 104 “Провозгласили некогда в скиту четыредесятницу постов. И пришед некий брат возвестил великому старцу, говоря: Авва, наступили посты. Говорит ему старец: Какие, чадо? Сказал ему брат: Посты четыредесятницы. Тогда ответил ему старец: По естеству, чадо, вот уже пятьдесят лет я не знаю ни откуда приходят посты, о которых ты говоришь, ни когда исходят, но весь год для меня пост”. Апофтегмы. Вопросы и ответы 29 “Вопрос: Какие добродетели или заповеди приобретя, человек может спастись? Четыре добродетели, прилежащие человеку: Пост, и молитва, и рукоделье, и целомудрие тела” Оправдывая практику поста вопреки византийским полемистам, Нерсес Шнорали пишет следующее: «Сей пост называется Арачаворк, предшествующий, потому что он есть из первых, установленных в Армении, причина его установления была следующая. Когда святой Григорий Просветитель наш изведен был из ямы, в которой несколько времени содержался, и Царь Армянский Тиридат, наказанный от Бога обращением его в образ свиной, и все вельможи его и войска, одержимые злым духом, искали у него исцеления, тогда святой проповедник установил для всех вообще пост, воспретив в продолжение пяти дней вкушать какую-либо пищу по примеру ниневитян. Через это последовало им исцеление. Сей-то самый пост, который, по изъясненной причине, прежде всех других постов установлен был святым Григорием, он же Просветитель наш, заповедал церквам армянским содержать ежегодно, дабы поддержать и сохранить чрез то в памяти благодеяние Божие, на них ознаменованное. Тогда же найдено было приличным сей пост, чрез который армяне увидели свое спасение, содержать в одно время с постом, установленным для ниневитян, которым сии последние избавились от угрожавшей смерти и который содержат поныне народы сирийские и египетские» (Цит. по: Передовой пост Армянской Церкви (Арачаворк)). Автором прибавки был Петр Ваяльщик (Гнафей, вторая половина V в.) (хотя сама прибавка могла иметь и еще более древнее происхождение). Типикон монастыря св. Маманта 19

http://bogoslov.ru/article/4446196

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/rubrics/122798_10.html

В др. дни поются «три псалма отпуста»: в субботу это антифонно исполняемые псалмы 133, 137 и 53, во все остальные дни - псалмы 90, 122 (на визант. вседневной вечерне припевается к стиховным стихирам) и 53. Великим постом отпустительные псалмы предваряются молитвой Манассии , царя иудейского (в визант. богослужении читается на великом повечерии), карозом «Придя к исповеданию покаяния...» и молитвой «Господи, Боже спасения нашего, милостивый и сострадательный...» (ср. визант. молитву исповеди «          ...» - Требник. Ч. 1. С. 83). За отпустительными псалмами следуют молитвы «Да будет превознесенный Христос прибежищем нашим...» и «Надежда жизни, принимающий наши молитвы...». Судя по надписанию и содержанию заключительных псалмов («в церковных дверях» - Пс 121 и Пс 85. 16-17; «когда входят в церковь» - Пс 99) и молитв («Молимся святой Церковью...», «В дверях этой святой церкви...», «В жилище Твоей Святости...»), в конце вечернего часа совершалась процессия к дверям храма и обратно, напоминающая литию на визант. вечерне ( Raes. Introductio. P. 193-194). Чин благословения трапезы помещен в рукописях как после вечерни, так и до нее - после литургии. Нерсес Шнорали (XII в.) предписывает совершать его после 9-го часа. По предположению Конибира, совпадение времени совершения литургии и трапезы может свидетельствовать о сохранившейся до этого времени в нек-рых арм. мон-рях традиции совершения агапы ( Conybeare. P. 507). Чин включает в себя: кцурд (песнопение) «Очи всех на Тебя уповают...» (Пс 144. 15-16), стихи Пс 32. 18-22, начинающиеся с обращения: «Господи Иисусе, мы полны Твоих благословений», а также прошения и молитвы. В числе последних - «Отче наш» и молитвы, близкие к содержащимся в визант. чине о панагии : «Благослови, Христе Боже наш, духовным благословением...» (сходна по смыслу с молитвой «          »), «Благословен Ты, Господи Боже наш, питающий нас от детства...» (ср.: «                  ...»), «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Боже...» (ср.: «            ...»).

http://pravenc.ru/text/76130.html

христиане получили чудесное избавление от чумы. Арм. католикос Нерсес Шнорали в письме визант. имп. Мануилу I Комнину упоминает сир. обычай и приписывает учреждение Начального поста св. Григорию Просветителю, связывая его с 5-дневным постом наказанных Богом царя Трдата и его вельмож, после к-рого последовало их исцеление ( Троицкий. С. 216-217). Согласно комментариям на Лекционарий хореп. Григора Аршаруни, этот пост был посвящен 5 ветхозаветным патриархам и начинался, по-видимому, в субботу (Bodl. Arm. E. 17. Fol. 299; Conybeare. P. 515-516). В визант. богослужебных книгах упоминается, что в седмицу после Недели о мытаре и фарисее «          », и практике нехалкидонитов противопоставляется запрет на пощение в эти дни (Триодь Постная. Л. 9-9об.). Воскрешение Лазаря. Миниатюра из Евангелия. Мастер Авак. XIV в. (Матен. 212. Л. 278 об.) Воскрешение Лазаря. Миниатюра из Евангелия. Мастер Авак. XIV в. (Матен. 212. Л. 278 об.) Великий пост начинается 2 неделями позже и продолжается 7 недель, включая в себя и праздник Входа Господня во Иерусалим , и Святую неделю (т. е. Страстную седмицу). Последняя насчитывает 8 дней - от Лазаревой субботы до праздника Положения во гроб (Великой субботы) и включает воспоминание сотворения мира в Великий понедельник и гибель Содома в Великую среду . Вероятно, в древности в Великий четверг приносилась жертва - пасхальный агнец , к-рого съедали в тот же день на трапезе, косвенно это подтверждается существованием рукописного сборника из свидетельств святых отцов и древних церковных писателей, составленного ок. 1170 г. в мон-ре Ахпат с целью доказать, что Тайная Вечеря началась со вкушения пасхального агнца. Позднее жертва и трапеза стали совершаться на сам праздник Пасхи; в XII в. подобный обычай существовал и в Риме ( Conybeare. P. 513-514). Пасха ( [Затик]) празднуется 39 дней, Вознесение - 10 дней. Пятидесятница - 7 дней, через 5 недель после этого начинается пост перед праздником Преображения. Преображение ( [Айлакерпум]), приходящееся на 14-е воскресенье после Пасхи, 7-е после Пятидесятницы, празднуется 3 дня и завершает пасхальный круг.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕРСЕС ШНОРАЛИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Нерсес Шнорали. Иллюстрация из книги 1898 года «Illustrated Armenia and Armenians». Редакция текста от: 17.06.2012 00:26:50 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2779.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литература МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1804-1869), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель

http://pravenc.ru/rubrics/123318_7.html

В Первопрестольном Эчмиадзине (Армения) открылось новое здание Канцелярии 22 мая 2008 г. 10:12 В Первопрестольном Святом Эчмиадзине при участии Католикоса всех армян Гарегина II состоялись открытие и освящение нового здания Канцелярии. Как сообщили агентству «Новости-Армения» в пресс-службе Первопрестольного Святого Эчмиадзина, здание построено на средства меценатов Назара и Артемис Назарянов, а архитектором является житель США Арманд Авагян. «Католикос всех армян поздравил присутствующих с открытием нового здания, направил свои благословения меценатам, строителям и сотрудникам Канцелярии, которые в новых условиях должны продолжать служить народу», — отметили в пресс-службе. В новом здании будут действовать офис Католикосата, различные отделы, которые будут координировать отношения Первопрестольного Святого Эчмиадзина с епархиями Армянской Церкви. «Надеемся, что работа новой Канцелярии будет содействовать деятельности Первопрестольного Эчмиадзина, и эта работа наполнит духовной радостью и утешением душу каждого», — сказал Католикос. В сообщении отмечается также, что директору строительной организации «Горизонт-95», осуществлявшей строительные работы, была вручена высшая награда Армянской Апостольской Церкви — орден «Нерсес Шнорали». «Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/410033.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григор III Пахлавуни, армянский католикос Григор III Пахлавуни [арм. (?)] (ок. 1093, крепость Цовк, Киликия - авг. 1166, крепость Ромкла, там же), арм. католикос (с 1113). Отца звали Апират. Имел 3 братьев, один из к-рых, Нерсес IV Шнорали (1102-1173), был его помощником, а впосл. и сам стал католикосом. Образование получил в Красном мон-ре (Кесун, Киликия) у настоятеля вардапета Степаноса Манука, пользовавшегося в те времена огромной славой. В юном возрасте был помазан во епископа (1113) католикосом Барсегом I Анеци, а после его скорой кончины стал его преемником. Католикос перенес Патриарший престол вместе с семинарией из Красного мон-ря на свою родину - в Цовк (1116). Г. П. пользовался большим уважением у латинян и дважды был приглашен на созванные ими Соборы - в 1141 г. в Антиохию и в 1145 г. в Иерусалим. Спустя неск. лет, когда армянам удалось завоевать крепость Ромклу, католикос переехал туда, построив там церковь (ок. 1150). Г. П. писал шараканы (гимны), каноны, стихотворения ( таги ) и гомилии, перевел тексты неск. мученичеств. Аутентичность мн. произведений, сохранившихся под его именем, в наст. время остается спорной. Лит.: Ачарян Г. Словарь арм. личных имен. Ереван, 1962. Т. 3. С. 558-560 (на арм. яз.); · · (?) - · 1971. 226-227 ( Норайр Погарян, еп. Арм. авторы V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 226-227). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166485.html

крещение, потому что боялся магометан, которые снова восстали на Нерсеса и принудили его удалиться из Карталинии. Господь, однако, сохранил эристава от руки врагов. Он благополучно прошел врата Осетии, называемые Дарьели (Дариали – Б.С.), с тремястами человек, в числе которых был и блаженный раб Христов Або. Но, боясь преследования, Нерсес не остался в земле осетинской, а направился в страну Северную, где жили хазары – народ дикий и свирепый, употреблявший в пищу кровь и не имевший никакой религии, хотя они признавали бытие одного Бога. Царь хазарский принял эристава как странника и преследуемого врагами: накормил его вместе с его спутниками и снабдил их одеждой. Блаженный Або, увидев, что он в безопасности от преследований магометан, поспешил соединиться со Христом и принял Крещение во имя Пресвятой Троицы от благочестивого иерея. В этой стране были города, в которых не преследовалось служение Христу, потому и св. Або мог безбоязненно исповедовать веру Христову, и благодать Святого Духа осеняла его. По прошествии некоторого времени Нерсес просил хазарского царя отпустить его в Абхазию, куда он уже отправил мать, жену и детей своих, равно как и все свое имущество, так как там его близкие могли не опасаться магометан. По благоизволению Божию царь отпустил его с богатыми дарами. Эристав со спутниками своими отправился в путь с радостью о Господе, беспрепятственно совершил оный, проходя языческие страны без всякого вреда, и через три месяца вступил во владения абхазского правителя, который благосклонно принял его со всей находящейся при нем свитой. Увидев мать свою, жену и детей, Нерсес исполнился неописуемой радости, славословя Господа за мирное свидание с ними и за то, что сохранил их в здравии. Все время путешествия блаженный Або провел в посте и молитве. О его благочестии и строгой подвижнической жизни доложили властителю Абхазии, который был очень рад иметь у себя столь великого подвижника, так же как и весь народ. Благочестивый правитель Абхазии и епископ той страны часто призывали к себе святого и беседовали с ним о спасении верой во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А император хитро предложил ему самому ответить: в чём неправославие Халкидоского постановления? После трёх дней размышления католикос не нашёл ничего возразить. Император спросил тогда: почему же Халкидон не приемлется? Езра указал тогда на ряд других причин нравственного порядка, создавших разобщение с греками. Но Ираклий возразил, что этому можно противопоставить ряд церковных недостатков у самих армян. После этого католикос Езра был вызван в лагерь императора, перенесённый теперь в Месопотамию. И там он решил соединиться с греческой иерархией. Католикос сослужил и причастился с императором из одной чаши, внешнего принуждения не было, Езра давно жил в греческой части Армении не в Двине, а в самом Феодосиополе, и искал опоры у греков, борясь со своим соперником, католикосом-монофизитом Христофором (628–630 гг.). Особую ревность относительно воссоединения армян с греками проявлял и полководец императора Ираклия, князь Мжеж Гнуни, который был приверженцем халкидонитства. Таким образом, на территории Армении единение Армянской Церкви с Византийской просуществовало до конца VII столетия (с небольшим перерывом в середине VII столетия). За это время в армянских церквах стали (вновь) употреблять для причащения квасный хлеб, добавлять в вино теплой воды, праздновали Рождество 25 декабря и т. д. Однако оставалось немало и упорствующих диссидентов. В 641 г. католикосу-халкидониту Езре наследовал блаженный Нерсес (641–661 гг.), прозванный Строителем, за создание им множества великолепных храмов по всей Армении. Св. Нерсес (память октября 5 (18)) родом был из земли Тайкской, из деревни Ишхан, почему его иногда называют также и Ишханским. Блаженный Нерсес с малолетства воспитывался в Византии, изучал язык и науку греков, а также странствовал по разным землям, занимаясь военным делом (в молодости св. Нерсес состоял в имперской армии). По свидетельству летописца-современника, блаженный Нерсес «был человеком добронравным, любил пост и молитву». Будучи уже епископом тайкским, св. Нерсес, как уже сказано было выше, воздвигал святые храмы Божьи по всему пространству тогдашней Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010