И несомненно, в глубоких тайниках каждой человеческой души лежит неприкосновенным такое врожденное тяготение к свету правды. Как бы грешник низко ни падал, как бы глубоко ни зарывался в тину греха, – светозарные вершины добра никогда не потеряют своей притягательной силы, никогда не перестанут быть для него светлой мечтой, приятной грезой... Платоническое тяготение к правде есть у всех; ему не достает только часто твердости, устойчивости и напряженной энергии... Каждый, что былинка к солнцу, тянется к лучам нравственного блаженства. Но узкий путь, тесные врата, ведущие сюда, устрашают многих. Людям хочется купить добро без страданий... Между тем как путь к нему – через кровавую Голгофу, через крест, через борьбу с греховными велениями духа и плоти. Для этой борьбы человек слаб. Силы его не достаточны. И благо ему, если он сознает это... Сознать свое бессилие, нравственную немощь – это значит открыть доступ в свое сердце благодати Христовой... Потому-то тот же апостол говорит: «сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова», – ибо «иде-же умножися грех , – там «преизбычествова благодать» ( Рим. 5:20 ) и сила Божия «в немощех совершается», проявляясь, как благодатная помощь ослабевшим в борьбе с жизнью людям... Но чтобы прийти к такому сознанию, необходим богатый запас героизма. Нужно сломить гордыню духа, от которой разлилось по всему миру целое море греха, и, признав себя убогим и нищим, из глубины сердца воззвать мытарски: «Боже! милостив буди мне грешнику». Вот такого-то смирения и героизма и не хватает многим из нас... Переживая внутренний разлад, всюду наталкиваясь на противоречия нашей растленной грехом природы с волей нравственного закона, – мы, однако не хотим смиренно сознать этого, не хотим идти на Голгофу, дабы распинать там «плоть свою со страстьми и похотьми». А между тем все наши страдания являются для нас своего рода «баней пакибытия». Они нужны нам, как радикальное средство обновления... Психологическая основа страданий заключается в неудовлетворенности наших незаконных желаний... Наша капризная, изменчивая воля постоянно терпит ограничения, – то и дело сталкивается, встречается с задерживающими ее бег препонами... В глазах человека глубоко и смиренно верующего последние несомненно имеют воспитывающее значение. Жизнь для него – это своего рода скачки с препятствиями... В результате ее дрессировки получается нравственная выносливость, крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/ve...

«Уже много раз за последнее время терзалось религиозное чувство русских людей, и удар за ударом направлялся на их святыни. Не избегла сей печальной участи наша великая Святыня – Троице-Сергиева лавра. Было начато с вскрытия мощей Преподобного Сергия. Этим думали достигнуть того, что народ перестанет стекаться в лавру и потеряет доверие к своим духовным руководителям. Расчеты, однако, оказались ошибочными. Конечно, при вскрытии не было обнаружено никаких подделок, а были найдены останки Преподобного, которые всеми верующими благоговейно почитаются, как Его св. мощи. Но, как и следовало ожидать, оскорбление мощей Преп. Сергия вызвало великий религиозный порыв, выразившийся в усиленном паломничестве к Его цельбоносной раке. Тогда стали выселять монахов из лавры, закрывать храмы, уже переданные общине верующих по договору, и в местном Совете начали усиленно обсуждать вопрос об изъятии мощей Преподобного из лавры, о погребении их или о передаче в один из московских музеев. При первых же известиях о сем, Мы почли долгом лично переговорить с Председателем Совета Народных Комиссаров о необходимости оставить лавру и мощи в неприкосновенности, на что нам было отвечено, что Председатель занят обсуждением важных дел и свидание не может состояться в ближайшие дни.... ...Как призванные стоять на страже народных церковных интересов, священным долгом нашим почитаем оповестить всех духовных чад Наших о ходе настоящего дела. Наш знаменитый историк Ключевский, говоря о Преп. Сергии и о значении его и основанной им лавры, предвещал: «ворота лавры Преподобного затворятся, и лампады погаснут над Его гробницей только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас, завещанный нам нашими великими строителями Земли Русской, как Преподобный Сергий». Ныне закрываются ворота лавры и гаснут в ней лампады. Что же? Разве мы уже не растратили внешнее свое достояние и остались при одном голоде и холоде? Мы только носим имя, что живы, а на самом деле уже мертвы. Уже близится грозное время, и, если не покаемся мы, отнимется от нас виноградник Царствия Божия и передастся другим делателям, которые будут давать плоды в свое время. Да не будет сего с нами. Очистим же сердце наше покаянием и молитвами и будем молить Преподобного, дабы не покидал Он лавры Своей, а «поминал стадо, еже собра мудре, не забывал, якоже и обещался посещать чад Своих» и всех чтущих память Его». Читать далее Источник: " В годину гнева божия… " : послания, слова и речи/Св. Патриарх Тихон. - Москва : Правосл. Св.-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2009. - 290 с. - (Слово исповедников XX века)./Послание Патриарха Тихона в связи с закрытием Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 113-115 с. ISBN 978-5-7429-0387-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В России мормонов, как правило, принимают за одну из протестантских деноминации. Сами они очень этому рады и всегда настаивают, что являются христианами, а если и отличаются от других, то только подчеркнутым консерватизмом, прекрасными семейными устоями, строгой нравственностью и вообще образцовой показательностью во всех отношениях. Всегда гладко выбритые, аккуратно постриженные, строго одетые – просто образец консервативного добропорядочного человека и гражданина. Вся жизнь мормонов очень строго регламентирована: в воскресенье у них богослужение, в понедельник – семейный день, когда все должны играть в спортивные игры, чаще всего в волейбол (и все играют), в среду – молитвенное собрание. Специально назначенные надзиратели ежемесячно посещают дом каждого прихожанина и проверяют, живет ли он, как положено настоящему мормону. Интересно, что каждый мормон обязан иметь дома годовой неприкосновенный запас продуктов. Каждый год этот н/з обновляется. Хранилища продуктов (а также одежды и всего необходимого для хозяйства) имеются в каждом мормонском селе или городе. Это все предназначено для тяжелых времен перед Вторым пришествием, когда остальной народ будет умирать от голода. Благодаря этим запасам мормоны смогут безболезненно пережить последние времена и среди вымирающих от голода “язычников” (т. е. немормонов) спокойно дожидаться Второго пришествия и Страшного Суда, который вообще-то для добропорядочного мормона совсем и не должен быть страшным. В этом они абсолютно убеждены. Один московский священник, занимающийся реабилитацией бывших сектантов, как-то принимал в Церковь мормонов, обратившихся в Православие. Он принимал их без Крещения, лишь через Миропомазание, как “реформатов”. Это было ошибкой, потому что мормоны – не реформаты и не протестанты, а языческая секта, и принимать их нужно только через Крещение, по образцу того, как принимают язычников. С ранних лет Джозеф Смит занимался оккультизмом, за что и был в зрелом возрасте изгнан из методистской церкви Официальное название этой секты – “ Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» . Основателя ее зовут Джозеф (Иосиф) Смит.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/proroki-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

– Теперь, – сказал в заключение Горданов, – я вам сообщу и имя того, кого вы купили: это Иосаф Платоныч Висленев. – Иосаф Висленев! – воскликнули с удивлением в один голос Фигурина и Кишенский. – Да, Иосаф Висленев, он сам собственнейшею своею персоной. – Черт вас возьми, Горданов, вы неподражаемы! – воскликнул Кишенский. – Нравится вам ваша покупка? – Лучшего невозможно было выдумать. – Ну и очень рад, что угодил по вкусу. Рукописание его у меня, я не понес его к вам в подлиннике для того… – Чтоб обе половины вашего плана не соединить вместе, – начал шутить развеселившийся Кишенский. – Да, – отвечал, улыбаясь, Горданов, – Ванскок мне кое-что сообщала насчет некоторых свойств вашего Иогана с острова Эзеля. К чему же было давать вам повод заподозрить меня в легкомыслии? Прошу вас завернуть завтра ко мне, и я вам предъявлю это рукописание во всей его неприкосновенности, а когда все будет приведено к концу, тогда, пред тем как я повезу Висленева в церковь венчать с Алиной Дмитриевной, я вручу вам эту узду на ее будущего законного супруга, а вы мне отдадите мою цену. – Вполне согласен, – отвечал Кишенский и, подавив снова пуговку, велел вошедшему Иогану с острова Эзеля подать бутылку холодного шампанского. За вином ударили по рукам, и ничего над собой не чаявший Висленев был продан. Затем Горданов простился и ушел, оставя Кишенскому копию, писанную неизвестною рукою с известного сочинения для того, чтобы было по чему наладить обыск, а невесте еще раз повторил добрый совет: не выдавать Висленеву его рукописания никогда, или по крайней мере до тех пор, пока он исхлопочет усыновление и причисление к своему дворянскому роду обоих ее старших детей. – А лучше, – решил Горданов, – никогда с него этой узды не снимайте: запас беды не чинит и хлеба не просит. Впрочем, Горданов напрасно на этот счет предупреждал госпожу Фигурину. Видясь с нею после этого в течение нескольких дней в квартиры Кишенского, где была семейная половина этого почтенного джентльмена, Горданов убедился, что он сдает Висленева в такие ежовые рукавицы, что даже после того ему самому, Горданову, становилось знакомым чувство, близкое к состраданию, когда он смотрел на бодрого и не знавшего устали Висленева, который корпел над неустанною работой по разрушению « василетемновского направления», тогда как его самого уже затемнили и перетемнили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Издание Миня, к сожалению, подверглось бедственной участи: в 1868 году весь не распроданный запас его сгорел вместе со всей типографией, так что экземпляры его не особенно доступны теперь и колеблются в цене от 180 до 200 марок, т.е. около ста рублей на наши деньги. Но и эта цена в сущности не особенно высока, если принять во внимание огромную массу содержащагося в нем материала. Полное русское издание при данной ему постановке для подписчиков духовно-академических журналов будет стоить почти в десять раз дешевле [ 4 ]. Что касается русскаго перевода, то в этом отношении приложены все старания к тому, чтобы сделать его возможно более точным при передаче подлинника. Конечно, чтобы достигнуть совершенства, для этого даже и переводчикам и справщикам нужно бы обладать тем изумительным богатством, чудесною силою и легкостью языка в выражении мыслей и чувств, какими обладал сам великий святитель - автор этих творений. Но это требование неосуществимо, даже по различию самого духа греческаго и русскаго языков; поэтому редакцией принята более скромная задача - возможно точнее воспроизводить мысли и даже обороты подлинника, так чтобы при чтении этих творений невольно чувствовался лежащий в основе их греческий подлинник. В тех случаях, когда дух русскаго языка требовал бы выражений, заставляющих отступать от подлинника, редакция, следуя мудрым правилам приснопамятнаго святителя московскаго Филарета, всегда предпочитала давать первенствующее право подлиннику, хотя бы это было отчасти в ущерб правам русскаго языка. Творения святых отцов - такой великий литературный памятник, что каждое слово в них имеет полное право на неприкосновенность, даже в новейших переводах. В заключение с чувством глубокой признательности можем заявить, что архипастыри отечественной церкви отнеслись к этому изданию с тем просвещенным сочувствием и благословением, с которыми они встречают всякое предприятие, содействующее духовному просвещению и религиозно-нравственному воспитанию вверенного их попечению православнаго народа. Это высокое сочувствие служит лучшим поощрением для тружеников духовной академии и прочным ручательством за успешное доведение предпринятаго ими крупнаго издания до желанного конца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Владимир Успенский стремился к синтезу математического и гуманитарного знания 27 июня. ПРАВМИР. Лингвист и математик Владимир Успенский скончался 27 июня на 88-м году жизни, сообщает кафедра теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, основателем которой он был. Успенский был выпускником механико-математического факультета МГУ (окончил в 1952 году), одним из учеников Андрея Колмогорова. В разные годы он читал на мехмате такие лекции, как «Введение в математическую логику», «Вычислимые функции», «Теорема Геделя о полноте», «Язык математики», «Аксиоматический метод» и другие. Владимир Успенский стремился к синтезу математического и гуманитарного знания. В 1960 году он стал одним из основателей Отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, где преподавал вплоть до недавнего времени. С 1995 года возглавлял кафедру математической логики и теории алгоритмов мехмата. Лингвист Александр Пиперски — о Владимире Успенском для сайта  N + 1 : «Математическое и гуманитарное: преодоление барьера» — так называется одна из статьей Владимира Андреевича Успенского. И действительно, он был одним из последних представителей того великого поколения, которое в 50–60-е годы много сделало для сближения гуманитарных и точных наук. В то самое время, когда Борис Слуцкий писал про физиков и лириков, Успенский вместе со своими единомышленниками: Вяч. Вс. Ивановым, А. А. Зализняком и многими другими — доказывал, что разрыв между физиками и лириками мнимый: просто как для тех, так и для других важна точность и ясность мышления». Под редакцией ученого с 1971 по 1998 год выходил периодический сборники статей под названием «Семиотика и информатика», а также с 1988 по 1990 ежегодные сборники «Вопросы кибернетики». Успенский — автор более 100 научных работ и целого ряда книг. Филологические и культурологические статьи Владимира Успеского публиковались в журналах «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас», «Новый мир», «Знамя», «Вопросы литературы». За книгу «Апология математики» в 2010 году был удостоен премии «Просветитель».

http://pravmir.ru/umer-matematik-i-lingv...

12 февраля 1791 г. разрешено было церковь во имя св. Модеста разобрать, а вновь построить каменную же в честь св. Николая, но с тем, чтобы на постройку ее было употреблено из церковных сумм только 100 руб., а прочие оставлены были в запас для нужд церковных. Из дела о перестройке храма видно, что тогда в селе Дубовом было: однодворческих 170 дворов и крестьянских 100, а всего 270 дворов с 1002 душами муж. пола. Начатая в 1791 г. каменная церковь окончена была постройкою только в 1805 г. Кроме настоящей в честь св. Николая, значительно распространенной в 1859 г., при ней существует придел в честь св. муч. Флора и Лавра. Из памятников древности обращает на себя внимание местно чтимая древняя икона св. Николая, бывшая прежде, вероятно, храмовою, мерою в длину 7 четв. 2 вершк., в ширину 11 вершк. В народе эта икона считается явленною и на колодезь, находящийся в 2 верстах от села, указывают как на место явления этой иконы. К находящейся близ колодезя часовни ежегодно в Духов день был совершаем крестный ход, который по распоряжению епархиального начальства в 1840 г. был запрещен. При Никольской церкви имеется неприкосновенного капитала в количестве 2000 руб., положенный в 1869 г. крестьянином Николаем Щеголевым, им же пожертвовано в пользу причта 200 руб. Земли под церковью и кладбищем состоит 3 ½ дес., усадебной 4 дес., пахотной 121 дес., луговой 5 дес. и под дорогами 1 дес. 558 саж., на каковую землю у причта имеются план и межевая книга. Из зданий, принадлежащих церкви, существует только богадельня и 1 лавка. В приходе, состоящем только из одного села, при 672 дворах в 1885 г. показано муж. пола 2366 душ, жен. пола 2361 душа. Школа, открытая местным священником, существует с 1840 г. Хотя жители села Дубового все принадлежат к числу бывших государственных крестьян, но живут не одинаково: едва ли не большинство – ниже среднего, много полных бедняков, но есть и очень зажиточные. В причте при Никольской церкви по штату 1885 г. положены: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=17401

Если народ забывает свою песню, по крайней мере, он не искажает ее строя. Церковное же пение, хотя хранит в обиходе неприкосновенный, или, по крайней мере, мало тронутый запас действительных церковных мелодий, на практике совершенно распростилось с ними и, в особенности, с их строем. Трудно решить, что дальше отошло, русские ли романсы от русской песни, или новейшие церковные композиции от подлинно церковных песнопений. Да, наконец, не решен вопрос даже о том: откуда наше церковное пение? Наше ли оно или унаследованное от чужого народа, то есть греков? 370 Почему же возник в XIX в. столь важный вопрос о «чистоте церковных напевов»? Это объясняется историческими условиями и, в частности, большим влиянием западноевропейской музыки, по большей мере итальянской, на русскую духовную музыку. Первый историк русского церковного пения прот. Д. В. Разумовский на основании древних рукописей выделил три вида певческих текстов, а вместе с тем и три периода: первый – с XI по XIV в., второй – с XV по XVII в., и третий – с середины XVII в. Третий период был особенно противоречивым, потому что в это время происходит важное событие в области пения: замена «крюковой» системы «линейной». Дело в том, что простая крюковая система к XVII в. настолько усложнилась, что приводила в недоумение не только переписчиков, но и профессиональных певцов. С другой стороны, с XVII в. усиливается влияние западноевропейской музыки. В Московском государстве наступал период больших перемен в общественной и культурной жизни, и в искусство стали проникать новые формы. Сначала духовное пение испытывает влияние польской музыки, пусть мягко, опосредованно, через Украину, но испытывает. Южнорусская Церковь , защищая Православие от католического влияния, вынуждена была бороться равносильным оружием. При монастырях учреждают профессиональные школы и певческие хоры. Стройное, торжественное, благоговейное пение братских хоров должно было противостоять сладким звукам католических органов. Отсюда многоголосное, как говорили, партесное пение (то есть пение по партиям) быстро вводится в богослужебную практику и утверждается в южнорусской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010