Во второй главе речь идёт о Боге и Св. Троице, об общих свойствах Божиих и об особенных свойствах Лица Св. Троицы, об отношении Бога к миру, о сотворении мира и человека и о значении в человеке образа и подобия Божия. В критической части этой главы автор с особенной подробностью останавливается на разборе филиоквистического учения американской церкви, тщательно анализируя относящиеся к этому вопросу святоотеческие свидетельства и опровергая их не православное толкование (стран. 66–98). В третьей главе автор излагает учение представителей американской церкви о первородном грехе в связи с взглядом их на новый римско-католический догмат о непорочном зачатии Пресв. Девы Марии, об искуплении, о сущности и условиях оправдания, об отношении между божественной благодатью и свободной волей человека, о вере и добрых делах, о делах сверхдолжных, об индульгенциях, о предопределении, о Лице Иисуса Христа и о Его трояком служении как пророка, первосвященника и царя. По принятому плану, изложенное учение сопровождается во второй половине главы подробным критическим разбором с точки зрения православного учения (Стр. 99–150). Четвёртая глава излагает учение американских богословов о церкви, её существе, свойствах и трояком служении, о почитании и призывании святых, о почитании святых икон, о чистилище, частном и всеобщем суде и загробной жизни. Изложенным учениям автор затем производит оценку путём их сопоставления с учением церкви православной (Стр. 151–215). Глава пятая имеет своим предметом изложение учения американской церкви о таинствах, а именно: о существе таинств, об их числе и сравнительном значении. Затем излагается в частности учение о таинствах крещения, миропомазания и причащения, причём относительно каждого из них идёт речь о божественном установлении, о материи, о форме, о совершителе, о благодатных действиях и об установленном для него богослужебном чине совершения. При критическом рассмотрении изложенных учений автор с особенною подробностью останавливается здесь на отношении американской епископальной церкви к православному учению о пресуществлении и о жертвенном значении евхаристии (Стр. 216–280).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Впервые после разделения 1054 года Римско-Католическая Церковь официально признавала, что Православные Церкви обладают апостольским преемством и таинствами, необходимыми для спасения (см. Декрет «Unitatis redintegratio», 15.3). Православные наблюдатели, в том числе и от Русской Православной Церкви, присутствовали на всех сессиях Второго Ватиканского собора, а само его завершение было ознаменовано глубоко символическим актом — взаимным снятием анафем 1054 года, — осуществленным одновременно папой Павлом VI в соборе Св. Петра в Риме и патриархом Константинопольским Афинагором в Фанаре 7 декабря 1965 года. Папа Павел VI и патриарх Афинагор расценивали этот акт как «выражение искренней обоюдной воли примирения и как приглашение следовать далее в духе доверия, взаимоуважения и любви». С канонической точки зрения, этот акт был вполне правомерен, поскольку анафемы 1054 года, как мы знаем, касались только отдельных представителей Римской и Константинопольской Церквей. Однако одним снятием анафем, каким бы важным ни было это событие само по себе, разделение между Церквами не могло быть преодолено. Глубинные причины, приведшие к разделению между Западом и Востоком, были и до сих пор остаются препятствием на пути к восстановлению единства. И Павел VI, и Афинагор прекрасно отдавали себе отчет в том, что «акта справедливости и взаимного прощения недостаточно, чтобы положить конец разногласиям, существующим между Римско-Католической и Православной Церквами» (Совместная декларация, 5). Со времени событий 1054 года этих разногласий не только не стало меньше, но напротив, они приобрели еще более серьезный характер как в силу провозглашения в Римско-Католической Церкви новых догматов о Непорочном Зачатии Девы Марии и непогрешимости папы Римского, так и в силу тех конфликтов и исторических обид, которые породила униональная политика Рима по отношению к Православным Церквам. Важным, однако, стало осознание необходимости диалога и стремление к взаимопониманию между Церквами, что давало возможность начать обсуждение существующих разногласий.

http://patriarchia.ru/db/text/696584.htm...

Все в доме были заняты своим делом и каждый жил счастьем другого. Праведный Иосиф занимался плотничеством, а Пресвятая Богоматерь с раннего утра до ночи несла обязанности домоправительницы, уделяя лишь некоторые свободные минуты от этих трудов на молитву и на любимое свое занятие – чтение Св. Писания. Трудовая и мирная жизнь Пресвятой Девы Марии была нарушена явлением к ней архангела Гавриила, явившегося с радостною вестью о непорочном зачатии ею от Духа Свята Богомладенца Иисуса ( Лук. 1:26–37 ). Как ни поразительна была эта радостная весть для Пресвятой Девы Марии, как ни велико было ее счастье называться Матерью Господа, она с покорностью рабы Господней приняла радостное благовестие архангела Гавриила (ст. 38) и, скрыв его от Иосифа, поспешила в дом праведных своих родственников Захарии и Елисаветы (ст. 39–40) поделиться этим радостным известием, а главное – разделить радость своей родственницы Елисаветы, готовящейся быть матерью величайшего из пророков, Крестителя Господня Иоанна (ст. 36). И что это за чудная была встреча двух величайших матерей на земле! Не обычные вопросы о здоровье, не новости домашние и соседей, не слухи городские служат предметом беседы их при первой встрече, а пророчески вдохновленные речи той и другой о той великой радости, которая явится в недалеком будущем в мир. На пророческое неожиданное приветствие праведной Елисаветы: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие да приидет Мати Господа моего?» ( Лук. 1:42–43 ), Пресвятая Дева Мария, объятая Духом святым, произносит чудную и величественную песнь, которою она прославляется церковью с первых веков христианства до настоящего времени. Бесспорно, и все три месяца жизни под кровом своих родственников (ст. 56) были проведены святыми женами в благоговейных и поучительных беседах и в чистых размышлениях. Когда же возвратилась в Назарет Пресвятая Дева Мария, в душе благочестивого старца, по выражению церковной песни, поднялась целая «буря сумнительных помышлений», так как он, не зная, как говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Втретьих, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати , причастности к Богу. Вчетвертых, это не единственная форма молитвенного обращения к Богородице о заступничестве, например, употребляется и такие: “Моли Сына Твоего и Бога нашего”, [Христа] моли о душах наших, “…Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим”. Как совместить приснодевство Богородицы и то, что у Иисуса Христа были братья и сёстры, о них говорится у всех евангелистов, например ( Мк.6:3-4 ). В еврейском языке значения слов братья и сестры значительно шире, чем в русском и включают в себя всех родственников человека, более или менее равных по возрасту, тех, кого мы называем дальними родственниками , например, двоюродных братьев и сестер. Это дети Иосифа Обручника от первого брака и Иаков, сын Марии, которая приходилась родственницей Богородицы. Как понять фразу про то, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» ( Мф.1:25 ) и ( Лк.2:7 ). Словом первенец переведено греческое слово прототокос , буквально значащее перворожденный . Это понятие не генеалогическое, а юридическое (первенец имел преимущественные права среди детей). Всё это подтверждает и то, что младенца Иисуса родители принесли в Иерусалимский храм (мы отмечаем это событие в праздник Сретения), т.к. в храм приносили лишь первородного младенца мужского пола. Что такое “непорочное зачатие Богородицы”? Учение католицизма о непорочном зачатии Девы Марии или, что то же, о том, будто Она была сверхъестественным образом изъята от уз первородного греха “с самого первого момента Своего Зачатия”, распространилось там во времена позднего средневековья (XIV—XV вв.), но было догматизировано лишь в середине XIX века (папой Пием IX, в 1854 г.). Православная Церковь, высоко оценивая достоинства Божьей Матери, тем не менее никогда не учила, что Она была изначально свободна от первородного греха. В святоотеческом богословии проводится чёткое утверждение, что Дева Мария была предочищена Святым Духом во время Благовещения, перед самым зачатием Господа Иисуса Христа (но не в момент Своего зачатия от Иоакима и Анны). Применительно к Спасителю не принято использовать выражение “непорочное зачатие”, но принято: «бессеменное зачатие от Святого Духа».

http://azbyka.ru/bogorodica

Г.- автор большого количества статей и полемических заметок, опубликованных в различных изданиях («Études», «Le Correspondent», «Contemporain», «Journal de Bruxelles», «L " Univers» и др.). С 1979 г. в ж. «Символ» регулярно помещались ранее не изданные статьи и письма Г., хранящиеся в фондах Славянской б-ки. Г. также издавал труды др. писателей и мыслителей. В 1862 г. им впервые были изданы избранные произведения Чаадаева, в 60-70-х гг.- исторические анекдоты де Местра, мемуары папского нунция в С.-Петербурге архиеп. Дж. А. Аркетти, материалы по истории иезуитов в России и Белоруссии и др. Собранные Г. до 1836 г. рукописи Тютчева в 1874 г. были переданы И. С. Аксакову , подготовившему их издание в 1879 г. Соч.: Сокровище христианина, или Краткое изложение истин и обязанностей христианина (в сотр. с И. М. Мартыновым). П., 1855. К-поль, 19223; lettres] à une dame russe sur le dogme de l " Immaculée Conception. P., 1857-1858; Исповедание веры Григория XIII, предписанное грекам. Ле Ман, 1858; Любопытные свидетельства о Непорочном Зачатии Пресв. Богородицы. Ле Ман, 1858; К рус. римск. католикам. Лейпциг, 1859; Tendances catholiques dans la soci é té russe//Le Correspodant. P., 1860. T. 50. P. 278-328 (рус. пер.: Католич. тенденции в рус. об-ве//Символ. 1994. 32. C. 73-104); De la réunion de l " Église orientale avec l " Église romaine, discours prononcé le 27 jan. 1860 dans l " église de Notre-Dame de Victoire. P., 1860; L " avenir de l " Église grecque-unie//Études de théologie, de philosophie et d " histoire . 1862. P. 187-204 (рус. пер.: Будущее Греко-Униатской Церкви//Символ. 1994. 32. C. 123-136); La Primauté de St. Pierre et les livres liturgiques de l " Église russe// Ibid. 1863. P. 525-549 (рус. пер.: Примат ап. Петра и богослуж. книги Рус. Церкви//Символ. 1994. 32. С. 105-122); Constitution et situation présente de toutes les Églises de l " Orient. P., 1865; La mission des jésuites en Russie, 1804-1824. P., 1865; Les hymnes de l " Église grecque. P., 1868; L " Église catholique en Russie et en Orient: Mélange. P., 1869; Le clergé russe. Brux., 1871; L " Église russe et l " Immaculée Conception. P., 1876; Vie du P. Marc Follope de la Companie de Jésus. P., 1877; L " empereur Paul et le père Gruber. Lyon, 1879; Письмо Ю. Ф. Самарину//Символ. 1979. 1. С. 168-174; Наша цель//Там же. 8. C. 247-251; Дневник. Зап. о моей жизни. Переписка/Сост., пер. с франц.: Р. Темпест. М., 1996.

http://pravenc.ru/text/161391.html

Дан. 14:34–36 ). Кара дерзкого иудея не противоречит христианской любви, так как, по сказанию, пострадавший тотчас же был исцелен. Сказание является выражением православного взгляда на лицо Пресвятой Богородицы, в частности – на образ кончины Ее и предупреждением против возможных заблуждений на этот счет. Римо-Католическая Церковь склонна совершенно отрицать телесную смерть Богоматери, исходя из своего взгляда на Нее как на совершенно изъятую от скверны прародительского греха. После провозглашения догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы ревностные католики стали выражать желание о возведении на степень догмата и учения о телесном вознесении Богоматери на небо. Фрейбургский католический конгресс в 1902 г. поставил просить об этом папу. А аббат Минь еще раньше открытым письмом просил папу Пия IX очистить богослужение на праздник Успения от всего того, что указывает на смерть Пресвятой Девы 1 . Сказание об Успении и важно тем, что констатирует телесную смерть Богоматери вопреки последнему мнению и лежащей в нем догматической тенденции. «Аще и непостижный Сея Плод, имже небеса быша, погребение прият волею, яко мертв, како погребения отвержется неискусомужно Рождшая?» – поучает одна песнь св. Дамаскина на праздник 2 . Сказание хотя и допускает оживление тела Богоматери, но такое, какое имело место и в других случаях воскрешения мертвых, и этим кладет резкую грань между воскресением Спасителя и Его Матери 3 . По учению св. Иоанна Дамаскина , смерть Богоматери, хотя, подобно рождению, была безболезненная (какая возможна и для обыкновенного человека), но называется только θνατος ζωτικς (жизненная), ζωηφρος (живоносная), в отличие от смерти Христовой, которая у него называется θνατος ζωοποις (животворящая) 4 . И в Римской Церкви Успение Богоматери называется assumptio (взятие, т.е. на небо), ascensio (вознесение). Не приписывая Богоматери той чести, какая подобает и в смерти одному лишь Богочеловеку, сказание о Ее кончине в то же время отдает все должное высокому Ее достоинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословско-мистическое понимание значения личности Богородицы и молитвенное Ее прославление. Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с Православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными. Например, католическое именование Богородицы Славой Божией, святой Розой в смысле некоего райского цветка, символа чистоты и непорочности органически чуждо Православию. Кроме того, в католицизме достоинство Богородицы преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854 г., Богородица была зачата сверхъестественным образом, т.е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства и личного подвига Божией Матери. Почему так много чудотворных икон Богородице Велики помощь и заступничество Пресвятой Девы в жизни Церкви. Чудотворные иконы отражают эту реальность, фиксируя эти факты. Иконы отражают реальность заботы Богородицы о христианах, которые молитвенно обращаются к Ней. Празднуя память той или иной иконы мы воспоминаем соответствующее её написанию событие и прославляем Пречистую Матерь нашего Спасителя. Как известно, прославление святых является формой прославления Бога, ведь Он является источником святости, “Будьте святы, ибо Я свят” ( Лев.11:44-45 ). Список чудотворных икон Богородицы . О молитвенном обращении к Богородице “спаси нас!” Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице «спаси нас» может означать прошение об избавлении или ограждении от опасности. Под опасностью же могут подразумеваться различные угрозы. Во-первых, опасности могут носить религиозный характер: опасность не исполнить какую-то норму Божьего закона, опасность в борьбе с силами зла, наконец, опасность уклонения от жизни во Христе. Во-вторых, под опасностями могут подразумеваться угрозы, не связанные напрямую с христианскою деятельностью. Откликаясь на наши молитвы, Богородица, как Пренепорочная Матерь Христа, может помочь нам ходатайством, а может проявить Свою силу и власть как Небесная Царица, например, послать в помощь молящемуся ангелов.

http://azbyka.ru/bogorodica

Для того чтобы сделать диалог возможным, наши католические братья и сестры должны признать, что православие является подлинным историческим и богословским вызовом, относящимся не только к сохранению «восточного» обряда и фольклора, но и к истинному пониманию христианской веры. Православные же, со своей стороны, должны превозмочь свои оборонительные позиции, созданные давнишней подозрительностью и отрицательным историческим опытом столкновений с римо-католическим авторитаризмом, и встать на истинно «кафолическую» (соборную) позицию, твердо придерживаясь того, в чем они видят Истину. Эта «соборность» предполагает любовь, миссию, свидетельство на Западе и принятие всего, что в западном христианстве действительно подлинно и хорошо. Православным нужно было бы признать, что римо-католическая Церковь , несмотря на свои крайне печальные «империалистические» тенденции, при помощи самой системы своего управления (которую мы, православные, отвергаем), является, тем не менее, в настоящее время наиболее мощным организмом, возвещающим христианство в мире. Все это делает серьезный диалог богословски и нравственно обязательным. Он должен быть основан не на релятивизме, а на взаимном уважении и правдивой информации. Единство христиан, может быть, и не будет достигнуто до последнего дня, но христианская эсхатология не должна оправдывать безразличие и пассивность. Она есть суд над теми, кто не ищет единства в Истине, о которых Господь молился перед Своими страданиями. С другой стороны, диалог не может сводиться только к обсуждению отдельных догматических различий – filioque, догмата о непорочном зачатии Богоматери или же о папском примате. Эти основные различия могут быть преодолены, только если будет найдено общее понимание того, что делает человека христианином, – учения о спасении. Некоторые из публикуемых ниже исследований являются попыткой обсуждения тех проблем, которые появлялись в восточной традиции – начиная с Византии и заканчивая Россией и современным богословием. Знаменательно то, что в православной Церкви никогда не было такого периода, когда богословы совершенно теряли бы из виду христианский Запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Другой дошедший до нас апокриф – «Книга о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя». В этой книге также подробно описана история Иоакима и Анны, повествуется о непорочном зачатии Марией Сына, говорится о «воде свидетельства», которой проверяли честность Девы Марии, Ее непорочность и целомудрие и о множестве чудес, сопровождавших Рождество. Увлечение описанием чудес вообще характерно для апокрифов; именно чудеса будоражили воображение людей больше всего, порождая легенды. В качестве примера можно привести хотя бы некоторые истории, вошедшие в жития, например, рассказ о Саломии и Геломе, участвовавших в событиях рождественской ночи. Они долго не могли войти в пещеру изза исходившего оттуда ослепительного света. Саломия прикоснулась к Марии, чтобы убедиться в девстве Богородицы, и ее рука тут же иссохла, но, прикоснувшись к пеленам Младенца, женщина исцелилась. «Книга о Рождестве» рассказывает и об ангельском пении на вифлеемских полях, и об огромной и необычайно яркой звезде, светившей над пещерой с вечера до утра. В апокрифах описывается много невероятного. Например, есть рассказ о поклонении драконов Иисусу: «Когда они пришли к одной пещере во время бегства в Египет и хотели там отдохнуть, Мария сошла с седла и несла Иисуса на руках. И были с Иосифом трое отроков и с Марией молодая девушка, которые шли той же дорогой. И вот из пещеры вышло великое множество драконов, и, увидев их, отроки громко вскричали. Тогда Иисус, сойдя с рук Матери, встал перед драконами, они поклонились Ему, и, когда поклонились, они ушли. И что сказал пророк, исполнилось: Хвалите Господа, вы, сущие на земле, драконы! ( Пс.148:7 ) 31 . Поклонение зверей Иисусу – весьма распространенный апокрифический сюжет. Апокрифы гипертрофируют и без того чудесную обстановку, окружавшую Господа, придавая ей подчеркнутую фантастичность, с которой мы психологически не можем согласиться. Ведь истинные евангельские чудеса всегда были проникнуты глубочайшим духовным смыслом и совершались отнюдь не для того, чтобы потрясти человеческое воображение. Чудеса Евангелия – не факирство, и предназначены они для нашего спасения, а вовсе не для цирковой арены.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Думаем, что такая книга не будет лишнею в русской литературе. Папство, в настоящее время, само чувствует потребность подвести итоги истории, доктрине и всем стремлениям католицизма, и предполагает это сделать на предстоящем в Риме Вселенском Соборе. Православному русскому обществу также не бесполезно, и в видах простой любознательности, и по многим практическим нуждам и соображениям, из разрозненных, и при этой разрозненности нередко не отчетливых, не твердых и односторонних представлений о католицизме, вывести общие итоги, и составить себе о нем твердое, ясное, по возможности, отчетливое понятие. Свое исследование о римском католицизме мы разделяем на три части. В первой части представляется очерк разделения Церквей и обозрение дальнейших отношений Западной Церкви к Православным Восточным Церквам – Греческим и Славянским, начиная со времени разделения до новейшего времени. Сюда относятся известия о латинской пропаганде на Востоке, о различных попытках и замыслах к соединению Церквей и т. д. В конце этой части прилагаются два важнейшие документа, характеризующее отношения Православной Восточной Церкви к Западной Римско-Католической: при самом разделении Церквей окружное послание Константинопольского патриарха Фотия о заблуждениях и не законных притязаниях латинства, и в новейшее время – окружное послание восточных патриархов, писанное в ответ на папское приглашение к соединению Церквей в 1848 году. Во второй части содержится очерк истории развития папства и важнейших событий соприкасавшихся с ним и развившихся под его влиянием в западно-европейской жизни – после отделения Западной Церкви от Восточной до новейшего времени и вместе с тем критико-догматическое рассмотрение самого римского учения о папской власти духовной и светской. В третьей части будут рассмотрены другие особенности римского католицизма, отличающие его от истинного православия – латинские догматы об исхождении Св. Духа, о сверхдолжных добрых делах, о чистилище и индульгенциях, непорочном зачатии Пресвятой Девы, важнейшие особенности в римском Церковном устройстве и управлении, важнейшие особенности в римско-католическом Богослужении, преимущественно в совершении таинств и т. д. Вторая часть ее будет печататься вслед за первою; третья выйдет после. Читать далее Источник: О римском католицизме, и его отношениях к православию. Очерк истории, вероучения, богослужения, внутреннего устройства римско-католической церкви, и ее отношений к православному Востоку./Священник А.М. Иванцов-Платонов. – Ч. 1–2. 1869–1870. - М. : Печатня С.П. Яковлева./Ч. 1. – 1869. – VII, 288 с. ; Ч. 2. – 1870. – 262 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010