В сущности, если мы попытаемся говорить о Божией Матери, основываясь исключительно на догматах в самом строгом смысле слова, то есть на соборных определениях, то мы не найдем ничего, кроме именования Θεοτκος (Богородица), которым Церковь торжественно подтвердила Богоматеринство Пресвятой Девы 661 . Догматическая тема Θεοτκος утвержденная в борьбе против несториан, есть тема прежде всего христологическая: в противоположность тем, кто отрицал Богоматеринство, здесь отстаивается ипостасное единство Сына Божия, соделавшегося Сыном Человеческим. Таким образом, здесь все сосредоточено непосредственно на христологии. Но в то же время косвенно получает догматическое подтверждение и почитание Церковью Той, Которая родила Бога по плоти, а из этого следует, что все те, кто восстает против имени «Богоматерь», все, кто отвергает это именование Марии, приписываемое Ей благочестием, не могут считаться подлинными христианами, ибо они тем самым восстают против догмата воплощения Слова. Мы можем сделать отсюда вывод, насколько тесна связь между догматом и культом, которые в сознании Церкви неотделимы друг от друга. Тем не менее известны случаи, когда христиане, признающие на чисто христологических основаниях Богоматеринство Пресвятой Девы, по тем же причинам воздерживаются от всякого особого почитания Божией Матери, не желая признавать никакого посредника между Богом и людьми, кроме Богочеловека Иисуса Христа. Это обстоятельство ставит нас перед неопровержимым фактом: христологический догмат о Богоматери, принимаемый отвлеченно, вне живой связи с тем почитанием, которое оказывает Матери Божией Церковь , недостаточен для обоснования того исключительного места – превыше всей твари, – которое отводится Царице Небесной православным богослужением, приписывающим Ей «боголепную славу» (θεοπρεπς δξα). Таким образом, в богословском труде о Богоматери невозможно отделить собственно догматические положения от языка литургической практики. Догмат здесь должен освещать жизнь, связывая ее с основными истинами нашей веры, а жизнь должна питать догмат живым опытом Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Закрыть itemscope itemtype="" > И Слово стало плотию… 09.01.2015 409 Время на чтение 3 минуты - Христос народился! - Бог воплотился! Мир, в котором живет современный человек, полон соблазнов и греховных утех. Мир таким стал из-за того, что человек согрешил, отпал от Бога и был изгнан из рая. Плодами этого грехопадения стали страдания, боль и смерть, которые доселе человек не знал. И жизнь после грехопадения превратилась в ад, где нет ни спокойствия, ни радости, ни жизни, одна лишь суета и стремление к наслаждению и жестокости. Если вспомнить ветхозаветную историю, то перед пришествием Спасителя жестокости, царившей даже среди еврейского народа, веровавшего в единого Бога, не было предела. Так, например, статус ребенка был крайне низок, т.к. детей считали рабами. Некоторые же народы (как финикийцы, например) могли детей даже приносить в жертву. Что-то должно было изменить этот порочный и жестокий мир. Человек действительно устал от греха. И этим «что-то» стало событие, изменившее историю не какого-то отдельного народа и государства (к примеру, еврейского народа как Богоизбранного), но всего человечества в целом. Этим событием стало Рождество Господа Нашего Иисуса Христа. В этом жестоком мире соблазнов Господь не оставил человека, « ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » [Ин.3:16]. Так «Слово стало плотию...» [Ин.1:14]. Спасителя рождает ни какая-нибудь знатная иудейская женщина, а простая девушка из Назарета по имени Мария, которая сохранила девство и со смирением приняла Благую Весть от архангела Гавриила о непорочном зачатии и Рождении Спасителя. Рождение Господа опять же проходит ни в царских палатах или в каком-нибудь роскошном иудейском храме, а в небольшой Вифлеемской пещере, куда проделывая долгий путь длинною в целый год, приходят волхвы, чтобы поклониться Его Рождеству. В знак особой признательности волхвы приносят самое дорогое, что у них на тот момент было - золото, ладан, смирну.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

КАТОЛИЦИЗМ В католической вере, претендующей на истину и непогрешимость, явились вопиющие несообразности и отступления от истины: мирянам не дают пречистой Крови Христовой и считают ее ненужной в отдельном виде, вместо главенства Христова проповедуют нелепое наместничество папы и совсем заслоняют Христа, проскомидию в литургии уничтожили, вместо квасного хлеба дают опресноки в показание своей католической вражды к Православию, верному заветам Спасителя, мирянам не позволяют читать Библию и Евангелие из боязни, что миряне обличат папу и епископов его в ереси, признают сверхдолжные добродетели святых, как будто бы папа может вменять их католикам, скудным добрыми делами, неправо верят в чистилище душ, не признанное Вселенской Церковью. О недостаточности ко спасению и лживости протестантства и реформатства как особенных вероисповеданий и говорить не стоит: там все извращено, весь строй веры и богослужения. А что сказать о магометанстве, иудействе и язычестве? Это не веры, а изуверства, не истина, а сатанинская ложь пагубная. О, как должны мы, православные, дорожить своею верой и твердо жить по ней и спасаться, «достигая наконец верою спасения душ» ( 1Пет. 1:9 ), – по слову апостола Петра (3). Католики впали в большое заблуждение, установив новый догмат о непорочном зачатии Приснодевы. Допустив непорочное зачатие Ее родителями, Иоакимом и Анной, и непорочное рождение, они тем опровергают учение о всеобщности греха и наследстве его всем родом человеческим и Пресвятую Деву, таким образом, считают не подлежащей искуплению и спасению, ибо от чего искупать, от чего спасать неимущую греха, зачатую непорочно! Между тем Сама Богородица говорит: «возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» ( Лк. 1:47 ) (3). Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно во Христе, одной Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых Церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению. А вражда их к нам вековечная. Предубеждения против нас, их уверенность, что мы схизматики, разве не великое препятствие к единению? Вот и попробуйте соединиться. Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиной? (4)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОР [англ. Gore] Чарлз (22.01.1853, Уимблдон (ныне в черте Б. Лондона) - 17.01.1932, Лондон), еп. англикан. Церкви, богослов, один из лидеров 2-го поколения англо-католич. движения. Происходил из знатной семьи, воспитывался в элитной школе Харроу, в 1871 г. поступил в Бейллиол-колледж (Оксфорд). С 1875 г. член научного сообщества Тринити-колледжа. В 1876 г. рукоположен во диакона, в 1878 г.- во священника, после чего был назначен вице-ректором англо-католич. богословского колледжа в Каддесдоне (близ Оксфорда). С 1884 г. возглавлял Пьюзи-Хаус (Оксфорд). Достаточно активно занимаясь социальным служением, в 1889 г. основал Христианскую социальную школу и Рабочую образовательную ассоциацию; в 1901 г. возглавил Христианский социальный союз. В 1893 г. служил викарием в дер. Радли близ Оксфорда, где организовал монашескую общину Воскресения, к-рой руководил до 1901 г. В 1894 г. стал каноником Вестминстерского аббатства. В 1902 г. избран епископом Вустерским, в 1905 г., после разделения этого диоцеза,- епископом Бирмингемским. В 1911 г. переведен в Оксфорд, но в 1919 г. ушел на покой из-за внутрицерковных разногласий. В 1924-1928 гг. был деканом богословского фак-та в Кингс-колледже (Лондон). В 1930-1931 гг. побывал в Индии. По возвращении в Англию состояние его здоровья резко ухудшилось, и через нек-рое время он скончался. Похоронен в Мерфилде (совр. графство Уэст-Йоркшир). Автор множества трудов по богословию, экзегетике, социальному учению Церкви. Его взгляды представляли собой синтез трактарианизма и библейской критики. Свою позицию он определял как «либеральный католицизм», основными положениями для него были учение об апостольском преемстве, высокий сакраментализм и общее правило веры. Г. выступал против романизации англо-католицизма и против нападок либеральной критики на Символ веры. Его работы отличает пристальное внимание к наследию греч. отцов Церкви, он стремился сочетать традиц. богословские методы с достижениями совр. ему философии. По мнению Г., человеческое знание в области религии, как и в науке, постепенно возрастает и прогрессирует. Св. Дух освящает все творение, а потому не существует противоречия между правдой Божией в царстве благодати и правдой Божией в царстве природы. Хотя Свящ. Писание, Свящ. Предание и разум не совпадают, они могут исправлять или интерпретировать друг друга. Признавая значение научных открытий, Г. стремился сохранить авторитет Церкви, водимой Св. Духом, определяя ей роль арбитра в споре Свящ. Предания и науки. В области догматики Г. выступал с позиций минимализма, отвергая нововведения католич. богословов (учения о непорочном зачатии и о папской непогрешимости).

http://pravenc.ru/text/166165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕРСОН [Герсон; франц. Gerson; латинизир. Gersonius; наст. имя - Жан Ле Шарлье; франц. Jean Le Charlier] Жан (14.12.1363, дер. Жерсон, близ г. Ретель, совр. деп. Арденны - 12.07.1429, Лион), средневек. богослов («наихристианнейший доктор»; лат. doctor christianissimus), проповедник, деятель Соборного движения . Из набожной крестьянской семьи, старший из 12 детей. Начальное образование получил в бенедиктинском аббатстве Сен-Реми в Реймсе, где в 1377 г. стал младшим клириком. В возрасте 14 лет был отправлен учиться в Наваррский коллеж в Париже от «шампанской нации», в 1381 г. стал лиценциатом «свободных искусств». Во время учебы приобщился к формировавшемуся кругу первых гуманистов. Продолжил учебу на теологическом фак-те под рук. богослова Пьера д " Айи . впосл. ставшего его другом и покровителем. Вместе с ним в составе университетской делегации в 1387 г. совершил поездку в Авиньон, где выступил с речью перед папой Климентом VII , в которой призвал утвердить принятое Парижским ун-том решение об осуждении 14 тезисов доминиканца Иоанна Монзона, противника католич. учения о непорочном зачатии Девы Марии. Получив степень бакалавра теологии, Ж. начал преподавать (в 1389-1390 читал курс по «Сентенциям» Петра Ломбардского ). В 1394 г.- в виде исключения для кандидата, не достигшего положенного 35-летнего возраста,- получил степень д-ра теологии и по традиции фак-та поменял имя: по названию родной деревни стал именоваться Жерсоном. В 1395 г. стал преемником д " Айи на должности канцлера Парижского ун-та. Ж. получил известность благодаря проповедям перед королем и двором, направленным на смягчение нравов (прежде всего нравов властей предержащих). Наибольшую славу ему принесла речь, произнесенная в 1391 г. перед кор. Карлом VI Безумным, в к-рой Ж. призвал к объединению нации вокруг монарха. Обласканный Бургундским домом (герц. Филипп Храбрый наделил его неск. церковными пребендами в своих владениях, в т.

http://pravenc.ru/text/182229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ СЕГОВИИ [Хуан из Сеговии; лат. Johannes de Segobia, Johannes Segobiensis; испан. Juan de Segovia] (ок. 1395, Сеговия, Ст. Кастилия - 24 (или 25).05.1458, приорат Этон, Савойя), испан. богослов, деятель Соборного движения . С 1407 г. обучался в Саламанкском ун-те, где ок. 1413 г. получил степень бакалавра искусств, ок. 1418 г.- бакалавра богословия, в 1422 г.- магистра богословия. Преподавал в Саламанке. Его дважды направляли в Рим с поручениями от ун-та: в 1421-1422 гг.- вместе с юристом Иво Мауро (Ибо Моро) к папе Римскому Мартину V , чтобы утвердить новые университетские статуты (утверждены 21 нояб. 1422), и в 1431 г.- вместе с Педро Мартинесом де Коваррубиасом, чтобы заручиться поддержкой нового папы Евгения IV (1431-1447) в конфликте ун-та с архиепископом Саламанки. В 1428 г. И. из С. был назначен папским референдарием; в 1430-1431 гг. проводил в Кордове диспуты с мусульм. богословами. К 1432 г. он возглавлял одну из университетских кафедр богословия, в качестве бенефициев получил каноникат в Толедо и архидиаконию в г. Вильявисьоса (Астурия). В марте 1433 г. как представитель короля Кастилии и Саламанкского ун-та прибыл на Базельский Собор (1431-1449). И. из С. был одним из активнейших участников Базельского Собора, входил в совет «Deputatio Fidei», неск. раз возглавлял его. В февр. 1434 г. Собор поручил И. из С. изучить вопрос об утверждении председательствующих, назначенных папой Евгением IV. И. из С. составил отчет о проведенных переговорах и 3 марта 1434 г. представил его совету. В сент. 1434 - марте 1436 г. сопровождал кард. Хуана Сервантеса на переговорах с папой Римским. По поручению Собора И. из С. защищал доктрину о непорочном зачатии Девы Марии в диспутах с доминиканцами Хуаном де Монтенегро (в 1436) и Хуаном Торквемадой (в 1438). В 1437 г. занимался подготовкой и проведением дебатов по догматическим вопросам: с греками об исхождении Св. Духа (processio Spiritus Sancti), с гуситами о причащении хлебом и вином (communio sub utroque specie). Убежденный сторонник концилиаризма, И. из С. считал Собор законным представительством всей Церкви, чей авторитет стоит выше авторитета папы Римского. Поскольку Собор - воплощение всей общности верующих, «тела» Церкви, то в случае созыва Собора папа Римский уже не обладает над ним властью. Когда папа Евгений IV попытался распустить Базельский Собор, И. из С. выступил сторонником временного отстранения понтифика и, после того как оно состоялось 24 янв. 1438 г., вошел в состав комиссии, которая должна была управлять Римско-католической Церковью в отсутствие папы, а в июне 1439 г.- в состав комиссии, занимавшейся папским низложением. 25 июня 1439 г. папа Евгений IV был низложен Базельским Собором. В окт. 1439 г. И. из С. и еще 2 участникам Собора было поручено назначить выборщиков нового папы и заняться подготовкой конклава.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН МАЛЫЙ [Жан Пёти, Пти; лат. Ioannes Parvus; франц. Jean Petit] (между 1360 и 1364 - 15.07. 1411, Эден (ныне Вьей-Эден, деп. Па-де-Кале) или Арне-ле-Дюк (совр. деп. Кот-д " Ор)), магистр богословия Парижского ун-та, советник Бургундского герц. Иоанна Бесстрашного, апологет тираноборчества (оправдания убийства тирана). Вероятно, И. М. принадлежал к секулярному духовенству, хотя ряд исследователей полагают, что он мог быть членом францисканского или доминиканского ордена ( Teetaert. 1933. Col. 1338). И. М. пользовался покровительством представителей знатного нормандского рода Мартель де Бакевиль и был приближенным герцогов Бургундских. Между 1381 и 1385 гг. он получил степень магистра искусств в Парижском ун-те, ок. 1387 г. преподавал на факультете свободных искусств; в 1400 г. получил степень лиценциата богословия, в 1402 г.- степень магистра богословия. Сохранились 2 проповеди И. М.- «О таинстве Евхаристии» (De eucharistiae sacramento) и «Против священников, известных как прелюбодеи» (Contra notorios fornicatores presbyteros) (оба сочинения - Paris. Nouvelle acquisition. lat. 559) и поэтические произведения: затрагивающая проблемы схизмы в католической Церкви поэма «Жалоба Церкви» (La complainte de l " Église, 1333-1334), связанная с темой непорочного зачатия Девы Марии поэма «Спор пастушек» (La disputoison des pastourelles, 1338) (обе поэмы - Paris. fr. 12470; в рукописи к поэме «Спор пастушек» приложены написанные рифмованной прозой «Чтения о непорочном зачатии Девы Марии» (Hore de conceptione Beatae Mariae Virginis), автором к-рых также считается И. М.), и 3 стихотворения, прославляющие род Мартель де Бакевиль. Филипп Храбрый, герц. Бургундский, став фактическим правителем Франции при кор. Карле VI Безумном (король страдал временными расстройствами психики, но оставался дееспособным), в 1394 г. обратился к Парижскому ун-ту с просьбой найти путь для преодоления схизмы в католической Церкви.

http://pravenc.ru/text/471369.html

От составителя Предлагаемый очерк, посвященный вопросу о православном почитании Богоматери, задуман был первоначально (несколько лет тому назад) лишь как критический разбор католического догмата 1854 года о непорочном зачатии Богоматери. Однако при работе выяснилось, что критика не может оставаться только отрицательной, но должна сопровождаться хотя бы некоторым положительным освещением вопроса на основании догматического учения о Богоматери, которое содержится Церковью и раскрывается с разных сторон в церковном почитании Приснодевы Марии. Составитель сознает всю трудность такого богословского истолкования и не думает придавать своим личным домыслам большего значения, нежели частного богословского мнения, притом в области малообследованной и трудной. В качестве непреклонной основы для богословствования, кроме прямых догматических определений церковных, Слова Божия и святоотеческого Предания, является молитвенная жизнь Церкви, движимая Духом Святым, ее указания и свидетельства, – иначе говоря, догматические факты первее, чем богословские доктрины. Пресвятая Владычице Богородице! Укрепи немощствующую и худую руку мою. Париж. Август 1926 года Купина неопалимая Православная Церковь чтит Матерь Божию как превысшую всей твари, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Нельзя даже выразить словом всего того молитвенного почитания Пречистой, какое воздает Ей всякая верующая душа вместе со св. Церковью . Эту превосходящую всякий ум чистоту и святость «изумевает всякий ум хвалити по достоянию». Кажется, уже ничего нельзя прибавить к этому почитанию, нельзя ублажить или возвеличить Пречистую Деву более, чем Ее возвеличила уже св. Церковь . И, однако, в соответствии общему духу Православия, для которого больше довлеет жизнь, нежели формула, Церковь , в сущности, не имеет исчерпывающего догматического определения о Богоматери, кроме постановления III всел. собора о Богородице. Почитание Богоматери, опирающееся, конечно, на определенное церковно-догматическое учение о Ней, утверждается церковной практикой, преимущественно через богослужение, движимое Духом Св. и выражающее молитвенную жизнь догмата. Напротив, школьное учение об этом предмете в Православии сбивчиво и неясно, в значительной мере отсутствует или же, что еще гораздо хуже, попадает в полемическую зависимость от католического догматизирования, отвлекаясь от прямой и положительной своей задачи. В настоящем очерке ставится задача – раскрыть преимущественно одну сторону этого учения, именно о безгрешности Богоматери. I. Отсутствие личного греха у Богоматери

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) По образу и подобию. Другие статьи Сборник статей великого православного богослова В. Лосского, каждая из которых — событие в богословии, весит как иной богословский трактат. Сборник «По образу и подобию» редактировал сам Лосский незадолго до своей смерти. В сборник «По образу и подобию» вошли следующие статьи: Апофаза и Троическое богословие «Мрак» и «свет» в познании Бога Богословие света в учении святого Григория Паламы Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице Искупление и обожение Богословское понятие человеческой личности Богословие образа Предание и предания О третьем свойстве Церкви Кафолическое сознание (Антропологическое приложение догмата Церкви) Всесвятая Господство и Царство (Эсхатологический этюд) Для более полного представления творчества В. Лосского кроме его авторского сборника «По образу и подобию» мы здесь ещё разместили следующие статьи: Августин учитель: Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина Вера и богословие Догмат о непорочном зачатии Догмат Церкви и экклезиологические ереси К вопросу об исхождении Святого Духа Личность и мысль Святейшего Патриарха Сергия Оптинские старцы Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита Соблазны церковного сознания По образу и подобию Из Сборника «По образу и подобию» Апофаза и Троическое богословие Апофатический (или негативный) путь богопознания есть мысленное восхождение, постепенно совлекающее с объекта познания все его положительные свойства, дабы совершенным незнанием дойти в конце концов до некоторого познания Того, Который не может быть объектом знания. Можно сказать, что это интеллектуальный опыт бессилия, поражения мысли перед запредельностью умопостигаемого. Действительно, сознание пораженности, немощи человеческого разумения является опытом общим для всего, что может называться апофатическим, или негативным, богословием, когда, оставаясь в границах интеллектуального, оно просто удостоверяется в радикальной неадекватности нашего мышления с познаваемой реальностью или же, устремясь за грани разумения, оно воспринимает свое недоумение перед тем, чтó есть Бог по Своей недоступной природе, как некое умопревосходящее, мистическое знание «сверх–разума», как знание υπρ νουν.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Почему нет описания жизни Христа до восемнадцати лет? У микрофона протоиерей Владимир Соколов. 24.10.2014 11:59:20 Кульков Сергей Андреевич                   Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в прямом эфире радио «Радонеж», сегодня мы с вами обсуждаем актуальные темы. Сегодня у микрофона протоиерей Владимир Соколов, настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами. Клирик храма Девяти мучеников Кизических.   Недавно прошедший праздник Успения Божьей Матери очень важен для Руси. То, что первые храмы на Руси были именно успенскими - очень знаменательно, и оно как раз содержит в себе то, что привлекало наш народ -  русский дух. Ведь Патриарший кафедральный собор, который стоит в центре Москвы, в центре Кремля - это Успенский. Почему же так привлекателен этот праздник? Почему он особо чтим на Руси? Мне думается, что по двум причинам. Первая причина в том, что русский человек склонен к покаянию. А с другой стороны - он страшится прямой встречи с Богом и поэтому ищет того, кто был бы посредником, ходатаем. Потому что ощущает себя грешным. Подобно тому, как апостол Петр сказал: Господи, отойди от меня, я человек грешный. То - есть нахождение рядом с Тем, Кто является светом светов, Кто является истинной и воплощенной любовью, для грешного человека очень тяжело. Ему трудно  перенести свет в той тьме, которую мы носим в себе. И поэтому русский народ, он, конечно, грешник, но грешник кающийся. И каково сознание русского народа. С одной стороны - недостойный грешник, а с другой - такое дерзновение! Стать рядом с Богом, как это сделала Его пречистая Матерь. Ведь Пречистая была рождена, так же, как мы. Не так, как был рожден Христос, и как католики считают, что рождена Она была в непорочном зачатии. Нет, мы считаем, что зачатие произошло обычным способом. И поэтому Она в себе носила это наследие. Но то, как Она прожила жизнь, сделало ее святой и безгрешной. Каждый русский человек стремится к этой безгрешности, он стремится к свету, он стремится к святости. И он в себе носит это сознание и дерзновение к тому, чтобы быть святым. И в тоже время считает себя последним грешником. Вообще, такое сочетание этих качеств присуще святым людям. Ведь заметьте, некоторые святые светились уже при  жизни. Это было даже внешне заметно. Святые, которые были праведниками, которые были действительно воплощенной любовью. Об этом нам доносят жития их. И они себя при этом совершенно искренне считали последними грешниками. Как это может быть?

http://radonezh.ru/text/pochemu-net-opis...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010