Приложение 2-ое. Православие и инославие А – Римская церковь 1. Основные отличия Римской веры от Православия Римская Церковь , в силу различных исторических условии, постепенно уклонилась от истинного православного вероучения. Эти уклонения более всего выразились в учении об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына; о непорочном зачатии Божией Матери; о власти и значении Римского епископа. В связи с последним исказилось во многом представление о Церкви и о некоторых таинствах. В Римской Церкви преобладают, хотя к счастью уже изживаются, некоторые неверные представления о человеке, его падении и, в соответствии с этим, об искуплении, о заслугах святых и о загробной жизни. 2. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына В XI веке, под непосредственным давлением германских императоров. Римская Церковь изменила текст Символа Веры , утвержденный двумя первыми Вселенскими Соборами. Согласно новому римскому тексту Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (по латински: a Patre Filioque), а Собор в Лионе в 1274 году уточнил: “как от единой причины”. В предшествующие века сами Папы боролись со сторонниками такой произвольной прибавки, противоречащей словам Самого Господа: “Я пошлю вам от Отца Духа истины. Который от Отца исходит” ( Иоан. 15,26 ). Новая прибавка была основана на философских предпосылках, чуждых Божественному Откровению. Это самовольное изменение Символа Веры , общего для всей Церкви, было одной из основных причин отпадения в раскол западной Церкви. Православная Церковь учит, что лицо Бога Отца есть единственное начало, или причина. Божественного бытия; поэтому и. происхождение Святого Духа не безличное, одновременно от Отца и Сына. Но излияние благодати Святого Духа на всю тварь, а отнюдь не личное бытие Святого Духа как третьего лица Пресвятой Троицы, стало возможным через воплощение Бога-Слова. Таким образом, не приняв новый римский догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, Православная Церковь сохранила понимание Бога как личности. 3. Учение о папской власти

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Разделы портала «Азбука веры» В чем отличие православной веры от католической? 3 Ответа Католическая вера фактически основана на православной, т.к. раньше Римская церковь была в составе истинной Христовой Церкви. Однако в католицизме есть множество пагубных ересей. Прежде всего, это ересь папизма. Их Папа считается буквально наместником Бога на земле. Также в католицизме исповедуется Filioque , т.е. вера в то, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Есть и другие учения, например, непорочное зачатие Девы Марии и так далее. Хотел бы уточнить, что наместниками Христа на земле являются все православные епископы. Так что проблема папства не в этом утверждении, а в неоправданном расширении полномочий власти. Да, спасибо. Я имел в виду, что Папа едва ли не обожествляется По целому ряду вероучительных вопросов, а также в огромном количестве обрядовых особенностей. Из самых основных: новоизмышленные (не известные апостолам и древней Церкви) учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына; догмат о непорочном зачатии Божией Матери и Ее телесном вознесении; усвоение непогрешимости (свойства Самого Бога) отдельному человеку — папе римскому, причем он же называется главой Церкви, хотя это имя в Новом Завете и в церковном Предании относилось всегда лишь к Иисусу Христу. Почему все это плохо? Потому что неизменный Бог не мог менять веру, но должен был дать ее раз и навсегда. Всемогущий Бог должен был ее сохранить неизменной Своей силой. Всеведущий Бог знал, как это сделать, несмотря на любые внешние препятствия. Истинный Бог должен был сразу дать Церкви полноту истины, а не ее часть. Ничего подобного нет у католиков. Итак, они искажают образ Бога, а через это искажают образ богопочитания и богообщения, т.е. препятствуют верным правильно поклоняться Богу, правильно понимать и исполнять Его заповеди. И в конце концов, не исполнив заповеди, верные не смогут дать Богу должный ответ на Его суде. Отче, а можно поинтересоваться, какую из заповедей Божьих извратили латиняне?

http://azbyka.ru/vopros/otlichie-pravosl...

Разделы портала «Азбука веры» См. также: Католический Катехизис с точки зрения православного богословия → Основные вероучительные различия между православием и католицизмом Развернуть таблицу Православие Католицизм Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать. Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения. Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми. Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына». Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына». Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г. Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/shemy/pravoslavie-i-kat...

Родителями Пресвятой Девы-Богородицы Марии были Иоаким и Анна. Они были очень благочестивой жизни. Тяжелым испытанием для них была их бездетность. Усердно просили они Господа о даровании им детей. Наконец, уже в преклонном возрасте у них родилась дочь, которую они назвали Марией. По православному учению, Богородица, подобно остальным людям, в Своем рождении подлежала первородному греху, т.е. греху, переходящему от Адама на всех последующих его потомков. Ибо Апостол Павел учит: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Под «человеком» здесь подразумевается Адам. Таким образом, ясно, что если в Адаме согрешили «все», т.е. все пребывающие в нем, все будущее его потомство, то этому же греху подлежала и Божия Матерь. В богослужебных же наших книгах сообщается повествование св. Епифания Кипрского , что «Богослов Иоанн Богородицу крести» (Синаксарь на Вознесение Господне). Таким образом, Богородица освободилась от первородного греха, как и все верующие, только через крещение. В целях возвеличения Божией Матери римо-католики измыслили учение о непорочном зачатии Богородицы, т.е., что Она родилась свободной от первородного греха. Ввиду совершенно исключительного предназначения Девы Марии, Она, по учению католиков, изъемлется из рядового потомства Адамова, является неким новым существом, высшим человеком – как бы новым творением Божиим, созданным специально для того, чтобы быть Матерью воплощающегося Сына Божия. Поэтому-то Дева Мария и превосходит всю тварь как Своею святостью и чистотою, так и славою. Мы не можем принять это учение по следующим основаниям: мы уже знаем учение ап. Павла о первородном грехе. Там ап. Павел ясно говорит, что в Адаме «все согрешили» ( Рим.5:12 ). Припомним здесь слова ап. Павла: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» ( Рим.5:12 ); и далее Апостол поясняет: «возмездие за грех – смерть» ( Рим.6:23 ). Смерть, таким образом, по мысли Апостола, стоит в прямой причинной связи с грехом, являясь его необходимым следствием, показателем наличия в данном человеке греха, Божия Матерь, как и все люди, умерла; Ее смерть, таким образом, свидетельствовала о наличии в Ней греха, по крайней мере, первородного. Правда, и Христос умер, хотя «в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ); но Он умер не за Свои личные грехи, а за грехи людей: «Его, не знавшего греха, Он (Бог Отец) сделал для нас жертвою за грех» ( 2Кор.5:21 ). Христос умер для того, чтобы Своею смертью победить, разрушить смерть и грех человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Сборник статей великого православного богослова В. Лосского, каждая из которых — событие в богословии, весит как иной богословский трактат. Сборник «По образу и подобию» редактировал сам Лосский незадолго до своей смерти. В сборник «По образу и подобию» вошли следующие статьи: Апофаза и Троическое богословие «Мрак» и «свет» в познании Бога Богословие света в учении святого Григория Паламы Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице Искупление и обожение Богословское понятие человеческой личности Богословие образа Предание и предания О третьем свойстве Церкви Кафолическое сознание (Антропологическое приложение догмата Церкви) Всесвятая Господство и Царство (Эсхатологический этюд) Для более полного представления творчества В. Лосского кроме его авторского сборника «По образу и подобию» мы здесь еще разместили следующие статьи: Августин учитель: элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина Вера и богословие Догмат о непорочном зачатии Догмат Церкви и экклесиологические ереси К вопросу об исхождении Святого Духа Личность и мысль Святейшего Патриарха Сергия Оптинские старцы Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита Соблазны церковного сознания Группа Вконтакте Facebook группа По образу и подобию. Другие статьи Из Сборника «По образу и подобию» Апофаза и Троическое богословие Апофатический (или негативный) путь богопознания есть мысленное восхождение, постепенно совлекающее с объекта познания все его положительные свойства, дабы совершенным незнанием дойти в конце концов до некоторого познания Того, Который не может быть объектом знания. Можно сказать, что это интеллектуальный опыт бессилия, поражения мысли перед запредельностью умопостигаемого. Действительно, сознание пораженности, немощи человеческого разумения является опытом общим для всего, что может называться апофатическим, или негативным, богословием, когда, оставаясь в границах интеллектуального, оно просто удостоверяется в радикальной неадекватности нашего мышления с познаваемой реальностью или же, устремясь за грани разумения, оно воспринимает свое недоумение перед тем, чтó есть Бог по Своей недоступной природе, как некое умопревосходящее, мистическое знание «сверх–разума», как знание υπρ νουν.

http://predanie.ru/book/72701-po-obrazu-...

Скачать epub pdf Избранные места из священной истории Нового Завета Св. Дева Мария посещает Елисавету ( Лк. 1:39 и далее) Благословенная и Непорочная Дева Мария, вскоре по зачатии от Святаго Духа, нося в своей чистой утробе вочеловечившегося Сына Божия, воставши, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Мариино; то взыгрался младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Духа Святаго, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда дошел голос приветствия твоего до ушей моих: тогда взыгрался младенец радостно во чреве моём. И блаженна поверившая; потому что сказанное ей от Господа исполнится. Тогда Мария выражая перед своею родственницею чувства смирения и благодарности, наполнявшие Её пресвятое сердце, сказала: " Величит душа моя Господа; И возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем; Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне блаженною нарекут меня все племена, Что сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его; И милость Его в роды родов боящимся Его. Явил силу мышцы Своей; расточил горделивых в помышлениях сердец их. Низложил сильных с престолов и вознёс смиренных. Алчущих исполнил благ и богатящихся отпустил ни с чем. Восприял Израиля, раба Своего, да помянет милость, (как говорил отцам нашим), к Аврааму и семени его до века». – Мария, пробывши у Елисаветы около трех месяцев, возвратилась в дом свой. Назидательные размышления Пример нашего Господа, равно как пример Святой Девы и апостолов, доказывает нам, говорит один просвещеннейший богослов, что нет состояния совершеннее того, где жизнь внешняя освящается жизнью внутренней. Живущие таким образом никогда не теряют из виду Бога среди занятий внешних; они всегда имеют пищу на небе, – как Ангел, сопровождавший Товию на земле. Мария, не тщеславясь высоким достоинством, до которого она была вознесена, и не смотря на трудности пути, предупреждает свою родственницу Елисавету и идет повидаться с ней из одной любви. О, сколько благодати и благословений излилось на дом Захарии, когда Пресвятая Дева вошла в него! Ежели Авраам получил столько благодати, приняв в своем доме трёх Ангелов, ежели Иаков принёс столько благословений Лавану, язычнику и идолопоклоннику; ежели Лот избавлен от пламени Содомского, дав ночлег двум Ангелам, ежели Пророк Илия наполнил елеем сосуды бедной вдовы; ежели Елисей воскресил сына соманитянки; наконец, ежели ковчег завета, когда Аведдар дал ему пристанище в своём доме, был для него источником милостей небесных; то как же велики и многообразны поэтому были милости и благословения, исполнившие дом Захарии, когда он принял Ангела великого совета, истинного Иакова, Божественного Пророка, истинный ковчег завета, нашего Спасителя, находившегося во чреве Его Божественной Матери?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Ученики византийцев, русские, подобно тем и тверже тех держали оборону в отношении западной культуры на протяжении всего Средневековья. В Новое время, в целом не раньше конца XVII в., они начали подвергаться серьезному латинскому влиянию в области богословия; при этом раз возникнув, это влияние явилось у них более глубоким и более прочным, чем у греков. Оно берет начало с Киевской академии, где в 1689 г. был учрежден богословский факультет. Латынь была там языком преподавания не только для богословия, но и для предметов литературных и философских, – обычай, который удержался и в других основанных позднее духовных академиях примерно до 1840 г. До середины XVIII в. профессора догматики составляли свои курсы по образцу польско-латинских учебников ad mentem sancti Thomae. Они следовали им в порядке, методе и содержании, хотя они знали других схоластиков и более поздних католических авторов. Самым большим авторитетом для них был «Ангел школы» [Фома], от которого они отходили почти только в вопросах исхождения Святого Духа и учения о непорочном зачатии Богородицы. Что касается латинских отцов, то они цитировались уже так же часто, как и греческие. Святой Августин, которого им достало вкуса называть святым, а не блаженным, как это было распространено в Русской Церкви в XIX в., пользовался их уважением в первую очередь. Феофан Прокопович , который занимал в Киеве кафедру догматики с 1711 по 1716 г., имел в своей личной библиотеке сочинения Учителя из Иппона в 12 томах в прекрасных кожаных переплетах, на французском. Два следующих номера (в описи его библиотеки) занимают «Послание к Оптату» и «Сокращение всех вещей» (Epitome omnium rerum). Русские богословы второй половины XVIII – начала XIX в., почти все ученики Феофана в смысле протестантских тенденций их курсов, продолжали цитировать латинских отцов в своих учебниках, и главным именем, к которому они обращались чаще всего, было имя Августина. В 1788 г. В Москве выходит первый русский перевод: «Избранные сочинения» Августина в четырех томах. Реформа духовного образования (семинарии и академии), проведенная в 1808 г., закрепляет преимущественное место библейских исследований и отсутствие курса патристики…» 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 30. О Благовещении Пресвятой Девы Марии Наконец, мы рассмотрим Благовещенье Пресвятой Девы Марии, относительно чего наличествует четыре пункта: 1) насколько приличествует то, что ей было сообщено об имеющем от нее родиться; 2) кому именно надлежало благовестить; 3) каким образом надлежало благовестить; 4) о том порядке, который имел место при Благовещении.   Раздел 1. Была ли необходимость сообщать Пресвятой Деве Марии о том, чему надлежало быть в Ней исполненным? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не было никакой необходимости в том, чтобы сообщать Пресвятой Деве Марии об имеющем быть в ней исполненным. Действительно, единственной целью Благовещенья могло бы быть только получение согласия Девы. Но ее согласия, похоже, не требовалось, поскольку непорочное зачатие было пророчески предвозвещено, то есть «предопределено», а предопределенное, как говорит глосса на [слова из евангелия от Матфея] ( Мф. 1, 22 ), «исполняется без нашего согласия». Следовательно, в Благовещении не было никакой необходимости. Возражение 2. Далее, Пресвятая Дева Мария верила в Воплощение, иначе бы ей был заказан путь ко спасению, поскольку, по словам апостола, «правда Божия чрез веру в Иисуса, Христа» ( Рим. 3, 22 ). Но никто не нуждается в наставлении о том, во что он с несомненностью верит. Следовательно, Пресвятая Дева Мария не испытывала никакой нужды в том, чтобы ей было объявлено о Воплощении ее Сына. Возражение 3. Далее, подобно тому как Святая Дева зачала Христа в своем теле, точно так же всякая верующая душа зачинает Его духовно. Так, апостол говорит: «Дети мои (для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос)!» ( Гал. 4, 19 ). Но тем, кто зачинает Его духовно, никто не благовестит об этом зачатии. Следовательно, и Пресвятой Деве Марии не нужно было благовестить о том, что она зачнет Сына Божия во чреве. Этому противоречит то, что сказал ей ангел: «Вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына» ( Лк. 1,31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Христианская Церковь с самых первых времен своего существования разделялась на две половины: восточную и западную. Между этими частями Вселенской Церкви сначала было полное единение, и весь христианский мир был объединен единством вероисповеданий и основных начал церковного устройства и одушевлен единою христианскою любовию. Но впоследствии дух злобы начал мало-помалу отторгать западную Церковь , а наконец и совсем отторг ее от святого союза с восточною Церковию. Видимое начало ослабления этого союза восходит к тому времени, когда стала ослабевать гражданская связь между восточною и западною римскою империею, а окончательное расторжение его последовало уже в XI веке по случаю спора из-за опресноков, когда легаты римские положили (16 мая 1054 г.) на престол храма Софии в Константинополе анафему на патриарха со всеми его последователями. Отделившись от восточной Церкви и начавши жить жизнью особою, в себя замкнутою, западная церковь все более и более отступала от чистоты древних преданий и христианского вероучения и все более и более вносила нововведения и новшества в церковную жизнь. Особенно много таких нововведений в учении веры, в обрядах церковных и иерархическом устройстве внесено было в темные средние века. Схоластическая наука привела все эти отступления и нововведения в систему, обставила их равными доказательствами и закрепила в сознании католического мира. Позднейшие западные соборы придали этим нововведениям равное значение с догматами и правилами древней Вселенской Церкви. Таким образом в западной церкви образовалась целая особенная система вероучения и церковного устройства. Дух властолюбия, все более и более развившийся в западной церкви, извратил в ней внутренние начала духовной жизни – начала свободной и братской любви, превратив ее из духовного царства Божия в царство мирское, принявшее в себя начала мирского государственного устройства и мирские государственные дела, интересы и стремления. Отступления римской церкви от православной содержатся в учении: I) об источниках церковного учения; II) о личном свойстве Святого Духа; III) о первородном грехе и непорочном зачатии Пресвятой Девы; IV) об оправдании и спасении человека; V) о Церкви и ее устройстве; VI) о таинствах и VII) о загробной судьбе человека. Кроме вероучения римская церковь еще отличается от православной свои VIII) нравоучением и IX) богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Часть 1 Представление баптистов о Божественной природе Высказывания баптистов о Божестве Иисуса Христа в чем-то напоминают православное учение, но имеется принципиальное различие, обусловленное их учением о сущности и свойствах Божиих. Баптизм отождествляет сущность и свойства Божии, различая их только теоретически, что ведет к непреодолимой онтологической пропасти между Богом и творением. В отличие от них в Православии этот разрыв преодолевается благодаря нетварным Божественным энергиям, посредством которых Бог пребывает в мире, и в частности во святых 6 . Нетварные Божественные энергии, согласно Православному учению, имеют источником Божественную сущность, реально от нее отличны, но неотделимы. Если Божественная сущность неприступна и несообщима, то нетварные энергии доступны и твари сообщимы, благодаря чему возможно освящение и обожение верующих. Представление баптистов о человеческой природе Данное представление внешне также напоминает Православное учение, однако имеет принципиальные отличия от Православия во многих аспектах, начиная от учения о непорочном зачатии до человеческой природы Воплощенного Логоса. Наиболее непримиримого мнения в отношении непорочного зачатия придерживается М. Эриксон – он заявляет, что это учение лишено сотериологического предназначения. Анализируя учение о непорочном зачатии, изложенное в Св. Писании, М. Эриксон исходит из того, что ни половой акт, ни супружеские отношения не являются грехом, и в передаче греховной природы участвуют и мужчина, и женщина, которые порознь, сами по себе являются источниками греховной природы. Следовательно, сама женщина без мужчины может передать грех по наследству, но, чтобы этого не произошло, Дух Святой очистил Деву Марию, и от Нее к «Иисусу не передалось никакой порочности или вины» 7 . Если это было возможно в отношении Девы Марии, продолжает М. Эриксон, и «если Святой Дух предотвратил передачу Иисусу греховности от Марии», то Дух Святой мог бы «предотвратить ее передачу и от Иосифа» 8 . Отсюда М. Эриксоном делается ложный вывод о том, что «безгрешность Иисуса не зависела от непорочного зачатия» 9 и идея непорочного зачатия якобы не имеет отношения к спасению. «Мы уже отмечали, что непорочное зачатие не упоминается в благовестнических проповедях Книги Деяний. Поэтому вполне возможно, что это учение не входит в число первоочередных (т.е. необходимых для спасения). Это вспомогательное или дополнительное учение, оно помогает создавать и поддерживать веру в главные учения или подкрепляет истины, изложенные в других учениях. Подобно воскресению, это историческое событие, учение и свидетельство одновременно» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/otli...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010