От руки изображенного в полукружии «Ветхого Денми» идет прямой луч к лону Девы Марии. Тем самым художник показал с предельной для его времени наглядностью, что непорочное зачатие произошло по воле Всевышнего. В монументальных фигурах архангела Гавриила и Марии чувствуется основательное знание автором иконы современных ему образцов византийской живописи. Хотя фигуры несколько грузны, чем они отличаются от изображений на чисто греческих иконах, им свойственна строгая пропорциональность. Убедительно выявлен мотив движения архангела, изящными складками ложится его плащ, не менее изящны складки хитона. С таким же тонким пониманием структуры драпировки обработан мафорий Богоматери. Моделировка лиц отличается особой мягкостью. Темная зеленовато-оливковая основа положена только в тенях. Дальнейшая лепка рельефа достигается путем постепенного наложения темно-желтой охры с прибавлением в каждом следующем слое все большего количества белил, но с последовательностью столь выдержанной, что переходы от слоя к слою остаются почти незаметными. Самый верхний слой, покрывающий наиболее освещенные места, не переходит в чистую белизну, сохраняя желтоватый оттенок. Поверх охры положены красные румяна, мягко оттеняющие щеки, лоб, шею и линию носа. Колорит «Устюжского Благовещения» отличается в целом известной сумрачностью, что вообще типично для икон домонгольского времени. Наиболее ярки краски верхнего изображения, где мы видим восседающего на херувимах и восславляемого серафимами «Ветхого Денми». Здесь киноварные краски смело сочетаются с синими, голубыми, зелеными и белыми. Это изображение, сопровождаемое славянскими надписями, несколько выпадает резкостью своих красок из общего цветового строя иконы. Тут уже дает о себе знать индивидуальный вкус новгородского художника, добивающегося особой звонкости цвета. По-видимому, он не был связан в этой части иконы каноническим образцом, почему и прибег не только к более цветистой гамме, но и к более свободной манере письма. Такое параллельное сосуществование двух различных живописных приемов в одной и той же иконе встретится и в других памятниках новгородской станковой живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Ты, как Младенец, был носим во объятиях старца, Рог вознеси верных василевсов наших, Их укрепи силою Твоею, Слове, Возвесели их благочестивое царство, Единый Человеколюбец, Вступление III Утробу Девственную освятивший Рождеством Твоим И руки Симеона благословивший, как подобало, Предварив и ныне, спас нас, Христе Боже; Но умири во бранех государство И укрепи василевсов, которых Ты возлюбил, Единый Человеколюбец. 1 К Богородице поспешим, желая Видеть Сына Ее, к Симеону принесенного; Его с Небес Бесплотные, видя, Удивлялись, говоря: – «Чудесное созерцаем мы ныне и страшное, непостижимое, неизреченное; Ибо Создавший Адама носится на руках, как Младенец; Невместимый вмещается во объятиях старца; Пребывающий в неизреченных недрах Отца Своего Волею описуется плотию, не Божеством. Единый Человеколюбец». 2 Когда же это возвестили они, Незримо же поклонились Господу и людей возвеличили, Ибо на раменах Херувимов носимый С ними жительствует, Ибо явился доступным для земных Неприступный для Ангелов, Ибо носящий и содержащий всё как Создатель, Созидающий младенцев в материнских утробах, Не изменяясь, стал Младенцем, рожденным от Девы, и пребыл неразлучно Со Отцом и Духом, Им Собезначальный, Единый Человеколюбец. 3 Ангелы воспели Человеколюбца сими словами, Мария же шла, неся Его во объятиях, И размышляла, как стала Она Матерью (Господа) И пребыла Девой. Зная, что преестественно было Рождество, ужасалась и трепетала, С Собою же рассуждая, говорила так: «Какое найду, Сын Мой, для Тебя нареченье? Ибо если, как вижу, назову Тебя Человеком – Ты выше человека, Девство Мое сохранивший непорочным, Единый Человеколюбец. 4 Совершенным ли назову Тебя Человеком? Но знаю Божественное Твое зачатие: ибо никто из людей никогда Без совместной жизни и бессеменно не зачинается, Как Ты, Безгрешный. И если Богом Тебя назову, удивляюсь, видя Тебя по всему Мне подобным, Ибо Ты не имеешь ничего изменённым, что есть у людей, Кроме того, что Ты без греха зачат и родился. Буду ли Тебя питать млеком или буду Тебя славословить?

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Вспомните, что была уже однажды такого рода попытка иезуитов, но только она у нас произвела одних лишь самозванцев! В этом смысле правильно выразился собрат ваш в своей книжке, сказавши, в последней ее главе: католицизм или революция: потому что, действительно, хитрые козни иезуитов, которые находят все средства хорошими, лишь бы достигнуть своей цели, произвели в России и Лжедимитрия и те страшные смятения, которые после него возникли! . Ничто не может исцелить вас! Никакой пример не действует ни в прошедшем, ни в настоящем! Хотя бы вас несколько образумил пример, бывший пред вашими глазами: – бедственная смерть архиепископа Парижского! Вот что значит навязывать насильственно новый догмат! – потому что это была одна из причин преступления, хотя и не единственная. Не должно говорить дурного о мертвых, тем более, что о покойном архиепископе отзываются, как о человеке благочестивом; но мы, Русские, не можем забыть тех жестоких слов, какие позволил он себе сказать при начале войны, возбуждая против нас как бы новый крестовый поход, для помощи туркам, которых не постыдился назвать одною из сект христианства, за что и соотечественники его назвали Сибур-пашею. Да простит ему Господь такое согрешение; но невольно вспомнишь слова Христовы, сказанные апостолу Петру: «возврати нож твой в место его: вси бо приемшии нож, ножем и погибнут» ( Мф.26:52 ). Сими словами заключаю письмо и желал бы заключить самую переписку; между тем, предваряю, что при издании второй части «Question religieuse», после статей о Патриархе Фотии и Флорентинском соборе, будут также помещаться и некоторые из моих писем. Не гневайся: вы это сами накликали своими письмами и брошюрами! Прости, желаю, тебе мира и спасения. 1856 г. Письмо IV Ты сообщил мне, любезный друг, некоторые замечания, сделанные на Западе, по поводу моей статьи о непорочном зачатии, которая была помещена в наших духовных журналах. Защитники этого нового учения папского, по словам твоим, обвиняют меня: будто я исповедую какое-то порочное, или нечистое зачатие и, как бы основываясь на собственных наших церковных песнях, утверждают: будто и мы, сами того не ведая, приемлем их новый догмат, хотя и оглашаем его неправославным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кондак 3: Сила Всевышнего тогда/осенила к зачатию брака не познавшую/и плодоносное чрево Ее/как бы нивой явила сладостной/для всех, желающих пожинать спасение,/воспевая так:/Аллилуиа! Икос 3: Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети;/младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся,/и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Икос 3: Имея чрево, Бога принявшее,/поспешила Дева к Елисавете;/младенец же той, тотчас узнав Ее приветствие,/радовался, и взыграниями, как бы песнями, взывал к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго;/радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Ростка неувядаемого ветвь;/радуйся, Плода бессмертного удел. Радуйся, Делателя делающая человеколюбца;/радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Радуйся, возделывающая Земледельца человеколюбивого;/радуйся, Насадителя жизни нашей рождающая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот;/радуйся, трапезо, носящая обилие очищений. Радуйся, нива, растящая сострадания богатый урожай;/радуйся, трапеза, носящая обилие умилостивления. Радуйся, яко рай пищный процветаеши;/радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, ибо Ты лугу роскошному расцвести даешь;/радуйся, ибо Ты пристанище для душ готовишь. Радуйся, приятное молитвы кадило;/радуйся, всего мира очищение. Радуйся, ходатайства приятный фимиам;/радуйся, всего мира искупление. Радуйся, Божие к смертным благоволение;/радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Божие к смертным благоволение;/радуйся, смертных перед Богом дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Невеста, брака не познавшая. Кондак 4: Бурю внутрь имея помышлений сумнительных,/целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней,/и бракоокрадованную помышляя, Непорочная;/уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече:/Аллилуия. Кондак 4: Бурю имея в себе мыслей сомнительных,/целомудренный Иосиф пришел в смущение,/смотря на Тебя, безбрачную и подозревая,/что нарушила чистоту, Ты, Непорочная;/узнав же о зачатии Твоем от Духа Святого, возгласил:/Аллилуиа! Икос 4: Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие,/и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна,/во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-bla...

Каким образом погубим это судно бурей? – если возьмем уснувшего в нем кормчего. Как разорвем агнца? – если заподозрим пастыря в невнимательности. Как захватим город? – если увидим царя в бессилии. Итак, ужели сатанинское жало не поразит девственной стены? Мы ошибемся в ожиданиях, если не удалимся от состязания. Если мы не сумеем посягнуть на сосуд девства и не можем противостать зародышу чрева, – тогда стрелами клеветы поразим нетленное зачатие. Оклевещем таинство, осквернословим непорочность, дабы навлечь наказание; обесславим таинственное чревоношение, чтобы привлечь к иудейскому обрезанию. Воспользуемся этим родом, соглашающимся с нашей ложью. Подставим диавольское лукавство тем, которые исследуют даже малые погрешности, – тем, которые совершенно не знают границ сострадания и обостряют на истину меч бесчеловечный, – тем, которые совершают неправедный суд. Чистая раковина будет стерта, дабы находящийся в ней драгоценный маргарит не был доношен. Если же копье нашего лукавства не поразит зачатия Девы, то нож клеветы Ирода убьет рождение являющегося младенца: ибо он с нами и за нас будет воевать со Христом. Какими же красками изобразим, какими словами восхвалим образ Пречистой Девы? Она – недоступный алтарь безгрешности, Она – священный Божий храм, Она – златый жертвенник всесожжения, Она – святое миро помазания, Она – драгоценный алавастр нарда пистика ( Ин. 12:3 ), Она – священный сосуд, предрекающий Божий совет, Она – золотой подсвещник, держащий семисвещник; Она – позлащенный совне и внутри ковчег, духом и телом освященный; Она – пепел юнчий кропящий оскверненныя и освящающий к плотстей чистоте ( Евр. 9:13 )... Она – врата зряшие на востоки, чрез вхождение и исхождение Владыки затворяющиеся во веки; Она – свиток новый Нового Завета, чрез который предотвращено было пленение людей; Она – прекрасная Невеста Песней, принимающая Нетленного Жениха в Своей сокровищнице, Она – скиния верных, чрез перворожденных телиц (т. е. два завета) направляющая на прямой чуть спасения; Она – скиния свидения, из которой после девятимесячного пребывания изшел истинный Иисус, будучи Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

История всем известна, но я кратко напомню, что связана она с ситуацией в Америке, в консервативных протестантских евангелических кругах. Конкретно термин связан с серией публикаций, которые назывались " The Fundamentals. A Testimony to the Truth " , которые появились в 10-х годах XX века. Но само Движение (исследователи часто называют это Движением, имея в виду протестантский фундаментализм как первое явление этого порядка) возникает еще в конце XIX века, более конкретно – с 70-х годов, когда начинаются так называемые Ниагарские библейские конференции в Америке. Серия таких конференций закончилась тем, что в 1895 году были сформулированы пять, так сказать, " фундаменталов " , " основ " , которые, собственно, и обозначают кристаллизацию протестантского фундаментализма и которые нашли более развернутое выражение в этих позднейших публикациях. Пять пунктов утверждают, непогрешимость христианского Священного Писания; его буквальное понимание, то есть следование букве Писания; веру в непорочное девственное зачатие Иисуса Христа; Его физическое воскресение и Его второе физическое пришествие; веру в то, что совершено искупление, причем так называемое заместительное искупление, то есть что Христос искупил, пострадал вместо человека. Все это было связано с так называемой либеральной протестантской теологией, которая развивается в течение всего XIX века, начиная со Шлейермахера и т.д., и библейской критикой, которая тоже развивается в XIX, прежде всего в протестантском мире. Поэтому в данном случае то, что получило название фундаментализма, есть реакция на то, что опознано было ими же, фундаменталистами, как модернизм, как совершенно новое движение внутри Церкви, когда размывается авторитет Священного Писания и традиции исследуются методами современной тогда гуманитарной науки. Поэтому сами основы оказываются потрясены в традиционном протестантском понимании христианства, и необходимо защитить истину, потому что истина рушится. В 20-х годах в Америке этот спор продолжался и после опубликования фундаменталистских текстов, это был публичный спор между фундаменталистами и модернистами. Многие общины разделились, была попытка создать новые фундаменталистские общины.

http://religare.ru/2_4037.html

339 Оно достаточно свидетельствует даже о характере и направлении богословской учёности Серапиона Великого. Поразительна его способность к анализу страсти, их взаимная связь и зависимость, их происхождение, их группировка, средства борьбы с ними подвергнуты здесь такому глубокому анализу, который редко можно встретить даже в позднейших специально-аскетических творениях. По своему богословскому направлению Серапион является типичным представителем александрийской школы. В экзегетике он сторонник крайнего аллегоризма вся история еврейского народа у него образ борьбы человека с Диаволом и страстями. Аллегорически истолковывая даже детали этой истории он доходит до того, что в перечне семи народов, осужденных Богом на истребление израильтянами, он видит семь страстей, с которыми должен бороться инок. Но так как, с одной стороны он считает не семь, а восемь главных страстей то принужден сказать с натяжкой, что на восьмую страсть нет указаний потому, что она (чревоугодие) уже побеждена иноками. 340 С другой стороны, так как в других местах св. Писания ( Быm. XV, 19 – 21 , Второз. VII, 1, Ucx. III, 17 ) перечисляются не семь, а десять народов, то он с еще большей натяжкой говорит, что здесь имеются в виду те монахи, которые раньше были язычниками и евреями и потому были подвержены еще двум страстям – идолопоклонству и хуле. 341 Таковым же александрийцем он является и в догматической области. В речи о Христе он особенно настойчиво подчеркивает Его божество. Если же он говорит о человеческой природе Христа, то всегда старается подчеркнуть отличительные особенности этой природы у Него. Его непорочное зачатие, а отсюда – Его свободу от „жада плотской похоти“ от „возбуждения страсти“ и т.п. В этих случаях он иногда допускает даже довольно подозрительные выражения. Он принял только подобную нашей природу“ 342 , хотя тут же, несколькими строками выше, называет плоть Христа „плотью истинною“. 343 Для Серапиона, как александрийца нисколько не странным казалось сказать, что Сын Божий „ел, пил, спал, истинно потерпел пронзение гвоздей“ 344 и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

— Геронда, а как быть, если помысл подозрения о ком-то подтвердится на деле? — Если такой помысл однажды и окажется верным, то неужели это значит, что подобные помыслы будут оказываться верными постоянно? А кроме того, откуда ты знаешь: может быть, Бог попустил такому помыслу оправдаться на деле ради того, чтобы человек, которого ты подозревал, сдал экзамен на смирение? Конечно, и нам самим необходимо быть внимательными. Мы не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например, если у человека возник о тебе «левый» [недобрый] помысл, то причиной этого может быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то что ты ведешь себя со вниманием, то прославь Бога и помолись о нем. 1. Старец Харалампий (1914–1998) — святогорский монах, подвизавшийся на Капсале, современник Старца Паисия. — Прим. пер. 2. Известные слова из Акафиста Пресвятой Богородице, восхваляющие Ее божественное зачатие, Рождество и Непорочное Девство 3. Кашеобразная масса из кунжута. — Прим. пер. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 декабря, 2013 18 декабря, 2013 12 июля, 2020 1 мая, 2018 11 ноября, 2017 1 апреля, 2017 7 июня, 2016 21 декабря, 2013 20 декабря, 2013 19 декабря, 2013 18 декабря, 2013 12 июля, 2020 1 мая, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/stavte-voprositelnye-z...

Автор книги «Излечение памяти» Давид Симандс говорит: «Будучи миссионером в Индии, я постоянно наталкивался на непроницаемый панцирь пантеистического и монотеистического индуизма. Это сделало из меня абсолютного фанатика Иисуса Христа. В одном я никому не уступил ни пяди – в вопросе о Воплощении. Я-то понимаю его основополагающее значение. «Существовал Кришна или нет, – сказал мне как-то друг-индус, – это не важно. Важен идеал Кришны. Точно так же важен идеал Христа, а существовал или не существовал Он на самом деле – не имеет значения». «Нет, – отвечал я ему, – мы говорим о разных вещах. Вопрос о том, существует Христос или нет, не просто важен. Это – вопрос первостепенной важности " ». Мы не можем отделять Человека Иисуса от Божественного Христа, как это пытаются делать «нововековцы». Они утверждают, что один и тот же идеал Христа или Его дух был в «Геркулесе, Гермесе, Раме, Митре… Кришне, Будде и Христе». Странно? Конечно. Однако Библия совершенно недвусмысленно говорит о том, Кто Такой Иисус Христос. Имя «Иисус» означает «Спаситель». Говоря о Младенце, которого родит дева Мария, ангел сказал Иосифу: «„и наречешь Ему имя; Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). Слово «Христос» означает «Помазанник» или «Мессия». Сказать в те библейские времена «Иисус Христос» было все равно что сказать «Иисус Мессия». Когда Иисус призвал к Себе Андрея, тот пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию», а потом по вдохновению добавил: «что значит: Христос» ( Ин.1:41 ). Иисус Христос – единственный и неповторимый. Уникальными были Его рождение, жизнь, смерть и воскресение. Он был рожден через непорочное зачатие ( Ис.7:14 ; Мф.123 ); прожил безгрешную жизнь ( 1Ин.3:5 ); умер за других, чтобы освободить их от возмездия за их грехи ( 2Кор.5:21 ); воскрес на третий день после смерти и вознесся к Небесному Отцу ( 1Кор.15:3,4 ; Деян.1:11 ). ГРЕХ И СПАСЕНИЕ Не стоит искать в публикациях «Нового Века» упоминаний о грехе. Ведь «нововековцы» считают, что каждый человек – бог, и следовательно не может быть грешен в библейском смысле этого слова. Все человеческие недостатки, говорят они, происходят от недостатка просвещения. Решить эту проблему можно, изменив сознание человека таким образом, чтобы он ощущал единение с мировой Силой или некоей безликой Божественной Сущностью.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Мормоны очеловечивают Бога и обожествляют человека. Орсон Хайд – современник Джозефа Смита, признанный мормонской церковью авторитет в теологии, учил: «Помните, что Бог, Отец наш небесный, тоже был когда-то ребенком, таким же смертным, как все мы, но шаг за шагом поднимался по шкале развития; преодолевая все препятствия, пока не стал тем, кем является сейчас». Подобные заявления показывают, что мормоны не только добавляют к Библии то, чего в ней никогда не было, но зачастую явно противоречат тому, чему совершенно недвусмысленно учит Слово Божье. ХРИСТОС Что касается божественности Христа, тут мормоны и вовсе не согласны с учением Библии, поскольку считают, что все люди, прежде чем получили физические тела, существовали в вечности как духи. Они утверждают, что Христос, прежде чем пришел на землю, был таким же духовным существом, как и все остальные еще не родившиеся люди. Таким образом, мормоны, с одной стороны, признают Его божественность, но с другой – низводят Его до уровня человека. Люди ставятся мормонами на один уровень с Христом. В книге «Учения и обетования» Иисусу приписываются такие слова: «В начале Я был с Отцом, и Я был Первенцем. Вы тоже в начале были с Отцом». По учению мормонов, Христос был сотворен, так же как и все люди. В Библии же говорится, что человечество не существовало вечно. Человека создал Бог (см. Быт.1:26, 27 ), в то время как Христос – не творение Божье, а Сам – Предвечный Бог (см. Ин.11, 14 ). Мормоны не разделяют библейскую точку зрения на непорочное зачатие Христа. По утверждению Бригэма Янга: «Он (Христос) не был зачат от Святого Духа... Иисус, наш старший брат, был зачат в теле тем, кто был в Едемском Саду и кто является нашим Отцом Небесным». Из этого Уолтер Мартин делает вывод, что мормоны считают, что «Спаситель был вочеловечен не Святым Духом, а в результате реального союза между «бессмертным или воскресшим и возвеличенным Отцом» и Марией... Но как бы энергично нынешние мормонские апологеты ни отрицали это, нет никакого сомнения в том, что основанием для подобного заявления служит учение о боге – Адаме». «Совершенно ясно, – говорит Бригэм Янг, – что Христос был зачат, когда Адам (который к тому времени стал богом) соединился с Марией». Такое утверждение прямо противоречит библейскому учению о том, что Иисус был зачат от Святого Духа (см. Мф.1:18, 20 и Лук.1:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010