Вполне ожидаемо, что зачатие и рождение богопротивника, в соответствии с провозвестием Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 )), будет лживо преподано людям как чистое и непорочное. Считается, что антихрист «объявится» также «внезапно», как это произошло со Спасителем: «Итак, … он рождается от блуда и тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает и царствует» (преп. Иоанн Дамаскин ) с. 268 – 269]. При этом, признанию Божественного достоинства псевдомессии будет способствовать деятельность псевдопредтечи, равно как признанию мессианского достоинства Иисуса способствовала проповедь святого Иоанна Креститля : «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю» ( Откр. 13:11–12 ) (ср.: толкование св. Андрея Кесарийского : «Предтеча отступника – лжехриста волшебством и обманом будет совершать всё к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, наподобие Крестителя, приводившего верующих ко Спасителю: ибо и ложь для обольщения людей пытается подражать истине» с. 108]). Полагают, что возраст объявившегося «беззаконника» будет соответствовать возрасту вышедшего на общественную проповедь Христа. Опять же, продолжительность царствования ложного мессии будет соответствовать времени общественного служения истинного (3:5 года): «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Откр. 13:5 ). Мы помним, что деятельность Иисуса Христа ознаменовалась множеством чудес. Этим, помимо их буквального и непосредственного значения – помощи людям – подтверждалось мессианское, Божественное достоинство Спасителя: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» ( Ин. 14:11 ). Не удивительно, что и деятельность псевдо-спасителя будет отмечена комплексом небывалых чудес и знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

е. сформирует в Твоей утробе Собственное Тело и Душу); посему и рождаемое Святое (т. е. соединенное ипостасно с Богом) наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее ангел” ( Лк.1:35-38 ). Так произошло потрясение неба и земли, и пришел Желаемый всеми народами ( Агг.2:6-7 ). Все же это произошло потому, что Дева Мария “не возлюбила души Своей даже до смерти” ( Апок.12:11 ), (ведь за прелюбодеяние, в котором Ее могли обвинить, по закону полагалась смертная казнь ( Лев.20:10 )), отвергла все доводы человеческого рассудка и полностью смиренно предала Себя воле Божией, явившись тем самым непорочной в пути ( Пс.118:1 ). Господь же, обещавший, что “Он прославит прославляющих Его” ( 1Цар.2:30 ), тотчас начал прославлять Свою Рабу. Дух Святый, нашедший на Деву и сделавший совершенным ее девство, стал проявляться во вне и удостоил Свою Носительницу неземной славы. И первую подвиг Дух к прославлению Девы ее родственницу Елисавету, назвавшую Марию Матерью Господа ( Лк.1:44-45 ). Это Откровение Святого Духа отвергают ныне протестанты, не признающие Марию Богородицею. Сама же Дева, подвигаемая Тем же Духом, изрекла великое пророчество о своей вечной славе: “Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, (Сама Дева ясно показывает здесь, что и Она нуждалась в Искупительной Жертве Христа, в противность хулениям латинян, утверждающих Ее мнимое непорочное зачатие!), что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды (эту заповедь Духа точно исполняют все православные христиане, и лишь безумные протестанты пытаются отнять у Девы Ее славу. “Что сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его” ( Лк.1:46-47 ). Поэтому и Церковь Бога Живаго, столп и утверждение Истины, всегда возвещает величие и милость, излитые на Приснодеву.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Здесь только нужно отметить, что понятие первородного греха (испорченность природы) и потеря благодати Божией – два разных последствия грехопадения. Католические богословы смешивают понятия и подменяют испорченность природы отъятием благодати. Все философствование идет не по поводу первородного греха, а по поводу отсутствия благодати. Вопрос же первородного греха, как греховности природы, не затронут вообще. Не приведен ни один аргумент по поводу того, что природа Божией Матери была избавлена от порчи, первородного греха. В цитате Лк.1:28 слово – Благодатная в латинском переводе – gratia plena, то есть полная благодати, но в греческом оригинале использовано слово , дословно переводящееся как облагодатствованная. Эти слова поясняют дальнейшие слова Ангела: «ибо Ты обрела благодать у Бога» 1064 . Католические богословы рассматривают слово с отрывом от контекста, который ясно указывает, что благодать не изначально дана, а приобретена образом жизни, к тому же здесь нет ни малейшего намека на прощение первородного греха, заключающегося в испорченности природы человека! 1065 Ссылка на слова: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» 1066 совершенно не обоснована, так как здесь вообще нет речи ни о первородном грехе, ни о благодати. Ссылки на то, что Православная Церковь отмечает особой службой зачатие Пресвятой Богородицы, не является указанием на то, что и в православии имеет место такое же учение – ведь есть служба и зачатию Предтечи! Просто отмечается важнейший момент в истории человечества. Учение католиков о непорочном зачатии отделяет Пресвятую Богородицу от рода человеческого и ставит под вопрос родство Христа по плоти роду человеческому и противоречит принципу спасения, указанному Апостолом Павлом: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». 1067

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

И мы читаем далее: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» ( Откр.13:6 ). Андрей Кесарийский пишет: «Жилище Божие означает воплощение Бога Слова, Его пребывание во плоти, и покой святых, на которых, как и на Ангелов, направит зверь свое хуление». То есть богохульство будет обращено прежде всего против Сына Божия и Его святых. Будет делаться попытка дискредитировать святых, деканонизировать их. Вы не поверите, но в наше время, в недалеком прошлом, был один священник, я не не хочу называть его имя, – он покойный уже, – который требовал, чтобы деканонизировали всех святых, которые были умучены жидами, то есть отменили бы их канонизацию. Когда его спрашивали: – Почему? Он говорил: – Такая канонизация способствует антисемитизму. Я никогда не забуду: когда я был на выставке Ильи Глазунова, еще в советские времена, там было выступление по поводу Александра Невского, святого благоверного князя. Как только не порочили его! Как только не ругали его. Я был поражен. На Сына Божия грязь и клевета льются постоянно. Со стороны кого? Иудеев. Они ставят под сомнение непорочное зачатие, они наполнили Интернет всякими пакостями против христиан, они говорят, что якобы у пророка Исайи не было пророчества: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына» ( Ис.7:14 ). Они говорят, что надо переводить – «се, молодая женщина во чреве приимет и родит сына». Но у Исайи сказано: «Господь даст вам знамение». А какое знамение – если женщина родит? Это не знамение, это обычное, повседневное явление. Вот если дева рождает – это знамение. Но иудеи не хотят обращать внимания на такие вещи, они придираются к терминам, они говорят: –Тут слово «альма», а не «бетула». «Бетула» – это по-еврейски девственница, а «альма» – это молодая женщина. Они говорят: молодая женщина. Но это лукавство, потому что о сестре Моисея, которой было лет 9, когда Моисей был младенцем, сказано «альма». Вряд ли 9-летняя девочка, тем более будущая пророчица, не являлась девственницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, телесная кончина, пусть и всего на три дня – свидетельство того, что Богоматерь такой же человек, как и все остальные, хотя католики думают иначе, утвердив ложный догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии». Если бы Ее зачатие было бы действительно непорочно и лишено первородного греха – источника смерти, то Она бы и не умирала. А в соответствии со следующим католическим «догматом» – «О телесном Вознесении Девы Марии» Она и вовсе не умирала. Но это входит в противоречие со свидетельствами святоотеческого Предания, на котором основывается Православная Церковь, одно из каковых свидетельств – преподобного Иоанна Дамаскина – о телесной смерти Божией Матери мы с вами только что слышали. Еще один смысл телесной кончины Пресвятой Девы – символически-назидательный. Кончина и телесное воскресение Богоматери – первый пример и свидетельство того, что будет со всеми нами, в том числе уже умершими, по Втором Пришествии Христа, в день Всеобщего Воскресения, когда наши тела соединятся с душами, и если мы окажемся достойными по своим добродетельным свершениям и чистоте от греха вечной жизни, то перейдем в нее подобно Божией Матери. Смысл смерти после Христа изменился: «Уже не лежит более на Израиле ярмо законного рабства, ибо Сам Христос подписал нам свободу, даровав служение в Духе, – и подписал, как на хартии, на Теле, которое из Богоматери, Прошедший Небеса ( Евр.4:14 )», – говорит об этом преподобный Андрей Критский в своем Слове на Успение. Смерть для нас после Христовых смерти и воскресения и вовсе является благом: «Нужно, чтобы то, что составлено из земли, возвратилось в землю, а потом взошло на Небо, приняв в земле чистейшую жизнь, через отложение в ней плоти. Нужно, чтобы тело через смерть, как бы через огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от земной и мрачной тяжести тления, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия», – вторит ему преподобный Иоанн Дамаскин. Да, наступающий праздник – не только воспоминание прошлых событий, но и пример для всех нас. Не случайно сегодня, готовясь встречать Успение, мы с вами читали такой на первый взгляд странный отрывок из Евангелия: Около Него сидел народ. И сказали Ему, вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им, кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мк.3:32–35 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Мф.1:19 .  Иосиф же муж ея, праведен сый и не хотя Ея обличити, восхоте тай пустити Ю. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Праведным называется человек ненавидящий зло; называется и вообще добродетельный. Так и здесь свидетельствуется, что Иосиф был праведен, как по причине других его добродетелей, так и по причине его кротости и доброты. «Обличити» ( παραδειγματισαι ) говорилось тогда, когда муж приводил подозреваемую жену в синедрион, обвинял ее и таким образом открыто отпускал ее из своего дома. Иосиф, не желая этого сделать, вознамерился тайно отпустить Марию, чтобы и самому не оказаться нарушающим закон, повелевающий отпускать зачавших от другого, и Ее охранить от перенесения бедствий, не обнародуя случившегося. Мф.1:20 .  Сия же ему помыслившу, се, Ангел Господень во сне явися ему... Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне... Обрати внимание на величие кротости. Иосиф не только не объявлял об этом деле никому другому, но даже Той Самой, Которую подозревал, – а только про себя подумал отпустить Ее тайно. Почему Ангел не сказал Иосифу о бессеменном зачатии прежде, чем стало явно, что Она имеет во чреве? Потому что он мог бы не поверить по причине необычайности дела; но когда оно уже было очевидно, – открывает и легче убеждает. Почему, далее, Дева не открыла Иосифу, так как Она прежде была извещена Гавриилом? Потому что знала, что не убедит, а скорее огорчит, как бы стараясь скрыть вину. Кроме того, почему и Самой Деве Ангел открыл о зачатии от Духа Святого не после того, как явно было, что Она имеет во чреве? Потому что, если бы Она не знала этого заранее, то могла бы находиться в смущении и страхе и даже решиться на смерть, хорошо зная, что Она никогда не убедила бы никого, если бы говорила, что не имела общения с мужем. Посему Деве Ангел возвестил прежде зачатия, а Иосифу во время рождения. Матфей написал об Ангеле, явившемся Иосифу, а Лука о благовествовавшем Деве Божественное зачатие, потому что и то, и другое было. Почему, опять, самому Иосифу Ангел явился во сне, а не наяву, как и Деве? Потому что Дева нуждалась в видении наяву, по причине необычайности открытия, а Иосиф, видя, что Она уже имеет во чреве, но зная чистую и непорочную жизнь Девы, легче мог поверить. С другой стороны, он видит во сне Ангела потому, что хорошо знает (умеет) толковать сны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Непорочное зачатие Марии Что касается непорочного зачатия Марии, то это учение было неизвестно в древней Церкви и присутствует исключительно у современных римо-католиков. Пытаясь очистить Марию (и оградить Христа) от пятна греха, догмат о непорочном зачатии утверждает, что Мария была зачата и рождена предохраненной от первородного греха. Данный догмат не имеет никаких оснований ни в Писании, ни в Символе веры Церкви. Отсутствие такого догмата нисколько не умаляет веру православных христиан в высочайшую, исключительную святость Марии. Какие бы перегибы ни допускались в истории, даже Римская Церковь никогда официально не веровала и не учила, что Мария в каком-либо отношении равна Троице. Такие обвинения иногда выдвигаются критиками Римской Церкви, но они безосновательны. Мария и спасение В конце православной вечерни священник восклицает: " Пресвятая Богородице, спаси нас! " Действительно ли Мария может спасти нас? Да, и вот почему. Несомненно, мы верим, что Мария чиста и свята, что она правит вместе со Христом, что она молится за нас. Мы знаем, что Мария всецело подчинила Свою волю воле Божией, таким образом в полной мере содействуя достижению Божественной цели. А мы знаем, что несомненной целью Бога является спасение верующих во Христа. Так что мы по меньшей мере можем сказать, что Мария озабочена нашим спасением и желает его. Это относится ко всем верующим. Поэтому первоначальный вопрос: " Может ли Мария спасти нас? " приводит к другому вопросу: " Можем ли мы спасти других? " И снова Священное Писание дает совершенно ясный ответ. Вот некоторые примеры: Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:16). Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5:20). К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня (Иуд. 22 - 23). Спасает огонь (1 Кор. 3:15), спасает молитва (Иак. 5:15), спасают ангелы (Ис. 63:9), спасает крещение (1 Петр. 3:21), спасает проповедь (1 Кор. 1:21), спасает Апостол Павел (Рим. 11:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

Но Бог – благ, милосерд и человеколюбец. « Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был » ( Иез.33:11 ). Господь не оставил человека в столь бедственном положении, но устроил путь его спасения. Для того, чтобы спастись, человеку нужны две вещи: оправдание – т.е. разрушение средостения между человеком и Богом, – и освящение – восстановление его падшей природы. Именно эти две вещи и осуществил Господь в домостроительстве (т.е. устроении) нашего спасения. Посмотрим кратко и схематично, как оно совершилось. Бог, в Святой, Единосущной, Нераздельной и Животворящей Троице славимый и покланяемый, Отец, Сын и Святой Дух, Триипостасное Единство, любя и жалея Свое создание, еще в раю, сразу по грехопадении, дал обетование о Семени Жены, которое поразит диавола ( Быт.3:15 ). Затем в течение многих веков Господь устроял ту среду, из которой это Семя должно произойти. Для этого Господь избрал Себе особый народ, Израиль, и Сам руководил его к истинному Богопознанию и Богопочитанию, приоткрывая, со временем все больше и больше, что должен придти на землю Мессия, Спаситель. В этом – суть Ветхого Завета, который заключил Господь с избранным израильским народом: приуготовить стези Господу, быть почвой, на которой прозябнет обетованное Семя – Мессия. Наконец, когда пришла полнота времен, Сам Бог, Господь Иисус Христос, Второе Лицо Св. Троицы, через непорочное зачатие Св. Девы Богородицы, пришел на землю, воплотился и родился в среде Израиля. Тридцати лет Он вышел на проповедь, учил людей Царству Божию, совершал великие чудеса, воскрешал из мертвых, исцелял болезни, призывал к покаянию и чистой жизни. Наконец, быв предан своими же соплеменниками на смерть, в страшных муках умер на кресте, воскрес из мертвых в третий день, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, принеся таким образом Себя в жертву за всех людей и тем искупив человечество Своею кровию; и в Себе Самом исцелил падшее человеческое естество, упразднив Своею смертью, смертью Бога, – смерть человеческую.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Но если человек грешит подряд два, три раза, не прибегая к покаянию, таким образом, злоупотребляя милосердием Божиим, то наказание и может настигнуть его! Ибо в этом случае грех становится частью его образа жизни, такое состояние называется: «стяжал навык греха». В таком случае святитель Игнатий Брянчанинов дает совет: «Если ты стяжал навык в грехах, то учащай исповедь и вскоре освободишься от плена греховного» . Но если человек согрешит и серьезно, но с поспешностью принесет покаяние, то сила содеянного греха тут же и разрушится. Святитель Василий писал: «Если обнажим грех исповедью, то сделаем его сухим тростником, достойным того, чтобы пояден был очистительным огнем» . В словах Спасителя надо удивляться не тому, что «всякий грех и хула простятся человекам» , но тому, что существует грех, могущий «победить» Божественное милосердие. Что же это за грех, и в чем сила его непростительности? И мы читаем далее: Мф.12:32 . «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Прежде всего, давайте установим, почему хула на Сына Человеческого прощается. Это связано с тем, что Господь скрывал от людей Свое Божество, а люди духовно незрелые так и ни смогли распознать в Нем Сына Божия. Точно так же многие наши современники не могут понять: что такое непорочное зачатие, пресуществление (преложение Святых Даров) и т. д. Блаженный Феофилакт так и пишет: «Итак, знай, кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущего по-человечески, и называет Его другом блудников, ядцею (любителем поесть – О.С.) и винопийцею за то, что Христос так поступал; такой человек, если и не покается, не даст в том ответа: он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога» . Действительно, мы слишком многого требуем от тех же мусульман и иудеев, когда доказываем им Божество Иисуса Христа! Сия тайна открывается по воле Бога, и не нам решать, почему одни к ней приобщаются, а другие нет. Когда апостол Петр исповедовал Иисуса из Назарета Сыном Божиим, «тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах» ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго». Пресвятая Дева, понимая, конечно, что Иосиф хочет Ее отпустить, не могла ничего ему сказать и, наверное, только молилась о том, чтобы Господь как-то все устроил. И Ангел явился Иосифу во сне, потому что он, может быть, не способен был воспринять обычное явление Ангела, какое было Пресвятой Деве. Ей Ангел явился воочию, как и Захарии. И мы помним, что Захария онемел после этого явления. Иосифу же Ангел явился во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов», то есть «потомок Давида», или, правильнее сказать, «достойный потомок царя Давида», потому и названный сыном Давида. «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго». Что значит «принять»? Это не значит сделать Ее женой в подлинном смысле слова. Иосиф должен принять Пресвятую Деву как святыню и как человека, нуждающегося в покровительстве, в опекунстве, в том, чтобы столь необыкновенное дело было укрыто не только от людей, но и от диавола. Представьте себе, что Пресвятая Дева не была бы прикрыта браком. Как бы восприняли люди совершившееся с Нею непорочное зачатие? Кто мог бы вместить известие о нем, если сам праведный Иосиф не сразу смог поверить в то, что это от Бога? И потому Иосиф должен был принять Марию как жену, чтобы создать видимость привычного для всех образа жизни, чтобы заботиться о Ней и о Богомладенце Христе. Но никак нельзя понимать это в том смысле, что Иосифу следовало вступить в обычный брак. Так, некоторые протестанты кощунственно говорят о том, будто бы Пресвятая Дева Мария, после того как родила Богомладенца Христа, еще имела детей, потому что в Евангелии упоминается о братьях и сестрах Господа Иисуса Христа. Святая Церковь толкует эти упоминания просто: Иосиф был старцем, вдовцом, и от первого брака он имел сыновей и дочерей. Это были, как бы мы сейчас сказали, сводные братья и сестры Господа Иисуса Христа. Но все иудеи, не знавшие о Божественном происхождении Спасителя, считали их Его братьями и сестрами в собственном смысле слова. Нигде не говорится, что они были младше Его. Существует даже такое мнение, что апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы были племянниками Спасителя, то есть происходили от Его названой сестры. И потому она, считая, что, как родственница, имеет право просить за них, с дерзновением приступила к Господу с просьбой о том, чтобы ее сыновья воссели от Него справа и слева в Царствии Его (см. Мф.20:20-21 ). В таком случае ее поведение становится для нас понятным.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010