Ди Фалько: Нет, я этого не утверждаю. Если за текстом стоит устная традиция, это не значит, будто она неправдива. История Моисея – одна из основ еврейской и христианской религий. Главное различие, на мой взгляд, заключено в характере откровения. Бог Ветхого Завета представляется не похожим на Бога, которого открывает нам Иисус. Первый образ – это Бог скорее суровый, Он наказывает людей, однако возобновляет свой союз с ними всякий раз, как они от Него отворачиваются. Он тоже является – по-своему – Богом любви. Только Он еще не стал таким близким к человеку, каким Его сделает воплощение. Примерно так же бывает в семье: отец строже обращается с детьми в раннем возрасте, чем когда они повзрослеют. Бегбедер: Новый Завет действительно напоминает документ-свидетельство газетного типа. Твой замысел «Газеты Евангелия», наверное, был вполне оправдан, хотя в Евангелии рассказываются и романтические сказки – вроде истории Марии, из-за которой христиане убивали друг друга. Ди Фалько: Сводить все противоречия между католиками и протестантами к вопросу о Деве Марии – упрощение! Помимо этой стороны есть немало других, и более существенных. Не будем возвращаться к религиозным войнам и пересматривать историю Церкви с XVI века до наших дней. Остановимся на том, что все христиане едины во Христе. Бегбедер: Во всяком случае, непорочное зачатие, как и Воскресение, относится к пунктам моих разногласий с Церковью и религией. Во-первых, по-моему, это совсем не актуально, никак не связано с тем, что меня заботит, и очень далеко от неотложных проблем планеты в настоящий момент. Ди Фалько: Нельзя сказать, что сегодня это предмет горячих споров, и все же этот пункт веры – по-твоему, малоинтересный – полон оптимизма: он говорит о том, что можно представить себе человечество, освобожденное от всяких следов зла. Непорочное зачатие Марии – обетование для каждого из нас. Бегбедер: Согласен, горячих споров нет. По-настоящему злободневны скорее вопросы выживания, к примеру пользование презервативами в Африке. Однако Дева Мария меня «затрагивает», потому что Ей посвящен грандиозный культ во Франции и во многих странах, а между тем речь идет о каком-то анекдоте, случившемся две тысячи лет назад, далеко от нас, и не более правдоподобном, чем история про Деда Мороза.

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

Ин. Ирмос: Господи Боже наш/мир даждь нам,/Господи Боже наш, стяжи ны,/Господи, разве Тебе иного не вемы,/Имя Твое именуем. Канон 2. Ирмос: Господи Боже наш,/мир даруй нам;/Господи Боже наш, возьми нас Себе;/Господи, кроме Тебя мы иного не знаем,/имя Твое именуем. Пречистое Твое рождество, Дева Непорочная, несказанное,/и зачатие неизглаголанно, и рождение Твое,/Невесто неневестная,/Бог бо бе, весь в мя облекийся. Пречисто рождество Твое, Дева непорочная,/несказанно и зачатие, и чревоношение,/неизреченны и роды Твои,/Невеста брака не познавшая:/ибо рожден был Бог,/всецело в меня облекшийся. Днесь да веселятся ангельстии чини,/песньми да ликуют сущии из Адама:/родися бо жезл, Цвет возрастивший, Христа,/Единаго Избавителя нашего. В сей день да веселятся Ангельские полки,/да ликуют с песнями те, кто от Адама:/ибо родился жезл, произрастивший цвет – Христа,/единого Избавителя Адамова. Днесь Ева разрешается осуждения,/разрешается же и неплодство,/и Адам древния клятвы о рождестве Твоем,/Тобою бо от тли избавихомся. В сей день Ева избавилась от осуждения,/избавился и Адам от древнего проклятия,/при рождении Твоем взывающий к Тебе, Пречистая:/“В Тебе мы от тления избавлены!” Слава Тебе, Прославльшему неплодную днесь:/роди бо жезл присноцветущий от обещания,/от негоже прозябе Христос,/Цвет жизни нашея. Слава Тебе, в сей день прославившему бесплодную;/ибо она родила по обетованию/Жезл вечно цветущий, от которого произрос/Христос, цвет жизни нашей. Троичен: Слава Тебе, Отче Святый, Боже Нерожденне;/слава Тебе, Сыне Безлетне, Единородне;/слава Тебе, Душе Божественный и Сопрестольный,/от Отца происходяй и в Сыне пребываяй. Троичен: Слава Тебе, Отче святой, Боже нерожденный!/Слава Тебе, Сын вневременный, единородный!/Слава Тебе, Дух Божественный и сопрестольный,/исходящий от Отца и в Сыне Богородичен: Бысть чрево Твое Солнца носило,/пребысть чистота Твоя, якоже прежде, невредима, Дево,/Христос бо Солнце,/яко от чертога жених, явися из Тебе. Богородичен: Стало чрево Твое святой трапезой;/пребыла чистота Твоя, как прежде, нерушимой, Дева;/ибо Солнце – Христос явился из Тебя,/как Жених из брачного чертога.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Аминь.  Слово о спасении и о христианском совершенстве Многие говорят о спасении, многие желают спастись; но если спросить их, в чем заключается спасение, то ответ для них делается очень затруднительным. Не беда, если бы дело оканчивалось одною затруднительностию в ответе! Нет: вредное последствие, истекающее отсюда, очень значительно. Незнание, в чем состоит спасение, сообщает действиям нашим на поприще добродетели неопределенность, неправильность. По-видимому, мы делаем много добрых дел; но, в сущности, делаем очень мало дел для спасения. Отчего это? Ответ очень прост: оттого, что не знаем, в чем состоит спасение наше. Чтоб знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения? Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и чрез вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и в восстановлении общения с Богом Бог, по неизреченной милости Своей, призвал снова род человеческий в общение с Собою. Это совершил Он при посредстве самого чудного, непостижимого способа. Одним из трех Лиц Своих, Всесвятым Словом, Он принял человечество, зачавшись во утробе Пресвятой Девы действием Всесвятого Духа, устранив от Себя обыкновенное человеческое зачатие от семени мужского, — зачатие, сообщавшее всем человекам заразу греховную. Таким образом явился в роде человеческом непорочный Человек, каким создан праотец. Этот непорочный Человек был причастником Божественного Естества, подобно первозданному, но несравненно в большей степени: первозданный был святым по благодати человеком, а вочеловечившийся Бог соделался Богочеловеком. Все грехи человеческие Он принял на Себя. Он мог сделать это, потому что, будучи человеком, был и всемогущим, всесовершенным Богом. Приняв все человеческие грехи на Себя, Он принес Себя в искупительную жертву правосудию Божию за согрешившее человечество, Он совершил искупление, ибо мог сделать это.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Знаете, сейчас есть такая мода: люди приобретают себе человекоподобных роботов, которые ходят у них по квартире, их приветствуют, прощаются с ними. Вот и человек был бы примерно таким же существом для Бога. Но разве мы бы этого хотели – быть такими существами? Нет. И Бог не для того создавал человека. А значит, нам приходится нести все издержки свободы. Но в то же время лишь из состояния свободы рождается способность любить Бога. И в этой любви все – и вечная жизнь, и вечное счастье. Прогулки по воде: как поверить в невозможное? – Человека, который проявляет интерес к церковной жизни, неизбежно ждут так называемые сложные вопросы веры, касающиеся вещей, которые выходят за рамки естественных законов существования мира. Это воскресение из мертвых, непорочное зачатие, боговоплощение, сама жизнь вечная – все то, что невозможно объяснить привычным ходом вещей. Бывает, человек задумывается об этом и упирается в тупик, потому что не может понять: как такое может быть? Как чисто физически возможно воскреснуть из мертвых? Ведь такого не бывает. Как можно жить вечно, что делать в этой вечности, это же уму непостижимо! Как решать все эти вопросы: над ними нужно думать, пытаться их как-то уложить в голове или просто принять на веру и не мучиться? – Я слушаю Ваш вопрос и пытаюсь одновременно прислушаться к своим собственным мыслям, ощущениям. И понимаю, что для меня воскресение из мертвых, Боговоплощение, непорочное зачатие не являются чем-то, что вызывает затруднение в том, чтобы принять это как реальность. Для меня это вещи совершенно естественные, потому что если Бог сотворил мир из ничего, создал все законы мироздания и привел их в действие, что есть для Него невозможного? Воскресение мертвых? Да ведь когда-то не было вообще никого – разве труднее воскресить, чем дать жизнь? И разве для Того, Кто установил законы рождения, сложно сотворить чудо рождения без мужчины? Я не вижу в этом ничего непостижимого. И если я верю в чудо бытия человека как такового, в чудо сотворения мира, то и природа всех остальных чудес не является чем-то от этого принципиально отличной. Гораздо большее для меня и более невероятное чудо – это чудо моего собственного изменения от худшего к лучшему или чудо подобного же изменения другого человека. Вот это очень трудносовершимое чудо, потому что оно требует нашего участия, а там, где нужно приложение нашей разумной воли с расположением сердца, всегда неизвестно, получится это или не получится. В возможностях же Бога я совершенно уверен, поскольку Он есть Бог, творящий чудеса 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

— Человека, который проявляет интерес к церковной жизни, неизбежно ждут так называемые сложные вопросы веры, касающиеся вещей, которые выходят за рамки естественных законов существования мира. Это воскресение из мертвых, непорочное зачатие, боговоплощение, сама жизнь вечная — все то, что невозможно объяснить привычным ходом вещей. Бывает, человек задумывается об этом и упирается в тупик, потому что не может понять: как такое может быть? Как чисто физически возможно воскреснуть из мертвых? Ведь такого не бывает. Как можно жить вечно, что делать в этой вечности, это же уму непостижимо! Как решать все эти вопросы: над ними нужно думать, пытаться их как-то уложить в голове или просто принять на веру и не мучиться? — Я слушаю Ваш вопрос и пытаюсь одновременно прислушаться к своим собственным мыслям, ощущениям. И понимаю, что для меня воскресение из мертвых, Боговоплощение, непорочное зачатие не являются чем-то, что вызывает затруднение в том, чтобы принять это как реальность. Для меня это вещи совершенно естественные, потому что если Бог сотворил мир из ничего, создал все законы мироздания и привел их в действие, что есть для Него невозможного? Воскресение мертвых? Да ведь когда-то не было вообще никого — разве труднее воскресить, чем дать жизнь? И разве для Того, Кто установил законы рождения, сложно сотворить чудо рождения без мужчины? Я не вижу в этом ничего непостижимого. И если я верю в чудо бытия человека как такового, в чудо сотворения мира, то и природа всех остальных чудес не является чем-то от этого принципиально отличной. Гораздо большее для меня и более невероятное чудо — это чудо моего собственного изменения от худшего к лучшему или чудо подобного же изменения другого человека. Вот это очень трудносовершимое чудо, потому что оно требует нашего участия, а там, где нужно приложение нашей разумной воли с расположением сердца, всегда неизвестно, получится это или не получится. В возможностях же Бога я совершенно уверен, поскольку Он есть Бог, творящий чудеса . — В Вашем рассуждении действительно есть логическая цепочка, которую можно проследить и таким образом прийти к выводу о том, что для Бога нет ничего невозможного. Но почему тогда для кого-то эти вопросы становятся камнем преткновения?

http://pravoslavie.ru/63675.html

А вот Иисус Евангелия, Иисус Церкви требует веры и послушания – Он заявляет Свои права на нашу жизнь со всей властью Создателя и Искупителя мира – и лично моего Создателя и Искупителя. Если принять Его призыв, моя жизнь переменится глубочайшим образом; я оказываюсь перед дверью, за которой меня ждет новая жизнь, новая надежда – и новые обязательства. Мне предстоит сместить самого себя с престола своей жизни и покориться власти истинного Господа. Это привлекает – но в то же время пугает. Это также пугает и других. Если вы скажете «для вечного спасения важно веровать, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек», вы произведете разделение, выставите границы – вот те, кто право веруют и вот те, кто не веруют или веруют неправо. Вот дверь, вот те, кто вошли в нее и те, кто снаружи. Как-то я читал серию колонок журналиста, который беседовал с различным христианскими деятелями, и, под конец интервью, задавал им вопрос: «Лично я не верю в Непорочное Зачатие и воскресение Христа из мертвых. Могу ли я считать себя христианином?» Даже через текст на экране чувствовалось, как его собеседники начинали неловко ерзать на стульях. В самом деле – мило беседуем с уважаемым, известным журналистом, «нормально же общаемся» как пишут в интернет-мемах, и тут возникает этот вопрос. И что тут ответить? С одной стороны, конечно, нет, человек отвергающий сверхъестественное зачатие Господа – и, тем более, Его физическое Воскресение, кто угодно, но не христианин. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор 15:14 ). С другой – ты как будто отталкиваешь вполне дружелюбного человека. Он с надеждой спрашивает «я ваш?», а ты ему – нет, не наш, и не будешь наш, пока не примешь ряд условий. К тому же слово «христианин» имеет значение «просто хороший человек», и когда ты отказываешься признать христианином человека, который на это напрашивается, это выглядит почти как оскорбление. Во всяком случае, как грубое недружелюбие. А вот если говорить не о Воскресении – а просто о том, что «надо быть добрым» почвы для конфликта нет. Мы все согласны, что надо быть добрым! Спорить не о чем. Если Иисус – это просто еще один человек, который учил быть добрым, то ни в Его личности, ни в Его послании нет абсолютно ничего, что могло бы вызвать напряженность. Правда, остается непонятным, почему Его распяли. Римляне были жестокими людьми – но они не распинали за призывы быть добрыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

«Как человек являешься ты предо Мною‚/говорит архистратигу непорочная Отроковица‚/– и как же возглашаешь слова,/превышающие разум человеческий/Ибо ты сказал, что будет Бог со Мною/и вселится во чрево Моё./И Как сделаюсь Я, скажи Мне, уделом пространным/и местом священным херувимами Носимого?/Не прельщай Меня обманом;/ведь Я не знаю плотской сладости:/не посвящена Я в тайну брака‚/как же Я могу родить Дитя?» Бог идеже хощет,/побеждается естества чин, –/глаголет безплотный,–/и яже паче человека содеваются,/моим веруй истинным гла голом ,/Всесвятая Пренепорочная./Она же возопи:/буди Мне ныне по глаголу твоему‚/и рожду Безплотнаго,/плоть от Мене заимствовавшаго,/яко да возведет человека,/яко един силен,/в первое достояние срастворением. «Там, где хочет Бог‚/Oтступает закон природы, – говорит бесплотный,/– и то, что превыше человека, совершается./Верь моим истинным словам, Всесвятая, Пренепорочная! "/Она же воскликнула: «Да будет Мне ныне по слову твоему‚/и Я рожу Бесплотного, плоть от Меня принявшего‚/да возведет Он человека, как единый сильный,/в первоначальное достоинство/через соединение с Собой!» Послан бысть с небесе Гавриил архангел/благовестити Деве зачатие/и, пришед в Назарет,/помышляше в себе, чудеси удивляяся:/о, како, в Вышних непостижим Сый от Девы раждается!/Имеяй престол небо и подножие землю/во утробу вмещается Девичу!/На Негоже шестокрилатии и многоочитии зрети не могут‚/словом единем от Сея воплотитися благоизволи./Божие есть Слово настоящее./Что убо стою и не г лаголю Деве:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою;/радуйся, чистая Дево;/радуйся‚ Невесто неневестная;/радуйся, Мати Живота,/благословен Плод чрева Твоего! Послан был с неба Гавриил архангел/предвозвестить Деве зачатие/и, придя в Назарет,/размышлял в себе о чуде, изумляясь тому,/как Всевышний, будучи непостижимым, от Девы рождается?/Имеющий престолом небо и подножием землю/в чрево жены вмещается?/Тот, на Кого шестикрылые и многоокие воззреть не могут,/по одному слову благоволил воплотиться от Неё./Слово Божие – Тот, Кто здесь является!/Что же я стою и не возглашаю Отроковице:/« Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою;/радуйся, чистая Дева;/радуйся‚ Невеста, брака не познавшая;/радуйся, Матерь Жизни‚/благословен Плод чрева Твоего!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Византийская мозаика – это шедевр оптической науки, она облагораживает не только зрение, но и осязание. Различные наклоны, приданные кубам, тонкая кривизна при изображении плоских поверхностей, запечатленная на теплом фоне, все сделано так, как-будто художник работает не над тем, что он видит, но над тем, что должно открыться взгляду верующего. Итальянский Ренессанс распахнет из живописи окно наружу: это parieme de verto де Леонарда, fenestra apertra Альберти. Византийская мозаика или фреска, напротив, открывается пространству, расположенному перед ним, это функциональная часть священной архитектуры и литургии, которая служится здесь. Если она есть «открытое окно», она открывается бесконечности Царства, бесконечности, обозначенной обратной перспективой, и целиком причастной к совершающемуся здесь богослужению. На других сводах того же купола – возвращение блудного сына – сильно поврежденная фреска; здесь виден только служитель, закалывающий упитанного тельца – и два умножения хлебов. На одном из них – дети, играющие поодаль от толпы, и их группка, поглощенная игрой занимает вогнутое пространство перед амфорами Каны. Далее мы видим бегство в Египет, Иосиф несет божественного Младенца на плечах… Не упущено и трагическое: вот реалистическое, динамическое «избиение младенцев», занимающее большое место на правой стороне. Но рядом: Христос исцеляющий… Есть здесь и дьявол , но дьявол не пугающий; в сцене «искушения в пустыне», он изображен хрупким юношей, одетым по-античному, стоящим в профиль – при этом профиль здесь служит выражением полнейшего равнодушия, отказа от общения; здесь нет ни я, ни ты, но лишь он, и только это. Искуситель сведен к черной схеме, почти нитевидной, и его большие ангельские крылья также черны. Роспись внутреннего притвора, где изображено детство Марии, дышит преображенной человечностью. Дитя делает первые шаги при помощи служанки, одетой по-античному; ее покрывало раздувается целой аркой над головой словно это убор танцовщицы. Иоаким и Анна окружают свою маленькую дочь, и мы видим как передана теплота: дитя приклоняет голову к голове отца, и легко касается лица матери, между тем родительские руки мягко обнимают ее. Чуть далее – и еще дальше во времени – встреча Иоакима и Анны; она – с лицом, полузакрытым лицом мужчины, к которому она прижимается, как будто находит защиту в открытых руках Иоакима. Надпись не говорит: встреча Иоакима и Анны, но: «зачатие Марии " … Не непорочное зачатие, но вполне человеческое в благородстве и серьезности настоящей любви, целомудренного эроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/b...

Радуйся, Архангеле Гаврииле, вечнаго спасения нашего благовестниче. Кондак 9 Все богатство смирения и непорочности явила еси, Приснодева, егда смутися о преславнем Архангельстем приветствии и недоумеющи вопросила благовестника: како будет сие, идеже мужа не знаю? Ты же, утверждая Ю, рекл еси: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; тем же и раждаемое свято наречется Сын Божий. Тому убо поклоняющеся с тобою вопием: Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещании не довлеют к похвале дивнаго служения твоего, Архангеле. Мы же любовию побеждаеми, паки тебе яко благовестнику нашего спасения вопием: Радуйся, небесный уме Божественных откровений, светлое зерцало; Радуйся, отъемляй с духовных очес наших ветхаго закона покрывало. Радуйся, Всевышняго Царя превышний служителю; Радуйся, тайны Триестественнаго Божества твердый изъяснителю. Радуйся, истинное вочеловечение Сына Божия провозглашали; Радуйся, безмужнее Того зачатие от Приснодевы нашествием Святаго Духа возвещаяй. Радуйся, Божественную силу Утешителя извествуяй; Радуйся, благодатное тем осенение Пречистыя Девы благовествуяй. Радуйся, кимвале, веления Божия возглашаяй; Радуйся, органе, Божественное смотрение проставляяй. Радуйся, псалтире, Божественное снисхождение Сына Божия возвещаяй; Радуйся, прекрасная гусль Святаго Духа, утешение воспевающий. Радуйся, Архангеле Гаврииле, вечнаго спасения нашего благовестниче. Кондак 10 Спасти хотя в бури недоумения суще праведного Иосифа, обручника Пречистыя Отроковицы, явился еси тому, Архангеле, уверяя его о Неискусобрачней, яко зачатие у Ней от Духа Святаго есть, и по сих Христу рождшемуся в Вифлееме благовестил еси сию радость велию пастырем, и со множеством вой Небесных воспел еси: слава в вышних Богу! Емуже и мы присно вопием: Аллилуиа. Икос 10 Царю Христу прежде вольнаго страдания, молившемуся в вертограде, явился еси, Архангеле, укрепляя Его, яко человека в подвизе суща. Тем же и нас немощных духом, божественною благодатию укрепи, да радостно в похвалу тебе вопием: Радуйся, скорый предстателю в беде сущих;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Веруем и несомнительно проповедуем, что Сам от Отца прежде веков рожденный единородный Сын и Слово, единосущный Отцу Бог по природе, Которым все возникло, в последние дни благоволением Отчим был зачат во всечистой и всенепорочной утробе Святой Девы, словно Божественное семя, и воплотился без превращения и изменения, то есть осуществил в Себе Самом плоть, одушевленную разумной и мыслящей душею, и стал совершенным Человеком, вместе с тем оставаясь Чем Он был, совершенным Богом. Ибо не человека зачала Святая Дева, но Бога по природе, предвечного Сына и Слово Божие, имевшего воплотиться от нее. Ведь у каждой женщины зачатие происходит по ввержении семени от мужа, и зачинается семя мужа: и семя есть ипостась, тогда как женщина вместе с зачатием доставляет собственные крови, и происходит сочетание, когда крови осуществляются в мужском семени, и само семя становится для них ипостасью, общей ипостасью как для него самого, так и для женских кровей. У Святой же Девы не так – ибо зачатие не от мужского семени, но после согласия Святой Девы Дух Святой нашел на Нее по слову Господню, которое сказал ангел, очищая Ее и доставляя силу, способную воспринять Божество Слова, и тогда осенил Ее воипостасная Премудрость и Сила Бога Всевышнего, Сын Божий, единосущный Отцу, словно Божественное семя, и вылепил Себе из непорочных и чистейших Ее кровей плоть, одушевленную разумной и мыслящей душею, Сам став ей ипостасью. Вот так, будучи Богом по природе от Отца, стал Он и Человеком по природе от Матери. И Один и Тот же есть и то, и другое, воистину совершенный Бог и неложно совершенный по природе Человек, одна ипостась в двух природах нераздельно. Ибо мы не человека обоженного исповедуем, но Бога воплощенного и вочеловечившегося – ибо «Слово плоть бысть». И возвещаем Одного и Того же всецелым Богом и всецелым человеком – всецелым Богом вместе с плотью Его, и всецелым Человеком вместе с Пребожественным Его Божеством, И учим об одной воплощенной природе Бога Слова. И мы знаем и возвещаем два рождения природного Сына Божия и Бога: одно предвечное от Отца бестелесно и без причины, и одно в последние дни ради спасения нашего воплотившегося и вочеловечившегося от Святой Девы, телесное и во времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010