Византийская мозаика — это шедевр оптической науки, она облагораживает не только зрение, но и осязание. Различные наклоны, приданные кубам, тонкая кривизна при изображении плоских поверхностей, запечатленная на теплом фоне, все сделано так, как–будто художник работает не над тем, что он видит, но над тем, что должно открыться взгляду верующего. Итальянский Ренессанс распахнет из живописи окно наружу: это parieme de verto де Леонарда, fenestra apertra Альберти. Византийская мозаика или фреска, напротив, открывается пространству, расположенному перед ним, это функциональная часть священной архитектуры и литургии, которая служится здесь. Если она есть «открытое окно», она открывается бесконечности Царства, бесконечности, обозначенной обратной перспективой, и целиком причастной к совершающемуся здесь богослужению. На других сводах того же купола — возвращение блудного сына — сильно поврежденная фреска; здесь виден только служитель, закалывающий упитанного тельца — и два умножения хлебов. На одном из них — дети, играющие поодаль от толпы, и их группка, поглощенная игрой занимает вогнутое пространство перед амфорами Каны. Далее мы видим бегство в Египет, Иосиф несет божественного Младенца на плечах… Не упущено и трагическое: вот реалистическое, динамическое «избиение младенцев», занимающее большое место на правой стороне. Но рядом: Христос исцеляющий… Есть здесь и дьявол, но дьявол не пугающий; в сцене «искушения в пустыне», он изображен хрупким юношей, одетым по–античному, стоящим в профиль — при этом профиль здесь служит выражением полнейшего равнодушия, отказа от общения; здесь нет ни я, ни ты, но лишь он, и только это. Искуситель сведен к черной схеме, почти нитевидной, и его большие ангельские крылья также черны. Роспись внутреннего притвора, где изображено детство Марии, дышит преображенной человечностью. Дитя делает первые шаги при помощи служанки, одетой по–античному; ее покрывало раздувается целой аркой над головой словно это убор танцовщицы. Иоаким и Анна окружают свою маленькую дочь, и мы видим как передана теплота: дитя приклоняет голову к голове отца, и легко касается лица матери, между тем родительские руки мягко обнимают ее. Чуть далее — и еще дальше во времени — встреча Иоакима и Анны; она — с лицом, полузакрытым лицом мужчины, к которому она прижимается, как будто находит защиту в открытых руках Иоакима. Надпись не говорит: встреча Иоакима и Анны, но: «зачатие Марии»… Не непорочное зачатие, но вполне человеческое в благородстве и серьезности настоящей любви, целомудренного эроса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

И насколько можно говорить о " непорочном зачатии " и рождестве Пречистой и Пренепорочной, то и здесь благодать не автоматически или механически избирает для себя объект, остающийся в этом избрании пассивным, но отвечает на встречное движение самого человеческого естества. Богоматерь приобретает свободу от личной греховности, сохраняя в Своей природе всю силу природного греха и ее немощи. И неправильно говорить о Ее Крещении до рождения Ее и Ее Сына. Богоматерь была крещена вместе со всеми апостолами в день Пятидесятницы. И, кроме того, по закону греха Она вкусила смерть. Она не обладала свободой от смерти, которая связана была для наших прародителей с отсутствием первородного греха. Одним словом, со всех сторон вновь изобретенный догмат представляется ненужностью и примышлением. Примечания Изд. по: Булгаков С., прот. Купина неопалимая. Вильнюс, (Репр. воспр. изд.: Париж, 1927). С.77-109. - Изд. 1. В сущности, на такой именно точке зрения стоит целый ряд средневековых католических богословов: Paschasius, Radbertus [Пасхазий, Радберт], Ансельм, Petrus Lombardus [Петр Ломбардский], Бернард, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский. Schwane. Dogmengeschichte. Bd.3, §94 [Шване. История догматов. Т.3, §94]. Статья Immaculee Conception//Dictionnaire de Theologie catholique [статья " Непорочное зачатие "http://" Словарь католического богословия " ]. 2. Wetzer und Welte. Kirchenlexikon. Bd.IV.456: Unbefleckte Empfangniss [Церковный словарь/Под ред. Ветцера и Вельте. Т.4. С.456: " Непорочное зачатие " ]. 3. Scheeben. Handbuch der katolische Dogmatik. Bd.II, §203. C.660 [Шеебен. Руководство по католической догматике. T.II]. 4. Bellarmini. De gratia primi hominis, 2. Ibidem. 5 [Беллармин. О благодати первого человека, 2 и 5]. 5. Scheeben. Dogmatik. II,216. 6. " Смертность человека как относительно возможности, так и необходимости его смерти есть последствие устройства его природы, естественный атрибут его тела как corpus animale [животного тела]; она имеет поэтому корень в природе самой, а не только греха (!), как будто бы чрез него она впервые обосновывается " . Напротив, Бог ее только сдерживал, пока человек воздерживался от греха. Так же обстоит и с возможностью и необходимостью связанных с болезнью расстройств этой жизни, болезней рождения, также возбудимостью и приражаемостью чувственности и половой похотью (ibidem. 218-224). " Человеческая concupiscibilitas [предрасположенность к похотению], переходящая в activa concupiscentia [активное похотение], составляет хотя и не особый подарок Божий (пелагиане), но Mangel und Uebel der Natur [изъян и болезнь естества], как смертность и смерть. Они не от Бога, оставляющего их bloss bestehen und entstehen [просто продолжаться и возникать [в каждом новом человеке]], так же как смерть и грех, но на основании " конституции " человеческой природы " . (Следовательно, все-таки от Бога?) (225).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Извратитель чистого христианства есть, по мнению графа, римский католицизм, которого атрибутами или симптомами он почитает, Лурд (то есть чтимое католи­ками святилище этого наименования, с чудесами там будто бы соверша­ющимися), папу, догмат безсеменного зачатия (sic) и т. д. Первые два составляют действительно принадлежность одного римского католицизма; но последний (автор не может этого не знать) есть учение, на котором основана вся христианская догматика, без различия исповеданий; а, следовательно, не есть отличительное учение одного Рима и папы. Судя по кон­тексту, надо бы думать, что граф хотел сказать «непорочное зачатие», то есть упомянуть о догмате действительно исключительно-римском, чт послужило бы к вящему определению того, чт он почитает пагубным лжеучением. Но напечатано очень отчетливо «безсеменное зачатие». Видеть ли в этом описку (опечатки быть не может по совершенному несходству слов) или сознательное употребление выражения, определяющего не одно римское, но и все христианское догматическое учение? Все эти извращения христианства, говорит дальше граф (поясняя свою мысль необычайно пластическим уподоблением, на каковые он такой великий мастер), обра­тили христианство из чистой кристальной воды в «вонючую грязь». Для всякого будет, конечно, ясно, что рассуждение, заключающееся таким отзывом о христианстве, проповедующем догмат безсеменного зачатия, весьма не удобно для обращения между православными читателями, а еще менее годно для назидания русского юношества. Если же это выражение есть описка, и оно должно быть заменено другим, почерпнутым из од­ной римско-католической догматики, то этим устранится само собою препятствие к признанию этой статьи общеполезной; хотя, конечно, из этого нельзя заключить, что можно подписаться под обвинениями, возводимыми графом хотя бы на один римский католицизм, так как они вовсе ничем не доказаны и по крайней мере в настоящей статье представляются вовсе не убедительными для тех, которые не «jurant in verba magistri». Хотелось бы верить в описку.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/20/...

Папа – в нем одном дело! Признай его – и сохраняй все! И в области церковности внешней, и в области быта, и в области догматов. Православное Царство Российское может свободно возродиться, продолжая традиции прошлого: только под папой. Легче, однако, представимо иное: бывшая советская Россия, – ведь и она могла бы сохраниться, став достоянием Рима; непримиримости к Советской власти у Рима не было. Не представимо было такое отношение Рима к России в прошлом. Для того чтобы могло латинство так ставить вопрос своего слияния с Россией, должно оно было пройти длинный путь, о последних этапах которого достаточно сказать два слова. Применительно к возглашению догмата Непорочного Зачатия проявилось отождествление Церкви с Папой в таких формах, которые позволили о. Вл. Гетте говорить о «паполатрии». Догмат этот был дан миру Папой Пием IX. 8-го декабря 1854 года двести епископов окружили папу, восседающего на троне в трехсоставном венце. Они умоляли папу удовлетворить пламенные желания христианского мира и изречь верховное решение относительно непорочного зачатия Девы Марии. Ответ папы гласил: «Необходимо содействие Святого Духа Наместнику Христа.» Пропели Veni Creator! – тогда оглашен был папой заранее заготовленный декрет. Вскоре Сама Богоматерь изрекла в Лурде этот догмат: «Я – Непорочное Зачатие». Формальное провозглашение папской непогрешимости не заставило себя ждать... Поскольку на очередь был поставлен конкретно вопрос соединения церквей вокруг папы, все больше внимания обращалось на Восток. Задача привлечения Востока вменялась в особую заботу о том Деве Марии. На Мариинском конгрессе в Риме по случаю полувека, протекшего со времени провозглашения догмата Непорочного Зачатия, румын Гика прочел доклад «Дева и Восток». Через Пренепорочную произойдет возвращение Востока к Риму! Мы знаем, как в наши дни это осуществляется. Если относительно Лурда знаменитый католический публицист Луи Вейо однажды выразился: C’est une affaire bien montee! (это дело хорошо сработано!) – что сказал бы он в настоящее время по поводу Фатимы и всего с нею связанного? Недавно в Мюнхене появилась брошюра на немецком языке католического священника, исполненная негодования по поводу Фатимы. Ретушировка события 1917 года такова, что автор решительно высказывается: «Конечный результат есть неправда и подделка».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Часть 1 Представление баптистов о Божественной природе Высказывания баптистов о Божестве Иисуса Христа в чем-то напоминают православное учение, но имеется принципиальное различие, обусловленное их учением о сущности и свойствах Божиих. Баптизм отождествляет сущность и свойства Божии, различая их только теоретически, что ведет к непреодолимой онтологической пропасти между Богом и творением. В отличие от них в Православии этот разрыв преодолевается благодаря нетварным Божественным энергиям, посредством которых Бог пребывает в мире, и в частности во святых 6 . Нетварные Божественные энергии, согласно Православному учению, имеют источником Божественную сущность, реально от нее отличны, но неотделимы. Если Божественная сущность неприступна и несообщима, то нетварные энергии доступны и твари сообщимы, благодаря чему возможно освящение и обожение верующих. Представление баптистов о человеческой природе Данное представление внешне также напоминает Православное учение, однако имеет принципиальные отличия от Православия во многих аспектах, начиная от учения о непорочном зачатии до человеческой природы Воплощенного Логоса. Наиболее непримиримого мнения в отношении непорочного зачатия придерживается М. Эриксон – он заявляет, что это учение лишено сотериологического предназначения. Анализируя учение о непорочном зачатии, изложенное в Св. Писании, М. Эриксон исходит из того, что ни половой акт, ни супружеские отношения не являются грехом, и в передаче греховной природы участвуют и мужчина, и женщина, которые порознь, сами по себе являются источниками греховной природы. Следовательно, сама женщина без мужчины может передать грех по наследству, но, чтобы этого не произошло, Дух Святой очистил Деву Марию, и от Нее к «Иисусу не передалось никакой порочности или вины» 7 . Если это было возможно в отношении Девы Марии, продолжает М. Эриксон, и «если Святой Дух предотвратил передачу Иисусу греховности от Марии», то Дух Святой мог бы «предотвратить ее передачу и от Иосифа» 8 . Отсюда М. Эриксоном делается ложный вывод о том, что «безгрешность Иисуса не зависела от непорочного зачатия» 9 и идея непорочного зачатия якобы не имеет отношения к спасению. «Мы уже отмечали, что непорочное зачатие не упоминается в благовестнических проповедях Книги Деяний. Поэтому вполне возможно, что это учение не входит в число первоочередных (т.е. необходимых для спасения). Это вспомогательное или дополнительное учение, оно помогает создавать и поддерживать веру в главные учения или подкрепляет истины, изложенные в других учениях. Подобно воскресению, это историческое событие, учение и свидетельство одновременно» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/otli...

Которою прошел и сохранил неповрежденной Единый Человеколюбец. 10 Ныне уведомлю Тебя обо всем и все Тебе предреку, Пресвятая, Непорочная, ибо на падение и на востание Лежит Сын Твой – Жизнь, и Избавление, И всех Воскресение. Господь явился не для того, чтобы одни пали, другие же востали, Ибо не радуется Всемилосердный человеческому падению, Не для того предстал Он, чтобы пали стоящие. Но, напротив, Он явился, стремясь воставить падших, Избавляя Свое создание от смерти, Единый Человеколюбец. 11 Сей образ падения и востания Предстал праведникам в осиянии благодати, Ибо стоящие падают из-за греха И мертвыми оказываются. Правдою же и верою востают и живут в благодати, И осуждаются, и ниспровергаются телесные страсти; Душа же просвещается добродетелями, возводящими к Богу. Ибо когда совершенно падет заблуждение, утверждается целомудрие; Ты худшее угасил, лучшее же воскресил, Единый Человеколюбец. 12 Вдохновляемый Христом, предвещаю Тебе, Что отсюда явится знамение пререкаемое; Знамением же будет Крест, который воздвигли Для Христа законопреступники. Распятого одни будут проповедовать как Бога, другие же – лишь Человеком, Благочестивые и злочестивые учения придут в движение, И будут некоторые полагать, что Его тело Небесное, Другие – что оно призрачно; одни рекут, что от Тебя Он принял плоть бездушною, А другие – одушевленною, Единый Человеколюбец. 13 Тайна же будет настолько пререкаемой, Что в Твоем уме возникнет колебание. Ибо, когда увидишь пригвожденным ко Кресту Твоего Сына, Непорочная, Вспомнишь слова, сказанные Ангелом, и Божественное зачатие, И чудеса неизреченные – тотчас усомнишься. Размышление же о страданиях будет для Тебя как меч. Но после того пошлет Твоему сердцу исцеление, Ученикам же Своим – мир непобедимый Единый Человеколюбец». 14 Возвестив всё это Непорочной, Старец праведный воззвал к Младенцу: «Ныне отпускаешь меня с миром, раба Твоего, Но я увидел Тебя, Господи, Отпусти меня к жизни бесконечной, Жизнь Несравненная, Поскольку об этом Ты возвестил мне прежде, чем пришел в мир;

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Ярко и убедительно о совершенстве человеческого естества Господа писал выдающийся русский святитель Игнатий (Брянчанинов) , который изложил вопросы, относящиеся к человеческой природе Спасителя, в духе традиционного святоотеческого богословия, следуя в этом, прежде всего, пр. Иоанну Дамаскину . Святитель Игнатий учил, что Господь воспринял человеческое естество совершенное, непорочное, святое, непричастное скверне первородного греха, но имеющее те «ограниченности» (неукоризненные немощи), которые вошли в жизнь человеческую после грехопадения: «Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари – Адама. Очевидно, что зараза, которую источает человеческое падение во всех человеков посредством унизительного зачатия по подобию зверей и скотов, зачатия во грехе, здесь не могла иметь никакого места, потому что не имел места самый способ зачатия, то есть не имело места то средство, которым сообщается греховная зараза. Напротив того, как зачатие было Божественно, так и все последствия его были Божественны. Богочеловек, как Искупительная Жертва, принял на Себя все немощи человеческие – последствия падения – кроме грехα, чтоб, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, ...которые привлечены в естество наше падением» 362 . Эту мысль он повторял неоднократно: «Богочеловек имел естество человеческое вполне непорочное, но ограниченное. Оно было ограниченное: ограниченное не только той ограниченностью, с которой человек создан, но и той ограниченностью, которая гораздо в большей степени явилась в естестве человека по его падении. Богочеловек не имел греха, вовсе был непричастен греху, даже в самомалейших его видах: естественные свойства его не были изменены, как в нас, в страсти, свойства эти находились в Нем в естественном порядке, в постоянном подчинении духу, а дух находился в постоянном управлении Божества, соединенного с человеком» 363 . Святитель Игнатий четко различал наследуемый людьми первородный грех и его последствия в естестве человека и, в соответствии с этим, учил, что Господь, хотя и воспринял в Своей плоти смертность и тленность, но в отличие от нас, не был подчинен им по необходимости, ибо Он не воспринял в Своей плоти первородный грех: «Богочеловек восприял и носил наши немощи произвольно, а отнюдь не был им подчинен необходимостью естества: будучи совершенным человеком» 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Радуйся, отрасли неувядаемыя розго;/радуйся, Плода безсмертнаго стяжание./Радуйся, Делателя делающая человеколюбца;/радуйся, Садителя жизни нашея рождшая./Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот;/радуйся, трапезо, носящая обилие очищений./Радуйся, яко рай пищный процветаеши;/радуйся, яко пристанище душам готовиши./Радуйся, приятное молитвы кадило;/радуйся, всего мира очищение./Радуйся, Божие к смертным благоволение;/радуйся, смертных к Богу дерзновение./Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Ростка неувядаемого ветвь;/радуйся, Плода бессмертного удел. Радуйся, возделывающая Земледельца человеколюбивого;/радуйся, Насадителя жизни нашей рождающая. Радуйся, нива, растящая сострадания богатые плоды;/радуйся, трапеза, носящая обилие умилостивления. Радуйся, ибо Ты лугу роскошному расцвести даешь;/радуйся, ибо Ты пристанище для душ готовишь. Радуйся, ходатайства приятный фимиам;/радуйся, всего мира искупление. Радуйся, Божие к смертным благоволение;/радуйся, смертных перед Богом дерзновение. Радуйся, Невеста, брака не познавшая! Кондак 4: Бурю внутрь имея помышлений сумнительных,/целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней,/и бракоокрадованную помышляя, Непорочная;/уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече:/Аллилуия. Кондак 4: Бурю имея в себе мыслей сомнительных,/целомудренный Иосиф пришел в смущение,/смотря на Тебя, безбрачную и подозревая,/что нарушила чистоту, Ты, Непорочная;/узнав же о зачатии Твоем от Духа Святого, возгласил:/Аллилуия! И паки кондак: И снова кондак: Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Обороняющей нас Военачальнице/за избавление от страшных бед/учреждаем Тебе торжества победы благодарственные/мы, рабы Твои, Богородица!/Но Ты, как имеющая власть необоримую,/от всяческих опасностей нас освободи,/да взываем Тебе:/“Радуйся, Невеста, брака не познавшая! Чтем от слова акафиста, на даяния два. Таже стихословим Непорочны и ектения.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmica-p...

Дева в р.-католическом смысле, все же оно не может давать основания для признания учения о непорочном ее зачатии, потому что вражда со змием и победа над ним не предполагают необходимо очищения от первородного греха в самом зачатии, а не в другое время, после рождения. Защитники непорочного Ее зачатия заявляют, что невозможно допустить, чтобы Она «хотя на мгновение была под властью диавола“ (кард. Гуссе), что если бы она лишь некоторое время после зачатия оставалась во грехе, то была бы в это время «дочерью диавола» (выражение Майрони, ученика И. Д. Скотта), «невольницей люцифера“ (выражение А. Лигуорио), т, е. рабыней диавола, чего, конечно, нельзя допустить. Но для спокойного и трезвого мышления такие доводы (т. е. от абсурда) не убедительны. Зачатие во грехе не есть то же, что владычество змия. Владычеством может быть названо только такое отношение внешней силы к человеку, которым связывается его свобода, и воля насильственно направляется к действиям, на которые не согласен разум. Но сообразно ли со здравым смыслом прилагать такое понятие о владычестве змия к зародышу, только что возбужденному к жизни, говорить, что Дева Мария сделалась бы рабынею, дочерью диавола еще в утробе матерней, если бы не было Ее непорочного зачатия?!... Нет ничего не мыслимого и в том, «чтобы имеющая сокрушить главу змия сама некогда была под владычеством этого змия“. Очень нередко бывает, что освободившийся пленник восстает против своего тирана и побеждает его. Все праведники не суть ли победители духовного змия во Христе? Почему же о пресвятой Деве нельзя думать так? Слова архангельского приветствия св. Деве: радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословена Ты в женах, также не содержат мысли о Ее непорочном зачатии. По объяснению защитников нового римского догмата, «эти слова означают, что Мария получила первоначальное образование во чреве, или зачата, благодатно, – в отличие от других чад Адама, которые все зачинаются во грехе; таков смысл греческого выражения, которое Вульгата передает чрез gratia plena (кард.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1 Августа. 719. Одно из преимуществ и сильнейших доводов в пользу христианства то, что оно вознесло на столь величественную высоту угнетенную и униженную во многих религиях целую половину рода человеческого – женщину – учением о Матери Божией! ... Сын Божий приемлет Богочеловеческое зачатие в Чистейшей Непорочнейшей Деве! ... Чем лучше может быть почтено чистейшее непорочное девство? Что может быть высшим приобретением женской добродетели и девственной красоты? Что могло быть и более достойным делом Чистейшего Существа, как – восприяв общую с человечеством плоть от чистейших кровей Непорочнейшей Девы, соединить ее с Своим Божественным Существом соединением этой Плоти со всем остальным человечеством! Дивная тайна! Непостижимое благодеяние! Беспредельное милосердие! О, женщина! Как ты осчастливлена Материю Божиею! ... 1 Августа. 720. Есть ли основание – в виду более или менее явного неисполнения одной известной хотя бы самой пламенной молитвы у Господа, – усомневаться в исполнении Им и других. Никакого. Господь лучше и прежде нашего прошения знает наши истинные нужды: иные удовлетворяет и без всякого прошения с нашей стороны, в иных медлит, ожидая нашего прошения и обращения, в иных остается непослушлив в виду того, что предвидит в исполнении нашей просьбы больший вред для нас же самих. Пример: безведрие длилось целые месяцы, не смотря на усиленные моления в храмах Божиих: уборка трав и хлебов и пр. полевые работы видимо страдали. Но это даже и с человеческой точки зрения было меньшим бедствием, нежели какое угрожало от надвигавшейся из жарких стран смертоносной язвы – чумы и холеры, которые при теплой ведренной погоде – весьма возможно – могли сделать и то, что некому было бы есть собранное на полях. А сколько еще могло быть других, одному Господу Промыслителю ведомых оснований – поддерживать такие, а не иные состояния климата и погоды. 2 Августа. 721. Какой чудный Престол Царя Славы – Дева Матерь Божия! Какое преславное селение Создателя неба и земли и всего человечества! О, Блаженнейшая из земнородных! О, неизреченнейшее украшение неба и слава земли! О, отраднейшее упокоение взора всех, одолеваемых непосильною борьбой с грехом, горем, бедствиями и страданиями! О, могучий взрыв Божественной любви, милосердия и премудрости, взлетевший и увлекший с собою человечество от «нижних» преисподней до «вышних» неба! О, чудный плод чудного сочетания даров и свойств Божиих, могущих быть явленными разумным созданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010