Когда солнечные лучи озаряют жилище наше, тогда в нем видно бывает много пыли, носящейся в воздухе, а без солнечных лучей она неприметна; так и в душе нашей мы видим множество грехов, этой тли, снедающей душу, когда Солнце правды, Христос Бог, озаряет нашу душу светом Своим, а без Него мы слепы и ничего не видим (хотя в нас бездна грехов), не знаем, какие грехи у нас. 5 августа Ранняя обедня была для меня сегодня временем тягчайших искушений от плоти моей многострастной и от диавола, действующего плотию и во плоти: неоднократно я побеждал его Божиею благодатию (движение плотской любви пременил Господь по молитве моей на духовную любовь, злобу на благость, чревоугодие на богоугодие), но наконец чревом побежден был жалким образом из-за черствых и крайне малых и некрасивых просфор, для мирян поданных, вознегодовал на просфирню, подозревая ее в сильном барышничестве и недобросовестности. О, какая была теснота, мука, смерть, срамота – сказать не могу! Ужасно враг напал на меня; только в причащении Святых Таин нашел я умиротворение, и то не совершенное, ибо не мог совершенно освободиться от негодования. Увы мне! Увы мне! Злой извратитель всякого нравственного порядка и дел Божиих в роде человеческом и во мне часто превращает сердце и ум чрез страсти и пристрастия мои различные и навыки греховные, и даже когда? – страшно сказать: во время Божественной литургии, при совершении пренебесного Таинства, при предстоянии престолу Божию, когда ум и сердце должны быть устремлены всецело к Богу и должны быть светом и пламенем Божественным. Боже мой! Служу Таинству мира, очищения, обновления, обожения, Таинству бессмертия, а сердце мое пресмыкается по земле нелюбовию, неприязнию к неугодившим моему взору, вкусу, моей алчности или не польстившим моему самолюбию, но строго меня обличившим в моих неисправностях и слабостях или болит лицеприятием, лицезрением, сластолюбием, человека делает кумиром. О, Боже мой, Боже праведный! Какое идолопоклонство! Какая мерзость запустения в сердце на месте святе! Какое оскорбление Всесвятому, Всеправедному, Всеблагому, Всеблаженному и облаженствовать нас всегда тщащемуся блаженством неизреченным! Как возводит высоко благость Божия человека, особенно священника, и как человек ниспадает низко, глубоко, гибельно! Из какого света и в какой мрак! Из какой жизни в какую смерть! Из мира Божественного в смятение диавольское!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодать озаряет все его существо в глубочайшем каком-то чувстве Действие это открывается или сопровождается разным у разных людей образом. Эти два способа действительного богообщения прекрасно изобразил и описал премудрый Сирах, говоря о Премудрости, которая и есть спасающая нас Божия благодать: яко стропотно ходит с ним в первых, боязнь же и страх наведет нань и помучит его в наказании своем, дондеже веру имет души его и искусит его во оправданиих своих, и паки возвратится прямо к нему и возвеселит его и открыет ему тайны своя (Сир.4,18-21). Яко стропотно ходит с ним в первых - то есть сурово, строго, немилостиво, с некоторою как бы нелюбовию. Боязнь же и страх наведет нань - страх оставления Божия и готового всегда нападения лютых врагов; причем, по Диадоху, благодать действует подобно матери, скрывающейся от дитяти, которое потому, из боязни, и начинает кричать и искать матери, особенно когда увидит при себе чужие лица И помучит его в наказании своем - долго продержит его в сем сокровенном и строгом своем обучении. По святому Макарию, " благодать многоразличными образами, по своему произволению и сообразуясь с пользою человека, все располагает, держит его во многих искушениях и таинственном ума испытании и прочее Дондеже веру имет души его и искусит его в оправданиих своих - то есть доведет его до того, что на него можно будет положиться вполне, как на испытанного и верного. У святого Макария сказано: " Когда воля, по многом искушении, Святому Духу благоугождающею является и чрез долгое время показывает себя в том терпеливою и непоколебимою; когда душа ни в чем не оскорбляет Духа, но с благодатию во всех заповедях согласна " , тогда И паки возвратится прямо к нему, - то есть открыто, лицом к лицу, явится к нему как бы снова после разлуки и несвидания. Тогда, по святому Макарию, дело благодати в нем совершенно является - он приемлет полное усыновление или, по Диадоху, благодать озаряет все существо его в глубоком каком-то чувстве, и он делается вполне жилищем Святаго Духа: знаменается на нем свет лица Божия (см.: Пс.4,7); Господь и Бог приходит и обитель в нем сотворяет (см.: Ин.14,23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

Часто я терплю в уме и в сердце и во всем существе моем насилие от диавола: во мне часто бывает мрак диавольский, во мне бывает жгучее неверие – не мое, а диавольское. Не мое, потому что я хочу, усиливаюсь верить; потому что я знаю и по опыту, что вера – моя жизнь, покой мой. Во мне бывает злоба и ненависть диавольская – не моя, потому что я хочу любить и по опыту знаю, что любовь животворна для меня и что если я иногда ненавижу кого, то всегда из-за чего-нибудь пустого, вещественного или даже грешного. Диавол разливает иногда также во мне огонь сребролюбия, зависти, раздражительности и гордости, которые бывают до невероятности чувствительны ко всякой безделице, и я бываю тогда несвободен, связан, не свой, а чужой, то есть подчиненный чуждому владычеству – железному, огненному владычеству духа злобы. Святый Ангеле! Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе! Не оправдываю себя: виноват бываю в страстях и я. Я бываю не довольно всегда внимателен к себе и лесть греха принимаю за что-то истинное. Господи! Даруй мне презирать всякую пишу плотскую и всею душою желать всегда единой нетленной, душесладчайшей пищи Твоего пречистого Тела и Крови, ее одну всегда почитать для себя всем и ее едину любить. Как худо согрешать: и ночью не спишь. А согрешил скупостию и нелюбовию! Что это? Господь не пощадил славы Своей, Своего Тела и Крови, а я чего жалею? А я не хочу любить брата, который меня не ненавидит, не бьет, не бесчестит? Что это? Господи, помози утвердиться сердцу моему в нестяжании и любви! Скупой подобен ядущему человеку, у коего полон рот и который, однако же, еще с жадностию вырывает кусок изо рта брата своего и кладет в свой рот! Как он отвратителен! А все – ядь 88 ! О Адаме, ядию в тление падший люте! Доселе чрез ядь твою враг жестоко ругается над нами! Требование Богом совершенства в молитве и жизни и отвержения того, что в них было несовершенного. Еще ты очень горд, потому что очень раздражителен. Кого окрадывает диавол в молитве, того окрадывает и в жизни, и неискренний богомолец часто падает тяжкими грехами, тогда как искренний избегает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слава премилосердой Госпоже, пребыстрой Заступнице, Деве Богородице, заступившей меня по молитве моей от обышедших меня невидимых врагов, запнувших меня в приятии животворящих Таин пристрастием сердца к тленному брашну и неверием сердечным. О, в каком я был огне и какая мне еще угрожала беда от сопротивных сил, если бы Владычица не заступила меня по молитве моей и не подала мне державно веры непостыдной и не разрешила сердечного пристрастия моего! Слава Тебе, пребыстрая, непостыждающая верных Заступница! С дерзновением я испил животворящие Тайны, с твердою сердечною верою в Господа, сущего, как душа в теле, в каждой частице Тела и Крови. После беспокойства и страха – какое спокойствие и дерзновение! После огня палящего – какая прохлада! После тяжести – какая легкость! После скорби – какая отрада! Сия измена десницы Вышняго [ Пс. 76, 11 ]! Сегодня я опытно убедился еще раз, что нужно священнику беречься малейшего связания сердечного каким-нибудь земным пристрастием. В жизни духовной не должно пренебрегать ни малейшею язвою сердца, ни малейшею привязанностию к чувственному (ибо враг искру может обратить в великий пламень). Ни к пище, ни к питию, ни к одежде, ни к деньгам, ни к лицу человеческому не должно иметь ни малейшей страстной, плотской привязанности. Иначе запнет, сильно запнет враг. О! Как лукаво наше сердце, когда оно хочет благовидным образом оправдать свою привязанность или жалость к чему-либо чувственному! Прикрывается угождением Богу, почтением к святыне или любовию к ближнему. Но от плодов тотчас познать можно, для Бога, для святыни, для ближнего – или для себя, для плоти своей эта ревность о плотском: если сопровождается ревность миром сердечным, любовию к Богу, то она для Бога, а если беспокойством, теснотою, нелюбовию к Богу, то она для плоти и есть ревность земная, душевная, бесовская [ Иак. 3, 15 ]. От плод познается ревность: Божия она или бесовская. Апреля 18-го дня 1862 г. Под предлогом как бы Богу или святому, не бери себе лучшего и не оставляй другим хуждшего, и не будь самолюбив даже в деле Божием, и не обращай его в средство к удовлетворению своим страстям. В служении Богу отложи самомалейшее угождение плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Боже мой! Когда буду внимателен я к Твоим заповедям, а не к своему чреву! (Вот от излишеств крепит живот и зубы немного болят, спина тоже; всё крепительное кушал и пил с вечера: пирог с капустой, кашу гречневую и рисовую с изюмом.) Сон: длинная, начиненная табаком и зажигательным снарядом, отнятая у нищего (по-видимому) папироса; я разорвал ее, бросил с боязнью, а она прямо в кучу щепы у нашего забора пала – и загорелась куча от папиросы. Куча – мое чрево, нищий – диавол, зажигательная папироса – его хобот. Владыка попустил на меня вчера сильные напасти от врага для того, чтобы мне очиститься, укрепиться духом, сподобиться вящей благодати и победить врага за литургией. Слава Богу! Не щади греха в себе: бей себя нещадно, обличая себя в молитвах искренно, громогласно; как тебя он не щадит, так не щади его ты: ты знаешь по опыту его нахальство, назойливость, насилие, злобу, ядовитость его. Исповедание, признание уничтожает его. 11 февраля Четверг Первой недели поста. Сон, записанный на обороте в конце листа 213 , оправдался: диавол сегодня во время утрени страшно поджег меня, возмутил меня, связал, обессилил из-за вчерашнего пресыщения. Один раз в день поел дома, но очень сытно. Из-за моей неисправности нравственной и дьячок был неисправен в церкви в чтении и пении канона; я неисправен был в выговаривании слов ектений, в духе раздражителен, зол. Погода не благоприятствовала расположению духа и здоровья: оттепель сильная после сильных морозов, снегу по колено. Опять согрешил сегодня нелюбовию и враждою на брата чтеца Василия Ивановича Кутузова за его неисправность и погрешность; гневно смотрел на него во время утрени. Господи! даждь нам мир имети между собою всегдашний. Зная потребность своей натуры, что мне очень мало надо есть-пить, а ем-пью больше надлежащего всегда, каждый день. О, жадность, которой и животные не имеют в такой силе, как я! О, разумом согрешаяй, не неведением! С дьячком всегда обращайся как с братом, равно созданным по образу Божию, как и ты, равно искупленным Кровию Сына Божия, равно членом Христовым, как и ты; обращайся, говорю, с любовию, кротостью, незлобием, смирением, равно и со всеми низшими и нищими; так же со всеми домашними и со слугами: во всех уважай образ Божий, членство Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

18 сентября, в Борзне, отрубили голову Сомку, Золотаренку и еще нескольким человекам; других отправили в оковах в Москву, а оттуда в Сибирь. Это были первые малоруссы, сосланные в Сибирь. С этих пор в Малороссии сделалось распадение на два гетманства, продолжавшееся до падения казачества на правой стороне Днепра. Оно временно отразилось и на церковном строе. Дионисий Балабан умер в Чигирине, где была столица гетманства правой стороны Днепра; на место его был избран Иосиф Нелюбович-Тукальский, епископ Могилевский. Московское правительство не признавало его, продолжало именовать блюстителем митрополии Мефодия и хлопотало о возведении последнего в сан митрополита, но константинопольский патриарх не соглашался на это. Успехи поляков в войне с Московским государством побудили короля Яна-Казимира сделать покушение на подчинение себе и Украины левого берега Днепра. В январе 1664 года он двинулся через Днепр. С ним должны были идти и казаки под начальством своего гетмана Тетери, и союзные татары. Города сдавались на левой стороне. Только местечко Салтыкова Девица оборонялось отчаянно, и все жители были истреблены. Король дошел до Глухова, стоял под ним пять недель и не мог взять его. Здесь в польском лагере был расстрелян, по подозрению в измене, казацкий полковник Иван Богун, один из храбрейших сподвижников Богдана Хмельницкого. Между тем запорожцы, под начальством Сирка и Сулемы, бывшие в тылу короля, начали отбирать казацкие города на правой стороне Днепра. Это побудило короля удалиться на правый берег Днепра. Польский полководец Чарнецкий разбил Сулему, а польский полковник Маховский схватил бывшего гетмана Выговского, носившего звание киевского воеводы, и расстрелял его, по наущению Тетери, обвинявшего Выговского в намерении передаться Москве. По всему видно, что Выговский действительно был в соумышлении с Сирком: раздраженный против Москвы, страшась от ней порабощения для Малороссии, он примирился с поляками в надежде дать своей родине независимость и свободу в том виде, в каком она была доступна его понятиям, но был жестоко обманут; собственное возвышение не удовлетворяло его; и вот он еще раз отважился на восстание и преждевременно погиб, не успевши ничего сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В сей паремии (1 Ин. 4:20–21; 5:1–5), читаемой в праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября), говорится о несовместимости любви к Богу с нелюбовию к ближним и о силе веры. Гл. 4, ст. 20. Возлюбленнии, аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? Истинная любовь к Богу имеет необходимую связь с любовью к ближним. Где нет любви к ближнему, там нет любви к Богу. Наш ближний есть видимый носитель образа Божия. Даже не возрожденный, естественный человек сохраняет это достоинство ( Быт. 9. 6 ); тем паче оно принадлежит возрожденному благодатью крещения. Но что мы видим, то нам легче любить, чем то, чего не видим, подобно тому, как веровать легче, когда предмет веры пред глазами, чем если бы он не был видим ( Ин. 20:29 ). Чрез чувственное зрение предмет любви производит непосредственное впечатление на душу и живее овладевает ею, чем чрез духовное созерцание. Посему, если бы кто стал уверять, что любит Бога, Которого не видит чувственными очами, но не любит (ненавидит) ближнего, которого видит, тому нельзя верит: он ложь есть. Ибо нельзя надеяться, чтобы не исполняющий легкого, более доступного ему, мог исполнить трудное, менее доступное ему. Ст. 21. И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего. Заповедь о любви к Богу совместно с любовию к ближнему дана от Бога (от Него) в Ветхом Завете и подтверждена Новозаветным Законодателем Сыном Божиим Иисусом Христом. По слову Его, на ней утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:38–39 ). Гл. 5, ст. 1. Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть. И всяк, любяй рождшаго, любит и рожденнаго от него. В предшествующих двух стихах основание любви к ближнему указано в том, что ближний есть видимый носитель образа Бога невидимого, также в ясной заповеди ветхозаветной и новозаветной о любви к ближнему нераздельно с любовию к Богу. В подлежащем рассмотрению стихе указывается новое основание для исполнения долга любить ближнего, – вера во Христа Искупителя. Кто имеет эту веру, тот от Бога рожден. Чрез крещение, которое есть духовное рождение, верующий во Христа сродняется с Ним и чрез Него с Богом Отцом, делается чадом Его по благодати и следственно братом прочих верующих во Христа, имея общего с ними Отца. Но братьям свойственно любить друг друга по самой природе ради того, что произошли от одного отца. Подобно сему и верующим во Христа, как рожденным от Отца Бога, свойственно любить и детей Его, как братьев своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Лазаря (Барановича). 1865. С. 89). Причиной недовольства гетмана могли быть добрые отношения И. с правобережным духовенством и с антироссийски настроенным Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) (последний 5 марта 1669 написал одобрительный отзыв на кн. «Мессия правдивый...»). И. был возведен в сан архимандрита между 14 апр. и 24 июня 1669 г.: в письме от 14 апр. Лазарь (Баранович) просил И. не подписываться под кн. «Мессия правдивый...» как архимандрит, поскольку «доколе Вы не будете посвящены, то наименование это будет голословное» (Там же. С. 83); в письме от 24 июня архиеп. Лазарь обращается к И. уже как к архимандриту (Там же. С. 91). В послании в Москву от 29 июля архиеп. Лазарь просил подтвердить для И. сан архимандрита. 27 июля того же года И. также написал письмо Алексею Михайловичу, сделав это скорее всего по совету Лазаря (Барановича). Письмо носило оправдательный характер: чтобы снискать царскую милость, И. должен был объяснить, почему он самовольно покинул Киев и во время польско-рус. вооруженного конфликта находился на Правобережье. Письмо И. подписал уже как архимандрит, и это противоречие в Москве было замечено, хотя и не повлекло за собой каких-либо последствий ( Эйнгорн. 1899. С. 663-664). Грамота царя Алексея Михайловича о прощении вины И. и о подтверждении его сана датирована 10 авг. 1669 г. Для подтверждения прав мон-ря на земельные владения и для получения средств на ремонт обители И. осенью 1670 г. побывал в Москве. Поездка состоялась по совету Лазаря (Барановича), к-рый дал елецкому архимандриту рекомендательные письма (И. также привез в рус. столицу письма от гетмана Д. Многогрешного). В предисловии к кн. «Stary Koció...» И. писал: «К его величеству царю Алексею Михайловичу он (архиеп. Лазарь.- Авт.) рекомендательные письма писал, и в Москву посылал, и большую мне милость у его царского величества своими писаниями снискал» (Stary Koció... Przedmowa. S. 4). И. выехал в Москву 14 сент. 1670 г., прибыл 25 сент., 3 окт. был принят Алексеем Михайловичем, произнес в его честь приветственную речь и поднес царю и царевичам экземпляры своего соч.

http://pravenc.ru/text/577962.html

   Всюду ищите не ленясь. Или что я говорю: ищите. Он взыскан уже вами,— и как верный в слове, верно, уже даровал Себя вам, и не раз удостоверял вас в сем даровании. Он среди вас как пастырь в малом стаде, и в вас, как бы в обиталище Своем. Остается приложить один совет: удержите в себе Господа.    Удержите непрестанным помышлением о Нем и непрестанною умною с Ним беседою — о Нем и спасении душ ваших. Удержите любовным устремлением своего сердца к Нему единому, не попуская ему быть привязанным к чему-либо, кроме Его, мало ли то или велико. Удержите положением себя в Его промыслительную десницу, богопреданным расположением сердца и непрестанною молитвою. Удержите точным исполнением монашеского устава, нелицемерным послушанием, кротостию, миролюбием, взаимною уступчивостию, пособием друг другу, смирением, неосуждением, нелюбовию к вещам, лицам и обычаям мирским, уединением, трудолюбием, недаванием покоя плоти, всегдашнею памятию об исходе из сего жития и ожидающем вас воздаянии.    Даруй, Господи, чтобы все сие было так среди вас, сестры, да не будет лживо обещание ваше и да не отщетится возлагаемое на вас ожидание всех! — Мир пред вами, а Господь в вас.    Отвратите очи ваши, чтоб не видеть суеты — и быть всегда с Господом. Его ищите и вслед Его направляйте шаги ваши, мысли и чувства.    Многие и неизглаголанные дарования сопряжены с житием вашим. Господь близ, чтоб исполнить вас благих Своих. Но и потрудиться надо.    Потрудиться, не устрашаясь пустыми страхами и не жалея себя. Жены мироносицы среди распинателей Христовых теснились ко Господу.— Не смотрите и вы ни на что, что вне вас. Пусть вопит мир, пусть безумствует суемудрие, пусть воздвигаются неприятности — идите своим путем, не озираясь по сторонам, не засматриваясь на окружающее, не заслушиваясь пустых речей. Себе только под ноги смотрите и терпеливо ступайте по указанию заповедей и просвещенной свыше совести. И среди мира есть много тружениц благочестия, ищущих Господа, ревнующих постигнуть Его. Смотрите, не отстаньте от них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

п. Таким путем многие запутывались в их сетях и совращались в католичество. Особенно много вреда нанесли православной церкви иезуитские школы. Они появились во многих городах. Первое между ними место заняла Виленская коллегия, основанная иезуитами в 1570 году и преобразованная в академию в 1578 году. Она обнимала все ступени школьного образования, от низшей до высшей, и делилась на 7 классов (infima, grammatica, sintaxis, poesia, rhetorica, philosophia и theologia), для бедных имела несколько бурс, или общежитий, с бесплатным столом 103 . Главными предметами обучения были: латынь, схоластическая риторика и богословие. Преподавание велось на латинском языке. Заботы воспитателей и учителей были направлены на то, чтобы развить в учениках приверженность к католической церкви и презрение к православной. Русско-литовское дворянство охотно отдавало в эту академию своих детей. Но большинство их, пройдя иезуитскую школу, или совращалось в католичество, или выходило с нелюбовию к православной церкви, готовое при первом случае бросить православие 104 . Чтобы иметь больший успех, иезуиты задумали ввести церковную унию между православными и католиками на началах Флорентийской, надеясь впоследствии перевести униатов в католичество. Получив от папы Григория XIII благословение на это дело, иезуиты всюду стали сеять мысль об унии как письменно, так и устно: высшему духовенству они сулили освобождение от ненавистного им вмешательства мирян в дела церковные и уравнение в правах с католическим духовенством, православным князьям и папам – большую силу в политических делах Польши, православной церкви – уничтожение разных нестроений в ней под главенством всесильного папы. Некоторые из православных епископов, не подозревая иезуитских козней, начали действовать в пользу унии. В 1591 г. Кирилл Терлецкий (еп. Луцкий), Гедеон Болобан (еп. Львовский), Дионисий Сбируйский (еп. Холмский) и Леонтий Пельчинский (еп. Пинский) подписали и подали польскому королю Сигизмунду III грамоту, где выражали желание подчиниться папе с условием сохранения православных обрядов и ограждения их иерархических прав.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010