войскам (Там же. С. 65-67). 4 сент. 1656 г. братчики получили благодарственное послание Киевского митр. Сильвестра (Косова) (АСЗР. Т. 2. 52. С. 78). 6 дек. 1657 г. могилёвский воевода И. В. Бутурлин получил грамоту от патриарха Московского и всея Руси Никона , который по просьбе братчиков запретил монахам М. Б. м. держать в городе корчму, в которой они «безчинствуют и продают вино» (Там же. 53. С. 79). В сер. XVII в. в М. Б. м. была возведена небольшая теплая каменная ц. во имя ап. Иоанна Богослова, а в 1657 г. начато строительство 4-ярусной колокольни (башни-звонницы), на которую в 1686 г. установлен колокол. Позднее к ней с одной стороны был пристроен каменный дом с погребами и амбарами, а с другой - деревянный дом и 6 каменных лавок. В 1661 г. насельники и братчики отказались впустить в город еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) и вместе со своим игум. Севастианом (Комаром) поддержали московского кандидата на кафедру еп. Мефодия (Филимоновича). Однако большинство могилёвских мещан были против их действий ( Жудро. 1890. С. 68). Обитель сильно пострадала во время восстания жителей Могилёва против русской администрации в 1661 г., а также от действий швед. оккупационных войск в 1708 г., которые полностью разграбили М. Б. м., забрав из него более 150 серебряных предметов церковной утвари. Ущерб монастырю нанесли городские пожары 1664, 1666, 1748, 1810 и 1850 гг., после которых проводились масштабные реставрационные работы. В 1669 г. с разрешения короля в М. Б. м. при Иоанно-Богословской ц. было организовано т. н. Младшее братство. Его членами могли становиться неженатые мужчины и незамужние женщины, к-рые «делали по возможности между собою складки денежныя на церковныя той церкви надобности». Члены Младшего братства имели свою казну, самостоятельно избирали «отдельных старост, подстарост и шафарей» (Там же. С. 68-69). В 1676 г. была возрождена типография, в 1682 г.- школа. В XVII-XVIII вв. большую роль в управлении М. Б. м. играли старшие братчики. Они контролировали доходы и расходы обители, занимались благотворительностью и просвещением, финансировали ремонт Богоявленского собора, оплачивали деятельность уч-ща, госпиталя и типографии.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

Делами своей Мстиславской епархии новый епископ-местоблюститель занимался мало. Изначально планировалось, что центром его активности станет Киев. Мефодий прибыл сюда уже летом 1661 г. и принял управление делами митрополии от епископа Лазаря. К сожалению, Мефодий занялся не устроением дел церковных, но с головой погрузился в политические страсти, бурлившие на Украине. В марте 1662 г. частью казачества новым гетманом был избран Переяславский полковник Самко. Мефодий привел его к присяге, но затем прибыл в свой родной Нежин, где примкнул к сопернику Самко Нежинскому полковнику Золотаренко. Мефодий направил в Москву донесение о том, что Самко избран на гетманство обманом и угрозами. В Москве, тем не менее, признали Самко наказным гетманом, но обязали его жить в мире с епископом Мефодием. Самко, в свою очередь, тоже писал в Москву жалобы на Мефодия и просил поставить на его место Иннокентия Гизеля или Лазаря Барановича, говоря, что Мефодий не пользуется любовью у казаков. Но в Москве и Самко, и Мефодия оставили на своих местах, надеясь, что они в конце концов примирятся. Увы, этого так и не произошло. Мефодий совершенно покинул Киев и жил то в родном Нежине, то в Зенькове, то в Гадяче всякий раз под предлогом подготовки рады для избрания нового гетмана. Свое нежелание пребывать в Киеве Мефодий оправдывал боязнью расправы со стороны Самко. Одновременно епископ Мстиславский плел интриги против наказного гетмана. Вскоре вихрь политических страстей совершенно закрутил местоблюстителя Киевской митрополии. Между тем, каноническое положение Мефодия многими ставилось под сомнение, особенно после того, как митрополит Дионисий Балобан в пику Мефодию поставил на ту же самую Мстиславскую кафедру, которую занимал Мефодий, Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Положение Мефодия стало еще более щекотливым после того, как в 1662 г., в Неделю Торжества Православия, покинувший Московский Патриарший престол Никон провозгласил анафему на митрополита Питирима и рукоположенного им Мефодия. Причем, поставление Мефодия на Мстиславскую епархию Никон прямо указал в числе прегрешений Патриаршего местоблюстителя Питирима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

Настоятель (1658-1663) игум. Виктор (Загоровский) активно сотрудничал с рус. правительством. Уже 4 авг. 1658 г. он докладывал патриарху и боярам о своей беседе с гетманом И. Е. Выговским. В 1659 г. бывш. гетман Выговский с призванными татарами и поляками разорял Полтавщину, и рус. полководец кн. Г. Г. Ромодановский с войском двинулся к Лубнам, из к-рых бежал полковник Степан Шамрицкий. В ходе наступления, как писал С. В. Величко, Ромодановский «удался по чиемусь извету до монастыря Мгарского Лубенского, где на винограде многих заможных (состоятельных) людей скарбец замурованный, войско, знайшедши, между собою розраховало (т. е. поделило.- В. П.)». Игум. Виктор считался духовным наставником Я. С. Сомко, наказного гетмана Левобережной Украины, к-рый покровительствовал обители. 17 апр. 1662 г. Сомко подписал универсал о предоставлении мон-рю городищских мельниц. В 1663 г., после смещения и казни Сомко вслед. доносов и интриг, игум. Виктор также был смещен с должности настоятеля, обвинен в попытках склонить Сомко к измене государю, выслан сначала в Москву, а затем в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . В 1663-1668 гг. М. м. возглавлял игум. Каллист (Балицкий), сторонник гетмана И. М. Брюховецкого. При нем в обители в 1663 г. проживал Ю. Б. Хмельницкий, сын Богдана Хмельницкого. 12 июня 1668 г. М. м. получил от гетмана П. Д. Дорошенко универсал о неприкосновенности владений обители. Уже ок. 1670-1671 гг. настоятелем М. м. снова являлся игум. Виктор (Загоровский), что фактически стало его реабилитацией после ссылки на Соловки. 12 янв. 1671 г. мещанин Георгий Русинович завещал мон-рю 2 тыс. злотых. В М. м. приняли постриг 2 его сына - иеромонахи Полиевкт и Макарий, который в кон. 1671 г. стал новым настоятелем обители. В период игуменства Макария (1671-1687) укреплялось материальное положение мон-ря. 11 окт. 1677 г. лубенский полковник Максим Ильяшенко отдал насельникам для пользования «в ключу Лубенском» с. Пески за р. Сулой. В 1678 г., перед нападением турок на Чигирин, игум. Макарий перенес в М. м. останки митр. Киевского и Галицкого Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Они были погребены, как указывается в описании обители, «на левой стороне в стене, в фрамуге такой, в якой с противной стороны святителя Афанасия Пателлария мощи находились, и к обоим им приходящие поклонники прикладывались» (в 1737, при замене гробницы митр. Иосифа, упоминалось, что истлела только крышка гроба, а сами останки оставались нетленными).

http://pravenc.ru/text/2562746.html

Но это совершилось не скоро. Киевские митрополиты не желали подчиняться московскому патриарху и лишится той самостоятельности, какою пользовались, находясь в номинальной зависимости от константинопольского патриарха. Киевский митрополит Сильвестр Коссов, вместе с малороссийским, духовенством посылал в Москву игумена Иннокентия Гизеля ходатайствовать о том, чтобы киевская митрополия попрежнему оставалась в ведении константинопольского патриарха. Его преемник Дионисий Болобан (16571663 г.) отказался принять благословение от московского патриарха и присягнул на подданство Польше вместе с гетманом Выговским. Тогда в Москве решили для управления киевской митрополией назначить особого местоблюстителя, и на эту должность избрали нежинского протопопа Максима Филимонова, посвятив его в епископа мстиславского с именем Мефодия. Но власти этого местоблюстителя не признали константинопольский патриарх и западнорусские иерархи. В Малороссии, разделённой тогда на две половины: восточную – русскую, и западную – польскую, избрали двух митрополитов: Иосифа Нелюбовича-Тукальского и Антония перемышльского. Иосиф вскоре был взят в плен поляками и заточён в крепости. На восточной стороне церковными делами управлял местоблюститель Мефодий. Но Мефодий изменил московскому правительству, стал противодействовать назначению митрополита из Москвы и, наконец, согласился вместе с гетманом Брюховецким отдаться под власть турецкого султана. Лишённый сана возвращённым из польского плена митрополитом Иосифом, Мефодий бежал из Киева, был схвачен московским воеводой и отослан в заточение в Новоспасский монастырь. После него делами западнорусской Церкви управлял черниговский архиепископ Лазарь Баранович. Когда Малороссия соединилась под властью одного гетмана – Самойловича, в 1686 г. избран был на киевскую митрополию и посвящён в Москве луцкий епископ Гедеон Четвертинский. В следующем году константинопольский патриарх, с согласия других патриархов, признал зависимость киевской митрополии от московского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

166 О сем пишет Стебельский в часто помянутой его книге Жизнеописания Евфросинии и Параскевии Полотских игумений, том. IlI, стр. 252; а о порученных Шумлянскому вотчинах упоминает и митрополит Гедеон Четвертенский в грамоте своей 1688 г. к патриарху Иоакиму, о коей ниже упомянуто будет. 167 См. Записки Генерала Петра Гордона, изданные в российском магазине Федора Туманского в 1794 г. в С. П. Б., часть III. Гордон, шотландец, был русской службы генералом и находился тогда в Киеве; а роспись всей Гедеоновой свиты, содержания оной в Москве и отпуск его см. здесь в прибавлении под 18. 168 Преосвященный митрополит Гедеон своей особенной типографии не заводил, потому что в его время довольно уже было в Малороссии типографий, как то Киево-Печерская, Спасского Новогородсеверского монастыря, и потом Черниговского Ильинского, Могилевская кафедральная, Виленская при Святодуховом, Кутеннскай и при иных заграничных монастырях. Но прежде его митрополит Иов Борецкий имел уже свою кафедральную типографию, как выше уже сказано. 169 Но не известно, с которого времени по примеру Киевского митрополита начали употреблять мирту с водруженным на верху крестом не только все Малороссийские архиереи, но и архимандриты. Грамот на сию привилегию не отыскано. 171 Записки Сибирской истории, напеч. в III части Древней Российской Вивлиофики, изд. 2, стр. 257, а об отличительных облачениях патриарших смотр Постановление Московского собора 1675 г., напечатанное при первом тиснении архиерейского чиновника 1677 г. и оттуда помещенное в I части Истории Российской иерархии издан. 1807 г. в Москве. 172 Лазарь Баранович в 1668 г. пожалован от восточных патриархов, бывших в Москве, архиепископом с правом ношения саккоса. Ибо архиепископам и епископам по древнему церковному чиноположению верхним облачением была священническая фелонь, а саккос только патриархам и митрополитам. См. Историю Росс. Иерархии, часть I, стр. 521–555. 173 Потому что гетманы левой стороны Днепра и казаки не признавали своими митрополитами ни Иосифа Нелюбовича-Тукальского, ни Антония Винницкого, хотя некоторые киевские духовные иногда к ним и относились по делам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1022 Афанасий умер в 1666 г. По смерти Желиборского, на епископскую кафедру были два претендента: Евстафий Свистельницкий и Иван Шумлянский . Шумлянский прежде служил в военной службе под хоругвию гетмана, впоследствии короля, Яна Собиесского, часто жил при его дворе и там хорошо был принят по своему веселому нраву. Свистельницкий также принадлежал к шляхте. Народ разделился на партии. Шумлянский, имея большое родство в шляхте и привлекши на свою сторону несколько лиц низшего сословия, тайно собрав где-то свою партию, которая и избрала его в епископы. Но митрополит Антоний Винницкий, духовенство, большая часть шляхты и братство, не признавая его правильно избранным, избрали другое лицо – Свистельницкого, который и посвящен в 1668 г., приняв имя Иеремии . Между тем Шумлянский прибегнул к покровительству латинского архиепископа и, по ходатайству его и своей родни, получил королевскую привиллегию на львовское епископство; но, не надеясь на посвящение киевским митрополитом, отправился заграницу и посвящен был в Яссах греческим епископом Софронием, митрополитом филиппопольским, и Феофаном митрополитом хиосским, 1023 как впоследствии оказалось – по винам своим лишенными сана; 1024 а возвратившись в Львов, силой завладел епископской резиденцией, склонив на свою сторону соперника Антония Винницкого, митрополита Нелюбовича-Тукальского. 1025 Таким образом в Львове стали два епископа, и хотя оба выдавали себя за православных, но народ уже разделился на две стороны. Иеремия Свистельницкий, последний православный епископ львовский, умер в 1676 г. Иосиф Шумлянский , оставшись один львовским епископом, тотчас же принял унию и в 1677 г. 1 марта дал клятву в оной в королевском дворце в Варшаве. (Присяга его на латинском языке находится в архиве греко-униатских митрополитов, кн. XVII, 741). Несмотря на то, в 1679 г. королевской привиллегией поручена была ему администрация православной киевской митрополии, так как Иосиф скрывал свое отступничество. В 1680 году он разослал по своей епархии, в наставление священникам, составленную им и напечатанную в Уневе книжку, под заглавием: «Зерцало до предзрения и латвейшего разумения веры святой». В 1687 г. разослал также напечатанную в его собственной типографии во Львове «Метрику албо реестр для порядку церкви святой», причем, в окружном послании, увещевал священников ревностно исполнять пастырские обязанности, вести трезвенную жизнь и носить одежду приличную сану. (А. 3. Р. V, 167–169).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Епископ Лазарь, получив первое известие о смерти Дионисия от наказного гетмана Самки, отвечал: «Помилуй, Боже! В такие трудные времена, когда нам наиболее нужны богомольцы, чтобы отвращать праведный гнев, мы лишились столь благочестивого пастыря. Нужно нам молиться, чтобы Бог всякие утехи утешил Церковь Свою и не оставил овец без пастыря». А в ответе Иннокентию Гизелю, который с великою скорбию извещал о кончине Дионисия, Баранович выражался: «Вечная память усопшему о Господе! Усерднейше желаю вашей пречестности видеть на себе опыты утешений Божиих». Сам Баранович составил скончавшемуся митрополиту и эпитафию . В письме своем от 10 июня 1663 г. к наказному гетману и всему запорожскому войску Баранович, как мы уже упоминали, отказываясь от блюстительства митрополии, которое ему предлагали, просил ходатайствовать пред великим государем, чтобы дозволил избрать действительного митрополита на Киевскую кафедру. Просьба Барановича осталась неисполненною. Между тем православные других епархий Киевской митрополии, не находившихся под властию Москвы, хотя и не так скоро, позаботились об избрании для себя митрополита. Первое собрание их духовенства и представителей от мирян происходило 9 ноября в городе Корсуне. Но собравшиеся разделились на две партии: одна из них избрала Иосифа Нелюбовича-Тукальского, епископа Мстиславского, который назывался также епископом Белорусским, наместником митрополии Киевской, архимандритом лещинским и старшим монастырей виленского Свято-Духова, пинского Богоявленского и иных; другая же избрала Антония Винницкого, епископа Перемышльского и Самборского. Вследствие такого разногласия назначено было на 19 ноября новое собрание, на которое кроме епископов — Луцкого Гедеона Четвертинского, именовавшегося прототроном, Перемышльского Антония Винницкого и Львовского Афанасия Желиборского (недавно избранного на место родного брата его, епископа Арсения, скончавшегося 18 сентября 1662 г.) прибыл и сам гетман правой стороны Днепра Павел Тетеря. Но и на этот раз согласия между избирателями не установилось.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

Нельзя также не заметить, что вся эта политическая деятельность Мефодия была неудачна, к огорчению, конечно, и его самого и московского правительства. Еще более скорби пришлось испытать Мефодию как деятелю церковному. Спустя три месяца после рукоположения его в Москве на одну из епархий Киевской митрополии Киевский митрополит Дионисий Балабан рукоположил (3 августа), пользуясь своим правом, на ту же самую епархию своего епископа, бывшего пред тем архимандритом Лещинского и старшим виленского Свято-Духова монастырей, Иосифа Нелюбовича-Тукальского с оставлением за ним Лещинского монастыря. И это должно было служить постоянным свидетельством для всех и для самого Мефодия, что он рукоположен и называется Мстиславским незаконно. С наступлением 1662 г., в неделю православия, патриарх Никон изрек анафему на Крутицкого митрополита Питирима, между прочим, за то, что он поставил Мефодия епископом в чужую церковную область, подведомую Цареградскому патриарху. И эта анафема на рукополагавшего митрополита падала вместе по канонам на рукоположенного им, подвергая обоих низложению. Но если анафеме Никона, как уже отрекшегося от своей патриаршей кафедры, в Москве не придавали значения, то нельзя уже было не придавать значения и силы другой анафеме, разразившейся прямо над Мефодием в том же году. Что вызвало эту новую анафему и какое она произвела действие, довольно подробно объяснил сам Мефодий. В генваре 1663 г. он написал к царю Алексею Михайловичу: «Извещаю, что митрополит Балабан с изменником Юраской Хмельницким хотят до конца отвратить от тебя, великого государя, как духовный, так и мирской чин Малой России. Посылали они к святейшему патриарху Цареградскому трехтемировского игумена Краковецкого со многими дарами, клевеща на меня, твоего богомольца, и прося проклятия на меня и на всех, сообщающихся со мною. А клевету взвели на меня ту, будто я изгнал от престола митрополита Балабана и насильством при помощи мирской власти восхитил престол Киевской митрополии. И по их просьбе святейший патриарх Цареградский выдал страшное проклятие на меня и на сообщающихся со мною.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

2. Золотой 8-ми конечный крест резной работы, сооружённый в 1800 году усердием той же г-жи Иловайской. В нём весу чистого золота 87 золотников. 3. Три креста со святыми мощами: 1-й восьмиконечный сребропозлащённый, с мощами: Св. Великомученицы Варвары, Лаврентия, Олимпии, Логгина, Ахиллы Диакона, Михаила Митрополита Киевского, Силуана, Захария, Евфимия, Феодора и Макария. Крест сей поступил из дому Войскового атамана Михаила Самарина, коего благословил оным в Киеве блаженной памяти Митрополит Иосиф Нелюбович Тукальской, 2-й небольшой, четырёхконечный сребропозлащённый крест, с мощами Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Златоустого, Василия Великого, Иоанна Милостивого, Царя Константина, Пимена Великого, Анастасия Перского, мученика Меркурия, Архидиакона Стефана, Спиридона чудотворца, Косьмы от Аравит, Священномученика Анфиногена, Ефрема Сирина, Михаила Малеина, Кира безсребреника, Священномученика Анфима, Архимандрита Кумнопоса, Александра Свирского, Богоматери Анны, Николая Чудотворца и Св. мученицы Феодосии девицы. На сём кресте надпись: «Крест сей Войскового Атамана Корнилия Яковлева, сделан рпд (184) году декабря в 1-й день», т. е. 7184 год (1676). 3-й крест небольшой, восьмиконечный, кипарисный, обложенный кругом серебром, на верхней части которого изображено кистью распятие Господне, а в нижней части, в особо устроенном затворе, хранятся мощи Св. первомученика и Архидиакона Стефана и преподобного Нила Сельгерского чудотворца. Крест этот подан, в ноябре 1827 года, вдовою полковницкою женою Праскевою Леонтьевою Быхаловою. 4. Древний образ Свят. Апостола Иоанна Богослова, написанный, как свидетельствует надпись, в 7053 году, т. е. от Рождества Христова в 1545 году. 5. Древний образ Воскресения Христова, прежде бывший местным, но ныне находящийся на Горнем месте в Предтечевском алтаре. Поновлён. 6. Образ Тифинския Божия Матери в сребропозлащённом окладе с таковым же венцом. Убрус на нём и половинная часть ризы низаны жемчугом. В надписи на нём, между прочим, говорится: «написася сей Св. образ в царствующем граде Москве 1762 года апреля 1-го дня, а писал города Ярославля большого изограф Дмитрий Лукъянов, сын Истомин, Войска Донского старшине Макару Никитичу сыну Грекову».

http://sobory.ru/article/?object=07182

аннулировал все уступки православным на территории П. е. Однако осуществить этот декрет властям не удалось. Антоний при поддержке паствы не допустил Хмелёвского во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Хмелёвскому, а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) были безрезультатны. После смерти Афанасия (Крупецкого) король 21 сент. 1652 г. передал кафедру Хмелёвскому, но он не смог занять кафедру и находился в Валяве. 24 нояб. 1663 г. Антоний (Винницкий) получил от короля назначение на Киевскую митрополичью кафедру (в это же время был дан привилей Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому) ). Антония признавали митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. После смерти Львовского еп. Афанасия (Желиборского) в 1666 г. Антоний стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (ныне Мальборк, Польша). В кон. 1666 г. митр. Иосиф был освобожден, но 12 авг. следующего года кор. Ян II Казимир аннулировал данный Иосифу привилей и признал Антония единственным законным митрополитом Киевским. При этом большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил епископом Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией Антония. В руках последнего осталось только управление П. е. Митр. Антоний добился поставления коадъютором еп. Георгия (Юрия) (Гошовского), его хиротония состоялась в 1667 г. в перемышльском кафедральном соборе, он управлял П. е. в 1667-1675 гг. ( Krochmal A. 2016. S. 64). В 1670 г. в Перемышль был назначен униат. еп. Ян (Малаховский), но Антоний не допустил его во владения кафедры (после кончины Антония, в 1690, Малаховскому удалось отобрать у правосл. кафедры 5 деревень в окрестностях Перемышля). В 70-х гг. XVII в. митр. Антоний установил контакты с Россией, в частности через рус. резидента в Варшаве В. М. Тяпкина, и в кон. десятилетия просил у Москвы поддержки в борьбе с планами «новой унии» кор.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010